Вернулись Павел и Варнава в Антиохию Сирийскую в конце 48 или в начале 49 года. У Павла появились наработки о том, как выполнить задание по предотвращению распространению иудаизма в пределах Римской Империи. Стратегический план внедрения разработанной им религии прошёл первоначальное испытание. Интенсивно проповедуя в Антиохи Сирийской он добился впечатляющего успеха. Используя опыт, появившийся в первом путешествии, он не говорит о таких глубоких философских понятиях как "Царствие Небесное" или "Сын Человеческий", которые упоминал в своих проповедях Иешуа. Еврею, взращённому в лоне иудаизма, эти слова говорили о многом, более того они вызывали чувство общности. Но язычники! Для них это был пустой звук, непонятные словосочетания. Как мог принять язычник известие о том, что Сын Человеческий, он же и Сын Божий? И что таковым Бог назвал евреев, людей принявших концепцию не только Единого Бога, но и дарованную Им Тору. Язычник посмотрел бы на человека , рассказывающего ему об этом, как на сумасшедшего. А вот понятие о таинстве, о мистериях, о вкушении тела и крови бога- это было вполне понятно и доступно язычнику, поскольку впитал он это чуть ли не с молоком матери. Антиохия была резиденцией наместника императора в Сирии. Это был довольно большой по тем временам город, в нём жило до 500000 человек. Город находился в очень удобном месте, через него осуществлялась торговля между Востоком и Западом. Город был наполнен храмами богов избавителей, их весьма почитали и по этой причине проповеди Павла имели большой успех. Одним из богов больше, или меньше не имело никакого значения для людей, привыкших к многобожию. Именно в Антиохи в это время Павел знакомится с будущим автором Евангелий и Веяний Апостолов. Существует множество мнений о том, кем был Лука. Были исследователи, утверждавшие, что Лука был рабом из греков, обученным врачебному делу; другие считали, что он был иудеем, и все его литературные труды были переведены впоследствии на греческий язык с арамейского и иврита. Существует большая вероятность того, что Лука был греком, свободным, получившим хорошее образование, в том числе и области медицины. Безоговорочно можно откинуть предположение того, что он был иудеем. С Павлом Лука стал дружен, впоследствии много раз сопровождал его в путешествиях, часто исполняет обязанности секретаря. Существует большая вероятность, что именно Лука является автором термина "христианство" и " христианин". Считается, что он первый написал портрет Мирьям (Марии), матери Иешуа. Одного этого факта достаточно, чтобы отвергнуть его предполагаемое иудейство.
Лука стал ярым приверженцем учения Павла, считая что , приняв и осознав идеи, высказанные Павлом, он перестаёт быть язычником и становится приверженцем монотеизма, привлекавшего своей простотой. Впрочем, он был не одинок в своём заблуждении. Практически вся созданная Павлом община считала, что выделив из иудаизма то, что они посчитали главным - Единого Бога, они стали монотеистами. Да, этот постулат является чрезвычайно важным, недаром в Декалоге ему посвящены три заповеди: две явно, третья в подтексте. Но любая религия представляет собой достаточно сложную конструкцию. Функционирование религии происходит при соблюдении определённых условий: совместных ритуалов, обязательной самоидентификации, определённой системы мировоззрения, включающей законы поведенческие, моральные и религиозно-юридические. Без этого всего и многого другого религия не может быть наполнена реальным содержанием. Искупаться в проточной воде или в каком -то водоёме и заявить: " Я верю в Единого Бога" - этого попросту недостаточно. Вера в Единое Сущее, породившее мир, окружающий человека, не только подразумевает определённую обрядность и нормы поведения, не только ряд определённых поступков в отношении окружающих людей, но и стремления войти в контакт с Высшим Существом. Не только прося Всевышнюю Силу о каких - то благах и преференциях, но и о том что может сделать человека совершеннее, умнее, добросердечнее. В иудаизме считается, что Бог создал человека именно для общения с Ним и для познания мира, созданного Всевышним и Божественных Законов. Именно с этой целью Бог одарил человека свободой выбора, которой лишены ближайшие помощники, окружающие Бога - Ангелы.
Индивидуум, принимающий ту или иную религию, должен принять на себя обязательства выполнения определённых нравственных норм и разделить с обществом, исповедующим данную религию, определённые ценностные установки, культуру, философию и прочие этические и моральные обязанности. То есть индивидуум должен быть готов на ряд определённых жертв. Иудаизм состоит из ряда основополагающих вещей: принятие Танаха полностью, включающего нормы морального поведения, определённой системы питания, называемой кашрутом, и обрезания, служащего знаком Союза с Богом и совершаемого по прямому указанию самого Бога.
" 9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомство твоё после тебя в роды их.
10 Вот завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и вами, и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина.
11 Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знаком союза между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий мужского пола, рождённый в доме и купленный за серебро у какого-либо иноплеменника, который не из твоего потомства.
13 Обрезан должен быть рождённый в доме твоём и купленный за серебро твоё, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным." Бэрейшит (Бытие) гл.17 ст. 9-13
До этой встречи Авраам был Авраамом и только после этого завета с Богом стал зваться Авраамом, что в переводе означает - отец народов. Авраам считается прародителем иудеев и мусульман самым непосредственным образом. Его сыновья :Ишмаэль стал предком мусульман, а Ицхак породил Эсава, считающегося предком христиан, и Якова- отца евреев. Помимо этих трёх прародителей Авраам родил ещё многих сыновей, от которых пошли другие народы. На 2014 год количество христиан составляло 2,2 миллиарда человек-32%, мусульман 1,6 миллиарда человек- 23% от общего населения Земли, Цифры весьма внушительны и тем более, вышеперечисленные строки Божьего Завета относятся ко всем народам исповедующим три этих религии, утверждающих что они исповедают Единого Бога.
