Аннотация: Архив блогов http://journals.ru/journals.php?userid=30640 и ivamtogozhe.livejournal.com за 2004 г., собранный в один файл для удобства чтения, за вычетом не-авторских и/или узкозлободневных постингов.
27.05.2004
Содержанки и содержатели
Как гласила анонимная дама из классического анекдота, "я не пустышка, я содержанка!" О них и речь. В отличие от женщин удачно вышедших замуж в силу каких-то достоинств, содержанки считают что всеми достоинствами их должны обеспечивать мужчины, чем предполагается что сами они есть абсолютные нули. Паразитизм составляет смысл жизни содержанки. Как только финансовый поток ослабевает - содержанка испытывает экзистенциальный кризис. Надо же, какой ужас, у неё отнимают большую часть личности! А так как жадность человеческая безгранична, даже обеспеченная содержанка чувствует себя обездоленной и достаёт окружающих претензиями о недостаточной заботе и внимании.
Теперь о содержателях. Во-первых, кому оно нужно такое, даже молодое и красивое? Какой грубый вкус надо иметь чтобы полцентнера (или центнер) пустоты у тебя под боком не вызывали тошноту, брезгливость и комплекс неполноценности. Во-вторых, насколько надо не иметь собственных интересов, целей, увлечений чтобы тратить жизнь на заполнение всяким хламом бабьей пустоты. Ладно ещё если расходы на содержание составляют полпроцента бюджета. Но все эти примерные семьянины женатые на стервозных дурах, по совместительству добросовестные служащие, мелкие карьеристы, неудачливые яппи, реально чем-то жертвуют, отрывают от себя. И не жалко ведь... Хотя чему удивляться, ибо пустота - к пустоте, а от пустоты не убудет.
12.06.2004
Хуй с грамматической точки зрения
Отсутствие хуя в нормативном лексиконе отчасти даже к лучшему. Потому что благодаря этому мы можем пользоваться хуями по своему усмотрению, невзирая на орфографию и орфоэпию.
Поясняю примерами.
Мы можем сказать:
в родительном падеже (без) хУя или хуЯ,
в дательном падеже хУю или хуЮ
в творительном хУем или хуЁм
в предложном (о) хУе или о хуЕ
(Аналогично во множественном числе)
Мы можем послать нахуй слитно, а можем на хуй раздельно.
Что-то или кто-то может быть нам похуй или похую (слитно), а также по хуй или по хую (раздельно).
Мы пожем начать риторический вопрос полной формой хуй ли, а можем сокращённой хули.
И никто не скажет нам плохого слова.
Теперь представьте хуй в словаре Ожегова. Над каждой падежной формой - значок с нормативным ударением. На хуй - раздельно, похуй - слитно. Ну и так далее.
Понимаете теперь какое богатство возможностей, какая гибкость и полиморфизм скрыты в великом и могучем, если не пихать его в нормативные рамки. Чем меньше этих рамок - тем лучше. Собрать бы все словари русского языка да сжечь! Есть, правда, риск что мы перестанем понимать друг друга
19.06.2004
Про РНБ
В России любую благую идею обернут во вред. Например, переезд РНБ с тесной и душной Садовой на простор Московского проспекта.
Утомительно говорить в очередной раз о бардаке и хамстве в прославленном хранилище национальной культуры. Привыкли, как и к бесконечному переезду книжного фонда (типа, особо жаждущие знаний могут валить в БАН, но только в будние дни и рабочее время). К отвратительной столовой. К "мотивированным отношениям". К отсутствию сотрудников на местах, очередям и т. п.
Но некоторые вещи продолжают изумлять. На Садовой заказанные журналы приходили через полчаса. На Московском - только на следующий день. И ради чего переезжали, спрашивается?
"Мотивированные отношения" - тоже фишка офигенная. Вы думаете, только раритеты средневековые через них выдаются? Хренушки. Любая книга в "Русском фонде", а это может быть хоть прошлого года издание, если оно присутствует в РНБ в одном экземпляре, а не двух как обычно, требует для доступа к себе мотивированного отношения. То есть вам должны выдать справку что доступ к этой книге необходим для вашей научной работы. Пиздец, одним словом. Типа, если не для работы, а для себя интересно, отправляйтесь гражданин на три буквы.
Уродская страна, нету слов. С такими же уродскими культурными учреждениями.
23.06.2004
Все вернулись
Давным-давно один малоизвестный литератор державного толка из поколения шестидесятников пространно рассуждал в узком кругу на тему второй мировой. Лейтмотив был прост. Вот, мой отец погиб на войне, а Гранин до сих пор жив, и Володин жив, и такой-то, и такой-то. На момент разговора действительно многие были живы, но не в этом суть. Слушатели внимали с одобрением. А я тогда по малолетству не уловил подтекста.
