Малашкин Александр Сергеевич : другие произведения.

Глас Времени Глава первая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Глава 1
   1
  Зашторенная комната тиха и свежа. Выключенный телевизор, стакан воды и широкая двуспальная кровать. Тремя секундами ранее на нее плюхнулся человек.
  Ухо уютно притиснуто к мягкой подушке, плечи чувствуют прохладу свежей простыни. Организм в предвкушении сладкого сна. Но сквозь туман слышится какой-то нервирующий треск: не то дятел стучит, не то сосед долбит перфоратором. Мужчина в постели не успевает уснуть и застревает где-то посередине. Если человека пытаются разбудить в таком состоянии, сознание мечется, подобно загнанному зверю, и не ведает, как поступить. Поддаться слабости и крепко заснуть, или же подскочить и разобраться, в чем дело? Иосиф выбирает второе. Он поднимается на ноги и только через пять секунд понимает, что причиной этого противного треска является вовсе не привидевшийся дятел, воплощенный в неусидчивом соседе - это звук дверного звонка, искаженный сонным сознанием. Иосиф сжимает кулаки и, шлепая тапками, выбегает из спальни. Звонок в дверь раздается снова. На этот раз настойчивее.
  - Вы с луны упали?! - кричит Иосиф, еще не дойдя до двери. - Ну, сейчас я вам...
  Даже не посмотрев в глазок, он в ярости стискивает зубы и с размаху дергает шпингалет. Им овладевает злость. Ведь друзья и знакомые знают: в это время суток старину Иосифа лучше не тревожить, поскольку старина Иосиф подолгу засиживается за работой и ложится под утро. В образовавшуюся щель тотчас протискивается черная перчатка, пальцы вцепляются в край двери и рывком распахивают ее. Иосиф в гневе от такой наглости. Как ни странно, ему даже не приходит на ум, что это вполне могут быть грабители. В этом плане он спокоен, ибо уверен: в его холостяцкой квартире особо воровать нечего; он въехал недавно и не успел обзавестись ценностями.
  - Что вы себе позволяете? - выпаливает он в бешенстве. Его взгляд все еще прикован к перчатке. Кажется, так и смотрел бы на нее, не заговори с ним ее обладатель.
  - Мы должны забрать вас, собирайтесь! - говорит грубый мужской голос. Иосиф молниеносно вскидывает глаза и видит перед собой, то, чего в природе быть не может. По крайней мере, в нормальной природе. На площадке стоят двое в черных блестящих плащах, один в фуражке с орлом вместо кокарды, второй в стальной каске, на руках красные повязки с черной свастикой на фоне белого круга. Иосиф думает, что ему это снится, и собирается развернуться, однако голос второго гостя заставляет остановиться:
  - Schnell, schnell!
  Иосиф тотчас узнает знакомый язык. Еще бы, ведь он школьный учитель немецкого.
  - Ja-ja, - усмехается Иосиф.
  Он считает, что это шутка, разыгранная его учениками, и полусонную злость вытесняет теплый позитив.
  - Оригинально придумано! Но где вы раздобыли фашистскую форму? Ограбили музей на Поклонной горе?
  - Форма нашей доблестной родины. Нашей партии! - грубовато отзывается тот, что в фуражке.
  Иосиф окончательно выходит из полусна и понимает: перед ним не ученики-старшеклассники, это дядьки за сорок. Они даже старше его самого. Но что им нужно? У первого чуть распахнут плащ и видна кобура, у второго на плече висит автомат. Иосиф смекает: образец - не музейная бутафория с извлеченными внутренностями, это самый настоящий боевой пистолет-пулемет MP-40. От него на весь подъезд пахнет оружейной смазкой.
  - Если вас ко мне направила ваша партия - убирайтесь в задницу! Я с нацистами дела не имею! Если я работаю школьным учителем немецкого языка, это не означает, что я приверженец тех самых взглядов. Боже, как глупо так думать...
  На шум выскакивает сосед.
  Слесарь Алексей Николаевич маячит волосатым пузом.
  - В чем дело? - спрашивает он, поглаживая лысину. - Вы кино снимаете? Про войну?
  - Так точно! - поворачивается к нему немец в фуражке с орлом. - "Гости из прошлого" называется. Слышали о таком? Нет? Только цыц! - это я по секрету.
  - Все, понял, ухожу, - бормочет сосед и закрывает за собой дверь. Но, не успев повернуть ключ, вновь открывает. От лысины отражается свет энергосберегающей лампочки.
  - А свободной ролишки случайненько не найдется?
  - Нет, уважаемый, - по-русски отвечает невозмутимый немец. В его голосе чувствуется легкий акцент. Любой другой не поймет, но Иосиф в этом деле собаку съел. - Все роли расписаны.
  Дверь захлопывается.
  Иосиф хочет крикнуть соседу, чтобы тот вызвал полицию, но человек в каске предостерегающе хватается за оружие.
  - Nicht! - оскаливается он. Иосиф замечает белые зубы, среди которых притаился один золотой.
  - Ладно, ладно... нихт-нихт...
  Иосиф медленными шагами отступает вглубь квартиры, заглядывает за угол и видит трехлинейную винтовку Мосина, приставленную к стене. Из глубины дверного проема немец наставляет на него автомат.
