Аннотация: Разбор текстов произведений, прошедших преноминацию на конкурс "Фэнтези 2016"
I. - Куприянов Д. В., Фрэо. "Кусочек Желания".
Соавторы Рысенок Дэн (Куприянов) и Фрэо (Иванова Татьяна) написали легкий юмористический текст, в котором с наслаждением и довольно грамотно высмеяли большинство штампов современного массового фэнтези. А героям есть о чем мечтать...Некромант - неудачник из хоббитов, гном - безголосый бард, эльф -"Конан-варвар" осознающий эльфийскую тягу к перфекционизму, Мери Сью из театральной труппы с соответствующими привычками и театрально-фэнтезийным мерисьюшным реквизитом и т.д. и т.п. - каждый из героев книги мечтает, чтобы он всерьез стал тем, кем пока только пытается казаться. И это придает тексту некий, едва уловимый привкус серьезности и даже, я бы сказал, печали по несбыточной мечте.
Но основное в этом романе все же юмор. Шутка, переходящая в бурлеск и стеб, и опять превращающаяся в легкую иронию и веселую комедию положений, комические диалоги и сатира - все неплохо перемешано и почти идеально подано читателю. Почти - потому что с моей точки роман слегка затянут, некоторые повороты сюжета все же излишни и спокойно могут быть убраны, что лишь придаст тексту динамики. А пока к эпилогу текст начинает напрягать. Лично меня, по крайней мере.
И только из-за этого я ставлю ему 9 баллов из 10( от меня и вне конкурса...)
II. Суржиков Р. "Стрела, монета, искра"
Эпическая технофентези. В этом мире люди поклоняются своим священным предкам, пришедшим сюда из другого мира, как богам. В этом мире люди верят в богов, ибо постоянно видят их дары - Священные Предметы, появляющиеся откуда-то извне. И в этом мире, в средневековой империи идет техническая революция, поддерживаемая императором.
Ей вполне ожидаемо противодействуют как феодалы, так и церковь, стремящиеся сохранить старый порядок вещей и недовольные резким усилением власти императора.
События раскрываются через сюжетные линии трех главных героев - купца, молодой дворянки и молодого наследника одного из феодальных владений. Все три линии прописаны очень качественно, герои, даже второстепенные, выглядят живыми. Интриги, заговоры, детективные расследования, путешествия - все органично вливается в единую линию повествования.
И если бы.... Если бы не 'на зло' (наречие назло пишется слитно!) и еще несколько стилистически невыдержанных предложений, то роман был бы абсолютно безупречен. Но и сейчас я ставлю ему 10. С минусом, который легко убрать поработав с текстом.
III. Михалевская А.В. "Саламанкеро"
Роман о мире, в котором действуют люди, способные менять судьбы людей и даже стран. Название намекает на Испанию, но когда вчитываешься в реалии мира, вспоминается средневековая Италия. Города-государства с герцогами во главе, иностранное вторжение, наемники-кондотьерри... И когда это понимаешь, сразу всплывает аналогия с комедией дель арте. Той самой, которая шла на импровизациях участвующих актеров-масок. На таких же импровизациях действуют герои этой книги, непрерывно меняя свои и чужие судьбы и попадая под изменения, вызванные другими персонажами.
Интересное и хорошо написанное произведение всего с двумя, на мой взгляд, недостатками.
Первое.Маски, надетые на героев и есть все, что мы видим. Они точно и четко действуют... в пределах заложенных в маски программ. Героев нет - есть их маски.
И второе - язык. Хороший, временами отличный язык. Но... слишком тщательное выписывание подробностей слишком красивым языком затрудняет чтение и отвлекает от сюжета, задерживает действие.
Только поэтому - 8 из 10, в остальном весьма отличному тексту.
IV. Валентинова Н. "По краю"
Политический детектив в фэнтезийном мире-полисе. Используя свойства волшебных артефактов, к власти в единственном в этом мире городе с немецким названием, населенном магами с именами, напоминающими византийские, рвется темный волшебник. Чтобы его поймать, используют другого волшебника, до этого также объявленного темным и превентивно посаженного в тюрьму по такому же обвинению. Причем у якобы невиновного ни в чем заключенного оказывается есть целая группа поддерживающих его (для чего? по какой причине?) людей (единомышленников? друзей?). Впрочем, это, как и недоверие к нему главы местной тайной службы, обрисованным этаким туповатым, всё и всех подозревающим карикатурным "инспектором Лестрейдом", не мешает главному герою найти и победить преступника.
