В угоду ясности и гармонии представлений о историческом процессе "великие" ученые прошлого и современности закрывают глаза на массу деталей и подробностей, которые никак не хотят вписываться в их теории, а то и вовсе эти теории опровергают.
Классика жанра - это представление о "великом" Киеве - центре огромного восточнославянского государства от истоков Оки до Буга и от Западной Двины до днепровских порогов в 9 веке нашей эры. А может и раньше - в восьмом или даже в седьмом. Уже процветают Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов.
А кто с этим не согласен - читайте "Повесть временных лет" (далее ПВЛ) - "первоисточник", в котором про это всё сказано. Уж монаху Нестору всяко лучше в 12 веке было известно про то, как оно было в веке девятом.
Что? Он называл Киев в конце 9 века "маленьким городком"? Ну, и великие бывает ошибаются.
И при чем тут археология - "НЕ историческая" наука? Мало ли что они там раскопали. Или пока ещё не раскопали.
Новгород и Полоцк приобрели черты городских поселений к концу 10 века, а Смоленск и вовсе в 12? Бред какой-то!
Подол в Киеве появился в середине десятого века, когда начал функционировать "Путь из варяг в греки"?! Да "Путь из варяг в греки" был всегда! Великая держава куда хотела - туда и плавала. И пусть археология этого пока не подтверждает, но ещё не вечер. Столько не раскопанного. Обязательно что-нибудь найдут.
Можно продолжать, но восхитительный бред про былое величие так крепко засел в головах не только обывателей, но и ученых мужей, что любые аргументы отлетают как горох от стенки: "У нас государственные праздники отмечаются, юбилеи, а вы со своими черепками и грязью!"
Здесь уже ничего не поделаешь. Но, как говорится, "надежда умирает последней". Вот и я надеюсь, что среди любителей истории достаточно вменяемых людей, способных мыслить в рамках научных фактов, а не благостных фантазий.
И так, до границы 9 и 10 веков будущая Киевская Русь, про которую написано в учебниках истории, представляла собой огромную, внешне никем не контролируемую территорию, по периферии которой имелись небольшие укреплённые поселения. Они находились на границе с Хазарией, на южных притоках Припяти, на Западной Двине и в районе Ладоги. Сама Ладога была скандинавской.
Рис. 1. 9 век. Красным обведена территория без укреплённых поселений.
Возникает вопрос почему никто из соседей (те же хазары или скандинавы) не только не взял под контроль эту территорию, но даже не смог отщипнуть от неё кусочек? Правда дань с приграничных районов будущей Киевской Руси брали, о чем свидетельствует ПВЛ. Но это было общей практикой. Даже Византия платила дань соседским варварам, которых пока не планировала или не могла завоевать. Лучше платить яркими побрякушками, чем кровью своих воинов, которые нужны для более важных дел.
Так вот. На территории, упомянутой выше, не было варяжских или хазарских поселений или хотя бы пунктов сбора дани с признаками хозяйственной деятельности в рамках культуры этих народов. Естественно возникает вопрос почему? Вразумительного ответа на него никто даже не пытается дать, потому что доминирует легенда про уже существующее русское государство.
Правда есть свидетельства арабских источников 10 века (Аль-Истахри "Книга путей государств"), что на этой территории была некая страна Артания ( Арсания или Арса) - запретные земли для иностранцев. В дальнейшем я буду называть её Асра, потому что в этом названии есть смысл (АС + РА), а чтение справа налево и слева направо кого хочешь могло запутать. Тем более, когда сам арабский географ на месте не был и приводит в своём произведении информацию, полученную от других. Не уверен, что арабы хорошо понимали скрытных жителей Асры, но восклицание "бог Ра" могли слышать многократно. Отсюда и название. Не думаю, что жители этой территории, которая и страной то не была, называли её Асра или, тем более, Асрания, но, чтобы было понятно о чем речь, оставлю вышеупомянутое название.
С жителями этой страны арабы вели торговлю на Днепре, куда купцы Асры спускались по реке. Таких крупных рек между Киевом (в арабском источнике Куявия) и Новгородской землёй (в том же источнике Славия) не так уж и много. Левые притоки - Сож и Десна. И правые притоки - Березина и Припять.
