Лыжина Светлана Сергеевна : другие произведения.

Дракула и купцы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об отношениях Дракулы с румынскими и иностранными купцами есть много упоминаний в источниках, однако историки не стремятся делать системный анализ этих упоминаний. Из-за этого возникает миф, что Дракула к купцам относился жестоко, причём и к чужим, и к своим. Попробуем развеять этот миф, а заодно прочтём ещё одно славянское письмо Дракулы, которое историки не любят цитировать, поскольку оно никак не подтверждает имидж тирана и изверга.

  
   Когда речь заходит о Дракуле и купцах, то чаще всего вспоминают знаменитую поэму немецкого сочинителя Михаэля Бехайма, а также письмо врага Дракулы - претендента на румынский престол Дана. И там, и там красочно живописуются всякие зверства, якобы проявленные по отношению к купцам из трансильванского города Брашова, с которым у Дракулы был конфликт в 1457-1460 годах.
  
   Всякие ужасы
  
   Бехайм, утверждая, что Дракула казнил "купцов и... словом, всех", рассказывает следующую историю:
  
   Тем более дурная
   постигла там в конце концов
   судьба, как слышал я, купцов
   на берегу Дуная.
  
   Шестьсот их было человек,
   и смерти лютой не избег
   никто, как мне сказали.
   Недолго Дракул их судил.
   Он многих на кол посадил,
   а прочих истязали,
   конфисковав товары.
   Червонцы Дракул предпочел,
   и принесли потом котел
   для нестерпимой кары.
  
   Велел он, чтобы, как сельдей,
   в котел с водой живых людей
   под крышку водворили,
   в которой дыры для голов,
   и в кипятке такой улов
   безжалостно сварили.
  
   (Цитируется по переводу В. Микушевича, опубликованному в приложении к книге: Стокер Брэм. Дракула (роман). - М.: Энигма, 2005).
  
   Эта история частично перекликается с другой душераздирающей историей, которую рассказывает Дан в своём письме от 2 апреля 1459 года: "Некоторых купцов из означенного Брашова... он (Дракула) схватил, заковал в крепкие оковы, а некоторое имущество и вещи, возле находившееся, он всё похитил... Однако, не удовлетворившись похищением имущества, он тех купцов... подверг душераздирающей и достойной сожаления казни... убил, посадив на колья". Также Дан добавляет, что "отдельных купцов... он уничтожил через сожжение".
  
   Именно эти отрывки мы чаще всего встречаем в исследованиях историков, когда речь заходит о Дракуле и купцах, хотя достоверность их сомнительна, поскольку в обоих случаях речь идёт о пересказе слухов. Бехайм пишет "слышал я". Дан в своём письме упоминает о том, что брашовяне ему "жаловались", и что именно они рассказали эту историю, а он лишь пересказывает.
  
   Капля правды в потоке вымысла
  
   В то же время в упомянутом письме Дана есть очень интересная фраза: "Своих же людей, оказывавшихся в означенном городе (Брашове), он (Дракула) потихоньку в свою страну отозвал". То есть даже Дан, враг Дракулы, признавал, что наш герой о своих людях заботился!
  
   Дан пишет, что Дракула, применяя жестокие санкции к брашовским купцам, думал о румынских купцах, находящихся в этом городе, и послал им секретное предупреждение, чтобы они не попали в плен к брашовянам и по возможности успели вывезти из Брашова своё имущество, то есть избавили бы себя от серьёзных убытков, могших возникнуть, окажись имущество арестовано.
  
   Увы, Дракуле не вполне удалось помочь своим людям. Далее в письме Дана мы читаем, что значительная часть имущества румынских купцов всё же была арестована брашовянами, а позднее, уже в письме Дракулы в Брашов от 11 октября 1460 года упоминается, что некоторые румынские купцы всё-таки попали в плен.
  