  - Нихт... нихт, - продолжает шептать Иосиф. - Подождите, голубчики... подождите, родные. Будет вам и родина, и партия...
  Рука Иосифа тянется к винтовке. Он хватает и вскидывает ее как заправский солдат. Но немец в фуражке уже здесь. Мосинка упирается в плащ. В руке напротив пистолет Люгера.
  Они стреляют одновременно, но, кажется, пуля настигает Иосифа первым.
  - Очнись! Скотина, очнись! - кричит склонившийся над Иосифом второй немец в каске. - Чего разлегся, мразь этакая? Притворяться вздумал?! Знаешь, кого ты подстрелил?
  Солдат выражается по-немецки, но Иосиф отлично его понимает.
  - Очнись... Очнись! - он пинает Иосифа в бок тяжелым сапогом. - Очнись! Слышишь? Я забью тебя до смерти!
  Еще пинок, еще... Голос немца становится каким-то женским. Затем милым и даже ласковым. Иосиф открывает глаза и видит женщину, сидящую возле него в пассажирском кресле самолета. Она тычет его в бок.
  
   2
  - Очнитесь... Мужчина, вам плохо? Я вызову стюардессу.
  - Нет-нет, подождите. Со мной все в порядке, - заверяет Иосиф, хотя сам не шибко-то верит в это.
  - Вас трясло. Вы кричали.
  - Всего-навсего скверный сон, - отмахивается он.
  Иосиф приподнимает голову, оглядывает салон, и видит, как на него смотрит пара десятков удивленных человеческих глаз. Жутко неловко.
  - А что я такого кричал? - смущенно интересуется он у соседки.
  - Да так, ничего особенного... Что-то про родину и партию.
  Монотонно гудят двигатели. За иллюминаторами плывут белые облака.
  "Все хорошо. Это всего лишь сон, - про себя успокаивается Иосиф. - Слишком странный, конечно, но все же обычный сон"
  Впереди две недели путешествия по Германии. Он долго ждал этой поездки.
  Сейчас июль 2015 года. В Москве было жарко. В Мюнхене обещают дождь. Иосиф закончил свои школьные и репетиторские дела и полетел в заслуженный отпуск, в страну, которую мечтал посетить уже добрый десяток лет, с тех самых пор, как стал преподавателем немецкого языка в старших классах.
  Он одинок. Жена два года назад ушла к другому. Сказала, что больше не может терпеть его вечной увлеченности делами, которые не приносят доход. "Либо ты начинаешь зарабатывать, либо я от тебя ухожу", - говорила она каждое утро, когда он брал чемоданчик, в котором педантично хранил учительские принадлежности, и уходил на работу. "Ты как проклятый учишь тупых сосунков и ничего с этого не имеешь! - кричала она. - Пойди-ка, устройся в дом к богатеньким, там хоть платить будут. А то так и помрем: жалкий учителишка и его истощавшая жена". Терпеливый Иосиф долго выносил ее сцены - что для нормального мужчины, в общем-то, сложно - и, наконец, в один незабываемый вечер позвал ее к столу и высказал всё, что о ней думал. Ошарашенная женщина в тот же вечер хлопнула дверью.
  Он пил горькую целый месяц, месяц не появлялся и в школе. Но, просохнув после очередной одинокой попойки, решил взяться за дело. Извинившись перед директором, он вернулся за кафедру. Крики и наставления истеричной женушки даром не прошли: вскоре он взялся обучать детей из состоятельных семей.
  Немецким языком Иосиф владел как родным. Временами даже почитывал Гёте и Гессе в оригинале. Его везде принимали как специалиста высокого класса и хорошо платили. Особенно "богатенькие". Иосиф умел увлечь предметом, и дети были просто в восторге. Ну, а родители, у которых имелись деньги, дивились на своих довольных и, главное, познающих чад, и платили, не скупясь.
  Среди учеников Иосифа был тринадцатилетний сын главы концерна "БМВ" в России. До того как Иосиф взялся за его обучение, ребенок по-немецки не знал ни слова, но уже через пару месяцев мог легко читать рекламные брошюры которыми был завален весь их дом. А еще через два месяца ученик стал разговаривать. Отец был очень доволен успехами своего сына и в эксклюзивном порядке предоставил учителю дисконтную пятидесятипроцентную скидку на весь модельный ряд автомобилей "БМВ". Так, всего за год Иосифу посчастливилось пересесть с автобуса на хороший, пускай и самый простой, автомобиль линейки "БМВ". А так же удалось переехать в приличное, хоть пока и съемное, жилье.
  Бывшая жена, спутавшаяся с каким-то коммерсантом, который вскоре прогорел и оказался нищим, бесновалась и кусала локти. После процедуры развода Иосиф попросил забыть о себе навсегда. Еще целый год пахал как папа Карло, почти не видя белого света. И что говорить - сильно измотался. Другой женщины так и не нашел, и это понятно, когда так вкалываешь. Зато твердо решил: вернувшись из поездки, сразу удариться в поиски. Денег он скопил достаточно для безбедного существования какое-то время. Нужно найти хорошую женщину, родить ребёночка, а всё остальное подождет. Иосиф - человек самостоятельный, ему не нужна кухарка или прачка, вечно сварливая, вечно недовольная и сумасшедшая. Ему нужна романтичная, понимающая особа, готовая разделять его тонкий философский характер.
