Мадатов Аркадий Гарегинович : другие произведения.

Регрессия и манипулирование сознанием

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ровно через сто лет после возникновения первых концентрационных лагерей Талергоф и Терезин, использованных не только для уничтожения сопротивляющихся, но и для запугивания сомневающихся, мир оказался на пороге обновленного єНового порядка". Перед лицом глобальных вызовов выживанию человечества (экологические катастрофы, пандемия, надвигающаяся третья мировая война) человечество (по крайней мере западный фланг цивилизации) должен принять грядущую глобализацию и тотальных переход от сопряжения с реальным миром к подключению к миру виртуальному, как единственное спасение и благо. Неужели это возможно в просвещенном и охваченном всемирной паутиной XXI-м веке? О способах достижения глобального консенсуса в этом вопросе пойдет речь ниже.

  Феномен психологической регрессии
  Для того, чтобы разобраться с феноменом психологической регрессии (от англ. regression - возвращение, отступление, откат) необходимо понять как формируется субъективный опыт человека, ответственный за содержание его сознания в любой текущий момент жизни.
  Но начать следует с определения человеческого сознания. Подчеркнём, что обсуждение природы Сознания как такового выносится за рамки этой статьи (природа Сознания обсуждается в статьях "Непознаваемое сознание" и "Природа сознания или сознание природы?"). Здесь мы будем оперировать лишь с понятиями индивидуального и массового сознания. При этом под индивидуальным сознанием человека мы будем понимать высшую психологическую функцию человека, творящую его внутреннюю (субъективную) реальность на основе своих фундаментальных структур. Эти структуры определяются биологически зависимыми способами восприятия, культуро зависимыми способами мышления, а также синтезирующими их базовыми принципами картографии внутренней реальности - априорными формами. Немецкий философ Иммануил Кант определял априорные формы рассудка, как имманентный той или иной культуре способ организации внутренней реальности (ментальной матрицы) индивида, придающий связность и упорядоченность хаотическому многообразию сенсорного и чувственного опыта.
  ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
  Упрощая и одновременно укорачивая столь длинное определение, мы будем толковать индивидуальное сознание человека, как некий ментальный оператор придания смысла воспринимаемой картине мира, синтезирующий весь накопленный субъективный опыт. Результатом его работы является непрерывно обновляемая ментальная матрица субъективной реальности.
  Массовое сознание определяется консенсусом мнений по поводу циркулирующих в рассматриваемой социальной группе взглядов, представлений, идей, моральных и этических воззрений, религиозных концепций, суеверий, предрассудков, взращенных на основании общего культурного кода. В более узком, социологическом смысле, массовое сознание определяет господствующую на данном этапе в данной культурной общности людей систему ценностей, определяющую в конечном счете социальное поведение его членов.
  Подчеркнем, что в обоих случаях речь идёт о придании определенного смысла воспринимаемой индивидуумом либо группой ситуации, обстановки события и т.п.
  Отталкиваясь от этих определений, перейдем теперь к обсуждению динамики становления сознания (накопления субъективного опыта).
  С точки зрения психологии эволюции, индивидуальное развитие личности может быть уподоблено нарастающей дифференциации (информативности) в сопряжении индивида с окружающей его средой. С точки зрения системно-эволюционного подхода к становлению сознания, с опытом нарастают "подробности" в соотношении организма и среды. Причем новые более дифференцированные функциональные системы "добавляются" к ранее сформированным системам, не разрушая их, а "наслаиваясь" на них. При этом более ранние поведенческие программы не разрушаются, но лишь приспосабливаются (аккомодируются) к новому опыту. По образному выражению Ю.И. Александрова, "субъективный опыт индивида представляет собой слоистую структуру, образованную системами ("слоями") разного возраста и разной степени дифференцированности" (подробнее см.: Александров Ю.И. и др. "Регрессия как этап развития"). Вот, как это происходит, например, у человека. Находясь в утробе матери, человеческий зародыш обеспечивает приток материнской крови, а вместе с ним питательных веществ и кислорода к плаценте, совершая самые разнообразные движения. После рождения для достижения той же общей "метаболической" цели ему необходимо расширить диапазон поведенческой активности. Здесь включаются, встроенные в его геном, программы биологического выживания, позволяющие ему рефлекторно совершать весьма специализированные движения: дышать, чтобы получать кислород, захватывать сосок материнской груди (или соску), чтобы получать пищу. Затем оказывается, что кроме молока можно получать, например, сок из ложечки, для потребления которого надо совершать питьевые движения. Затем оказывается, что можно еще есть твердую пищу, которую надо жевать, и.т.д. Так, день за днём расширяется диапазон его поведенческого разнообразия. В какой-то мере в реализации поведения человека, актуализируется истории его формирования. Так, завтракая в кафе, взрослый человек сам того не осознавая, актуализирует не только новейший дифференцированный опыт потребления пищи, но и тот первичный, менее дифференцированный, что был им получен на самых ранних этапах онтогенеза, когда реализовывались самые древние программы выживания - достижение пищедобывательных целей.
