Доплыв до острова Самофракия, расположенного в Эгейском море и убедившись, что он мало заселён, путешественники продолжили плавание до порта Неаполис. Из Неаполиса группа направилась в город, расположенный в нескольких километрах от берега Эгейского моря. Город назывался Филиппы, он получил название в честь царя Филиппа Второго ( 382-336 гг.до н.э.), отца Александра Македонского. Город славился золотоносными рудниками. Римский император Август дал Филиппам статус римской колонии и даровал городу италийское право, включающее в себя разрешение на чеканку собственных монет. В городе проживало большое количество ветеранов римской армии. Заселение ветеранами началось вскоре после сражения возле города в 42 году до нашей эры между войсками республиканцев во главе с Брутом и Кассием и монархистами во главе с Марком Антонием и Октавианом, ставшим впоследствии императором Августом. Географическое положение города, имевшее близость к границе с Фракией очень ценилось всеми римскими императорами. Государственным языком в городе считалась латынь, хотя на улицах большинство говорило на греческом языке. Точное количество еврейских жителей в Филиппах на то время неизвестно, поскольку синагоги в городе по всей вероятности не было. Но в нескольких километрах от города было что-то вроде молитвенного дома для евреев. Туда приходило довольно большое количество гречанок, интересовавшихся единобожием и готовых перейти в иудаизм. Возле дома находился источник, служивший " микве "- местом для омовения иудеев.
Путешественники во главе с Павлом пришли по обыкновению к импровизированной синагоге в субботу, для того, чтобы застать максимальное количество людей интересующихся иудаизмом. Павлу удалось заинтересовать своей проповедью одну богатую женщину по имени Лидия, бывшей из так называемых " богобоязненных ", соблюдающих заповеди Ноя. По происхождению она была из малой Азии, из города Фиатир и вела торговлю багряницей, иначе называемой кармозией. В то время это была очень дорогая и ценная краска, используемая для окраски шерсти в пурпурный цвет. Лидия приютила всю компанию на несколько недель. По субботам Павел проповедовал, и ему удалось привлечь к вновь созданной религии ещё двух женщин - Еводию и Синтихию, а также нескольких мужчин, в том числе Епафродита и Климента. Этого было достаточно для создания ядра общины. Члены её, судя по именам, были греками по происхождению и достаточно зажиточными людьми по положению. В послании к филиппийцам Павел впоследствии упоминает о том, что он получал от общины вспомоществование несколько раз, когда находился в Фессалониках, и как минимум один раз во время пребывания в Риме в 62 году, когда он был в " кесаревом доме," как он выразился в послании.
Но как бы хорошо не шли дела, из города пришлось уезжать. Причиной послужил весьма неприятный эпизод. В городе жила рабыня, которая впадала в транс и предсказывала будущее, людям обращавшимся к её владельцам. Женщина эта была не вполне адекватна психически, но доход приносила неплохой. Павла, когда он проходил послушничество в Кумране, научили врачеванию таких больных. Более того, Павел был даже рад представившейся возможности показать своё мастерство, поскольку излечение такого заболевания граничило с чудотворством и как бы демонстрировало связь с Высшей Силой. Увидев эту несчастную в очередной раз на улице, Павел заговорил с ней и провёл сеанс психотерапии. Неизвестно хватило ли одного сеанса или их было несколько, но женщина стала адекватной. Но избавившись от заболевания, она заодно утратила и дар предсказания. Это настолько возмутило хозяев этой рабыни, что они, схватив Силу и Павла, отвели их к гражданской администрации города, обвинив в подстрекательстве и бунте против существующего порядка. К хозяевам присоединились люди обращавшиеся за предсказаниями к рабыне и возмущённые проповедями миссионеров. Люди эти из числа бывших легионеров заявили: "Сии люди (Павел т Сила) будучи иудеями возмущают наш город
21 И проповедуют обычаи, которые нам, Римлянам не следует ни принимать, ни исполнять" Деяния Апостолов гл.16 ст. 20,21 Услышав коллективную жалобу, начальство не стало досконально разбираться с пришельцами, к тому же иудеями и, наказав их предварительно палками, заперли в тюрьму для последующего судебного разбирательства.
Павел, нисколько не сомневаясь в том, что через короткое время они будут освобождены и, чтобы показать своему спутнику твёрдость духа и свою несгибаемость принялся во всё горло распевать псалмы и молитвы. Сила в меру своих возможностей ему подпевал. Так прошла ночь.
