Аннотация: Вечнобудоражащая тема - судейские отзывы. В первый раз о Чёртовой дюжине.
В принципе, я поддерживаю идею модерации комментариев на Чёртовой дюжине. Вовсе не из-за соблюдения правил приличия или бережного отношения к личностям участников. Это мелочи, на мой взгляд. Главное - при нововведении меньше времени останется на токсичный флуд, больше внимания будет уделяться текстам. Таки это литературный конкурс, который способен подвинуть крупнейшие сетевые мероприятия. И давно бы подвинул, не будь он узкожанровым.
Баушко отнюдь не страдает из-за нападок на её творчество; готова гордиться присвоением "имени Львовой" части истхоррорных текстов и языку; спокойно относится к чужому восприятию своего сетевого облика - "поехавшая старуха брызжет желчью" (привет, Николов!). То есть с пониманием относится к переходам на её многогранную личность. Почему же затирается баушкин переход на личности, склонные к точно такой же форме общения? Несправедливо, однако.
Наивная и бесхитростная Баушко подхватила игру и придумала свою терминологию: "выпендрёж имени Рзаева", "при*бчивость к ЧД и удачливость имени Точинова"... Да тут огромный алфавитный список имён можно использовать для изобретения новой терминологии! И последующего использования, естественно.
Но случился судейский обзор Рзаева https://darkermagazine.ru/page/30-final-otzyvy-bajazida-rzaeva Почему Баушко не может им восхититься? Она и восхитилась. Её глубокоискренний и отдушиидущий комментарий тотчас потёрли. Лишили автора выпендрёжа заслуженных лавров. Это тоже несправедливо. Поэтому исправляю тактическую ошибку оргов здесь. Итак, сначала текст отзыва (а вдруг вирус Анита поразит и судью?), а потом восхищённые вопли Баушко.
Что ж, дорогие авторы, поздравляю вас с попаданием в финал 'Чёртовой дюжины'. Это, действительно, большая заслуга с учётом того, какие страсти кипели на сайте. Все рассказы прочитаны-перечитаны, и теперь пришло время высказаться по каждому из них.
В этом году, как я и обещал, не будет утомительного и унылого академизма в вопросах критики. Это не очень интересно, затратно по времени, да и не вижу смысла портить настроение дорогим авторам в преддверии праздника. К тому же, у меня, как и у вас, последние недели выдались стрессовыми, потому, из уважения к вам и вашим усталым уставшим нервишкам, постараюсь обойтись без острой критики и колких оценок. Но и вы, друзья, учитывайте, что всё нижесказанное есть исключительно моё мнение, которое вас ни к чему не обязывает.
Поехали!
Если меня спросят, какой рассказ из финалистов в полной мере соответствует предназначению хоррор-литературы, то я смело отвечу: 'Гости'. Меня он, действительно, НАПУГАЛ. Без всякой иронии.
Во-первых, сюжеты, в которых художественный замысел воплощён через тревогу, страх, неопределённость, онтологическую пустоту и бедность, я нахожу более интересными и способными напугать больше, чем сюжеты, где формами ужаса выступают насилие, убийства, монструозные создания и расчленёнка.
Сюжет? Да, неоригинален. Схожие мотивы были и в 'Незваных', и в 'Других', и что-то близкое, но уже с онейрическим значением было и в рассказе Франка во втором сезоне 'Настоящего детектива'. Но я не считаю схожесть мотивов чем-то зазорным. Потому здесь нареканий никаких. Мне понравилось, что за счёт неоднозначности и отсутствия конкретики читатель волен в своей трактовке. Волен и в поисках ответов на вопросы: 'Кто такие гости?', 'Что происходило с главным героем? Сонный паралич в шкафу? Онтологическое расщепление? Объятия бездны? Встреча с резидентами иных измерений?' Каждый, думаю, сам ответил на этот вопрос.
Из минусов могу отметить неравномерность мыслей главного героя. Вроде бы автор в начале довольно убедительно передает психологию ребёнка. Прятки, страх, первые намеки на гостей. Стройный психологический потрет Лёни начинает ломаться, когда его устами передаётся тератологическое описание кричащего малыша. Ещё одна маленькая и очень субъективная придирка. Лично мне не хватило ясности эмоций. Не хватило именно технически, в задумке-то они есть, и это видно. Но переданы они контурно, а хотелось бы более полно. Немного доработать этот аспект - и получится поистине пугающий и интересный рассказ, с чем-то близким к бердяевскому 'ужасу' в сердцевине - чем-то бескорыстным, неутилитарным, неэвдемонистичным и означающим чистое переживание бездны. Ведь герой по итогу был ввергнут в самую мрачную бездну, имя которой - наш мир.
Автор, так держать! Напугал.