В свете современной медицины об обрезании следует сказать следующее: в крови ребёнка витамин К образуется к 7-ому дню жизни, и протромбин, количество которого в восьмой день жизни гораздо больше чем когда-либо во все другие дни у здоровых людей. Во втором тысячелетие до нашей эры о витамине К, равно как и о протромбине не имели никакого понятия. О медицинских показаниях к обрезанию можно судить по статистике: ВИЧ инфекция у необрезанных в 8( восемь !) раз выше чем у обрезанных; кожные заболевания мужского полового органа у обрезанных мужчин встречаются в 3 раза реже чем у необрезанных. Жёны мужчин, подвергшихся обрезанию, менее восприимчивы к раку шейки матки, чем жёны необрезанных. Статистика говорит также о том, что обрезание препятствует ряду таких заболеваний, как воспаление и заражение мочевыводящих путей, раку головки полового члена и раку крайней плоти.
По мнению современных сексопатологов и урологов, удаление крайней плоти устраняет проблему преждевременной эякуляции, явления, разрушающего большое количество современных браков. Обрезание вызывает утолщение кожи головки пениса, снижая чувствительность и увеличивая продолжительность полового акта.
По статистике в США операции обрезания подвергаются примерно 53% новорожденных; В Европе этот показатель равен 20%.
О медицинских аспектах обрезания три с половиной тысячи лет тому назад люди естественно не имели ни малейшего представления. Но обрезания в иудейской среде неукоснительно делались без каких-либо объяснений, лишь потому, что так велел Господь. И сам Иешуа, и его все без исключения ученики, и сам Павел и Варнава были обрезаны, поскольку были иудеями. Об обрезании Иешуа писал Лука, не знавший его лично, но, по всей видимости, знакомый и с братьями Иешуа и с его матерью Марией.
И вырисовывается очень любопытная картина: сам "основатель" по утверждению Павла, обрезан, все его ученики обрезаны; помимо всего Иешуа запрещает ученикам своим общаться с не иудеями, за всё время путешествия Иешуа с учениками к их компании не присоединился ни один иноверец. Все эти факты говорят об одном- исполнение Закона(Торы) Иешуа ставил на первое место и обязательным условием достижения Царства Небесного. " 5 Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря : на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите;
6 А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;" Евангелие от Матфея гл. 10ст.5,6
Ученики его и выполняли указания своего учителя как вполне верующие иудеи, кроме, пожалуй, Петра. Но и он пока только ел с язычниками некошерную пищу и бывал у них дома, стараясь обратить их в иудаизм. Отношение в Иерусалимском Храме к Якову (Иакову), брату Иешуа и к остальным апостолам было самым уважительным. Якова окружающие считали, чуть ли не святым человеком из-за его набожности. Фарисеи вполне мирно сосуществовали с общиной, помогая порой им материально для оказания помощи неимущим. Непримиримыми противниками их выступали саддукеи, из среды которых вышел " апостол язычников". Саддукеев, принадлежавших к "партии власти", по вполне объяснимым причинам устраивал существующий порядок и владычество римлян. Между тем это и было содержанием главного конфликта между фарисеями и ессеями с одной стороны и саддукеями с другой. Были также разногласия в области эсхатологии и философии.
Но все три философских направления в иудаизме: ессеи, фарисеи и саддукеи придерживались исполнения Закона Моисея в полной мере. Как 2000 лет тому назад, так и сегодня люди, решившие принять иудаизм, должны принять все обряды, все ритуалы и все требования религии. Разумеется, что речь идёт об ортодоксальном иудаизме, а не о реформистских течениях.
Один из патриархов еврейского народа Яков на пути следования к будущему тестю Лавану лёг спать в одном месте под названием Луз. " 12 И увидел во сне :вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней
13 И вот Господь стоит на ней....."Бэрейшит ( Бытие) гл.28 ст.12,13
Лестница это многозначный образ соединения нашего земного и Высшего мира. Известный комментатор Торы Раши (1040-1105гг.) считал, что всё что происходит на земле, зависит от того ,что происходит на небесах. Но поскольку всё в мире связано, то и то, что происходит на земле, в свою очередь, вызывает реакцию на небесах.
С давних пор известно, что каждый мужчина несёт в себе потенциал целого народа, то есть он может стать прародителем народа, патриархом. Помимо Якова, бывшего отцом для двенадцати колен Израилевых, генетические изыскания показали, что более 25% современных монголов являются потомками Чингиз-Хана. Помимо этого потомки его имеются также и среди узбеков, казахов, башкир, киргизов, ногаев и многих других народов. По подсчётам на сегодняшний день считается, что потомков Чингиз-Хана по мужской линии насчитывается порядка 20 миллионов.
Человек, поднимающийся по лестнице, ведущей к богу- это символ пути познания, духовного и интеллектуального усовершенствования, причём человек несёт ответственность не только за свой жизненный путь, но и за всех своих будущих потомков. Таков сложный путь к Богу и начинается он с Заветов, полученных людьми через патриархов и пророков. Слово подъём в звучании на языке иврит звучит как "алия".Процесс посещения Иерусалима называется также, но не только по причине того, что Иерусалим находится в горах, но и потому, что Иерусалим - это центр иудаизма, и ло понимания этого надо подняться интеллектуально и морально, Это одна из задач в жизни каждого верующего еврея. Стоит отметить тот факт, что каждый еврей из галута, переезжающий жить постоянно в Израиль называется "оле хадаш" - то есть вновь поднимающийся.
Всё вышесказанное упомянуто для того, чтобы чётко понимать: в иудаизме нет, и не может быть того чем бы можно было бы пренебречь. Тот, кто решил принять иудаизм, должен соответствовать и интеллектуально, и морально и физически тем требованиям, которые записаны в Торе, и принять те тяготы, требуемые иудаизмом от вновь обращённых. У каждого своя лестница к Богу.
