Аннотация: Большим любителям Высоцкого эту статью читать не рекомендуется.
Каждый пишет, что он слышит
Каждый слышит, как он дышит
Как он дышит, как он дышит так и пишет…
Булат Окуджава «Я пишу исторический роман»
Большим любителям Высоцкого эту статью читать не рекомендуется.
Произошедшая в нашей стране катастрофа является вершиной длительного исторического процесса. Как в живом организме присутствует множество паразитов, бактерий, вирусов, так и в любом государстве всегда существуют группы лиц с самой различной идеологией. Если у организма ослаблена иммунная система, которая не может сдерживать развитие паразитов, то организм гибнет. Подобная ситуация имеет место и в истории существования государства. Под воздействие деструктивных разрушающих действий внутренних элементов, если им не оказывается сопротивление, государство разрушается.
СССР рухнул после того, как была полностью разрушено идеологическая основа государ-ства. Эта идеология переживала много этапов. Этап становления- 1917-1925 год, этап внутренней борьбы тридцатые годы, этап мощнейшей проверки – годы войны, этап по-степенного отхода от основных принципов в 60 годы, далее пошёл процесс долгого за-гнивания, застоя, накопления энтропии и финальный этап гибели и разрушительная « перестройка».
На каждом этапе действовали люди, которые либо противостояли процессу разрушения, либо содействовали ему. Государственный аппарат постепенно утратил свои функции по защите и управлению, переродившись в некую мёртвую схему, не способную к реальным конструктивным действиям.
Процесс изменения идеологии и морали общества в 60 годах был процессом с обратной связью. Разлагающаяся элита оформляла и озвучивала свои идеи, через порождение симулякра - «творческой интеллигенции».
[Симуля;кр – философский термин, означающий изображение, копию того, чего на самом деле нет].
Вброшенные в симулякр идеи постоянно подпитывались финансово, оберегались от правоохранительных органов, то есть выращивались, как саженцы в теплице. По мере созревания они внедрялись в общество, порождали сторонников, которые в свою очередь подпитывали устремления части элиты, которая их курировала.
На начальном этапе процесса распада, работал чисто финансовый механизм борьбы за денежные средства. Все тёплые хорошо оплачиваемые места в культуре были заняты разными лауреатами и заслуженными деятелям культуры. Заметим, что, не смотря на связи, чтобы попасть в союз писателей, надо было как минимум стать писателем, чтобы стать певцом – надо обладать голосом, слухом и артистическим талантом. Всё это требовало от соискателей большого труда над собой.
В создаваемом симулякре, в среде «новой интеллигенции» этого не требовалось. При-знание друзей, знакомых и какого-то кухонного окружения уже было достаточно для то-го, чтобы «творческая личность» начинала требовать для себя преференций и матери-альных благ.
Все эти изменения происходили на фоне вечной борьбы двух систем, двух идеологий. Эта борьба отражалась и разворачивалась внутри страны в верхних эшелонах власти. «Творческая интеллигенция» служила разменной монетой в этой борьбе.
Сегодня мы можем видеть, кто победил на данном этапе и оценить вклад каждого из активных борцов несущих идеологию распада в СССР. Мы можем называть много различных имён, и среди них одно из лидирующих мест занимает Владимир Семёнович Высоцкий.
Его поэтический, исполнительский таланты позволяли ему обращаться непосредственно к народу, преподнося в красивое оболочке античеловеческую идеологию капитализма. Его герои это некие сверхлюди, презирающие толпу, это одинокие волки. Великая Отечественная война им изображалась как воровская разборка штрафников, приблатнённых лётчиков и т.д.
В это же время были посеяны зерна, искажающие нравственные мотивы подвига нашего народа, выродившиеся в настоящее время «Колей из Уренгоя». Например, в песне Высоцкого фашист, альпийский стрелок, в общем-то, не плохой парень. Пограничники не нужны, на нейтральной полосе такие красивые цветы. В его поэзии и в его песнях человека труда, предстаёт в карикатурных образах пьяницы, туповатого быдла. Последний штрих, указывающий на его идеологическую принадлежность к разрушителям СССР в его отношение к Афганской войне. Он не написал ни одной строчки о героических ребятах в Афганистане, о смысле этой войны. Можно предполагать, что в своих вояжах по странам НАТО, отвечая на вопросы об Афганистане, он занимал позицию, осуждающую нашу страну и оправдывающую действия моджахедов.
