Лукьянов Лев Павлович : другие произведения.

Русь.Начало Эволюции. (фрагмент I)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    АННОТАЦИЯ. "История России с древнейших времен до конца XX века", которую мы читаем студентам, содержит только "классовый бред". После изучения этого "бреда", создается впечатление, что до момента, с которого начинается история царей Иоанна III Васильевича (1462 -1505), Василия IV Иоанновича (1505 - 1533), Иоанна IV Васильевича Грозного (1533 -1584), на Руси ничего не создавалось, и не развивалось, ее только угнетали князья, церковь, татары. Но откуда взялись города, дороги, церковь, культура? Ведь в VI веке восточные славяне это "дикари". Несколько лет назад, я начал проводить собственные исследования, как экономист. Я изучил эволюцию восточных славян в VI - X веках, сейчас изучаю историю Руси, России. Картина эволюции получается отличная от той, что имеется в официальной истории и истории церкви. В этой статье я говорю, немного, о экономической эволюции Руси, на начальной стадии формирования ее суперэтноса.

  Лев Лукьянов.
  Тула - Красноярск 2005-2009.
  
  
  РУСЬ. НАЧАЛО ЭВОЛЮЦИИ.
  (фрагмент 1)
  
   В данной работе я не берусь рассматривать, в полном объеме, как складывается борьба пассионарных и субпассионарных сил восточных славян на различных исторических интервалах в начале формирования суперэтноса. Историческая литература [14,15,16,...], которой мы сегодня располагаем, имеет еще большой "налет заказанности". Моя попытка представить эволюцию Восточных славян до крещения Руси, оказалась относительно удачной, мне так кажется, лишь со второго раза [9], после моего знакомства с литературой, которая называется "эмигрантской". В настоящее время такую литературу, которая характеризует наше развитие с позиций, ранее для нас запрещенных, в большом количестве публикуют в России [10,11,17...]. Изучение литературы и "работа над ошибками" продолжаются. Я исследую, пишу и думаю. Полагаю, что в течение нескольких лет, представлю на суд научной и широкой общественности более полную историю Руси и России, с точки зрения этногенеза.
   Но вернемся к историческим фактам экономического развития России в первой половине первого этнического цикла с IX по XVI век, фактам известным и свежим. Увы, мы не найдем их в современной исторической литературе. Российская история, имеет историю войн князей [26], историю церкви [14, 16], имеет археологию [32], но нет истории созидания, нет экономической истории.
   "История России, с древнейших времен до конца XX века" [33], что мы читаем студентам, содержит только "классовый бред". После изучения этого "бреда", создается впечатление, что до момента, с которого начинается история царей Иоанна III Васильевича (1462 -1505), Василия IV Иоанновича (1505 - 1533), Иоанна IV Васильевича Грозного (1533 -1584), на Руси ничего не создавалось, и не развивалось, ее только угнетали князья, церковь, татары. Но откуда взялись города, дороги, церковь, культура? Ведь в VI веке восточные славяне это "дикари"[9, 32]. Историки, дай им "бог здоровье" читают, наверное, только археологические дневники. И чтобы напугать студентов "татарами" пишут: "По археологическим данным, из 74 русских городов XII - XIII вв., известных по раскопкам, было разорено 49, т.е. почти 2/3! Из них 29 так и не поднялись из пепла или постепенно превратились в села" [33, c. 50]. Конечно "Бедная Русь", но еще беднее, ее историки. Они не могут сесть в машину и проехать по дорогам Европейской России, Белоруссии, Украины; по кольцу дорог соединяющих - Киев, Рязань, Новгород. Но не по главным дорогам, через Москву, а по дорогам соединяющим, на этом кольце бывшие "губернские", "уездные" и "волостные" города; обратить внимание на возвышающиеся кирпичные храмы, на время их строительства. А даты там, XI- XIV века. А храмов более двух тысяч, даже без учета храмов уничтоженных Советской Властью. Следовательно, и городов на этом кольце, больших и малых, в XIV веке, более двух тысяч. Откуда они взялись, в это "разрушительное время"? Почему о них нет ничего в археологических записках? А потому и нет, они целы - плохо сохранились, но целы. Следовательно, "господа историки" потрудитесь объяснить, как они оказались построены в это "ужасное", по Вашему определению время. Не нужно больше рассказывать студентам "классовые сказки ужастики", начинайте исследовать и говорить о созидании.