  С нейрологической точки зрения в основе формирования новых систем субъективного опыта и поведенческих паттернов (импринтов) при научении лежит процесс специализации нейронов относительно вновь формируемой системы поведения (подробнее об этом см. Ю.И.Александров "Психофизиология"). Этот процесс начинается, когда происходит рассогласование между уже имеющимися возможностями и вновь возникшими требованиями, т. е. в новой ситуации, где опыт, имеющийся у индивида, невозможно использовать для достижения положительных результатов. Специализация нейронов означает, что их активация однозначно связана с актуализацией той системы поведения (того импринта), относительно которых они специализированы. Более того, эта специализация и обусловливает их актуализацию. По активности специализированных нейронных сетей можно судить об "извлечении" соответствующего материала из памяти. Важно подчеркнуть, что акт научения представляет собой необратимый шаг в развитии. При формировании новой специализации нейронов в процессе научения используется очередной, новый вариант реализации данного индивидуального генома.
  Наконец, с точки зрения гносеологии формирование субъективного опыта можно толковать, как становление человеческого сознания в процессе познания себя и окружающего мира. Как известно, (см., например Е.В. Субботский "Строящееся сознание") именно в детстве закладываются базовые представления, которые в последствии позволяют взрослеющему человеку формировать свой внутренний мир на основе накопленного субъективного опыта, убеждений и ассоциаций. Необходимый для этого объем научения ребёнка достигается примерно к 6-7ми годам благодаря его способности к освоению языка, суггестии, абстрактному мышлению и формированию на этой основе представлений (подробнее об этом смотри статью "Познание"). В этом возрасте мозг еще обладает необходимой пластичностью, а психика достаточной гибкостью. Вот как детализирует эту мысль Масару Ибука в скоей книге "После трёх уже поздно": "Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трёх лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту... Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, то бесполезно учить, как её использовать". Человек, остановившийся в актуализации своей самости, с годами, все больше обрастает шаблонами поведения и стереотипными ментально-чувственными реакциями, теряет способность удивляться и любопытствовать. Его внутренний мир все глубже погружается в ментальную матрицу, приносящую ему чувство защищенности (зону психологического комфорта).
  Подведем промежуточные итоги. Субъективный опыт накапливается человеком по мере того, как он наделяет смыслом (рационализирует) восприятие новизны. При этом его субъективная реальность имеет тенденцию ко все большей дифференцируемости в деталях и ко все большей глубине понимания в их синтезе. Иными словами, при последовательном разворачивании все новых программ эволюции психики, спектр индивидуального сознания человека расширяется. Если, однако, человек останавливается в личностном развитии, закукливаясь в своей зоне психологического комфорта, то и субъективный опыт его перестает пополняться (подробнее об этом см. статью "Духовный рост или деградация?").
  Возникает вопрос: а может ли происходить регресс в этом процессе? Т.е. возможна ли такая примитивизация поведения взрослого человека, которая низведет его внутренний мир на детский или даже животный уровень, а поведенческие модели вернёт к более ранним, контролируемым больше эмоционально, чем ментально?
  Оказывается, что такой процесс не только возможен, но и имеет довольно высокую вероятность возникновения для стареющего человека (закон Рибо), или для человека, испытывающего психологический стресс, что для пожилого человека часто совпадает. Он получил название психологическая регрессия.
  Понятие психологическая регрессия введено Зигмундом и Анной Фрейд. Оно определялось ими, как защитный механизм психики от беспокойства, которое использует растущее человеческое эго, сталкиваясь с пугающей новизной взрослой жизни. Регрессируя психически, личность пытается вытеснить из сознания нежелательный новый опыт, и вернуть себе те внутреннее состояние и поведение, которые были ей свойственны на более ранней стадии развития, когда еще не возникли серьёзные обязательства, а мир казался сказочным, добрым и спокойным. Такая возможность всегда существует, поскольку, как было показано выше, субъективный опыт прошлого никуда не исчезает, а лишь перекрывается новыми смыслами и программами поведения. Таким образом, "инфантильные" фазы психического развития не исчезают из арсенала возможных форм функционирования индивида, и при психологической регрессии именно они выходят на передний план. Этот откат к прошлому от "общепринятого взрослого поведения" к примитивному, оценивается как психическая патология.
  Что происходит с мозгом и психикой человека при стрессогенной психологической регрессии?
  Переживание стресса активирует наиболее древние структуры мозга, обеспечивающие "автоматическое" эмоциональное поведение (лимбическая система), за счет снижения активности более молодых структур (например, префронтальная кора). В результате когнитивный контроль поведения сменяется на все более эмоциональный, уменьшается самоконтроль принимаемых решений, достижение долгосрочных целей уступает место немедленному подкреплению действием. Вся эта поведенческая активность организма направлена на компенсацию негативных последствий переживаемого стресса. Таким образом, психологическая регрессия может рассматриваться, как синдром адаптации к стрессу.