Римская военная администрация всегда живо интересовалась всеми происшествиями на подмандатных и оккупированных территориях. И стоило только главе военной администрации увидеть имя задержанного, служившее паролем, как он распорядился не только отпустить Павла и его спутника, но и извиниться перед ними на том основании, что они являются римскими гражданами. Извинения руководством города были принесены, но бывших узников настоятельно попросили покинуть город во избежание неприятностей от жителей. Что и было немедленно сделано Силой и Павлом. Тимофей и Лука остались в Филиппах. С Лукой Павел расстался на продолжительное время.
Покинув Филиппы, Сила и Павел направились в Амфиполис, но население было чисто греческим, еврейская диаспора в нём отсутствовала и по этой причине миссионеры там не остановились, хотя город был столицей провинции и довольно большим. Миновав небольшой городок Аполлония, они пришли в Фессалоники. И поныне город является одним из крупнейших портов Эгейского моря, хотя сегодня он называется Салоники. К середине 1-ого века город, получивший своё название в честь сестры Александра Македонского, достиг пика расцвета. Фессалоники в 50-ом году насчитывали до 100000 человек; значительную часть из них составляли евреи. Проповедь его имела успех у язычников "имевших страх Божий", как о них выразился Лука. Большинство из них были женщины, но история сохранила имена двух мужчин греков: Гая и Секунды. Удалось Павлу соблазнить новой религией и двух евреев- Иешуа, которого на греческий манер звали Язоном и Аристарха. Имя последнего чисто греческое, еврейское же имя его неизвестно.
Проживали миссионеры у вышеупомянутого Язона, но обеспечивал он только кров, а всё остальное Павел решительно отказался от него принимать. В средствах Павел стеснён не был; вспомнив старое ремесло, он стал изготавливать палатки, тем более, что это занятие давало ему возможность контактировать с множеством народа, включая римлян. Помимо всего Павел, по меньшей мере, дважды получал довольно обильное вспомоществование от Лидии из Филипп.
Что же проповедовал Павел фессалоникийцам? Чистоту и святость отношений между теми, кто уверовал в Мессию, тихую жизнь, тихо заниматься своим делом, " поступать благоприлично перед внешними ". Одним словом - смириться перед начальством и внешними обстоятельствами и не пытаться их изменить. " Быть долготерпеливыми во всём "
" Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи и тьмы " 1-ое фессалоникийцам гл.5ст.5 Риторика заимствована из устава ессеев. Тем же, кто не захотел принять "истину" от него:- " 8 В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествования Господа нашего Иисуса Христа,
9 Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, " 2-ое фессалоникийцам гл.1 ст. 8,9.
Всё как обычно: если не уверуешь в то, что проповедую я или люди, говорящие с моих слов- то геенна огненная, если уверуешь - то жизнь вечная. Правда появились и новые мотивы : "10 Ибо , когда мы были у вас, то завещали вам сие: кто не хочет трудиться, то и не ешь" Там же гл.3-ья ст.10 Большевики, захватившие власть в 1917 году лозунг этот подхватили, несколько его переиначив: " Кто не работает - тот не ест ". Одним словом - слабых и больных за борт. Хотя, захватив власть, партийные работники впоследствии превратились в разжиревших партийных бонз, не желавших ничего делать. Отчасти, по этой причине Сталин начал очистку партийных рядов.
Но помимо благих пожеланий, желая закрепить успех, Павел начинает разжигать антииудаистические настроения: "Ибо вы, братия сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
15 Которые убили и Господа Иисуса и его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
16 Которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и чрез это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца." 1-ое к фессалоникийцам гл.2 ст. 14-16.
