Аннотация: Попытка отследить сюжет поэмы Блока "Ночная фиалка"
Ночная фиалка - прочтение
НОЧНАЯ ФИАЛКА. СОН
(1906)
Миновали случайные дни
И равнодушные ночи,
И, однако, памятно мне
То, что хочу рассказать вам,
То, что случилось во сне.
Ещё один сон. Напомню, я считаю, что вся мистика Блока началась в его отрочестве тоже с не обычного сна. О котором он потом будет вспоминать неоднократно. Вот о нём в стихотворении "К музе":
" ...на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я, но лик твой заметил
И твоих утешений просил...
29 декабря 1912"
то есть, если перевести с языка лирики на язык мемуарной прозы, была бессонная ночь, и на рассвете, когда казалось, что что-то - что? - вот-вот сведёт ума и казалось, что гибель неизбежна, юный поэт "лик твой заметил": он попытался из муки сделать произведение искусства ("и вглядываясь в свой ночной кошмар / строй находить в нестройном вихре чувства").
Которое распишет в стихотворении лета 1902 года "Ты свята, но я Тебе не верю":
"...И давно всё знаю наперед:
Будет день, и распахнутся двери,
Вереница белая пройдет.
Будут страшны, будут несказанны
Неземные маски лиц...
Буду я взывать к Тебе: "Осанна!"
Сумасшедший, распростертый ниц.
И тогда, поднявшись выше тлена,
Ты откроешь Лучезарный Лик.
И, свободный от земного плена,
Я пролью всю жизнь в последний крик.
29 октября 1902"
И вот новый сон, который он делает "произведением искусства".
Город вечерний остался за мною.
Дождь начинал моросить.
Далеко, у самого края,
Там, где небо, устав прикрывать
Поступки и мысли сограждан моих,
Упало в болото, -
Там краснела полоска зари.
Город покинув,
Я медленно шел по уклону
Малозастроенной улицы...
Как можно "покинуть город", продолжая идти по "малозастроенной улице"?
Место действия предыдущего тома - это поле и небо. Или храм, затерявшийся меж ними. Да ещё нечто вроде монастыря, лавры - "в старинной келье у разлива вод"... Да ещё его любимый мир камышовых заводей... А город в его географии - это обитель кошмаров.
А первая книга второго тома - болота, болота, болота...
И, кажется, друг мой со мной.
Но если и шел он,
То молчал всю дорогу.
Я ли просил помолчать,
Или сам он был грустно настроен,
Только, друг другу чужие,
Разное видели мы:
Он видел извощичьи дрожки,
Где молодые и лысые франты
Обнимали раскрашенных женщин.
Также не были чужды ему
Девицы, смотревшие в окна
Сквозь желтые бархатцы...
"Друг" - Андрей Белый, конечно же. Причем, если вспомнить первый том - не тот, с которым разговоры разговаривают и чаи распивают, а согласно старой этимологии этого слова - тот, кто с тобой в одной дружине! Тот, кто тоже служит Лучезарной; тот, возводит те же миры! - напомню, мир "где... рябь и камыш" - имеет их общее авторство, и мир северных королей - прописан в "Северной симфонии" именно Белого!
А "извозчики" и "лысые франты"... Это из "Второй симфонии" Андрея Белого, "Драматической", где он иронизирует, иронизирует, иронизирует...
"Произведение это имеет три смысла: музыкальный, сатирический и, кроме того, идейно-символический...
... Второй смысл - сатирический: здесь осмеиваются некоторые крайности мистицизма. Является вопрос, мотивировано ли сатирическое отношение к людям и событиям, существование которых для весьма многих сомнительно. Вместо ответа я могу посоветовать внимательнее приглядеться к окружающей действительности. "
Андрей Белый. "Симфония (2-я, драматическая)". "ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ".
" ...В тот час философ возвращался домой своей деланной походкой, неся под мышкой "Критику чистого разума".
Ему встретился на извозчике господин в котелке с рыжими отпрысками бороды.
Он сосал набалдашник своей трости, напевая веселую шансонетку.
Обменялись поклонами. Философ с деланной небрежностью приложил руку к фураялке, а сидящий на извозчике раздвинул рот, чтобы обнаружить свои гнилые зубы, и приветственно повращал кистью руки.
Не был он умником, но отец его отличался умом...
И то место, где они взаимно почтили себя приветствиями, опорожнилось... Справа виднелась спина философа и корешок "Критики чистого разума", а слева - согбенный извозчик погонял свою клячу, увозя седока.
А над пустым местом из открытого окна раздавались плачевные звуки: "Аууу, аууу".
Это консерваторка пробовала голос...
...Поднялась шелковая занавеска. Кто-то открыл окно на том конце города.
Дом был самый модный и декадентский, а в окне стояла сказка.
Она оправляла свои рыжие волосы; улыбалась, глядя на луну. Она говорила: "Да... знаю".
Она смотрела синими, печальными очами, вспоминая своего мечтателя.
У подъезда стояли вороные кони и ждали ее, потому что был час катаний..."
Андрей Белый. "Симфония (2-я, драматическая)".
Но продолжим:
Но всё посерело, померкло,
И зренье у спутника - также,
И, верно, другие желанья
Его одолели,
Когда он исчез за углом,
Нахлобучив картуз,
И оставил меня одного
(Чем я был несказа'нно доволен,
Ибо что же приятней на свете,
Чем утрата лучших друзей?)
Да, это уже 905 год. Год, когда Любочка стравит "лучших друзей", а потом бросит их обоих. Год, когда они обменяются вызовами на дуэль (обе дуэли не состоятся); год после которого Андрей Белый несколько лет будет собирать себя по кусочкам, (подробности в книгах стихов "Пепел", "Урна") а Блок...