  Несколько лет назад, я начал проводить собственные исследования, как экономист. Я изучил эволюцию восточных славян в VI - X веках, сейчас изучаю историю Руси, России. Картина эволюции получается отличная от той, что имеется в официальной истории [26, 33] и истории церкви [14, 16]. Она ближе к понятию этногенез в формулировках Л.Н. Гумилева [1,2]. Здесь не работает понятие "класс", в той интерпретации, как мы привыкли его понимать, а следовательно не работают и методологии основанные на формационном подходах. Развитие или эволюция суперэтноса, на территории Восточной Европы происходит так, или почти так как суперэтноса Западной Европы, но со сдвигом в 400 лет. Здесь другие действующие этносы, другие лица пассионариев и субпассионариев, методы достижения поставленных целей могут быть различны, но исторические аналогии проявляющиеся на уровне тенденций развития суперэтносов схожи.
  Восточные славяне, так же как ранее франки и готы, другие этносы Западной Европы, с VI века до средины IX века прошли славный путь от "дикости" к "варварству". Они перешли от присваивающего ведения хозяйства к производительному. Под давлением естественных обстоятельств, и стремясь выжить, они перешли, под руководством безымянных вождей и "черных" князей, от матриархата к патриархату. У цивилизованных народов, под давлением аваров научились пасти и использовать рабочий скот, сеять и собирать, делать оружие и воевать; образовали протогосударства действующие на понятийной основе, создали дружины, собирали налоги [9,c.68-129]. После разгрома аваров, являвшихся для них "головой", они стали интересны франкам. В конце VIII, начале IX века их изучает баварский географ, представитель Карла Великого (768-814), императора Западной Римской империи [36].
   В средине IX века, если отбросить сказки о приглашении , на Север Восточной Европы, прибывает в 855 (или 856) г. с дружиной Рюрик (из клана Скъелдунгов). Формирование суперэтноса начинается. Как говорит Г.В. Вернадский, Рюрик в этот период времени является вассалом императора франков Лотаря (795-855) и держателем от него лена в Ютландии [31,c.341-342]; следовательно, он христианин, и как минимум вассальный князь. Дед Лотаря, император франков Карл Великий (768-814), решает мечом, в конце VIII века, в районах Севера Западной Европы и Скандинавии задачи христианизации; продолжает решать эти задачи, расширяя свои владения на Восток, и император франков Лотарь [8,c.100-106]. Для решения задач, в Восточной Европе Лотарь привлекает Рюрика, как известного организатора походов викингов на Англию и Северную Францию [31,c.341-342]. На славянском востоке перед Рюриком две задачи: во-первых, крестить Восточных славян и этносы проживающие на этой территории, привести их в лоно Западной христианской церкви; и во-вторых, организовать безопасное движение по рекам Прибалтики, Днепру и Волге речных торговых караванов из Северной Европы в Каспийское и Черное моря, Византию и обратно. Движение морских караванов из Западной Европы в Византию по Средиземному морю, и через его проливы в Черное море, в этот период, осложнено мусульманами.
  Развитие восточных славян с прибытием пассионарного Рюрика, приобретает взрывной характер. Рюрик и прибывшие с ним люди, учат восточных славян строить ладьи и производить из древесины изделия - бочки, колеса, телеги, мебель. В районе Новгорода, организуется комплекс лесоперерабатывающих производств. В настоящее время, такой комплекс технологий, называется глубокой лесопереработкой. Расширяется номенклатура изделий производимых из металла; начинают делаться пилы, инструмент для их изготовления и заточки; металлические изделия для конской упряжи. Коневодство, рядом со скотоводством, становится одной из отраслей хозяйственной деятельности восточных славян. Рядом с судостроением развивается льноводство, производство льняных тканей и канатов, необходимых для изготовления парусов и такелажа. По нашим подсчетам, для организации производства 25 челнов в год , выпуска сопутствующей продукции, на Рюрика, в этот период, в районе Новгорода ежедневно, по 10 -12 часов, работают 2,5 -3,5 тыс. чел. Пассионарный толчок, который испытали восточные славяне, с приходом Рюрика, в середине семидесятых годов, услышали в Константинополе. Аскольд и Дир, в нарушение союзного соглашения, на челнах изготовленных на севере Руси, со славянскими экипажами, начинают грабить предместья Константинополя. В 866 году, в Киеве появляется посланник императора Византии, строится и открывается христианский храм Святого Ильи; у Киева начинаются торговые отношения с Византией. За души и тела восточных славян начинают бороться две христианские конфессии, две христианские империи Восточная и Западная.