По Десне шел древний торговый путь из Праги на восток. И пойма Сожи находится по соседству. Какая уже тут запретная зона? Кстати, этот торговый путь почему-то проходил не по Припяти, что было бы логично и удобно, а поперёк её южных притоков до Киева, откуда по Днепру поднимались в сторону Десны и по ней двигались на восток. То есть даже Припять была закрытой для иностранных купцов зоной. Я уже не говорю про земли дреговичей, про которых известно только то, что они были.
Территория проживания дреговичей - единственное "закрытое" место в регионе. На этой территории, включая правый берег Днепра и левый берег Припяти, до середины 10 века не было укреплённых поселений. А вот после строительства Новогрудка эти поселения стали появляться повсюду. Именно эта территория сохраняла язычество до 15 века, засылала волхвов в Киевскую Русь и под именем "литва" предпринимала постоянные военные экспедиции против основных центров христианства по соседству: Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Считать таким центром Киев большое заблуждение. В то время, как новгородцы, выпрыгивая из штанов, строили в своём городе храмы и монастыри, изучали в церквях кириллическое письмо, став первым грамотным регионом Киевской Руси, киевляне подняли восстание и посадили на княжеский престол язычника Всеслава Чародея.
Сначала попробуем понять, что за образование была Асра. Тут два варианта: государство, огнем и мечом принуждающее к повиновению всех вокруг или религиозный центр, делающий то же самое при помощи религиозных догм и табуирования.
Но государству нужен некий укрепленный центр, репрессивный аппарат в виде армии и опорные пункты для хранения собранной дани с местной администрацией. Ничего подобного мы не наблюдаем. Мы - это официальная наука, а не мои фантазии. Впрочем, ученые мужи вообще ничего тут не наблюдают. Они и кремневые шахты "не наблюдали" пока их не открыли поляки. Правда и теперь особо не усердствуют в изучении этого археологического объекта, уничтожаемого карьерными работами по добыче извести. Собственно, и музейные экспонаты были не результатом раскопок, а следствием наблюдательности местных рабочих.
А эти шахты - ключевой фактор истории развития региона. Массовая добыча кремня не могла не привести к патронажу данного процесса со стороны языческой религии и приданию данной деятельности мистического характера вплоть до поклонения кремню. Возможно отсюда "литва" - камнепоклонники (лит - по-гречески камень). Термин этот появляется в христианских источниках под пером священников, для которых греческий был родным или рабочим языком, и потому вполне естественен. Это объясняет отсутствие у "литвы" своей территории, потому что "литвой" были те же ятвяги, аукштайты, полочане и дреговичи.
То есть единственной возможной консолидирующей силой на обсуждаемой территории могло быть религиозное государство, которому не только не нужны, но даже вредны были укреплённые поселения. Исключение, по понятным причинам, делалось для пограничных областей. Напомню, что арабы называли это государство Асра.
Теперь, основываясь на понимании реалий того времени, оценим место, где зарождался проект "Новгород" - совершенно необычное, нестандартное межплеменное объединение. Я не знаю другого примера в истории, когда три народа, вместо того, чтобы пытаться поработить или уничтожить друг друга, договариваются о создании общего государства. Разноплеменного и разноязычного. И у них это получилось: единый славянский государственный язык, столица - Новгород, единая религия во главе с Велесом, удивительным образом сочетающим в себе тотемные признаки западных славян - птица, угро-финнов - медведь и восточных славян - змей. А зарождается этот проект на окраине восточнославянских земель под боком у скандинавов, где религиозное влияние Асры было минимальным.
Думаю, инициаторами проекта стали кривичи, у которых уже имелся опыт подобной деятельности. Если дреговичи уничтожили или вытеснили балтов с территории своего расселения (археологи на месте балтских поселений находят пепелища), то кривичи умудрились как-то договориться, образовав смешанную балто-славянскую культуру. Эта культура в той части, которая стала будущей Полоцкой землёй, именуется археологами банцеровской. А восточная половина этой смешанной культуры, раскопанная уже российскими археологами, называется тушемлинской. Последняя стала предтечей Новгородской земли, а гораздо позже - Смоленского и Псковского княжеств.
Таким образом, с самого прихода кривичей, на северных территориях восточных славян начал прививаться дух сотрудничества, увенчавшийся образованием очень похожих по устройству Новгородской и Полоцкой земель.