В конце правления Ирода Великого и до 10-15 гг. в Иерусалиме существовали две школы толкования Устного Закона. Одна школа Гилеля, из рода Давида, другая школа Шамая. Гилель был одним из самых знаменитых законоучителей эпохи Второго Храма. Он занимал должность руководителя Санхедрина (Синедриона). Школы назывались по именам руководителей - Бейт Гилель и Бейт Шамай ( Дом Гилнля и Дом Шамая ). Устный Закон считался тогда единственным источником толкования и правильного понимания трактовки Пятикнижия Моисея (Торы). Устный Закон считали Абсолютным Законом, хотя он носил диалектический характер, допускавший противоположные мнения. И хотя трактовки некоторых положений в каждом новом поколении учителей Закона порой менялись, тем не менее, авторитет Устного Закона был значительно выше, чем пророчества. Стоит также отметить, что диалектика присутствовала в иудаизме задолго до того, как её сформулировали Фихте, Шеллинг и Гегель.
Главы вышеупомянутых школ считались пятой и последней парой (зугот, иврит) законоучителей. Их всегда считали противоположностью, хотя часто их постановления совпадали. Основные разногласия между ними касались двух вопросов космогонии: что было сотворено ранее( земля или небо) и было ли само сотворение всего одновременно с замыслом сотворить мир, или замысел предшествовал сотворению мира.
Гилель был скромным человеком, доступным даже для язычников, всегда внимательным к людям. Известен факт, когда один и тот же язычник, собиравшийся принять иудаизм, поставил перед каждым из глав школ законоучителей условием своего перехода в иудаизм требование научить его всей Торе за время, которое он в состоянии простоять на одной ноге. Шамай замахнулся на него строительной меркой и прогнал; Гилель же ответил ему:" Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, а всё остальное - комментарий". Известен ряд высказываний Гилеля, ставших впоследствии афоризмами: "Влекущийся за именем - имя своё погубит"; " Кто не учится - достоин смерти, а кто не прибавляет учение - тот его теряет".
Павел учился у внука и ученика Гилеля - Гамлиэля.
Шамай был более склонен к буквальному пониманию Торы, но некоторыми его постановлениями и по сей день пользуются юристы всего мира. 2000лет тому назад он вынес постановление, по которому ответственность за убийство несёт не только тот, кто непосредственно это убийство совершил, но и тот , кто убийцу нанял. Известно наставление Шамая его ученикам: " Постоянно изучай Тору; говори мало, а делай много; разговаривай со всеми с приветливым видом."
Хотя между законоучителями и существовали различные мнения по поводу глубоких теоретических проблем, но было полное согласие по исполнению Закона - Он должен исполняться всеми евреями и лицами, желающими принять иудаизм.
Этого же мнения придерживались практически все члены Иерусалимской общины, руководимой Яковом, прозванным Праведным Тщательное исполнение того, что заповедал сам Господь через Моисея, виделись Якову и всем ученикам Иешуа одновременно и данью памяти Иешуа, и сохранением его заветов и поддержкой своей причастности к судьбе народа Израиля, Торе и иудаизму. Это касалось всех требований иудаизма, и в первую очередь обрезания. Нет нужды напоминать, что сам Иешуа, его братья и все ученики были обрезаны.
Обрезание никогда не было для евреев предметом сомнений, оно было всегда просто исполнением прямого указания Бога Аврааму и всем его потомкам. Если бы Бог захотел, то при создании человека он бы оставил его без крайней плоти. Но Он не захотел. А если бы были правы сторонники эволюции по Дарвину, то вследствие так называемых приобретённых изменений, дети евреев должны были бы рождаться без крайней плоти, благо обрезание у евреев производится в течение 3500 лет. Но нет, дети евреев и всех остальных национальностей рождаются одинаковыми по всей планете Земля-необрезанными. Но с детьми всё просто, за них решают родители. На восьмой день детей евреев берут и обрезают. А со взрослыми сложнее, если они хотят принять веру в Единого Бога? Им придётся совершить обряд обрезания сознательно, вступая в ряды единоверцев. Сам по себе обряд обрезания не даёт гарантии того, что мужчина, прошедший обрезание, будет Законопослушным и порядочным членом "общества Господня", но в сознании откладывается мысль о том, что он в это общество принят и обязан соблюдать Его законы, данные через Моисея. А дана эта заповедь потому, что человеку Богом дана свобода выбора и каждый человек, обладающий здравым смыслом, в отличие от детей евреев, волен выбирать свой дальнейший жизненный путь самостоятельно. Именно по этой причине обрезание является фактором знаковым и основополагающим в иудаизме.
Основоположники христианства - Павел, евангелисты, Отцы Церкви, жившие в конце 1-ого в начале 2-ого веков, христианские писатели и богословы, одним словом все, кто имел отношение к распространению христианства, в один голос утверждали, что все ученики Иешуа и все неофиты, обращённые в новую религию, распространяли идеи христианства в том же виде, в каком оно дошло до Никейского Соборав 325 году. Но в мессианстве ( Христос- мессия, греческий) нет традиции и нет обычая- обрезания. И если распространялось христианство, то совершенно непонятно, почему и как возник первый спор об обрезании. Но всё становится на свои места, если заменить слово "христианство" на слово "иудаизм", который распространялся всеми учениками Иешуа и членами Иерусалимской общины, кроме Павла , Филиппа - дьякона и Варнавы. Даже Пётр, что бы ни писали о нём, распространял иудаизм.
Павел изначально не был связан с Иерусалимской общиной ни общностью интересов, ни моральной, ни физической поддержкой. Наоборот, Павел, мягко говоря, не испытывал добрых чувств ко всей Иерусалимской общине, потому что очень хорошо помнил, что когда он появился в Иерусалиме после обучения в ессейской общине Кумрана в 39 году, с ним никто не захотел даже разговаривать, кроме Петра ( Шимона). Варнава, помимо того, что был другом детства и безоговорочно верил Павлу, был просто не в состоянии критически осмыслить те идеи, что проповедовал Павел. Его не остановило даже то, что его двоюродный брат Иоанн (Марк), будущий евангелист, не захотел продолжать путешествие из-за Павла и покинул миссию, отправившись назад в Иерусалим.
