Произведениям В.Солоухина присуща лиричность, и рассказ "Подворотня" (1961), имеющий такое, на первый взгляд, прозаичное название, не исключение. Читая его, погружаешься в мир детства, безоблачный и счастливый.
Каким настроением, чувством окрашен рассказ? Произведение проникнуто ощущением "чего-то очень интересного и хорошего", что ждет героя впереди. Когда только начинаешь читать рассказ и еще не знаешь, почему он так назван, все равно понимаешь, что слова подворотня, двор родом откуда-то из детства. От них веет теплом, вспоминается давнее, безвозвратно ушедшее. Как легко быть счастливым в детстве!
"Всю ночь мне снились золотые соломенные пояски". О чем сон мальчика? О том, как он помогал матери на поле. Его желание снова пойти вместе с ней на "жнитво" - счастье. Выспался - это тоже счастье. "Уж одно ощущение того, что выспался, есть наслаждение жизнью. Каждая клеточка налита до отказа жаждой жить, каждый мускул просит движения. Ко всему этому еще солнце, еще чистые теплые доски под босой ногой, еще свежая вода в рукомойнике, а значит, и на моих щеках, глазах, губах. Ко всему этому еще свежее молоко в кринке и мягкая пшеничная лепешка. Я бессознательно... наслаждался всем этим..."
Но детство - это особый мир. В этом мире человек как легко может ощутить себя счастливым, так и легко, быстро может стать глубоко несчастным: "Я почувствовал себя глубоко обиженным человеком и заревел еще громче". Что же произошло? Всему виной подворотня. Мать пожалела сына и рано утром ушла на поле одна, наказав ему приходить на поле, когда выспится. "А на улицу ты вылезешь через подворотню... Там хоть и нешироко, ну да ты у меня ловкий, ты у меня обязательно вылезешь".
Эта материнская похвала и предстоящее приключение {а для маленького мальчика остаться одному дома, необходимость выбраться на улицу через подворотню, так как ворота закрыты снаружи, и прийти на поле самому - это настоящее испытание), и то, что про подворотню сказано было матерью рано утром, в темноте, как бы во сне - все эти детали имеют большое значение в развитии сюжета. Герой проснулся в ожидании чего-то интересного, и для него стало наслаждением оттянуть "немедленное осуществление того, что в вооражении кажется истинным и верным счастьем", Он накормил кошку, даже попытался поиграть с ней, не переставая думать о том, что ждет его на улице: "Во-первых - солнце, во-вторых - трава, в-третьих - земля под босой ногой". Мальчик представлял, как будет бежать к матери на поле... Для него в этот момент существовали изба и улица, а между ними, как самое главное для наступающего дня, была подворотня.
В конце концов он "выскочил на двор - и остолбенел". Почему? Что случилось? "Ворота были широко открыты, и дедушка подметал возле них". И вот то "самое радостное для этого дня" - подворотня - исчезло: ворота открыты, проходи свободно,,.
"- Дедушка, закрой ворота, мне нужно вылезти на улицу.
Дедушка не понял всей тонкости моей просьбы, а понял только, что "на улицу", поэтому сказал:
- Ступай, я тебя не держу.
- Нет, ты закрой ворота.
- Зачем же их закрывать, если ты хочешь
на улицу? Вот она, улица, ступай!"
Как вы думаете, дедушка что-то понял? Да, он закрыл ворота, так как почувствовал что-то особенное в настроении внука. Но герой уже ощутил себя несчастным, уже не хотелось ему лезть под подворотню.
Повествование ведется от первого лица. С какой целью? Это помогает читателю понять внутренний мир ребенка, главного героя рассказа, его переживания.
Как доносит до нас писатель мироощущение маленького человека, помогает понять изменение его духовного состояния? Через построение рассказа, через детали, речь. Композиция рассказа подчинена проблеме хрупкости, недолговечности детского счастья. Произведение начинается со сна героя, а заканчивается реальным событием: "Дедушка неторопливо начал развязывать свой крученый веревочный поясок..." Счастье мальчика начинается с золотых поясков во сне и заканчивается реально существующим веревочным пояском, которым дед собирается пороть внука. Повтор слова "поясок" в разных значениях (переносном и прямом), контекстуальные антонимы "золотой" и "веревочный" - эти выразительные средства служат решению главной задачи - изображению мироощущения ребенка. Внутренняя речь, диалоги призваны усилить психологизм повествования и таким образом воздействовать на переживания читателей.
Психологизм рассказа проявляется в речевом строе: автор использует существительные с отвлеченным значением: ощущение, наслаждение, радость, счастье, осуществление, воображение. В рассказе встречается много существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (язычком, бантик, поясок, клеточки, организмишко). Слова с такими суффиксами усиливают лирическое настроение, наполняют душу нежностью, позволяют взглянуть на мир глазами ребенка. Несмотря на то что автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, умилительных интонаций в рассказе нет.
Удалось Солоухину увидеть красоту в простом и даже обыденном? Ему удается донести до читателя обаяние жизненного уклада деревни, пейзажа. Деревенский пейзаж дается в самом начале произведения: зеленая лужайка около пруда, поле с высоченной рожью. Обычная картина. Поражает умение писателя открыть необыкновенное и значительное там, где, казалось, все много раз познано и увидено. Как не вспомнить строки из известного стихотворения Н.И.Рыленкова:
Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.
Всмотреться и увидеть прекрасное в простом - это вообще присущее таланту Солоухина качество. Даже в описании деревенской избы, ее интерьера ощутима связь с природой, с полем, с жатвой: "Проснулся я уже не в полутемной, а в солнечной, яркой избе. По выскобленным половицам, по желтым, как смола, бревенчатым стенам, по струганым лавкам, по скатерти, пусть застиранной, но все еще белой, по печке, недавно побеленной с добавлением синьки, по разноцветной дорожке на полу - повсюду разлилось солнце. И не какое-нибудь там слабосильное, но солнце самого разгара лета, солнце страды, солнце жнитва". Не кажутся чужими и сторонними языку диалектные слова: "жнитво", "жабрей". Они органично вплетаются в повествование, передавая местный колорит. Автор с большой любовью рассказывает о жизни деревни, о крестьянском труде. Он ощущает связь с деревней, с родной землей.
ЧТО ОН утверждает своим произведением? Пафос его рассказа - в утверждении любви к миру, в пристальном внимании к подробностям жизни человека, к его переживаниям. Повествование о жизни деревни в рассказе "Подворотня" включает в себя свидетельство о сохраняющихся человеческих богатствах, внутренних ценностях. Главный герой, деревенский мальчик, очень любит свою мать. Ему нравится работать в поле, помогая ей в нелегком крестьянском труде. Он любит жизнь и наслаждается ею. Ему хочется работать много, но детский организм не может выдержать такой нагрузки, ему необходимо гораздо больше времени для отдыха, чем взрослому, поэтому мать уходит в поле одна. Мальчик же с вечера думает о том, как завтра пойдет в поле с матерью. Он лишь боится проспать и беспокоится о матери: "Кто тогда вовремя подаст ей поясок... кто принесет ей бутылку с квасом, спрятанную у межи в прохладной густой траве!" Когда же нужно было встать, он не мог двигать ни одной частью своего тела, ему хотелось спать. Мать ушла, оставив ему еду на столе и сказав про подворотню...
Так, на первый взгляд, непритязательное название "Подворотня" к концу рассказа приобретает особую направленность. "Подворотня" - это и счастливый мир детства, и хрупкость детского счастья, и жизнь сельской глубинки...