Марцев Ярослав Фёдорович : другие произведения.

Апофеоз эстетики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Идея данной статьи возникла после моего знакомства с некоторыми "готическими" работами современного фотоарта, автором которых является Александр Мезенцев.

  
   Человеческая культура прошла долгий путь развития, и на этом пути всегда присутствовал такой вид творчества, как изобразительное искусство. И оно постепенно изменялось, принимало разнообразные формы, развиваясь вместе с породившим его обществом. А как обстоят дела сегодня? Как развивается это направление творческой деятельности?
   Постараюсь высказать некоторые соображения по этому поводу. И хотя я не могу претендовать на роль профессионального критика, но моё мнение может оказаться ценным именно потому, что оно выражает взгляд обычного человека, с изобразительным искусством не связанного, а значит, более свободного от общепринятых штампов и условностей.
   Прежде всего, мне хотелось бы совершить маленький экскурс в историю, чтобы попытаться лучше понять те мотивы, которые побуждали человека переносить на картины образы, увиденные им в реальном мире, или созданные его собственным воображением.
  Самые первые формы живописи появились задолго до появления письменности, земледелия, ремёсел; возможно, что человек создал первые рисунки на стенах пещер даже раньше, чем у него появилась достаточно развитая речь. В любом случае, я полагаю, что овладение живописью можно было бы считать таким же важным культурно-историческим событием, как и формирование у людей способности к речевому общению друг с другом.
   Где-то в очень далёком прошлом, кому-то из диких пещерных охотников вдруг пришла в голову мысль, что образ недавней успешной охоты можно отделить от самого этого события и запечатлеть в изображении, нанеся его на каменные своды пещеры. Скорее всего, этот неизвестный гений-дикарь не осознавал, какой глубокий смысл может скрываться в созданном им примитивном рисунке. Но если рассмотреть это событие не как простой творческий акт, а как выход человеческого разума на совершенно новый, ранее недоступный ему уровень осознания окружающего мира, то его значение станет поистине грандиозным! Ведь идея сохранить образ какого-то объекта в виде рисунка - это прототип идеи о бессмертной душе, способной существовать независимо от смертного тела. Можно также сказать, что первый примитивный рисунок был прообразом любой формы абстрактного представления информации - от иероглифов, до компьютерных программ.
   Но немало времени прошло с тех пор, и ещё больше было создано различных рисунков, картин, скульптур и фотографий. Искусство развивалось, и менялось его значение, служа различным целям в разные исторические периоды. Оно прославляло богов и героев, окружало роскошью королей, влияло на мысли и чувства простых людей. А к чему пришло изобразительное искусство сегодня? Как оно влияет на жизнь современного человека?
   Долгим был путь сквозь тысячелетия. Первым шагом стал неумелый рисунок, изобразивший пронзённую копьём антилопу, а сегодня можно создавать сложнейшие композиции, и для этого даже не обязательно уметь обращаться с кистью или карандашом. Но, думаю, главное всё же не в технике создания, а в тех идеях, которые воплощает в себе то или иное произведение. Общее представление об этих идеях можно получить, определив, какие сюжеты и стили являются сегодня наиболее распространёнными.
  Хит каменного века - сцена охоты - безвозвратно канул в прошлое. Эта тема перестала играть существенное значение в жизни людей. Наверное, она никому не интересна сегодня.
   Изображение богов также перестало быть одной из основных тем. Хотя, если быть точным, само это направление сохранилось, но полностью изменился его внутренний смысл. Если в древности богов изображали с целью поклонения, стремясь заслужить милость сил иного мира, чтобы упрочить своё положение в мире земном, то теперь всё происходит наоборот. Сегодня тема богов и мифических существ используется человеком, чтобы отвлечься от реального мира и ощутить иллюзию несуществующих мистических пространств.
   Тема героев претерпела примерно такую же трансформацию, как и тема богов. И хотя героические образы всё ещё продолжают служить одним из важных мотивов в различных видах творчества, они почти всегда очень далеки от реальности. Художники предпочитают изображать мифических или фантастических героев. Особенно популярным стал, в последнее время, жанр фэнтези. Возможно, такой уход от реальности связан с тем, что "герои" из реальной жизни слишком часто оказываются негодяями, которые всего лишь эффектно маскируются под героев.
   Одной из самых востребованных и самых неоднозначных тем в искусстве, всегда была тема женской красоты, эротики, изображения человеческого тела. На протяжении многих веков, прошедших с момента зарождения изобразительного искусства, эта тема получала лишь ограниченное развитие. Она всегда была ограничена различными "табу", которые распространялись на всё, что было связано с сексом и эротикой. Даже во времена, когда искусство достигало наибольшего развития (как, например, в эпоху Ренессанса), эротическая тема оставалась если не под запретом, то, по крайней мере, на её развитие продолжали влиять определённые ограничения.