Читая первые два стиха -14 и 15 можно было бы предположить, что это более поздняя вставка. Но нет, стих 16-тый ставит всё на своё место; послание это вышло из под пера Павла, или же было написано под его диктовку. Стих Љ 14 совершенно откровенная ложь - община Якова, будучи ессейской общиной, почитающей Иешуа как Праведного Учителя, не испытывала в то время никакого гонения и самым спокойным образом почти ежедневно молилась в Иерусалимском Храме. Стих Љ15 один из первых кровавых наветов на иудеев, обвиняя их в смерти Иешуа. Даже способ казни, описанный в Евангелиях, говорит о том, что павел лжёт. Он сам участвовал в казни Кетера (Штефана), который был казнён так, как это было принять у евреев за богохульство- его побили камнями. Иешуа был распят римлянами, по римскому обычаю и по римскому закону об оскорблении императора. И приговорён он был к смерти прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, не тем благородным и гуманным человеком, которого описывают в Евангелиях, а кровожадным, упрямым и продажным римлянином, каковым он был в действительности. Так был заложен краеугольный камень в фундамент ненависти к иудаизму и его носителям - евреям. Ненависти, на протяжении 2000 лет служившей пищей для убийств людей, исповедовавших религию, которую исповедовал человек, по воле Павла ставшего богом для христиан. Эта ненависть разжигала костры инквизиции, была катализатором погромов, была в основе идеи " окончательного решения еврейского вопроса ". Но если первые язычники, принимая Павлову веру в придуманную им личность не обладали достаточными познаниями в иудаизме, чтобы понять нельзя построить религию на фундаменте иудаизма и вместе с тем отрицать его, то все последующие поколения христианских церковных деятелей этими познаниями обладали.
Стих Љ 16 - это прямая инвектива в адрес Якова и прочих апостолов-учеников Иешуа. Павел заведомо выставляет их не только своими идеологическими противниками, но и явными злодеями по отношению к бедным язычникам; Павел всеми силами старается их спасти от геенны огненной и привести к "жизни вечной ", а они всячески препятствуют этому.
Своими проповедями и письмами Павел вырабатывает у обращённых им язычников стойкую уверенность в эксклюзивности своего Евангелия, своего видения Мессии. Впоследствии он неоднократно будет прибегать к этому приёму - прав он один, так и только так, как сказал он и не на йоту иначе.
Оба послания к фессалоникийцам написаны были в 50-ом году, после того как Павел был вынужден оставить Фессалоники из-за очередного конфликта. Павел проповедовал или в синагоге или рядом с нею. По вполне понятным причинам верующие евреи не могли допустить рекламу бога им совершенно неведомого. А тут ещё последовало обвинение иудеев в том, что они убили этого бога и его пророков. Практически не было ни одного еврея, который бы не знал к чему приводят кровавые наветы и подстрекательства к обвинению евреев. Кровавые погромы в Александрии получили печальную известность во всех уголках Римской Империи. По этой причине трудно обвинить евреев в том, что собравшись толпой, они пошли к дому Язона, где проживали Сила и Павел и потребовали от хозяина дома выдать своих жильцов. Но поскольку жильцы отсутствовали, к политархам, управляющими городом отвели самого Язона, обвинив его в укрывательстве бунтовщиков, выступающих против самого императора, так как они почитают царём Иешуа.
Правители города, выслушав заявителей, приступили к допросу Язона. Услышав имя Павла, они быстро свернули допрос и отпустили Язона восвояси, тихо посоветовав оному передать своим жильцам, чтобы те незамедлительно покинули город. Что и было тотчас сделано. Павла и Силу переправили в город Верию, расположенный от Фессалоник на запад на расстоянии 70 километров. Город был многолюдным и богатым, в нём также имелась синагога, в которой и Сила и Павел начали проповеди. Иудеи Вери были людьми более флегматичными чем иудеи Фессалоник и прослушав проповеди начали проверять соответствие сказанного с Танахом. Расстояние в 70 километров это примерно 2-3 дня пути. Оттого в Фессалониках очень скоро узнали о подрывной работе Павла и тотчас в Верию направились верующие евреи для того чтобы искоренить ересь. Гнев их был направлен в основном на Павла. Римляне поставили Павла в известность о приближающейся опасности и тот , оставив Тимофея и Сильвана в Верии, срочно направился к морю. Дальнейший путь его лежал в Грецию или Ахайю, так она тогда называлась.