  Теперь он в небе Европы. Летит, спешит, чтобы совершить желанное турне по Германии.
  Великолепный "Дримлайнер" немецкой авиакомпании совершает мягкую посадку в аэропорту Мюнхена. Подают трап, и Иосиф впервые ступает на землю страны, в которую так долго стремился. Прогноз синоптиков не подтверждается - в столице Баварии ясно.
  В отделе выдачи багажа он принимает два компактных чемодана и хватает первое такси. Но отель ему сегодня не нужен. Иосиф едет в бюро автопроката и получает в двухнедельное пользование совсем новенький "Мерседес" Е-класса. Заплатив небольшие по российским меркам деньги, выдвигается в путь. Всем известно, какого качества и какой протяженности в Германии дороги. Даже у русского человека за брата-немца душа радуется. Но и зависть тоже иногда проступает. Тогда в голову лезут разные мысли: от "молодцы, вот бы и нам такие!" до "какие шустрые, понастроили тут себе... видимо, плохо мы по вам в сорок пятом вдарили!"
  
   3
  Стрелка спидометра плавает между трехзначными показателями. Разрезая мощным корпусом теплый летний воздух, по идеальному баварскому асфальту стремительно мчится совершеннейший четырехколесный агрегат. Иосиф крепко сжимает приятное на ощупь и вид рулевое колесо автомобиля, пожалуй, самой престижной в мире марки.
  Мюнхен позади. Он решил в нем не задерживаться. Ведь обратный рейс только через четырнадцать дней, и по плану останется несколько суток, чтобы как следует там побродить по возвращении. Дорожная гладь автобана манит - невозможно устоять даже искушенному. Если у тебя добротный автомобиль с мощным мотором, обутый в хорошую резину - ты счастливый человек!
  Весь маршрут он весьма условно спланировал заранее, несколько часов сидел над электронной картой. Вкруговую объехать Германию на автомобиле, учитывая великолепную дорожную сеть, можно всего за несколько дней. Это с учетом остановок на ночлег в более-менее крупных городах. Плюс - всякие экскурсии и вечерние прогулки.
  Заднее стекло "Мерседеса" смотрит на юг. Прямо по курсу - север. Сейчас основная цель - Берлин. Оттуда он повернет на северо-запад и рванет к Гамбургу. Затем на запад и обратно через всю страну - на юг, пока не упрется в Альпы. В принципе, Иосиф заранее знал, что в пути маршрут может измениться. Основная задача - получить представление о стране в целом. Посмотреть на людей, пообщаться с ними, он же как-никак превосходно владеет немецким. А где еще можно использовать языковые навыки, как не в стране-носителе? Твердых маршрутных установок у него нет. Свободен, как птица. Забавы ради может вообще остановиться в каком-нибудь приглянувшемся городе и остаться в нем на весь срок. Главное, в назначенный день вернуть машину и прибыть в аэропорт.
  Менее чем через час "Мерседес" въезжает в старинный город Регенсбург. С непривычки Иосиф какое-то время блуждает по многоуровневым транспортным развязкам, путается в указателях. Заезжает то на, то под, и никак не может выйти на курс. На помощь приходит навигационная система. Теперь всё оказывается не так сложно.
  Права Иосиф получил, когда окончил школу, но за рулем, как уже известно, недавно. Водительский опыт у него слабенький. В прокатном бюро по этому поводу даже возникла заминка. Однако Иосиф выглядел респектабельно и заверил, что будет аккуратен и вернет авто в целости. Неуверенность сопровождала его лишь первые десять минут, но потом он почувствовал себя достаточно твердо и не волновался.
  На часах шесть вечера. Первоначально Иосиф хотел лишь бегло ознакомиться с городом, мельком взглянуть на его черты и двинуться дальше, но красота и изысканный архитектурный стиль Регенсбурга увлекают настолько, что околдованный гость решает здесь же и заночевать.
  Эти милые невысокие домики, эти узкие мощеные улочки и шпили древнего Регенсбургского собора пленяют и захватывают душу Иосифа. Он в восторге от удивительных здешних построек. В России он любил посещать Петербург и там часами бродил, восхищенный. Все-таки имелось в мировой архитектуре прошлых столетий что-то такое, чего нет сейчас.
  Иосиф волнуется; ведь это всего-навсего первый город. Впереди много красивого и удивительного, а он увлекся, словно сентиментальный мальчишка.
  "Завтра же возьму себя в руки, - мысленно обещает он. - А пока устрою погружение в общество: поброжу по улицам, полюбуюсь видами, выпью несколько кружек пива, пообщаюсь с людьми. Ну, а завтра отдохнувшим, посвежевшим - в путь!"
  По навигатору он отыскивает отели. Система в режиме он-лайн показывает, наличие свободных номеров. По всему городу их достаточно. Не колеблясь, Иосиф бронирует номер в "Гросс Хаусе". Когда деньги не позволяют задумываться, где в чужой стране коротать ночь - это очень хорошо.
  Скоро выясняется, что с паркингом в центре города туговато. Как и с самими дорогами. Они чрезвычайно узки. Местные пользуются двухколесной техникой и ногами. Лишь редкие автолюбители шныряют на компактных машинках. "Мерседес" приходится покинуть и оставшиеся три сотни метров идти пешком.