23.06.2004
РНБ (Продолжение)
1. Апартеид
Апартеид - не в ЮАР и не в южных штатах. Там этот этап уже пройден. Апартеид - в Российской Национальной Библиотеке. Поясняю: есть общие читальные залы (для лиц без в/о, т. е. негров) и научные (для лиц с в/о, т. е. белых). В бытность на Садовой и Фонтанке необходимость апартеида объяснялась теснотой. Мы не можем принять всех на Садовой, поэтому приглашаем на Фонтанку. Однако после переезда на Московский, где места - хоть полгорода усаживай, апартеид сохранился. А зачем? Правильно, чтобы негры не забывали о цвете своей кожи.
2. Ксерокс
Надо ли говорить что цены на ксерокс в РНБ в три раза выше чем в среднем по городу. Как впрочем и в БАНе. Монополия, типа. И ладно бы посещали библиотеки богатые люди. Но таковых как раз ничтожное меньшинство, а основная масса - студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники с мизерным доходом. Реально, многим не по карману оплачивать несчастный ксерокс. Сидят, мучаются, переписывают от руки.
3. Вопросы психологии
Не смог получить в РНБ угадайте что. "Вопросы психологии" за прошлый год, которые в любой районной библиотеке лежат на открытом доступе. Оказывается одновременно (!) в обоих подсобных фондах соответствующие номера отданы в переплёт. Блин, а неужели так сложно это в разное время делать? Идиоты.
23.06.2004
Идиллия (О золотых рыбках)
РНБ купила на спонсорскую подачку аквариум. Большой такой, два метра в длину, метр в высоту. Плавают в аквариуме красивые золотые рыбки, радуют глаз, успокаивают нервы. Идиллия!
Памятуя Конрада Лоренца, решил присмотреться к идиллии поближе. Бедные золотые рыбки (восемь штук) скопились в одном углу и буквально прижимаются к стеклу. При робкой попытке приблизиться к середине аквариума на смельчаков тут же налетает одна из двух синих, размером побольше, и загоняет назад.
Так, между прочим, всю жизнь. Очень поучителен внимательный взгляд на идиллию.
28.06.2004
Позор семьи
Матушка с радостью пересказала мне при случае причитания своей коллеги. "Какой позор! У меня сын кандидат наук, замдекана. Получает двести долларов. Когда же возьмётся за ум?!.." Это уже работники умственного труда так мыслить начали.
01.07.2004
Постмодернизм
Постмодернизм ассоциируется с выебоном, пустословием и модностью.
Постмодернистский выебон ничем не отличается от авангардного. Просто, неудобно уже сто лет быть авангардистами, надо было придумать новое звучное название. Риторика та же и практические выводы те же. Исчерпание "традиционных форм" понимается как исчерпание любой сколь-нибудь добротной стилистики, на место которой ставится откровенная халтура, шарлатанство и бездарность, которые якобы и есть "современное искусство". Отсюда - забавная непоследовательность постмодернистов. По их утверждениям, классицизм и авангардизм исчерпали себя в равной мере. Следовательно, отношение к ним вообще-то должно быть одинаковым. Однако классические формы обливаются грязью и избегаются, а отличить авангардиста от постмодерниста затруднительно.
Пустословие - когда любой прилично пишущий автор объявляется постмодернистом, только потому что имеет несчастье жить в наши дни. Типа, это высший комплимент, признание таланта. Заслышав его автор должен пуститься в пляс, в финале которого упасть в ноги идеологам постмодернизма. Ведь он оказался причастен к их великим идеям, суть которых, правда, туманна, да и сами идеологи, в отличие от облагодетельствованных авторов, мало кому известны. Незатейливый такой способ примазаться к чужой славе.
Модность - сочетание выебона с пустословием. Безмозглые оболтусы, обычно малолетние, слышат от кого-то что постмодернизм моден и спешат объявить себя горячими приверженцами столь прогрессивного веяния. При этом они могут даже не выдрючиваться, а писать сносные тексты. Им пофигу. Хоть в печку ставь, только горшком назови.
Из-за всех этих клоунов упускаются из виду нечто важное. Постмодернистская ситуация в культуре - не выдумка шарлатанов, а объективная данность. Действительно, стилистической новизны ждать более не приходится. Оригинальны формы исчерпаны, далее возможен только повтор.
Не очень это приятно, но и не трагедия. Немногие классические формы существовали (с известными изменениями, конечно) сотни лет и всех удовлетворяли. Интенсивное расширение стилистического спектра - исключительная особенность XX в. Ну и будем дальше существовать в расширенном стилистическом пространстве. Ничего в этом нового нет. Да, сейчас развелось жутко много талантливых авторов, вытащить которых из общей массы может только пиар. Но творить-то им никто не мешает.
Упования на цитату и пародию как единственно возможные в современном искусстве методы смешны. Что делать-то будем когда всех процитируем и спародируем? А очень просто - снова будем писать сами (и назовут этот послепостмодернизм не знаю уж как). Нормальные люди и сейчас сами пишут.
Критичней другое - исчерпание мыслей. Здесь наша участь действительно тяжелее: альтернативой пересказа или комментария выступает измельчание. Но об этом надо плакать философам, а искусство тем всегда и занималось что помещало одни и те же мысли в разные слова и контексты.