Десятый вал
По уровню старой доброй шизы рассказ чем-то напомнил 'Приглашение на казнь' и раннего Бруно Шульца. Меткая для нынешних реалий - пандемия, кредиты, предновогодняя жесть - история об уходящей из-под ног почве и постепенном умопомрачении. Идею нахожу интересной - метафоризация подступающего безумия с Айвазовским 'Валом' и вечным философским вопросом: 'А что за девятым валом?' Это интересно, находчиво, символично и похвально. Безумие исходит из морских глубин.
Но есть и ложка дёгтя. Во-первых, это излишества. Есть прекрасно переданная атмосфера зимы в маленьком провинциальном (?) городе, она ловится с первых же страниц. Но при этом автор добавляет, на мой взгляд, лишние сцены, например, в восьмой главе. Эти сцены, как любят говорить преподаватели курсов сценаристки, не играют на сюжет и для сюжета. Они - элементы атмосферы, как мне кажется. Нет, только не подумай, дорогой автор, написаны они хорошо. Вопрос в том, нужны ли они. Я думаю, что нет. В рассказе и без того прекрасно передана атмосфера недоброй зимы.
В целом, закрывая глаза на оценочное изображение людей конкретного этноса и не очень убедительную сцену у психиатра, можно сказать, что перед нами нескучный рассказ.
Автору же успехов на литературном поприще.
Красная паутина
Бодрый спортивный рассказ с живыми героями и баркеро-балингрудским твистом в конце. Главный герой, подобно Кеции Мейсон, познал скрытую геометрию мира и смог использовать её в своих интересах.
Благодаря динамике и сюжетно-композиционным особенностям - разбивка глав по годам - рассказ читается на одном дыхании. К несомненным плюсам можно отнести внутренние монологи героя, сопряжённые с динамичными сценами. Здесь автор, извиняюсь за просторечие, просто красавчик. Такие моменты повышают уровень иммерсивного восприятия, что для читателя художественной литературы, несомненно, есть благо.
Описательный и повествовательный аспекты рассказа - на высоком уровне. Читаю сцену с кровавой метаморфозой, и перед глазами - кадры из мультфильма 'Босоногий Ген'. Интересно и то, что семантика паутины связана не только с сокрытыми линиями мира, но и с линиями судьбы. Щепотка философии практически всегда придаёт хоррору приятный вкус. Я не поклонник такого жанра, но рассказ понравился.
Автор молодец, желаю видеть в жизни наилучшие пути.
Морские пейзажи
Если долго рецензируешь безумие, то безумие рецензирует тебя. Рассказ, прежде всего, увлекает эпистолярной формой. И не просто эпистолярной формой, а так называемой концепцией 'дневник в дневнике'. На манеру 'З.А. Кулисье' Лиготти или, что попроще, 'Героя нашего времени'. Как и Максим Кабир, нахожу такую жанровую особенность литературным козырем. Почему? Во-первых, эпистолярный жанр, сам по себе, штука непростая, тем более, когда рассказ ведётся с двух позиций. Во-вторых, завлечь читателя при помощи такого приёма повествования - задача сложная. Здесь, думаю, автор справился с обоими пунктами, чем и обеспечил себе успех.
Особенно хочу отметить следующий момент - событийую рокировку, когда в моём представлении реальность и книга поменялись местами, а потом сошлись воедино. И если в книге ужас и безумие крещендировали медленно, ничто их не предвещало, то в реальности всё происходило куда быстрее. Итак, две линии - ужас дневниковый и ужас реальный - несутся навстречу друг другу... Удар... и только тьма... и крик книги.
Автору большое спасибо за увлекательное чтение. Желаю не терять хватки.
На ногах
Рассказ на стыке хоррора, трагедии и магического реализма. Написан живым, красивым языком. Грустная, чувственная история, подёрнутая пафосом морской элегии - что-то близкое по духу к лэнгановскому 'Рыбаку'. Рассказы, где сверхъестественные ужасы сопряжены с трагедией и печалью, всегда дают пищу для размышлений. Особенно это касается историй, где экспрессия и эмоциональное состояние главных героев переданы красивым и выразительным языком. Всё это есть в рассказе 'На ногах'. А ещё есть крупица абсурда в стиле 'Жизни с идиотом' Виктора Ерофеева, но пусть автор не сочтёт такое сравнение за оскорбление. Это мой любимый роман.
Отдельно можно похвалить и за наличие биографий персонажей Дениса и Нади. Хотя в рассказах не приветствуется такое (малый жанр, концентрация сюжетной линии и всё такое), здесь биографии уместны, поскольку помогают понять и прочувствовать психологические проблемы и связь героев. Туда же и довольно интересный онтогенез русалок.
Автор, будь здоров. Твори и радуй!
