Маасэ Меркаба : другие произведения.

4 Древо Сфирот

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  В каббале древом Сфирот называют различные уровни самосознания, от простого к высшему. Причем, подразумевается не самосознание только Творца, а любого существа вообще, поскольку всеобщее самосознание по сути и есть - Творец.
  
  Каббалисты говорят: древо Сфирот растет корнями вверх. Но при этом каббалисты не спешат его перевернуть для более точного постижения. В каббале немало искажений, которые внесены специально - в соответствии с традицией, согласно которой высшие тайны адекватно передаются лишь тому, кто про них уже догадался сам.
  
  Поэтому уровни, которые начинающие каббалисты воспринимают как высшие, более совершенные миры, на самом деле - фундамент самосознания. Однако, чтобы расширить границы индивидуального "я", фундамент действительно необходимо изучить и постигнуть, наподобие того как конструктор изучает механизм, разбирая его на части.
  
  Древо Сфирот является схемой последовательного бегства Бытия от Небытия. Абсолютно все, что в нем можно найти - это самосохранение "я", отсрочка исчезновения самосознания, в полном соответствии с именем, которым Творец представился Моисею: Э-hйе ашер Э-hйе" [אהיה אשר אהיה] - "я есть я".
  
  Перевернем древо Сфирот в нормальное положение - корнями вниз и обнаружим, что оно вырастает из Небытия. Небытие - это сфира Кетер (корона), другое название - Айн Соф (бесконечное ничто).
  
  Каббала представляет первопричину возникновения сознания как своеобразную "судорогу" (цимцум) Небытия, которая мгновенно разделила его на "то и это". Ведь чтобы существовало "я" необходимо наличие "не я". Это первичное, фундаментальное состояние в каббале изображают центральной точкой, в которую сжалась часть Небытия, и окружностью вокруг нее, олицетворяющей все, что осталось. Точку каббалисты называют Хохма (мудрость, начало), а окружность называется - Бина (понимание, постижение, чрево, дворец).
  
  В учебниках современной каббалы, включая главный - "Талмуд Десяти Сфирот" преднамеренно скрыто что Хохма - точка в центре окружностей всех, поскольку в центральном положении сфиры Хохма и заключается тайна "Кетер-Хохма-Бина", которую автор "Талмуда Десяти Сфирот", по собственному признанию в предисловии, призывает скрывать от непосвященных.
  
  Между центральной точкой (Хохма) и окружностью вокруг нее (Бина) возникает как бы пустое пространство. В каббале его называют воздух (авиюр). Небытие, сжатое в центральную точку (Хохма), подобно раскалившемуся от сжатия газу, испускает в направлении Бины сквозь авиюр энергию желания овладеть Биной. Это желание каббалисты называют свет (Ор). По сути, лучи света Ор Хохма означают потенциальную энергию воссоединения того, что было прежде единым, но разделено после судороги (цимцум) Небытия.
  
  Внутренняя поверхность Бины, которая в Торе называется Вода, более темная по сравнению со сжатой и сияющей точкой Хохма. Поэтому Бина отражает свет Ор обратно к центральной точке. Систему Кетер-Хохма-Бина в каббале называется миром Ацилут (лучеиспускание, эманация).
  
  Однако, если бы не существовало никакого дополнительного препятствия, то потенциальная энергия воссоединения моментально привела бы к "падению" Хохмы в Бину, к слиянию "я" с "не я" в изначальном состоянии Небытия.
  
  Поэтому свойства Бины двояки. Во-первых, Бина направляет свет Ор Хохма обратно, во-вторых - ощущает препятствие для его мгновенного воссоединения с первоисточником - центральной точкой Хохма. Первое свойство Бины называют Хесед (милость). Второе свойство Бины называют Гебура (суд, ограничение). Так и обозначаются две следующие сфиры древа Сфирот - сфира Хесед, сфира Гебура.
  
  Сфира Гебура всячески препятствует воссоединению возвратного света Ор Хасидим с центральной точкой. Лишившись Гебуры наше "я" мгновенно вернулась бы в Небытие. Физически Гебуру можно уподобить сопротивлению потока энергии Ор Хохма, направленного в стороны от центральной точки, встречному потоку Ор Хасидим, уже отраженному Биной.
  
