Максимов Юрий В. : другие произведения.

Краткий обзор конкурсов "Золотого Скорпиона-2" (фантюм) и "Зс-1" (боевая фантастика)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Только впечатления. 130 рассказов "Зс-2" + 17 с "Зс-1"

Так, ну что, о критериях? ОК. Конкурс юмористической фантастики, значит, главный критерий - чтобы было смешно. Всё очень просто. Если я увижу во всех смыслах великолепный рассказ, которому на любом другом конкурсе я поставил бы десятку, НО! - без присутствия (удачного) юмора, - здесь он у меня десятку не получит однозначно. Ещё один момент - не люблю вымученный "юмор". Лучше никакого анекдота, чем несмешной анекдот (с). Несмешные шутки наводят на меня (и, подозреваю, не только на меня) скуку, а в большом количестве - раздражают. Посему делайте выводы :-)
Рецензий других членов жюри до проставления собственных оценок, собираюсь не читать - дабы не подпасть под чьё-нибудь уважаемое мнение :-)
Что ещё? "Туалетного" юмора не люблю. Не являюсь поклонником употребления мата в произведениях. Хотя это и не значит, что буду обязательно снижать за это оценки.
Далее. Строг к пародиям. Если они сделаны умно и изящно - честь и хвала автору. И мои восторги. Но если это очередные жалкие потуги "типа постебаться над убогим фэнтези", или "над графоманскими штампами" - восторгов не ждите, назовём вещи своими именами - это всё та же бездарность да штампы, но с попыткой в виде самозащиты спрятаться за корявым "юморком". Известная особенность подростковой психологии, кстати. Но это я так, к слову.
Не обязываюсь писать обзор на всё прочитанное. Как получится.
Да, и, конечно, по традиции, ссылками награждаю только работы, показавшиеся мне примечательными и достойными прочтения.
И ещё: давайте без обид, ладно? Все, вроде, взрослые люди, понимали, значит, что нарывались на читателя, когда выставлялись на конкурс. А читатель - зверь непредсказуемый. Покормишь его одним - руки станет лизать, предложешь другое - в клочки разорвёт. Может не повезти. Надеюсь, уж на этом-то конкурсе нет "Никем-не-понятых-художников" и "Тонких-творческих-натур"?
Кстати, в этом обзоре решил отступиться от своих "традиционных" правил, так что не ждите конструктива. Только впечатления.
  
   ВНИМАНИЕ! Авторы, не желающие, чтобы здесь была рецензия на их произведение, могут оставить соответствующую просьбу на форуме, и рецензия будет удалена из обзора.
  
   1. Лопухов Д. Высокооплачиваемая работа.
Маги-шарлатаны, крутые торгаши, миры с религозной деспотией, реформаторы, надувание населения отсталых планет и то, как всё это подано - сложно представить что-нибудь более скучное и заурядное. Смешно не было абсолютно.
Хотя встретилась пара в общем-то удачных предложений. Помню, "ответ тупому критику" этого же автора меня порадовал куда больше. Подал бы он его - точно был бы у меня в десятке :-)
  
   2. Цветков С.М. Я и машина смерти.
Прошу прощения у Дмитрия Лопухова - г-н Цветков смог придумать кое-что по-скучнее "Высокооплачиваемой работы". Товарищи! Коллеги! Если уж стебаться над штампами, то это делать надо ИЗЯЩНО. В противном случае это так и останется мёртвой грудой штампов.
Впрочем, со второй половины рассказа пошло уже как-то получше. Местами. Диалоги и монологи робота, в частности. Концовка тоже ничего. Даже почти становится чуть-чуть смешно. Но именно, что - почти.
  
   3. Гусаров А.В. Оборотник.
Написано много лучше предыдущих двух вещей. А по содержанию - со второй трети наступило разочарование, "и не отпускало до конца" (с). Описание тупых крестьян и их дебильных выходок. И снова штампы, хоть и не в таком количестве. Ничего смешного не замечено. Скучно, господа, и уныло.
  
   4. Каневский А. Город Вечнозеленого Солнца.
Ну, этот "типа прикол" над вульгарной фэнтезятиной я обозревал ещё на "Бд-4вне". Смешнее оно с того раза не стало. Увы.
  
   5. Белка. Тайна грязного пупка.
Написано хорошо. К языку претензий нет, и даже более того - в начале есть несколько очень ловких фраз! Весьма радует, что автор, в отличие от предыдущих, поднимается выше, чем кондовый "стёб над шаблонами", пишет своё. Развязка, на мой вкус, подкачала. Ожидаешь чего-то более оригинального. И здесь смешно не было, так, пару раз чуть-чуть забавно, что ли. Но на общем фоне всё равно выделяется.
  
   6. Панарин С.В. Харря Поттный и Чвакательное Чмошище.
Ну, конечно, как же без него-то? Без постёбчика над "ГП"? Было б странно не увидеть на конкурсе что-нибудь подобное.
В общем, эта пародия мне не глянулась. Претензий много, одна из них - то, что автор пародирует на самом деле не сериал Роулинг, а "стандартный фэнтезийный набор", развившийся (точнее, деградировавший) от кучи бездарных перепевщиков Толкина. У самой Роулинг этим и не пахнет (кстати, может поэтому её книжки и популярны?). Мытьковская пародия, имхо, намного лучше - точная, изящная, умная, действительно забавная и, главное, не-только-ради-стёба-написанная. А "Харря Поттный" - на мой вкус, занудно и примитивно. Уже на первой четверти читатель "вянет" конкретно и бесповоротно.
Однако, стоит признать, - раза три на весь "роман" мне было смешно. Впервые при чтении работ с этого конкурса, так что, как-никак, а thanks автору надо сказать. На счёт зеркализации - понравилось. Про камин ректора - тоже. И самый финал - весёлый. Итак, 3% юмора.
  
   7. Бархатов Ю.В. Три рубля.
Начиналось как-то... многообещающе. А потом - пошло-поехало. Опять неуклюжие "типа постёбчики" над Толкином и прочая. Скука страшная. Жалко времени, потраченного на чтение данного опуса. Уж извиняйте.
  
   8. Фил Ксеноман. Эф: Дело девяносто шесть.
Написано складно. Но - опять не смешно. Это понятно, рассказ с соседнего конкурса ("Эротик-фол") перекочевал, туда и был написан. Все эти инопланетные бордели помноженные на извращения - может, там они смешны до коликов, а здесь как-то не катит. Вымученно как-то всё это.
  
   9. Товкач А.В. Звездные волки.
Хорошо, что коротко. Меня лично не позабавило. В духе армейских анекдотов (ну, типа, все тупые такие, всё разваливается, бардак кругом, все всё прут и т.п.), только подобраны все неудачные. Армейские анекдоты такие бывают - ухохочешься, а тут - успеваешь зевнуть при чтении 3 кб "миниатюры".
  
   10. Капустин В. Превратности судьбы.
Да, такие "шедевры" можно извергать из себя литрами! Наверное, автору было смешно, когда он это писал. Читателю остаётся только позавидовать ему. И в очередной раз убедиться в той истине, что написать толковое юмористическое произведение не так-то просто, как принято считать.
  
   11. Зотиков Д. Любочка.
Написано толково. Правда, солидный градус интереса сбила фраза "Оказывается, еще при Советской власти велись секретные исследования о переселении души человека в другое тело" и то, что за ней последовало - разумеется, из-за вторичности. А смешно не было, хотя этот рассказ и занял, как сообщает автор, "3 место на конкурсе настоящего юмора". Тем не менее, следует отметить, что рассказик, хоть и несмешной, а на общем фоне пока прочитанного всё же выделяется.
  
