" Epistula non erubescit " ( Письмо не краснеет ) или
" Verum plus esse non potest " (Более одной истины
быть не может )
После того, как послание, а точнее послания, были получены Коринфской общиной, обсуждены и, по всей вероятности, написаны ответы, Павла удовлетворившие до определённой степени, он поздней осенью 57 года перебрался в Коринф. Вместе с ним переехали Тимофей с Титом, люди из Македонии, сопровождавшие пожертвование собранные там, Аристарх, Язон и Секунд из города Фессалоники, и ещё несколько человек из Малой Азии.
Остановились они в доме Гая, служившего также местом собраний приверженцев Павла
Активно продолжался сбор пожертвований для общины Иерусалима. Деньги собирались даже идейными противниками Павла, поскольку это было вспомоществованием для "эвьйоним" ( нищих), составлявших большую часть тех, о ком попечительствовала верхушка Иерусалимской общины, то есть люди, знавшие Иешуа лично.
Памятуя о недоверии значительного количества жителей Коринфа к нему лично, Павел вёл проповеди только среди своей паствы. Темами проповедей были отношения с язычниками и с хулителями самого Павла, с которыми он решительно советовал прекратить всяческие сношения. Также неоднократно в проповедях порицались те, кто " созидал на чужом основании ", то есть выпады против самого Шимона ( Петра) и его единомышленников продолжались.
Из Рима приходили сообщения для Павла от тайной политической службы об усиливающейся пропаганде иудаизма ессейского толка. И, конечно, самую деятельную роль в этом играл Шимон и иже с ним.
Существует множество споров о времени появления Шимона ( Петра)
в Риме. По свидетельству Иеронима Стридонского (342-419(420)гг), автора перевода на латынь Септуагинты и Нового Завета, изучавшегодокументы, до нашего времени не дошедшие, Петр находился в Риме с 42 по 67 годы. О пребывании Петра в Риме упоминают и другие авторы: Ориген, Лактанций и Евсевий Кесарийский в своём труде " Церковная История". Вполне вероятно, что Петр не проживал в Риме постоянно, но периодически его посещал В своём первом послании Петр пишет : " Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой" гл.5 ст. 13 Слово " церковь" останется на совести переводчика, на самом деле в оригинале употреблено слово " эклессия", которое переводится как собрание или община. Вавилоном иудеи иносказательно называли Рим. Достаточно процитировать Иоанна Богослова : " 8 И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы" Откровение гл.14 ст.8 Первое послание Петра было адресовано к иудейским общинам ессейского толка в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии. В главе 5 стих 12 Петр пишет: " Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как я думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите" Силуан расстался с Павлом году в 52-ом и, тогда же или чуть позже стал секретарём у Петра. Был он иудеем, посланцем от общины Иерусалима в Антиохии; имел римское гражданство и неплохо владел греческим языком.
В Риме пропаганда иудаизма ессейского толка велась в первую очередь среди иудеев и интересовавшихся единобожием, так называемых " Богобоязненных" Тайная полиция была весьма обеспокоена тем, что значительная часть римской черни стада интересоваться как единобожием, так и прочими темами, связанными с иудаизмом. Сведения в тайную службу поступали через завербованных осведомителей, инспирированных в общины.
Исходя из всего, тайная служба просила Павла изыскать возможность воздействовать на ситуацию. Принимать меры административного или физического воздействия тайная полиция не считала возможным, поскольку иудаизмом интересовались люди, относящиеся к верхушке аристократии Рима. Павел не был особо загружен работой и, поэтому охотно взялся за выполнение этого задания. До этого он никогда в Риме не был и своих эмиссаров туда не посылал. По этой причине он, не владея полной информацией о конкретной ситуации в Риме, решил написать послание, носящее универсальный характер. То есть послание это хотя и будет адресовано римским иудеям и интересующимся иудаизмом римлянам, но и в другие общины, в которых как он считал проповеди Шимона ( Петра ) и его посланников имели определённый успех. И естественно, что послания, отправленные в Эфес, Македонию и возможные другие места, имели свои особенности.
" Послание к римлянам" начинается преамбулой о том, что он, Павел, давно устремлялся придти в Рим для того, чтобы "преподать вам некое дарование духовное к утверждению нашему" гл.1 ст.11 Обозначив тот факт, что сферой его деятельности является весь известный к тому времени мир, Павел ясно даёт понять будущим читателям своего послания, что они имеют дело чуть ли не с личным посланцем Высших Сил: " Я должен и эллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15 Что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме " гл.1 ст14,15
Главный адрес послания раскрывается в стихе Љ 16: " Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Эллину".
