Аннотация: "Человек не может считаться умершим, пока о нём помнят живые"
О страхе смерти
Океан, состоящий из капель - Велик.
Из пылинок слагается Материк.
Твой приход и уход не имеют значенья,
Словно муха в окно залетела на миг.
О. Хайям
"Я почти не пью и не имею других зависимостей.
Слушаюсь маму, забочусь о сестре, мою руки перед едой,
долгов не наделал, не изменяю жене,
взял домой кошку с улицы.
Но кто после смерти обо мне вспомнит?"
Размышления рядового обывателя.
-------------------------------------------------
Люди осознали, что они смертны и боятся этого. Страх смерти. Век человека короток, ему всегда мало. Поэтому они придумали жизнь после физической смерти: Ад, Рай, царство теней, реинкарнация, много чего. И ещё люди поняли, что вещи долговечнее, они переживут человека, они будут существовать после его смерти, как будто ничего и не произошло, как и не жил человек. Это пугает слабых.
Именно поэтому все великие диктаторы и им подобные отличают своё временное пребывание среди живых грандиозными постройками.** Это не просто страх смерти, к нему добавляется страх забвения. Чем меньше у человека сил и власти, тем меньше постройка. Но строят все, желая оставить о себе память среди живых.
Прожиточный минимум: построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Оставляя после себя нечто вещное, человек умирает спокойнее. Страх смерти.
Если человек, пусть даже король, живущий в своё удовольствие, восклицает: "После нас хоть потоп" - не верьте ему, это бравада. Если же его бравада с возрастом не пройдёт, человек умрёт, как и жил - дураком.
У нас в России есть обычай: старые, малоимущие люди, готовясь к смерти, не только копят деньги на собственные похороны, но и закупают недорогие вещи. На поминках после похорон эти вещи раздаются всем, кто пришел почтить: ложки, полотенца и т.д. и т.п.
Суть обряда: человек, живой человек, пользуясь этой вещью, возможно, вспомнит того, кому она принадлежала. Память. Мёртвый напоминает живому: я был, я жил. Помни обо мне! Страх смерти и забвения. Мы понимаем, что вещная память дольше образной.
И в этом понимании нет никакой разницы между Хеопсом и бедняком.
Моя позиция. Если хотите - кредо.
Возможно это прозвучит пафосно, но что я могу поделать, раз так оно и есть.
Я живу для людей. Для всех, всего Человечества. Эта мысль пришла в юности, я её осознал, и я так живу. Мне так нравится. Всё, что я знаю и умею, я отдаю Людям. Иногда в ущерб себе. Иногда семье, но в семье меня понимают, я не могу иначе. Я живой человек и не хочу умирать, хоть и понимаю, что это неизбежно. И ещё я понимаю, что память обо мне не будет вещной. Я буду жить в людях, в их мировоззрении, на которое я повлиял, в их знаниях и умении, которыми я делился, и ещё много меня останется в людях, и они будут передавать это другим.
Зёрна наших надежд до конца не сберём,
Уходя, не захватим ни сад и ни дом.
Не жалей для друзей своего достоянья,
Чтобы недруг его не присвоил потом.
Меня будут помнить долго, очень долго.
Я почти вечен, потому, что Я - часть Человечества.
"Человек не может считаться умершим, пока о нём помнят живые"
Зачем я об этом пишу? Не знаю. Я не собираюсь умирать, я ещё полон, и жизнь моя полна смысла. Наверное, пришло понимание.
Давно-давно, в свои тридцать лет я вдруг нашёл единомышленника - Ганс Селье. Он прекрасно обосновал свой "альтруистический эгоизм": сознательно создавал в своем ближайшем окружении атмосферу доброжелательства, прекрасно понимая, что в таком окружении ему самому будет комфортнее жить. Я полностью разделяю его взгляды и поступаю так же. Но между нашими мотивами есть существенная разница. Селье - учёный, и смысл его жизни - наука. Поэтому его альтруизм можно рассматривать как частный случай любви к близким. Я же, поступая как Селье, исхожу из посыла, что близкие мне люди всенепременно будут счастливы, если будет благополучно всё Человечество.