   "Вы скоро вспомните, - пишет Дракула мэру города Брашова, - что между нами... происходил разговор о людях наших - не только купцах, но и других, чем бы они ни занимались, и что бы ни делали. Ваша Светлость (т.е. глава города) лично... клялся (наших людей) открыто и мирно... отпускать".
  
   Не приходится сомневаться, что упомянутые купцы были освобождены и получили компенсацию хотя бы за часть своего арестованного имущества, ведь в черновике мирного договора Дракулы с жителями Трансильвании говорится, что брашовяне "за всякое... достояние и имущество, во время перемирия у самого воеводы (Дракулы) или его людей отобранное, должны дать действительное возмещение".
  
   Забытое письмо
  
   Есть и ещё один документ - письмо Дракулы на славянском языке, отправленное брашовянам по поводу румынского купца Димитра со товарищи. Год отправления не известен, а известно только число и месяц - 8 декабря.
  
   Иногда складывается ощущение, что историки про это письмо просто забыли, а ведь содержание очень интересное. Там князь вступается за "своих людей", которые приобрели в Брашове сталь, уплатив за неё установленную цену, но когда захотели вывезти приобретённый товар из города, то были остановлены, а товар оказался конфискован. Дракула требует от брашовян вернуть либо товар, либо деньги и добавляет о тех людях, за которых заступается: "Их в беде мы не можем оставить". Вот ведь "изверг и тиран", а!
  
   Вполне возможно, что это событие относится к 1459 году, когда конфликт Дракулы с Брашовом уже разгорелся, а венгерский король Матьяш запретил брашовянам, своим подданным, продавать в Румынию оружие. Король запретил это 3 апреля 1459 года, а ведь сталь - это как раз тот товар, который подпадает под запрет.
  
   Увы, в письме Дракулы, который вступается за своих купцов, не говорится, что именно подразумевается под словом "сталь": оружие или куски металла, но даже если это были просто куски, то в Румынии легко нашлись бы кузнецы-оружейники, которые могли эти куски превратить в клинки.
  
   Если дальше развивать теорию о том, что история с купцами, купившими сталь, случилась в конце 1459 года (примерно в ноябре, чуть ранее, чем написано само письмо), то можно предположить, румынские купцы решили схитрить, поэтому покупали не оружие, а куски металла, однако хитрость удалась только наполовину. Продавец поверил в то, что королевский запрет не нарушается, а вот городской совет Брашова в это не поверил и пресёк деятельность хитрецов.
  
   Мне думается, что было именно так, хотя с учётом того, как многие представляют себе конфликт Дракулы и брашовян того периода, предложенная мной датировка письма (8 декабря 1459 года) может показаться неверной.
  
   Мы ведь помним, что весной 1459 года Дан сообщал о массовом убийстве брашовских купцов, а весной 1460 года пошёл на Дракулу в поход и был разгромлен на дороге из Брашова в Тырговиште. То есть может показаться, что в 1459-1460 годах Брашов находился чуть ли не на осадном положении, и никакой торговли между брашовянами и румынами не было вообще. Но ведь дело обстояло иначе! Противостояние между Дракулой и брашовянами не напоминало один сплошной кровавый ад, как нам живописуют историки, которые избегают цитировать письма Дракулы, рассмотренные нами в цикле статей "Дракула и брашовяне".
  
   Торговля не прекращалась, потому что полное прекращение торговли обернулось бы слишком большими финансовыми потерями для обеих сторон. Пусть Матьяш и запретил продавать оружие, но на остальное ведь запрета не было.
  
   Это во многом напоминает современную историю взаимоотношений России с Украиной. Согласитесь, что есть в этом что-то очень похожее на конфликт между Дракулой и брашовянами: те же истории о кровавых делах, те же споры в торгово-экономической сфере и далее по списку, хотя на уровне президентов и МИДа общение вежливое, без оскорблений. При этом граждане Украины продолжают ездить в Россию, а граждане России - в Украину, и в украинских Интернет-магазинах даже продаётся моя книжка "Валашский дракон" (не сочтите за рекламу). А ведь это книжка автора из "враждебной России", причём на русском языке! И появилась она в продаже как раз тогда, когда на юго-востоке Украины полным ходом шли боевые действия.
  
