Аннотация: Статейка вышла в журнале "Меридиан" в 2012
"...Самые фантастические истории происходят на рождество!" Попытайтесь вспомнить, сколько раз вы слыхали эту фразу с экранов своих телевизоров?
Но поскольку Рождество больше празднуют на западе, то и говорить мы будем о западных фильмах. А раз праздник это все-таки сказочный, то становится ясно, что ни о какой фантастике не может быть и речи. Да ее собственно особо и нет. Прилетали когда-то инопланетяне, на празднование нового года в доме культуры, так ведь это когда было. Спели песен, познакомились с Савелием Крамаровым, да и улетели восвояси. Но видать кто-то проговорился. Так и появился фильм "Эта веселая планета".
Конечно же, мы все взрослые люди (по крайней мере, удачно притворяемся), даже сказки мы умудрились замаскировать взрослым словом "фэнтэзи", хотя на самом деле, это те же самые сказки. Но мы никому об этом не скажем. И мы не будем говорить о фильмах типа как-кто-то-где-то-обрел-свою-настоящую-любовь. Потому что имя им легион.
Лучше поговорим о трех буквах "С", которые безраздельно правят бал в западных рождественских киносказках для взрослых.
Итак, "С" первая - Скряга.
Несложно догадаться, о ком пойдет речь. Конечно же, Эбеназер Скрудж, собственной персоной. Вот уже более ста пятидесяти лет, "Рождественская песнь в прозе" Чарльза Диккенса, остается одним из неотъемлемых чудес рождества.
Необыкновенно добрая, и немножечко наивная история превращения скряги-мизантропа в весельчака-альтруиста является одним из рекордсменов по количеству экранизаций.
В каком только обличии не представал он перед зрителями. Это и диснеевский дядюшка Скрудж, и разочаровавшийся холостяк-неудачник, утративший веру в рождество, и хладнокровный директор телеканала, его великолепно сыграл Билл Мюррей, и мерзкий пройдоха, шулер и стрелок с дикого запада в блестящем исполнении Джека Пэланса. Он корчил нам рожи вместе с Роуэном Аткинсом, а однажды Эбеназер Скрудж умудрился даже сменить пол и возглавить мегакорпорацию в образе стервозной бизнес-леди.
Но конечно же, наибольшее количество экранизаций приходиться на классический сюжет. Там где пылает камин, где Боб Крэтчит терпеливо сносит все унижения Эбеназера Скруджа, и где безмолвный Дух грядущего рождества указывает дядюшке Скруджу на одинокое, заброшенное надгробье.
Кто знает, сколько еще будет экранизаций? Но я уверен в том, что они обязательно будут!
Рождество... Ну какое рождество без Санты? Он то и будет нашим вторым "С".
Санта Клаус. Бесконечно добрый и загадочный. Совершенно естественно, что киноиндустрия просто не смогла обойти его своим вниманием. Типичным представителем этого направления фильмов является диснеевская трилогия "Санта Клаус" с Тимом Алленом в главной роли. Оказывается Сантой может стать любой человек надевший его костюм. Именно с этого и начинаются приключения нашего героя. У Санта Клауса совершенно человеческие проблемы. Нужно проследить за сыном, чтобы тот не попал в список непослушных детей, во второй части совершенно необходимо найти себе жену (наш герой разведен), ведь какой это Санта если у него нет миссис Клаус.
С такой же проблемой столкнулся Санта Клаус в исполнении Стива Гуттенберга в дилогии Одинокий Санта желает познакомиться" и "Знакомьтесь, семья Санта Клауса".
И даже если будущая миссис Клаус найдена, не стоит забывать о ее семье.
Сложно представить на какие ухищрения приходится идти Санта Клаусу, чтобы не рассекретить свою фабрику игрушек на Северном полюсе, и в то же время, наладить отношения с новой родней.
А уж если еще и брательник объявится, тогда точно жди неприятностей. В фильме "Фред Клаус, брат Санты", все именно так и произошло. Заявился младший братец на северный полюс, и сразу все пошло кувырком. Еле разобрались.
Плюс, оказывается, что Санта Клаус это профессия. С долговременным контрактом, страховкой, и отпуском, интересно, как они решили вопрос с социальным страхованием и налогами, а то, не дай бог, придет в голову какому-то умнику идея, и все, в очередном фильме привлекут дедушку как Аль Капоне, за уклонение от налогов.
Контракт истекает, и все. Это не президентство, на второй срок не оставят. А значит нужно искать себе замену. Да ведь не каждый подойдет! Но, как всегда победили добро и политкорректность. В фильме "Зови меня Санта Клаус" преемником Санты оказалась хулиганистая героиня Вупи Голдберг.