  Эволюция Восточных славян в IX - X веках, в первой этнической фазе, при первых Рюриках, - которые естественно были пассионариями, - Олеге (879-912 гг.) , Игоре (912-945 гг.), Ольге (945-955 гг.), Святославе (955-972 гг.), Ярополке (972-980 гг.) и Владимире (980-1015 гг.), мною, относительно подробно рассмотрены в главе "Княжение" монографии [9]. За 150 лет, пассионарной деятельности на Руси, с позиций этногенеза, Рюрики и их сторонники, сделали очень много. Они решили вторую задачу, поставленную императорами франков, более чем убедительно. Пробили транспортные ладейные дороги, действующие в двух направлениях, от Балтийского моря по Волге и Днепру до Каспийского и Черного морей. Организовали "ладейные" волоки, соединили в нескольких местах по волокам: Волгу, Днепр, Оку, Воронеж, Дон и другие реки. Создали с Восточными славянами ладейный флот, научили Восточных славян строить ладьи и делать еще многое. Наконец, они создали государство Восточных славян - Киевскую Русь, соединили стольные города удельных княжеств "прямоезжими дорогами". Сводная дружина численностью от 50 до 70 тыс. чел. под руководством Святослава, совершив двухгодичный поход, используя накопленный потенциал, полностью разгромила Хазарское царство. С решением первой задачи получилась "историческая промашка"; она оказалась решенной с точностью "до наоборот"; Рюрики привели Восточных славян в лоно Восточной, или Православной христианской церкви. Переориентация на Восточную христианскую церковь, происходит в период правления Великих князей Игоря и Ольги; в этот период, по разным причинам, влияние патриархов Византии на Восточных славян усиливается, Западных - Императора и Папы падает.
   Несколько иначе, чем в Западной Европе, на территории Восточной Европы, начинается первый этнический цикл, будущего суперэтноса. Если в Западной Европе, будущих "Европейских гегемонов", немецкие племена, на территории Западной Римской империи в V веке, встречают Папа и его епископы, то в Восточной Европе наоборот. В конце X века, митрополита Михаила (988-992 гг.), Византийского духовного наместника и его клир, в Киеве, столице "Северо Восточного удела Иафета" , встречает действующий "гегемон". Князь Рюрикович, его многочисленная семья и свита. В остальном, все практически также, как в Западной Европе, но со сдвигом в четыреста лет.
  Патриархи православной церкви становятся "этническим мозгом" суперэтноса, через них и церковный клир император Византии начинает реализовывать свою колониальную политику в Восточной Европе, и проводит ее активно [14, c.31]. Он направляет сюда избытки клира. По мнению Н.М. Никольского, только епископов в Византии, потерявшей в XI веке 2/3 своей территории, насчитывается 6000 чел. и все они со своими людьми, готовыми под их началом организовывать службу в нескольких приходах; сюда мы должны отнести избыточное число священников и монахов [14, c. 31]. Даже если допустить, что на Русь с митрополитом Михаилом, и другими митрополитами в XI-X веках прибыло: 5000 епископов, каждый из епископов привез с собой по 20 чел. клира, да их семьи, еще 40 чел., то число мигрировавших из Византии на Русь греков в XI - X веках, составляет 300 тыс. чел. Это около 10 процентов численности всего населения Руси в X веке . То есть, если допустить, что греческая миграция происходила и в XII и в XIII веках, но в меньших размерах, то можно предположить, что Русь в этот период получила, очень солидную культурную прослойку, которая начала активно смешиваться с местным населением. Совсем не обязательно славянским.