   В общем, не вдаваясь глубже в современную политику, можно сказать, что Дракула в декабре 1459 года вполне мог написать вежливое письмо, которое приведено далее, и, кстати, несмотря на то, что я в большинстве случаев размещаю полные переводы в конце своих статей, это ещё далеко не конец статьи.
  
   Письмо Дракулы в Брашов о румынских купцах, приобретших сталь
  
   (Слова и выражения в скобках отсутствуют в самом тексте и добавлены для лучшего понимания смысла).
  
   Иоанн Влад воевода и господин (земли Угровлахийской). Пишу я приветствие моим добрым приятелям, членам совета (т.е. присяжным) брашовским.
  
   И так мы вам даём знать, что были здесь (у вас) наши люди, (прежде всего) Димитр, которые ранее купили некое количество стали, и это было совершено мирно; (они его) вывезти хотели, да вы их остановили, чтобы не вывозили эту сталь, её у них отобрали (дословно: стяжали).
  
   Того ради вас просим: или верните им сталь, или дайте им дукаты их (за сталь уплаченные); что-то одно, взятое у них, пусть к ним вернётся, поскольку их в беде мы не можем оставить.
  
   И да пошлёт вам Бог радости.
  
   Писано декабря 8-го.
  
   Подпись: Иоанн Влад воевода, милостью Божьей господин (всей земли Угровлахийской).
  
   На обороте: Членам совета (т.е. присяжным) брашовским.
  
   * * *
  
   Оригинальный текст письма:
  
  
  
   Фотокопия письма из Музея истории в Тырговиште (Румыния):
  
  
  
   Смотреть фото в большом размере.
  
   Эта забота о князя о своих купцах нашла отражение и в устном фольклоре, который был записан дьяком русского посольского приказа Фёдором Курицыным и включён в "Повесть о Дракуле-воеводе", сочинённую в 1480-х годах. Речь пойдёт об анекдоте про купца и 160 украденных дукатов.
  
   Анекдот о купце - правда или вымысел?
  
   У многих, кто читал "Повесть о Дракуле-воеводе", создаётся впечатление, что анекдот про купца и 160 дукатов характеризует Дракулу как жестокого человека, ведь купец, который являлся лишь жертвой воровства, мог быть казнён, но этот анекдот, если разобраться, характеризует Дракулу с положительной стороны.
  
   Пусть анекдот хорошо известен, но на всякий случай приведу здесь перевод соответствующего отрывка из "Повести" Фёдора Курицына:
  
   "Однажды пришёл купец, гость (то есть неместный купец) из Венгерской земли в его (Дракулы) город. И по его закону оставил воз свой на улице города перед домом (в котором остановился) и товар свой на возу, а сам спал в доме. И пришёл некто, украв с воза 160 золотых дукатов. Купец же пошёл к Дракуле, рассказал о пропаже золота. Дракула же говорит ему: "Иди, и этой же ночью вернётся к тебе золото". И повелел по всему городу искать вора, говоря: "Если не найдётся вор, весь город истреблю". И повелел из своей казны золото отнести и положить на воз (купца) ночью, и сверх (160-и дукатов) ещё один золотой. Купец же встал, и обнаружил золото, и пересчитал один раз и другой, (оба раза) находя один лишний золотой, и пошёл к Дракуле, сказав: "Государь, моё золото ко мне вернулось, но один золотой не мой, лишний". Тогда же привели и вора того с золотом. И сказал (Дракула) купцу: "Иди с миром, а если бы не рассказал мне о лишней золотой монете, я бы и тебя с этим вором на кол посадил".
  
   В другой статье уже говорилось, что истории о Дракуле, которые дошли да нас в виде анекдотов, не совсем вымышленные. В каждом анекдоте есть доля исторической правды, однако сама природа анекдота, посвящённого историческому деятелю, такова, что анекдот отражает не реальные черты деятеля, а мнение народа о нём.
  