Формальным поводом для возникновения конфликта стало появление в Антиохи посланцев от Якова Праведного прибывших с инспекторской миссией. Поскольку Павел и Варнава считали обрезание для неофитов, принимаемых в "общество Господне", фактором незначительным, которым вполне можно пренебречь, то между ними и прибывшими из Иерусалима возник ожесточённый спор. Иерусалимцы, будучи верующими иудеями, заявили, что вера в Единого Бога и связанное с этой верой спасение человека без обрезания невозможно, так как это было и есть одно из требований Закона. Иешуа, благодаря которому возникла община, был сам обрезан и никогда не допускал к себе необрезанных. И ещё он настаивал на соблюдении Закона и ставил это обязательным условием вхождения в Царствие Небесное.
Заявление иерусалимцев прозвучало очень весомо для неофитов; они были посланцами от брата Иешуа Якова и деиствительных учеников Иешуа, имевших в глазах вновь обращённых статус более высокий, нежели Павел и Варнава. Это было сильнейшим ударом по самолюбию и престижу Павла, особенно после того, как многие из вновь обретённой паствы были готовы согласиться с требованием иерусалимцев. Павел категорически не хотел подчиняться Иерусалиму, а самое главное- выполнение его тайной миссии, на которую были потрачены долгие годы жизни, было под угрозой провала. Конечно, в глазах верующих и он сам, и Варнава проигрывал руководству Иерусалимской общины. Они были некоторое время рядом с Иешуа, которого сам Павел представлял новообращённым как сына Бога и, который , по словам Павла, сам стал Богом. А Павел мог похвастаться только откровением, случившимся по дороге в Дамаск, да и то не совсем ясно- было оно или нет. А общиной к тому же руководит сам брат Иешуа, росший с ним бок о бок. Так кому больше можно было верить?
Иерусалимцы приехали в Антиохию не только проконтролировать действия Варнавы и Павла, но также вызвать их отчитаться за проделанную работу. Варнава был послан Иерусалимской общиной, но Павел как бы присоединился к нему по своей доброй воле. Павел наотрез отверг требование отчитаться перед людьми , официально его в эту миссию не направившими. Но не прибыть в Иерусалим он не мог. Тайная миссия его только начала осуществляться, дело находилось в самом начале, а руководство Иерусалимской общиной вполне могла дискредитировать его и вся работа, доселе проделанная им, могла оказаться совершенно бесполезной.
Павел идёт проторенным однажды путём. Он во всеуслышание заявляет, что ему было видение, в котором Иешуа посоветовал ему прибыть в Иерусалим. Прибыть по совету Высших Сил, а не по требованию Якова, было совершенно другим делом, во всяком случае в глазах окружающих.Павла новообращенных.
Павел и Варнава отправились в Иерусалим. Вместе с Павлом отправился его ученик - Тит. Рождённый от матери еврейки, по законам Галахи (традиционного еврейского права) содержащиеся в Торе Талмуде он должен был считаться полноценным евреем. После Вавилонского плена , поскольку было много смешанных браков, было принять решение определять принадлежность к еврейству по матери. Впоследствии пророк Эзра, восстановивший совместно с Нехемией Иерусалимский Храм, повелел чужеплеменникам ( не евреям по Галахе), вернувшимся с евреями в Иерусалим или развестись или принять иудаизм. Согласно Галахе Тит действительно считался евреем, но он не был обрезан. По замыслу Павла Тит должен был послужить подтверждением правоты деяний Павла и Варнавы - вот без обрезания, но верующий, к тому, же происхождением еврей.
Состав Иерусалимской общины изменился за почти два десятилетия с того момента, что она была организована. Часть учеников Иешуа- апостолов умерли, но новых членов не выбирали. Просто взамен выбывших приглашали людей, способных принести пользу общине и не конфликтных. Весной 44-ого года был казнён Иаков (Яков), сын Заведеев. Он был казнён царём Агриппой 1-ым, внуком Ирода Великого. Назначенный императором Гаем Калигулой царём Иудеи, Самарии и Идумеи в 41 году, Агриппа всячески старался доказать свою верность и преданность Риму. Всякое инакомыслие и неприятие римского порядка и образа жизни было возведено в ранг преступления и наказывалось смертной казнью. Исторические хроники не сообщают причину, по которой был казнён Иаков, но можно предположить, что он высказывался резко не только против римского владычества, но и против самого Агриппы, видя в нём пособника римлян. То, что Лука попытался выдать смерть его за гонения на христиан, чистый вымысел, такой же как предсказание в Евангелии от Марка ( гл.10 ст.35-40). Марк попросту использовал смерть Иакова Заведеева сына для усиления эффекта сцены разговора Иешуа и братьев Заведеевых, поскольку Евангелие было написано спустя почти двадцать лет после казни. Смерть Иакова единственно достоверное историческое известие о смерти апостола, близкого к Иешуа.
Партия саддукеев и окружение первосвященников поддержали усиление репрессий по отношению к противникам римской оккупации. Был арестован Шимон бар Иона( Пётр). Агриппа хотел устроить показательный процесс против ессеев и дал указание подготовить его. Но Петру удалось выбраться из тюрьмы, и он на время перебрался в Галилею. Агриппа собирался обезглавить иерусалимскую общину, арестовав Якова Праведного, но умер в 44-ом году.