В следующем стихе Павел как бы в продолжение своей мысли включает сентенцию из пророка Хаваккука ( Аввакума ), общему
смыслу фразы не вполне отвечающую, но несущую для ессеев когнитивный резонанс: " 17 В нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано:" праведный верою жив будет" "
К Хаваккуку ессеи относились с большим уважением, он почитался наравне с большими пророками. Дело в том, что пророк описывал ситуацию накануне нашествия халдеев, и он задаёт вопрос Богу: " Зачем смотришь на злодеев Ты молча, когда грешник истребляет ( того, кто ) праведнее его?" гл.1 ст.13 И Господь ответил пророку:" .....запиши видение на скрижалях ясно, чтобы читающий их ( мог прочитать) быстро.
3 Ибо (есть) ещё время до ( исполнения) видения, и свидетельствует оно о конце, и не обманет оно; если замедлит - жди его, ибо придёт непременно; не опоздает.
4 Вот ослабел он - ( тот) у кого душа нечестивая, а праведник верой своей жить будет" гл.2 ст.2-4 Нет необходимости в объяснении, что в этом отрывке речь шла о врагах еврейского народа. И мысленно перенося ситуацию на соответствующее время, то есть на первую половину первого века нашей эры, ессеи считали нынешними врагами своего народа римлян, как тогда Хаваккук считал врагами халдеев. Но нельзя было напрямую объявить врагами римлян, это могло привести к репрессиям в отношении ессейских общин. И тогда придумали для обозначения врагов слово " киттим". Слово это обозначало племя, когда-то населявшее юг острова Кипр, но затем это название распространилось на народы южной Европы, в иносказательном смысле. В рукописях Кумрана в комментариях к книге пророка Хаваккука употреблено слово " киттим", явным образом употреблённое в отношении римлян. Это же слово употреблено в произведении ессеев " Война сынов света против сынов тьмы"
Пророк написал своё произведение в конце 7-ого начале 6-ого веков
до нашей эры, когда войско халдеев под руководством Невухаднеццара 2-ого ( Навуходоносора 2-ого) царя Вавилонии завоевало Сирию и Иудею. Иерусалим был взят в марте 597 года до н.э. Но иудеи не успокоились, и пользуясь тем, что в Вавилоне начались беспорядки против царя, в Сирии и Иудее началось поддерживаемое Египтом восстание против Вавилона. Навухолоносор пришёл в Иудею вновь; Иерусалим был взят летом 586 года до н.э.; Первый Иерусалимский Храм, построенный царём Шломо ( Соломоном) был разграблен и разрушен; в Вавилон были уведены десятки тысяч ремесленников и аристократов, среди которых было много грамотных людей. Еврейская государственность практически была разрушена полностью. Только спустя почти 70 лет, после завоевания Вавилона персидским царём Киром 2-ым, пленные иудеи были отпущены на родину; царь разрешил восстановить Иерусалимский Храм, и пожертвовал значительную сумму на это. Вавилон покинуло 42360 иудеев во главе с Эзрой ( Ездра в каноническом переводе); В 516 году под руководством Эзры и Неемии ( Нехемия), назначенного наместником Ахеменидов в Иудее, получившей автономию, был открыт 2-ой Иерусалимский Храм.
Павел был гением эпистолярного стиля. Даже его идеологические противники отмечали, что: "...в посланиях он строг и силён" 2-ое к коринфянам гл.10 ст.10 В преамбуле " Послания к римлянам" коей является глава 1-ая, он определяет адрес, кому направлено послание, затем приводит цитату из Хаваккука, вызывающую у читателя или слушателя ассоциативную логическую цепочку, говорящую о том, что и он, Павел, против современных " киттим", что и он поддерживает борьбу с римлянами, завоевателями и оккупантами. Работая на тайную римскую службу, Павел работал как бы под прикрытием, но даже он не мог под предлогом внедрения писать напрямую о борьбе с Римом. Да и планы у него были прямо противоположны этому. И в послании он выбирает путь сложных ассоциативных намёков; он идёт даже на то, чтобы представить языческий мир как богоотступников. Но чего не сделаешь, чтобы сойти за своего!