"18 февраля [1910]
Люба довела маму до болезни. Люба отогнала от меня людей. Люба создала всю эту невыносимую сложность и утомительность отношений, какая теперь есть. Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей, в том числе - мою мать, то есть мою совесть. Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня и довела до того, что я теперь. Люба, как только она коснется жизни, становится сейчас же таким дурным человеком, как ее отец, мать и братья. Хуже, чем дурным человеком - страшным, мрачным, низким, устраивающим каверзы существом, как весь ее поповский род. Люба на земле - страшное, посланное для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные. Но - 1898-1902 сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее."
Продолжим:
Прохожих стало всё меньше.
Только тощие псы попадались навстречу,
Только пьяные бабы ругались вдали.
Над равниною мокрой торчали
Кочерыжки капусты, березки и вербы,
И пахло болотом.
И пока прояснялось сознанье,
Умолкали шаги, голоса,
Разговоры о тайнах различных религий,
И заботы о плате за строчку...
Город по-прежнему - из "Второй симфонии":
"...Тут вмешался теософ еврейского происхождения. Крутя рыжие усы, затянул он свою мурлыкающую песенку.
В модном галстуке он - походил на хитрого кота, когда пожимал руку пророку, объясняясь: "Между нами и вами много общего... Мы ратуем за одно...
"Наш девиз - пансинтез... И нравственность мы не отделяем от знания. Религия, наука, философия -- все это отличается между собою количественно, но не качественно..."
Но раздосадованный пророк освободил свою руку и заметил надменно: "Знаем ваши заботы о синтезе... Видим, каковы они...
"Мы не нуждаемся в гностических бреднях, и ваши друзья, индусы, нас не прельщают.
"Мы не дети: любим чистое золото, а не мишуру..."
Но здесь интересно другое: Блок из сна, зная, что это сон, вспоминает про действительность:
Становилось ясней и ясней,
Что когда-то я был здесь и видел
Всё, что вижу во сне, - наяву
Опустилась дорога,
И не стало видно строений.
На болоте, от кочки до кочки,
Над стоячей и ржавой водой
Перекинуты мостики были,
И тропинка вилась
Сквозь лилово-зеленые сумерки
В сон, и в дрёму, и в лень,
Где внизу и вверху,
И над кочкою чахлой,
И под красной полоской зари, -
Затаил ожидание воздух
И как будто на страже стоял,
Ожидая расцвета
Нежной дочери струй
Водяных и воздушных.
А вот эти болота - это уже чисто его, подробно расписанные в главе "Пузыри земли". И... Помните, как начинал писать Блок?
"Сбылось пророчество мое:
Перед грядущею могилой
Еще однажды тайной силой
Зажглось святилище Твое.
И весь исполнен торжества,
Я упоен великой тайной
И твердо знаю - не случайно
Сбывались вещие слова.
7 марта 1901"
"Тайная сила", "исполнен торжества", "великая тайна", "вещие слова"... - штампы, штампы... А здесь - здесь уже нет просто названия чувства - "в воздухе застыло ожиданье", например - здесь Блок раскрывает, преодолевает штамп, он не называет, а показывает:
Затаил ожидание воздух
И как будто на страже стоял,
Ожидая расцвета...
И воздух виден стражником, застывшим у бутона...
...Ожидая расцвета
Нежной дочери струй
Водяных и воздушных.
... бутона, как узнаем через несколько строк - ночной фиалки.
И недаром всё было спокойно
И торжественной встречей полно':
Ведь никто не слыхал никогда
От родителей смертных,
От наставников школьных,
Да и в книгах никто не читал,
Что вблизи от столицы,
На болоте глухом и пустом,
В час фабричных гудков и журфиксов,
В час забвенья о зле и добре,
В час разгула родственных чувств
И развратно длинных бесед
О дурном состояньи желудка
И о новом совете министров,
В час презренья к лучшим из нас,
Кто, падений своих не скрывая,
Без стыда продает свое тело
И на пыльно-трескучих троттуарах
С наглой скромностью смотрит в глаза, -
Что в такой оскорбительный час
Всем доступны виденья.
Напомню, текущее состояние главного героя:
...хочу рассказать вам,
То, что случилось во сне...
То есть ему он описывает, как ему снилось, как шел по городу со своим другом, который к некоторому неудовольствию, разочарованию, даже презрению Блока видел окружающее весьма прозаически:
Он видел извощичьи дрожки,
Где молодые и лысые франты
Обнимали раскрашенных женщин...
Но вот уже сам поэт описывает, что он - он! - оставил позади:
...в час разгула родственных чувств
И развратно длинных бесед
О дурном состояньи желудка
И о новом совете министров...
...на пыльно-трескучих троттуарах...
Реальность его друга в этой нереальности стала его собственной реальностью. Реальностью? -
...в такой оскорбительный час
Всем доступны виденья.
То есть поэт находится в нереальности сна и оттуда ему доступен новый пласт, новый уровень, новая ступень - новая реальность -
Что такой же бродяга, как я,
Или, может быть, ты, кто читаешь
Эти строки, с любовью иль злобой, -
Может видеть лилово-зеленый
Безмятежный и чистый цветок,
Что зовется Ночною Фиалкой.
[Помню своё разочарование, когда первый раз увидел маттиолу - и вот это скромненькое, сразу теряющееся из поля зрения, синенькое и блекленькое и есть - Ночная Фиалка? Нет, конечно... Но запах, ночной запах маттиолы - он блоковский.]
Так я знал про себя,
Проходя по болоту,
И увидел сквозь сетку дождя
Небольшую избушку.
Сам не зная, куда я забрел,
Приоткрыл я тяжелую дверь
И смущенно встал на пороге.
Итак, представьте себе эту путаницу реальностей, этот одуряющий запах, этот видимый видением "б