   Численность населения Руси в XI - XIV в. быстро растет, епископы и священники выполняют привычные для них функции. Строят и открывают монастыри, церкви, организуют школы, мирские суды; вводят и поддерживают необходимый обряд, собирают десятину. Численность христиан растет. Христианская церковь начинает бороться за паству с церковью языческой, ее поддерживают князья, их дружины, и в конце XIV века, вторая прекращает существование. Когда я говорю, что прибывающие греки, христианский клир размещается, строит монастыри и церкви, то естественно возникает вопрос где?
  Вернемся в X век, времени правления Игоря и Ольги. Игорь не смог решить проблему сбора "полюдья" , его убили. Но в теоретическом плане, решение проблемы сбора "полюдья" на Руси уже существует. Об этом говорит В. Рыбаков [35], правда он не называет авторов. А авторами, теоретического решения этой проблемы, могли быть только греки, знакомые с колониальным освоением земель. Греки предлагают построить на Руси сеть кольцевых дорог, большие и малые тракты, на трактах построить становища и погосты. Количество становищ и погостов, на кольце большого полюдья должно быть не менее 50 ед. Количество становищ и погостов вообще определяется цифрами 500 и 2000 ед. В работе [9, c. 178-179], я провел некоторые вычисления, положа их на карту княжеских домов Руси, здесь приведу лишь некоторые результаты.
  Длинна круга большого полюдья (большого тракта) определяется просто (50x 60) 3000 км, где 60 км - это суточный конный переход. С географией сложнее, но если взять на карте круг Киев, Рязань, Новгород, Киев, то это и есть эти 3000 км. Цифра 500, это количество станов и погостов, находящихся в ведении князей, на кольцах средних трактов, по 42 стана и погоста, по 2460 км дорог среднего тракта на каждого князя, их 12. Цифра 2000, это количество становищ и трактов расположенных на малых трактах , находящихся в ведении малых князей. Каждый малый князь должен собирать полюдье на малом трактовом кольце в 960 км, для успешного сбора полюдья иметь на кольце 18 погостов[9,c.179].
  На этот можно смотреть по разному, можно назвать его неосуществимым "прожектом", так, его (наверное) называют историки. Я называю этот проект "Планом колониального освоения Руси". Этот план начала реализовывать еще Ольга. В XI, XII, XIII веках этим планом руководствуются христианские епископы, по этому плану строятся храмы и организуются монастыри греками. Вокруг храмов и монастырей строятся села, поселки и города. Епископы, прибывающие на Русь, идут к указанной на плане точке, это их вотчина, они ведут с собой каменщиков, кирпичников и строителей, в пределах своей вотчины они организуют скотоводство и земледелие, организуют необходимое строительство. С них на Руси начинается каменное и кирпичное строительство. С них начинаются фундаментальные города, остатки которых мы можем наблюдать, и основная масса трактов. Длинна дорог, еще совсем недавно, считалась от храма до храма. Храм служил маяком, рядом с храмом строилась церковная гостиница, почтовая и дорожная станция. Таких, градообразующих храмов на Руси, в XIV веке, явно больше 2000. Свою жилищную проблему епископы и клир решают сами, но с княжеской помощью. Они указывают, где должен проходить тракт, но строят тракт люди князя. По трактам и ладейным дорогам они отправляют собираемую десятину. По ладейным дорогам и трактам, осуществляется почтовая связь, епископы получают указания из Византии, согласовывают свои действия между собой, и с князьями. Особую роль, уже в это время играют монастыри, это полу хозяйственные структуры церкви, существующие в режиме самообеспечения. С XI по XIV век основано 87 монастырей, в XIV веке еще 80 [14, c. 65]. С одной стороны монастырская братия, пребывая в аскетизме и богослужении, переписывании церковных книг, занимается самовоспитанием и воспитанием окружающих, играет роль центра христианской культуры, с другой, занимаясь сельским хозяйством и огородничеством, исполнение ремесленных функций, является источником семеноводства и проводником агрокультуры, оптовым продавцом и покупателем, сельскохозяйственной и ремесленной продукции, что обеспечивает устойчивость зарождающимся товарно - денежным связям в системе хозяйствования.