Недолго думая над тем, куда направиться, Павел решил посетить самый центр эллинизма, коим всегда считались Афины. Город по праву занимавший первое место в Греции по искусству и философии. Имена Сократа, Платона и Аристотеля, положивших начало всей европейской школы философии, драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида, заложивших основы мировой драматургии - все они были широко известны к середине первого века по всей Римской Империи. Величественные греческие храмы, особенно Парфенон, оказали решающее влияние на всю римскую архитектуру. Строительством Парфенона руководил один из самых великих и знаменитых скульпторов Греции, да пожалуй, что и всего мира, Фидий, автор знаменитой скульптуры Афины, стоявшей в этом же храме. Скульптуру эту мог видеть Павел. Рядом с Парфеноном находился замечательный храм Эрехтейон, в котором впервые в мире было применено очень интересное архитектурное и конструкторское решение: в выступающем портике, роль колонн, поддерживающих перекрытие, выполняют женские фигуры - кариатиды. За 200 лет с той поры, что Греция была завоёвана Римом, начиная со 146 г.до н.э. и до середины первого века новой эры Афины были ограблены. Римляне вывозили ценные скульптуры в Рим, иногда оставляя взамен скульптуры работы римских мастеров, гораздо менее интересных с точки зрения художественного впечатления. Но даже при том довольно интенсивном вывозе культурных ценностей, скульптуры встречались в Афинах практически на каждом шагу. Афина было бы справедливо назвать родиной первого демократии в мире. Более демократического государства-полиса, чем Афины в период, начиная с середины пятого века до н. э. и до завоевания Греции Римом не было в известном тогда мире. Решения, принимаемые общим собранием афинян ( мужчин, достигших 20-ти летнего возраста и отслуживших в армии; женщины в политической жизни Афин участия не принимали ), но не менее 6000 человек, что составляло примерно 20% от всего населения; суды присяжных; ежегодно сменяемые должностные лица и их полная и регулярная подотчётность перед народным собранием. Права эти были только у полноправных граждан, не у рабов и не у метеков, но и многие современные государства не имеют той свободы и демократии, бывшей более 2000 лет тому назад в Афинах. Расцвет демократии привёл афинское общество и к расцвету творчества, в частности изобразительного искусства, философии, литературы, музыки, драматургии, театра и архитектуры. Это привело к тому, что интеллектуальное развитие общества привело к более объективному рассмотрению и расширению понятий об относительности добра и зла, справедливости и несправедливости. В обществе появились сомнения в том, что единственно правильной была существовавшая на то время вера в сонм богов на Олимпе, хотя кощунство преследовалось довольно жестоко. Самый знаменитый скульптор Афин Фидий был обвинён в том, что на щите Афины Парфенос он поместил изображение Перикла и своё, тем самым оскорбив божество. По этому обвинению Фидий был заключён в тюрьму, где и умер.
К тому времени, когда Павел прибыл в Афины, чужеземные боги для афинян не были своими, но в то же время понятия об иных богах за кощунство уже не считалось. Количество скульптур на улицах Афин поражало воображение; несмотря на то, что римляне во множестве вывезли их, но ещё множество их оставалось на улицах. Павел бродил по городу, рассматривая скульптуры героев, богов, видных философов и стратегов, и возмущался. Заповедь " не сотвори себе кумира " не была им изжита окончательно, и его еврейство, глубоко им запрятанное и тщательно изживаемое, при столь явном нарушении заповедей вновь оживало в душе его. Поразило его и огромное количество храмов, святилищ и просто алтарей, в том числе посвящённых " неизвестным богам ". Афиняне в течении последних веков вполне осознавали, что в мире присутствуют и другие боги, не менее могущественные, по мнению афинян, чем боги Олимпа. Потеря самостоятельности и римская длительная оккупация до определённой степени поколебала уверенность жителей Афин в благосклонность Олимпийцев, и они решили не пренебрегать защитой богов неизвестных им. Павел решил этим обстоятельством воспользоваться, придав неизвестному божеству имя Иешуа Христа, и заняться просвещением язычников в вышеозначенном направлении. Тем более, что в синагоге Павла встретили очень прохладно, иудеев его экзерсисы не заинтересовали ни в малейшей степени, а "боящихся бога" в Афинах или не было, или они не приходили к синагоге. Бродя по городу, Павел пришёл на агору, расположенную у подножия Акрополя. В то время это был клуб под открытым небом, философы выступали с речами, излагая свои взгляды на религию, на богов, на искусство. Любой человек мог принять участие в дискуссии, любой мог поведать окружающим то, что он вынашивал в душе. Крупных философов, тех, кого впоследствии узнал весь мир, в Афинах уже не было, но влияние старых школ ещё сохранилось. В Римской Империи считалось классическим образование, полученное в Афинах. На агоре выступали не только философы со своими идеями познания высших истин, там был и своего рода информационный клуб. Лука позднее написал в " Деянии Апостолов ": " 21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чём охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое " гл. 17 ст. 21
Павел стал выступать на агоре. Лука пишет о рассуждениях, но по-видимому это были реплики с места. Нельзя сказать, что Павел принёс что-то новое, до сих пор неведомое афинянам по части умершего и воскресшего бога. В то время женщины Афин во множестве стали исповедовать культ Адониса, пришедший с Финикии, Сирии и Египта и получивший распространение на островах Кипр и Лесбос. Впоследствии он стал распространяться и по всей Греции, тем более, что был основан на греческих мифах. Культ Адониса стал ещё более популярен после публикации "Метаморфоз" Овидия, увидевших свет между 2-ым и 8-ым годом нашей эры. Адонис, как герой культа, а впоследствии Осирис и Таммуз, олицетворяли культы, связанные с умиранием и последующим воскрешением. Но необходимо отметить следующий факт6 никогда в Афинах никакая из религий не противопоставлялась другой религии. Войны между культами не было, была веротерпимость, даже некоторое уважение к верованию других. Павел неплохо знал греческий язык, но одно дело изучать язык в гимнасии и совершенно другое произносить речи в среде носителей языка. Реакция греков на речь Павла была уничижающей. Лука, с которым Павел впоследствии поделился своей обидой, так написал об этом эпизоде: " 18 Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: "Что хочет сказать этот суеслов?" , а другие: " кажется, он проповедует о чужих божествах потому, что он благовествовал им Иисуса и воскресение". Деяния апостолов гл.17 ст. 18. Слово воскресение переводится на греческий язык как " анастасис". Поэтому некоторые слушатели Павла решили было, что речь идёт о новой паре богов: Иешуа (Иисусе) и Анастасии.
