Убедившись в самом пристальном внимании Иерусалимской общины к тому, что он проповедует язычникам и к дальнейшему образу их жизни, Павел решил, что Антиохия находится слишком близко к Иерусалиму. По этой причине он задумал большое путешествие в Грецию, решив навестить по пути созданные им общины в Галатии. Своими планами он поделился с Варнавой. Тот согласился идти с Павлом, но выдвинул условие - чтобы с ними отправился и Марк ( Иоанн), его двоюродный брат. Павел был в ярости при одном упоминании имени Марка. Простить Марку нежелание того признать в первом путешествии ведущую роль Павла, он никак не мог. И помимо всего, он, Павел, уже получил официальное признание в Иерусалиме и ему не требуется что-то кому-то доказывать, Помимо всего, Павел не без оснований опасался доносов Марка в Иерусалим о каждом его шаге. Нет и ещё раз нет! Марк не пойдёт с Павлом. Если Варнава хочет идти вместе с Павлом, то пусть идёт без своего двоюродного брата, а не хочет пусть идёт с Марком куда хочет. И будет так, как сказал он, Павел! На этом дружба Варнавы с Павлом закончилась. Больше они не виделись. Один раз Павел упоминает в своих посланиях Иосифа Варнаву и Марка, но как бы вскользь, без большой любви. Хотя Варнаву и обидело такое отношение бывшего друга, но в глубине души он был рад случившемуся. Ссориться с Иерусалимской общиной и попадать в неприятные положения из-за Павла не хотелось. Марк и Варнава отправились на Кипр, а Павел двинулся в Галатию. Попутчиком был выбран Сила ( Сильван).
Опыт, приобретённый Павлом в странствиях, дал ему возможность вывести ряд правил, которыми он пользовался впоследствии в своей миссионерской деятельности. Он практически никогда не проповедовал в сельской местности. В то время в Римской империи существовало три вида сельских хозяйств: мелкое крестьянское хозяйство, вилла и латифундия. Они отличались размерами и количеством рабов. Зажиточные крестьяне использовали нескольких рабов, на виллах, размером от 2-3 гектаров до сотни гектаров, использовался труд сотен рабов. Латифундии - это огромные поместья размерами в несколько тысяч гектаров, там использовался труд тысяч рабов, занятых не только сельским хозяйством, но и ремёслами.
В восточных провинциях, где Павел проповедовал, римляне старались унифицировать гражданское управление, раздавая участки земли ветеранам римской армии, прослужившим более двадцати лет. Римляне- владельцы земель не подчинялись местным законам, их зачастую освобождали от налогов, которые платили местные землевладельцы. Римская администрация взимала налоги в срок и очень жёстко. Это вело к обнищанию мелких сельских хозяйств, существовавших общинами и, зачастую, сохранявших свои, издавна существовавшие религиозные культы. Сохранялся даже местный язык, например во Фригии, которую Павел и Сила прошли направляясь в Троаду ( Трою) фригийский язык сохранился вплоть до 3-его века нашей эры.
Владельцы вилл и латифундий были в подавляющем большинстве убеждёнными политеистами. Рабам, занятым в сельском хозяйстве было не до религиозных изысков. Но для Павла определяющим фактором было не простое увеличение общего количества верующих в богочеловека. Главным было воспрепятствовать увеличению количества людей, интересовавшихся иудаизмом и желающих в него перейти. И немалую роль играло то, что язычники, начинавшие интересоваться иудаизмом, имели тот необходимый фундамент знаний, на который можно было привить религиозные идеи, проповедуемые Павлом. Даже то, что впоследствии на базе идей Павла развился оголтелый антииудаизм, не смог отменить моральные принципы Декалога, имплантированные в будущее христианство. И сам Павел отдавал себе отчёт в том, что без Танаха, то есть Ветхого Завета, идеи, им развиваемые, попросту повисают в воздухе.
Поэтому Павел проповедовал в городах, где основное население составляли греки и эллинизированные иудеи. И те и другие были привилегированными слоями населения, как правило, имевшими римское гражданство, дававшее им определённые налоговые послабления. Занимаясь торговыми делами, в которых приходилось участвовать даже ремесленникам, люди эти хорошо знали друг друга, как по торговым делам, так и по муниципальным. Общественный слой этот представлял как бы питательную среду, в которой могли хорошо развиваться идеи Павла.