" 25 Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, который благословен во веки веков, аминь
26 Поэтому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 Подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,
29 Так - что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
32Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют." гл.1 ст. 25-32
Павел талантлив не только в написании посланий, но и в умении очень чётко расставлять акценты в этих посланиях. Последняя часть заключительного стиха на редкость актуальна и заставляет задуматься над происходящими сегодня гей парадами, или как их называют ещё- "Парадами гордости".Для взрослого человека нормальной ориентации абсолютно непонятно чем тут можно гордиться? Ну а для подрастающего поколения эти парады до определённой степени соблазн. Стихи правильные, но Павел не указал конкретно, кто повинен в этом разврате и почему он, разврат, допустим.
Знаменитый римский историк Корнелий Тацит ( 58 - 117 гг.)
писал: " Рабы, которым было поручено разыскивать и доставлять к Тиберию юношей, податливым раздавали подарки, строптивых стращали угрозами, а если кого не отпускали близкие или родители, тех они похищали силой и делали с ними всё, что им вздумается, словно то были их пленники" Анналы.
Ему вторит Гай Светоний Транквилл: "44 Но он ( Тиберий) пылал ещё более гнусным и постыдным пороком: об этом грешно даже слушать, но ещё труднее этому поверить. Он завёл мальчиков самого нежного возраста, которых называл своими рыбками и с которыми забавлялся в постели" Жизнь двенадцати цезарей. Тиберий.п.44
Крёстными отцами гомосексуализма могут считаться древние греки. Даже олимпийские боги и герои их занимались гомосексуализмом: Зевс любил Ганимеда, Аполлон также любил прекрасных юношей. Геракл был в связи с Иолаем и Гиллом. Беря пример с богов и героев, к гомосексуализму стали приобщаться и сами греки, причём в равной степени, как мужчины, так и женщины. Знаменитая поэтесса Сафо с острова Лесбос была известна своей приверженностью к однополой любви, а сам остров название любви между женщинами. В Спарте обычай предписывал воинам брать в любовники мальчиков с 12-ти лет. Гомосексуалистами были Солон, Платон, Гермодий, Аристогитон, Алкивиад, Мелеагр и ряд других известных греков.
Римляне, переняв культ богов у греков, переняли и греческие обычаи: " С мальчиком нас захватив, ты жена беспощадно бранишься
И говоришь , что его можешь ты мне заменить.
Сколько твердила о том шалуну- громовержцу Юнона!
Но продолжает лежать он с Ганимедом своим .
Гила тиринфский герой изгибал, позабывши о луке,-
А у Мегары, скажи нечего было сгибать?
Дафна беглянка совсем замучила Феба, но всё же
Мальчик Эбалий ему страсти огонь потушил.
Хоть Брисеида во всём покорялась внуку Эака
Друг безбородый его всё же был ближе ему.
Брось же, прошу я тебя, ты мужское смешивать с женским
И убедись, что жена может лишь женщиной быть.
Марциал. Эпиграммы кН.11 ст.43
О страстях однополой любви писали Катулл, Лукреций, Вергилий, Тибулл и многие другие римские поэты. Так что для римского общества то, о чём с таким гневом и весьма справедливо писал Павел, было нормой поведения.
Для иудеев проявления однополой любви было одним из самых страшных грехов, за который следовало побивание камнями до смерти. Книга Торы Ваикра ( Левит) приводит указания Всевышнего:
" 22 И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной, это мерзость.
23 И ни с какой скотиной не допусти себе лежания, чтобы оскверниться ею; и женщина да не станет пред скотом для совокупления с ним: это гнусность.
24 Не оскверняйтесь ничем этим, ибо всем этим осквернялись народы, которых Я прогоняю от вас" гл.18 ст.22-24. И далее :
" 13 И если кто ляжет с мужчиною, как ложатся с женщиною, мерзость сделали они оба; смерти да будут преданы они, кровь их на них " гл.20ст.13 В той же главе определяется наказание за скотоложство - смерть, совместно со скотиною; причём не имеет значения, мужчина это или женщина ст.16,17
Инвектива Павла в адрес римского общества была вполне справедлива, но он использовал данные обличения не для того, чтобы
бичевать язвы народа Рима, поскольку адресат не указан чётко, но лишь для того, чтобы завоевать доверие ессеев, проживавших в Риме.
