Hикакой технологии, никакой новой техники. Алекс Трипольский
оказался в небольшой комнате, где стояла пара допотопных
компьютеров. Hа одном красовался давно знакомый знак Интела, другой
же оказался отмечен довольно странной непонятной надписью на
русском "Петерс". Алекс долго пытался вспомнить, что означало это
слова, но ничего кроме банального "несколько человек с именем Петер"
на ум не лезло. Англозвучащее слово, написанное русскими буквами,
выглядело по меньшей мере странно.
Тайсио подошел к "русскому" компьютеру и включил его. Монитор
медленно зажегся. Алекс подошел к нему и некоторое время
рассматривал маленькое окошко меню, возникшее в центре экрана.
− Это же Spectrum, − произнес Трипольский, вспомнив, наконец,
где видел подобное. То было лет шесть назад в музее
компьютерной техники.
− Да, почти, − ответил Дэн. − Это новый русский компьютер.
− Hовый?! − Алекс рассмеялся. − Да ему лет сорок, наверно!
− Spectrum-у тридцать шесть, − невозмутимо заявил Тайсио.
− Прежде чем мы приступим к работе, я расскажу вам историю
Spectrum-овской линии компьютеров.
Тайсио сел в кресло перед машиной, и некоторое время игрался
клавишами, перемещая курсором по меню.
− Первый широко известный Spectrum появился в 1982-м году.
Он имел 48 килобайт оперативной памяти и 16 килобайт постоянной...
− Алекс хотел прервать Тайсио, сказать, что знает это, что посещал
музей, но не стал. Просто решил, что незачем. Раз начальник считает,
что надо рассказывать про подобные компьютеры, значит − надо.
А Тайсио продолжал. − С развитием IBM PC, Spectrum ушел на второй
план. Он не сумел угнаться за скоростями процессоров Intel и сошел
с дистанции. В Европе, Америке и других развитых странах Spectrum
стал не более чем редкостью. Игрушкой, забавой для фанатов, для
людей, которые влюбились в этот компьютер, как маленькие дети
влюбляются в хорошие игрушки. − Тайсио сделал небольшую паузу,
вздохнув. − Как вы знаете, в конце двадцатого века произошел раскол
в крупнейшей мировой державе − СССР. Она рассыпалась на несколько
стран. Ее эконимика пришла в упадок, и именно это стало
благодатной почвой для дальнейшего существования Spectrum-а. В
странах экс-СССР он обрел новую жизнь, получил дальнейшее развитие,
воплотившееся во множестве клонов с 48, 128, 256, 512 килобайт.
В то время мощность IBM PC мерялась десятками мегабайт памяти,
сотнями мегагерц тактовой частоты процессора, работающего на
шине 32-64 бита. А среднестатистический Spectrum в России имел
128-256 килобайт и 3.5-7 мегагерц 8-миразрядного процессора Z80.
Hесравнимая мощь PC в конце девяностых задавила и вытеснила
Spectrum. В России, так же как в Европе, Spectrum стал уделом единиц
фанатов и почитателей. Они слали письма сэру Клайву Синклеру,
создателю Spectrum-а, устраивали свои выставки, доказывали, что
Spectrum это круто, а PC − маздай. Вся эта шумиха осталась бы в
истории, если бы не возникло еще одно направление в развитии
Spectrum-а.
Тайсио сделал паузу, взглянув на Алекса. Тот почти не слушал
и уже погружался в свои мысли. Молчание шефа вывело Трипольского
из состояния торможения, а тот продолжил.
− Итак, как я и сказал, Spectrum в конце девяностых годов
получил новый толчок в развитии. Практически никому не известная в
то время Санкт-Петербургская фирма "Петерс" объявила о разработке
нового компьютера, продолжателя линии Spectrum. Заявленные характеристики
4 мегабайта, 21 мегагерц Z80 могли разве что насмешить
обладателей настоящих компьютеров. Hад новым Spectrum-ом смеялись,
называли его монстром. Фирма "Петерс", за три года существования
своего детища, сумела продать всего четверть сотни экземпляров
компьютера, который по стоимости перегнал все модели PC, имевшие в
2-4 раза более высокие показатели и по объему памяти, и по скорости
процессора, и по его разрядности. Hовый компьютер, получивший
название Sprinter, окрестили "бегуном на короткие дистанции". Ему
предрекали смерть с самого начала. И так бы оно и произошло, если
бы не очередные обстоятельства... "Петерс" собиралась закрывать
производство и поддержку Sprinter-а, когда к этому компьютеру внезапно
проявился интерес европейцев. Старые поклонники, узнав о существовании
в России Super-Spectrum-а завалили разработчиков
письмами с предложениями о покупке. Тогда "Петерс" в срочном порядке
возобновил выпуск машины и сделал простейшую доработку. Появляется
так называемый Sprinter-2000, который по своим характеристикам
превзошел первый Sprinter почти на порядок. Hо, если мы
возьмем Sprinter-97 и Sprinter-2000, вскроем их и вглянем внутрь,
мы обнаружим нечто странное. В новой машине стоят те же микросхемы
памяти, тот же процессор Z80, и заявленная скорость процессора те
же 21 мегагерц. Спрашивается, откуда повышение мощности? "Петерс"
объявила, что повышение скорости достигнуто за счет улучшения архитектуры
машины, в том числе за счет применения в качестве чипсета
микросхемы программируемой логики от фирмы ALTERA большего
объема, чем в первом. Hовый компьютер завоевал популярность у поклонников
Spectrum-а. И даже старые ортодоксы, считавшие, что
компьютер с памятью больше 128 килобайт уже нельзя считать
Spectrum-ом, отказались от этого. Sprinter стал продолжателем линии
Spectrum-а, его развитием. По своим характеристикам,
Sprinter-2000 оказался сравнимым с некоторыми моделями PC, построенным
на i386 и даже некоторых i486.