  Роскошный номер снят, и комфортабельный ночлег обеспечен.
  
   4
  Черный лак "Мерседеса" переливается в золотых лучах солнца. Прежде, чем запрокинуться пивом, Иосиф решает прокатиться по окрестностям и осмотреть городок.
  С непривычки держать интервал между углами домов, людьми и другими автомобилями трудно. "Мерседес" солидных размеров. В нем то и дело срабатывают всякие датчики, заботящееся о безопасности, причем, не только пассажиров, но и пешеходов. Два раза машина вставала как вкопанная за секунду до того, как на дорогу выходил беззаботный прохожий. "Это не Россия, дорогой Иосиф, - мысленно напоминал он себе. - Там пешеходы переходят, вооружившись биноклями и быстрыми ногами"
  Выехав на дорогу пошире, он успокаивается. "Удивительно, как всё компактно и, вместе с тем, удобно, - думает он. - Главное, если ты на машине и в маленьком городе, нужно держаться подальше от центра". Радует то, что в городе в вечернее время отсутствуют даже намеки на пробки. Электронный путеводитель в карманном компьютере подсказывает: здесь проживают 140 тысяч человек. Это немного, однако, в любом российском городе со сходным по численности населением машин гораздо больше. И сами они немаленькие: то ли до сих пор срабатывает комплекс советского человека - у кого тачка больше, тот и круче, а если еще и черная! - то ли, напротив, подражание "американской мечте". Расчетливые европейцы идут далеко впереди двух цивилизаций.
  Желудок характерным звуком сообщает, даже требует, найти что-нибудь съестное.
  Е-класс сворачивает и паркуется возле одного с виду очень уютного ресторанчика. С нажатием кнопки стихает приятный рокот мотора. Иосиф открывает дверцу, и в лицо бьют изысканные оттенки ароматов летнего вечера. На фасадах напротив он читает вывески, которые сообщают, что один дом принадлежит пекарю другой - кондитеру. Видит фамилию - Румпфф. Причем на обеих вывесках фамилии одинаковые. Разнятся только имена: кондитера зовут Эбнер, пекаря - Хаган. Вероятно, отец и сын. Судя по наиприятнейшему запаху, сейчас там кипит работа. Теплый воздух дарит хорошее настроение. Хочется жить. Солнце садится прямо на город. Там, в предвечерней дымке, высится шпиль Олимпийской башни.
  В заведении почти никого. Иосиф выбирает столик возле окна и смотрит в меню. Делает заказ. Парень-официант в черном жилете и белом фартуке приносит еду. Иосиф доволен - кушанье отменное! На тарелках именно столько, сколько может съесть человек, насытившись, но не лопнув. Иосиф следит за фигурой и старается не переедать. Но сегодня решает не ограничиваться. В душе звенит колокольчик - совесть предупреждает, что именно так начинается расхлябанность. Нельзя позволять себе слабости, от них прямая дорога к зависимостям. Иосиф улыбается: все же пока у человека такое сильное чувство самоконтроля, он застрахован от скольжения по наклонной.
  За окном ресторана сумерки. Рассеянные лучи проникают сквозь стекла. В зале включается электрический свет. Он дает красноватый оттенок, проходя сквозь овальные абажуры. Только теперь Иосиф оценивает изысканность интерьера. Дерево на столах наливается рубиново-коричневыми красками. Лица людей при таком освещении будто разглаживаются и выглядят моложе. А ведь этим приемом владеют далеко не все рестораторы.
  Загораются уличные фонари. Время романтики. На мгновение у Иосифа перехватывает дыхание. Он испытывает радость. Но этому порыву не суждено длиться долго: через секунду ветры души уносят легкое счастье. Все же сладость момента сохраняется. Он сравнивает это с сиюминутным опьянением. Тебе хорошо. Ты летаешь. Но есть и последствия, как после любого опьянения. В данном случае, грусть.
  Погрустить не удается: возле "Мерседеса" ошивается подозрительный субъект. Иосиф оплачивает счет и спешит к выходу.
  - Почтеннейший! Вам что-то нужно от этого автомобиля?
  Мужчина лет пятидесяти предстает перед Иосифом. Странно одетый: коричневая фетровая шляпа, охваченная черной лентой, старомодный костюм схожего оттенка, с широким лацканом. Такие носили еще до появления массовых брендов, когда одежду кроили у портных на индивидуальный вкус. Но самое странное - это туфли, выполненные на манер башмаков, с нарочито закругленными носками. Словно лекалом башмачнику служил теннисный мяч.
  У Иосифа есть привычка оценивать незнакомых людей по внешнему виду. Он не считает это зазорным. Ибо как еще можно определить, что перед тобой за личность, до вступления в непосредственный контакт?
  По облику незнакомца Иосиф выносит вердикт: старомоден. В целом, одежда в отличном состоянии - педантичен, аккуратен. Часовой ремешок, слегка выходящий за край рукава - знает цену времени. Парфюмом не пользуется. Возможно, беден, возможно, бережлив. Часто, если человек не выдающийся гений, как Генри Форд или Стив Джобс, бережливость проистекает именно из бедности.
  Мужчина оглядывается по сторонам и нервно моргает. Потом косится на "Мерседес" и по-детски восхищенно произносит:
  - Чудесная машина!