Что самое смешное - другие бараны до сих пор не подозревают о наступлении эпохи постмодернизма. В лучшем случае это происходит от недостатка культурологической эрудиции, что простительно, поскольку культура бытует в узких кругах, на которые далеко не все имеют выходы. В худшем люди задержались в XIX в., по отношению к которому уже сто лет усматривают регресс и падение нравов. Такие неизлечимы.
Короче, грызлись бы ретрограды с постмодернистами и не мешали жить приличным людям. Но они друг с другом вообще языка общего не имеют. Вот и становишься поневоле между ними буфером.
03.07.2004
Дуры с психфака
95% выпускниц психфака нельзя подпускать к клиентам на версту.
Возмущается даже не выпускница, аспирантка оного факультета. Собралась она доказывать в своей диссертации влияние психологического климата в семье на пол зачинаемого ребёнка. Оказывается, если в семье "много мужественности" - рождается, как ни странно, девочка. А если "много женственности" - мальчик. В общем, нехилое такое научное открытие замышляется в скромных рамках диссертационной работы. Преподавателница же, стерва такая, отказывается утверждать этот бред. "Как вы смеете со мной спорить! У меня же пять по психофизиологии!" - доказывает девушка своим оппонентам. Надо ли говорить что девушка верит также в гороскопы и парапсихологию.
Вывод: все экзамены на психфаке следует одним единственным - экзаменом на IQ. А лучше сделать этот экзамен вступительным (тогда, правда, факультет опустеет).
05.07.2004
Негры-мусульмане
Из всех конвертов больше всего меня прикалывают негры принимающие ислам. Если не врут источники, за всю историю на Аравийский полуостров ушло примерно столько же караванов с рабами сколько в Америку кораблей. Но эти недоумки надеятся что Аллах относится к ним лучше Христа.
С другой стороны, по их интеллекту религия. А заодно необременительный способ напакостить белым людям. Присоединиться, так сказать, к бен Ладену.
09.07.2004
Выступая, подобно Киркорову, в попсовом жанре, православный клир в такой же степени далёк от русского народа. Что христианство не является исконной русской религией (равно как исконной религией любой другой нации), что было оно когда-то навязано грубой силой, а отнюдь не убеждением и примером, сие банально. Что церковь многие века была крупнейшим эксплуататором народных масс и прислужницей властей - тоже азбучная истина. Я же хочу отметить пару нюансов.
Вы когда-нибудь встречали среди русских людей Иоаннов или, скажем, Алексиев? Я не встречал, ибо русские люди являются Иванами и Алексеями. Что же апологеты православия, которое они отождествляют с русской идеей, не хотят звать себя русскими именами? Сакральность, скажете. Да фиг, обычный снобизм.
Далее, почему православная церковь предпочитает служить Господу не на русском языке, а на церковнославянском? Хочет ли она тем самым приблизить паству к Богу или отдалить от него? Хочет ли она сама приблизиться к пастве или отгораживается от неё завесой непонимания? Мотивация, очевидно, та же что и у католиков, которые служат на латыни дабы никто ничего не уразумел и не стал задавать глупых вопросов. Когда пишешь абракадаброй и говоришь феней гораздо проще создать иллюзию что высказываешь нечто умное и истинное. А заодно показать свою исключительность в понимании высоких материй, быдлообразной пастве недоступных.
09.07.2004
Духовные импотенты
Не надо сказок будто в церкви ходят за приобщением к духовности. По-настоящему духовные люди приобщаются, во-первых, к более высоким формам культуры. Во-вторых, они делают это самостоятельно. А кто ищет посредников - неспособен притронуться к духовному лично и довольствуется жалкими суррогатами, как импотент - порнофильмами.
Те же духовные импотенты, только чуть более передовые, ходят за мудростью к психологам и гуру. Они же любят штудировать философские трактаты и классические романы, в которых ни черта не понимают, ибо неспособны к критическому восприятию, различающему сильное от слабого, истинное от ложного, серьёзное от иронического.
Но больше всего раздражают читатели "умных статей" в журналах, слушатели "умных передач" по радио, смотрители их же по телевизору и т. п. Даже не важно - глупость или умность - всплыла в этих кладезях истины. В понимании и пересказе таких людей она окажется маразмом в любом случае, не говоря о смехотворном пафосе в изложении трюизмов.
Духовных импотентов особо отмечал Христос. "Блаженны нищие духом", если кто не помнит. И правда блаженны - подобно кастрированным котам.