Павел, как бы обратился к иудеям и людям Рима, интересующихся иудаизмом - я также осуждаю разврат, я с вами, я иудей. Но это была просто попытка войти в доверие и привлечь на свою сторону аудиторию Шимона ( Петра), И на это чётко указывает текст всех последующих глав послания к римлянам.
Вторая глава начинается с весьма любопытных стихов: " Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом) каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем,, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и ( сам) делая то же?" гл.2 ст.1-3
Выражение: " Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, ( таким) будете судимы; какою мерою меряете, (такою) и вам будут мерить" ( от Матфея 7: 12) взято из послания Павла и вставлено в так называемую " Нагорную проповедь". Изучение текста Евангелия от Матфея привело исследователей к выводам, что основных авторов текста было, как минимум трое, не считая мелких вставок и более поздних редакций. Евангелие это появилось после 90-ого года в том виде, в котором оно дошло до нас. Оно включает почти 90% текста Евангелия от Марка. В самом тексте Евангелия от Матфея видны предложения явно чужеродные, стилистически отличающиеся от основного текста и видимые даже не очень искушённому в теологии человеку.
Павла нимало не смущает тем, что, осуждая и предупреждая тех, кто осуждает других, он сам делает то же самое. Его 1-ое и 2-ое послания к коринфянам это сплошное обвинение, причём не только
простых прихожан, но и Высших Апостолов. И первая глава послания к римлянам это сплошное обвинение, хотя и вполне справедливое. Если следовать известной латинской поговорке:" Что дозволено Юпитеру, недозволенно быку", тог Павел явно метил на роль Юпитера, то есть если и не бога, то человека очень близко к нему находящемуся,
Первые три предложения второй главы Послания к римлянам были только вступлением, не очень логичным, судя по продолжению, но тем не менее, вступлением.
" 4 Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумел, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную;
8 А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Еллина!
10 Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога" гл.2 ст. 4-11
В стихе Љ 6 просматривается попытка Павла использовать типичную ессейскую фразеологию. И если в других посланиях он пишет что: "человек оправдывается не делами Закона, а только верою
в Иисуса Христа..." к галатам гл.2 ст.16 Делается это для того, чтобы убедить идеологического противника. Павел ощущает, что это утверждение, по его мнению, весьма спорно. В дальнейшем эту цитату использует Матфей ( 16:23). Павел её заимствовал из Притчей царя Соломона: " ... и Он воздаёт человеку по делам его" По вполне объяснимой причине Павел обрубил цитату, а продолжение достаточно важно, поскольку Соломон даёт наставление своему сыну:
" Ешь, сын мой, мёд, ибо он хорош, и соты, сладкие для гортани твоей. Таково познание мудрости для души твоей: если ты нашёл ( её), то есть будущность, и надежда твоя не пропадёт" гл.24 ст.12-14
Вопрос о расхождении между верой, разумом и делом, впоследствии
долго занимал видных деятелей Церкви. Тертуллиан ( 160-220 гг.), основываясь на послании Павла, вывел формулу: " Верую, ибо абсурдно". Блаженный Августин (354-430гг) выдвинул формулу: "Верую, чтобы понять; Ансельм Кентерберийский (1033-1109гг) заявил : " Не ищу уразуметь, дабы веровать, но верую, дабы уразуметь" Так и до сей поры, вопрос этот у христианских богословов не решён - нужно ли разумение для постижения веры?
В отличие от павлианской ( христианской) религии в иудаизме слепая вера не поощряется, а приветствуется постижение веры разумом, приёмами постижения Танаха, накопленные в процессе его изучения и комментариями, накопленными за несколько тысяч лет еврейскими мудрецами. Человек, желающий изучать иудаизм на более глубоком уровне, должен изучать Каббалу.