   12. Asso. Гном в тылу...
Нда, голубые озабоченные гномы живут себе под землёй и остро нуждаются в дерьме с поверхности. Вот так вот. Несмотря на всё это - в первой трети встретились забавные моменты. А потом уже быстро наскучило, одно и то же. Однако по пропорции - 4% юмора.
  
   13. Демченко Е.Л. Муза Биндюкова
Все поочереди трахают тупую жирную тётку-музу, блюют и совершают прочие извержения, в том числе и "творческого" характера. Такие штуки меня, честно, не шибко веселят. Но про критиков и про вомитизм - это ловко. Наконец-то слабенько так повеяло юморком от конкурсной работы. Наверное даже, аж 7%. Хотя всё в целом не по мне.
  
   14. Белоглазов А.И. Дела давно минувших дней, или Ein, zwei Polizei.
   Рецензия на рассказ удалена по просьбе автора.
  
   15. Свердлов Л. Сила любви.
Опять продажные принцессы и тупые рыцари. Что может быть оригинальнее? Может, разбойники Чёрный Джо и Билли? Или дракон-психиатр? "Черный Джо взошел на эшафот и сказал: "Пользуясь случаем, передаю привет моему другу Билли, всем друзьям и знакомым, а также судье, которого, к сожалению, нет рядом со мной". Что может быть смешнее? 0%.
  
   16. Dr. Роберт Блюмкин. Бесконечная история
Эта вещичка, помню, меня ещё на "Бд-4вне" повеселила конкретно. Теперь - перечитал с удовольствием (!). В новой версии автор дополнил весчь больше чем на треть и избавился от экзерсисов с орфографией. И то и другое рассказу пошло во благо, однозначно. Пока, собственно, из прочитанного это единственная действительно прикольная вещь. Абсурдистская фантастика в весьма недурственном исполнении. Веет Хармсом и "Терминатором" одновременно. Образы замечательные. Персонажи - класс! И даже там, где должно быть смешно, действительно смешно! 60% юмора :-)
  
   17. Приходько А.Н. Виртуальные люди
Нет, ну это уж совсем ни в какие ворота. Тут юмором даже и не пахнет. Даже и попыток нет. Монотонная и бескрайняя нф-повестюга, каких немало плавает в сети, и каковым вряд ли светит когда-нибудь переползти на бумагу приличных изданий. Но - не о том речь. Конкурс юмористической фантастики-то здесь при чём? Понятно, что для НФ-повестей конкурсов не проводится. Но это, право, не повод, чтобы пихать свой горячо любимый опус куда ни попадя. Быть может, автор просто ошибся сайтом или невнимательно читал правила конкурса?
  
   18. Blackfighter. Особенности национальных контактов
Уфф. Опять мне не повезло. Тупой русский пьяница, эльфы на летающих тарелках, матерящиеся командоры... При всём уважении к автору - ну ничего смешного обнаружено не было. Ровным счётом. Могу повторить рецензию 10 номера. И ещё - имхо, подвёл язык. Весьма изъюзана такая манера "постебаться". Каждый, кто решает постёбчик изложить на бумаге, начинает писать подобным слогом. Поэтому - скучно. Мне очень жаль, но, имхо, неюмористические вещи у Вас получаются куда лучше. Может быть, пока :-)
  
   19. Бычков С.В. Клон
22 года назад "инженер и член профсоюза" оставил после себя клон, завещал ему "крупную сумму денег", что и передал адвокат главгеру - клону. Вот такая галиматья. И всё это ещё - корявым монологом. Ну, и в бонус - картонные диалоги, вымученные размышлизмы, заурядный сюжет, штампованные персонажи - короче говоря, всё, что нужно рассказу для проигрыша, имхо, здесь присутствует. Ну, а чтоб надёжнее было - ноль юмора. Впрочем, нужно отметит, что задумка была у автора хорошая - создать "комедию положений", такого здесь пока не попадалось. Но - не удалась. А несмешная, неумело состряпанная комедия положений, как и несмешной стёб, несмешная пародия, несмешной гэг - всё одно байда.
  
   20. Скай. Пока не грянул гром
Написано недурственно. Но - снова тупой русский пьяница, которому с перепою являются поочерёдно то бесёнок, то ангелочек с целью отвадить его от пьянства. Тут автор решил пойти "беспроигрышным" путём юморения, подключив аллюзии на современные рекламные ролики, "ночной дозор" и пр. А всё равно - заурядно и несмешно. Так, в начале одна забавная фразочка встретилась. Итого - 1% юмора.
  
   21. Кузьменко О. Нет причин для смерти
  О, такого рода штампов на этом конкурсе пока не встречалось, первая ласточка, так сказать. Вот на Бд-4 подобного добра было навалом. Типа, смех в том, чтобы на загробный мир реалии американской офисной жизни наложить. Ну просто офигительно оригинально! Одним словом, голливудщина попёрла. Если кому интересно - я об этом уже довольно писал в обзорах на Бд-4 и Бд-4вне, а также и о том, почему такой э... ерудой лучше не страдать. Свои мозги-то ведь на что-то дадены, верно? Может, не на то, чтобы паразитировать на избитых штампах? "Семен никогда не думал, что Смерть будет именно такой, какой её рисуют на картинках" - не, автор решительно не хочет мозги включать. Раз уж начали паразитировать на ширпотребе, так уж до победного! Только вот до победного, боюсь, стало недостижимо далеко. 0% юмора.
  
   22. Донхин М. Непрерванная карьера Рассказ снят с конкурса автором.
  Да, байда, - она не приходит одна. Вот и здесь тот же приёмчик, вторая, стала быть, ласточка, только тута житьё-бытьё всяких вампиров-оборотней-русалок наложено на отечественную постсоветскую бытовуху. Тоже, конечно, "дико смешно" и "оригинально до опупения". Вурдалак вынужден переквалифицироваться в дед мороза, но его колбасит конкретно, и он возвращается в итоге "на старую работу". Вот честно - прервался во время чтения опуса на ужин, включил телек - а там ну точь-в точь такая же э... шедеврятина тянется. Только там ведьма была вместо вампира, но всё остальное - прям как списано. Ну и, конечно, юмора в обоих случаях по нулям.
  
   23. Анцупова И.И. Говорун
  Про миленького котика, который взял - да и заговорил! Вот бы ещё смешно было... Эх, я уж подумываю, а не много ли я требую на конкурсе фантюма? Ну, чтоб смешно было? Не жирно ли это? Может, стоит и ценить, если автор просто пытается юморить? Некоторые ведь даже этого не делают... А впрочем, нет. Критерий обозначен, и ему я не изменю. Юмор в произведении должен быть смешным для кого-то ещё, кроме автора. Конкретно, для читателя. Ещё конкретнее - для меня, как читателя.
  
   24. Макушкин О. Илья Муромец против Саурона
  Вот ещё пример бездарного постёбчика над Толкином в миксе с русскими былинами про Илью Муромца. "Что ж это за облом такой, Сивушка, нас подстерегает, что ни одного поганого не тусуется в земле русской?" - типа, очень оригинальный приём, да к тому же смешной до безобразия придумал автор - вплести новояз в архаизмы. И невдомёк ему, бедному, что так стебается каждый второй лох на улице. Что замшелый и косорукий приёмец сей. Тоску наводит смертную на читателя. Впрочем, один забавный прикол у автора-таки проскочил: про кольцо на верёвочке над Ородруином. Итого - 1% юмора.
  
   25. Алгенон. Исповедь Люцифера
  Как отрываются бессмертные? - разумеется, собственной расчленёнкой, что может быть смешнее? Я вот, правда, не из того рода, обычный человек. Наверное, поэтому мне и не было смешно.
  