К сожалению, автор постоянно повторяет в одном абзаце одинаковые слова и имена, на мой взгляд,часто неправильно понимает значения слов. Вот лишь пара примеров:
1. "- Спору нет - это дар. Мой отец с радостью принял бы тебя на службу в свой отдел. Но ты коллекционер, а не творец - вот в чем разница. Быть может, она недоступна твоему пониманию, но настоящие чародеи разбирают одно от другого." Что делают чародеи? Вообще-то здесь уместно слово "отличают"
2. "- Нас опять преследуют. Вы слышите? - тихо спросила девушка, немного удивившись.
Ипатий отрицательно покачал головой:
- Но доверяю вам."
Чему он не доверяет? Слуху? Словам девушки? М.б. "не верит"?
Логически не совсем достоверные действия вспомогательных персонажей, да и самого героя, описанные мною стилистические огрехи снижают оценку до 6 из 10 возможных. Хотя сам детектив я прочел с удовольствием.
V.Вей А. "Империя кровавого заката. Наследница"
Как я уже писал в отзыве на преноминацию - идея необычная и этим интересная. Автор самый оптимистичный оптимист, ага... из того анекдота про оптимиста и пессимиста*
(*Пессимист: - Хуже быть не может. Оптимист (радостно): - Может, может!)
Но вот ее воплощение... Большинство героев просто не воспринимаются как персонажи, речь у них отличается только большим или меньшим количеством ругани.
Часто встречающаяся в диалогах обсценная лексика отнюдь не повышает интереса к произведению, а скорее наоборот. Во-вторых - почему эти слова будут ругательствами в ином, совершенно непохожем на наш мире? Например у Эльтерруса в его "Эланской империи" герои ругаются и много. Но ругательства у них -не наши. Или у Валентинова в "Капитане Филибере" герой ругается, не используя ни одного матерного слова, но тот кто знает загибы - сразу определит о чем речь.
Вообще, большинство героев картонные и действуют очень часто без всякой логики, словно малолетки.
Выпукло и более менее жизненно описан только сбежавший из Ордена убийц персонаж, хотя и у него часто поступки не увязываются с его психотипом. Главная героиня, в которую вселился демон, при вселении вместе с памятью теряет и характер, как свой, так и демона. И превращается в истерическую дурочку, совершенно неспособную логически мыслить.
Языком автор владеет слабовато. Часто встречаются корявые предложения.
Еше добавлю, что жена императора - императрица, а не королева. Должности с большой буквы обычно не пишутся, иначе читателю долго приходится соображать что Командир - это не имя, а должность персонажа...
Короче, как написал сам автор - "попал во Дворец, но не в сам". Отсюда и оценка - 5 из 10, в основном за оригинальность.
VI. Флейм К."Вор и убийца"
Роман о мире, где переплелись магия и появившиеся новые военные технологии. Порох и сталь вместе с магическими заклинаниями, нежитью и исцеляющими молитвами... Ренессанс и магическое средневековье, политические и религиозные распри и интриги, орки и уничтоженные в религиозных войнах эльфы, мечи и луки, аркебузы и мушкеты, короли и инквизиторы...
И главный герой, владеющий своеобразной магией, перед которым стоит задача пойти в проклятые места и добыть артефакт. Читается легко, герои описаны хоть и кратко, но вполне узнаваемо и характерно. И если бы не регулярно встречающиеся предложения со стилистическим ошибками и не стандартность сюжета, а также его незавершенность - роман мог бы претендовать на одно из первых мест. А так - 7 с плюсом из 10, заслуженно.
VII. Восходова Е. "История первая. Изнанка личной жизни"
История Мэри Сью, сначала притворявшейся служанкой.