10.07.2004
Духовные импотенты - 2
Духовные импотенты - что-то среднее между умственно полноценными людьми и интеллектуальными кастратами. Индивиды не имеющие органа мысли к психологам и тому подобным деятелям не ходят, нет у них такой потребности. Люди имеющие нормальные мозги - тоже, но по другой причине. Психолог не может сказать им больше чем они знают сами. Верней говоря, поскольку психолог является частным случаем человека, они могут контактировать с ним как со всяким человеком, если считают его умным, интересным и в других отношениях достойным общения. Они могут совместно обсуждать вопросы, полемизировать, советоваться с ним, как с любым другим человеком, о специальных вещах. Но они не ходят к нему за "смыслом жизни" и будут решительно возражать если он попытается навязать им такой смысл. Они не просят его поведать им нечто о них самих и будут решительно опровергать такие рассказы. Они не спрашивают у него советы по каждому поводу и вежливо отказутся от таких советов если они будут предлагаться. Они не считают его окончательным источником истины и расстанутся с ним если он возомнит себя таковым. Их общение происходит равноправно, т. е. по принципу "коллега-коллега" или "друг-друг", но не "ученик-учитель".
Но хотят ли духовные импотенты услышать от своих гуру истину? Конечно, нет. Истина, как правило, противоречит их представлениям о самих себе и поэтому воспринимается в штыки. Фрейд ошибочно усматривал в этом сопротивлении исключительно невротическую защиту. Заблуждения упорно отстаиваются даже если не имеют отношения к личности заблуждающегося, хотя наличие такого отношения дополнительно усугубляет дело.
Правда, обращение к психологам обычно связано с жизненным кризисом, вследствие которого экзистенциальные воззрения становятся менее категоричными, более терпимыми к коррекции. Естественно, это происходит от заблуждения что причины кризиса лежат в рассудочных убеждениях, а не в объективных обстоятельствах, и что инструментом преодоления проблемы является исправление этих убеждений, а не жизни как таковой. Понимающие это люди относятся к своим убеждениям куда бережней и энергично сопротивляются попыткам их "вылечить", но духовные импотенты такого понимания не имеют по определению. Однако внушаемость духовных импотентов мало помогает их просвещению, поскольку от новых убеждений, которые проповедует гуру, духовный импотент ожидает, опять же, не истинности, а простоты и удобности. Ему надо залатать дыру в самосознании, якобы имеющую отношение к его проблемам по жизни, а чем она будет залатана - духовному импотенту не столь важно, лишь бы новая жизненная позиция не требовала больших умственных усилий.
Следовательно, гуру никогда не будут вещать истину. Им хочется кушать, поэтому они вынуждены ориентироваться на спрос. Правда, личный авторитет гуру может ослабить эту суровую зависимость. Но гуру с харизмой редки, особенно среди теоретиков.
P. S. Сказанное, естественно, не относится к психотерапии, а тем более к психиатрии, то есть проблемам медицинского плана.
11.07.2004
Паскаль и Ницше
Сравнение Паскаля и Ницше в связи с историями их болезней - прекраснейшая тема для лирических соплей. Диагноз одинаков - водянка мозга на почве врождённого нейросифилиса, со временем, вследствие сдавливания полушарий разбухшими желудочками, отяготившаяся безумием. Общий недуг, одни и те же невыносимые головные боли, но какие противоположные выводы из них: смиренный набожный Паскаль и бунтующий антихрист Ницше! Этим контрастом можно восхищаться бесконечно.
Отдельного восхищения заслуживает раздвоение личности Паскаля. Периодически галлюционировавший и бредивший, в другие периоды он сохранял пронзительную ясность ума, какой могут похвастаться только редкие гении. Две личности Паскаля - здоровая и больная - боролись в причудливой схватке много лет и с переменным успехом. Здоровая безуспешно пыталась понять больную и мучилась неразрешимыми противоречиями. Отсюда - уникальная двойственность "Мыслей", взаимосплетение религозного фанатизма и естествонаучного скепсиса, достигшее предельной высоты в знаменитом пари.
Впрочем, Ницше, погрузившийся во мрак сразу и навсегда, тоже грандиозен.
11.07.2004
Троица
Если собрать в один пантеон Будду, Христа и Шиву (именно в этом порядке) - я бы, пожалуй, присоединился к такой религии, по крайней мере сочувствовал ей.
Троица, между прочим.
P. S. Надо взять на заметку как перспективный идеологический проект.
12.07.2004
Стоит некоторым людям приподняться над нищетой - и через пару лет, забыв собственные злоключения, начинают петь дифирамбы Родине. Да хорошо у нас живут, и зарплаты почти как в США, и бедных нет...
Коротка людская память.
14.07.2004
Нескромный злой сон
Приснился злой сон будто мне дали нобелевскую премию по математике (!)
15.07.2004
Деловой Петербург
"ДП" вчера порадовал очередным шедевром. На целой полосе хозяева питерских магазинов публично обсуждают как бы им разогнать старушек нелегально торгующих сигаретами и прочей дребеденью. Менты, сволочи, не хотят разгонять, ибо совестно. Вот и чешут бизнесмены репу как бы им подешевше скинуться на бандюков (пардон, охранников), чтобы те решили вопрос быстро и чисто конкретно.
Хоть бы сор из избы не выносили, сволочи.