Сегодня он вновь востребован правящей элитой. Десятки памятников установлено во многих городах страны. Его именем, якобы запретами на его творчество в прошлом, пытаются оправдывать разрушение страны. Его поэзия сатира, юмор были понятны в СССР. Но того общества нет, люди жившие тогда постепенно уходят, а с ними и уходит В. Высоцкий.
Строки из песни Окуджавы, вынесенные в эпиграф «Каждый пишет, как он дышит…» можно естественным образом расширить « каждый слышит, как он дышит». В песнях Высоцкого подростки слышали одно, интеллигенция другое, чины из управляющей но-менклатуры третье. Для того, что бы понять, о чем реально пел Владимир Высоцкий, надо понять, кто он, как складывалось его виденье мира, что он действительно хотел сказать. Отдельный вопрос о том, как складывалась его стиль и манера сверх эмоцио-нальной, истеричной игры на сцене и в кино.
Его судьба и жизнь очень трагична по своей сути, как трагичны судьбы детей элиты, ко-торые своим изолированным статусом, вырваны из нормальной социальной жизни.
Первые глубочайшие психологические травмы Владимир Высоцкий получил в раннем детстве.
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года. В марте 1941 года его отца Семёна Владимировича призвали на военную службу. Через четыре месяца началась война, в июле Нина Максимовна Высоцкая с сыном отправляется в эвакуацию на восток страны. В эвакуации они жили трудно, как миллионы эвакуированных. Мать Высоцкого работала на спиртзаводе приёмщиком сырья и лаборантом. На участке, выделенном беженцам, Нина Максимовна выращивала картофель и арбузы. В военные годы для того, чтобы освободить матерей для работы на заводах, были созданы недельные детские сады – интернаты. Володя Высоцкий ходил в такой детский сад.
Отец В. Высоцкого офицер получал очень хорошую зарплату и продовольственный паек. Фронтовики офицеры, как правило, отсылали свои аттестаты семьям. На это денежное довольствие можно было достаточно хорошо жить. Но отец Володи бросил семью в са-мое тяжёлое время 1941-1943 год.
Легко представить, что мать говорила об отце в это время и как к этому относились сосе-ди и соседские ребята, у которых отцы, сражались на фронтах, а у некоторых уже погиб-ли, но они всё равно надеялись и ждали их возвращения.
Летом 1943 года Нина Максимовна и Володя вернулись в Москву. Развод был юридически оформлен.
Отец Высоцкого в 1942 году сошёлся с Е. С. Лихалатовой. Заметим, что он в это время служил в Главном управлении связи Красной армии, то есть находился в Москве.
Вернувшаяся Нина Максимовна Высоцкая работала в Министерстве внешней торговли, работы было много, надо было обеспечивать себя и сына. Она вышла замуж за преподавателя английского языка Г. М. Барташем.
В 1946 году новый излом в судьбе Высоцкого. Отец по каким-то причинам через суд за-бирает сына у матери. Надо отметить, что это беспрецедентный случай, что суд встал на сторону отца. Ребёнка забрали у матери из вполне благополучной семьи. По-видимому, были включены какие-то связи.
Володя едет по месту службы отца в Германию. Отец полковник, нигде не упоминается его должность. В Германии, в городе Эберсвальде он занимает квартиру, расположен-ную на трёх этажах, и ведёт хорошо обеспеченную жизнь. Ребёнка подкупают игрушками и вещами. Но мачеха есть мачеха и даже в воспоминаниях В. Высоцкого упоминаются разговоры, в которых обсуждают мать Володи. Он вынужден все выслушивать и скрывать в себе.
Будучи в Германии отец приобрёл пианино и пригласил преподавателя для музыкальных занятий с Володей.
Летом 1948 года Володя сдавал экзамены в Суворовскую школу, но попытка поступить закончилась неудачей. Это была первая неудача, связанная с поступлениями в учебные заведения. Очевидно, что он сильно её переживал.
В октябре 1949 года Высоцкие переезжают в Москву. Володя учиться в пятом классе 186-й мужской средней школы Коминтерновского района, Москвы. Это элитная школа, в которой учились дети правительственных чиновников. Даже в этой школе он выделялся заграничной одеждой и получил прозвище «американец».
В обычной школе в то время такое прозвище имело презрительно - отрицательный оттенок.
Родители Володи контролировали его школьную жизнь и строили будущую политиче-скую карьеру. Сразу же по достижении четырнадцати лет (в седьмом классе) он вступил в комсомол. В девятом классе он стал членом комсомольского бюро школы. Всё это ко-нечно отделяло его от обычных ребят.