При создании этого романа автор явно не могла выбрать жанр произведения. В результате получилось этакое поппури из разных произведений, часто не совмещающихся между собой и мешающих развитию сюжета. А в результате начало интереснее продолжения, а сам текст становится все менее логически обоснованным. Миру, описанному автором не веришь. Не спасает даже неплохое владение автора языком. Постепенно набегает много ненужных подробностей, которые делают текст "вязким" для восприятия. Некоторые герои выписаны весьма неплохо, но в целом создается некое впечатление искусственности всех персонажей. Еще отмечу, что героиня как-то слишком легко вживается в любые миры, даже в абсолютно чуждый всем ее прежним жизненным реалиям мир Земли.
Оценка - 5 из 10.
VIII.Сухих "Текст ухватил себя за хвост"
Не дочитал. Сломался на 5-й главе. Скучно и грустно...
Может кому-то такой текст и понравится, но по мне, все эти "иксперименты" со словами и смыслом - абсолютно нечитабельны.
Поэтому - 2 из 10 за умение завихрить слова.
IX. Смелов Л.В. "Орден мандрагоры, или дорогами страны Полной Луны"
Как я уже писал в преноминации - сюжет стандартный. - квест в магическом мире, который должны спасти два бывших мертвеца и один человек-полудух...
Но начало написано занимательно, язык хороший и я рассчитывал что и далее уровень снижаться не будет. Увы. Все оказалось стандартным настолько, что постоянно возникало ощущение, что именно этот текст я уже читал в переводах кого-то из западных авторов. Не спасает ни попытка ввести русские персонажи, ни хорошая стилистика.
Оценка - 5 из 10, за банальность.
X.Deadly.Arrow "Спасти химеру"
Интересный сюжет, неплохо продуманный и в деталях описанный мир. Герои, большинство из которых отличаются по характерам. Отдельные сцены - психологически точны и впечатляют, а некоторые - описаны довольно банально. Текст неровный. Незначительные стилистические погрешности и затянутость действия, которая к середине книги начинает раздражать, снижают оценку текста, по моему мнению...
Оценка 7 из 10.
XI. Рымин А.О. 'Вслед за Бурей. Книга первая. Доля слабых'
Хорошая завязка, интересный и оригинальная идея в основе сюжета. И на этом все.
Герои думают и разговаривают как наши современники. Вождь практически первобытного племени подсчитывает 'баллы' на 'турнире', начальник отряда средневековых воинов требует 'информации', бессмертный персонаж, воспитанный теми же первобытными людьми, описывает 'красивые виды'. В самом начале преследуемая бессмертная думает про 'сложную и наверняка очень затратную операцию'. Речь практически всех героев одинакова до полного обезличивания.
Кроме того сам язык, которым написано произведение. К сожалению, языком автор владеет слабо. Усложненные для чего-то фразы, часто встречается канцелярит. Предложения искусственно удлиняются. Там где можно написать 'задумался', автор явно напишет, что "в голову пришли очень умные размышления на тему"... Примеры можно набрать в любом абзаце, поэтому не буду загромождать ими отзыв.
Говоря словами самого автора: 'стилистические ошибки, трехэтажные оборотистые предложения, канцелярит, неуместные словечки, слабая эмоциональность подачи, поверхностные образы героев' - снижают оценку до 4 из 10 возможных.
XII. Дмитраш Д. 'Пересекая барьеры'
Сюжет при ближайшем рассмотрении оказывается не столь интересен. Описание злоключений героев разных мирах отчего-то довольно быстро надоедают. Идет простое перечисление событий, которое тянется и тянется, не вызывая никакого ответного чувства. Дочитал с трудом, где-то с середины перейдя с нормального темпа чтения на беглый.
Не спасают положение и правильно построенные предложения, и малое число стилистических ошибок. Никак не получается выше 4 из 10.
XIII. Реут А. 'Кинопольский Волк'
Детектив в декорациях современного городского фэнтези. Главный герой выписан достоверно, его напарница тоже, но остальные персонажи описаны намного слабее, скорее как маски с определенно сюжетом меткой.
Для детективной линии недостатком является слишком простая сюжетная линия.
Диалоги несколько затянуты, причем речь персонажей однообразна и неразличима.
Стилистических ошибок почти нет, язык приятный и читается легко.
Оценка - 7 из 10.
XIV. Алферов В. 'Царь без царства'
Восточное фэнтези. Написано хорошо, мир выписан добротно, с подробностями и украшениями. Герои показались мне несколько плакатными и их речь не слишком соответствует восточному колориту - подсознательно ожидаешь большей витиеватости.
