Меня очень давно привлекает тайна картины Малевича " Чёрный квадрат". Вещь эта фантастическоим образом показывает и изнанку искусства и изнанку стоимости произведений. В общем эта вещь абсолютна во многих смыслах. И её пример очень удобно использовать как контраргумент во многих дискуссиях. Но то, что я узнал про Квадрат сегодня показывает ещё одну изнанку. Откровенно говоря у меня были какие-то смутные мысли по этому поводу, не очень осознанные. Лет 10 тому назад я попал на выставку картин Малевича и среди них был Чёрный квадрат. Меня удивило, что такой неприятный и слабый художник смог додуматься до такой сверхидеи. А тут оказалось вот что
Однако, кроме первого минималиста в музыке, композитора Эрика Сати у этого течения был и ещё один первооткрыватель - как ни странно, это был вовсе не музыкант, а эксцентричный французский писатель-юморист Альфонс Алле. Близкий приятель и земляк Эрика Сати, уроженец нормандского города Онфлёр, Альфонс Алле одним лёгким движением руки сделал свой вклад в основание нового течения в искусстве XX века. В 1897 году, спустя четыре года после "Раздражений" Сати, он сочинил и "привёл в исполнение" своё сразу ставшее легендарным произведение: "Траурный марш для похорон великого глухого", который, впрочем, не содержал ни одной ноты. Только проникновенная тишина, в знак уважения к смерти и глухоте. Большие скорби - всегда немы. Они не терпят ни суеты, ни лишних звуков.[6] Само собой, что партитура этого марша представляла собой пустую страницу нотной бумаги, великодушно одолженную Эриком Сати для однократного исполнения первого тихого шедевра в истории музыки.
Таким образом, за шестьдесят лет до известной пьесы "4"33"" Джона Кейджа, представляющей собой "четыре минуты тридцать три секунды молчания" в исполнении произвольных музыкальных инструментов французский писатель и художник Альфонс Алле создал свою аналогичную пьесу, которая стала если и не первым, то уж вторым примером минималистической музыкальной композиции - точно. Единственным отличием опыта Альфонса Алле от музыкальных пьес Эрика Сати и Джона Кейджа было только то, что он даже и не пытался сделать вид, что всерьёз основал новое авангардное течение. Выставляя в 1893-1894 годах свой "Чёрный квадрат" (за двадцать лет до Малевича) и другие ошеломляюще новаторские работы в области живописи, Альфонс Алле нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем. Например, свой "Чёрный квадрат" он назвал следующим образом: "Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью".[6] Точно так же он поступил и со своим "тихим музыкальным открытием" на смерть глухого. Именно это, пожалуй, и обусловило отсутствие профессионального признания его вклада в историю искусства. Своими работами в области живописи и музыке Альфонс Алле очень точно пояснил старый как мир тезис: "Не так важно, что ты делаешь, гораздо важнее - как ты себя подаёшь".