И началось всё это не в конце 9 века, а гораздо раньше, когда наладилась активная торговля с арабами, свидетельством чего являются многочисленные клады арабских монет на этих территориях. В Киеве и окрестностях первые клады арабских монет датируются началом 10 века.
Накапливая богатства, купцы почувствовали силу, а общая опасность в виде засилия волхвов заставила объединять усилия. За пару веков процесс зашел так далеко, что потребовалось его оформить в виде некого государственного образования. Для этого и понадобился Рюрик с дружиной. Надо было отгородиться от Асры, чтобы не мешала строить Новгород, захватывать Ладогу, развивать сеть факторий на севере. Потому, (данные археологии), Рюриково городище и возникло раньше первых поселений на территории будущего Новгорода. Это был заслон из наёмной дружины, которой волхвы не указ. И никто не собирался допускать наёмников к власти в стране, как и последующих призываемых князей. Жили призванные Новгородом, как и Полоцком, князья с дружиной за пределами города, святилище их бога - Перуна тоже было за городом, в отличие от святилища Велеса. И судил князь только в присутствии посадников. Вот такое княжение.
Почему какие-то никому не известные бандиты с Волги, если верить тем же арабским источникам, рассказывающим о русах (Ахмад ибн Фадлан "Записка" о путешествии на Волгу), а не скандинавы? Ну, лично я с трудом представляю ярла с дружиной на побегушках у новгородской знати. В начале, не имея достаточных сил, он может быть и поиграл в покорность. Но потом, сориентировавшись в ситуации, обязательно договорился с собратьями по мечу и устроил в новом городе кровавую баню. А вот Рюрик, скорее всего, таких возможностей не имел. До Волги далековато, а может потому и согласился, что поцапался там с кем-то. Потому сидел тихо и исправно выполнял возложенные на него функции наёмника и "зиц-председателя", позволяя проекту "Новгород" крепко стать на ноги.
Естественно амбициозный Олег никак не мог согласиться с таким положением вещей и рванул в Киев, уже облюбованный Аскольдом и Диром. И тут начинается "второй акт "мерлезонского балета". Куда более захватывающий.
Киев тоже глухая окраина, но уже на границе с Хазарами. Да. Захолустье. Но куда более перспективное для реализации Олегом собственных амбиций.
Поляне и северяне, находясь на периферии восточно-славянских территорий, были в меньшей степени консолидированы с религиозным центром, то есть Асрой. Собственно, они селились за пределами запретной территории. Связано это, скорее всего, было с сильным влиянием Хазарии. Получилась эдакая "серая зона", которую и занял Олег, пообещав защиту от тех и других.
Одна власть всегда лучше, чем две конкурирующие: нет двойной дани и в меньшей степени надо оглядываться на религиозные табу. К тому же Олег был крайне заинтересован в бурном экономическом развитии региона, что, вместе со связями с варяжским миром, обеспечивало ему шанс на выживание.
Киев ещё долго оставался бы таким же захолустьем, как при Аскольде и Дире, если бы не поход на Константинополь, примиривший и консолидировавший всё восточное славянство. Даже волхвам тут возразить было нечего. Поход то предполагался "антикрестовый" - против идеологических противников, чем в будущем много лет занимались языческие дружины, именуемые "литвой".
Сомневаюсь, что придумал эту операцию Олег. Не с его масштабом мышления и опытом управления строить такие грандиозные планы. Разумеется, это были духовные отцы проекта "Новгород". У них для этого имелись и деньги, и кадры, и опыт стратегического мышления.
Чем был Киев до похода на Константинополь? Захолустным городишком на границе со степью, промышляющим перевозом через Днепр. А чем стал? Важнейшей базой для концентрации сил и средств перед броском на юг. Более мощного толчка для развития инфраструктуры региона даже представить себе невозможно. Киев автоматически становился центром сосредоточения экономических интересов огромной территории, не имея на неё никакого властного влияния.
Но сила и власть портит людей. Испортила она и Олега. Можно только догадываться, что он там не поделил с Новгородом. Скорее всего желание быть самостоятельным пересилило выгоды от сотрудничества с таким мощным союзником. Поэтому в том числе и новгородцы не возражали против "укушения Олега змеёй". И если бы у довольно бестолкового наследника Игоря не оказалось на удивление умной жены, на этом всё бы и закончилось. Пока ещё не такой уж и мощный Киев заняла бы дружина какого-нибудь амбициозного князя, подконтрольного Асре или Новгороду, а то и варяги в качестве своей базы. И пошла бы история совсем иным путем.