Стилистических ошибок практически нет, язык легкий, сюжет изложен четко и читается книга легко.
Оценка - 7 из 10.
XV. Стадник О.О. "Голубя тебе на грудь"
Приключения в фэнтези мире. По-моему - типичное женское фэнтези. Начинается с приключений девушки, которой срочно надо сменить фамилию за счет женитьбы... Девушка отличается редкой настойчивостью и почти невероятной тупостью.Большинство из персонажей, описываемых далее, как мне показалось - тоже.Сюжет приключений нестандартный, но в целом ничего необычного. Мир выглядит несколько нелогичным и плохо описанным.
Стилистика текста не выдержана. Слова 'информация' и 'книга регистрации' в речах персонажей... это уже становится скучно. Неужели никто из авторов не знает синонимов?
Оценка не выше 3 из 10.
XVI.Нейтак А.М. "Уроки гнева"
Философское технофентези о власти, уме, предательстве и стремлении к власти. Человек, стремясь вернуть потерянное, прибег к приручению чудовища. И проиграл мудрым нелюдям и людям, сумевшим найти противодействие ему. Написано интересно, но на любителя. Стилистически достоверно, язык неплох. Но еще раз отмечу - на любителя. Слишком много пафоса... Мне не понравилось.
Поэтому 7 из 10.
XVII. Середа Е. "Камень королей. Часть 1"
Фэнтезийно-политический детектив, с квестом и приключениями. Благородный вор, борющийся за трон убитый подосланными диверсантами претендент на королевский престол и его молодая жена, маги и лорды. И слабо описанный мир... И все говорят и думают на современном языке, который совершенно не подходит под мир произведения. Не говоря уже об авторских предложениях типа: 'Наш отряд стоит отдельно от других воинских подразделений, нарушая общий порядок,...'; 'Тэрьин начал шевелить свою армию';'Без мундиров и нашивок, только в тренировочных доспехах, она совсем никого не могла отличить', заставляющих вспомнить бессмертное чеховское предложение о станции и шляпе...
Хотя написано неплохо, читается сравнительно легко, но отмеченные мною недостатки, плюс незаконченность произведения снижают оценку до 6 из 10 возможных.
XVIII. Хожевец О. А. "Пламя на воде"
Приключенческо-детективное фэнтези. В некоем мире, в который прорывается нечисть, с ним борется Орден Пламени. Против него ведутся интриги некими силами, якобы недовольными тем, что он не подчиняется никаким властям. Сюжет интересный, изобилует неплохими мелкими деталями, делающими его объемным. Но все портит стилистика текста и речи героев. Не могу себе представить принцессу мира меча, использующую выражения: "он метелит кого-то", "нестандартная ситуация", и пресловутая, попавшая в любые времена и эпохи и романы "информация".
Неудачные предложения и выражения, типа: "Барс считал адаманты законным военным трофеем, но оставался совершенно равнодушен к их красоте", "открыл для себя некоторое соответствие танцевальной техники с боевой", заставляющие снова и снова вспоминать Чехова...
Общая оценка 6 с плюсом из 10, за сюжет и умение его переложить в текст.
XIX. Хохлов С.О. "Замок Лето"
Фэнтези о чем-то непонятном. Начало, как я уже писал написано интересно, а дальше начинается мутная смесь из сюра, сатиры и войн монстров, в том числе моральных... Повороты сюжета предсказуемы и однотипны.Очень на любителя.
Оценка 2 из 10.
XX. Малышева А. "Радужный венец. Время потерь"
Воистину время потерь. Несколько прямолинейный, местами даже наивный сюжет, квест в поисках могущественной вещи, борьба и и интриги. Герои-тинейджеры,не сумевшие повзрослеть... Достоинство - легкий, язык и умение уложить текст в сюжет. Хотя временами стилистика и хромает. И одного этого мало..
Общая оценка 5 из 10.
XXI. Васильев Я. "Зеркало миров"
Добротно написанный фэнтезийный квест мага по параллельному миру, угрожающему вторжением в родные края героя. Путешествия и приключения, чем-то напомнившие мне знаменитого Волкодава. Возможно, тем, что персонаж также терял близких и заботился о сиротах... К сожалению, персонажи частенько картонны, стилистика текста не всегда выдержана и сюжет не закончен.