Когда автор хочет завлечь слушателя или читателя, он должен пообещать что- то в чем потребитель будет очень заинтересован. И поэтому в стихе Љ 7 обещание " жизни вечной". Человечество накопило за свою длинную историю громадный опыт пустых
обещаний. Известно уже давно, что обманут, но сидит в человеке надежда: а вдруг этот не обманет. Павел изучал иудаизм на достаточно высоком уровне и знал, что такое " гильгуль нешамот", то есть кругообращение душ, создающих абсолютно новые личности..Но в таком случае не работала концепция " воскрешения", по аналогии с якобы "воскрешением" Иешуа, и автор конструкции лишался самого главного аргумента. Идея же " жизни вечной " была решающим доводом в всех обращениях Павла и безусловно была решающей для людей, плохо знакомых с фундаментальными знаниями иудаизма. Сам же Павел в одном из своих посланий намекнул о круговращении душ в тот момент, когда он был " восхищен до третьего неба ", но сказал об этом как бы невнятно: "- в теле ли- не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, ..." 2-ое к коринфянам гл.12 ст.2,3
Поскольку главный адрес послания ессеи, то Павел ставит на первое место Иудея, а уже потом Еллина. Изрекать что то, не подтверждённое еврейской традицией в послании к иудеям было бы нелепо. Поэтому Павел прибегает к общепринятой формуле - " Нет лицеприятия у Бога! " Более того: Бог судит человека знакомого с Декалогом гораздо строже, нежели язычника. Поскольку " знал и не выполнил" более тяжёлый проступок, чем - " не знал и нарушил". И по этой причине далее в послании следует текст, с которым должен будет согласиться верующий иудей:
" 12 Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, -
13 Потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут;
14 Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон:
15казывают, что дело закона у них в сердцах, о чём свидельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна
другую, -" гл.2 ст.12-15 ,Лукавит Павел! Дожив почти до пятидесяти лет и постранствовав по свету, ему ли, приобретшему серьёзный жизненный опыт, утверждать, что существуют значительные массы людей, инстинктивно выполняющие моральные законы, изложенные в Декалоге? Подавляющее большинство народа, существовавшего в то время, как в Римской Империи, так и вне её считали что правда и истина в одном лице на стороне того у кого больше и лучше армия. Доминантным государством в средиземноморье и граничащих с пим районах был Рим. Он завоёвывал житницы для снабжения хлебом Римской Империи, завоёванные провинции платили громадные дани, оплачивая оккупационную армию. Довольно объективно описал психологию римского общества вождь бриттов. Случилось это через 26 лет после описываемого времени, в 83 году, но с точки зрения истории это ничтожный срок, особенно при описании устремлений римского общества. Как передал в виде вольного пересказа Тацит, вождь бриттов перед сражением у Граупийских гор с римскими войсками под командованием Агриколы сказал: " Расхитителям всего мира уже мало земли: опустошив её, они теперь рыщут по морю; если враг богат - они алчны; ; если беден - спесивы, и ни восток, ни Запад их не насытят; они единственные, кто с одинаковой страстью жаждут помыкать и богатством и нищетой; отнимать, резать, грабить на их лживом языке зовётся господством, и, создав пустыню, они говорят что принесли мир. Природа устроила так, что самое дорогое для каждого - его дети и родные; но их у нас отнимают наборами в войско, чтобы превратить в рабов где - нибудь на чужбине, а нашим жёнам и сёстрам даже тогда, когда они избегли насилия, враги наносят бесчестье, называясь нашими гостями и друзьями.
А между тем имущество и богатства британцев уничтожаются податями, ежегодные урожаи - обязательными поставками хлеба, сами силы телесные - дорогами, которые британцы, осыпаемые побоями и поношениями, прокладывают сквозь леса и болота".
Исчерпывающая характеристика, да и факты общеизвестные, практически то- же самое происходит в описываемое время на земле Израиля. Но Павел, " поборник справедливости ", не смеет критиковать своих работодателей и делает вид, что всего этого как бы не существует. Даже жуткий разврат он критикует сам по себе, не упоминая тех, кто им занимается. Главной целью Павла было дискредитировать Закон, основу иудаизма. Даже малообразованному человеку понятно, что без этических законов, определяющих нормы поведения в обществе, наступит хаос. " Legalitas regnorum fundamentum " (Законность - основа государства) - это положение знали ещё с древнейших времён.
Без морали невозможно создать общество, в котором бы люди любили и уважали друг друга. Если обратить внимание на время получения Торы, как морально - этического закона, то Бог вручил её именно перед тем, как родовое еврейское общество и примкнувшая к ним городская беднота должны были стать государственным организмом. И Тора должна была стать Законом не только для каждого отдельного человека, но и для всего, вновь возникающего общества, построенного на Божественных Законах. Понятно, что без этических законов, определяющих нормы поведения, невозможно построить общество уважающих и любящих друг друга людей. Сделать это трудно даже тогда, когда этические законы изучаются с младых лет, но если общество незнакомо с ними вообще, то рассчитывать на их выполнение попросту бессмысленно. На Руси, после принятия христианства, удельные князья ходили походами " за зипунами" на своих братьев, желая приобрести новые земли и холопов.