Поэтому я полез в политику, которая мне чужда, неприятна, и не входит в круг моих интересов, но которая гадит на весь Мир. Из любви к Людям пришлось стать воинствующим альтруистом, в отличие от Селье, альтруиста пассивного.
Подавляющее большинство людей, осознавших себя и свою смертность, видят своё продолжение, продолжение своей жизни в детях, внуках. И это правильно, хотя и примитивно. Родительские гены, вливаясь в генотип Человечества, никуда не исчезают, они будут крутиться там вечно. И ведь что удобно: для оставления о себе такой памяти вовсе не обязательно быть "Гомо Сапиенсом". Даже безграмотность не мешает стать отцом. Но вдруг сын пойдёт не в отца, а в бандиты??
Мои же дела всегда добры. Я вливаюсь в Человечество не только спермой, но и своими знаниями и мировоззрением, помогаю и изменяю окружающее меня через Людей. Прекрасно понимаю, что моё влияние на Человечество исчезающее мало.
НО!
Я, как капля чернил в стакане воды: их не видно, но они там есть!
И они изменяют свойства воды, в которой растворились.
На свете много людей, несущих добро другим людям, но мало тех, кто делает это как я -- осознанно.
Мне бы хотелось, чтобы таких людей стало больше.
17.10.2012 г., Россия, Екатеринбург
P.S.
Да, всё так. Но помните: Вы - не Солнышко, всех не обогреете. Себя тоже не надо забывать и радоваться Жизни.
** Памятник Петру Великому в Москве - есть дитя противоестественной любви Лужкова и Церетели. Подобные "объекты созидания", не несущие пользы людям, и не являющиеся культурной ценностью - есть признак сильнейшего страха смерти у "творца". Он прекрасно понимает, что на большее не способен, но не это для него главное. Главное: воздвигнуть. В память о себе. В данном примере этот памятник Церетели и Лужков воздвиглисамим себе, а вовсе не Петру. В той же Москве стоит собор Василия Блаженного, построенный талантливым зодчим для Людей.
"Я буду жить в людях, в их мировоззрении, на которое я повлиял, в их знаниях и умении, которыми я делился, и ещё много меня останется в людях, и они будут передавать это другим."
Если вам показалось, что такая моя позиция проста и удобна - вам показалось. Чтобы чем-то делиться с Людьми, это надо знать и уметь, этому надо учиться, а это - труд. Вот чушь и ахинею нести легко и просто, как делают политики.
Я - Мастер, я всю жизнь учился, мне есть, что отдать Людям, чем поделиться. А ведь очень многим нечему научить даже с собственных детей.
Я ничего не скрываю, можете попробовать сами. Если есть ЧТО отдать и ЧЕМ поделиться.
P.P.S.
Век человека короток. Он не успевает нажиться всласть, до отвращения к жизни, до тошноты. Ему всегда мало. Это суждение верно для большинства людей. А большинство - лохи. Им всегда и всего мало: жрачки, самок, денег. В этих тупых бошках даже не возникает вопрос: Зачем? Главное побольше: машины, дачи, Багамы, секс, Секс с Виагрой, ещё, Ещё! Деньги. Много Денег! Все! Все Деньги мира!
В этом видят они смысл жизни.
И вот жизнь заканчивается, к лоху подкралась старость. Машина поржавела, стоит на спущенных шинах. Дача обветшала и разваливается. Фотографии Багам выцвели и никому кроме него не нужны. Виагра давно не помогает, деньги давно не радуют. Дети выросли и свалили, у них те же цели: машины, дачи, Багамы, секс. А этот старый лох цепляется зубами за уходящую жизнь: ещё, хочу ещё! И так и не возник в тупой башке вопрос: Зачем?
Зачем, прожив никчемную жизнь, наплодив и воспитав подобных себе лохов с низменными желаниями, ты хочешь ещё, такую же?