15.07.2004
Китайская пропаганда
Как вы думаете, зачем Китаю самая большая армия в мире? Оказывается, для отражения военной угрозы со стороны Тайваня. Это я вчера услышал от одно китайца. Попытки втолковать ему что Тайвань раз в сто меньше Китая и отделён проливом успехом не увенчались.
А ещё я узнал что в бытность Мао китайское правительство поощряло, в разрез с нынешней политикой, и без того интенсивное деторождение. Были там матери-героини, например. Ибо Мао предполагал что народившееся население поляжет пушечным мясом в ближайшей глобальной войне. К великому огорчению, война не состоялась, вот и приходится теперь решать демографическую проблему ненадёжными мирными средствами.
19.07.2004
Антиромантизм
Классицисты и модернисты всех мастей единодушны в осуждении романтизма. С художественной точки зрения эта неприязнь абсурдна, а потому нуждается в социологическом объяснении.
С "романтизмом" обычно ассоциируют следующие три установки:
1. Принятие чувств как высшей художественной ценности,
2. Неприятие существующего мира как подавляющего чувства,
3. Создание художественными средствами альтернативной реальности, удовлетворяющей запросам чувств.
Естественно, все эти установки существовали задолго до официального объявления о рождении романтизма и продолжают существовать после всех некрологов по нему, в т. ч. и в творчестве отъявленных антиромантистов.
Очевидным образом установки романтизма отражают смысл искусства как такового, поскольку:
1. Чувства, т. е. наши желания, стремления, потребности, являются высшей ценностью не только в искусстве, но и в жизни вообще. Все ценности искусства - ценности жизни.
2. Гармония в отношениях с миром несовместима с искусством. Тот кого целиком удовлетворяет мир - не будет искать в искусстве его замену.
3. Любое искусство есть создание воображаемой реальности. Даже если оно строго реалистично, "клонирование" реальности в художественном произведении уже есть конструирование виртуального мира.
Таким образом, возражения против романтизма есть возражения против искусства-вообще, которые крайне странно слышать из уст деятелей искусства.
Естественно, за этими возражениями не может стоять никаких вменяемых аргументов. Чаще всего апеллируют к истории. Вы разве не знаете что ещё в XIX в. романтизм уступил место реализму? Нет, я знаю другое. Что, например, современниками Достоевского и Толстого были Тютчев и Фет. Что смена стилистических вывесок и искусствоведческих теорий не имеет ничего общего с реальной творческой жизнью, подчиняющейся непреходящим художественным принципам.
Или другой расхожий довод. Романтизм-де не уважает хороший стиль. Лишь бы чувства излить, а как неважно. Интересно, встречали ли вы хоть одного романтиста который изъявлял столь нелепое мнение. Может, не стоит приписывать оппонентам свои пренебрежительные представления о них? Как будто среди классицистов или модернистов халтурщиков меньше.
Антиромантизм - идеология власти, общегражданской и внутрилитературной.
Романтик социально опасен, поскольку его недовольство миром имеет следствием не только эскапизм, но и социальный протест. Поощрять романтизм невыгодно для любой власти, а тем более - для тоталитарной. Реализм (читай "антиромантизм") советской идеологии искусства, даже без приставки "соц-", есть выражение тоталитаризма советского общества. Псевдодемократический арт-истеблишмент последних полутора десятилетий воспитан на тех же самых тоталитарных принципах и продолжает проводить их в жизнь, хотя и и позицинирует себя как оппозицию советской культуре.
Антиромантизм - идеология бывшего искусства. Исчерпавшие творческий потенциал, погрязшие в бытовухе, успокоенные достигнутым социальным положением деятели, пользуясь своим статусом, объявляют такое состояние дел художественной нормой, а подлинное искусство, практикуемое более молодыми или менее удачливыми в карьерном отношении, инфантилизмом и дилетанством.
Антиромантизм - идеология варваров. Раскрытие чувств - раскрытие слабостей. Варвары спекулируют на этом аспекте, в том числе варвары внутри искусства. Они не просто подменяют критику произведений критикой авторов, но вообще игнорируют художественную сторону дела. Легко выяснив что автор дегенерат они объявляют дегенеративными и его произведения.
Романтизму может быть противопоставлен только один аргумент, но именно его почему-то оставляют без внимания. По мере улучшения общества, исправления пороков социальной системы, степень неприятия мира, а следовательно приятия искусства, снижается. Идеальное общество - общество без искусства (не потому что искусство запрещено, а потому что в нём нет нужды). Но такое общество - утопия. Это общество в котором реализованы все человеческие мечты, в котором нет смерти, старости, болезней, бедности, одиночества, неразделённых чувств. Такого общества никогда не будет, поэтому искусство будет всегда. Романтизм безусловно нуждается в перманентном реформировании сообразно требованиям времени, что выражается главным образом в смягчении накала противоречий между Я и миром. Но идеология антиромантизма предполагает что рай уже наступил, что индивид и окружающая его реальность находятся уже в идеальной гармонии.