  В контексте исследуемого феномена манипулирования массовым сознанием важно особо отметить изменения социального поведения при стрессогенной психологической регрессии. Исследования, представленные в книге Александров Ю.И. и др. "Регрессия как этап развития" показывают, что в такой ситуации превалирует широко распространенная в живой природе поведенческая стратегия "когда тебе плохо, держись своих". Ничего удивительного в этом нет. Во-первых, именно так ведет себя испуганный ребенок. Во-вторых, согласно теории родственного отбора (kin selection), стратегия диады "Свой-Чужой" эволюционно оправдана, поскольку именно от "своих" (прежде всего от родственников) у него больше всего шансов получить поддержку и выжить. Американский психолог Гордон Олпорт в книге "Природа предубеждения" предложил следующую градацию степени социальной близости по мере убывания: семья, соседство, город, страна, нация, раса, человечество. Идентичность понятию "Свои" постепенно убывает в этом ряду. Заметим, что на лицо когнитивный диссонанс, поскольку с точки зрения приобретения новых знаний "Чужие" бывают намного полезнее, чем "Свои". Однако, при психологической регрессии критическое мышление ослабевает, уступая место инстинктивным эмоциональным реакциям. Моральная и физическая поддержка "Своего", даже если он неправ, преобладает тем с большим отрывом, чем дольше и сильнее переживание стресса и соответственно, чем глубже откат психологической регрессии. Этот эффект, как показывают эксперименты, лишь усиливается, если речь идет о массовом психологическом регрессе.
  Страх - тревожность - регрессия
  Поскольку психологическая регрессия вызывается стрессом, важно разобраться в том, что же является причиной возникновения стресса. В ряду стрессогенных факторов находятся как естественно биологические причины: болезнь или старение организма, испуг и пребывание в состоянии страха перед реальной опасностью; так и искусственно наведенные - алкогольное опьянение, постнаркотическая ломка (абстинентный синдром), посттравматическая депрессия и длительное пребывание в состоянии тревоги (нарастающая тревожность). В контексте обсуждаемой проблемы нас будет интересовать последняя причины - пребывание в состоянии тревоги, поскольку в отличие от всех остальных оно может быть спровоцировано путем умелого манипулирования сознанием (т.е. при отсутствии реальных причин для стресса).
   Во-первых, определимся с терминологией. Как тревога связана со страхом и почему страх попадает в естественно биологические причины стресса, а тревога - в искусственно наведенные?
  ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
  Согласно Е.П. Ильину страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании или ожидании ими опасности для их жизни, здоровья и благополучия. Последние три угрозы перечислены здесь в порядки интенсивности эмоции. Иными словами, страх смерти, доходящий до ужаса и вызывающий паническое поведение, является самым сильным. Более того, ряд исследователей (см. например, А. Холмогорова "Страх смерти") считают его базовым, т.е. таким, из которого проистекают все остальные страхи. Возможно, правильнее было бы считать базовой причиной любого страха встречу (либо перспективу встречи) с неизвестностью, а поскольку неизвестность за порогом смерти наиболее пугающая и неотвратимая, то и страх смерти у человека (особенно атеиста) наиболее значим. Этот факт часто не осознается, поскольку человек бессознательно склонен вытеснять страх неизвестности в тень подсознания (подробнее об этом см. статью "Что скрывают наши маски?"). Биологические корни страха неизвестности лежат в природе человеческого восприятия себя и мира, точнее в опережающем отражении, при восприятии, свойственном всему живому. Опережающее отражение действительности по П.К. Анохину является механизмом обретения психологической устойчивости, который реализуется в любом акте восприятия как непрерывная минимизация рассогласования ожидаемого и получаемого результатов поведенческого акта (подробнее об этом см. статью "Восприятие"). Человек, обладающий абстрактным мышлением, опирается на опережающее отражение при формировании содержания своего индивидуального сознания непрерывно на протяжении всей своей жизни, хотя и делает это в большинстве случаев "на автомате". Неудивительно, что даже потенциальная потеря такой возможности при встрече с неизвестностью, которую он не в силах спрогнозировать, переживается им как катастрофа. Российским нейрофизиологом Натальей Бехтеревой был даже выделен соответствующий механизм в мозгу - детектор ошибок, который стоит на страже следованию ментальным шаблонам, и не допускает столкновений с новизной. В итоге такой цензорной деятельности мозг постепенно теряет пластичность, жизнь его обладателя становится все более рутинной. Любопытство и жажда постижения экзистенциальных смыслов, как мотиваторы высших ступеней познания (достижения метацелей эволюции) угасают. Такой человек - идеальная мишень для манипулирования сознанием на базе заражения его "вирусом тревожности".
