Лукьянов Лев Павлович : другие произведения.

"Русь", "русичи" - еще одна гипотеза рождения понятий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Аннотация Понятия "Русь", "Русичи" у христианских и светских иерархов Византии и Западной Европы, в документах, письмах, летописях появляются в конце VIII начале IX вв. н.э. Возникнув однажды, эти понятия применяются, они работают и имеют свою историю развития. Вокруг истории развития понятий возникает много толкований, ведутся дискуссии, и это естественно. В настоящей статье мы предлагаем одну из гипотез возникновения этих понятий, построенную на основе принципа необходимости. Сначала мы выявляем, на основе исторического анализа, у кого могла возникнуть потребность в понятиях, в VIII - IX вв., затем делаем предположение, о том, как была удовлетворена возникшая потребность.

  Л.П. Лукьянов
  Красноярск, февраль, 2009г.
  
  
   "Русь", "Русичи" - еще одна гипотеза рождения понятий.
  
  Понятия "Русь", "Русичи" у христианских и светских иерархов Византии и Западной Европы, в документах, письмах, летописях появляются в конце VIII начале IX вв. н.э. Возникнув однажды, эти понятия применяются, они работают и имеют свою историю развития. Вокруг истории развития понятий возникает много толкований, ведутся дискуссии, и это естественно. Некоторые исследователи говорят, что научной дискуссии, о истории возникновения этих понятий 200 и более лет []. Мы скажем, более 1000 лет. В этом нет ничего удивительного. Понятие "Европа" старше понятия "Русь", но серьезного исторического объяснения, как возникло это понятие, почему это, а не иное понятие применяется для определения этой территории, в этих границах, объяснения удовлетворяющего всех географов, историков и людей, живущих в Европе нет. Понятие "Русь", как и понятие "Европа" это обозначение географической территории, на которой проживает множество различных этносов. В конце VIII, начале IX веков понятие "Русич" это один из этнических территориальных признаков: племен славян и антов, с родовыми названиями - чуди, кривичей, мерю, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи... Понятие "Русичи", это собирательное понятие, определяющее множественную совокупность этносов, длительно проживающих на территории Руси. Спор и поиск на исторической карте, до VIII века, "предродовых" следов этих понятий дело безнадежное. Нас скорее должно интересовать, как возникли эти понятия, кто ввел эти понятия в оборот? Мне кажется, сегодня мы можем ответить на эти вопросы. Американцы знают, кто дал имя их континенту. А почему русским, не знать этого?
  
  Для приближения к пониманию условий и причин рождения понятий, попросим читателя, медленно, через средневековье вернуться в историческую среду момента определившего необходимость рождения интересующих нас понятий.
  
  Шаг один. Минус 5 веков. И мы в средневековье.
  
  Вот как характеризуют историки состояние миропонимания средневековья. Это через VII веков, после рождения понятий.
  