   26. Маковецкая М.А. Приносим извинения
  Написано и придумано ничего так. Хотя и не без ляпов, например - зачем так прямо покровитель объясняет Наташе, что Вова будет ненастоящий? Тут сразу ясно, что у неё по этому поводу психзавихрения будут. Но - понятно, что автору это надоть для сюжета. Посему смотрится вымученно. Ну и, опять же - не смешно было.
  
   27. Госсен П., Дегтярева В. Мальчик-без-пальчик
  Ну вот, наконец-то, более-менее стоящая вещь. Смешного и тут маловато, но зато написано классно и читается в удовольствие. И за то авторам спасибо. Хотя можно было бы и без сальностей про пальчик, да и сам образ героя/ев тоже не ахти... Да и концовка... Но на общем фоне - достойно.
  
   28. Выворотень. Легенда о Арагорне, сыне Араторна, лукаво выглядывающем из кустов орешника
  Знаете, мягко говоря, не впечатлило. Чтобы поизгаляться над "Властелином Колец" большого ума не надо, а качество всех этих "пародий" на Толкина, которые косяками прут на данный конкурс, позволяет сделать вывод, что ума здесь вовсе не требуется. Как и для того, чтобы всех выставить дебилами и пьяницами, а в качестве особой "изюминки" приплести ещё и Конана и Ведьмака, "для пущего юмору". Единственное, что здесь смешно - псевдоним автора. Но одного этого, боюсь, маловато будет для победы на конкурсе. Мягко говоря.
  
   29. Ланц В. Нэвээйдинг стори 2. "Бедный бийорик"
  Нда. Байда байдою о байде... Для резюме сгодится цитатка из опуса: "Ты фантастику пишешь, али как? Что за бред в твоём напидорполированном чайничке?.. Эх. Схожу-ка я во двор".
  
   30. Рыскин А.В. Невоспитанное растение
  Когда мы не можем шутить, а шутить хочется, мы для смеху материмся и испражняемся. Ай да молодец автор, ай как смешно! Подумалось вот - я уже полторы сотни рецензий накатал, и ни разу слова "отстой" не употребил. А тут автор впервые заставил меня всерьёз задуматься: может, пора? Да, пожалуй, пора. Получите: ОТСТОЙ.
  
   31. Крымов О. Машина времени
  Уж очень неинтересным языком всё написано. Прямо продираться приходится при чтении. При таких условиях, разумеется, уже не до смеха. Идейка мне показалась непримечательной, хотя её и можно было бы подать забавно. У автора, к сожалению, не получилось.
  
   32. Макаренков М.А. Все для победы
  Та-а-ак, что мы здеся имеем? Идея про походы в прошлое для съёмок битв с натуры. Ну, именно это (и в гораздо лучшем исполнении) встречалось на позапрошлом КЛФ. Стало быть, идейка поюзана. Что дальше? 'Рекламный' юмор - мягко говоря, неоригинально, да вдобавок и неудачно. Ну, и третья составляющая - шаблонный мат в изобилии. Итого - ничего для победы на данном конкурсе. Имхо.
  
   33. Суворов С.А. Мысли
  Робот сидит в кафе и жалеет людей, которые не замечают духовного мира, в который главгер верит, хотя сам и не имеет души. Ну, помимо того, что идейка имела гораздо более весёлое воплощение у Саймака, в этом нудноватом тягучем рассказе нет и тени юмора. Даже попыток. Уже второй случай, когда авторы пихают всё что попало на конкурс, не удосуживаясь даже сообразить, что выглядят э... как балерины на живодёрне, мухи в супе, контрабас в посудной лавке (нужное подчеркнуть). А может, в этом юмор? Может, это прикол такой - подавать неюмористические вещи на конкурс юмора?
  
   34. Кореляков А.Р. Дважды В Одну Воронку
  Вроде так и незамысловатенько всё... а вот неожиданно повеселило. Ну, на счёт книжек. Ничего гэг, можно сказать, успешный. Я бы первые две трети переработал, нудноватые они, подсократить бы - и ещё более хлёстко вышло б. Но это уже дело автора. С учётом микроскопического объёма - 17% юмора. И за то спасибо.
  
   35. Бор А. Это элементарно, Ватсон, или Шерлок Холмс в XXII веке
  Автор предупреждает: "типа пародии на шерлока Холмса и доктора Ватсона. Написан очень давно - на заре туманной эности, так что не судите очень строго..." Ну а что мне делать, коль выставились на конкурс? И что делать, коль ни разу не было смешно или даже забавно или просто занятно? Вы не оставляете выбора :-) Впрочем, стоит отметить, что, по крайней мере, читается легко.
  
   36. Фифлик. История одного брака
  Пьяный додик-референт проваливается в люк, где и застревает. Хватается за подол жирной секретарши, и вылезает таким образом. Забыв отцепиться, тащится до секретаршиного дома. Потом они поженились. Уфф. Даже мой пересказ вышел смешнее оригинала. Заурядно. Скучно. 0%.
  
   37. Скворцов В.Ю. Профилактический Ремонт
  Позабавила идейка про временное отключение законов мироздания. Прикольно, да. И финал приятственый. Но подано, имхо, как-то рыхло. Но 6% юмора наберётся.
  
   38. Доминиан Л. Проржавевший до дыр клинок
  Косоглазые гномы жрут брагу, из дерьма вытянутую (кстати, уже второй автор, в сознании которого гномы и дерьмо составляют неразрывное целое. С чего бы это? Психоаналитика бы сюда...). Потом главгер (оппившийся гном, естественно) идёт в город, где, отзываясь на крик девушки, "помогает её насиловать". Ну и дальше в том же духе. Вот скажу собственное мнение: по-моему, паразитировать на избитых анекдотах - последнее дело. Попросту роспись в творческой неполноценности. Так что грустно всё и уныло.
  
   39. Бородкин А.П. Как Ларик Харитонов перестал пить пиво
  Бухгалтер с другом-слесарем встречаются в пивнушке и квасят, квасят... Потом "час сурка" начинается... Да ещё и теща тут... В общем, написано неплохо, местами даже примечательно, но вот смешно не было ни разу. А жаль.
  
   40. Кирлан А. Белая ворона
  Язык нормальный, читается легко. То, что им описано - попытки постебаться над религией в меру авторского представления о ней. О том, насколько это оригинально - предоставлю судить другим. Удачного юмора обнаружить не удалось. Но, может, это я такой предвзятый, а все прочие члены жюри будут в корчах смеха падать на пол при чтении данного опуса? Поживём - увидим :-)
  
   41. Шорин Д. Летучий Голландец космоса
  Прямо-таки скурпулёзное следование штампам космооперы. Кое-где ленивой рукой по бескрайнему тексту скупо разбросаны плоские шуточки, типа: "- Ты считаешь, здесь так опасно? - спросил Дима. - Нет. Я все-таки офицер КБ. Если бы здесь было опасно, меня бы уже давно тут не было." Ну и так далее. Дата под опусом стоит дремучая, понятное дело, в детстве все такое писали, но... За отсутствие у автора чувства юмора читатель ответственности не несёт :-)
  
   42. Шаронов П.А. Луций
  Занятный такой детективчик, хоть стиль не ахти, но под настроение можно почитать. Фатальный минус - ни грамма юмора я здесь не обнаружил. Ещё один автор шагнул не в ту дверь? Вам бы на весенний КЛФ, право слово, чтобы в своей весовой категории, так сказать. А здесь - не в кассу.
  
   43. Воратха. История о белом осле
  Неучи-демиурги с зачётками, Борхес с дьяволом, ослы в жреческих шапках и с зороастрийскими проповедями... Не сказать, что плохо, но - не тронуло, не рассмешило. Жаль, от этого автора я ожидал большего.
  