  Прежде, чем переходить к обсуждению феномена тревожности, подчеркнём, что эмоция страха присуща всему живому, поскольку в борьбе за выживание именно она часто является спасательным кругом. В самом деле, именно страх мобилизует все системы организма в опасной для выживания ситуации. Выброс адреналина в кровь улучшает снабжение мышц кислородом и питательными веществами. Мимика, расширение зрачков, побледнение кожи у человека или вздыбливание шерсти у животного - весь этот рефлекторный язык отклика тела направлен на то, чтобы испугать и отогнать угрожающий ему объект. Наконец, концентрация внимания, сопровождающая страх фокусирует все системы организма на спасении и помогает лучше запоминать опасные события, что будет использовано при последующих актах опережающего отражения. Таким образом, страх это еще и эмоционально окрашенное познание, позволяющее избегать данной опасности в будущем. Эволюционная значимость страха у животного не вызывает сомнений. Для человека, обладающего образным мышлением и воображением, ситуация усложняется. Сознание перепуганного человека, рационализируя восприятие в условиях дефицита информации об источнике страха, порождает монстров. Это может парализовать волю, и способствовать гибели. Недаром паника, сопровождающая страх, смертельно опасна. "Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю, вас погубила не жажда, вы умерли от страха!" - писал Ален Бомбар по этому поводу. Но если человеку удается совладать с эмоциями и сохранить спокойствие, то страх, ускоряющий реакции и диктующий стратегию поведения, окажется спасителем. Как ни парадоксально, но наиболее эволюционно значимым является базовый страх смерти. Любое животное и человек в том числе, выживает пока и поскольку он боится смерти и борется за жизнь. Ситуация для человека меняется после кризиса середины жизни. Здесь страх смерти мотивирует его к достижению мета-цели эволюции - духовному пробуждению, как способу избавиться от него. Духовно пробужденного человека невозможно запугать, ибо он лишен страха смерти. Именно поэтому, манипуляторы сознания пытаются удержать психологический возраст человека на уровне подростка.
  Теперь рассмотрим феномен тревоги и связанное с ним психическое состояние тревожности. В определении страха, как и в пояснении механизма опережающего отражения, мы не случайно выделяли слово ОЖИДАНИЕ курсивом и подчеркиванием. Страх, как мы видим, возникает не только при встрече с опасностью, но и при ожидании её угрозы . В Психологическом словаре тревога определяется как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Некоторые исследователи употребляют термин "страх" для обозначения эмоций, возникающих в ответ на сигнал реальной (физической) угрозы, а термин "тревога" - на сигнал воображаемой (психической ) угрозы. Наконец, К. Изард в своей книге "Психология эмоций" рассматривает тревогу, как сложное эмоциональное образование, формирующееся на основе страха, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями такими, как гнев или ненависть. Заметим, что воображаемая угроза не возникнет у человека, если в его субъективном опыте не было переживания реального прототипа данной угрозы. Поэтому, следуя К. Изарду, мы будем рассматривать тревогу, как вторичное, эмоциональное состояние (шаблон тревожного восприятия), возникающее на основе страха.
  Универсальным может считаться следующее ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
  Тревога и сопровождающее ее состояние психологического стресса возникает в результате ментальной проекции негативного опыта прошлого на неопределенное будущее.
  На физиологическом уровне тревога проявляются в усилении активации симпатической регуляции, что приводит к увеличению частоты дыхания и сердцебиения, увеличению минутного объема циркулирующей крови, повышению артериального давления, возрастанию общей возбудимости, снижению порогов чувствительности, секреции гормона тревожности кортизола и т. п.
  В психической сфере выраженная тревога проявляется как тягостное неопределенное ощущение "беспокойства", которое в зависимости от длительности и индивидуальных черт характера перерастает в психологическую регрессию, которая может сопровождаться приступами агрессии, чередующимися с состоянием апатии. Глубина регрессии нарастает по мере длительности и интенсивности тревожности. Е.П. Ильин выделяет шесть стадий тревожности:
  1. Легкая. Ощущение внутренней напряженности, состоящее в переживаниях напряжения, настороженности, дискомфорта. Оно не несет еще в себе признака угрозы, а служит лишь сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.
  2. Раздражительность (недифференцированное реагирование). Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску. характеризуемое как раздражительность.
  3. Средняя. Человек начинает переживать неопределенную угрозу, чувство неясной опасности.
  4. Проявленная. Человек конкретизирует бывшую ранее неопределенной опасность.
  5. Тяжелая. Возникает ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. Человек переживает ужас. При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги, так как подобное переживание может вызывать и неопределенная, бессодержательная, но очень сильная тревога.
  6. Паническая. Возникает возбуждение, выражающееся в паническом поиске помощи, в потребности в двигательной разрядке. Дезорганизация поведения и деятельности на этой стадии достигает максимума.