  "Средневековую цивилизацию часто называют теократической - имея в виду, что она была во власти всепроникающей идеи христианского Бога, что Божья воля была достаточным объяснением любого явления, а служение Богу - единственной законной целью любого людского предприятия. Размышления о Боге были высшей формой интеллектуальной и творческой жизни." [7,с. 315]
  "Следует различать, однако, высокую культуру образованной элиты и низкую культуру простых людей; в наше время ученые также выделяют клерикальную культуру и фольклорную традицию. Поскольку образованное меньшинство формировалось из клириков или их учеников, то можно было ожидать, что формальная культура грамотных слоев общества будет находиться целиком в рамках принятого религиозного учения. Однако большие группы населения, включая женщин и аристократию, были неграмотны, так что не удивительно, что мы находим в средневековом обществе множество языческих пережитков, еретических воззрений и даже идеи и взгляды, решительно противоречащие религии. Традиционная средневековая ученость ограничивалась в основном областью высокой культуры. Народная же культура является предметом нового средневековья, ...."[7, с.316]
  "В средние века время и пространство воспринимались совсем не так, как в наше время. Время измерялось сменой дня и ночи, сезонами, посевом и сбором урожая. Точно выверенные часы и календари находились в ведении Церкви и были предметами священными. Люди передвигались так медленно, что не имели возможности проверить достоверность географических знаний. Иерусалим лежал в центре трех континентов: Азии, Африки и Европы - уделов трех сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета. За континентами мыслился опоясывающий все океан, а за ним - линия, где небо и земля сливались в одно." [7, с. 316]
  Существуют четыре стороны света: Север, Юг, Восток и Запад. В средние века это знают.
  Шаг два. Еще минус 7 веков. И мы, в историческом времени рождения интересующих нас понятий. Конец VIII века.
  Естественно образовательный уровень христианского населения, в начале средних веков, ниже, чем в XV веке. В Западной Европе, грамотными являются клирики. Короли, герцоги, графы их дети учатся у клириков. В Византии, или Восточной Римской Империи, общий образовательный уровень населения выше, чем в Западной Европе, здесь действует система государственного образования. Но здесь, как и в Западной Европе, образование носит догматический характер. А догматы формулируют клирики. Все образование начальное и высшее, в христианском мире на западе и востоке, имеет церковную методическую базу. С языческим образованием в Афинах покончено.
  Географические представления, в обратную сторону не развиваются. Сформированные в III -IV вв. церковные христианские догматы хлыстом, виселицей, огнем и топором палача охраняются от еретиков. Иерусалим является центром мира и лежит в центре трех континентов: Азии, Африки и Европы, - уделов трех сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета. Есть четыре стороны света: Север, Юг, Восток и Запад. Все прочие понимания это ересь.
  В последней четверти VIII века и первой четверти IX века, на территории Западной Европы, Азии и Африки, действуют четыре этнических образования: Византия, Авары, Папство, Франки, которые могут проявлять интерес к Восточным славянам.
  Византия. В рассматриваемый период времени, иерархам Византийской империи нет дела до восточных славян. В этот период истории они переживают эпоху иконоборчества и внутренней нестабильности, борются за территории с Арабским халифатом и Булгарским ханством.[8]
  Авары. Восточные славяне, с момента прихода авар в Западную Европу, VI в, являются их основными союзниками. Родовые общины Восточных славян производят и поставляют в Аварский каганат, столица которого размещается в излучине Дуная, на территории бывшей римской провинции Паннонии, оружие, продовольствие, фуражное зерно, вспомогательное воинство. Восточные славяне для Аваров это то, что сегодня называется "экономическим базисом", они необходимый элемент Аварского каганата. Авары для Восточных славян, в этот период, это "голова", "мозговой центр" и "кнут" определяющий направление и пределы хозяйственного развития их родовых общин. Но в 803 г. франки и булгары полностью разгромили и уничтожили Аварский каганат. Восточные славяне остались без "головы" и "кнута".[4]
  Папа и папство. В последней четверти VIII в. Папа и папство, переживают сложный период борьбы за выживание. Порвав связь с Константинополем [7], они борются за жизненное пространство на Апеннинском полуострове с лангобардами. В 774 г. они находят защитника своих интересов в лице короля франков Карла. И после 774г папы решают две задачи, борются за папский престол и расширение территории господства латинской христианской церкви, на территории Западной Европы, подвластной франкам. В 800 г., на Рождество, подводя некоторые итоги борьбы за создание христианского мира и сохранения собственной жизни, Папа Лев-III, коронует Карла, короля франков и лангобардов, короной римских императоров.[5,7] В круге интересов Пап, в этот период истории, восточных славян нет.
  Королевство франков. Под властью короля Карла Великого (правил в 768 - 814 гг.) франки постоянно наращивают свои христианские территориальные владения. К концу VIII века, преследуя цели расширения христианских владений и увеличения поголовья "Стада Христова", франки, на востоке Западной Европы, вышли за границы бывшей Римской империи. Разгромили Аваров и вступили на территории, занимаемые Западными и Южными славянами. В 800 г, территория подвластная королю франков и лангобардов Карлу., простирается "на громадной территории от Атлантики до Дуная, от Нидерландов до Прованса", [7,с.218] но король не желает останавливаться на рубежах достигнутого. В этот период, только Карла Великого могли интересовать Восточные славяне и их территории.
  Карл желает стать Императором. Папа желает провозгласить Карла Императором. Но есть вопросы. Императором, какой империи, можно провозгласить?, на трон какой империи можно короновать?, Карла Великого. У империи должно быть "имя", границы или пределы. Быть императором Римской Империи и претендовать на территории и трон христианской Византии - Восточной Римской Империи Карл не желал.
  После разгрома Аварского каганата, перед ним, как и перед Великим греческим воителем Александром, которому он подражал, открывалось новое и неизведанное на Востоке. Но путь, в это новое и неизведанное, он проводил не через малую Азию, а Севернее, по северо-восточному уделу Иафета, сына Ноя. Он не желал терять время и силы на войну с мусульманами. Он оставлял эту войну Византии. Его интересовал весь удел Иафета, или Европа, от Атлантического океана до ее восточных границ с выходами в Азию к Китаю и Индии. На территории Европы он мечтал воздвигнуть "Град Божий" и быть Императором этого "Града". Настольной книгой Карла Великого, сопровождающей его в его передвижениях по Европе, была книга епископа и богослова блаженного Августина (354 - 430) "О Граде Божьем". [5] К северо-восточному уделу Иафета, после 800 г. приковано внимание его, а после его смерти (814г.), его наследников. В начале IX века, после коронования Карла Великого короной императора, территории влияния в Европе между Римом и Византией перераспределены. Земли, где живут Восточные славяне, отходят к сфере влияния Рима. Сюда, в начале IX в., для изучения географии территории; проживающего населения, организации его жизни и быта, направляется баварский географ.[3] Сюда, для организации великого княжения, организации прохода караванов судов по водным артериям, подготовки населения к крещению, естественно с благословения Папы, один из потомков Карла Великого, направляет в 856 году своего вассала, князя - викинга Рюрика, из клана Скъелдунгов, и в 871 г. князя - викинга Олега. И князь Рюрик, и прибывший ему на смену в 871г. князь Олег, прибывают на земли Восточных славян с титулами великий князь Руси.[1, с. 341- 343; 4, с. 151 - 162]. Они не самозванцы, этот титул может присвоить только император, с благословения латинской церкви. Вот почему в договоре 971г., между Святославом и императором Византии, Иоанном Цимисхием, великий князь руссов Святослав именуется "римским другом и союзником".[9]
  Но вернемся к понятиям.
  Предположим, что мы имеем карту Европы сработанную в VIII веке клириками. На карте восточной части Европы, севернее Византии, где сегодня расположены Россия, Беларусия, Украина, Польша написано: "Северо-Восток. Удел Иафета". Но написано не на русском языке, а на латыни "Euro-boreus. Sors Iafeth". Запишем эти слова в столбик как пишут на карте и прочитаем буквы которые я выделил.
   E u R o (_ _ R _)
   B o r e U S (_ _ _ _ US)
   S o r S (_ _ _ S)
   I a f e t h (I _ _ _ _ _)
  Да, "RUSSI". Так Карл Великий и его верный помощник Алкуин, закодировали название театра будущих действий. В конце VIII или начале IX вв. Сначала понятие "RUSSI" было тайным и известным ограниченному кругу лиц. Затем круг лиц владеющих тайной расширялся, и тайна перестала быть тайной. Понятие прижилось. А территория в крещении получила имя "Russi" .
   На великие деяния на "Russi", император Франков, потомок Карла Великого и Папа благословили князя Рюрика, в 856г., присвоив титул "Великий князь Руси" ("Рrinceps magnus Russi"), и князя Олега в 871г..
  Во второй половине IX века, только чуди, кривичи, мерю, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи и другие этносы, не знают, что христианские иерархи называют территорию, где они проживают, в переписке и официальных документах, "Русью" ("Russi"), а их "Русинами" ("Russinus").
  Для великих христианских дел благословляет император Византии епископа Михаила на Русь в конце X в. Организации крещения Восточных славян язычников, с родовыми названиями - чуди, кривичи, мерю, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи.... в христиан с именем и племенным территориальным признаком "Русич" ("Russic"). После принятия крещения стада язычников - чуди, кривичи, мерю, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи и другие этносы территории, приобщаются к "стаду христову", получают христианское имя и новый племенной территориальный признак "Русичи", становятся рабами божьими "Русскими" - "Russicus".
  