Христианнейшие короли Европы вели нескончаемые войны за богатые области; феодалы- христиане брали с них пример - жизнь их соседа феодала в их глазах была сущей безделицей, не говоря уже о жизни их подданных христиан.
Даже в стихах этой главы, даже в переводе на русский язык ощущается не внутренняя убеждённость автора в своей правоте, а убеждённость Павла в том, что в его борьбе с иудаизмом все средства хороши и он написал: " 16 В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 И знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 Наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадёшь? Говоря: " не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников" гл.2 ст. 16 - 24
Для решения основной задачи , дискредитации Закона все средства хороши. Павел использует не только искажённое его заболеванием виденье действительности. Он понимает, что критиковать Закон, данный собственноручно самим Богом, по меньшей мере, нелепо. Поэтому он переносит критику на носителя Закона, Иудея.
Повторяя другим, что он является полномочным представителем высших сил, Павел, похоже, сам поверил в это. Смыслом слова " благовествование" в Академическом словаре определены сразу три значения: возвещение, евангелие и сообщение. Возвестить что-либо Богу невозможно, это даже человеку с нарушением психики должно
быть понятно. Евангелие, иначе благую весть, нести Богу, по меньшей мере, глупо. Остаётся одно единственное значение - сообщение, Но Павел, не учёл, очевидно, что Бог всё видит и всё знает - так зачем ему что-то сообщать. Помимо всего, Павел, став ренегатом и предав веру своих отцов, не мог рассчитывать на благосклонное отношение Создателя к себе. И всё вышесказанное приводит к вопросу: зачем он, Павел, написал эту фразу, отнюдь не дежурную, не проходную? И ответ прост - затем, чтобы его боялись и считали пророком, имеющим прямую связь с " божьим сыном" и именно тогда, когда захочет он сам, Павел.
Стих Љ 17 обращён к Иудею, а проще, к еврейскому народу, как носителю иудаизма. В параллельной ссылке указан стих 11 гл. 3 из пророка Михи ( Михея). Но для полного понимания того, что этим стихом хотел сказать пророк следует прочесть стихи с 9 по 12-тый, это внесёт понимание того, что Павел не имел никакого права обвинять еврейский народ в нарушении Заповедей Божьих.
" 9Слушайте же это, главы дома Яковлева ( Иаковлева) и начальники дома Израэйля, возненавидевшие правосудие и всё правое искривляющие,
10 Строящие Цийон ( Сион) в крови, а Иерушалаим - несправедливостью.
11 Главы его за вознаграждение судят, и священники его за плату учат, и пророки его за деньги гадают, но на Господа уповают, говоря:" Ведь Господь среди нас - не придёт на нас бедствие!"
12 Поэтому из-за вас, ( как) поле вспахан будет Цийон, и Иерушалаим руинами станет, и гора дома (Господня) - высотами лесистыми." Комментарии излишни, но стоит добавить, что хотя написано это было более чем за семь столетий до нашей эры, тем не менее, не потеряло и по сей день своей актуальности., тем не менее, не потеряло и по сей день своей актуальности., тем не менее, не потеряло и по сей день своей актуальности.
Стих Љ 18 звучит несколько издевательски, особенно о знании " воли Его", как написал Павел, но воля Бога была абсолютно недвусмысленно выражена на горе Синай: " И сказал Бог: Вот Я заключаю с вами союз..." Шемот ( Исход) гл.34 ст.10 Слова Закона, данного Всевышним на горе Синай это не только лучшее, это Абсолютное моральное законодательство, когда либо существовавшее на земле.
В стихе ЉЉ19,20 Павел использует стих пророка Иешиягу (Исайи), часто цитируемом в Новом Завете. Павел использует мысли и образы из книги пророка Исайи намного чаще, чем из других частей Танаха. И в данных стихах, как и во многих других случаях, смысл пророчества он использует с точностью до наоборот. Выхватив одну фразу из текста Исайи, Павел искажает весь смысл стихов оригинала.
" 16 И поведу слепых дорогой, которой не знали они; по путям, неведомым им, вести буду их; обращу мрак перед ними в свет и кривые дороги - в равнину. Эти дела - сделаю Я и не оставлю их.