В общине, те люди, что были приглашены, как правило, по своим убеждениям были фарисеями. Точно также как и большинство евреев глубоко и истинно верующих.Те обличения фарисеев из уст, якобы, Иешуа, появившиеся позднее в Евангелиях, следует приписать влиянию Павла на Марка и Луку. Практически все независимые учёные, изучавшие высказывания Иешуа, чуть ли не единогласно утверждают, что они полностью тождественны фарисейской философии. Обличать, скорее всего, следовало бы саддукеев, но этого Павел допустить не мог. Как бы то ни было, слово фарисей стало синонимом лицемерия и ханжества. Стоит обратить внимание на тот факт, что Павел при каждом удобном случае подчёркивал, что он фарисей, и было это потому, что служило признаком глубоко богобоязненного и порядочного человека. Интересно, что подобные несоответствия никоим образом никогда не смущали богословов и адептов христианства. Но сам Павел хвастался этим: " Обрезанный в восьмый день, из рода Израилева, колена Венеаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей," К филиппийцам гл.3 ст.5 Беззастенчивая ложь! Все поступки Павла указывают на принадлежность к саддукеям, если не по рождению, то уж точно по убеждениям.
Коллегия Иерусалимской общины, составленная из учеников Иешуа и позднее влившихся в неё фарисеев, была глубоко иудейской как по вере, так и по образу жизни. Они старались распространить идеи ессейства, движения наиболее в то время наиболее соответствующему и последовательному и законам иудаизма и патриотизму. Именно из ессейства пришли в хпистианство философские понятия : " вечная жизнь", "дух и плоть", "истина и заблуждения" и т.д.Пришествие Мессии и последующая битва между Сынами света и Сынами Тьмы, то есть между добром и злом, заимствованы из учения ессеев.
Количество евреев, интересовавшихся идеями ессеев. было так велико, что коллегия апостолов была не в состоянии справится с этим потоком. По этой причине возникла дополнительно "коллегия старейшин", составленная из наиболее знающих и верующих фарисеев, молившихся каждый день в Иерусалимском Храме вместе с учениками Иешуа.
На границе 1-ого и 2-ого веков появилось "Евангелие от евреев" ,основанное на записях Левия Матфея, которое Иеронимом Стридонским (342-419гг), одним из учителей Церкви, считалось подлинным евангелием от Матфея. До наших дней дошли только отрывки из этого евангелия, но Иероним приводит его в ссылке из Оригена (185-254гг), цитирующего данный отрывок: "Другой из двух богачей сказал: Учитель, что доброго мне совершить, чтобы обрести жизнь вечную? Он сказал ему: Человек, исполняй Закон и пророков. Ответил ему: Исполняю. Тогда сказал ему: Пойди и продай всё, что имеешь, и раздай нищим, и тогда приходи и следуй за Мной. Но богач стал скрести себе голову, и слова эти не понравились ему. И Господь сказал: Как можешь ты говорить, что исполнил Закон? Ибо сказано в Законе: люби ближнего, как самого себя ( Левит гл.19 ст.18). И смотри, много братьев твоих, сыновей Аврамовых, запачканы грязью и умирают с голоду, твой же дом полон добра, и ничего из того не переходит к ним. И Он повернулся к Симону(Петру) ученику своему, который сидел рядом с Ним, и сказал: Симон, сын Ионы, легче верблюду войти в игольные ушки, чем богатому в царство небесное" Поговорка об игольном ушке и верблюде упоминается ещё в 4-ом веке до н.э. в Вавилонском Талмуде. "Игольным ушком " называлась маленькая, в половину человеческого роста дверь в Иерусалимском Храме. Употребить это выражение мог только человек, изучавший Вавилонский Талмуд и неоднократно бывавший в Храме. Туда собирались только евреи для молитвы, помимо иудеев никто не мог войти на территорию Храма .Речь Иешуа, обращенная к богачу, совершенно недвусмысленно указывает на то, что тому следует обратить внимание именно на евреев(Сыновей Аврамовых), а не на всех людей мира, включая язычников, как призывал Павел.
Примерно в то же время, что и Евангелие евреев, было написано Евангелие эбионитов (эвьоним, иврит), то есть нищих. Так называли себя евреи Кумрана, эбионитами называли себя 12 учеников Иешуа и это лишний раз подчёркивает ессейскую направленность общины, во главе которой стоял брат Иешуа, Яков Праведный. Павел вспоминает о нищих в послании к Галатам ( гл.2 ст 10) и в 1-ом к Коринфянам ( гл.16 ст.3), говоря о подаянии, собираемом новообращёнными из Коринфа для нищих из Иерусалима. Оба Евангелия (евреев и эбионитов)были созданы на основе записей Левия Матфия. Эти два евангелия и Евангелие от Матфея были написаны на арамейском языке, но можно только вообразить насколько фальсифицировано Евангелие от Матфея, поскольку и евангелие евреев и Евангелие эбионитов свидетельствуют о том, что Иешуа был рождён плотски, от Марии и Иосифа, а не от Бога.Иешуа был обычным человеком, но, благодаря своей праведности, был удостоен сошествия Святого Духа (Руах Кодеш) во время омовения в водоёме Йоханана ха Матбиля. Значительно позже это омовение стало называться крещением, а Йоханан - Иоанном Крестителем.
С большой уверенностью можно сказать о том месте, которое занимал образ Иешуа у членов Иерусалимской общины. Он почитался праведником, Учителем праведности, пророком и человеком большой святости. Но считаться сыном Бога, он мог на тех же основаниях, как и все Сыны Человеческие, когда -либо рождённые на Земле. Сам миф о непорочном зачатии появился во 2-ом веке, когда все кто знал мать Иешуа и его учеников уже умерли и не могли опровергнуть нелепый домысел. И в последующее время далеко не все христиане признавали эту легенду.