19.07.2004
Психологи и чувства
Когда предъявляешь психологам чувства в самом, казалось бы, ясном и удобоваримом, зафиксированном на бумаге и уже даже проинтерпретированном виде, т. е. в литературном тексте, они испуганно таращат глаза не понимая что это такое и что с этим делать. Чувства которым их учили выглядят совсем иначе, а это даже не извращения нормальных чувств, а нечто инопланетное.
Смотря по самоуверенности (между прочим, одна из первых добродетелей у психологов) типичная реакция колеблется между пренебрежительным "ну и что здесь такого?" и выразительным взглядом просящим объяснить над каким местом текста нужно изъявлять восхищение.
В основной массе психологи не имеют представления о чувстве как эстетической самоценности. Чувства, особенно если они выставлены на показ, надобно лечить. Что художественное выражение чувства само по себе терапевтично - это им в голову не приходит.
На заре психоанализа было иначе. Скандальные интерпретации классиков, сравнивавшие, например, искусство с истерией, изрядно расшевелили литературный муравейник и заставили провести переосмысление ценностей. Кое-кто из ошеломлённых писателей, в частности Гессе, подрядился распространять идеи психоанализа художественными средствами.
Но времена изменились. Психологическая теория стала вырождаться, тогда как уважающие себя литераторы стали принимать психоанализ во внимание, иронизировать над ним и противопоставлять ему альтернативные экзистенциальные идеи.
Литература свободна от каких-либо догматических традиций. Основанием литературных интерпретаций может служить только жизнь, а не мнение Шекспира или Толстого. Присущий литературе плюрализм, хоть и чреват ошибками и противоречиями, но зато отражает жизнь во всём многобразии ракурсов, а не только в проекциях на ту или иную теорию.
20.07.2004
Облагораживающее христианство
Влияние христианства на некоторые народы следует признать облагораживающим, как, скажем, в случае викингов, ирокезов или ацтеков с их человеческими жертвоприношениями. Рядом с последними даже Кортес был, пожалуй, носителем культуры и гуманности.
Христианство имело смысл только там где имело дело с варварством, грубостью, насилием. Съеденные миссионеры - единственная славная страница в истории христианства. В остальных случаях, т. е. применительно к народам миролюбивым и цивилизованным, христианство само было варварством. Его кроткость была уже не кроткостью, а рабскостью.
В эпоху расцвета Римской империи христианство, как известно, не приветствовалось. Оно и логично, цезарям нужны были воины, а не смирные овечки. Как только силы иссякли - отношение к христианству разительно изменилось. Рим принял удобную позу кроткой, а следовательно культурной, нации, имеющей призвание укрощать, а следовательно окультуривать, свирепых соседей. Кроткостью, впрочем, культура и исчерпывалась. В остальных отношениях наступил глубокий регресс.
В Европе христианство имело какой-то смысл только до XIX в., т. е. пока европейское общество не изжило варварство в себе самом. Обычно обращают внимание на интеллектуальный аспект этого феномена, на то что успехи науки и просвещения обнажили несостоятельность христианской (как и любой другой религиозной) онтологии. Крах последней затронул, конечно, и христианскую этику. Коль скоро Бога нет, приписываемые ему моральные заветы не имеют силы. Но кроме того социальный прогресс отстранил христианскую этику напрямую. Христианская проповедь добродетели опиралась на трансцендентные и лирические мотивы, т. е. на божественную заповедь и сострадание. Но в цивилизованном обществе эти мотивы уступают место более весомым - разуму и закону, причём закон из репрессивного инструмента превращается в защитника принципов гуманности. Абсолютизм сменяется представительской системой власти. Отменяются рабство и крепостничество. Выходят из употребления пытки, телесные наказания, изуверские казни. Объявляется равенство людей перед законом. Устанавливается свобода слова. Моральная проповедь христианства становится излишней и даже вредоносной. Викторианское и поствикторианское христианство - выродившееся христианство, у которого не осталось других целей кроме как искать греховность под одеялом.
21.07.2004
Идеальный клиент психолога
Идеальный клиент психолога - соглашающийся со всеми интерпретациями и выполняющий все инструкции, т. е. не только не имеющий устойчивых убеждений относительно собственной жизни, но и привыкший подчинять свои действия чужому влиянию, не только, разумеется, в психоаналитической ситуации, но и по жизни вообще. То есть лох.
Эффективность подобных терапевтических успехов сравнима с фокусами Копперфилда. Сколь впечатляющие - столь фальшивые. Как только психолог прекращает давить на клиента - тот попадает под другое влияние, обычно то же самое что и до встречи с психологом. Да и аудитория фокусов в обоих случаях похожая.
21.07.2004
Интеллигенция и быдло
Контингент именуемый "быдлом" и в качестве такового противопоставляемый интеллигенции занимает в общем логичную и здоровую жизненную позицию. Примочки пафосно именуемые "духовностью" - такая же роскошь как дорогие тряпки, украшения, лимузины и виллы. Всегда ли возможно и целесообразно на них тратиться - вопрос далеко не праздный и очень индивидуальный. "Быдло" отрицающее ценности интеллектуала и интеллектуал отрицающий ценности "быдла" одинаково смешны. Только для интеллектуала гораздо постыдней не понимать относительность, альтернативность ценностей.