17 Отступили назад, стыдом пристыжены будут полагающиеся на истукана, говорящие литому идолу:" Вы божества наши"
18 Глухие, слушайте, и, слепые, смотрите, чтобы видеть.
19 Кто слеп, если не раб Мой, и глух, если не вестник Мой, которого Я посылаю? Кто слеп, как безупречный, и слеп, как раб Господень?
20 Видя многое, не замечал ты, с ушами открытыми не слышал ты.
21 Господь желал ради правды Своей возвеличить Тору и прославить" гл. 42 ст. 16-21
Стих 20-тый из пророчества Павел смело мог бы отнести к себе. Вообще, то, что Павел в своём послании не постеснялся исказить слова Бога, переданные через пророка, граничит с богохульством. Но когда
это останавливало Павла, хотя " на словах" он весьма трепетно относился к Богу. Как видно из текста Исайи Тора есть Закон Божий, данный еврейскому народу, а через него и всему миру. Но, к большому сожалению очень мало людей в мире понимает это.
У Павла же цель своя, причём поставленная римской администрацией, и он талантливо, в меру полученного образования манипулирует людьми и идеями, отличающимися от его концепции. " Истина " у Павла своя он оберегает её, используя все способы не стесняясь.
То, о чем писал Павел в стихах с 21 по 23 справедливо отчасти в той мере как портит ложка дёгтя бочку с мёдом. Иудеи, избранные Богом, с тем, чтобы они стали " народом святым" не все избрали путь святости Они вели себя как обычные люди, зачастую не понимая ответственности за судьбы мира, лежавшую на их плечах. И за это евреи были наказаны, причём дважды - в 6-ом веке до н.э. и в 1-ом веке нашей эры. Но человек, свой народ предавший не имел морального права упрекать еврейский народ в использовании двойной морали.
Стих Љ 24 заимствован в виде парафраза из книги пророка Иехезкеля ( Иезекииля) : " 20 И пришли они к народам, к которым пришли они ( изгнаны были), и оскверняли имя святое Моё, ( ибо) говорили о них: " Народ Господень они, и из земли Его вышли" гл.36 ст.20. Написано это было в 6-ом веке до н.э. Пророк был пленён со многими соотечественниками и отправлен в Вавилон, где и умер. Но если дочитать главу 36 до конца, то далее приведены слова Господа о восстановлении еврейского народа на своём месте, определённом им самим Всевышним. И сегодняшнее состояние еврейского народа, проживающего на своей земле, недвусмысленно доказывает правоту пророка.
А то, что имя еврейского Бога " хулится у язычников" следует поставить в упрёк как самому Павлу и последователям его, так и к тем
слепым и глухим, не осознающим происходящее в действительности и не соотносящим то, что было напророчено с тем, что есть на самом деле.
" 25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?.
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 Но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала, не от людей, но от Бога." гл.2 ст.25-29
Ну никак не давала покоя Павлу отличная от всех прочих народов особенность - обрезание, А ведь Павел был не просто хорошим знатоком Торы, он ещё некоторое время учил её, Торы, глубинный смысл у одного из величайших мудрецов и законоучителя еврейского народа Гилеля. Павла невозможно упрекнуть в незнании того, что обрезание это знак и символ Брита ( Союза) с Богом. Если бы Творец захотел, то уже первый человек Адам был бы создан без крайней плоти. При этом, человечество должно было бы само придти к мысли о Единственности Бога, о Его Уникальности. И Бог заключил Союз (Брит) с первым человеком, догадавшемся о Единственности Создателя, Аврамом
" 1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: " Я- Бог Всемогущий; иди предо Мною и будь совершенным!
2 И создам Я союз между Мной и тобой, и сделаю тебя народом многочисленным безмерно, необычайно"
3 И упал Аврам ниц, и заговорил с ним Бог, сказав ему:
4 " Я - вот тебе мой союз: станешь ты отцом многих народов,
5 И не будешь ты больше зваться именем Аврам - Авраам будет имя твоё, ибо отцом многих народов делаю Я тебя.
6 И безмерно, необычайно размножу тебя, народами Я тебя сделаю, и цари произойдут от тебя;
7 И скреплю Я союз между Мной и тобой со всеми твоими потомками после тебя во всех поколениях их - вечный союз: быть Богом тебе и всем потомкам твоим после тебя!