У тех людей, которые испытывают нужду в средствах для обычной нормальной жизни, все устремления направлены на добычу этих самых средств. Их отношения с богом наполнены надеждой на то, что они с его помощью преодолеют нынешнее тяжёлое положение и что он сумеет им помочь. Ну, а если богов много, то молятся тому, кто больше внушает доверия.
У зажиточных людей отношения с Высшими Силами другие. Их одолевают раздумья о том, что будет после физической смерти. Как может быть, что они, их мысли, чувства, эмоции, всё то, что и является жизнью, исчезнет. Навсегда ли? И как это может быть? Вопросы эсхатологии начали занимать человека с того момента, как он себя стал ощущать мыслящим существом. Любой человек, достигший середины продолжительности существовавшей на то время, не один раз задавал себе вопрос: что будет с его " я ", с тем, что сегодня называют индивидуальностью. Каждый человек, видя как люди стареют, понимал ,что этот процесс неизбежен. Но, понимая, что умирает плоть, человек задавался вопросом, что будет сего сознанием, умом, душой? Унылое существование теней и малых и великих, живших прежде, уныло существующих, согласно греко-римской эсхатологии в мрачном царстве Аида, мало кому было по душе. Расчёт Павла был безукоризненен. Он обещал язычникам "жизнь вечную" после смерти, ограничение страданий и братскую любовь всех и каждого, но только тех, кто поверит ему и признает богом и Мессией Иешуа, якобы плотского сына еврейского Бога. Интеллект человека предрасположен к трансцендентальному, в каждом из нас заложена вера в непостижимое нашим умом и чувствами. Павел же по части внушения иллюзорных надежд был очень убедителен и доходчив. Он убедительно доказывал язычникам, что они только что родились в новой вере, и они, действительно, походили на только что родившееся живое существо, готовое признать за мать, любого, кто даст им источник надежды и успокоения. А если обнаружится, что этот источник иллюзорен, так можно объяснить, что жизнь на Земле временна и иллюзорна сама по себе.
Павел предложил в качестве объекта поклонения личность совершенно абстрактную, которая в природе никогда не существовала. Личность, которая была им смоделирована на основе высшей духовной демагогии, в которой ему, Павлу, не было равных. О конечных целях созданной им религии, он говорил глухо, напирая на то, что они еще дети несмышленые, которых надо отпаивать "молоком, а не твёрдой пищей"1 кор.3:2. Тем самым это давало возможность избегать критики со стороны умных и осторожных, но недостаточно компетентных людей.
Для человека интеллектуального и достигшего определённого материального успеха, но разочаровавшегося в политеизме, было важно получить взамен что-то убедительное, представляющее какую-то мысленную опору в будущей жизни. И Павел, свидетельствуя, то есть, проповедуя своё Евангелие, давал эту опору. Он указывал "путь к спасению души", пугая людей тем, что : " Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?" 2-ое к коринфянам 2: 16. Какой же разумный человек предпочтёт смерть жизни? Павел проповедовал логично, красиво, убедительно, в той манере, к которой привыкла грекоязычная аудитория. И говорил Павел как бы не от себя, а от Высшего Существа:" Не потому, что мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога;
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит" 2-ое к Коринфянам гл.3 ст.5,6
Идеи Павлом подаются довольно жёстко, с некоторым диктатом: то, чему учит он, или же посланные им люди, должно быть незыблемо и свято, нет и не должно быть поводов для сомнений и отступления. Иначе ортодоксальные иудеи и эмиссары из Иерусалима смогут сбить неофита с пути, внушённого неофиту Учителем, в роли которого выступал, конечно же, сам Павел.