   Но мировоззрение, господствующее в современном обществе, и провозгласившее своим основным приоритетом свободу, постепенно расшатало и разрушило все те, казавшиеся такими незыблемыми, запреты и ограничения, которые проводили грань между "дозволенным" и "недозволенным". Во второй половине двадцатого века обнажённая натура уже перестала быть чем-то особенным, превратившись в одну из рядовых тем, используемых как в фотоискусстве, так и в литературе, театре и в кино.
   В то же самое время, развитие новых компьютерных и полиграфических технологий позволило выйти на качественно новый уровень, при создании художественных изображений. Также возникли новые возможности для распространения информации. Сегодня любое изображение можно хранить в цифровом формате, передавать через Интернет, записывать на компактные носители и т. д. и т. п. Все эти факторы, сформировали новый тип культуры, получившей название массовой. И фотоискусство также заняло в ней свою нишу. Но место в сфере масскультуры никогда не бывает бесплатным. Современный мир расчётлив и меркантилен. В нём может удержаться на плаву лишь то, что пользуется популярностью и спросом. Успешными становятся лишь те виды искусства, которые хорошо продаются. И здесь, как правило, выходят на первый план такие творческие темы, которые способны привлечь внимание, удивить, шокировать. С этой точки зрения, эротика и секс представляли собой идеальный вариант: для авторов, вечная и неисчерпаемая сфера физической красоты человеческого тела предоставляла огромное пространство для воплощения творческих замыслов. В то же время, достаточно высокий уровень интереса со стороны публики, позволял рассчитывать на высокую коммерческую эффективность творческих проектов, ориентированных на темы эротики.
   И действительно, эротическая тема превратилась из запретной, в одну из основных. В последние годы она используется весьма интенсивно. Наверное, не будет преувеличением, если я скажу о том, что автор, не использующий эту тему в своём творчестве, считается старомодным, или даже не слишком талантливым. Однако расцвет эротической линии в искусстве не принёс ему никаких особых результатов. Не было создано ничего такого, что могло бы произвести на человека особое впечатление и запомниться на долгие годы. Западная культура создавала лишь секс-символы, которые были широко растиражированы и востребованы толпой обывателей, мечтающих о "красивой жизни". Эти одноразовые образы появлялись на год, на месяц, а то и на несколько дней - а затем навсегда исчезали с телеэкранов, глянцевых обложек и из памяти людей. А на смену им уже приходили новые - ещё более откровенные, наполненные всё более изысканной и агрессивной красотой.
   Но откровенность, как впрочем и агрессия, не могут длиться вечно. И, набрав обороты, маховик массовой культуры перемолол и пустил на ветер духовную составляющую эротического образа, оставив от него одну лишь биологическую часть; один лишь физический рефлекс - сгусток возбуждения, который возникает в мозгу существа при встрече со своим сородичем противоположного пола.
   Быть может, наиболее выдающиеся мастера фотоарта подсознательно чувствовали, что массовое распространение и предельная откровенность превратят эротический образ в бездушную подделку, в ширпотреб. Возможно, они старались как-то избежать этого: одни придавали своим работам мистический оттенок (как Хейн Лэсс), другие старались оживить эротический мотив, добавляя в него изящные романтические ноты (как Ричард Аведон). А самые смелые (или безумные) доводили эпатаж и экстремальность своих работ до абсурда (как Ян Саудек). Борясь с банальностью, они превращали её в фарс, противопоставив циничную усмешку балаганного шута хищному блеску бездушной красоты эротических звёзд.
   Впрочем, я могу и ошибаться, и возможно, мастера фотоарта не могли предчувствовать гибели эстетической составляющей эротического образа. Но даже если и было у них это предчувствие, оно всё равно ничего не изменило. Романтические, эстетические, возвышенно-лирические мотивы эротического искусства оказались погребёнными под толстым слоем глянцевых журналов и пиратских DVD с дешёвой порнографией. И неплохим подтверждением этому могут служить некоторые тенденции, проявляющиеся сегодня, как в фотоарте, так и в музыке и литературе. Я говорю о направлениях, использующих декадентские, а также "готические" мотивы, выражающие мрачные ощущения распада и обречённости. И эти тёмные образы, выступающие противовесом гламура и попсы, кажутся мне вполне актуальными и своевременными. Масскультура возвела физическое совершенство в ранг абсолютного кумира, но духовность была жестоко растоптана толпой сексуально раскрепощённых обывателей, ринувшихся в безумную погоню за призраком "свободной любви".
   Эстетика была отделена от духовности, и это привело её к вершине свободы. Но этот триумф ознаменовал её гибель: даже самое прекрасное тело, не содержащее в себе духовного начала - это просто труп.
  
  
  
  
  Ярослав Марцев
  
  13 января 2009 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"