   44. Григорьев К.Ю. Ловушка для мартовских котов
  Мужик женат на ведьме. Она каждый месяц уматывает на шабаш. А он тем временем с друзьями закатывает оргию. И вот однажды жена возвращается раньше, застаёт оргию и в порядке мести превращает мужа в котёнка. Вот и весь прикол. 0% юмора.
  
   45. Просвирнов А.Ю. Все относительно
  "Заблудившийся турист, невольно ставший первооткрывателем" планеты, заделался обменивать использованные наполнители от кошачьих туалетов на чистое золото у наивных туземцев. А потом ещё узнаёт, что от сладкой воды местные хмелеют, и спаивает их кока-колой... К сожалению, юмор в этом рассказе мне не показался удачным, по крайней мере, лично мне не было смешно.
  
   46. Аливердиев А.А. Чёрт читатель
  "...но каждый раз открывая новую рукопись, он в тайне надеялся увидеть ту, которую так никто и не удосужился прочитать, пока не стало слишком поздно". Так. Всем, многократно и несправедливо обиженным в редакциях авторам немедленно читать сей опус! Может, полегчает. А, поскольку я к таковым (пока) не отношусь, мне было скучно.
  
   47. Ракитина Н.Д. Сила воображения
  Ну да... Как бы анекдот, и вроде даже свой - это хорошо. То, что коротко - тоже хорошо, сестра таланта, как известно. А вот то, что несмешно было - это плохо. Но, может, других пробьёт? Как знать... Я уже начинаю потихоньку привыкать, что на конкурсе фантюма с юмором туговато.
  
   48. Талер Т. Бедная планета
  Неучи-демиурги грызутся из-за планеты. Один её сотворил, другой - оплодотворил. А потом им сверху спустили директиву: мол, оба ею занимайтесь. Простите автор, но меня этот анекдот не позабавил.
  
   49. Зейналов М.А. Возлюби Ближнего-2
  Ага, вот и второй (после "Любочки") "заслуженный" рассказ - по сообщению автора, номинировался на прозе.ру. Поглядим. Ну так... Ружьё-реинкарнатор - это классно. Наверное, под настроение рассказик можно почитать. Жаль только, что и здесь юмора по нулям.
  
   50. Djozi. Три дня из жизни Леонардо
  А вот и третий "заслуженный", - 9 место на 7-й "Грелке", июльский номер "РФ". Итак, мастер Леонардо шалит, чудит и заговаривается, рисует звездолёты, ищет электричество, встречает пришельцев. Вообще забавные моменты есть, особенно про нанотехнологию прикололо. Единственный минус - имхо, затянуто раза в два. Серьёзно. 'Первый день' - читал в удовольствие, 'второй' - начал скучать, ну а 'третий' уже через силу. Но юмор есть, даже, наверное, 11% наберётся. Не скажу, что вещь шибко восхитила, но из прочитанной десятки, на мой взгляд, это лучшее.
  
   51. Шиканян А.С. Забыли развернуть.
  Вот и ещё один скиталец с Бд-4вне. Рецензию я уже писал в соответствующем обзоре. Прикол на тему рекламы шоколада "Frut&Nut". "А вот шоколад хорош был! Только почему не развернули?! Неужели Вам приятно жевать шоколад в обертке?!" - это главная, ударная фраза. Ну, пусть будет 1%.
  
  52. Боровец П.Г. Контакт
  До самого конца надеялся, что хоть разрешится эта юмореска о "первом контакте" забавно и нетривиально. Но - облом. Надежды прочь. Встретился человек с булыжником. И где здесь смеяться? 0%
  
   53. Госсен П. Королевство за $9.99, включая НДС
  Перед заслугами рассказа простолюдин невольно снимет шляпу: пять раз печатался в изданиях четырёх стран! Вах! Что ж, должно признать, рассказ и впрямь неплох. Легко так и забавно. Юмор не уморительный, но под 20% накапает. И то хлеб :-)
  
  54. Сарина С.И. Отпуск Рассказ снят с конкурса автором.
  Хорошо написано, читается интересно. Действительно стилистика рассказов о семейных поездках соблюдена весьма умело. Но - не смешно было. Уж извините, но на этом конкурсе без юмора никак.
  
  55. Партолин В.И. Прозрение Белого
  Что ещё делать команде звездолёта в "долгом плавании", как не квасить, квасить, квасить? А коку - мечтать соорудить "египетскую пирамиду" из пирожных? Что может быть интереснее и смешнее? В качестве резюме сгодится цитата из опуса: "одно и тоже: космос: космос: космос: И ни разу, какого-нибудь 'вжжжик' - встречного лихача, или 'пик' - иномирного сигнала. Скукота".
  
  56. Врочек Ш. Хозяин Медной горы
  "Еще и загадку загадал... Доказать, что человечество достойно жить дальше." - эээ... Даже на данном конкурсе ЭТО УЖЕ БЫЛО. Номер 2, "Я и машина смерти". Только здесь вместо робота - хозяин медной горы, муженёк бажовской героини. Наехал старичок на приблатнённую молодёжь, а та его взяла, да и замочила. Надо отдать должное, написано ничего так. Но смешного обнаружено мало, от силы 3%.
  
  57. Кожухов А. Улыбнуться небу
  А это, кажется, с последней "грелки". Или нет? Где-то он уже мелькал. Вроде. Но не суть. Рассказ мне понравился. По сравнению с тем, что автор выставлял на Бд-4 - гораздо лучше. Хотя можно было бы сделать всё то же изящнее. Удачного юмора здесь наскребётся не более 5%, но линк всё же поставлю, ибо рассказ пусть не повеселил, но порадовал - точно.
  
  58. Погуляй Ю.А. Распер
  Короткий монолог фантома. Точнее, его фразы, вырванные из диалога со смертным (который, разумеется, с перепою). К сожалению, юмор в этой зарисовке меня не впечатлил и не повеселил. Простите.
  
  59. Лещинский Л.А. Коспам
  Старик-чудак ищет чужих, потом ему является прекрасная девушка-фантом, они неплохо проводят время, затем оказывается, что девушка - чудовище со щупальцами, которое отбирает у главгера все его псевдонаучные игрушки, а под конец признаётся в любви и исчезает. Написано нудно, многие действия героя психологически не обоснованы. Ой, что это я? Чуть было в конструктив не скатился. Нет уж, я ведь обещал: токмо впечатления. Что же до них... 0% юмора (а вас вот шибко ли повеселит такой юмор: "Для дальнейшей работы мне нужны были деньги, а их не было, то есть были, но только в моих мечтах"?).
  
  60. Негуляев Л.Т. Похитители знаний
  Слишком уж антропоморфные пришельцы. А для меня это, когда не оправдано сюжетом, - однозначно свидетельство либо авторской лени, либо... ну, не будем о грустном. Вязкий очень рассказ, вязнешь в нём, вязнешь. Вспомнилось, что как-то давно сам хотел написать рассказ от такой же завязки (ну, кто-то находит пущенные землянами ХХ века дебильные "сигналы" и "приветы"). Но так и не взялся. Не уверен, что у меня получилось бы смешнее, чем у автора. Хотя тема для удачного юмора, в принципе, вполне перспективная. Но это не наш случай.
  