Но самое страшное, если в его старческой башке такой вопрос возникнет и начнет смутно брезжить понимание своей никчемности: жизнь заканчивается, изменить уже ничего нельзя. У него остались только воспоминания о промотанной жизни, которые исчезнут вместе с ним, и ничто в мире не будет напоминать о том, что человек жил. Воспоминания о том, как кидал дерьмо в окно к соседу, на смертном одре не радуют, а добрых дел он сделать не успел. Да и не хотел. Как эгоист он понимает, что никто не вспомнит его добрым словом: он же не вспоминал, жил для себя, хапал. Сейчас он один, ему холодно. Впереди - смерть. К его старческому болезненному телу присоединяется болезненный Дух. И жить ему становится насрать. И он умирает. Страшная смерть.
Но правильная, закономерная: он сам заслужил такую всей своей жизнью.
На свете очень немного людей, жизнь которых осмысленна и нацелена. Ещё меньше тех, цели которых благородны. Таким проще, они умирают с сознанием достигнутой цели. Как правило, они живут дольше и активнее, без признаков маразма, медленно угасая, оставаясь в ясном сознании и спокойном состоянии духа. И не скрежещут зубами на Бога: как коротка жизнь.
Им хватило этой жизни на всё, чего они добивались.
*******************************************
ИМХО
Человек умирает не от старости, он умирает оттого, что устаёт жить, когда Дух его угнетён. Эта усталость может происходить по разным причинам: от болезней, от одиночества, от бессмысленности своего существования и пр. Именно это является причиной уменьшения продолжительности жизни россиян, таковы условия проживания в нашей стране: наша воля и Дух подавлены чиновниками, наши духовные ценности обосраны государством.
Я лично знаком с людьми старой закалки, с теми, кому за восемьдесят, за девяносто и даже за сто. Вполне вменяемые люди, прекрасная память.
Бабуля, 86 лет, 4 (!) инфаркта, диабет, ограниченная подвижность.
Бывшая училка, очень интеллигентна, воспитала хрен знает сколько достойных людей, которые до сих пор благодарны ей и помнят. Мотив к жизни: - "Я не могу вот просто так, взять и умереть. У нас сейчас в стране очень сложно, и я хочу знать, как будет жить моя правнучка (10 лет)". Читает АиФ, смотрит новости по телику, имеет свое мнение о политике и политиках. Да с ней вообще интересно пообщаться, поговорить "за жизь".
Ну, не собирается человек помирать, у нее ещё дела незакончены! Вот так надо.
"Самая страшная кара мыслящего человека, осознавшего свой разум, понимать, что рано или поздно разум исчезнет, умрет, уйдет в небытие, растворится в природе, не оставив сколь-нибудь заметных следов. И разум восстает против этого варварства, отказываясь поверить в заурядность своей судьбы и роковую предрасположенность неизбежного. И тогда человек, в душе которого разум пробуждает невиданные силы, восстает против законов природы, бросает ей вызов, совершая деяния, достойные титанов. Он отвергает физические законы, делает невозможное возможным, совершая свой беспримерный прорыв в бессмертие. Может быть, величайшие из деяний человечества - это отрицание своего физического бытия, когда, отринув тесную оболочку, дух поднимается над бренностью своего существования, становясь истинно бессмертным на века и тысячелетия.
Но не всем доступны подобные прорывы. Некоторых страх смерти толкает на преступления, утверждая их в мысли, что все радости бытия возможны только при удовлетворении запросов своего тленного тела в этой земной жизни, и они, сознавая недолговечность своего существования, стремятся урвать при жизни все доступные им радости, наслаждаясь подобным суррогатом. Другие, скрывая свой страх, ударяются в мистику, ожидая милости богов, истово желая поверить в возможность загробной жизни. Третьи безропотно принимают факт собственной смерти, стараясь не задумываться о конечности своего бытия.
Только немногие, понимая, сколь редкий дар отпущен им природой, совершают свой прорыв в бессмертие, используя свой единственный и неповторимый шанс. И побеждают смерть, утверждая небывалую победу разума над слепыми силами природы."