Павла пригласили в Ареопаг, ставший после завоевания Афин и всей Греции римлянами во главе всей афинской исполнительной власти. Это был своего рода Сенат из представителей аристократических или именитых семейств, отставных политиков, видных служителей культов, философов. Судебных функций у Ареопага не было, но поскольку Павел пытался проповедовать новый культ, то власти захотели убедиться, что эти новые идеи не являются кощунством по отношению к официальному политеизму, принятому в Греции и Риме. Богохульство считалось одним из самых тяжких преступлений. Великого философа Сократа приговорили к смерти из-за его якобы богохульства. В 399 году до н.э. ему, как свободному гражданину предложили на выбор: или отправиться в изгнание или выпить чашу цикуты. Сократ выбрал последнее.
Павел начал своё выступление очень осторожно: "Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны;
23 Ибо проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник на котором написано: " неведомому Богу".. Сего-то, которого вы не зная, чтите, я проповедую вам:
24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живёт
25 И не требует служения рук человеческих, как - бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и всё;
26 От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию,
27 Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас:
28 Ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили :" мы Его и род".
29 Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню,получившему образ от искусства и вымысла человеческого.
30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться;
31 Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых ". Деяния Апостолов гл.17 ст. 22-31.
Еврейский Бог не был для греков каким-то неизвестным богом. Синагога существовала в Афинах на вполне законном, легальном основании и тот, кого интересовал культ иудаизма, мог совершенно свободно с ним ознакомиться. Именно по этой причине Павел осторожно, чтобы его не обвинили в богохульстве, начинает свой рассказ о " неизвестном боге " перед Ареопагом. И только в конце он упоминает о воскрешённом Богом Муже, не упоминая впрочем его имени и не раскрывая того положения, что Иешуа якобы сын Божий.
То, что греков нельзя было удивить тем, что у бога есть сын, можно было не сомневаться. У Зевса согласно мифам, было множество сыновей: Геракл, Персей, братья Диоскуры, Сарпедон и многие другие. У его брата- Посейдона детей было ещё больше: Антей, Орион, Пелий, Прокруст, Протей, Тесей и другие. У Аполлона- Аристей, Асклепий, Гектор, Гименей, Араб, Дафнис, Евридика, Троил, Херон. Детьми аполлона считаются также Гомер, Пифагор, Еврипид и Платон - то есть не мифологические личности, а реально существовавшие люди.
Но о воскрешении из мёртвых греки не слышали - так как даже всемогущие боги Олимпа, включая Зевса Всемогущего, ибо таково было его официальное имя, не могли воскресить своих горячо любимых детей после их физической смерти. По этой причине, как сообщает Лука и было то, что явилось как бы реакцией на слова Павла: " 32 Услышавши о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время " там же стих 32
Хотя Лука и упоминает о том, что уверовали в учение Павла несколько человек, в том числе и Дионисий Ареопагит и женщина по имени Дамарь, Павел, уяснив, что в Афинах, несмотря на веру в " неведомого бога" делать ему нечего, решил перебраться в Коринф. Тимофея, ранее пришедшего в Афины, он отправил в Фессалоники, услышав, что вновь обращённые там подвергаются многим соблазнам.