   Вряд ли разговоры князя с купцом, представленные в "Повести", действительно имели место, но анекдот всё равно правдивый. Механизм передачи исторической информации здесь примерно такой же, как в старом анекдоте про Брежнева.
  
   Анекдот очень короткий:
   Брежнев смотрится в зеркало и говорит: "Я стар, я очень стар... я super star!"
  
   Понятное дело, что подобного эпизода в жизни Брежнева не было - никто перед зеркалом не стоял и себя не нахваливал, но ведь Брежнев действительно отказывался признать, что преклонный возраст и старческие болячки мешают в управлении государством. Детали вымышлены, но суть верна! То есть мнение народа, выраженное в анекдоте, часто бывает правильным.
  
   Правильным это мнение кажется и в анекдоте про Дракулу, где купец приходит к Дракуле за помощью, а князь решает проверить купца на честность весьма нетривиальным способом.
  
   Кто-то подумает, что этот способ проверки не выдерживает никакой критики. Ведь могло случиться, что купец, вновь обретя пропавшее золото, на радостях забыл бы его пересчитать. Если купец пересчитать забыл, это не делает его вором. Как можно утаить то, о чём не знаешь? Значит, если б купца казнили, это оказалось бы незаслуженным. Да?
  
   Но здесь как раз и скрывается вся изюминка этой истории! Дракула предстаёт перед нами очень тонким знатоком человеческой натуры, которому известны все особенности поведения купцов.
  
   Если бы Дракула дал золото крестьянину, монаху или боярину, эти люди вполне могли бы забыть пересчитать деньги. А вот купец забыть не мог. Не мог! Купец, человек торговый, пересчитал бы обязательно.
  
   Вспомните современного кассира, который всё равно пересчитает деньги, даже если дашь ему всего две купюры. Пересчитывать - профессиональная привычка, доведённая до автоматизма. Так же было у средневековых купцов, которые в большинстве случаев были сами себе кассиры - если не пересчитывать деньги, то разоришься. Именно на этом основан способ проверки, придуманный Дракулой - на знании, что купец пересчитает деньги обязательно, и, значит, купцу было нечего бояться, если он честный человек.
  
   Примечательно, что анекдот рассказан только в "Повести о Дракуле-воеводе", автор которой относился к Дракуле с симпатией, хоть и назвал "зломудрым". В поэме немецкого поэта Михаэля Бехайма анекдот о купце и 160 золотых мы не находим. Как же можно рассказывать о том, что венгерскому купцу вернули деньги, если до этого рассказывалось, как брашовских купцов (а они тоже из Венгрии) ограбили и жестоко убили на берегу Дуная, кого-то рассадив по кольям, а кого-то сварив!
  
   А теперь вернёмся к вопросу об особенностях передачи исторической информации в анекдоте. Почему Дракула в истории о 160 дукатах предстаёт таким знатоком торговых обычаев? Почему народная молва наделила Дракулу этим знанием?
  
   Это как раз и связано с событиями 1457-1460 годов, рассмотренные нами выше, когда мы пришли к выводу, что Дракула проявлял о румынских купцах непритворную заботу. Логика анекдота простая - если князь проявлял заботу о купцах, то вникал в их дела, а если вникал в их дела, то знал купеческие обычаи и, следовательно, знал про привычку пересчитывать деньги.
  
   Пусть в анекдоте речь идёт о венгерском купце, а не о румынском, но ведь купец всё равно честный, а не пройдоха, подобно брашовянам, которые всячески стремились присвоить себе имущество румынских купцов. Кстати, не исключено, что существовала и другая версия этого анекдота, как обычно бывает в устном фольклоре, и что в другой версии речь шла о румынском купце. Просто Курицын, который собирал анекдоты о Дракуле, находясь в Венгрии, другой вариант вряд ли мог услышать.
  
  
  
   Смотреть фото в большом размере.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"