  Закройте глаза, заткните уши. Безусловно, Ваше "я" продолжает существовать. Но легко ли это существование контролировать? Трудно, поскольку в таком виде Бытие слабо отличается от Небытия. Откройте уши и глаза, посмотрите вокруг. Теперь Ваше "я" значительно дальше удалено от Небытия, поскольку при таком восприятии контролировать его наличие уже легче.
  
  Аналогично сфира Гебура всячески затрудняет воссоединение вселенской энергии с ее первоисточником ради сохранения Бытия в ипостаси следующей сфиры - Тиферет.
  
  Сфира Тиферет (красота, Иаков, Благословенный Святой) - первое устойчивое состояние "я есть", благодаря которому и осознает себя каждое существо. Однако, на этом уровне существования Тиферет еще вне времени и пространства. Систему Хесед-Гебура-Тиферет называют миром Брия (творение).
  
  Чтобы сфира Тиферет мгновенно не "упала" в центральную точку Хохма и не воссоединилась с ней в состоянии Небытия, Тиферет порождает себе "отсрочку" - некий набор предварительных событий, который должен иметь место, прежде чем грядущее исчезновение "я" неизбежно произойдет. Естественно, чем больше таких событий, тем длиннее отсрочка перед Небытием. Отсрочка и называется сфирой Нецах (вечность).
  
  С точки зрения человеческой жизни, Нецах - вся жизнь человека как цельный отрезок во времени от рождения до смерти.
  
  Чтобы спрятаться от Небытия еще дальше, Бытие порождает следующий защитный занавес (махсом) от Небытия - сфиру Ход (великолепие, время). Благодаря сфире Ход от нашего "я" скрыто восприятие неизбежного Небытия в конце отсрочки. Благодаря сфире Ход самосознание погружается в Небытие не сразу, а постепенно, через иллюзию существования "настоящего". Настоящее подобно каретке сканера, скользящей вдоль страницы нашей жизни из "прошлого" в "будущее".
  
  Однако, бегство Бытия от Небытия не оказалось бы успешным без главного защитного занавеса (махсома). Таковым махсомом является сфира Йесод (основание) - следующее после Тиферет устойчивое состояние любого "я есть".
  
  Сфира Йесод позволяет самосознанию окончательно спрятаться от Небытия в материальном мире - то есть в иллюзии существования множества независимых друг от друга существ. В результате, когда чувство "я" одного существа растворяется в Небытие, это "я" продолжает существование в параллельно живущем существе или в новом существе, порожденным предыдущими.
  
  Сфиры Нецах, Ход и Йесод образуют мир Ецира (формирование). Бааль Суллам называет их соответственно - Душа, Год и Мир. Душа (Нецах) - это законченный "файл" человеческой жизни от начала до конца, а Мир (Йесод) - зона иллюзии существования бесконечного множества независимых душ.
  
  Лишь теперь, когда разделение Бытия от Небытия сделалось максимально устойчивым, свет Ор возвращается Биной тому, кто его породил, и воспринимается Творцом в ипостаси Шхины - иллюзии присутствия одного индивидуального "я" среди множества других в мире Действия (Асия), стоящим на трех "китах" - Ацилут, Брия, Ецира.
  
  Человеческая душа в каббале считается состоящей из трех частей: животная душа (нефеш) соответствует миру Асия, ментальная душа (руах) соответствует миру Ецира, духовность (нешама) - часть мира Брия и ощущается далеко не каждым человеком. Миру Ацилут, вероятно, соответствует уже уровень непосредственно Творца.
  
  Каббалисты называют наш мир "олам", то есть "сокрытие", убежище Бытия от Небытия. Таков истинный смысл каббалистического древа Сфирот из которого следует множество необыкновенных возможностей и применений.
  
  Но главное качество древа Сфирот в том, что начальная сфира Хохма, породившая всю энергию Творения, подобна яйцу в скорлупе заключительной сфиры Шхина - сознания Творца. Алхимическая змея кусает себя за хвост. Благодаря замкнутому циклу бесконечное ничто Айн Соф и превращается в беспредельное бытие сфиры Кетер (корона).

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"