Его поэтический талант начал проявляется уже в эти годы.
В 1953 году с ним произошёл трагический случай, который отразился на всей его жизни. На смерть Сталина он написал хорошее искреннее стихотворение «Клятва», которое по некоторым сведеньям даже было опубликовано.
…
Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут сердца,
Я у гроба клянусь не забыть
Дорогого вождя и отца.
Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой и братской семьёй,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам, Сталин родной.
В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей.
. . .
Естественно, под воздействием пропаганды его взгляды на период сталинского правле-ния и по отношению к Сталину изменились, но слово не воробей.
Нарушение клятвы всегда один из самых разрушительных поступков для личности. Ска-зано «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно пре-стол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф.;5,33–37).
Раз за разом личность давшая клятву возвращается к ней, ищет для себя оправдание её не исполнение, отрицает сам факт клятвы и т.д.
Не находя товарищей среди ровесников в школе и во дворе, он попадает в группу своего социального окружения, как сейчас сказали бы в группу золотой молодёжи.
Ребята были старше его и там всё было по взрослому, деньги, вино, девушки, полукри-минальные связи. Как пишут биографы Владимир Высоцкий познакомился с алкоголем в 13 лет.
В 1955 года Высоцкий окончил среднюю школу. В аттестате зрелости по всем основным предметам русский, алгебра, геометрия, физика, химия, история четвёрки, из значимых предметов пятёрка только по литературе.
По настоянию семьи Высоцкий подаёт документы в МИСИ — Московский инженерно-строительный институт.
В 1955 году конкурс на поступление в институт составлял 17—18 человек на место. Судя по аттестату и по тому, что нет воспоминаний об его усиленной подготовке к поступле-нию, он был принят в институт с помощью каких-то связей. Всё это напоминает сюжет прекрасного фильма «А я иду, шагаю по Москве». Герой этого фильма отказывается от нечестного поступления в институт. В жизни все происходит по-другому. Владимир Вы-соцкого становится студентом МИСИ. Учёба в техническом вузе во все времена это большой, тяжёлый интеллектуальный труд. Учится он, не может, да и не хочет. Не приступая к сдаче сессии, он подаёт заявление об уходе.
По закону В. Высоцкий должен был быть призван на службу в Советскую Армию, в весенний призыв 1956 года, но какие-то силы отводят от него призыв. Он уже взрослый человек и решение уклонится от призыва, это его решение.
В июне 1956 года Высоцкий подаёт документы в Школу-студию МХАТ.
Для поступления, среди прочих документов, требовалось пройти медицинскую комис-сию при вузе для оценки профессиональной пригодности абитуриента.
Небольшое отступление. В 1971 году я подавал документы для поступления в МФТИ. Стандартной школьной медицинской справки было недостаточно. Медицинская комис-сия МФТИ забраковала меня по зрению, у меня была близорукость -4. На основании заключения комиссии у меня просто не приняли документы. Замечу, что для службы в Советской Армии я вполне подошёл.
Врач-отоларинголог Школы-студии МХАТ после осмотра В. Высоцкого сделал отметку о его профессиональной непригодности. Он указал: «Слух — хороший, ритм — хороший, певческого голоса — нет». Несмотря на это заключение, Высоцкий был допущен к экзаменам.
Сдав экзамены и пройдя по конкурсу, В. Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ.
Идёт обычная студенческая жизнь театральной студии. Высоцкий играет в ученических спектаклях. При этом он ведёт достаточно весёлый, богемный образ жизни.
Осенью 1957 года он сходится с замужней женщиной И. Жуковой. В 1958 году она окан-чивает студию МХАТ и уезжает работать в Киев. Студент В. Высоцкий почти каждую суб-боту ездит к ней в Киев, а в понедельник возвращается в Москву. Официальный брак они зарегистрировали 1960 году.
20 июня 1960 года Высоцкий окончил Школу-студию МХАТ и получил диплом с квалифи-кацией «актёр драмы и кино». Выпускника распределили в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина.
Для всех не знающих о системе распределения выпускников вузов в Советском Союзе. В министерство культуры из всех театров СССР поступали заявки на выпускников. Правом первого выбора места работы обладали отличники, а далее по успеваемости. Распределение было обязательным. Что бы остаться работать в Москве, необходимо было подсуетится и достать правдами или неправдами персональную заявку.