Павел, направляясь в Иерусалим, отдавал себе отчёт в том, что ему не отстоять свои позиции в открытых прениях. Поэтому, прежде чем выступить в открытой дискуссии об отмене обрезания для вновь обращённых язычников, он приватным образом посетил Якова, Шимона(Петра) и Иоанна, руководителей общины. Пётр, в силу своей нерешительности, не мог чётко определить свою позицию. Он понимал, что народ, избранный Богом для распространения Божественных Истин Торы, не может обойтись без единственного материального свидетельства союза с Господом. Будучи евреем по рождению и иудеем по исповедуемой религии, он был за обрезание, но, наряду с этим, его прельщала сама Идея приобщения языческого мира к основам иудаизма. А несомненный успех миссии Павла и Варнавы на этом поприще вызывали в душе его томление, зависть и желание действовать в этом направлении. Он уже представлял себя, успешно выполняющим подобную задачу, не хуже чем Павел, но его останавливали в то же время опасения, что из-за этого он может рассориться со своими товарищами по общине. Ему было уже 50 лет, а большого дела, которое, как считал он, вполне был готов совершить, за ним не числилось. Вспомнил он и свою миссию в Кейсарии, центуриона Корнилия и его окружение, интересовавшееся иудаизмом. Хотя они были римскими солдатами, италийцами и гражданами Рима, тем не менее, это были всего лишь вспомогательные войска, набиравшиеся не из коренных римлян. В них служили и греки, и эллинизированные сирийцы, и самаряне, и жители Италии, но всё это были люди, родина которых была покорена Римом. Справедливости ради, следует признать, что Италийская когорта, в которой они служили, была набрана из добровольцев. Шимон представил, что было бы, если все люди Корнилия прошли бы обряд обрезания, а затем появились бы в термах (банях), бывших тогда не только местом для мытья, но и своеобразными клубами. И уж если в термы попадал еврей, то это служило мощным поводом для насмешек и шуток, причём далеко не все из них были безобидны. Именно по этой причине евреи избегали посещать термы, но для римского солдата посещение терм было обязательным. И по этой причине большинство мужчин язычников, интересовавшихся иудаизмом, оставались на стадии "богобоязненных" , признающих Закон, но не выполнявших его полностью. Переход в иудаизм был более распространён среди женщин, которым не требовалось проходить через процедуру обрезания.
Павел понял, что Пётр будет колебаться. Но если на него надавить интеллектуально, то он, хотя бы не будет категорически против отмены обрезания для вновь принимаемых в общество Господне язычников.
С Яковом Праведным даже говорить на тему отмены обрезания для Павла было сложно. Яков мало в чём уступал интеллектуально Павлу, но главное он был очень глубоко верующим иудеем, не только ревностно выполнявшим все предписания Закона, но и наложившим на себя добровольно ряд ограничений. Павел долго думал, прежде чем навестить Якова. Существовала серьёзная проблема, сильно заботившая руководителя общины, и проблема эта заключалась в постоянной нехватке средств для нормального функционирования общины.
В середине 1-ого века гнёт налогов в Иудее и Самарии достиг своего пика. Мало того, что евреям приходилось платить налоги на землю отдельно, на виноградники, огороды, пшеницу и финики отдельно, на занимающихся ремёслами отдельно. Подушная подать платилась сверх всего этого, для чего производилась перепись населения с целью уточнения налогов с провинции в целом и с каждого жителя персонально. Помимо всего вышеперечисленного, евреи должны были оплачивать содержание римских войск, расквартированных на земле Израиля, и содержание своей правящей верхушки. Доходило до парадокса - существовал отдельный налог на ослов, которые были в то время основным средством транспорта на Ближнем Востоке. Налог этот был ежегодным и достигал немалой суммы по тем временам. В общем, существовало громадное количество налогов; по утверждению немецкого историка 20-ого века Ульриха Вилькена, ученика знаменитого Моммзена, количество статей налогов в Римской Империи составляло 213.
Иерусалимская община жила по Закону и в ней не могло быть голодающих женщин и детей, особенно лишившихся кормильцев из-за римской оккупации. Количество жертвовавших значительно уменьшилось, и не только в Иерусалиме, но и по всей Земле Израиля, по выше описанным причинам. Поэтому Яков с большим вниманием выслушал идеи Павла о приобщении к свету иудаизма язычников из богатых областей Римской Империи.
Неожиданную поддержку Павел нашёл у Иоанна, выдвинувшего доктрину о том, что язычники могут быть необрезанными, достаточно того, что они воспримут веру в Единого Бога, создавшего всё вокруг, веру в духовность, проявляющуюся в слове Божьем, несущим свет Торы. И то, что было обязательным для еврея, родившегося от матери еврейки, может быть необязательным для неофита язычника, только что познакомившегося с идеями и ценностями иудаизма. И тут же был приведён парафраз из пророка Амоса, (8-ой век до н.э)
" 11 В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою её как в дни древние,
12 Чтоб они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое..." пророк Амос гл.9 ст.11,12. Под Едомом подразумевается Эсав, продавший своё первородство за чечевичную похлёбку, и считающийся родоначальников идумеян и прочих племён. Главное различие между Эсавом и Яковом(Израилем) состояло в том, что Израилю было дано благословение духовное, а Эсаву благословение земное. Разделение означало, что евреям ( а Израиль родоначальник евреев, отец двенадцати колен Израилевых) была передана духовная составляющая жизни, а земная жизнь с её всевозможными земными материальными благами- другим народам.
Считается по Торе, что всему человечеству было дано семь законов, это минимум данный Богом. На евреев было возложено Создателем 10 законов и 613 основных религиозных предписаний. Семь законов данных всему миру, не евреям:
1. Признание Единого Бога-запрет идолопоклонства.
2. Почитание Бога- запрет богохульства.
3. Не убий- запрет на убийство.
4. Не прелюбодействуй-уважай семью.
5. Не воруй - уважай имущество ближнего твоего.
6. Запрет употреблять в пищу плоть живого существа - нельзя мучить животных.
7 Обязанность создания справедливой судебной системы.