О вас лишь радуюсь
Ну что ж. Нечто более серьёзное, эпическое и темно-фэнтезийное. Крепкий, атмосферный рассказ, начало в стиле 'Я - легенды' Мэтисона, а потом действие приобретает куда больший масштаб. Бриллиант рассказа - это выдержанный язык: что в диалогах, что в словах автора хорошо соблюдена лингвистическая пропорция архаичности и современного русского языка. А подобрать такую пропорцию не так-то и просто. Буду рад, если этот рассказ выйдет в печать. Сюжет прекрасно сочетается с его атмосферой, есть довольно жуткие моменты. Однако в целом, рассказ не столько жуткий и страшный, сколько интересный и затягивающий.
Автор, да пошлёт тебе Господь псоглавцев вдохновения! О тебе лишь радуемся!
Огонёк
Это что-то на уровне Доктора Стрэнджа, приправленного 'Гончими Тиндала' и хорошей долей психологизма. Рассказ глубокий и меланхоличный, с очень важной и близкой каждому идеей. Важно, что автор раскрывает её в последнем абзаце, оставляя читателя наедине с грустью. Неспешное повествование, чередующиеся картины бытовых сцен и происходящих фантасмагорий сближают рассказ по настроению с интереснейшей и философской инди-игрой. То есть, помимо глубины переживаний и философского начала, в рассказе есть и момент увлекательности.
Интересная находка, кстати: сцены прошлого написаны в настоящем времени, а сцены настоящего - в прошедшем.
Дорогой автор, обнимаю - заставил ты меня позвонить родителям.
Поклонись
Сложный, хорошо структурированный рассказ с лавкрафтиано-языческим колоритом. Сложный - интересный и, в моём понимании, почти шедевральный. По литературной части здесь всё на довольно высоком уровне. Хорошо воспроизведены локации, ощущается дух времени, прекрасно переданы эмоции героев перед лицом неведомого. Не буду придираться к историческим огрехам - делаю скидку на жанр.
'Поклонись' - это далеко не развлекательный рассказ. Это серьёзная, содержательная литература. Читается непросто, но оставляет приятное и запоминающееся надолго послевкусие.
Автору успехов и всех благ в Новом году.
Птица вещая
Среди финалистов этот рассказ выделяется крайне мрачным настроением. Но мрачным - сопряжённым не со сверхъестественным, а с бытовым ужасом. Мне он чем-то напомнил одну из будоражащих историй Дзюндзи Ито.
Много внимания уделено деталям, что, как по мне, 'сгущает' топос и помогает читателю воспринимать образ мира рассказа более целостно. Так и жуть ощущается сильнее. 'Ку-ку', - слышу из-за спины.
Автору долгих лет жизни и больше вдохновения.
Санта Муэрте
Мне кажется, что я до того соскучился по славным доковидным временам, что этот весьма любопытный рассказ хлопнул залпом. Мексика, культы, Праздник смерти и вездесущая Белая девочка. Не знаю, был ли автор в Мексике? Если нет, то лавры Чейза уловил прекрасно. Тот отродясь не был в США, но если сложить места действий многих его романов, то получится прекрасная дорожная карта Америки.
Чем выделяется рассказ? Ментально осязаемым символизмом, интересными сюжетными ходами, элементами трипа, щепоткой роуд-фикшна и чего-то c оттенками мексиканского нуара в стиле Роберто Гавальдона. Понравилось ли мне? Несомненно.
¡Gracias querido autor!
Странные вещи с горы
Очень мрачная и в то же время грустная сказка. Автора прошу не воспринимать в штыки подобное жанровое определение и не дуться, если уж наши взгляды на этот аспект не совпали. Я нахожу этот жанр интересным и перспективным в современных реалиях. Писателей, умеющих работать в нём, единицы.
'Странные вещи с горы' - это нечто на стыке фильмов Дель Торо, кинговской 'Девочки, любившей Тома Гордона' и пугающих историй Блэквуда. То есть хороший, интересный и добротный рассказ. Поход Риты в гору - это отдельная прелесть. Красивая, нескупая литературная пейзажистика с оттенками тревоги; читаю - и перед глазами возникают картины Каспара Фридриха. Вторая прелесть рассказа - тема 'борьбы с драконом'. Здесь она доведена до высшей точки и приобретает экзистенциальный смысл. Это делает её и, собственно, весь рассказ ещё более проникновенным и даже будоражащим.
Автору желаю больше интересных идей для сюжетов в этом жанре и сил, чтобы их воплотить на бумаге.
Чёрная аркада
Как и 'Десятый вал', рассказ актуальный. Только 'Вал' отсылает к реалиям наших ковидных дней, 'Аркада' же близка именно частностью. Здесь есть Даркер, и тема рассказа аккурат попала в декабрьскую тему нашего вебзина. Я очень рад читать 'Аркаду' в финале.