Окончание школой-студией отмечалось в кафе «Артистическое». В результате на первое место работы Высоцкого — в театр — пришёл протокол из милиции об устроенном им в кафе дебоше. Артистическая карьера любого обычного человека на этом бы и закончилась.
После окончания Школы-студии МХАТ в жизни Высоцкого наступил четырёхлетний период, связанный с поиском «своего театра». Молодой актёр успел поработать — с перерывами — в Театре имени Пушкина и других коллективах.
Весной 1964 года он пришёл на показ в Театр на Таганке. Как вспоминал позже Юрий Любимов, перед ним предстал молодой человек в кепке и сером пиджаке, «сигареточку, конечно, погасил». Прочитанные им стихи Маяковского не произвели на режиссёра большого впечатления («что-то маловразумительное, бравадное»), зато пение под гитару заставило отложить все дела и слушать артиста в течение сорока пяти минут. Перед принятием решения Любимову довелось услышать разного рода предостережения: «Мне говорят: „Знаете, лучше не брать. Он пьющий человек“. Ну, подумаешь, говорю, ещё один в России пьющий, тоже невидаль. Наверняка были люди, дающие и противоположные советы.
Как это часто бывает уже в своей первой слабой с художественно точки зрения песни, написанной в 1960 году, прозвучали некоторые мотивы, которые прошли через всё его творчество. Это песня «Сорок девять дней», имевшая в ранней редакции подзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков».
В основе сюжета песни лежала реальная история о том, как четверо советских военно-служащих провели сорок девять дней на самоходной барже, унесённой в открытое море. Подвиг советских ребят преподнесён в карикатурном виде.
«…Последнюю съели картошку
Взглянули друг другу в глаза
Когда ел Поплавский гармошку
Крутая скатилась слеза
Сердца продолжали работу
Но реже становится стук
Спокойный, но слабый Федотов
Хватал предпоследний каблук…
Изначальную известность Высоцкий получил как автор лагерных и дворовых песен. Со-гласно рассказам поэта, идея первого из написанных им произведений — «Татуировки» — возникла в июле 1961 года в ленинградском автобусе: среди пассажиров автор увидел человека, на грудь которого был нанесён рисунок — женский портрет с надписью «Люба! Я тебя не забуду!». «Татуировка» считается первой песней Высоцкого, однако исследователи указывают, что ещё в октябре 1964 года Высоцкий записал на магнитофон все песни, которые успел сочинить к тому времени; в его «собрании сочинений» оказалось сорок восемь наименований. Именно этот альбом и тиражировался в стране.
Тяжёлая, бюрократическая государственная машина была не готова, к новым техниче-ским средствам распространения информации. Существовали законы об ограничении распространения печатной информации, но ничего не говорилось о магнитофонных за-писях.
Небольшое замечание. Практически все пишущие машинка страны была зарегистриро-вана, а их индивидуальные особенности шрифтов хранились в КГБ.
Разбору творчества Владимира Семёновича Высоцкого будет посвящена вторая часть работы.
Отношения Ю.Любимова режиссёра театра с Владимиром Семёновичем естественно были напряжёнными. Он, за срывы репетиций, спектаклей периодически оповещал труппу о решении «окончательно уволить Высоцкого». Первый его увольнение из театра состоялся в марте 1968 года, после срыва спектакля «Жизнь Галилея» по статье 47 «Г» КЗоТ «за во-пиющее нарушение трудовой дисциплины». Подобные ситуации возникали и в даль-нейшем. Однако, кто-то поддерживал Высоцкого и полного разрыва с театром не про-изошло.
Впервые Высоцкий появился на экране в студенческие годы. В течение нескольких следующих лет Высоцкого играл небольшие роли или снимался в эпизодах, которые часто сокращались при монтаже. Надо отметить, что в молодости его лицо не фотогенично: лицо овальное удлинённое узким подбородком, рот запавший с плохо очерченными губами, уши большие. В дальнейшем он нашёл свой внешний образ длинные волосы, часто борода.
Один из наиболее удачных опытов включения его песен в структуру картины был реализован в фильме «Вертикаль». Эта картина принесла Высоцкому настоящую популярность.
В 1961 году, находясь в Ленинграде на съёмках художественного фильма «713-й просит посадку», Высоцкий познакомился со студенткой ВГИКа Людмилой Абрамовой.