   61. Vit R. Секс-Десант
   Есть очень удачные места, по-настоящему уморительные. В основном то, что касается колонны. Эх, подсократил бы автор рассаз вполовину - например, за счёт нудных кусков про "десантниц" - и вышла бы совсем превосходная вещь. А так - напоминает мне, как однажды, во время пребывания в больнице, пришёл я в столовку после обследования, позже обеда, соответственно. И вот принесли мне то, что готовили к ужину - помимо прочего, кисель, помню, очень знатный был. Ну, я уже к вечеру стал предвкушать повторную с ним встречу, а на ужине - облом, потому как для больных кисель разбавили водой, а это, как Вы понимаете, совсем не то. Мягко говоря. Вот и с этим рассказом то же - великолепная бы вышла пародия, если бы не разбавил её автор столь сильно несмешными кусками. С учётом воды - 20% юмора, "выпарить" бы лишнее, глядишь, и под сотню бы набежало. Да, и ещё замечание: не уверен, что те, кто не читал "Мы-зло", смогут по достоинству оценить юмор пародии.
  
   62. Данилевська В. Охота
  
   63. Юрт. Бд-4:космонавты
   Рецензию на этот рассказ см. в обзоре Бд-4
  
   64. Шейко Д.П. Эдем на трассе 61
  
   65. Коваль O. Овцетрэш
  
   66. Харькин Б. Сказка о баране-волшебнике и о волшебнике - баране
  
   67. Хрюндель Б.А. Мудрость древних
  
   68. Сенин М.Ю. и Сойка. Нехочуха
   Можете себе представить - это тот самый рассказ, о котором я говорил теоретически во вступлении (если его, конечно, кто-то читал). Ну, в смысле, на любом другом конкурсе - десятка. А здесь... при всём моём уважении с юмором туговато. Посему извиняйте, авторы. Но рассказ классный, незалинковать грешно было бы. Спасибо за качественную вещь. А ещё, знаете, почему-то проассоциировалось с одним рассказом Марьина - у него там тоже современный мир из всяких бяких состоит (эльфы, орки и т.п.). Но разбираемый рассказ - лучше, имхо. Непонятно только, почему при телоформировании все выбирают себе именно персонажей из европейской мифологии.
  
   69. Иторр Кайл. Сердце героя
  
   70. Белоусова О.В. Байка о протиевой воде
  
   71. Выставной В.В. Мистер Ленин и броне"хаммер"
  
   72. Димитрин Д. Пивная ведьма
  
   73. П.С.И.Х. Новый наркотик
  
   74. Вострокнутов В.Ю. Микроволновка
  
   75. Григорьева Н.В. Как я джинна удивил...
   Неплохой рассказик, лёгкий. Приём с умножением - старый, но сработал нормально. Мне было забавно. Вообще, когда я подвизался на сей конкурс, рассчитывал, что уровень этого рассказа будет средним уровнем для конкурсных работ. Но пока приходится признать, что в сравнении с массой - это выше среднего. Потому и залинковываю. "Его жена и дочь славились на всю округу красотой и дурным характером" - вот за эту фразу спасибо! :-) А финальная наоборот, не понравилась. Выбивается из стиля, имхо. Да и последний местами скачет по тексту, но это уже минусы.
  
   76. Патрацкая Н. Любовь и физика
  
   77. Шапиро Е. Семь Лет Одиночества
  
   78. Новопольцев И.А. Куда отправим?
  
   79. Жаков Л. Парикмахер-маньяк
  
   80. Колюжняк В.В. Корпорация "Мечта"
  
   81. Кабулов Б.Т. Маленькие светящиеся человечки
  
   82. Каринберг В.К. Пасека На Кие Или Граница
  
   83. Эли К. Последний хищник
  
   84. Сарина С.И. Lost Link
  
   85. Филипский С.А. Военная тайна
  
   86. Кофман А.И. Исход
  
   87. Багдерина С.А. Как это было
  
   88. Ермаков В., Горностаев И. Про Шуру
  
   89. Шилоносов А.И. Амброзильцы в бегах
  
   90. Лебедев А.Ю. Миссионеры
  Коммунисты вербуют инопланетные цивилизации. Отчасти сюжет перекликается с "бронехаммером", но выполнено менее навязчиво, менее "в лоб", оттого и воспринимается веселее. Попались забавные моменты. Немного (4%), но на фоне последних рассказов - и то хлеб. Большая часть юмора в сносках, что не есть хорошая характеристика для рассказа. Но в целом нормально.
  
   91. Бондарев О.И. Соединенные Штаты Эльфов
  
   92. Ломовских А.А. Даламер
  
   93. Лагина В.К. Янтарь
  
   94. Семейка Д.Л. Волосы Вероники
  
   95. Black&Blackfighter. Дневник неупокоенного духа
  
   96. Козырев О. Бесформенные субстанции
  
   97. Кухарева А.С. Я видел НЛО
  
   98. Ширяйло П. Естественный Отбор
  
   99. Тиге. Сильм. Мини-фанфик
  
   100. Гайворонский Ф. Космонавт номер ноль (хроники образца 1961 года)
  Знаете, Алешковского очень напомнило. И сама история, и то, как она подана. Да что там: напомнило, назовём своими именами: конкретно Юзом пасёт. Что не есть хорошо - вторичность таки в наше время никому лавровых венков не сплетала. А вообще - позабавило пересечение с целым рядом рассказов. Например, тема "сигналов" подана здесь куда как лучше, чем в "Похитителях знаний". "Для меня сто страниц "Войны и мира" тоже самое, что для тебя - сто грамм" - а вот тебе и основная тема "Двух раз в одну воронку". Космонавты-коммунисты, летящие к звёздам - вот вам и "миссионеры". Ну, и так далее :-) Смешно было аж три раза - эт плюс. А вот на счёт минусов... монотонно как-то всё, и юмор однообразный. Выпивка, бабы, коммунизм, выпивка, бабы, коммунизм - после середины приедаться стало.
  
   101. Ник. А. Безымянный рассказ
  
   102. Туманов С. История фантастики
  
   103. Данихнов В.Б. Самиздат и все такое
  Ну, что тут скажешь, действительно смешно (30%). Пару раз даже до "поката". Вторая вещь после "Бесконечной истории", которую я перечитал с удовольствием. Почему-то кажется, что это может быть забавно и для незнакомых с СИшной кухней людей, хотя всё произведение в целом обыгрывает именно "самиздатовские" реалии. Это одновременно плюс и минус. Вообще-то удачно шутить "в своём кругу" много проще, чем "для всех". Это известно. Но, поскольку "свой круг" рассказа совпадает с тем кругом, в котором проходит конкурс, и не претендует, вроде бы на самостоятельную жизнь вне пределов "круга", можно закрыть на это глаза, и просто, от души сказать: "прикольная весчь"! Единственное, что не понравилось - педалирование с "ним" у писателя. Топорно подано, и избыточно. Но в целом - ждём продолжения :-)
  
   104. Голубев А.В. Интервью
  
   105. Колосов О. Смерть от газов
  
   106. Науменко А.В. Драконоборец
  
   107. Сергеев М.В. Клубника
  
   108. Юлик. Что наверху, то и внизу
  
   109. Рыженкова Ю. Запретный плод
  
   110. Шаинян К.С. Великий Обман
  Забавный рассказик. Особенно концовка - просто класс! И написано хорошо, по первому впечатлению и придраться-то особо не к чему. Единственное что - вступление затянуто, сделать бы его более стремительным, и ещё лучше вышло бы. Ну и сама идея с "обманом" несколько вымученной выглядит. Неплохо бы её как-нибудь развить до более изящных форм.
  