Каким-то необъяснимым образом получалось так, что объектом проповедей Павла становились достаточно зажиточные граждане, хотя объективности ради, следует отметить, что степень достатка не была решающим доводом для того, чтобы войти в общину. Но с другой стороны Павлу была необходима община, способная функционировать сама по себе, без внешних финансовых подпиток. Тем более, что требовалось также и собирать пожертвования для Иерусалимской общины, находящейся в сложном материальном положении. Несмотря на все разногласия, а порой и неприкрытую неприязнь, Павлу не хотелось окончательно порывать с Яковом и апостолами, поскольку они давали ему легитимацию с одной стороны, а с другой стороны он учил смирению и любви к ближнему.
Сила и Павел направились на север. Дорога была выбрана с таким расчётом, чтобы навестить общины в Дервии, Листре и Иконии, словом в тех местах, где Павел проповедовал в 47-48 годах. Очень обрадовала Павла встреча с Тимофеем, превратившимся из подростка в молодого человека восторженно смотревшего на Павла. Тимофей позже стал для Павла личным секретарём и посланником, весьма исполнительным и очень преданным лично ему. Памятуя о том, что мать Тимофея Евника была иудейкой, а также о том, как в еврейском обществе был воспринят необрезанный Тит, Павел решил сделать Тимофею обрезание. Оно было сделано в полном соответствии с Галахой, считающей национальность человека по матери, а не по отцу. У Тимофея отец был язычником. Таким образом, Павел был вынужден пойти на уступки Иерусалимской общине в вопросе обрезания иудея по рождению. По другим вопросам уступать он не желал. Посланники Якова добрались до вышеперечисленных городов и немало смутили простодушных горожан, поверивших Павлу. В послании к Галатам разражается гневным обличением буквально с первых же строк:" 6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовой так скоро переходите к иному благовествованию (евангелию),
7 Которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" гл.1 ст. 6-8.
Не знавший Иешуа при жизни Павел безапелляционно заявляет своим подопечным, что те знания, полученные им мистическим путём общения с Иешуа, именно они верны и подлинны. Как видно из цитаты приведённой выше он даже Ангела ставит ниже себя по степени достоверности информации. Злость Павла дошла до того, что не только посланцев Иерусалимской общины, но и Ангела Господня он проклинает. Анафема в переводе с греческого языка означала проклятие; несколько позже это понятие превратилось помимо проклятия ещё и в отлучение от церкви. Посланцы от Якова проповедовали галатам иудаизм; Павел в том же послании пишет: " 21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?" И тут же приводит пример из Торы, ставя всё с ног на голову со свойственной ему демагогией.
" 22 Ибо написано:" Авраам имел двух сынов, одного от рабы, другого от свободной"
23 Но который от рабы, тот рождён по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26 А вышний Иерусалим свободен: он мать всем нам.
27 Ибо написано:" возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа"
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? " Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной"
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной" гл.5 ст.21-31.
Следует учесть, что Павел обращается к людям Тору не изучавшим и практически не знавшим её. А суть этой истории такова: Аврам, тогда он ещё не был Авраамом (отцом народов) с разрешения Сарай овладел её служанкой- египтянкой Агарь и у них родился сын- Ишмаэль. Было тогда Авраму 86 лет. Когда ему исполнилось 99 лет он обрезал крайнюю плоть у себя и у всего мужского населения своего племени, как евреев по рождению, так и у рабов , купленных за деньги. Произошло это вследствие Завета с Богом, на иврите называемом "Брит" - союз. Ишмаэль ( имя переводится - Услышал Бог) был обрезан соответственно в возрасте 13-ти лет, и поныне арабы, считающие себя потомками Ишмаэля проводят обрезание в 13 лет. Согласно Завету, обрезание у евреев проводится на восьмой день жизни ребёнка. Ицхак ( Исаак) рождённый от Сары, благодаря Божественной Воле, был рождён от Авраама обрезанного, Ишмаэль от Авраама необрезанного. Но обрезание физическое связано и с обрезанием духовным, называемом " обрезанием сердца" - удалением всего того, что мешает восприятию Божественного Света. Человек с "необрезанным сердцем", это человек, жизнь которого направлена на телесное удовлетворение, а не на духовное. Ишмаэль был зачат от необрезанного и от рабыни- и по этой причине Ангел сказал беременной Агарь, сбежавшей от Сарай : " Вот ты беременна станешь, и сына родишь и наречёшь ему имя : Ишмаэль; ибо услышал Господь страдание твоё.