На какое-то время несчастного старичка оставили в покое. Увы, ненадолго. Неистощимая на каверзы фантазия киносценаристов, в очередной раз взбрыкнула, и вуаля, для любителей кровавой резни был снят "Санта-Киллер", в другом переводе фильм называется "Рождественская резня Санта Клауса". Вместо очаровательного и добрейшего дедули, перед нами демон Клаус, который тысячу лет назад проспорил пари ангелу, и должен был весь этот срок исполнять самые ненавистные для него обязанности. Но срок пари истекает, и дедушка намерен оторваться по полной программе!
Европа решила не отставать от очень Северной Америки, и снять свою версию злого Санты. Тщательно подготовившись, и покопавшись в легендах, Швеция, Финляндия, Норвегия, и как ни странно, Франция, разродились фильмом "Санта на продажу".
Оказывается Санта - огромная рогатая тварь, которая абсолютно безжалостна к непослушным детям. В глубокой древности он настолько достал окружающие племена, что те не выдержали, и заманив его в ледяную ловушку, возвели над ней огромнейший курган.
Естественно, нашелся миллионер, решивший осуществить мечту детства и найти доброго Санту. И нашел... на свою голову.
Толпы голодных эльфов (старичков благообразной внешности) начинают терроризировать округу.
Они конечно очень любят молоко с печеньем, но и живой олениной не брезгуют. Да вдобавок, еще и детишек для своего хозяина воруют.
И было бы у всего мира очень затянувшееся несчастливое рождество, если бы не суровые финские парни, которые не расстаются с ружьем даже в сортире. Санту взорвали предварительно спилив тому рога, эльфов продали в качестве компенсации погубленных оленей.
Вообще, как показывают западные фильмы. Рождество, это настолько хрупкая штука, что ничего не стоит его потерять, что в свою очередь может привести к глобальной катастрофе. А пока просто приводит нас к операции с кодовым названием:
Спасти Рождество.
Угроза может прийти с самой неожиданной стороны. Например, Санта может самым банальным образом исчезнуть. И тогда приходиться его искать, вечно попадая во всякие приключения. В фильме "Санта-Хрякус" именно так все и произошло. Хотя, если за дело берется Терри Прачетт, то невольно возникает желание, чтобы поиски продолжались подольше. Кстати, в 2006 году в Британии вышел двухсерийный фильм по мотивам "Санта-Хрякуса", где в роли Игрушечных дел мастера, снялся сам Терри Прачетт.
Но вернемся к неугомонному дедуле. Санта очень любит теряться, особенно в большом городе, например в Нью-йорке. И где искать этого неугомонного старикашку? Слава богу, если под рукой есть собака, очаровательный белоснежный щенок, как в фильме "Санта-Лапус". А если нет?
Или скажем, дедуся поскользнулся, упал, потерял сознание, а что вы хотите, профессиональный риск. Очнулся - амнезия. И простой, естественно, американской семье приходится исполнять его обязанности. Самое настоящее "Рождественское приключение семейства Фоксов".
Но есть вещи и похуже. Когда некий мечтательный идеалист просто-напросто возьмет, и похитит Санту. Дескать, я всю жизнь мечтал нести добро и радость, и я буду самым лучшим Сантой! Угу, вот только в данном случае есть небольшая, даже я бы сказал крохотная, проблема. Так, пустячок. Этим идеалистом может оказаться некий Джек Склингтон, мистер Хелоуин собственной персоной, и что из этого может выйти? Ужас! Подарки-то, весьма специфические. Кошмарные, я бы сказал, подарки. Зато мультфильм, замечательный подарок, от Тима Бертона, и название такое обнадеживающее - "Кошмар перед Рождеством"
Или, допустим, разобиделся некто на весь белый свет, нервишки не выдержали, и все, привет. В обычном фильме он возьмет заложника, снайперскую винтовку, или взорвет все к чертовой матери. Но в нашем случае, он конечно же стибрит рождество. Хотя, с другой стороны, если бы Гринча не доставали все и вся, то не было бы замечательной истории "Гринч - похититель рождества".
Казалось бы, фильмов так много, что их просто невозможно перечислить. В то же время они так неуловимо похожи, что можно совершенно точно предсказать финал. Так ведь это только несчастливы все бывают по-разному, а счастье, оно одинаковое. И любим мы рождественские фильмы еще и за то, что четко знаем - все закончится хорошо.