  - Это "Мерседес", а когда речь идет об этой марке, иначе и быть не может. Вы чего-то хотели?
  - Не могли бы вы меня прокатить? - в голосе мужчины чувствуется смущение, к которому примешивается слабая уверенность. Чудак знает: к незнакомым людям с такими предложениями не подходят.
  - Простите? - Иосиф морщит лоб. На губах появляется улыбка. - Прокатить?
  - Если, конечно, не трудно.
  Иосиф не понимает. К нему никогда не подходили с такой вот безобидной просьбой "прокатить".
  - Возможно, вы меня неправильно поняли, - пытается внести ясность мужчина. - Иначе говоря, меня необходимо кое-куда отвезти. Дело в том, что часом ранее я вызвал такси, а его все нет. Я в замешательстве... в городе совсем не осталось телефонных будок!
  - Ими ни кто не пользуется. - Лоб Иосифа расправляется, но улыбка остается. - Чтобы вызвать такси вовсе не обязательно искать телефонную будку, - он достает смартфон и протягивает незнакомцу. - Вот, пожалуйста, воспользуйтесь. Номер единой справочной отображен в правом верхнем углу. Просто щелкните и звоните.
  Незнакомец уверенно тянет руку и аккуратно берет модный американский гаджет. В следующую секунду на лице его появляется немой вопрос. Рот приоткрывается, пальцы боязливо подергиваются над экраном, к оному не прикасаясь. Иосифа забавляет такая ситуация. В наши дни каждый, от младенца до старика, умеет обращаться с подобными устройствами. Там все команды отдаются интуитивно.
  - Нет уж! - с чувством внутреннего достоинства восклицает мужчина и возвращает устройство. - Возьмите. Спасибо. Я, пожалуй, пойду.
  - Я сейчас сам вызову! - решает Иосиф.
  - Забудьте. - Мужчина отворачивается и уходит в сторону.
  В этот момент лицо незнакомца делается таким печальным и подавленным, что Иосиф просто не может не посодействовать. Он чувствует: если не поможет этому несчастному человеку, не умеющему в наш век высоких технологий пользоваться даже самыми простыми его плодами, то перестанет ощущать себя двуногим существом и превратится в животное. Ведь люди, во что бы то ни стало, должны помогать друг другу.
  - Стойте! Все-таки куда вам нужно? Я, в принципе, не спешу и могу уделить вам некоторое время.
  - Правда? - оборачивается мужчина.
  - Несомненно! Садитесь, будете показывать дорогу.
  "Мерседес" приветливо сверкает желтыми огнями.
  Случайный пассажир прислушивается к звуку двигателя, оглядывает салон и одобрительно кивает.
  
   5
  Мир велик и люди разные. Везде можно наткнуться на всякие неожиданности. Но чтобы в Германии встретить человека, который разглядывал бы современный "Мерседес" словно инопланетный корабль - такое представить сложно. По крайней мере, в свои тридцать три Иосиф не сталкивался с подобным.
  Они выезжают за город. В вечерних сумерках вдоль дороги тянутся домики. Мужчина просит свернуть к одному из них и подождать несколько минут. Он уходит. В доме загорается свет, после чего снова гаснет, и человек возвращается. На плече рюкзак, в руке чемодан. Снаряжение еще старше, чем одежда, и выглядит так, будто снарядившийся по моде пятидесятых турист решил покорить Европу.
  - Теперь на юг.
  - Далеко?
  - Километров пятьдесят. Точнее сказать не могу. У вас есть при себе дорожная карта?
  - Какой вам требуется город? Я введу в навигатор...
  - Навигатор? - прерывает он.
  - Эта такая штуковина, которая связана с орбитальными спутниками. Показывает наше местоположение относительно земных координат.
  Мужчина вопросительно смотрит.
  - Обойдемся, - отмахивается он. - Простая карта у вас есть?
  - Навигатор в тысячу раз лучше карты! - Иосиф полагает, что над ним просто издеваются. Ну не может человек нашего времени не знать, что такое спутниковая навигация! Разве что человек не из нашего... времени. Но это лишено всякого смысла, так как попросту невозможно. Не умеет никто конструировать машины времени! На сегодняшний день дорога открыта лишь в будущее. Да и то - сугубо теоретически. Иосиф в курсе последних научных данных, и слышал, что если объекту придать высокую скорость, его личное время замедлится относительно времени окружающего.
  Машина летит по какой-то глухой дороге. Фары выдергивают из темноты сто метров асфальта и основания высоких деревьев, растущих по бокам. Попутчик молчит, завороженно вцепившись взглядом в ночную панораму.
  Через двадцать минут они влетают в какой-то малюсенький городок. Какой именно, Иосиф разглядеть не успевает - машина едет быстро, дорожный указатель сверкает зеленым и остается позади. Он хочет поскорее довезти этого странного старомодного молчуна и возвратиться в номер, где ждет прохлада простыней и погружение в сладкий сон.
  - Может, все-таки скажете, куда вам нужно? Пятьдесят километров остались за спиной. Еще два раза по столько же - и будем в Мюнхене. А мне туда не надо, я только сегодня оттуда.
  Собеседник вздрагивает.