   111. Злыдень.Ltd & Lenalla. Фолиант Желаний или Утренняя сказка Дедушки-вампира
  
   112. Статкевич М.Ю. Новая цивилизация
  
   113. Marusya. Ангел-хранитель
  
   114. Лукьянов А.С. Мы, кузнецы, и друг наш - молот
  
   115. Дачевский В.Э. Астрономы
  
   116. Глущенко Т.К. Квартирный вопрос
  
   117. Чабан Т.О. Ненавижу тараканов
  
   118. Головин Е. Живая земля
  
   119. Cruiser А.Б. Комп Обреченный
  
   120. Нестеров А.Н. Прикладная уфология
  
   121. Романова О. Святите воду ведрами!
  
   122. S-138. Рафик Фатахов
  
   123. Грог А. Время Нереста Драконов
  
   124. Geminie. Между Светом И Тьмой
  
   125. Астахов М. Запах сена
  
   126. Мушинский О. Мокрое дело
  
   127. Смирнов С.Б. Легенда о Механизме
  
   128. Адра Ф. Гувернер
  
   129. Алейников К.Н. Когда боги уходят
  
   130. Merlin A.A. Olivier
  
  Всё, я отстрелялся.
  Итак, для меня активное участие в 'Золотом Скорпионе-2' завершилось. Позволю себе поделиться общими впечатлениями.
  В целом мне понравилось. Поначалу я был несколько озадачен тем, сколько неюмористических или откровенно неудачноюмористических вещей авторы пихают на конкурс. Количество понравившихся вещей оказалось не выше, чем одно-два на десятку. Я ожидал несколько больший процент. Однако в итоге работ набралось больше, чем я рассчитывал, так что и при сохраняющейся пропорции удалось встретить достаточное количество качественных текстов. Даже в итоге оказалось, из чего выбирать десятку фаворитов :-)
  Были на этом конкурсе произведения, которые меня конкретно повеселили, несколько раз даже до хохота. Так что, в общем, я получил от конкурса, что хотел. Спасибо авторам! Уверен, что итоговую десятку победителей вполне можно будет рекомендовать широкому читателю, потому как, повторюсь, выбирать есть из чего.
  Ещё хочу сказать, что среди остальной массы рассказов мне встречались очень добротные и хорошие тексты, которые не вошли в мой топ исключительно потому, что собственно юмора в них было маловато. Но в остальном - читать их было приятно, интересно, и я не жалею, о потраченном на их прочтение времени. Это произведения Грога, Астахова, Шилоносова, Сенина, Скворцова - и ещё нескольких авторов, которых уже сходу и не упомню. Спасибо им тоже и - скорейшей публикации :-)
  Огорчило огромное количество совсем слабых работ. В процессе жюрения для собственного удобства я ставил напротив каждой работы оценку, а уже в конце выбирал десятку для голосования. И вот, ради интереса я посчитал количество низких оценок - 'единиц' и 'двоек' оказалось почти половина от общего числа. Возможно, к следующему конкурсу имело бы смысл ввести преноминацию, как на весеннем КЛФ или на 'Сosa Nostra'. Это повысило бы уровень конкурса, было бы более милосердно к жюри и, в особенности, полезно для душевного равновесия авторов, которым не пришлось бы выслушивать нелицеприятные слова о своих творениях.
  Впрочем, может быть, такое количество заведомо слабых текстов - особенность только этого конкурса, связанная с его поджанровой спецификой. Здесь более весомое мнение могут высказать Д. Чекалов, В. Данихнов и Blackfighter, способные сравнить с общим уровнем работ на первом 'Золотом Скорпионе'.
  Но в целом, повторюсь, я рад, что принял участие в 'Зс-2'. Это было забавно :-)
   Бонус: обзор некоторых рассказов "Золотого Скорпиона-1" (боевая фантастика)
   Заранее прошу прощения у авторов, которых мои рецензии заденут. Вполне возможно, что я просто не понял или не дорос до ваших великих произведений.
   В каком-то афоризме говорится, что у каждого рассказа может найтись восторженный читатель. Видимо, в вашем случае я - не он. Не исключено, что другим читателям ваши тексты понравятся и будут оценены по достоинству.
   Хороший рецензент в любом тексте сможет найти нечто положительное, к сожалению, я пока только учусь писать рецензии, и далеко не всегда у меня это получается. Так что если мне не удалось в каком-то рассказе разглядеть доброе зерно, то это скорее моя проблема, чем проблема комментируемого текста.
   Вообще же должен сказать, что большинство из прочитанных рассказов мне понравилось, - приятный сюрприз.
   Линками буду "награждать" те рассказы, которые, на мой взгляд, стоит почитать, если есть свободное время. Уж не обессудьте.
   Итак...
  
  1. Мякишев Е.А. Стервятники
  Текст не вычитан. В первом же абзаце, например, 2 раза подряд "шатра" и 2 "лишь".
  Слог тяжеловесный, слишком помпезный. С описанием проблемы - картинка не получается, я, например, ничего НЕ ВИЖУ за такими фразами "ветер играл стенками походного шатра" или "стальной кулак войск коммандера Сопротивления разворачивался в боевые порядки".
  Сюжет пересказывать не стану. Скажу только, что переворот с Блейном на меня не произвёл впечатления. И ещё, - мне лично кажется, что помесь толкиновского мира с "Варкрафтом" - не самый оригинальный материал для антуража. Может, конечно, я ошибаюсь, и большинство читателей придёт в восторг от возможности в очередной раз прочитать о войне людей с эльфами, орками, гномами, ограми и т.п. Умилило упоминание скелетов как воинской силы. Я, честно говоря, весьма сомневаюсь в большей их эффективности по сравнению с полноценным человеком. Гаррисон довольно аргументировано указывал, что даже зомби - и те будут заведомо более слабыми и хрупкими по сравнению с живыми людьми. Ну да ладно, что я придираюсь - нравится автору такой глубокий образ: зомби и скелеты лихо расправляются с жалкими людишками. Речь полководца сплошь фанерно-штампованная - это зря.
  Сама идейка о том, что побеждают всегда мёртвые - неплоха, но подана совсем вяло и скучно.
  
   2. Корнев П.Н. Монета
  Стиль, конечно, не самый худший, но и до нормального далеко. Обилие слов-сорняков, затянутые предложения (например, первое), перегруженные лишними, бессмысленными деталями. Впрочем, это больше касается начала, потом уже идёт по-лучше.
  И тут заезженный антураж: ночь, улица, трактир, эльфы, гномы, орки, оборотни... При использовании таких шаблонов очень сложно сделать что-то интересное, что-то своё. И, к сожалению, в этом случае автор тоже, имхо, не справился. А посему - впечатление никакое. Ну зашёл парень в трактир, ну поел, ну выколол глаз оборотню... Ну и что? Идеи какой-то усмотреть не удалось, вообще это сильно похоже на отрывок из чего-то большего. И ещё - колдун в рясе и с инквизицией смотрится бредово. Понимаю, что автор волен писать что угодно, но для меня такие ляпы, не будучи обоснованы текстом, так и останутся абсурдным нагромождением штампов из разных "опер". Короче, развесистая клюква.
  
   3. Дэн Шорин. Верность присяге
  Написано бойко, хорошо. Удачно, что начинается с бега и тренинга. Интрига интересная и достоверная. В общем, довольно цельный рассказ, хотя и не без минусов.
  "У стервятника просто не может быть семьи, потому что его семья - Звёздный Корпус" - штамповато, штамповато. Как и "мысли о доме", и безымянная невеста, которая ждёт "где-то там"... Отсюда и главгер - серый, штампованный. Да и враг тоже. Эх, побольше бы своего и вещь получилась бы куда менее схематичной, и куда более живой.
  "Ваш курс 9358274" - как-то больше на телефонный номер смахивает. Хотя, конечно, автор вправе писать такие координаты, какие ему вздумается.
  