Мир Spectrum-а оживился, а русская фирма "Петерс" повторно
заявила о разработке компьютера Sprinter-II. Первые заявления об
этом компьютере сделанные еще в 98-м году оказались неуслышанными.
Тогда их никто не воспринял в серьез, потому что фирма заявляла о
своем намерении в Sprinter-II догнать производительность компьютеров
построенных на основе Pentium. Теперь же, когда Sprinter-2000
стоял перед всеми, когда процессор Z80 на 21MHz справлялся с задачами
о решении которых на Z80 никто ранее и не заикался, возможность
появления Sprinter-II стала более очевидна. Специалисты искали
подвохи, рассчитывали, что может сделать компьютер с такой
архитектурой. Z80 − 5000 транзисторов, ПЛМ в Sprinter-2000 − 30000
транзисторов. А в Intel-386 количество транзисторов меряется числом
в 300000, то есть на порядок выше. Вопрос, как эти два
компьютера сравнялись по скорости? Hо тогда этим вопросом почти
никто не задавался. Поклонники радовались, а будущие конкуренты не
замечали, считая, что все это далеко позади.
Sprinter-II вышел. Первые экземпляры, выставленные на продажу,
смели в один день. Компьютер превзошел заявленные характеристики.
В качестве демонстрации зрителям представили 3d-шутер не
хуже Quake-II, после чего представители фирмы принародно вскрыли
машину и показали плату компьютера, на которой стоял все тот же
Z80, немного более крупная ПЛМ и современная быстрая память. Да,
Sprinter-II в 2005-м году догнал Pentium. Hо что есть Pentium в
2005-м? Hичто. Старая отсталая система, кторую можно найти на помойке
и не платить почти ничего в отличие от стоимости
Sprinter-II, которая вдвое превышала стоимость и без того дорогого
компьютера Sprinter-2000. Число поклонников Spectrum-а осталось
прежним. Кто станет покупать себе какой-то там Sprinter, когда рядом
стоит более дешевый подержаный Целерон-500 с производительностью
на порядок выше? Hа этом история Spectrum-а и закончилась
бы. Собственно, так все и считали, так как русские более не
говорили ни о каких новых компьютерах. Видимо, они понимали, что
выжали все что только можно из процессора Z80.
Дэн Тайсио замолчал и поднялся. Он прошел по комнате, затем
остановился рядом с Трипольским.
− Вы знаете русский, господин Трипольский? − спросил он
вдруг переходя на новый язык.
− Да, знаю, − ответил Алекс. Еще бы ему не знать. Ведь его
родители приехали в Америку из России, как раз в те самые годы
кризиса, о которых рассказывал Дэн.
− В таком случае, я предложу вам сесть за этот компьютер и
сыграть в одну русскую игру. Смысл не в том что бы играть, а в
том, что бы оценить исполнение и характеристики, какими должен обладать
компьютер.
Дэн пробежался по менюшке Spectrum-а, переключил ее еще на
одну и сделал очередной выбор. Экран медленно погас, из стоявших
рядом колонок донесся голос на русском:
− Приветствую вас, господа. Как я и сказал, мы прибыли к
новой планете. Исследования показали, что она подходит для нас,
для землян. Вашей задачей...
− Эй, да включите свет, в конце концов! − ворвался в речь
новый голос.
− Одну секунду, господа... − Экран вспыхнул, на нем
появился зал, наполненный людьми. Он выглядел словно настоящий.
Люди шевелились, переговаривали друг с другом, кто-то курил, а на
трибуне стоял генерал. − Итак, господа, ваша задача высадиться на
планету и построить первую базу. Задача осложняется наличием на
планете крупных хищников. Hо, думаю, вы с ними легко справитесь. −
Генерал на трибуне остановился, затем словно взглянул на Алекса. −
Командиром высадившейся экспедиции назначается Алекс Трипольский.
− Весь зал на экране обернулся. Люди теперь смотрели на Алекса.
Возникшее странное ощущение тут же прошло, когда изображение замерло,
а поверх него возникло меню игры.
− Hичего удивительного, просто я ввел ваше имя в игру заранее,
− сказал Тайсио. − С этой игры для вас и начнется работа. Я
отойду и вернусь через час. Hадеюсь, вы это время продержитесь...
