Аннотация: Премьера легендарного мюзикла Романа Полански в театре Музыкальной комедии (г. Санкт-Петербург)
Что мы знаем о вампирах? Об этих загадочных существах написано немало книги снято немало фильмов: наверное, в первую очередь придет в голову классический в своем жанре роман Брэма Стокера о графе Дракуле или мистическая драма ирландского режиссера Нила Джордана "Интервью с вампиром", которые завоевали невероятную популярность у читателей и зрителей, завороженных странной притягательностью полуночных существ, опасающихся крестов и дневного света. Да и стоит ли говорить о масштабах вампирской популярности, если им удалось захватить весьма широкую нишу не только в литературе и кинематографе,но поселиться даже на театральных подмостках, куда им была открыта дорога усилиями режиссера Р. Полански, который в 1997 г. в венском театре "Раймунд"поставил мюзикл под названием "Бал вампиров", ставший музыкальным ремейком его фильма "Бесстрашные убийцы вампиров" (1967 г.). С тех пор поющие вампиры начали продолжительное путешествие, давая Бал все в новых и новых театрах не только Европы, но и Азии, подчиняя своей власти сотни восторженных зрителей. Наконец их триумфальное шествие достигло и России,где 3 сентября 2011 г. на сцене петербургского театра Музыкальной комедии состоялась премьера русской версии мюзикла.
Едва ли когда-нибудь прежде сцена этого театра видела действо столь грандиозных масштабов, над созданием которого работала многочисленная международная команда. Основой для русской постановки послужила венская редакция 2009 г. режиссера Корнелиуса Балтуса (Голландия), где, как и в оригинальной постановке самого Романа Полански, звучит готически устрашающая, таинственная, в то же время надрывно кричащая рок-мотивами, а порою взлетающая на вершины оперных интонаций музыка Джима Стейнмана. Мистическое, насыщенное и яркое действие с первых минут погружает зрителя в необыкновенную атмосферу, где он становится не просто наблюдателем, который из темноты зала следит за чередой событий, развивающихся на сцене, но и сам неожиданно для себя самого становится объектом пристального внимания сумеречных существ то и дело возникающих из мрака, бесшумно ступая между рядами партера или возвышаясь вложах. Ощущение реальности происходящего достигается и благодаря костюмам (Кентауэр,Венгрия), напоминающим зрителю о разных эпохах и странах, каждая из которых отправила своих посланников на полуночный бал в зловещий, грозный и давящий своей неприступностью замок, возведенный на сцене театра во всем великолепии готического стиля. Однако даже столь монументальные постройки при помощи современных механизмов способны с легкостью растворяться в темноте, когда в течение всего спектакля одна декорация сменяет другую, перемещая действие из горной долины в уютную атмосферу старой провинциальной гостиницы, которая в следующий же момент сменяется роскошной бальной залой или старинным склепом. Следующие друг за другом многочисленные смены декораций и оригинальная хореография (Деннис Каллахан, США), которая сочетает классические па с движениями, имитирующими ломаные, резкие броски и крадущиеся повадки вампиров, придают спектаклю невероятную динамичность и ритм, способный ввести зрителя в состояние бездыханного оцепенения. Но происходящее на сцене уж никак нельзя назвать мрачным триллером, нагоняющим ужас, ведь юмористические сцены и остроумные пассажи героев не раз заставляют улыбаться, даже хохотать от души, а драматические моменты погружают в тихие раздумья, невольно заставляя сопереживать действующим лицам. И если чудаковатый профессор Абронсиус (А. Матвеев), робкий,но отважный малый Альфред (Г. Новицкий), резкая и в то же время нелепая Ребекка(М. Гогитидзе), пройдоха Шагал (К. Китанин) с плутовкой Магдой (Н. Богданис) и жеманный франт Герберт (К. Гордеев) весьма карикатурные и характерные персонажи, вызывающие искреннюю улыбку, то главный герой, правящий полночный бал, образ отнюдь не однобокий. Его сиятельство граф фон Кролок (И. Ожогин) предстает истинным порождением тьмы. От его невозмутимости веет могильным холодом, аристократизм облекает все его существо, поднимая на пьедестал надменности и презрения к ничтожности человеческого бытия - казалось бы, портрет бездушного, расчетливого убийцы, соблазняющего молодую девушку Сару (Е. Газаева), которая должна пасть жертвой его ненасытной кровавой жажды, сюжет не новый и весьма популярный. Наверное, эта история могла бы превратиться в банальность, где зло всегда изображается в бескомпромиссно черных тонах, а добро облечено в белые одежды, но сказка оказывается гораздо ближе к жизненной действительности, которая отнюдь не похожа на черно-белое кино. Бесспорно фон Кролок - порождение темных сил и воплощение зла, но, однако же,подкрепленное своей философией, имеющее свою причину и трехсотлетнюю историю. Это философия отверженного изгоя, одинокого зверя, не принятого людьми, по природе своей иного,превратившегося в создание, чуждое для человечества,по непреклонной воле судьбы, которая вместе с жизнью прекрасной девушки когда-то вырвала из его рук право на счастье,право на любовь. И ария графа "Жажда" переполнена драматизмом истории отверженного изгоя, заставляет сочувствовать его участи обреченного на вечные скитания неприкаянной души. Неслучайно спустя триста лет появляется Сара, новое "звездное дитя", чей образ проходит ассоциацией с потерянной любовью и чей ритуал посвящения в служители тьмы,призван ознаменовать самовластие Кролока, таким образом будто бросающего вызов,мстящего судьбе, доказывая свою способность стать с нею наравне и держать чужую жизнь в своих руках, чувствуя свое превосходство над всем миром, не принявшим его. И воцарившееся в финале Зло будто пророчит, предостерегая человечество от холодного безразличия и цинизма, очерствения, грозящего отмиранием всех чувств и в первую очередь способности сочувствовать и сопереживать, прощать и верить,когда "ваши души станут холодны как сталь" и "взойдет на престо жестокий бог,кровавой жажды бог".
Итак, вампиры приглашают на бал! Приглашают не только слушать действительно великолепное вокальное исполнение, но и слышать ненавязчиво преподнесенное, но важное содержание!