СТАРАЯ ЦЕРКОВЬ
Статья. Критика.
Не так давно пробегался по списку "новинок" в СИ.
Надо сказать, что я, обычно, не реагирую на вычурные названия и претенциозные
псевдонимы. Ну, просто так воспитан...
Название привлекло родным, знакомым. "Старая церковь, дорога разбита".
Фамилия автора, вроде была русской
Не так давно сам написал стихотворение на эту до боли знакомую тему.
Стихотворение называется "Покров". Позволю себе представить его вашему вниманию.
ПОКРОВ
Глушь, бездорожье, деревня Старинка,
Церковь, часовня, чистый родник...
Светлый Покров. За снежинкой, снежинка
Падает снег... Я душою приник
К стылой земле. Не могу оторваться...
Слезы из глаз, словно жгучие льдинки.
Дай же в любви мне сыновней признаться,
Родина, к каждой березке, осинке,
К озеру, к полю, к святому погосту,
К речке, к холодному серому небу,
К отчему дому, где жили не просто,
Где, блудный сын, я давно уже не был...
Дом... Заколочены окна крест-накрест...
Свет предвечерний льдисто струится.
И проступают, сквозь памяти напласт,
Временем стертые близкие лица...
Как же я мог, как же вынесло сердце -
Лет беспощадных боль и разлуку?!
И никуда от вины мне не деться
И не избыть эту вечную муку...
Отчий мой край. Тишина над землей...
Здесь осенен я был крестным знаменьем.
Будет ли прерван твой скорбный покой
Песнею колоколов возрожденья?!
Глушь, бездорожье, деревня пустая;
Светлый приход Покрова.
К Родине, как к роднику припадая,
Тщетно ищу искупленья слова...
***
Ну, и открываю я эту самиздатовскую "новинку"...
"СТАРАЯ ЦЕРКОВЬ, ДОРОГА РАЗБИТА"
Старая церковь, дорога разбита...
Семь куполов в небесах парят.
Свинья доедает бурду из корыта,
Кидая на нищего изредка взгляд.
Дождик прошёл, разлилась нега,
Грязь осветила небесная высь.
Куры в купель головой с разбега,
На робу старца тысячи брызг.
Улыбка беззубая манит покоем
Старую суку. Вытекший глаз
Снова прорезался, молит воем,
Немного в собачьей кириллице фраз.
Старая церковь, дорога разбита...
Семь куполов в небесах парят.
Нищий с паперти тащит корыто,
Пряча от встречных счастливый взгляд.
Не знаю как вы, а я ощутил ПОТРЯСЕНИЕ, сравнимое с плевком в душу...
Что это - недомыслие, духовная ущербность или сознательный пасквиль на русскую
жизнь, на родную землю, на Россию?
Подобным лубочным способом богоборцы двадцатых-тридцатых годов изображали
русскую действительность, русский народ...Они же, с дьявольским упоением рушили
монастыри и храмы, искореняли православие, уничтожали его служителей... А что
такое народ без веры? Это народ без исторической памяти. Это пьянство,
наркомания, преступность, вырождение... На территории нашего района до революции
в деревнях действовало порядка двадцати православных церквей. В настоящее время
- ни одной... Есть, правда, в районном центре действующая церковь, находящаяся в
жилом доме. Есть церковь за городом. Есть незавершенный храм в городе,
превратившийся, к стыду нашему, в бесконечный долгострой. А в селах и деревнях -
ни одной действующей церкви... Но вернемся к "новинке".
Фамилия автора, вроде была русской. Но не русским был взгляд на мою страну,
мой многострадальный народ, на долю которого за последнее столетие свалилось
безмерное количество горя и бед... Люди с подобным взглядом называют мою страну
"этой" страной...
Автор оказался новичком в СИ. На странице было выставлено лишь несколько
стихотворений. Мне показалось, что все они написаны с холодным отчужденным
взглядом...
Что было делать? Ну что ж, еще один не любящий Россию, её народ человек. Таких
немало в мире, немало и в СИ. Ну, пишут на русском языке, по факту рождения в
России. Но ни её боли, ни её духовных ценностей не приемлют. Стремятся
отгородиться, уехать в сытые страны, посмеяться над русской простоватостью.
Приходится принимать это как данность. Хоть и с горечью.
Но, может быть, я ошибаюсь, может быть, это просто незрелое желание
выделиться, заявить о себе, удивить эпатажем?!
И я решил оставить свой комментарий. И вот что из этого получилось.
Я написал:
"Без Божества. Без вдохновенья...