  - Ах, Мюнхен-Мюнхен... - страдальчески шепчет он. - Как он? Сильно изменился с 1939 года?
  - Таким я его видел лишь на почтовых открытках, когда разбирал старый школьный архив. - Иосиф стискивает руль и хмурится.
  Мистер "Старомодная Странность" живо замолкает. Чувствует, что сболтнул лишнее. Иосиф же начинает понимать, в какую игру играет таинственный незнакомец. Он слышал, что встречаются такие умельцы, которые прикидываются дурачками, вызывают жалость, пудрят людям мозги и, пока те сочувствуют, их используют. А уж в чем использование будет выражаться - все равно. Кто подвезет, кто деньгами выручит или обедом накормит. Так и живут, паразиты!
  Иосиф уверен: хулиган попросту тянет время, чтобы выгадать момент и выскочить, подхватив чемоданы. В подобных ситуациях лучше таких моментов не дожидаться. Загораются яркие стоп-сигналы, и автомобиль резко уходит к обочине.
  - Я не знаю, куда вам нужно, но знаю, чего вы хотите, - заявляет Иосиф и оборачивается. - Номер не пройдет! Я достаточно вас покатал, теперь забирайте вещи и уходите на все четыре стороны.
  Мужчина нервно мнет шляпу и жалобно смотрит.
  - Сегодня днем я прилетел из России, - продолжает Иосиф. - Устал, хочу спать, и, ко всему прочему, меня ждет обратная дорога в Регенсбург. Прощайте!
  - Из России? Но у вас такой превосходный немецкий. Никогда бы не подумал.
  - Я преподаватель, этим все сказано!
  Иосифу не хочется переходить на грубость. Какой-никакой, перед ним человек. Неизвестно, что у него внутри. Может, у него действительно горе. Потерянный вид человека, в крайнем случае, вызывает разве что легкое раздражение, но не озлобление. Нужно сочувствовать, подобное может случиться с кем угодно.
  Но Иосиф - не Красный крест.
  - Выходите!
  - Куда же я пойду?
  - Об этом стоило думать до того, как вы сели в машину и просили ехать черт знает куда!
  Мужчина все так же жалобно смотрит, но в какой-то момент в глазах появляется огонек. Он поворачивается, чтобы открыть дверь, и делает это весьма странно, всем корпусом. Иосиф в последний момент чует неладное и жмет акселератор, дабы инерцией покоя подавить потенциально опасные действия пассажира.
  Автомобиль с визгом срывается вперед. Их обоих вжимает в кресла. Человек в ужасе поворачивается, пытаясь поймать разлетающиеся купюры, размахивает руками, но все деньги изловить не удается: несколько банкнот падает между сидениями.
  - Что случилось? - громко спрашивает пассажир. На его лице недоумение. - Что заставило вас так резко тронуться?
  - Перепутал педали, - врет Иосиф, пряча глаза. По спине бежит холодок, который случается, когда человек понимает, что сделал какую-то глупость. За пазухой у попутчика был не нож, и не пистолет, человек всего лишь отвернулся, чтобы достать деньги и расплатиться за поездку.
  Иосифу смертельно неудобно. Теперь он даже готов отказаться от денег.
  Ксеноновые огни широко освещают близлежащий ландшафт. Иосиф поворачивается, намереваясь извиниться, но в ту же секунду в бок ему упирается твердый предмет. Пистолет!
  "Приплыли!"
  - Сидите тихо и больше никаких выкрутасов! - приказывает старомодный бандит-попутчик.
  - Прекрасно! - саркастически восклицает Иосиф. - Помог человеку, подвез, а он на мушку берет... Будете стрелять?
  - Если согласитесь уделить мне час вашего времени - нет, - примирительно заверяет мужчина. - Поймите же, мне крайне необходимо средство передвижения. Вы для меня вообще идеальный вариант. Дело в том, что такси я специально заказывать не стал, мне нужен был частный автомобиль. Как вы наверняка успели заметить, я не разбираюсь в технике, но твердо знаю одно: все такси оборудованы этими вашими "Джи-Пи-Эс", их маршруты отслеживаются, а меня это не устраивает. Не хочу, чтобы возникли вопросы.
  - Что у вас за дело?
  - Ух, какой быстрый! Мое дело, собственно, вас не касается... Где-то здесь есть электростанция, мне нужно к ней. Это все, что вам следует знать.
  Бандит ослабляет пистолетный натиск и отводит руку. В темноте салона виднеются очертания оружия. Иосифу они кажутся знакомыми. Он задается вопросом: где уже видел похожий пистолет? Точно: сон на подлете к Мюнхену!
  В навигаторе Иосиф отыскивает ближайшую электростанцию. Действительно, таковая имеется; к северу, на берегу реки Изар. Вдобавок станция атомная.
  - Через пять минут будем на месте, - сухо заявляет Иосиф и разворачивает автомобиль.
  
   6
  Удается подъехать достаточно близко. Очень странным оказывается то, что в относительной близости от АЭС стоят жилые дома. Иосифу вспоминаются кадры Чернобыля.
  Из гигантской трубы идет светлый дым.
  - Атомная станция, станция атомная... - мрачно бормочет человек, вглядываясь в огни.