Но княгиня Ольга была уникальной во всех смыслах женщиной. После смерти мужа, опираясь на дружину наёмных викингов, вопреки традициям (мне кажется в истории Киевской Руси больше не было женщин на княжеском троне, управлявших напрямую, а не через какого-то ставленника) она удержала власть в своих руках. А когда сформировалось войско Святослава, способное на равных сражаться с византийской военной элитой, княгиня Ольга значительно расширила границы влияния Киева. Даже попыталась устроить пункты сбора дани на Новгородских землях. Такой факт отмечен ПВЛ, но ни слова о том, что эти центры работали. Новгород платил символическую (по меркам его доходов) дань и этим ограничивался. Но отношения были испорчены окончательно. Делегация Новгорода не униженно просят у Святослава дать сына на княжение, а требует, грозясь найти себе князя в другом месте. Правда получают самого завалящего - Владимира.
Должен сказать, что такое удержание власти сильно затормозило формирование "Пути из варяг в греки". Святослав, разгромив Хазарию, убрал заслон, перегораживающий Великую Степь, и обрушил на Киевскую Русь нескончаемые проблемы с кочевниками. И последующие его художества на Дунае, закончившиеся ничем, тоже не способствовали международной торговле. Если бы ему удалось повторить поход Олега - тогда другое дело. А так одна суета и убытки. И никакие увещевания мудрой мамы, умоляющей его заняться собственным государством (хотя бы ассимилировать ещё пару племён с их землями, как это произошло с северянами и древлянами) не вразумили этого великого война и авантюриста. Могли ведь захапать всё междуречье Днепра и Волги. Помешать этому было некому. А так ограничились наложением дани на племена, которые продолжили жить, как прежде. Потом детям Святослава пришлось завоёвывать эти земли повторно.
Смерть Святослава тоже не выглядит случайной. Он мешал всем: византийцам, болгарской знати, ориентированной на Византию, окружению матери, но, прежде всего, купечеству от Скандинавии до Константинополя. Думаю, мы никогда не узнаем кто конкретно организовал западню. Уж очень много претендентов. Но именно после прекращения военных действий на Дунае начинается период полноценного функционирования торгового "Пути из варяг в греки", сказочно обогатившего не только Киев, но и всех, кто имел к этому пути доступ.
Всё вышесказанное до такой степени усилило Киевскую Русь, что она могла, наплевав на Асру, проводить любые эксперименты в области религии и продолжить экспансию, правда пока обходя запретные земли.
Венцом этой экспансии и экспериментов стало княжение Владимира.
Беспринципный садист и сластолюбец, тем не менее, был умным и творческим человеком. Прежде всего он понимал, что государству требуется реальная централизация и религиозная обособленность от Асры. Поэтому и был реализован неудачный эксперимент с собственным языческим пантеоном, а потом предпринята попытка христианизации восточных славян.
Правильное понимание стратегических задач не означает способности руководителя реализовать их на практике. Прежде всего, Владимир не понимал, что религия не умирает вдруг и не приживается по указанию свыше. На оба процесса требуются столетия. Поэтому христианские храмы появились во всех крупных городах восточных славян, но действительно серьёзное распространение христианство получило только в Новгородской земле и то через пол века, потому что Новгород был центром веротерпимости, где каких только вер не навезли заморские купцы. В остальных случаях мы наблюдаем показуху. В храмы ходили крещёные купцы и дружинники, а весь народ пребывал "на бесовских игрищах", о чем пишут христианские священники того времени. Потому Владимир и не решился вторгнуться на запретные земли. Удар в спину был гарантирован. Даже через пол века, когда была предпринята такая, надо сказать совершенно безуспешная, попытка, после чего обманом захватили Всеслава Чародея, этот удар в спину состоялся. Восставшие киевляне извлекли полоцкого князя из застенков и посадили на киевский престол. Правда следует заметить, что это был последний серьёзный успех Асры на территории Киевской Руси.