24.07.2004
Фрейдизм как реликт викторианства
Фрейд был вполне откровенен только в одном фрагменте - когда назвал единственным эффективным лекарством от истерии penis normalis, т. е., в переводе с латыни, обычный хуй. В остальном фрейдизм являет собой компромисс с викторианством и зияет глобальным несоответствием между сексуальной природой невротических проблем, отныне получившей официальное признание, и платоническими беседами в кабинете психоаналитика, которые, по мысли Фрейда, должны эти проблемы решать. По логике вещей, истеричка должна обращаться не к психоаналитику, а к жиголо (если только их функции не совмещены в одном лице). Но это же так аморально! И к тому же, так невыгодно для кошелька психоаналитика. Пристрастие Фрейда к укладыванию пациенток на кушетки весьма символично, что он, по-видимому, и сам прекрасно сознавал.
Теория детской сексуальности, до сих пор вызывающая бури гнева у блюстителей нравственности, служит на самом деле компромиссу с викторианством. Фрейд, как известно, лечил переносом, т. е. замаскированным воспроизведением патогенной ситуации в кабинете психоаналитика, преследующем целью сформировать (благодаря взаимодействию с аналитиком) более конструктивные поведенческие реакции. В "рациональную" психотерапию он не верил, ибо понимал огромное значение подсознательных факторов человеческого поведения, да и в практическом опыте имел возможность разочароваться в эффективности чисто интеллектуального психоанализа. Но перенос реальной сексуальной ситуации может быть конструктивно переработан только в одном случае - когда эта ситуация достигает в психоаналитическом воспроизведении логического завершения, т. е. полового акта. Поэтому реальную сексуальность Фрейд заменил "детской", невинность которой позволяла психоаналитику избежать подобных трудовых подвигов и заменять их более невинной ролевой игрой в "отцов и детей". Таким образом, десексуализация психоанализа не является, вопреки Маркузе, новшеством неофрейдистов, но исходит от самого Фрейда. В каком-то смысле неофрейдисты даже сексологичней своего учителя, ибо требование работать над актуальными (т. е. взрослыми), а не прошлыми (т. е. детскими) проблемами фактически выдвигает сексуальные отношения на более важный план. Каким образом неофрейдисты ухитрились подать дело противоположным образом - заслуживает удивления, восхищения и обстоятельного анализа. Но этот парадоксальный диссонанс не случаен, а наоборот, логичен, ибо в противном случае психоаналитикам пришлось бы срочно менять профессиональные навыки. По той же причине неофрейдисты стали отказываться от переноса в пользу давно дискредитировавшей себя "рациональной" терапии. Приемлемый в формате кукольного театра, перенос оказался неуместен на серьёзной драматической сцене.
Есть, однако, существенная разница между Фрейдом и его современными наследниками. По своему времени фрейдизм был революционен (и поэтому скандален). В нынешней, значительно оздоровившейся социальной среде, те же сидеи становятся регрессивными и репрессивными, обскурантистскими и смешными. Фрейдизм, бывший некогда протестом против викторианства, превращается в его последний реликт, замаскированный былой либеральной репутацией.
28.07.2004
Любовь к себе
Обучать любви к себе - один из расхожих бизнес-проектов коммерческой психологии. На обломках нарочитого и ханжеского коллективизма "полюби себя" представляется многим воплощением гуманности. Хотя на практике мы имеем очередной способ облапошивания народа.
Обучение осуществляется, разумеется, за деньги. И если бы затраты клиентов компенсировались, как можно предположить из названия, совершенствованием искусства мастурбации - эта сделка была бы куда честнее того что происходит в действительности. Однако претензии гуру гораздо более амбициозны. Любовь к себе понимается в предельном широком, расплывчатом смысле, а также позиционируется панацеей от всех экзистенциальных проблем.
Можно подумать, на курсы любви к себе ходят исключительно закоренелые альтруисты, посвящающие каждый момент добродетельной жизни вспоможению ближним и дальним страдальцам, так что не остаётся у них, бедных, времени на себя. Однако в реальной жизни такие филантропы лично мне не встречались, из-чего я делаю вывод что основную прибыль учителям любви приносят не они.
Когда вас учат английскому языку или правилам дорожного движения, или чему угодно ещё, качество обучения можно проверить экзаменом. Для полной объективности можно провести предварительный тест, показывающий насколько хорошо или плохо вы знали предмут до учёбы. В случае любви к себе критерии результативности отсутствуют. Непонятно не только как измерять, но и что измерять. Когда за такое "обучение" берутся деньги - это тянет на статью "мошенничество".