  
  Созидательную деятельность на Руси император Византии начинает с развала сложившейся на языческих принципах системы централизованной власти. Похоже пик развала централизованной власти Руси, сформированной Владимиром (980 -1015гг.), на клановых (языческих) принципах в конце X века [9], приходится на 1097 год. В этот год в Любече собирается съезд князей клана Рюриков. Князья, как и подобает язычникам, считают себя равными друг другу, говорят о Руси как о совокупности своих "отчин", и не признают над собой централизованного правления [26]. Потому и Тщетно, далее, вплоть до средины XIII века, усматривать "разумные, и до конца осознанные, действия" в деятельности Великих и удельных князей Руси. Даже если они и сильны, они не разумны, они "дети" императора Византии. И воюют они между собой как "дети", и льется их "детская" кровь, а кровью размываются языческие принципы, освобождая место принципам христианским. На христианских принципах в Восточной Европе, в XI веке, начинается строительство новой иерархической пирамиды духовного и светского правления. В вершине пирамиды цари - императоры Византии. Ниже, их наместник на Руси митрополит и его клир - "власть умственная и духовная". Еще ниже Русские князья с боярами - "светская" и "исполнительная" власть. Далее в низ, дворяне и челядь князей и бояр - "мышцы исполнительной власти". И в самом низу пирамиды, миряне, держащие на своих плечах "пирамиду власти". Все как рекомендует церковь и император.
  
  Усилиями императора, митрополита и клира Русь, уже в XII веке, это образцовый "Северо-Восточный удел Иафета"; а точнее копия Израиля, времен правления библейского царя Соломона (X век, до н.э.) [30,c.32]. Территория поделена на 12 Земель, возглавляемых, нам говорят, что князьями [26], а на самом деле епископами, которых назначает император Византии, по согласованию с митрополитом Руси. Епископы в Землях Руси, это "апостолы", или представители христианского Императора, а может быть и вершители хозяйственной и духовной жизни и деятельности. По отношению к князьям, епископы занимают более высокое положение, поэтому они освещают дробление княжеских земель и поддерживают, а скорее не противодействуют междоусобным войнам князей, видят в ссорах князей возможность исполнения своей судейской функции. Границы княжеских уделов меняются; а границы уделов епископских земель остаются, или если изменяются, то только в сторону увеличения. Войны на Руси в XI - XIII веках, действо обычное, как и в Западной Европе в VI- X веках. Ведут войны князья и их вассалы, епископы и их клир в войны не вмешиваются, разве, что отпевают покойников и приносят соболезнования семьям "упокоившихся". Воинства "масса", но внешние войны, там где требуется консолидация усилий, подчинение единоначалию, как и Западные Европейцы в VII -VIII веках, князья и их дружины в XII -XIV веках проигрывают. Победа не правило, а исключение. Все как в Западной Европе 400 лет назад. Почему?
  "Вотчина" на Руси в XI - XV веках [26] и "лен" в Западной Европе в VI- X веках [8, 13], похоже синонимы. Держателями земельных "вотчин" могут быть князья, их потомки, бояре. Вотчина это домениальная собственность князя, боярина. В пределах этой земельной собственности, князь, боярин выделяют "двор", делят его на "уделы", нанимают людей на военную или гражданскую службу, за службу рассчитываются "уделами". Нанятый к князю, или боярину, на службу за "удел", становится дворянином и всадником. Как в Западной Европе. Есть на Руси, как и в Западной Европе, и столица, здесь "стол" великого князя и "кафедра" митрополита. До 1157 г. "стол" великого князя и "кафедра" митрополита находятся в Киеве. С 1157 г. по 1328 год, столичные символы "гуляют" по Руси, то в Киеве, то во Владимире, то в Твери; и наконец в Москве, с 1328 года. Почему? Все просто. "Стол" великого князя и "кафедра" митрополита находятся там, куда "стекаются" по речным дорогам, где концентрируются перед отправкой Царю "дань", это Киев; Хану в Золотую Орду "выход", это сначала Владимир, затем Тверь, и наконец Москва, как наиболее выгодная, определенная методом исторических переборов точка. Похоже, что с Владимира и Твери, готовились платить, а может быть и платили "дань" Литве, Полякам, Венграм. То есть тем, кто с международной точки зрения, того времени, был царем, и мог выдавать "ярлык" на великое княжение.