  Скорость нарастания тревоги от легкой до панической и соответственно глубина психологического стресса многократно возрастают, если она, как пожар, охватывает массы людей. В этом проявляет себя эффект толпы, описанный Г. Лебоном. Каноническим примером распространения тревожности, нарастающей до панического уровня, является взрыв коллективной паники, охватившей США в 1938 г. во время передачи радиопостановки по роману Г.Уэллса "Война миров". В ноябре 1944 г. эта передача вызвала массовую панику в Сантьяго де Чили. А в феврале 1949 г. в столице Эквадора Кито вызванная передачей паника закончилась человеческими жертвами, увечьями и сожжением здания радиостанции. Её причиной явился подсознательный страх вторжения неизвестного (и потому особенно ужасного) врага, который, будучи многократно усиленным эффектом толпы, породил массовую психологическую регрессию на уровень стада животных, руководимого коллективным рефлексом массового бегства.
  Провоцирование коллективной психологической регрессии
  Тревога, как мы выяснили, не сигнализирует о реальной опасности, но порождается воображением. Можно сказать, что тревога и растущий на ее основе психологический стресс - расплата человека за его способность к абстрактному мышлению и способности предвидеть надвигающуюся угрозу. Здесь уместно вспомнить слова английского монаха и философа XIII-го века Роджера Бэкона: "Природа вложила чувство боязни и страха во все живущее для сохранения жизни, для избегания и устранения всего опасного. Однако в человеке природа не смогла соблюсти должной меры к спасительной боязни. В нем она всегда примешивает боязнь напрасную и излишнюю". Именно поэтому спровоцировать тревожность, порождающую массовую психологическую регрессию на уровень животного ужаса, в массовом сознании не представляет большого труда для специалистов. Все, что для этого нужно, - это взрастить безграничное доверие в массе и использовать его для последовательного выращивания в ее коллективном бессознательном чувства нарастающей тревоги. Идеальной социальной почвой для этого служит, например, церковная паства, идеальным специалистом - опытный проповедник или миссионер.
  Классическим многовековым примером провоцирования массовой психологической регрессии в западной цивилизации является насаждение идеи "Страшного Суда" среди христиан. Первое описанное в литературе явление массового страха, н6асажденного в населении Западной Европы, - убеждение в наступлении Страшного Суда на исходе первого тысячелетия после распятия Христа. Тема Страшного Суда преобладала в мистических учениях XI-XII веков. Пандемии чумы и проказы, охватывающие в это время гигантские территории Западной Европы, интерпретировались как предвестники кары господней. В XV веке тревожное ожидание Апокалипсиса достигает своего апогея. В изобразительном искусстве того времени центральное место занимают смерть и дьявол. Во времена Реформации католической церкви (XVI век) громадного влияния на паству достигла проповедь Мартина Лютера о "страхе божьем", где греховному изначально человеку предназначалось отмаливать свои грехи и ожидать праведной кары со стороны грозного и неумолимого Божества. "У нас есть все основания бояться суда Божьего, ибо страшно впасть в руки Бога живаго!" - провозглашал Лютер. Подобные проповеди порождали массовый страх, который впоследствии был назван "Страхом Лютера". Негативная энергия соответствующего психологического стресса и последующей регрессии породили такую охоту на ведьм, с которой ни в какое сравнение не идут преследования католической Инквизиции. При сравнительно небольшом еще населении Европы, в ходе Реформации здесь было сожжено около миллиона "ведьм". Реформация привела и к Тридцатилетней войне, в которой погибло 3/4 населения Чехии и 2/3 населения Германии. Это навсегда запечатлелось в коллективном бессознательном западной цивилизации. Не случайно, главной темой гравюр художников того времени (например, Дюрера и Гольбейна) была смерть - уже как следствие страшных религиозных войн и массовых казней.
  Идея смерти и возрождения и по сей день составляет одну из главных тем протестантских проповедников. Показательно в этом смысле сравнение народных сказок протестантской и православной культур. Русские сказки, исполненные православных ценностей (доброта, сочувствие, смирение и принятие) воспринимаются гораздо более позитивно, чем, европейские сказки. Вспомним, как высок налёт трагичности, безнадёжности, в сказках Гауфа или братьев Грим, как смакуются в них человеческие страдания.
  Следующую мощную струю страха в коллективное бессознательное (массовое подсознание) добавила научная революция XVII-го века. Ньютоно-Картезианская картина вселенной разрушила одухотворенный Творцом мир, превратив космос в гигантский часовой механизм. Первой реакцией на образ мироздания, данный Коперником, был страх. Даже великий мыслитель того времени Блез Паскаль признавался: "Меня страшит вечное безмолвие этих бесконечных пространств". Мрачная ирония этой культурной революции состояла в том, что она была направлена на преодоление религиозных предрассудков и страхов посредством возвышения разума и рационального мышления. Увы, все вышло ровно наоборот. Холодная рациональность, убивающая веру в трансцендентное начало мироздания и человека, породила пугающую внутреннюю пустоту, названную Виктором Франклом экзистенциальным вакуумом. Вызванная экзистенциальным вакуумом тревожность массово вытеснялась глубоко в подсознание, наполняя собой коллективное бессознательное. В архаичном, донаучном массовом сознании страх перед природой был направлен на то "надприродное" (божественное), что стоит за всеми явлениями и вещами, это был страх перед непознаваемым Творцом. Находясь в центре Вселенной, человек за все отвечал перед Богом. Механистический редукционизм давал возможность избавиться от трансцендентного начала. Бог исчез из природы, а человек, освободившись от ответственности за нее перед Богом, превратился в господина природы, которому все подвластно и "все позволено". Это устраняло иррациональный страх перед окружающей человека природой, но породило новую форму страха - перед природой внутренней. Чем больше картина мира освобождалась от иррациональной магии трансцендентности, тем сильнее страх собственной животной природы и неверия в духовную основу человека загонялся внутрь. В поисках избавления от этого страха, порождавшего экзистенциальный вакуум, немецкий философ Фридрих Ницше пришел к нигилизму, к идее сверхчеловека, вставшего "по ту сторону добра и зла". На этом пути он пришел к отрицанию Бога ("Бог умер") и подмене морали жизни страхом смерти. "Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх" - писал Ницше.