Рекомендую почитать статью с аналогичным названием
в сдвоенной книжке "Молодой гвардии", номера 11-12 за 2003 год.
Без любви, без душевного трепета, с холодным настроем -
"самовыразиться" любым способом, по-моему, не стоит браться за перо.
Такая, с позволения сказать, "поэзия" - цинична и деструктивна.
Прочитал все выставленные Вами стихотворения.
Везде - холодность, безучастный взгляд стороннего наблюдателя...
Умение рифмовать - это еще не поэзия".
Виктор Майсов.
................................................
Резко. Да, резко. Видел ли я, что мой комментарий был первым у нового автора
СИ? Да, видел. Но в тот момент, момент жгучей боли, вызванной этим рифмованным
пасквилем, иначе я написать не мог...
На следующий день я заглянул на станицу подвергнутого мною критике автора, и
увидел, что появился новый комментарий.
Открыл "комментарии" к стиху, надеясь увидеть реакцию автора на мой отклик,
но, к своему удивлению, увидел, что некий неизвестный мне оппонент, обозначу его
аббревиатурой "БГ", вступил со мной в агрессивную полемику.
Он писал:
"Позвольте не согласиться, Виктор Владимирович! Я думаю, что как раз пафосная
поэзия цинична и деструктивна... Вернее - всем словам своё время и своя
патетика.
Если быть откровенным, то я вчера прочитал раздел комментируемого автора и
часть Вашего.
"Старая церковь..." оставила настроение, "картинки" и стойкий "дух" правды...
А вот Вы ничего не оставили, к сожалению... Лозунги.
Извините, если я ошибся.
Новичок, спасибо! Рад буду понимать Вас и дальше. Успехов!"
Ну, понятно (говорю себе), в очередной раз разворошил осиное гнездо... Верно
бает боевая подруга, - ты всегда найдешь приключения на свою старую неугомонную
голову...
Да и удар был, как говорится, неожиданным. И явно в незащищенное место...
Все мы люди творческие ранимы и самолюбивы... Но, может быть мой оппонент
прав, судя свежим взглядом со своей колокольни и вынося мне безжалостный
приговор?
Только вот с колокольни ли? Может, из подворотни или, что еще хуже, из
крысиного подполья?!
Визит к внезапному оппоненту был предрешен.
Раздел назывался "Дурачества" или что-то в этом роде.
В разделе присутствовали сборники стихов, стихи, рассказы, миниатюры. Автор
сообщал, что ему за сорок, живет в провинции.
Не буду в этих записках оценивать уровень поэтического мастерства Б.Г. "Дьявол
ведь тоже чертовски мастеровит!" (В.Хатюшин).
Названия произведений тоже как-то характеризуют автора.
Среди обычных названий попадались и вычурные, и откровенно вызывающие,
эпатирующие.
Вот такие, например (кавычек в названиях сознательно не ставлю. МВВ):
алкоголичка, философия поллитры, душипопа, муза и шиза, воплисопель, придурок,
приключения фекального пакета, подляна, осенний суецид.
Не обошлось, конечно, и без "программного" стиха с "ярким" названием:
"Я - г... ".
Приходится приводить этот "шедевр", хоть и не в моих правилах создавать
рекламу подобного рода "авторам"...
Ненавидеть? или любить?
На Лукавого, Бога ль пялиться?
Не пытайтесь себя казнить! -
Все мы будем в Геенне жариться.
***
Не нужна мне цивилизация!
Я - говно, жизнь - канализация.
И теку в трубе - портить море.
Жить в дерьме - умирать не горе.
Но лучше так, чем придумать Меру -
НЕ ВЕДАТЬ БОГА - НЕ ИСПОГАНИТЬ ВЕРУ!
Пусть Христос на кресте распят -
Отмеряет нам Эру разума,
Но уж кажется - время вспять,
В механизме слёз, миром мазаном.
***
Я не дурачок, не от Далая Ламы -
Злых камней я собрал, паскудда,
И бросаю их в золотые храмы,
Но пляшет Кришна, и смеётся Будда...
***
Ненавидеть? или любить?
На Лукавого, Бога ль пялиться?
Не пытаюсь себя казнить -
Все равно мне в Геенне жариться...
Комментарии к стиху были сплошь восторженные. Ну, как же! Ведь "откровения"
следовали за "откровениями"... Как не поддержать "гения" фекального творчества?!
Пришлось и мне оставить свой отклик.
Я написал:
"Комментарии, как говорится, излишни.
Спасибо, что откровенно. Что пожелать цинику? Быть на уровне своих
"откровений".
МВВ.