  В конце XIII, начале XIV веков, из-за отсутствия сильной пассионарной власти, или пассионарного авторитета, как и в Западной Европе, во времена последних Каролингов, в IX веке [8, c.105-106], средняя часть "иерархической пирамиды", (там, где светская и исполнительная власти) делится, идеально сложенное "божественными" не срастается. В этнической массе, (наверное) в XII веке, а может быть ранее, сначала начинают заявлять об особых интересах пассионарии консорции и конвиксий; затем, по особым интересам консорции и конвиксии, с помощью пассионариев обособляются в субэтносы; пассионарии субэтносов начинают заявлять и отстаивать особые интересы своих этнических групп; в процессе этногенеза, за 50, а может быть и 100 лет, эти этнические образования вырастают в самостоятельные этносы с самоназваниями: великороссы, украинцы и белорусы, пирамида "трещит", границы Земель стираются. Каждый из этносов, после падения орды начинает покланяться собственному великому князю; каждый ведет собственные войны, и только православная церковь, продолжает их связывать. В Западной Европе 400 лет назад, после Карла Великого (768-814 гг.), случилось такое же, такую же роль играет церковь католическая. Почему?
   Все объясняется. В первом этническом цикле, у Европейских этносов, в акматической фазе, основную пассионарную роль играет христианская церковь и ее клир. Для этносов, в прошлом языческих, христианские ценности внутреннего мира, оказываются выше ценностей мира внешнего. С помощью церковного клира этнос языческий познает мир внутренний, в период познания находится в трансе, в оцепинении. Смерть, в этот период это освобождение от жизни, переход к жизни вечной. На фоне собственных внутренних открытий, формируется другая система ценностей. И только овладев этой системой, только познав эту систему, сначала отдельные этнические образования, а затем и весь суперэтнос начинает выходить из транса. А выдя из транса, начинает отстаивать эти вновь приобретенные и осмысленные внутренние ценности, с одной стороны стремится расширить круг знающих об этих ценностях, а с другой очертить географические границы проживания этих знающих. Появляется понятие национальность, начинается новая фаза развития.
  Из состояния этнического транса, раздробленный по национальным признакам, суперэтнос, начинает выходить с со второй половины XIII века. Князья начинают ощущать себя защитниками национального отечества, а для организации эффективной защиты, отпора, нападения они уже идут на сознательную консолидацию, на подчинение, они уже не язычники, они христиане. Русь начинает бороться, князья учатся консолидировано побеждать. В сводных дружинах уже нет родовых отметин, нет дружин старших и младших; она все более приобретает вид армии: появляется кавалерия, пехота; полки, батальоны, роты; соответственно командиры или начальники; выстраивается армейская иерархия. Для организации дальних походов ведется соответствующая тыловая подготовка.
  
  
  ЛИТЕРАТУРА.
  
  1. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. - М.: Рольф, 2002, С.384.
  2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -СПб.: Азбука- классика, 2002, С.608.
  3. Камерон Р. Краткая экономическая история мира. От палеолита до наших дней/ Пер. с англ. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001, С.544.
  4. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2000, С.560.
  5. Аннерс Э. История европейского права (пер. со швед)./ Инс-т Европы. - М.: Наука, 1994. С. 397.
  6. Янг Дж. Христианство./ Джон Янг. - Пер. с англ. К. Савельева. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 2003. С.384.
  7. Блок М. Феодальное общество. - Пер. с фр. М.Ю. Кожевниковой. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. С.504.
  8. Кенигсбергер Г.Г. Средневековая Европа, 400- 1500 годы./ Пер. с англ.; Предисл. Д.Э. Харитоновича. М.: Издательство "Весь Мир", 2001. С. 384.