Гуру в принципе не отрицают что в клиент любил себя и до прихода к ним. Это было бы слишком наивной ложью. Просто раньше это делалось неправильно, а потому и без успеха. Гуру предлагает полюбить себя иначе, более действенно. А если ещё точнее - полюбить в себе вместо того что любилось раньше нечто новое, что прежде было фрустрировано в тёплых чувствах, если вообще присутствовало в личности. То есть полюбить вместо себя реального, существующего - инаковую, проектируемую ипостась своего Я. Надо ли объяснять что эта манипуляция выворачивает декларируемую цель обучения наизнанку - фактически вместо полюбить предлагается возненавидеть себя настоящего - и что проектируемым, предпочтительным Я, которому следует уделить любовь, на практике выступает деиндивидуализированное и конформистское, на радость реакционным идеологам.
Есть и более тонкая импликация. В реальности к гуру ходят не за любовью к себе, а за более фундаментальной штуковиной, которая называется счастьем. Но просто учить счастью коммерчески неправильно. Во-первых, многие не поверят столь амбициозному и прямолинейному обещанию. Во-вторых, будет слишком легко удостовериться в отсутствии результата по окончанию обучения. Любовь к себе - это характерная дымовая завеса. Гуру подразумевают, да и прямо формулируют, что путь счастью лежит через любовь к себе. И в частности путь к любви других лежит через "полюби себя". В реальности, конечно, ровно наоборот. Любовь к себе приходит через любовь других. Но для гуру гораздо удобней вывернутая интерпретация, поскольку с него снимается всякая ответственность за результат. Вся его задача: объяснить клиенту "правильный путь" - любовь к себе. А дальше всё якобы зависит только от клиента. Не смог полюбить себя - значит плохо старался. Ведь любить себя - это сугубо внутреннее дело, не так ли? Даже при желании в него не может вмешаться кто-то третий. Из этого органично развивается репрессивная политическая теория. Бедствуешь - значит плохо себя любил, плохо старался.
30.07.2004
А когда-то в фило- и онтогенезе представления о любви чистой, возвышенной и на всю жизнь единственной вполне укладывались в самосознание либерализма. Все мы когда-то были ящерицами. Оглянешься, увидишь отражение - и станет страшно.
30.07.2004
Инфантилизм это
1. Сохранить живость чувств;
2. Признавать другие ценности кроме бабла;
3. Не верить в американскую мечту;
4. Не вписываться в уродсткое общество;
5. Не соглашаться с законом джунглей;
6. Разделять левые убеждения;
7. Получить от психологов самый страшный их диагноз;
8. Именоваться, в просторечии, мудаком;
9. Оставаться последним нормальным человеком в ненормальном мире.
01.08.2004
Умной женщине скучно без умного мужчины. Умному мужчине скучно без умной женщины. Они они могли бы встретиться будучи двумя идиотами и точно так же полюбить друг друга.. Тогда зачем было вкладывать в свои мозги столько времени, сил и средств?
07.08.2004
Давно пора бы называть вещи своими именами, в частности милицию - полицией.
07.08.2004
Две ревизии фрейдизма
Триумфальное шествие фрейдизма, ниспровергающее гнилые столпы викторианской морали, споткнулось вскоре о трудноразрешимую концептуальную проблему. Как выяснилось, регулярная и качественная ебля является хоть и необходимым, но далеко не достаточным условием счастливой жизни. Столкновение психоанализа с множеством подобных примеров сделало его ревизию неизбежной.
Ревизия осуществлялась в двух направлениях. Неофрейдизм (начало которому фактически положили Адлер и Юнг) был вынужден признать что помимо сексуальных потребностей человеку присущи и некоторые другие, более сложные, список которых, впрочем, весьма варьировался, а прогрессивный смысл этого нововведения был подпорчен умалением сексуальной проблематики. Закономерное и заслуженно это направление стало основным.
Альтернативой ему выступил "сексологический фрейдизм", ассоциируемый с именами Райха и Лоуэна. По их мнению, просто ебли для счастья мало. Решающее значение имеет качество сексуальных сношений, которое они в подавляющем большинстве случаев признают неудовлетворительным. Их критика простирается гораздо дальше выбора поз и ритмов. Даже идеальная в механическом плане ебля с хрестоматийным одновременным оргазмом легко объявляется ущербной на том основании что "мышечные панцири" препятствуют "разливанию" сексуальных ощущений по телу. Внесексуальная природа этих панцирей, естественно, игнорируется, даже с большей радикальностью чем у Фрейда. Тот имел дурную привычку называть "сексуальными" любые телесные проявления, но не рисковал так явно абстрагировать сексуальные проблемы от социальных. Попытки снимать "броню" не устраняя социальных напряжений, напрямую вызывающих потребность в ней, являются очередной, особо утончённой, утопией, которая, как и все утопии, легко извращается в реакционную идеологию. Нехрен вам жаловаться на маленькую зарплату, учитесь трахаться грамотно - и будете счастливы.
По сути же сексуальное и социальное так тесно переплетены что при здравом подходе мы легко выявим общие механизмы оппрессии.