   4. Скай Начинается жизнь
  Стилистика хромает. Невообразимо затянутые тяжеловесные предложения с канцеляритом. Описания тоже не фонтан - все эти "торчащие отовсюду арматурины", "ровные светлые стены уютной кухни", "из динамика радио льется приятная музыка" - произвести впечатления в принципе не могут из-за своей "картонности".
  "Из рта вырвалось что-то вроде "бангх!", пришелец рухнул". С расстояния пятисот метров очень сложно различить слова, а если и допустить такое, то всё равно звук донесётся много позже, чем раненый упадёт. А ещё чтобы запах учуять с такого расстояния - такое, батенька, слишком фантастично даже для фантастики. И, кстати, если не ошибаюсь, правильнее писать "изо рта".
  Персонажи фанерные, особенно "дорогая, любимая Оленька" - "Ты опять бросил меня,-- всхлипнула она... Господи, как же она красива. Как прекрасен ее голос, как прекрасны ее тонкие пальчики" - эта сцена выглядит так, словно списана с самых дурных мыльных опер. Отвратительно. А вот Миха в конце нормально выведен.
  Наверное, рассказ не самый плохой, но лично меня дурно описанные похождения геймера оставили равнодушным.
  
   5. Бархатов Ю.В. Последний подвиг Тогира
  Неожиданно встретить коллегу - полного тёзку, и по имени, и по отчеству! Ну что ж, посмотрим. Большую часть рассказа читать было утомительно. Я, хоть временами и сам геймер-любитель, но вот читать описания разных геймов, пусть даже продвинутых, отчего-то всегда скучно.
  Но развязка по смыслу великолепная. И сразу всё становится на свои места. А вот по форме она уж больно мораль из басни напоминает, что, наверное, не очень хорошо. Но рассказ в общем достойный.
  
   6. Варский А.Н. По дороге в рай
  Имхо, глубокомысленно-бредовый эпиграф излишен. Хотя не исключено, что я просто не смог уловить всей его глубины и гениальности. Вообще рассказ из сравнительно редкой серии - начал "за упокой", а кончил "за здравие". Впрочем, это ненамного лучше, чем наоборот.
  Герои, их реплики, и, особенно - мысли главгера, к сожалению, плоские, вторичные и напрочь искуственные.
  Много неясного. Что это за война? Зачем она? Почему такая? И при чём здесь рай в названии? Бессмысленность не делает чести никакому произведению.
  Но финал выигрышный, он вытягивает весь текст. К нему бы ещё обрамление более достойное, живое и продуманное - и совсем замечательный рассказ вышел бы. Также порадовали удачно использованные неологизмы: "остохренело", "выстегнуться", "километры дней".
  
   7. Булатникова Д.А. Повелитель клещей
  Язык образный, приятный. Претензий почти нет, разве что слишком затянуто некоторые предложения, например: "Ветер свистел, закручиваясь в воронки над огромными бетонными кругами, звенел раскачивающийся ржавый крюк козлового крана, приткнувшегося к дальнему пролету".
  Рассказ любопытный. И идея примечательная. Правда, не проникаешься симпатией к герою, неприятен он, но, возможно, именно так автор и задумывала? Изнасилованная девочка, перегрызшая себе вены - на мой вкус это перебор, но вкусы, как известно, у всех разные. В любом случае это произведение стоит прочитать.
  
   8. Володин Д. Уничтожение Зла
  Для семи лет очень мощно! Говорю серьёзно. Приятно видеть, как нескованный ещё шаблонами детский разум выдаёт такие перлы оригинальности, что кое-кому из взрослых авторов впору бы локти от зависти покусать!
  "- Зачем становиться богами? - удивились Рун и Эна.
  - Чтобы хулиганить и ломать стекла."
  Гениально! :-) А один "оркопад" чего стоит! Рекомендую ознакомиться с этим творением, дабы хоть частично возвратить себе чувство живой детской непосредственности, отсутствие которой обычно пагубно сказывается на творчестве.
  
   9. Эрегвин. Преамбула
  Хороший рассказ. Выделяется из общего ряда. Только, пожалуй, эпилог не очень - на мой вкус, уж слишком прямолинейно-циничный, оттого снижается впечатление от текста. Если бы закончить на "совете правофлангового", имхо, смотрелось бы всё в итоге интереснее и цельнее. Но прочитать стоит.
  
   10. Толкунов Д.Р. Поле брани
  Рассказ неплохой, любопытный, оригинальный, но мог бы быть, на мой взгляд, намного лучше. Идея, как мне кажется, достойна лучшего выражения, большей проработки. Непонятно, аллегориями чего являются солдаты Антония, непонятно, почему он нападает первым, непонятно, почему он побеждает. И это тот случай, когда недосказанность выглядит как недодуманность. Я ни в коем случае не говорю, что нужно дать объяснения "в лоб", но хотя бы какой-то намёк, пространство для мысли...
  Впрочем, рассказ и в таком виде вполне достоин внимания ради оригинальности идеи и антуража.
  
   11. Blackfighter. Отходная молитва
   "кожа покрыта слизью" - голливудский штамп.
   "Господи, говорят, Ты не любишь самоубийц?" - бывают особые исключения, если автору интересно, могу эту тему развить в личной переписке. Есть некоторые парадоксы, использование которых, возможно, помогло бы углубить рассказ. А может, это было бы и лишним.
   "второй Серега" - такие прозвища редко дают, искуственно это. Что-нибудь вроде "Серёга толстый", "Серёга мелкий", "Серёга башковитый" или ещё что-то в том же духе. У нас в школе, помню, было два Кузи - их все звали "Кузя большой" и "Кузя маленький".
   "Ты же видишь, я покупаю лотерейный билет!" на мой вкус, не вполне уместный в этом контексте образ.
   "И все наши пять эскадрилий тоже вышли... на базу не вернутся. Была база, да вся вышла." - два раза "вышли".
   "А Ленка теперь одна останется с пацаном..." - это всё правильно, всё верно, но ТАК ЧАСТО повторяется это у других авторов, что уже выглядит штампом. Беда, но как-то по-другому это нужно подавать. Не так, как все. Не в лоб. Ведь читатель всегда чувствует разницу между текстом, нацарапанным на стене концлагеря, и текстом, набитым на клаве в уютной обстановке. Помню, много лет назад смотрел два фильма Невзорова о Чечне - документальный и художественный ("Чистилище"). И от первого слезы в глазах стояли, а от второго плеваться хотелось. И именно потому, что режиссёр в уста своих актёров вкладывал дословно те речи, которые произносили настоящие бойцы из документального фильма. А ведь зритель ОЧЕНЬ ПО-РАЗНОМУ воспринимает одни и те же слова, которые в одном случае произносит простой парень на передовой, который сейчас вот отойдёт за кадр и за эти слова погибнет, - и когда их произносит откормленный актёр в тёплом павильоне, и после съёмок он пойдёт, пива выпьет, брюхо почешет, гонорар в карман положит. Зритель чувствует ложь во втором случае и испытывает законное отвращение. Хотя, казалось бы, слова-то одни и те же, и слова правильные! Просто Невзоров не понимал, что законы восприятия у докфильмов и худфильмов совершенно иные, отсюда иные выразительные средства и т.п. Вот так же и с текстами. Нельзя пытаться прямо, в лоб писать как боец думает, если только сам автор не имеет такого опыта. Другие нужно искать средства, более скромные, и более изощрённые одновременно.
   "Господи, а те, кто подорвал остальные, что они Тебе говорили, о чем просили?" - а вот это удачный момент. Серьёзно. Если бы автор напирала на уникальности поступка главгера, то не смотрелось бы. А так, когда один из многих - вызывает достоверность.
   В общем: рассказ интересный и, на мой взгляд, очень перспективный. Но пока, опять же, на мой субъективный взгляд, нуждается в серьёзной доработке или даже переработке.
   Написано всё в целом правильно, но главная беда - за размеренным, многословным стилем не чувствуется напряжения, драйва, отчаянного рывка, на котором это всё, по идее, должно произносится. Как там Майринк говорил: "это должен быть рассказ... пугающий, стремительный и красивый, как вспышка молнии" (цит. по памяти) - это вот как раз про этот рассказ. А так - он слишком затянут, что и губит впечатление, хотя, поверьте, этот рассказ я читал самыми доброжелательными глазами. Даётся слишком много информации (и, зачастую, для сюжета совершенно излишней) под видом размышлений-воспоминаний главгера и в итоге это напоминает дурной приём 'информация о мире через диалог'. Посему, как там у Кинга (и чего это меня так на хорровщиков пробило?): 'Всё хорошо, только -70%'. Это тоже как раз про этот рассказ. Ну зачем все эти точные, повторяющиеся подробности про уничтоженные города, да как их уничтожали, да как их защищали, да что этому предшествовало?.. Пару ярких штрихов - и довольно, читатель и сам дальше всё поймёт и додумает. А так этот однообразный поток быстро приедается и приходится подавлять желание проглядеть всё по диагонали.
   Ещё один важный момент - то, что главгер молится Богу и одновременно не верит в Него, мне показалось психологически недостоверным. В таких пограничных ситуациях человеку не до интеллигенских 'если Ты там где-нибудь есть, и если Ты меня вообще слушаешь, то сделай то-то'. Что даёт мне основания так говорить? Во-первых, я читал на сей счёт воспоминания фронтовиков, а с некоторыми и лично общался. Во-вторых, у меня в жизни был опыт подобной ситуации. Когда был подростком и жил в деревне, мы по ночам собирались с друзьями на окраине, жечь костёр. И вот однажды местный сумасшедший (действительно, имел справку) выбежал с ружьём на нас и принялся палить. Мы - в рассыпную. Я отбежал и прыгнул вниз, под откос, где и затаился. А сверху, по насыпи бегал этот мужик. Я тогда был неверующий, но очень хорошо помню, как молился, ожидая, что каждое следующее мгновенье может для меня стать последним. Никакой лажи, вроде 'вообще-то я в Тебя не верю, но давай поговорим' и в помине не было.
   Но рассказ, повторю, очень перспективный. И то, что я так разговорился - свидетельство того, что ЗАЦЕПИЛО.
  