А Владимиру, в период его правления, ничего не оставалось, как демонстрировать своё безразличие к запретным землям и их правилам. Это прежде всего касается похода киевской дружины на поляков и ятвягов. С одной стороны, проплыли по Припяти и показали Асре, кто здесь сила, а во-вторых, объяснили полякам и ятвягам, что не надо трогать купеческие караваны на альтернативном "Пути из варяг в греки". А при хорошем их поведении на этом можно ещё и заработать или самим присоединиться к каравану.
Надо сказать, что звонок Асрой был услышан, потому что славянами-язычниками началось строительство своего Новгорода (Нового городка) прямо посреди балтских земель. И хотя строили его восточные славяне, этот город не похож на прочие укреплённые поселения этих племён. Прежде всего тем, что он стоит не на реке. То есть этот город в принципе невозможно внезапно атаковать в скандинавских традициях, принятых на вооружение и восточными славянами.
Но не в этом главная примечательность Новогрудка. Этот город - первое большое укреплённое поселение на запретных землях. То есть отменено табу на светскую власть. Не думаю, что религиозные иерархи были в восторге от этого решения, но жить захочешь и не на такое согласишься. Без светской власти невозможно создание боевых дружин, способных не только противостоять Киевской Руси, но и осуществлять внешнюю военную экспансию. Хотя и от идеологической никто не отказывался.
Вот мы и видим с начала 11 века военные походы "литвы" и художества волхвов, баламутящих народ.
Очень быстро на базе Новогрудка образовалось Княжество Литовское, а на запретных землях строятся города, где княжат в основном отпрыски Полоцкой династии. И никаких шансов у Киева объединить всё это в централизованное государство.
В конце жизни Владимир пытался что-то предпринять, но отношение к нему в Полоцкой и Новгородской землях было, мягко говоря, отрицательным, что исключало объединение, а остальные и так боялись и платили дань.
Интересный вопрос куда девалась Асра? Язычество точно никуда не исчезло не только с запретных земель, но и из Полоцка, в котором, как пишут современники, на одном конце города звонил колокол храма, а на другом поднимался дым над капищем.
Явно произошла какая-то религиозная реформа, убравшая внешнюю атрибутику высшей языческой власти и сохранившей её реальное доминирование на тех же территориях. Другими словами, за внешней раздробленностью скрывалось некое единство, что проявилось во времена татаро-монгольского нашествия.
Орда аккуратно вторглась на Киевскую Русь, дойдя до Новгородской Земли и почему-то остановившись на её окраине, повернула назад. Может потому что Новгородская и Полоцкая земли заключили военный союз?
Потом татаро-монголы уничтожают Киев и по южной границе бывших запретных земель движутся грабить и жечь Галицко-Волынское княжество, откуда часть их через Берестье вторгается в Польшу.
Толи у монголов хорошо сработала разведка и они знали, что встретят объединённые силы этой территории, толи язычники договорились с язычниками и ВКЛ оказало посильную помощь орде. Тут можно только предполагать.
Всё вышесказанное приводит к выводу о том, что русские и белорусы не результат бесконечной череды случайностей, а закономерный итог движения по вектору развития, заложенного ещё проектом "Новгород".
От кривичей берут истоки особенности наших национальных характеров, сутью которых является веротерпимость, склонность к сотрудничеству и адаптивности к любым национальным особенностям. Только славяно-балты белорусы более тяжелы на подъём, чего не скажешь про славяно-балто-кочевниках русских, не поленившихся пройти пол мира, объединяя в колоссальную цивилизацию десятки наций и народов, включая и белорусскую нацию.
Литература:
1. Повесть временных лет (Лаврентьевский список). Подгот. текста Д.С. Лихачева; Пер. Д.С. Лихачева и Б.А. Романова Под ред. чл.-кор. АН СССР В.П. Адриановой-Перетц Акад. наук СССР. Ч. 1-2. - 1-е изд. Часть 1. Текст и перевод. - М.; Л., Изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР в Л., 1950. - 407 с.
2. ПСРЛ, том I. Издание 5-е. Ипатьевская летопись. М., 1998..
3. Куза А. В. Древнерусские городища X-XIII вв. Свод археологических памятников. М.: Христианское издательство, 1996.
4. Ахмад ибн Фадлан
http://hrono.ru/biograf/bio_f/fadlan_ibn.php
5. Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади "Записка" о путешествии на Волгу.
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm
6. Абу Исхак аль-Истахри (Wikipedia)
7. Аль-Истахри "Книга путей государств" (фрагмент)