Общая оценка 7 с плюсом из 10.
XXII. Андреева Р.Р. "Возможны варианты"
Роман о том, что и вампир может относится к своей еде по-человечески. Напомнило современные анекдоты про овец, считающих что рассказы о мясокомбинатах - это выдумки конспирологов. Язык легкий, читается неплохо, но тема не моя.
Общая оценка 5 из 10. - за тему.
XXIII. Булгакова И. "Серый пепел бессмертия"
:Сюжет интересный, пусть и напоминает многие произведения женского фэнтези... но раскрыт не полностью. Но как всегда, подводит авторов язык. Примеры:
"этот странный перевес сил в сторону непокорной рабыни." "По едва заметным мелочам Роксана видела";"которого Роксана и рада была забыть, да раны не давали"; "В черных глазах без белков отсутствовал смысл."; "полыхнуло черно-фиолетовое свечение и как нечто живое, сознательное, выбросило вверх щупальца." ; "Пишлось отлежаться, прежде чем..."
Общая оценка 5 из 10. - за героиню и ее возлюбленного.
XXIV. Семара "Судьба-Полынь."
Интересный сюжет, хорошее воплощение в тексте. Читается интересно. Незакончено, но промежуточный финал есть.
Напрягают при чтении рваные предложения, словно автор боится сделать одно предложение из двух, явно взаимосвязанных.
Оценка - 7 с плюсом из 10 - из-за стилистики.
XXV. Пушкарева Ю.Е. "Хроники Обетованного. Тени и зеркала"
Длинный роман со множеством героев и переплетающимися сюжетными линиями, которых я насчитал 5. Уважаю такие книги, но в данном случае автору не удается удержать интерес к происходящему на высоком уровне до конца. Кроме того встречаются отдельные выражения типа "всё-таки, будучи нигде не укоренённым, попадаться много кому на глаза не стоило", "женщины умилялись над застенчивым мальчиком, сверкая белизной зубов" и т.п.
Оценка - 7 с минусом из 10 - из-за стилистики
XXVI.Ник Н. "Мир"
Симпатичный, при первом впечатлении интересная сюжетная идея. Неплохой язык, сюжет уложен в текст. Но читать мне не интересно - ни конфликтов, ни живых персонажей не заметил. Перечисление путешествий наивного главного героя и его внезапного друга - демона по реальностям большого мира в поисках родной реальности героя.
Оценка - за идею и язык ставлю 6 с плюсом, но на большее роман не вытягивает.
XXVII. Волгина А. "Дорога до Белой башни"
После повторного, более вдумчивого прочтения мое мнение практически изменилось не сильно. Довольно стандартный квест, написанный очень сумбурно и наивно.
"Лесной тракт в этих местах был спокойным, и всё же какое-то неясное чувство заставило меня придержать лошадь перед поворотом, за которым виднелись какие-то древние развалины""То, что началось затем на поляне, не поддаётся разумному описанию."
Оценка - 5 из 10 - из-за стилистики
XXVIII. Чернов М.В. "Зеркало Агриэля"
Как я уже отмечал в преноминации, говоря словами автора: "Странно: я взволновался от рассказа". Поскольку текст, опять же его словами: "размахнулся и шарахнул в мою сторону своё тяжелое оружие" - рояльную фабрику. Но в целом впечатление от прочтения всего текста оказалось несколько лучше, чем от первого отрывка, хотя и не настолько. чтобы повысить мою оценку.
Оценка - 4 из 10 - слабое владение языком и слабо выстроена логика повествования
XXIX. Шашков "Зеркало власти. Осколок Даргрома"
Поскольку в преноминации я уже высказался, то здесь только повторю. К сожалению, книга меня не заинтересовала ни текстом, ни миром, ни персонажами, которые совершенно плоские и напоминают марионеток.
Оценка - 2 из 10.
XXX. Шабельник Р.В. "Песнь шаира или хроники Ахдада"
Скажу я вам, уважаемые мои читатели, поистине то книга книг и сказка сказок, да благословит Аллах ее автора!
Великолепная стилизация под сказки 1000 и 1 ночи. Выдержанный язык, колорит, герои.