Вернувшись в Москву, Высоцкий и Людмила поселились в доме Абрамовых. В течение нескольких лет супруги жили в незарегистрированном браке, потому что Владимир Се-мёнович долго не мог оформить развод с первой женой Изой. Официальная регистрация брака Высоцкого и Абрамовой состоялась 25 июля 1965 года. К тому времени у них уже родились сыновья: в ноябре 1962 года на свет появился Аркадий, в августе 1964-го — Никита.
Формально брак Высоцкого и Абрамовой продлился до 1970 года (в феврале состоялся развод); фактически супружеские отношения прекратились раньше.
В. Высоцкий вступает в отношения Татьяной Иваненко. Эта связь продолжалась до же-нитьбы на Марине Влади в 1970 году.
Первый сольный концерт Высоцкого состоялся в апреле 1965 года во время ленинград-ских гастролей Театра на Таганке, когда артиста пригласили выступить в кафе «Молекула», принадлежавшем Институту высокомолекулярных соединений.
Его концертная деятельность развивалась стремительно. Его выступления пользуются большой популярностью. Он даёт множество официальных и не официальных концер-тов. Для поддержания постоянного возбуждённого эмоционального состояния и быстрого его снятия после концерта используется алкоголь.
Он становится одним из активных участников театрально-билетной мафии. В это же время его болезнь алкоголизм достигает второй стадии.
На данной стадии к постоянному влечению к алкоголю присоединяется похмельный синдром, которая появляется при прекращении его употребления. На фоне запоев растёт и количество выпиваемого спиртного.
Высоцкий утрачивает понимание происходящих событий и возможность противостоять им. Его окружение сознательно эксплуатирует его талант на пределе физических возможностей.
Конечно, он пытался бороться с этой зависимостью, но слишком много вокруг лиц, которым нужен был контроль над его талантом.
Известно, что при всей своей кажущейся независимости, преступный мир всегда связан с правоохранительными органами и контролируется ими.
По-видимому, в это время в КГБ было принято решение использовать В. Высоцкого в большой международной игре с «диссидентскими» движеньями.
В этот период появляется Марина Влади пик популярности, которой вообще говоря, прошёл, но которая естественным образом вводит В. Высоцкого в круги эмиграции.
Курированием КГБ объясняется вся избранность В. Высоцкого при оформлении частых поездок за границу. Высоцкий в стране стал практически неприкасаемым, милиция и КГБ закрывали глаза на его участие в финансовых комбинациях мафии, на связи с наркодиллерами, на дорожные преступления. По информации из интернета он участвовал в 10 серьёзных ДТП. Садился за руль после выпивки, гонял на скоростях до 200 км/час, разбил несколько автомобиле. В этих ДТП были пострадавшие, но ему все сходило с рук. Его ни разу не лишали прав.
Распад личности В. Высоцкого продолжается. Он где-то с подачи своего окружения переходит на наркотики. Здоровье окончательно подорвано. До гибели поэта остаётся совсем немного времени.
Небольшое замечание. Как это не парадоксально звучит, его погубил, по сути, его статус избранности. Если бы во время за его дебоши и ДТП его, отправили на принудительное лечение, то вся его жизнь изменилась бы.
В интернет описаны мучительные последние дни жизни В. Высоцкого.
Кроме физических мук, которые он испытал, там присутствует и фактическое предательство собутыльников.
Страшное пророчество из его песни «Ох, где был я вчера».
«А потом кончил пить,
Потому что устал,
Начал об пол крушить
Благородный хрусталь,
Лил на стены вино,
А кофейный сервиз,
Растворивши окно,
Взял да выбросил вниз.
И никто мне не мог даже слова сказать,
Но потом потихоньку оправились,
Навалились гурьбой, стали руки вязать,
И в конце уже все позабавились.”
В смерти артиста виноваты его друзья, заявил следователь Павел Николаев. Тогда он был простым участковым, в чьём ведении находился дом на Малой Грузинской.
По его словам, артист сильно напился и начал буянить. В итоге друзья связали его простынями и вынесли остудиться на лоджию. Вспомнили про него только под утро, когда тело его уже остыло. У Высоцкого были ослабленные сосуды, а скрутили его крепко. В итоге произошло серьёзное внутреннее кровоизлияние.
Я жил в обычном рабочем посёлке. Песни Высоцкого звучали постоянно. Я не был его фанатом, но его песни резко выделялись над бессмысленной жвачкой попсы того вре-мени. Конечно ни я, ни окружающие меня ребята ничего не знали о том, кто такой Высоцкий. Ходило очень большое количество разных мифов.
На смерть В. Высоцкого я написал в 1980 году стихотворение.