  9. Лукьянов Л.П. Восточные славяне: разве это мы? Эволюция: VI-X века. М.: Крафт +, 2004. С.224.
  10. Леонтьев К. Византизм и славянство. / В кн.: Византизм и славянство. Великий спор. - М.: Издательство ЭКСМО- ПРЕСС, 2001. С. 21-148.
  11. Данилевский Н. Россия и Европа (выдержки из работы). В кн.: Византизм и славянство. Великий спор. - М.: Издательство ЭКСМО- ПРЕСС, 2001. С. 325- 486.
  12. Всемирная история: В 24 т. Т. 13. Европа в период английской революции./ А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Современ. Литератор, 1999. С. 560.
  13. Блок М. Феодальное общество. - Пер. с фр. М.Ю. Кожевниковой. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. С. 504.
  14. Никольский Н.М. История русской церкви. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1985. С.448.
  15. Любавский М.К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. 5-е изд., стер. -СПб.: Издательство "Лань", 2002. С. 480.
  16. История Русской Церкви./ М.В. Толстой Рассказы из истории Русской церкви. Издание Спасо- Преображенского Валаамского монастыря, 1991. С.736.
  17. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. СПб.: Издательство "Лань", 2000. С. 320.
  18. Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849 1911г.г. - М.: Мысль, 1991. С. 708.
  19. Милюков П.Н. Воспоминания. - М.: Политиздат, 1991. С. 528.
  20. Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма. - М.: Политиздат, 1989. С.512.
  21. Алексеев С.С. Избранное. М.: "Статут", 2003. С.480
  22. Лукьянов Л.П. Эволюция перестройки./ Л.П. Лукьянов. Восточные славяне, Россия. - Тула: "Репроникс Лтд.", 2003. С. 41-62.
  23. Абалкин Л.И. Россия: Поиск самоопределения: Очерки./ Л. Абалкин. - М.: Наука, 2002. С.428.
  24. Львов Д.С. Экономика развития./ Д.С. Львов. - М.: "Экзамен", 2002. С. 512.
  25. Лукьянов Л.П. Предыстория. / Лукьянов Л.П. Восточные славяне, Россия. Тула: "Репроникс Лтд.", 2003. С. 5-40.
  26. Новая Российская энциклопедия: В 12 т. Ред. кол.: А.Д. Никипелов, В.И. Данилов - Данильян, В.М. Карев и др.- М.: ООО "Издательство "Энциклопедия", 2004. - Т. 1: Россия. - 2004. С. 960.
  27. Менделеев Д. К познанию России. С приложениями карты России. Пятое издание. С.- Петербург: издание А.С. Суворина, 1907. С.160.
  28. Менделеев Д. Дополнения к познанию России. С. Петербург: издание А.С. Суворина, 1907. С. 109.
  29. Россия 1913 год. Статистико - документальный справочник. Санкт - Петербург : "Блиц", 1995. С. 417.
  30. Тюменев А.И. Евреи в древности и в Средние века. - М.: Издательство "Крафт +", 2003. С. 400.
  31. Вернадский Г.В. Древняя Русь. Пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана. Под ред. Б. Николаева. - Тверь: ЛЕАН, 1999. С. 448.
  32. Седов В.В. Восточные славяне в VI - XIII вв. Отв. ред. Б.А. Рыбаков. М.:"Наука", 1982. С. 327.
  33. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Дрофа, 2001. С. 656.
  34. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.) Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В двух томах. Том 2. С. - Петербург, 1999. С.
  35. Рыбаков Б. Начальные века русской истории. // Христианство и Русь. М.: "Наука", 1988. С. 5 - 30.
  36. Херман И. (ГДР) Ruzzi. Forsderen. Fresiti. К вопросу об исторических и этнографических основах "Баварского Географа" (первая половина IX в.). // Древности славян и Руси. - М.: "Наука", 1988. С. 163- 169.
  37. Дыгало В., Аверьянов М. История корабля. -М.: Изобразительное икусство, 1981, 1989, 1991
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"