  Литература.
  1. Вернадский Г.В. Древняя Русь// Пер. с англ. Е.П. Беренштейна, Б.Л. Губмана. Под ред. Б. Николаева. - Тверь: ЛЕАН, 1999, С. 448.
  2. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. - СПб.: Издательство "Лань", 2000. С. 320.
  3. Херман И. (ГДР) Ruzzi. Forsderen. Fresiti. К вопросу об исторических и этнографических основах "Баварского Географа" (первая половина IX в.).// Древности славян и Руси. - М.: "Наука", 1988. С. 163 - 169.
  4. Лукьянов Л.П. Восточные славяне: разве это мы? Эволюция: VI - X века / Л.П. Лукьянов. - М.: Крафт+, 2004. - 224с.
  5. Левандовский А.П. Карл Великий: через империю к Европе.- М.,: Мол.гвардия, 1999, (ЖЗЛ. Вып.754).
  6. Джаксон Т.Н. Варяжский вопрос. 1999 - 2001 "Родина". Интернет издание http://janaberestova.narod.ru/jackson.htm
  7. Дэвис Н. История Европы/ Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 943с.
  8. Васильев А.А. "История Византийской империи", том1. (Время до крестовых походов до 1081 г.). Подготовлено к изданию 1999 год. Электронное издание. Интернет версия http://gumilevica.kulichki.net/VAA/vaa1.htm
  
  9. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. Москва. "Международные отношения", 1982.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"