Один из великих евреев, философ, учёный, врач Рамбам (1135-1204гг.) более чем через тысячу лет после описываемых событий сказал, что всякий нееврей, соблюдающий эти 7 законов, является праведным человеком и вправе рассчитывать на место в грядущем мире. Согласно Торе, выполняющий эти законы может рассчитывать на покровительство еврейской общины и имеет право считаться жителем-пришельцем. Статус пришельца был для вновь принятого в " общество Господне" не только статусом " местного жителя". Человек, получивший статус пришельца считался членом еврейской общины, даже при проживании в галуте. Соответственно на него распространялись и все требования иудаизма:" 49 Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами" Шемот (Исход) гл.12 ст.49
Совещание Иерусалимской общины по поводу обрезания позднее было названо Собором, но такое понятие как Собор возникло только в 325году, когда деятели христианских общин решали вопрос о том, единосущен ли Иисус Христос Богу. Кстати, Никейский Собор 325 года считался первым христианским Собором,
Как и предвидел Павел, на совещании разразился скандал. Многие из присутствующих настаивали на обязательном обрезании и соблюдении всех без исключения требований Закона, включая систему кашрута: употребление мяса животных, разрешённых Торой к употреблению в пищу, и убитых в соответствии с Законом: " 13 Если кто из сынов Израиля и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу. Которую можно есть, то он должен дать вытечь крови её и покрыть её землею.
14 Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа; поэтому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть её истребится" Ваикра (Левит) гл.17 ст.13,14 Так как душа живого существа в крови, то её покрывают землёй, оказывая то же уважение, которое оказывают телу умершего человека, хороня его в земле.
Помимо требований Закона, приверженцы традиций напомнили что и сам Иешуа, которого с полным правом можно считать основателем общины, настаивал именно на этом: " 17 Не думайте, что Я пришёл нарушить Закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить" Евангелие от Матфея гл.5ст.17. Далее, как написал Лука в Деянии Апостолов, выступил Пётр( Шимон бар Иона). Со свойственной ему последовательностью и принципиальностью он, как обычно, поменял своё мнение на прямо противоположное :" Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которое не могли понести ни отцы наши, ни мы"гл.15 ст.10
Пётр придерживался традиций сам, знал что Иешуа был обрезан, знал, что "печать Аврамова"( обрезание) свято выполняется всеми иудеями . Не мог Шимон сказать эту фразу об обрезании. Наверняка Пётр мог сказать нечто подобное по поводу запрета на употребление в пищу животных, не разрешаемых Торой иудеям к употреблению в пищу, или по отношению к другим требованиям кашрута. Почти наверняка можно сказать, что Лука взял из речи Петра подходящую по смыслу фразу и вставил её в нужное ему по логике место. Как уже неоднократно отмечалось, Лука был непревзойдённым мастером подтасовок.
Что же касается требований кашрута, то они безусловно выполнялись в Иудеи и других областях Земли Израиля, где были возможности соблюдать все требования. Но, часто, в путешествиях в тех странах и местах, где отсутствовали большие общины евреев, и было невозможно достать кошерную пищу, приходилось довольствоваться тем, что было доступно. Самые строгие ревнители Торы и ортодоксальные учёные раввины не очень осуждали евреев за эти нарушения, так как существовало и существует до сих пор в иудаизме понятие "пикуах нефеш" ( спасение души), Понятие это основано на том, что для спасения жизни и здоровья еврею следует идти на определённые нарушения строгих правил иудаизма, поскольку жизнь и здоровье человека выше строгих правил кашрута.
Павел, будучи прекрасным оратором и великолепным психологом, с жаром живописал свою совместную с Варнавой миссию на Кипре и в Малой Азии. О том, как массово тянутся люди к свету иудаизма, какой восторг испытывал народ, слушая проповеди, как они жаждали услышать слова веры и как можно требованием обрезания повредить делу распространения единобожия. Конечно, он умолчал о том, как разгневанные его проповедями ортодоксальные иудеи вначале выгнали его из Антиохи Писидийской и Иконии, а затем избили его в Листре. Зато Павел упомянул о том, что вновь обращённые язычники довольно богаты и рвутся оказать помощь своим вновь обретённым братьям по вере в Иерусалиме. Речь Павла произвела очень сильное впечатление на всех присутствующих, но те не менее ревнители иудаизма продолжали настаивать на полном соблюдении Закона. Конец прениям подвёл Яков Праведный предложив : " .... Не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 А написать им, чтоб они воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе:
21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу." Деяния Апостолов гл.15 ст. 19-21
Лука, естественно умолчал о семи законах, данных Ною после всемирного потопа. Не написал он и о том, что эти семь заповедей, названных ноахическими, представляли собой только первую ступень к постижению Единого Бога, к поиску смысла жизни, осознанию своего места в существующем мире и роли Бога, создателя всего сущего. Яков не зря добавил к своей речи стих Љ 21, опрометчиво приведённым Лукой. В стихе этом прямо говорится о том, что тем из язычников кто только обратился к Богу, следует ходить в синагогу и изучать Закон Моисеев, а затем и исполнять его в полном объёме.
Благодаря словам Якова Праведного собрание учеников Иешуа ( апостолов) и старейшины согласились на этот компромисс. Но все они категорически не были согласны с тем, что Тит, ученик Павла, рождённый от матери еврейки, сопровождавший Павла и Варнаву в Иерусалим, не был обрезан.Павел совершил преступление , введя необрезанного Тита в Иерусалимский Храм, что было строжайше запрещено. При входе в Храм висело предупреждение на нескольких языках, что неиудеям ( то есть лицам не исповедующим иудаизм в полном объёме ) вход запрещён под страхом смерти.
Из текста Деяний Апостолов происхождение Тита не вполне понятно, но, судя по тому, что всё собрание в категорической форме потребовали от Павла, чтобы Тит был обрезан, законно будет предположить, что он был евреем по Галахе. Иной причины для такого настойчивого требования существовать не могло. Павел не желал этого и с присущей ему энергией протестовал против обрезания Тита, за что "апостола язычников" в глза называли неверным и врагом Закона. И Павел был вынужден смириться, но, пытаясь "сохранить лицо", обусловил своё согласие двумя условиями. Первое- что он соглашается на это обрезание не потому, что его вынудили, а потому, что он идёт на это во имя сохранения мира между ним и ревнителями Закона. Второе- вся эта процедура должна выглядеть так, что Тит как- бы добровольно соглашается на обрезание. Условия были приняты, и Тит был обрезан. Павел был в бешенстве, правда, попытался скрыть своё настроение. Только спустя 10-11 лет он напишет в посланиях к Галатам и к Филиппийцам : " ... ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собой и Тита.