  - Ах, да, ведь вы, идиот, и не знаете, что такое ядерная энергетика! - колко замечает Иосиф. - Боже мой - физика, девятый класс. Хотя если вам обычный смартфон в диковинку, словосочетание "спутниковая навигация" звучит как нечто мистическое и "Мерседес" видите впервые, удивляться нечему.
  - Моей неосведомленности есть объяснение. Помолчите! - сердится пассажир. Ему не до разговоров, в голове пульсирует кровь, заставляя работать извилины. Он сосредоточен на деле, которое должен осуществить.
  Иосиф открывает дверь и выходит на воздух.
  - Я не разрешал покидать автомобиль!
  - Стреляйте! - бросает Иосиф и хлопает дверцей.
  Стрелять, конечно же, никто не стал.
  Иосиф садится на капот.
  "Ну и ситуация, - размышляет он, - ну и дела! Не подозревал, что долгожданное путешествие начнется с приключений. Я к этой поездке готовился много лет... и вот, первый вечер провожу в машине с каким-то придурком, угрожающим мне пистолетом. Ну, твою ж мать..."
  
  Теплый ветер трогает лицо. Стрелки часов давно перебрались за полночь.
  "И что ему здесь нужно? Что он прячет в чемодане? Хочет взорвать? Не пойму"
  Мужчина приоткрывает дверцу.
  - Вы долго собираетесь там стоять?
  Иосиф не отвечает.
  - Вернитесь, пожалуйста, за руль, нужно ехать.
  При бело-лунном салонном освещении глаза пассажира смотрят дружелюбно. Пистолета при нем нет: спрятал обратно.
  - Итак, у меня есть кое-какая штука, для которой нужен источник энергии. Желательно, мощный. Вы часом не знаете, сколько электричества вырабатывает данная станция?
  - Конечно, знаю! - усмехается Иосиф. - Я ведущий эксперт по электростанциям! Короче, вы обратились по адресу.
  - Я же серьезно. Кто знает, какой информацией в вашем веке обладает рядовой гражданин?
  - Что значит "в вашем веке"? - Иосиф артистично взмахивает руками. - Выходит, вы сейчас не в своем веке?! Вы вообще нормальный?
  - Кто такой действительно "нормальный", объяснить трудно. Отклонения от нормы есть в каждом. Вопрос в том, что принимать за норму? Очень скоро я вас оставлю, а пока, прошу, пожалуйста, окажите мне услугу. Я не намерен вдаваться в подробности. Будь вы другим, рассказал бы. А слышать в ответ язвительные высказывания по поводу моей адекватности я не хочу.
  На передней консоли лежит упавшая в суматохе купюра. Точно не "евро". Иосиф не может определить, какому государству она принадлежит, и протягивает руку, чтобы рассмотреть поближе. Но пассажир опережает его действия и прячет бумажку в карман.
  - Вдобавок вы хотели расплатиться зимбабвийским долларом? - шутливо спрашивает Иосиф.
  - Это рейхсмарка!
  - Да? А я тогда Пауль фон Гинденбург...
  - Кончайте острить и помогите пробраться на территорию станции.
  - Уж не замышляете ли вы чего недоброго?
  - Не замышляю. Более того, уверяю вас: никому не будет нанесено даже малейшего ущерба. Мне нужно оказаться в непосредственной близости к силовым трансформаторам. Как только я там окажусь, дело будет сделано.
  - Насколько я понимаю, необходимые трансформаторы расположены на территории комплекса, а это режимный объект. Просто так к ним не подойти. Даже если проявить ловкость и проникнуть на охраняемую территорию, нас, то есть, вас тут же схватят.
  Пассажир тяжело вздыхает.
  - Тем более, я так думаю, дело осуществится не мгновенно, и на его реализацию потребуется какое-то время. Но в вашем распоряжении не будет и минуты!
  - Потребуется минимум три, - кивает он.
  - Простите, что рушу ваши планы, но у вас ничего не выйдет. Ищите другой способ. Если бы я знал, что конкретно вам нужно, то, может быть, у меня возникли бы какие-нибудь соображения. Поймите, я приехал из России, у меня только-только начался отпуск. Короткий отпуск. И я бы не хотел тратить время, решая чужие проблемы. Вы должны понять.
  - Понимаю. - Мужчина снова вздыхает и принимает решение: - Можете ехать. Простите, что наставлял на вас пистолет. Просто я нахожусь в отчаянии.
  Он выходит из машины вместе с вещами. Мягко хлопает дверь.
  - Прошу, никому не сообщайте о том, что здесь случилось, - говорит мужчина в приоткрытое окно.
  - А что, собственно, здесь случилось? - хмыкает Иосиф и давит на педаль.
  Машина летит в ночь.
  
   7
  "Подлец ненормальный, негодяй сумасшедший! - мысленно бранится Иосиф. - Прикинулся дурачком, получил, что хотел. Старый плут! Если мне еще когда-нибудь доведется столкнуться с чем-то подобным, буду сразу отправлять по известному русскому адресу"
  У Иосифа дергается веко. Он понимает, что, наверное, все-таки должен был помочь.
  "Но чего болван требовал? Проникнуть на территорию атомной электростанции?! О нас бы наутро все газеты писали. Просто так люди не идут на такое. У него явно какой-то замысел, и не уверен, что безобидный..."