Недостатки произведения - продолжения его достоинств. Автор слишком увлекся своей стилизацией и затянул текст. В результате получилась отличная книга для любителей и только для любителей арабских сказок...
Оценка - 8 из 10 - из-за затянутости (только от меня и вне конкурса...)
XXXI.Танжеринова Я. "Драконий маг"
Фэнтези-детектив, о расследовании покушения с помощью черной маги на короля. Хороший сюжет, неплохо и симпатично прописанная главная героиня. Недостатки обычные для этого конкурса -стилистически не всегда проработанный текст, слабо структурированные диалоги, не всегда удачные речевые обороты. Но в целом - весьма добротная работа, жаль, что обрывается на самом интересном месте.
Оценка - 7 из 10.
XXXII.Чихунов "Железный лабиринт"
Честно говоря прочел с трудом. Даже хотел влепить 2, но все-таки сюжет неплохой. А что касается языка - у Далина написано лучше и больше, поэтому я не стану тратить время. Кому интересно - посмотрите разбор Максима. Условиям конкурса - не соответствует.
Оценка - 3 из 10 - за умение придумать интригу.
XXXIII. Басов А.Н. "Сказки старого дома"
Интересный, полусказочный текст из отдельных новелл. По сути - сборник сюжетов, объединенных одним местом действия и общими героями. На любителей такого чтения. Язык - хороший, легкий, но сам мир совершенно сказочный и недостоверный. Герои во многом похожи и явно театральны, как и ситуации, в которые они попадают. Милое, доброе, одноразовое чтение для желающих отдохнуть от реального мира.
Оценка - 7 из 10.
XXXIV. Курленёва А. "Песня для тумана"
Фентези в декорациях скандинавских саг и происходящее в Ирландии. Удачный, хотя несколько спорный сюжет,хорошо уложенный в текст. Неплохой язык, но встречающиеся предложения типа:
"Дочь ярла, правду сказать, тоже на викинга любоваться не стала: к драккару взглядом прикипела."
несколько портят впечатления. Ну и как во многих книгах - очень недостоверный мир, с логикой, непонятной, по-моему, многим читателям.
Оценка - 6 с плюсом из 10 - за законченность.
XXXV.Дмитриева Н. "Сказочка для не героев"
История приключений трех девушек из нашего мира, попавших в сказочный мир. Неплохой язык, интересные приключения... вторичный сюжет, затянутый текст и отрытый финал. На любителя.
Оценка - 6 из 10
XXXVI. Ефимова Ю. "Летописец 1. Игра на эшафоте"
Неплохая история об интригах в фэнтезийном мире. Короли, борьба за власть, необычный "герой" сюжета - артефакт. Чем-то похожа на книгу Суржикова, хотя мир описан менее убедительно. В целом - вполне неплохое произведение, нескольк перегруженное подробностями. Имеются стилистические и логические ошибки в тексте.
Оценка - 6 из 10
XXXVII. Медведникова В. "Предвестники Мельтиара"
Любовно-политический роман о мире, где борются два народа - обычный и магический. Сюжет банален, хотя мир прописан неплохо и герои автору удались. Ошибок практически нет, но... текст не цепляет. Все предсказуемо и стандартно.
Оценка - 5 из 10
Ну, и в завершение несколько мнений о самом конкурсе.
Во-первых... Организация конкурса была не на высоте, модерация обсуждений не проводилась. В результате вместо обсуждения конкурсных тем в комментариях резвились тролли, обсирающие сам конкурс, судей и участников.
Вторым недостатком, как мне кажется было проведение конкурса в два этапа. При столь большом количестве участников, разных взглядах судей и слабо структурированных требованиях к участвующим текстам стоило сделать 4 этапа - преноминация, четверть-, полу- и финал. Было бы проще и участникам и судьям, особенно если установить более реальные сроки и обязать судей обмениваться впечатлениями друг с другом и выдавать согласованный вариант рецензий участникам.
Но в целом конкурс удался... Реально понравилось и читал без отрыва тексты Суржикова, Флейма, Фрэо, Шабельника и Васильева.
(особо порадовали развлекавшие участников и судей мимопробегавшие клоуны типа Галимовой Нины (она же Валера Миллер), Зоровой, хугимуна и т.п.)
Большое спасибо всем участникам, организаторам и коллегам по судейской работе.