  Наконец, современная волна массового страха в западной цивилизации связана уже напрямую с использованием информационных технологий для манипулирования массовым сознанием. Ядерное оружие, способное смести человечество с лица земли, обрело роль пугала масс. Из оружия потенциального уничтожения военного противника оно превратилось в угрозу реализации апокалипсиса, которой успешно пользуются политики для реализации не столько внешней, сколько внутренней политики ("Ядерный шантаж"). Причем в западной цивилизации, взращенной на контролируемом запугивании масс, это новое пугало позволило добиться колоссальных "успехов". Это явление известно как "ядерный страх". Рождение нового массового страха связано с применением атомного оружия США по японским городам Хиросима и Нагасаки в августе 1945-го года с целью запугивания. Эти цели были достигнуты в полной мере. Злая ирония, однако, состояла в том, что наибольшего эффекта они получили в стране-агрессоре. Американские журналисты в 1945-м году активно использовали такие слова, как "Судный день", "Ад" и "Франкенштейн", чтобы описать жуткие последствия ядерных бомбардировок. Но поскольку Советский Союз вскоре разработал собственное ядерное оружие, угроза его применение по городам США стала реальной, и вместо чувства уверенности в собственной военной мощи тревога ответного ядерного удара, как радиация, распространилась на психику американцев. Как отмечал С. Уэрт в книге "Ядерный страх: история образов", население США охватила высшая степень тревожности, доходящая до паники, перед ядерной энергией. Оно считало, что руководство страны не в состоянии контролировать ядерные арсеналы. Даже незначительные происшествия на АЭС вызывали гораздо более сильный массовый страх, чем любые другие проблемы, причиняющие реальный вред многим людям. Канализировать негативную энергию иррациональной тревоги американцев в "конструктивное русло" оказалось возможным, лишь создав образ врага, которым естественно был назначен вождь холодной восточной империи, испокон веков грозящей всей западной цивилизации. Распространению ядерного страха, порождающего психологическую регрессию массового сознания, способствовали массовая культура, СМИ, система образования и просвещения. Как отмечал С. Уэрт, ядерная проблематика подавалась так, чтобы вызвать отклик на эмоциональном (а не ментальном) уровне, что лишь усиливает регрессию. Например, мультипликационная картинка планеты как взрывающейся бомбы - типичная "Бабайка" - воздействует на психику регрессирующего сознания взрослого человека намного сильнее, чем лекции о реальных последствиях ядерной бомбардировки. В результате подобных страшилок в населении США родился мэм "Duck and Cover" ("Пригнись и накройся"") из мультфильма, обучающего детей поведению в условиях ядерной войны. Западная киноиндустрия с успехом продавала фантастические фильмы-ужасов, в которых рассказывалось о глобальной ядерной катастрофе такие, как: "Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу" (1964), "На следующий день" (1983), "Нити" (1984) и многие другие. Офисные здания и школы превращались в бомбоубежища, в городах устанавливались сирены, появились убежища от радиоактивных осадков. В США в рамках системы образования была реализована стратегия ядерного просвещения. В школах не только рассказывали, что нужно делать в случае ядерной атаки, но и тренировали детей прятаться под парты, обучали готовить продовольствие и запасы на случай ядерной атаки. Примечательно, что и в СССР проводили подобную "профилактическую работу" в рамках системы гражданской обороны. Но поскольку в коллективном бессознательном православной русской цивилизации не было устоявшегося в веках экзистенциального страха духовной пустоты, особого "успеха" в смысле регрессии массового сознания эта работа не имела (см., например, Баринов Д.Н., "Социальное настроение тревоги и страха: сущность, структура, особенности функционирования").
  Манипулирование массовым сознанием на основе заражения тревогой
  Почему способность человека впадать в состояние психологической регрессии и создавать в воображении преувеличенный образ своей тревоги стала основой для мощной стратегии манипуляции сознанием? Причин этому несколько.