Он будет между людьми, как дикий осёл ( в Торе на иврите- дикарь); руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он перед лицом всех братьев своих" Бэрейшит ( Бытие) гл.16 ст. 11,12.
Один из великих комментаторов Торы (Святого Писания), философ, астроном, врач, грамматик и поэт, раввин Абрагам ибн Эзра (1089-1164гг.) считал, что Бог повелел совершить обрезание Аврааму раньше, чем сара стала бремена именно для того, чтобы потомство их стало святым ещё с момента зачатия.
Итак, подводя итоги: Ицхак (Исаак) дитя обетования, Ишмаэль - дитя плоти, Стих Љ24 послания павла говорит, что " завет горы Синай, рождающий в рабство есть Агарь" Стих Љ 25 говорит, что " Агарь означает гору Синай в Аравии ". Но в Аравии нет горы с названием Синай; она расположена на Синайском полуострове и абсолютно не связана со служанкой и рабыней Сарай - Агарь.
Гора Синай, в других источниках она названа также Хореев и Паран, расположена на юге Синайского полуострова; это то самое место, где Бог вручил пророку Моисею скрижали с десятью Заповедями и другими законами и постановлениями. То есть Синай место Божественного Откровения, но уж никак не символ рабства. Напротив, сообщество людей, вышедших из Египта, где они пребывали в рабстве, может считаться свободным народом именно после получения Божественного Закона на горе Синай.
Историческая справка: Начиная с 4-ого века нашей эры гору Синай отождествляют как гору Джабель Муса , означающую в переводе с арабского языка гора Моисея. Там стоит построенный в 6-ом веке нашей эры императором Юстинианом Первым монастырь Святой Екатерины.
Даже, обладая весьма значительной фантазией, невозможно язычников, уверовавших в то, что Иешуа является Мессией, считать детьми обетования по Ицхаку. Подобная мысль ни одному нормальному человеку, хотя бы и фрагментарно знакомому с Торой, попросту не может придти в голову.
А вот цитата Павла по поводу того, что "сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной " , вполне легитимна по своей сути. Но правда и то, что Павел всё ставит с ног на голову, благодаря своей непревзойдённой демагогии, так как назвать язычника наследником Божественного Откровения, полученном на горе Синай, по меньшей мере, кощунственно. Правда, Павла смутить чем - либо сложно, должность предателя своего народа не подразумевает обладания совестью. Он ни капли не смущаясь, называет идеи, им распространяемые свободой - свободой духа. И на слух довод его звучит как бы безукоризненно: " Вот, я, Павел говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа" К Галатам гл.5 ст.2 Само слово Христос не является именем собственным, оно означает Мессию, понятие принятое и внесённое в обиход общества того времени иудаизмом. Но Павел имеет в виду того, кого он создал в воображении своём ли, людей ли. И продолжая послание тут же следует как бы угроза: " 3 Ещё свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры;
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? " К Галатам гл.5 ст. 3-7
Конкурирующие идеи надо было задавить любым способом. Более всего Павел опасается, что его идеи, внедрённые в головы и души людей, не сведущих в иудаизме, кто-то подвергнет критике. Павел кстановил концепцию жёсткого волевого диктата, он не допускает даже намёка на инакомыслие. Последующая церковь с восторгом воспримет его опыт. Даже весьма расширит его. Идеи Павла зримо оживают при воспоминании об инквизиции, спасающую душу и уничтожающую греховную плоть.
Письма и послания Павла это образец блестящей литературы. В каждом послании есть очень умные мысли, гениальные идеи, всё как бы правильно, но всё направлено только на то, чтобы разрушить в сознании современных ему людей даже намёк на приближение к иудаизму. Приобщение к иудаизму угрожало самому существованию Римской империи и, естественно совершенно не устраивало тех, кто послал Павла для выполнения этой нелёгкой миссии- бороться с распространением иудаизма. Везде, где только может, он выступает с тем, чтобы отвратить людей от иудаизма, причём старается это сделать даже с евреями, его исповедующими. Нанести вред иудаизму в глазах евреев ему не удаётся, слишком логичное и последовательное это учение, но зато удаётся отвратить от него те незрелые души, желавшие приобщится к религии Бога. Самое любопытное это то, что Павел строит новую религию на фундаменте иудаизма, в то же время начисто его отвергая.. Павел талантливейший демагог, его идеям, якобы полученным от самого Иешуа в виде сошествия Святого Духа верят больше, чем свидетельствам Его учеников, лично знавших Иешуа и проведших с ним рядом немало времени. Это только лишний раз доказывает избитую истину, что зачастую форма превалирует над содержанием. Эта истина верна и сегодня, а уж две тысячи лет тому назад люди были более наивны.