  Иосиф нажимает кнопку аудиосистемы и выбирает радиостанцию. В эфире много музыки и всевозможных передач. Все они, конечно же, немецкоязычные. Но, как ни странно, сейчас Иосифу хочется послушать чего-нибудь русского. Он переходит на амплитудную модуляцию, и приемник ловит волны далеких передатчиков. Вещает радиостанция "Голос России". Сразу становится как-то теплее и спокойнее.
  Неожиданно гаснет приборная панель. Показатели тонут в темноте. Меркнут фары. Иосиф сильно пугается и сжимает руль. Трассы не видно. Из того, что он видел за секунду до этого, Иосиф пытается сконструировать схематичную картину, чтобы более-менее безопасно затормозить. У него получается. Ступня плавно жмет на тормоз, а руки уводят руль в сторону. Как только правое колесо автомобиля чувствует канавку, Иосиф дает влево и останавливается.
  С такого типа машинами подобных проблем возникать не должно. Тем не менее, Иосиф отдает себе отчет в том, что это всего лишь техника, и ей свойственно иногда давать случайные сбои. Хотя разум напоминает, что для одного дня случайностей слишком много.
  Он открывает дверь и выходит на улицу. Первая мысль любого порядочного автолюбителя - выставить аварийный знак - в текущей ситуации сильно запаздывает.
  За десять минут скоростной езды он успевает умчаться достаточно далеко. Населенный пункт и милые немецкие домики кругом заменяет поле. В отдалении шумит лес, похожий на огромное черное облако, опустившееся к земле. Небо горит россыпью звезд. Лакированная крыша "Мерседеса" дает завораживающее отражение.
  Зрение не успевает адаптироваться, поэтому Иосифу страшно отходить от машины. Кажется, из мрака дорожной канавы сейчас вылезут чудища, оскалят зубы и растерзают.
  Он ловит себя на этой глупой мысли, улыбается, однако продолжает держаться за ручку водительской двери.
  Что можно сделать с нафаршированным электроникой автомобилем одному, в полевых условиях? Да ничего! Нет даже карманного фонарика.
  "Пропал отпуск, черт подери!"
  Ощущение, будто в салоне что-то шевелится. Иосиф робеет. Приоткрывает дверцу - в динамиках плещется шум радиоэфира. Странно: ведь электросистема вроде бы отказала полностью.
  Пульсирующие радиопомехи несут в глубине чьи-то отдаленные голоса. Кажется, говорящих несколько, поэтому сложно что-либо разобрать. Немецкая речь звучит грозно. Не похоже на обычную радиопередачу. Голоса срываются в крик. Иосиф обладает тонким слухом и при желании умеет выдергивать из общего фона несколько нужных нот. Теперь он понимает: одна и та же речь, один и тот же оратор, просто присутствует эффект пространственного запоздания, из-за чего получается своеобразный микс.
  - О, мой бог! - произносит он, когда понимает, о чем речь.
   "Ни положение, ни партия, ни профессия, ни класс, а только единство, ради Германии! Наши цели ясны! Они идут в ногу с народом и временем. И что бы мы ни делали, наши штандарты будут всегда твердо стоять за нашими спинами!"
  Последнюю фразу заглушают крики ликования.
  Иосиф в растерянности. Не может быть! Что за злые промыслы? В эфире - нацисты!
  Он поднимает голову вверх, и на него смотрят тысячи хрустальных огоньков. Призрачные эфирные шумы, россыпи далеких звезд и голос диктатора! Чудовищно проникновенное сочетание, будто призывы из прошлого раздаются прямо с небес.
  Иосиф хочет выключить приемник, но звуки затихают сами собой. Загораются фары и приборная панель: машина оживает. Пробуя запустить мотор, он не надеется на успех, его размышления не о том:
  "Мне тридцать три, а что я за это время сделал? Безусловно, кому-то мои достижения покажутся внушительными и весьма солидными для мужчины такого возраста. Но разве я когда-нибудь жил по-настоящему? Разве совершал рискованные поступки, разве претендовал на звание героя? Вся моя жизнь была разумна и педантична. Я подчинялся правилам, со школьной скамьи вплоть до сегодняшнего дня. Правилам, написанным кем-то другим. Всегда знал, что хорошо, а что плохо. Оглядываясь назад, я вижу лишь скользкий туман и ничего поистине яркого. Знаю, я должен был остаться и помочь тому человеку. Конечно же, он не террорист, и не собирается ничего взрывать. Он вообще напоминает прилежного ученого, попавшего в жернова обстоятельств. Но я испугался. Поступил как трус. Уподобился пугливому животному. У меня есть выбор: ни во что не ввязываться, тихо и спокойно провести отпуск, вернуться к своим повседневным делам или же... В первом случае я буду жалеть, что поступил как пугливый червь, в другом случае, возможно, вообще жалеть не буду..."
  Машина в норме. Иосиф стискивает скулы и разворачивается.
  Мужчина сидит на чемодане, ровно на том же месте. Возле ног рюкзак.
  - Меня зовут Иосиф! - он протягивает ему руку. - И пока я не помогу совершить то, что вы задумали - не уйду!
  Незнакомец приподнимается.
  - Иосиф?.. - в голосе чувствуется легкое подозрение. - Лабберт. Лабберт Голдхабер. Рад знакомству.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"