Вот, оказывается, откуда был взгляд! Взгляд духовного люмпена из
зловонного канализационного подполья...
Через некоторое время, я ответил "БГ" и на странице автора "Старой церкви":
Дорогой "БГ"! Прочитал Ваш шедевр под ярким названием "Я г....." Ну что ж,
честно, откровенно, вызывает уважение. Никакого пафоса, чистейший воды
"андеграунд". Так держать!
Вам не понравилось мое творчество, это закономерно. Я очень был бы удивлен
обратному.
Тем не менее, намерения у меня были самые благородные. Никак не унизить
комментируемого автора, а лишь донести до него иной взгляд на мир. Ему и
разбираться, что ему ближе "пафосность", всегда сопутствовавшая классическим
традициям русской поэзии ("И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я
лирой пробуждал, что в наш жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим
призывал..." (А.С. Пушкин), или кишащее нечистью подполье, Ваш любимый
"андеграунд"...
С дружеским приветом.
МВВ.
Дальнейшая переписка происходила почти в режиме реального времени, что
называется - офф лайн:
"БГ": "В.В.,(да простит нас хозяин раздела), я не говорил, что мне не
понравились ваши Стихи. Извините лишь, что осмелился сравнить впечатления...
А Вы заметили, что Ваш комментарий оказался самым первым для автора? И сразу
разгромным... Поверьте, Уважаемый, на СИ есть множество гораздо более достойных
осуждения с Вашей позиции. Коли уже судить горазды...
Если человек видит, слышит, пишет не так, как Вы считаете правильным, то
стоит ли сразу его браковать? Кесарю-кесарево? Ох, не хотел бы я оказаться вашим
учеником, чтобы однажды недоуменно морщить белый носик от запаха смерда... так
Вами воспетого.
P.S. Пусть уже "андеграунд" будет на бумаге, но не в жизни. Ибо обратное еще
более печально.
С уважением, БГ".
"Я":
БГ, что Вы, право, завелись.
Почитайте лучше рекомендованную статью. Может и вам она окажется не
бесполезной. А в ученики Вас никто и не звал. Вы сами, как чертик из табакерки
выскочили, и - ну браниться...
Ведь, Вы фактически еще ничего толкового и не написали, а туда же -
расставлять оценки.
Я считаю, что лучше сразу получить хорошую трепку, нежели видеть на своей
странице, в ответ на свое незрелое или бездарное "творчество", ничего не стоящие
сюсюканья и подбадривания.
Не каждый, кто появляется в СИ - уже сложившийся автор. Дезориентировать
новичка дружескими похлопываниями по плечу, это - Ваш удел. Я же сюсюкать не
привык. Если вижу, что плохо, незрело - так и говорю. Охаивания же огульного,
которое Вы позволяете себе, не допускаю.
Если б все было так безнадежно, не отсылал бы нового автора СИ к выше
упомянутой статье. Новичок - мужчина, он мудро держит паузу. Если я был резок,
надеюсь, он простит меня. Так что поостыньте, дорогой БГ, пусть Ваш драчливый
раж найдет отражение в творчестве, а не в бессмысленной перепалке.
Надеюсь, Вы не относитесь к тому типу людей, которые хотят последнее слово
обязательно оставить за собой?
На сем дискуссию хотелось бы завершить, а Новичку и Вам, БГ, - пожелать не
ложных, а истинных творческих удач.
Всего наилучшего. С уважением.
МВВ.
"БГ" мудро промолчал...
Сегодня заглянул на страничку "БГ".
Шедевр "Я г..." переименован в "Я симулякр". Уже кое что...
Ну, и в конце этих моих записок, в связи с трудностью обнаружения указанного
выше мною источника (журнала "Молодая гвардия", ном. 11-12 за 2003 год), позволю
себе процитировать, с небольшими купюрами, вступление из помещенной в этом
сборнике статьи Валерия Хатюшина "Без божества", надеюсь, автор не будет на меня
в претензии.
"В чем высший смысл творческой деятельности человека? Может, в отражении
своего взгляда на окружающую жизнь, на те или иные предметы и явления бытия? Или
в выражении своих чувственных ощущений по отношению к другим людям, к природе и
событиям действительности? Или, может, в совершенствовании своего эстетического
мироощущения? Все это, само собой, является необходимым условием и первой
задачей любого творчества. Но только лишь условием и первой задачей.
Лев Толстой, размышляя о цели искусства, говорил о том, что цель эта будет
достигнута тогда, когда читатель, зритель, слушатель начнет сопереживать вместе
с художником. Да, конечно, в этом заключается сложнейшая задача искусства.