Покинув Галатию, путешественники добрались до небольшой области Миссии. Задумав вначале отправиться в Вифинию, они затем отказались от этого плана и направились в Троаду. Это был древний город Илион, ещё воспетый Гомером в Илиаде, легендарная Троя, воевавшая с греками за 1300 лет до описываемых событий. В "Деяниях Апостолов " город назван Троадой, что не совсем верно. Троадой назывался сам полуостров на северо-западе Малой Азии. Сам город назывался в то время Александрией Троадской, в честь великого полководца Александра Македонского, посетившего Трою во время начавшегося похода на Восток. Римлянам Троада досталась почти бескровно после смерти царя Пергама Атталы Третьего. Памятуя о Троянской войне как о событии мировой истории, римляне даровали городу большие льготы в налогообложении, что помогло привлечь в город много купцов и ремесленников. Через город вывозилось большое количество серебра и лазурита, иначе называемом "асским камнем". Также его называют ляпис-лазурь. Сегодня там находится небольшое селение называемое Эски-Стамбул. В городе Павел познакомился с человеком, впоследствии сыгравшем громадную роль в становлении религии, распространяемой Павлом. Человека этого звали Лукан, он был родом из Македонии. Родился он в довольно простой семье; судя по тому, что он хорошо знал побережье восточной части Средиземноморья, он немало времени провёл в море. Врач по профессии, он стал спутником и летописцем Павла на долгое время под именем Лука. Впоследствии им было написано Евангелие, датируемое учёными серединой 80-ых годов и " Деяний Апостолов " , произведение, которое современные исследователи относят к середине 90-ых годов. Если эти подсчёты правильны и правильны также сведения о том, что Лука умер в возрасте 84 года, то в момент встречи с Павлом ему было примерно 30 лет. В книге Лука довольно подробно описал историю путешествий Павла. В главе 16 " Деяний Апостолов " в стихе 10-ом употреблено местоимение "мы", то есть с этого момента миссионеры путешествовали вчетвером : Павел, Сила, Тимофей и Лука. По некоторым данным,, Лука был похоронен в городе Фивы и произошло это не ранее 98-100 годов. Но это произойдёт ещё нескоро
Павел был очень умным человеком, и обаяние его ума не только компенсировало его невзрачную внешность, но и перекрывало её. Поэтому неудивительно, что Лука был совершенно им покорён. С момента их знакомства Павел становится предметом полного обожания и чуть ли не обожествления. Отношения Луки и Павла лучше всего описал О.Ренан, упомянув, что Лука "буквально находился под гипнозом Павла."
Судя по тому, как развивались события дальше, именно Лука посоветовал Павлу продолжить миссионерскую деятельность в Македонии, рассказав о многочисленных еврейских общинах в этой стране. Это стало решающим доводом для Павла, ему для продолжения своей деятельности требовались два фактора : еврейская община, привлекавшая язычников, и римские власти, которые могли его защитить. По этим причинам Павел проповедует только в границах Римской Империи, хотя, казалось бы, за её пределами язычников было ещё больше, и следовало бы им также нести "свет истины ". Но Павла интересует только борьба с иудаизмом и решению этой задачи он отдаёт все силы.
Принятое решение изменить первоначальные планы, было необходимо объяснить Силе и Тимофею, не раскрывая истинных причин. Как всегда, пришла на помощь мистика в виде Святого Духа в образе некоего македонянина, просящего помощи в обретении истинной веры. " 10 После того видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там" Деяния Апостоловгл.16 ст.10