  Прежде всего, это повышенная восприимчивость к внушению при одновременном падении уровня критического мышления. В самом деле, психологическая регрессия, как было показано выше, есть, по сути, откат сознания взрослого человека на уровень перепуганного ребенка. Немаловажную роль играет и социальная составляющая регрессии - возврат к стратегии "Свой-Чужой" (При опасности надо держаться своих, даже если они выглядят неправыми). Наконец, манипулятивная природа социума и "эффект толпы" позволяют разгонять психологическую регрессию вширь и углублять ее уровень для каждого из составляющих её элементов (бывших индивидов). Напомним, что манипулятивная природа социума питается подсознательным стремлением каждого человека (особенно молодого) приобщиться к некой целостности и стать причастным к общей системе ценностей (попасть в зону притяжения антропогенного эгрегора). Нередко подобными скрепами выступает ненависть к общему врагу, которая легко подпитывается из единого центра управления. Ненависть же - типичное проявление эмоции, сопровождающей психологическую регрессию. Что касается эффекта толпы, то ему подвластны даже индивиды, сохраняющие критическое мышление в ситуации стресса и привычку анализировать и взвешивать свои поступки. Вспомните, что происходит с вами, когда волна иррационального спроса на соль, спички или туалетную бумагу вдруг охватывает тот район, где вы отовариваетесь.
  Секрет сохранения власти
  Итак, любая социальная группа - от членов жилищного кооператива до народа целой страны - становится легко управляемой, если предварительно её массовое сознание подвергнуто психологической регрессии на уровень стада. Идеальным регрессогенным фактором является страх, порождающий долгосрочное тревожное состояние.
  Секрет устойчивости любого тоталитарного режима в государстве как раз и состоит в том, что населяющий его народ загоняется в состояние близкое к паническому. Регрессируя на уровень детского сознания, перепуганный взрослый человек ищет спасение вовне, отрекаясь от внутренних ориентиров, ценностей и убеждений. Примеряя на себя маску жертвы, он неизбежно теряет адекватность восприятия действительности, и начинает неистово поддерживать своих вождей и ненавидеть их противников. Этот эффект многократно усиливается, а достижение его ускоряется, если индивидуальное сознание взрослого человека растворено в массовом сознании толпы. Об этом свидетельствует опыт реформации католической церкви в Европе XVI-го века, Французской революции XVIII-го века, Русских революций 1917 года. Но более всего - опыт переворотов последнего столетия, приводящий к власти фашизм в различных его модификациях (от крайне правого национализма до цифрового глобализма). Меньшинство, которое не испугалось, либо, испугавшись, нашло в себе мужество мыслить критически и сомневаться в непогрешимости вождей, подавляется с избыточной жестокостью. В данном случае избыточность жестокости, воздействует как стрессогенный фактор, усиливающий психологическую регрессию. Именно так - уничтожая возражающих и запугивая сомневающихся - всегда действуют путчисты и революционеры, насильственно меняющие власть. Типичными примерами такой стратегии установления гегемонии могут служить показательные казни на стадионе в Сантьяго во время путча генерала Пиночета (Чили, 1973 год) или сожжение протестующих в доме Профсоюзов в Одессе во время путча, срежессированного США на Украине в 2014 году.
  Согласно учению о гегемонии Антонио Грамши, власть господствующего класса держится не только принуждением, но и убеждением. Более того, принуждение - лишь броня гораздо более значительного фактора стабильности - воздействия на массовое сознание. "Надо воздействовать на обыденное сознание, повседневные, "маленькие" мысли среднего человека, - пишет Грамши. - Самый эффективный путь воздействия на него лежит не через разумом, а через эмоции. Массы как таковые, не могут усваивать философию иначе, как веру". Что это, как не краткий курс основ манипулирования массовым сознанием? Заметим, что учению Грамши почти сто лет, и разрабатывалось оно применительно к гегемонии пролетариата. Однако, универсальность подхода делает его актуальным для любой формы тоталитаризма. Успехи в изучении методов достижения и форм проявления психологической регрессии и невиданное прежде развитие средств трансляции требуемой информации (пропаганды) делают его эффективным для современных творцов глобального общества потребления, маскирующего свой тоталитаризм в одежды борцов за демократию.
  На пороге глобальной матрицы
  Если кто-то полагает, что технологии манипулирования массовым сознанием на базе коллективной психологической регрессии остались в прошлом, то такой человек тешит себя иллюзиями. Ничто не забыто! Изменились лишь методы информационного воздействия (в сторону цифровизации) и масштабы охвата масс (в сторону глобализации). Появился даже современный "Mein Kampf" (нем. "Моя борьба"), который теперь называется "Технологии четвертой промышленной революции". Её автор Клаус Шваб - швейцарский экономист, основатель и президент Давосского форума - находит новые направления развития мировой экономики в тотальной роботизации средств производства. Что касается решения проблем социального прогресса, то здесь все еще проще. Отделенный от процесса труда человек, заодно отделяется и от естественной среды своего обитания. Он целиком переезжает в виртуальный мир тотального потребления всего (начиная от еды и заканчивая впечатлениями). Вся эта "перезагрузка", разумеется, делается под благовидными лозунгами борьбы за восстановление экологии. Именно с этой целью выращивается новое поколений "ни-ни", проживающее свою жизнь без отрыва от гаджета. Это не шутки! На сегодняшний день, например в Японии, таких отделенных от природы и социума людей (хиккикомори) уже около одного миллиона. Печально то, что ряды хиккикомори пополняют с ускорением наши с вами дети и особенно внуки!