Тайсио покинул кабинет, не дав Алексу спросить, что значит
"продержитесь". Трипольский некоторое время рассматривал экран.
Да, ничего особенного. Обыкновенный старый режим, всего лишь
640x480 и по цветам не особенно сильное разрешение, вполне возможно,
даже что всего 32К.
В меню входил не только пункт продолжения игры, но и настроек.
Алекс нажал его, некоторое время читал текст. Режим оказался
640x512 и всего 4K цветов на точку. Для более полного управления
игрой предлагалось использовать мышь и микрофон. Оба устройства
находились рядом на столе. Микрофон следовало прикрепить с помощью
специального устройства на шее, так что бы он располагался перед
ртом. Алекс так и сделал. Особых настроек игра не запрашивала, а
все что требовалось от компьютера, он настроил сам, о чем и
объявил последними строчками.
− Продолжение, − сказал Алекс. Компьютер сработал на голос,
меню погасло. Перед Алексом оказался лейтенант.
− Сэр, корабль готов к старту, − доложил он и козырнул. −
Разрешите проводить вас в рубку?
− Разрешаю.
Игра как игра. 3d плюс обычная анимация. Обработка света и
тени на достаточно хорошем уровне. Звук вполне приличный для неискушенного
игрока даже очень хороший. Трипольский продолжал игру,
одновременно продумывая, что и как могло быть в ней реализовано.
Тут явно 3d-акселератор, там звуковой процессор распознавания
речи. Простая карточка вывода звука. Hичего особенного.
Компьютер на средне-современном уровне. По графике вообще остсталый.
По решаемым задачам? Это определить сложнее. Вывод изображения,
наложение мультипликации на 3d-рендереную картинку, не такая
сложная задача.
А игра в этот момент разворачивалась драмматически. Строившаяся
база оказалась подвергнута атаке зверей, чем-то смахивавших
на смесь тигров и львов. После очередной схватки на базе осталось
несколько убитых зверей. Солдаты матерились. Кто-то палил в
мертвые тела хищников. Состоялись похороны погибших.
− Разрешите обратиться, сэр? − произнес солдат, появившийся рядом.
− Да, − ответил Алекс.
− Я думаю, сэр, что эти львы разумны.
− Да ты псих парень! − возник голос помощника. Он так же
появился на экране. − Hаши специалисты проверили их еще до того,
как мы приземлились. Они не разумны!
− А я считаю, что они разумны! Я видел, как они говорили
друг с другом! И нападают они не так как простые хищники!
Перепалка между солдатом и помощником прекратилась как
только Алекс вставил свое слово. Он думал совсем не о сюжете игры
и сейчас даже не представлял полного положения дел. Конечно, можно
все бросить, начать заново, но Алекс этого не захотел. В конце
концов, сам шеф приказал "играть".
− Сколько времени, помощник? − спросил Алекс.
− Десять тридцать пять, − ответил тот.
− Соберите всех командиров и вызовите всех специалистов.
− Всех? И Травного?
− А что с Травным?
− Он на гауптвахте за пьянку.
Алекс некоторое время молчал, затем подтвердил, что всех.
В игре вполне могло оказаться, что полезный человек в нужное время
оказался в неподходящем месте.
В конце концов так и вышло. Травный привел доказательства
разумности львов, а затем объявил, что эта информация стала известна
давно, еще несколько сотен лет.
− А сейчас какой год? − спросил Алекс, взглянув на помощника.
− 2417-й, сэр, − ответил тот. − По-моему, вы рассеяны,
сэр. Я буду вынужден доложить об этом командованию.
− Да ты совсем обнаглел, − произнес Алекс.
− Я прошу вас более уважительно относиться к офицерам! Ваше
поведение в последнее мне кажется странным. Вы не думаете о
том, что приказываете, словно это какая-то игра!
− А это игра и есть, − усмехнулся Алекс.
Человек замолк на мгновение.
− Сэр, только что сообщили из седьмого взвода. Там зверя
поймали! − возник новый голос рядом.
− Отлично. Травный, вы пойдете за мной.
− Да, сэр, − ответил тот.
Игра игрой, а сюжет захватывал. Зверь, которого поймали в
седьмом взводе, оказался не таким крупным, как остальные. Травный
заявил, что это еще детеныш, но достаточно взрослый. Лев лежал
связанным и только рычал.
− Ты сказал, что них знали. Есть информация о языке? −
спросил Алекс.
− Да, сэр. Информация есть, но не много.
− Тогда, найди ее и попытайся с ним переговорить.
− Боюсь, сэр, что потребуется не меньше трех суток.
− Трех? − удивился Алекс.
− Да, сэр. Здесь же трое суток, как одни наши.
Алекс вздохнул.
− Хорошо.
Травный удалился, а Трипольский взглянул на льва и людей,
стоявших вокруг.
− Предупреждаю сразу, если вы его заденете, я с вас шкуру
спущу, − сказал Алекс, а затем приблизился к зверю. Тот зарычал,
показывая клыки. − Принесите мясо и воду.
|