2 Ходил же по откровению и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться.
4 А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5 Мы ни на час не уступили и не покорились, дыбы истина благовествования сохранилась у вас.
6 И в знаменитых чем-либо какими бы ни былиони когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более "К Галатам гл.2 ст.2-6
О многом говорят эти строки. Спустя столько лет в них чувствуется сильнейшая обида и негодование на то, что его, Павла, заставили делать то, что он так делать не хотел. Высочайшая демагогия пополам с ложью. Никак не мог рассчитывать Павел на то, что его верный друг Лука проговорится спустя почти 30 лет о том, что произошло в Иерусалиме. Павел же показал себя человеком очень злопамятным. Через 12-13 лет после Собрания он написал в послании к Филиппийцам: " 2 Берегитесь псов, берегитесь злых деятелей, берегитесь обрезания,
18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова;
19 Их конец- погибель, их бог-чрево, и слава их- в сраме; они мыслят о земном" гл.3 ст.2; 18,19
Обозвать учеников Иешуа, апостолов- псами, злыми деятелями это настолько мерзко, что даже упоминать об этом не хотелось бы, но это всё написано Павлом. Даже назвать язычника псом - не этично, назвать же верующего иудея - псом, животным с точки зрения иудаизма нечистым, это одно из самых отвратительных оскорблений, которое мог придумать изощрённый мозг Павла.Человек, который учит в своих посланиях смирению, христианской самоотверженной любви к людям вообще и к своим товарищам персонально, не имел морального права написать такое. Это показывает двуличие Павла, его скрытое в душе чувство пренебрежения ко всем, его огромное эго, позволяющее ему безапелляционно судить всех и обо всём. За что и почему он так отозвался о них? Они мешали его замыслу, они пытались его контролировать. Что могло быть более ненавистно Павлу, когда его, такого знающего, такого продвинутого в учении, эти безграмотные рыбаки и прочие неучи пытались заставить сделать то, что шло в разрез с его планами. Он вспыхивал, он злился , он негодовал, даже более того - он ненавидел. Ненавидел даже спустя много лет, когда казалось бы, страсти давно должны были бы улечься, успокоиться. Нет, не успокоились! Но в то время не мог Павел пойти на открытый конфликт с Иерусалимской общиной, с Яковом Праведным . Слишком велик был авторитет их, известность и уважение к ним значительно превышало ту обычную норму, которую окружающие испытывают к людям известным. В глазах язычников они были пророками, посланцами Бога на земле, сотрудниками и ближайшим окружением праведника Иешуа. А поскольку Павел представлял язычникам Иешуа, как сына Бога и Его личного посланца на Землю с целью искупления первородного греха, то это соответственно накладывало ауру благоговения и на бывшее окружение Иешуа и, безусловно, на его братьев. Фраза: " И в знаменитых чем-либо, какими бы не были они когда-либо, для меня нет ничего особенного......" К Галатам гл.2 ст.6, это не только попытка дискредитировать в глазах язычников Якова и апостолов, определяя их мнение как несущественное ныне. Таков стиль Павла, его стремление выйти на первый план, не признавая авторитет никого и ничего, опрокидывая всё и всех несогласных с ним. Правильно лишь то, что делает он сам или то, что делается по его указанию.
Тщеславие Павла было удовлетворено тем, что за ним Иерусалимом официально было признано право на апостольство ( посольство) у язычников, то есть на то звание, которое он присвоил себе сам задолго до того. Но Иерусалим, особо не доверяя Павлу, послал с ним в Антиохию своих двух представителей: Иехуду бар Сабу и Шауля (Сильвана) ( фамилия его не сохранилась). Впоследствии Павел именует Сильвана Силой. Посланы они были с миссией тайного контроля : действительно ли распространяются идеи иудаизма и не искажаются ли они. Иехуда через некоторое время вернулся обратно, а Сила, убеждённый красноречием Павла, остался с ним. Впоследствии он стал одним из секретарей Петра в Риме. Предполагается, что это именно он писал письма от имени Петра, поскольку они написаны на очень хорошем греческом языке, которого Пётр не знал совершенно. Сам стиль письма показывает, что писал его человек не просто грамотный, а утончённый и обладающий несомненным литературным даром. Судя по этим признакам, Сила получил хорошее образование и, как и Павел, имел римское гражданство. Поэтому он и был превращён Павлом в союзника и стал проповедовать идеи, внушённые ему Павлом и весьма далёкие от иудаизма. По мнению некоторых исследователей раннего христианства Сила был эллинизированным иудеем из диаспоры, получившим хорошее греческое образование.
Перед уходом Павла из Иерусалима руководство общины ещё раз попросило помочь преодолеть затруднения материального характера, последнее время одолевающие общину. Все были хорошо осведомлены о том, что Антиохия Сирийская, куда направлялись Павел, Тит и Варнава, а с ними Иехуда и Сильван, была, пожалуй, самым богатым городом в провинции Сирия.
На этом первое столкновение между двумя идеологиями как бы не состоялось, но оно никуда не делось, оно не было урегулировано до конца. Павел не оставил свой план, он его внедрял достаточно активно, но теперь в его проповедях и его эпистолярных произведениях начинают проявляться все более и более усиливающиеся не только антииудаистические, но и антиеврейские настроения. Это сегодня практически всем известно, что , как правило, нет большего антисемита, чем еврей, отринувший своё наследие. Но в то время это явление было внове и Павел, к тому же постоянно подчёркивал, что он еврей, фарисей ( то есть ещё больший иудей) и сын фарисея.