  Результатом такой "перезагрузки" станет формирование "Новой нормы" (читай Neue Ordnung, нем - "Новый порядок"). "Эта новая норма будет радикально отличаться от той, которую мы постепенно оставляем позади" - предупреждает нас Шваб. На деле современный "Новый порядок" - это автоматизированная система норм, правил и ограничений: законодательных, морально-нравственных и этических, на основании которых вырабатывается некий обобщённый критерий социального доверия (социальный рейтинг). Социальный рейтинг призван регулировать жизнь человека в социуме. Для того, чтобы применять этот "Новый порядок" на практике между государством и его гражданином будут заключаться соответствующие соглашения об обмене данными. Лукавство здесь спрятано в слове "обмен", которое на самом деле не предполагает двух сторон этого акта. Гражданин передает, а государство принимает и хранит личную информацию о нем. Вот и всё! Далее остается лишь дать неким специально обученным (избранным) представителям государства право распоряжаться личными данными (в том числе действовать в "заранее оговоренных чрезвычайных обстоятельствах"). Всё это, разумеется, делается лишь для того, чтобы "помочь сократить задержки и улучшить координацию действий служб быстрого реагирования в случае чрезвычайных обстоятельств". Как это работает можно убедиться уже сегодня на примере работы социальных рейтингов, например в Китае. Никакого физического насилия человек, тотально подконтрольный "Новому порядку", испытывать не будет. Его задушат не больно, улыбаясь ослепительной голливудской улыбкой. Что касается "чрезвычайных обстоятельств", то они вполне рукотворны в умелых руках. Вот, например, пандемия "Ковид-19" или угроза близкой войны. В каждом из этих обстоятельств таится и дополнительная выгода ("два - в одном"). Все это мощные стрессогенные факторы, способные вызвать массовую психологическую регрессию, облегчающую манипулирование коллективным сознанием.
  В 2020м году уже упомянутый конструктор "Нового порядка" Клаус Шваб и его коллега из Франции Тьерри Маллери в самый разгар пандемии "Ковид-19" публикуют книгу под названием "COVID-19: The Great Reset" ("Ковид-19. Большой сброс"). В ней они обосновывают необходимость перехода к полному глобализму (упразднению государств и созданию мирового правительства). В качестве обоснования принимается, разумеется, глобальная угроза вымирания человечества. Авторы пишут: "Поскольку пандемия и климатические кризисы глобальны по своей природе, постольку они могут быть преодолены только глобально скоординированным образом". Так вступает в дело "Новый порядок", а заодно и "чрезвычайные обстоятельства". Теперь именно "новое мировое правительство позаботится о вас и об экологии". Если же общество на данный момент не настолько запугано, чтобы выступления всевозможных Грет Тунберг заставили его оплатить счет в несколько триллионов долларов на исполнение предложенной программы, то можно усилить массовую психологическую регрессию не угрозой войны, а боевыми действиями в непосредственной близости от границ...
  Можно, конечно, считать события последних лет и месяцев (пандемия "Ковид-19" и военные действия на Украине) стечением обстоятельств, и усматривать конспирологию в их "неожиданном" возникновении в нужном месте и в нужное время. Но, когда речь заходит о таких суммах и такой власти, трудно удержаться от мысли, что все это не просто "совпадения неприятностей", но продуманный до деталей сценарий захвата глобальной власти. Похоже, что мир стоит на пороге насильственного обнуления системы ценностей, выработанных человечеством за тысячи лет существования человеческой цивилизации с целью перемещения сознания всех, кто останется в живых после пандемии и войны в глобальную ментальную матрицу по имени "Новый порядок XXI".
  
  
  Литература
  
  1. Александров Ю.И. и др. "Регрессия как этап развития"
  2. Александров Ю.И., "Психофизиология"
  3. Баринов Д.Н., "Социальное настроение тревоги и страха: сущность, структура, особенности функционирования"
  4. Габдреева Г.Ш., "Психологическая защита личности в хронических стрессовых ситуациях"
  5. Изард К. "Психология эмоций"
  6. Ильин Е.П. "Психология страха"
  7. Кара-Мурза С.Г., "Манипуляция сознанием. Век XXI"
  8. Субботский Е.В., "Строящееся сознание"
  9. Шваб К., "Технологии четвертой промышленной революции"
  10. Шваб К., и Т. Маллери "Ковид-19. Большой сброс"
  11. Weart S.R., 1988. "Nuclear Fear: A History of Images"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"