   12. Белышев Виктор. Предатель
   Написано неплохо, взгляд особо ни за что не цепляется, кроме первого предложения.
   А вот по содержанию... "местное население слабо именно тем, что не способно к коллективному мышлению" - это даже не вторично, это - третично! Изжёвано уже не одним поколением фантастов.
   Вообще, прям как нарочно - только недавно на Бд-4, когда с меня требовали ответа, почто я поставил низкую оценку рассказу, где вместо ёлки на кол сажали человека, я ответил, что подобных "шедевров" можно сотню навалять за неделю, и привёл пример как раз с мухой и липучкой. И тут - надо же! Автор словно "подслушал" и взял на вооружение. Шучу, конечно, но факт фактом: содержание, мягко говоря, не блещет глубиной и оригинальностью.
   То, что читается легко - это плюс. То, что написано ни о чём - минус, большой и фатальный. Не сомневаюсь, что в дальнейшем автор может порадовать гораздо более примечательными текстами.
  
   13. Lizard On Branch. Боевая фантастика: Пряничный домик с леденцовым окошком
   И тут проблема с первым предложением, видно, правду говорят, что не легко его подобрать. И здесь, имхо, слишком большое нагромождение придаточных.
   То, что инопланетяне мыслят и разговаривают как американские солдафоны с их "сэрканьями", не есть гут, и ирония здесь не спасает.
   "Но вы - как будто специально выпечены для того, чтобы представлять интерес для охотников. Представляете, какие трофеи?" - как-то не очень звучит в устах ребёнка. Выбивается.
   А вообще хороший рассказ. Атмосфера приятная, местами даже забавно. И совсем не производит впечатление заезженности, по крайней мере, на меня. Это касается и персонажей, и затеи, и, особенно, развязки. Вообще, светлые рассказы - редкость, тем более качественные. Искренне пожелаю автору удачи.
  
   14. Панарин Сергей До основанья, а затем...
   Пример с Библией - на мой взгляд, неграмотно и неуместно. Вообще, при прямых ссылках не лишне заранее ознакомиться с текстом.
   Стилистика ужасна - "Он, да будет он здоров", "сосредоточенно смотрел на свои руки, покоящиеся на спинке стула", "меня разбудил звук страшного удара" и мн., мн. др.
   Разговор с сыном вглядит как издевательство, особенно эта фраза: "Конечно, дурачок, я люблю тебя."
   Особенно слабо прописана боёвка - "Я прихватил за руку с плазмётом одного из трёх сопровождающих комитетчика солдат, прикрылся им от его товарищей и сломал эту самую руку в предплечье" - и т.д. Вообще местами похоже на неумелое переписывание с какого-нибудь шутера.
   А вот момент с отсутствием шофёра подан удачно, достоверно. И это - "мы строили совсем не Счастье Потомков, а Счастье Подонков" - неплохо.
   Затем картонные персонажи ведут скучные разговоры-лекции в духе: "проснись, тебе промыли мозги - да не может быть!".
   Впечатление: посредственный рассказ.
  
   15. Юбер Алекс. Modus Suicidi
   Сказать - "интересно написано", - ничего не сказать. Очень редкий пример, когда и язык и манера описания - предельно адекватны. Такое всегда очень радостно встретить и приятственно читать. Хотя, конечно не без блошек, типа "Крик в фоне".
   Вообще, я очень мало читал киберпанка. После прочтения этого рассказа понял, что напрасно. Стоит исправить. Может быть, знатоки жанра увидят в рассказе какую-нибудь вторичность, или ещё что, но для меня это - очень новая, безумно увлекательная, сильнейшая вещь! И, на мой взгляд, зрелая и достойная публикации. Благодарю автора, я получил удовольствие, читая Ваш рассказ.
  
   16. Гарин Александр. Власть Саритолы
   Вроде бы, по форме всё есть: и язык лёгкий (и даже, стоит отметить, вводный абзац особенно хорош!), и боёвка выведена грамотно, и с композицией порядок... Но - не тронуло. Почему? Во-первых, попытка скрещиванья "пиратского романа" с фентези не показалась успешной. Во-вторых, император-объединитель - персонаж заезженный, и здесь он своей шаблонности не преодолел. Кроме того, выглядит натянутым, что властитель мог не заметить и даже слыхом не слыхивать о параллельной саритольской империи, о которой известно даже его последнему гвардейцу. Это типа итальянского президента, который бы ни разу не слышал о мафии.
   Но, пусть даже на меня он не произвёл впечатления, язык всё же не повернётся назвать этот рассказ плохим. Думаю, у него найдётся немало благодарных читателей. Имеет смысл с ним ознакомиться.
  
   17. Dr. Роберт Блюмкин. Старик и Плющ
   Живой, сочный язык (несмотря на обилие личных местоимений и сомнительные экзерсисы с орфографией). Жаль, что стиль неровный. Первое предложение тоже не очень.
   Но, самое главное - оригинальность, оригинальность и снова оригинальность! Выпуклые персонажи, нестандартный сюжет, цельная атмосфера. И - местами великолепная ирония. Мне очень понравилась, хотя не уверен, что рассказу светит выйти в победители - уж очень он специфичен.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"