8 И дам Я тебе и потомкам твоим после тебя страну, в которой живёшь ты,- всю страну Ханаан - во владение вечное, и буду им Богом"
9 И сказал Бог Аврааму: "А ты - мой союз храни, - ты и потомки твои после тебя во всех поколениях их.
10 Вот Мой союз , который надлежит вам хранить - союз меж Мною и вами, меж Мною и потомством твоим после тебя: пусть обрезанным будет у вас каждый мужчина.
11 Обрезайте вашу крайнюю плоть - да будет это знаком союза меж Мною и вами.
....................................................................................................... 14 А тот мужчина, который не обрежет свою крайнюю плоть, будет наказан: его душа будет отторгнута от духовного народа её - потому что союз Мой расторг он" Бэрейшит ( Бытие) гл.17 ст. 1-11,14
Для всякого еврея существовало незыблемое правило, установленное самим Богом - обрезать ребёнка мужского пола на восьмой день после рождения. Павел не только хорошо знал этот закон, данный самим Богом, он был обрезан, как и полагалось еврею.
Точно также были обрезаны и все Апостолы, и сам Иешуа, и все его братья. Бог не человек, слово, сказанное Им, Он не берёт назад и не отменяет. После выхода из Египта, по велению Господа были обрезаны и все неевреи, ушедшие вместе с евреями.
Обрезание - знак Брита ( Союза) с Богом Таким образом испытывается каждый человек, желающий принять иудаизм, готов ли он выполнять указания Его. За ребёнка принимают решения родители, а взрослый человек должен принять решение самостоятельно Испытывая людей, бывших с Авраамом таким образом, Он позднее испытал и самого Авраама, дав тому указание принести Ему в жертву долгожданного сына Ицхака (Исаака). И Авраам повиновался Богу. Тем, кто внимательно читал Тору и другие книги Танаха мог увидеть, что за нарушения закона Господь взыскивает и с самого человека, и с еврейского народа в целом. Но за неисполнение указания Бога об обрезании душа человека, рождённого евреем, истребится из народа. Выбор всегда остаётся за человеком.
Во исполнение задачи своей тайной службы Павлу было необходимо остановить надвигающуюся иудаизацию Римской Империи, противопоставив иудаизму свою конструкцию религии. Поэтому ещё на 1-ом Иерусалимском Соборе ( во всяком случае так его назвали позднее христиане) Павел настаивал на отмене обрезания Это условие несколько настораживало людей, склонявшихся к переходу в иудаизм, и если бы не это условие, число перешедших в иудаизм быстро бы увеличивалось, И именно этот факт волновал римскую политическую тайную службу.
Как уже упоминалось, данное послание было адресовано римским иудеям. Именно. По этой причине Павел прибегает к хитрым юридическим парадоксам. Стоит напомнить, что рождённый матерью еврейкой - еврей по праву рождения. Он может исповедовать иудаизм,
может не исповедовать. В таком случае, он будет считаться " плохим евреем". Но для того, чтобы человека, рождённого от матери нееврейки признали иудеем, он должен сделать обрезание и выполнять все 613 заповедей. Только при этих условиях он будет считаться иудеем. А если он обрезан по духу, или совершил " обрезание в сердце", как написал Павел, то человек этот остаётся праведным, но не принятым в общество Господне. " 9 Дети, которые у них родятся в третье поколении их, могут войти в общество Господне." Дварим ( Второзаконие) гл.23 ст.9 Само собой подразумевается, что детям сделают обрезание. Сказано это было о народах, считавшихся в то время братскими по отношению к евреям: эдомеянах и египтянах.
Далее Павел задаётся вопросом: " Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: " Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём" гл.3 ст.1-4
Аллилуйя! Павел признал, что быть иудеем большое преимущество, поскольку им вверено слово Божие. Но если , как утверждает Павел, всякий человек лжив, то лжив и сам Павел, поскольку он человек. Но следуя его логике, если лжив человек по имени Павел, то и лживы его послания. Основной посыл Павла в том, что неверность людей не может " уничтожить верность Божию" Паве делает " большой комплимент Богу, утверждая, что " Бог верен", а " всякий человек лжив" . В этом же стихе ( Љ4) использует Павел фразу из псалма Љ51 (50)царя Давида. Но делает это, так что текст стиха служит сугубым