К слову, на втором курсе я писал курсовую об игровом фольклоре, поэтому рассказ читал с удовольствием. А за разрушение мифа о лучшей звукоизоляции, как саунд-дизайнер, только что сохранивший проект в Cubase 10.5, жму крепко автору руку. Самое забавное, что кто-то и ныне верит в миф о чудесных звукопоглощающих свойствах яичных лотков.
Рассказ ценен бытовой эмпирикой времён нашего детства, также в нём можно найти немало интересной информации из мира старых игр и приставок. У кого-то, например, у меня, сеттинг рассказа вызовет приятную ностальгию, кто-то узнает много нового и занимательного. То есть видно, что к созданию антуража олдовой гейм-культуры автор подошёл серьёзно.
А что есть кроме этого? Интересный сюжет с ницшеанским замыслом, большой долей саспенса и пленением (героям сюжетов с пленением сопереживаю особенно сильно), вечные темы смерти и ностальгия, открытый финал.
Автору и его близким желаю здоровья и долгих лет жизни.
Юрка
Очень грязный (читай: откровенный) рассказ. Словно запускает синестезию. От текста так веет затхлостью, грязью и гнилью. Не знаю, насколько автор стремился донести до читателя подобную атмосферу, но меня при знакомстве с рассказом не покидало ощущение 'мировой' промозглости. Автор умело живописует типичный провинциальный городок. Кто-то, конечно, скажет о клишированности. Но я возражу: извините, друзья, во времена, когда происходят действия рассказа (пусть автор простит меня, если я ошибаюсь) практически каждый второй провинциальный городок был копией соседа - те же проблемы, те же люди, та же беспросветность. Так что штампованность рассказа надиктована реальностью.
Сюжет отдалённо напомнил приключения Итана Уинтерса. Герой перемещается из точки 'А' в точку 'Б' - от странности и дичи к ещё большей странности и дичи, при этом сам он и есть главная дичь и странность. Мне лично крики матери героя слышались пониженными на две октавы вниз (как голоса боссов из Resident Evil Village). Если рассматривать рассказ как аллюзию на общество, где действует закон 'Не [обманешь] - не проживешь!', то замысел его интересен и в очень отдалённой форме напоминает 'Городского голову' Лиготти. Если абстрагироваться от аллюзий и перейти к конкретике, то идея рассказа требует доработки. Не буду утомлять советами, просто скажу: ждал, что предположение о существовании радостного Грацка сюжетно разрешится в нечто оптимистическое и жизнеутверждающее.
Автору желаю добра и процветания!
P.S.
В отличие от прошлогоднего конкурса, финал этой 'Чёртовой дюжины' удивил жанровым, сюжетным и идейным многообразием. Было очень сложно расставлять рассказы по местам, ибо в первую тройку просились 9 рассказов. Авторы молодцы - все без исключения. Благодарю за приятные минуты, проведённые за чтением ваших рассказов, и возможность оценить ваше творчество. Успехов всем на литературном поприще!
Отдельное спасибо организаторам конкурса за приглашение на судейство, доверие и возможность соприкоснуться с современным русским хоррором.
Всех с наступающими праздниками! Желаю добра, успехов, много сил. А ужас?.. Да пусть останется на бумаге!
Шэдэврально! Баушко утирает слезы и сопли восхищения подолом шолкового халата. Да, именно акадэмизм в "вопросах критики" "портит настроение в преддверии праздника". Так снимем же стрэсс онотологическими пустотой и расщеплением, онейроидным синдромом, апофатически-кататифическим пафосом: "А ужас? Да пусть останется на бумаге!" Обратите внимание на эннеаграммически верные пожелания авторам и порадуйтесь за тех, кто ныне их удостоился.
Глубина и масштапность судейского восприятия художественного текста сочетается с вершинами познаний в феноменологии, психологии, философии, социологии, культурологии, герменевтики и даже эмпирики. И вместе с этим благолепием можно узнать о проникновенно-личном: в жизни судьи был второй курс и он (судья) писал курсовую! Баушко рыдает от умиления и тянется к шторам, ибо подол уже использован.
Увы, до уровня судьи никогда не дотянуться эпигонствующим критикам. Только господину Рзаеву удалось соединить в отзывах подход к тексту Бьоркодяева, Кабиротти, Матюсэнджа с виртуозностью словесного крещендирования Захуярюпороялю. Только он смог увидеть ницшеанский проект о преодолении метафизики в тексте сетевого конкурса.
Обожы! Баушко ощущает свою ничтожность, читая судейские отзывы "гиганта мысли" (с) Она тупо хлопает зенками, пытаясь отыскать смысловое ядро перлов мудрости: "атмосфера... ловится", "тератологическое описание", "неравномерность мыслей ГГ", "ментально осязаемый символизм". Увы, Баушко недоступно любое крещендирование. Остаётся лишь радоваться за нынешних и будущих участников.