Сложнейшая, но не главная и конечная. Вернее сказать, в этом состоит только
половина задачи любого творчества.
Все признают: талант, а тем более гениальность - это Божий дар. Слово -
"высший подарок Бога человеку" (Н.В.Гоголь). И потому, хочу подчеркнуть, именно
поэтому искусство, если оно искусство, а не баловство, не игра, принципиально
должно быть подчинено высшим религиозным началам. В деятельности художника, в
конце концов, должен быть виден переход от эстетического мировоззрения к
религиозному. Если этого не происходит, то можно сказать, что художник не
состоялся.
Выше Бога нет ничего, и хотя бы только по этой причине религиозное чувство в
человеке и в конечном счете в художнике выше и важнее чувства эстетического. К
осознанию этого в конце жизни пришел Пушкин "Веленью Божию, о муза, будь
послушна...").
Тут, правда, нужно обязательно оговориться: проблема эта крайне сложна и для
любого художника таит в себе массу опасностей и соблазнов. Как уловить, как
почувствовать ту тончайшую грань в органическом слиянии эстетического и
религиозного чувства, за которой творчество как таковое уступает место
морализаторству и назидательности? (упрек себе! МВВ). Об этой грани всегда
помнил Достоевский. С этого пути в последнее десятилетие своей жизни сошел Лев
Толстой, ударившись в ересь. Эта проблема стала причиной глубочайшего
творческого кризиса у Гоголя, который и сгорел между двух огней -
художественности и морали. Вся жизнь Гоголя - это мучительная борьба между чисто
литературными и духовными устремлениями.
И все же. Знать и помнить о главной задаче искусства обязан каждый художник. В
искусстве для человека, говорит Гоголь в повести "Портрет", заключен "намек о
божественном, небесном рае". Искусство в понимании Гоголя, как и все прекрасное
в этом мире, - есть отражение небесной гармонии, отблеск небесной красоты. И в
то же время "нельзя служить и самому искусству, - как ни прекрасно это служение,
- не уразумев его цели высшей и не определив себе, зачем дано нам искусство..."
- писал он в статье "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее
особенность".
Но вот духовный отец Гоголя протоирей Матфей Константиновский в беседах с
писателем нередко говорил о "злоупотреблении дарованием". Это относилось даже и
к Пушкину, у которого, по словам о. Матфея, "Много хорошего, но много и
греховного". По свидетельству современников, отец Матфей потребовал от Гоголя
отречения от литературы и даже от Пушкина, дабы не соблазнять людей ложными
путями к Истине под видом псевдохудожественности, так как истинная
художественность исходит только из глубоко верующего сердца.
На основании сказанного выше и переводя разговор о литературе и, в частности,
о поэзии на уровень заданных здесь приоритетов, необходимо сразу сказать, что и
высшая цель поэзии - не эффектная строчка, не звучная фраза, не красивая или,
наоборот, шокирующая метафора, главное в поэзии, как и в любом жанре творчества,
- дух Истины, исходящий из созданного произведения, основанный на осознании
художником правдивости, высшей подлинности того смысла слов, который он, автор,
содержит в своем сердце и стремится донести до сознания других людей. То есть,
проще говоря, истинный талант никогда не опускается до ложных смыслов и лживых
фантазий, до любой, какой бы она ни была красивой и эффектной, но неправды.
Можно сказать проще: когда в сердце поэта живет Бог, тогда и не может быть
неправды в его творчестве, тогда и не станет он плутать в дебрях никчемной
ереси, какой бы "поэтически" впечатляющей она ни казалась. Но если Бога в сердце
нет или почти нет (и значит нет ощущения Истины и стремлении к Ней), то все, что
этот автор делает в стихах, - претенциозные словесные игры в расчете на такие же
слабоверующие души и поверхностных, духовно не образованных "критиков".
Необразованных - в том смысле, что не имеющих в себе Образа Божьего...".
***
Мой мир духовный аскетичен и суров,
Без изыска, без фальши и надрыва.
Он, как утёс под натиском ветров,
Стоит у кромки бурного залива.
Из откровений и прозрений то ценю,
Что не противится свободе духа,
Что не скупает совесть на корню,
Не режет ложью зрения и слуха.
К земле родной припав, как к алтарю,
Её живу печалями, мечтами;
Сквозь мрак и смерть - рассветную зарю
Я вижу над весенними полями...
Страдание твоё, о Русь, боготворю
И крест твой чту над русскими церквями.
Вот такие лозунги...
28.02.2005.