Русские народные сказки входят в нашу жизни с самого детства. Каждый ребёнок двух, трёх лет знакомится с полным набором детских сказок: Колобок, Курочка ряба, Теремок и т.д.
В этих сказках сконцентрирована первичная информация о природе, об обществе, о правилах жизни в этих средах. Современная этнопсихология предполагает, что именно эти сказки лежат в основе начала формирования личности русского человека.
Русские народные сказки являются важной частью русского фольклора. Современная историко - типологическая фольклористика говорит о том, что в сказках находит отражение древних, исторических форм существования человека в обществе, о его верованиях, мифологии.
Как это часто бывает, человек находясь в активной информационной среде, не замечает некоторые важные элементы этой среды, которые существенно изменяют представления об этой же информации.
Яркий пример такой ситуации рассказ В. М. Шукшина «Забуксовал». Всем известно, подробно изучаемое в школе, произведение Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Почти сто лет поколения школьников учили отрывок из одиннадцатой главы поэмы
«... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьём с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колёсах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...".
В.М. Шукшин в рассказе поднимает вопрос: «Кто едет в Птице тройке олицетворяющую Русь? Чичиков — шулер, мелкий мошенник?
После этого вопроса многогранность, глубина понимания исторического процесса развития России отражённая в поэме становится запредельной.
К подобным вопросам может быть отнесён и вопрос о демографии в русских народных сказках.
В большинстве народных сказок мы видим семью, состоящую из деда и бабы. Например, в сказках Колобок, Машенька и медведь, Репка, Мальчик с пальчик, Сказка о золотой рыбке и ряде других.
Встаёт вопрос. Где их дети?
Этот вопрос возникает в детских головках, но рассказчики, как правило, просто игнорируют его.
Вопрос может быть продолжен. Откуда в сказках взялись внуки?
В некоторых сказках дед и баба сами создают внуков, например, лепят Снегурочку или пекут Колобка.
Сейчас в интернете можно найти множество разных символических интерпретаций сказки Колобок. Это всё напоминает натягивание совы на глобус.
Можно выдвинуть простое предположение о процессе создания Колобка. Русская печь выполняла много различных функций: приготовления пищи, сушки грибов, ягод, обогрев избы, лечебное прогревание на печи, использование печи для банных процедур и для лечения больных и недоношенных детей методом «выпекания». Больного ребёнка помещали в прогретую вычищенную печь, как в некоторый бокс с высокой постоянной температурой. Изба ночью остывала, а в печи температура сохранялась. Именно эта процедура «выпекания» ребёнка и нашла отражение в сказке о колобке.
Небольшое замечание из личного опыта рассказа этой сказки маленькому сыну. Сын начинал плакать, если при начале сказки ему говорили о том, что дед и баба хотели съесть Колобка. Он воспринимал деда и бабу, как родителей Колобка. В то же время он относился совершенно спокойно к желаниям зверей съесть героя сказки.
Вторая демографическая загадка русских народных сказок — малое число детей в семьях.
Во многих сказках максимальное число детей, это три сына или три дочери. Существует большое количество сказок, в которых один сын или одна дочь.
Эта информация, противоречит известным представлениям о множестве детей в семьях в старину.