Аннотация: Для тех, кто изучает творчество Ф.М. Достоевского
Анализ полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского в 30-ти томах.
1. Нормативная база издания: Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Академии наук СССР.
2. Вступительная статья "От редакции" находится в первом томе собрания. В ней определена актуальность и необходимость данного издания: " Необходимость такого издания давно назрела. Она обусловлена величием художественного гения Достоевского и громадным значением его наследия для современности,мировой славой его произведений и их широким воздействием на передовую культуру и литературу всего человечества."
Задача настоящего издания заключается в том, что оно "является первым изданием сочинений писателя, подготовленным на основе критического изучения всех выявленных до настоящего времени источников текста - печатных и рукописных."
Целью издания, согласно вступительной статье, является "глубокое и всестороннее критическое изучение творчества Достоевского в свете ленинского понимания культурного наследия, основанного на признании его огромного, непреходящего значения для социалистической культуры", а также "объединить в своем составе его печатное и рукописное творчество".
3. Хронология выпуска томов, цены и тиражи:
том I Издательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1972, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к. Редактор - Г.М. Фридлендер, редактор издательства - Т.А. Лапицкая
Описание:
В данный том собрания сочинений вошел дебютный роман Достоевского, а также ранние повести и рассказы.
томIIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1972, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к. Редактор - А.С. Долинин, Е.И. Кийко, редактор издательства - Т.А. Лапицкая
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли повести и рассказы 1848 -- 1859 гг.
томIIIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1972, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к. Редактор - Г.М. Фридлендер, редактор издательства - К.Н. Феноменов
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли не связанные между собой повесть и роман Достоевского.
томIVИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1972, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к. Редактор - Ф.Я. Прийма, редактор издательства - Т.А. Лапицкая
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли воспоминания Достоевского о каторге.
томVИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1973, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к. Редактор - Е.И. Покусаев, редактор издательства - К.Н. Феноменов
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли повести и рассказы 1862 -- 1866 гг. и роман.
томVIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1973, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к. Редактор - В.В. Виноградов, редактор издательства - К.Н. Феноменов
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошел роман "Преступление и наказание".
томVIIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1973, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к., редактор издательства - К.Н. Феноменов
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли рукописные редакции романа "Преступление и наказание". Оформление художников С.Н. Тарасова и Л.А. Яценко.
томVIIIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1973, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к. Редактор - Т.П. Голованова, Г.М. Фридлендер, редактор издательства - Т.А. Лапицкая
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошел роман "Идиот".
томIXИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1974, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к., редактор издательства - Т.А. Лапицкая
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли рукописные редакции романа "Идиот", повесть, а также наброски 1867 -- 1870 гг. Оформление художников С.Н. Тарасова и Л.А. Яценко.
томXИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1974, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к. Редактор - В.Г. Базанов, Т.П. Голованова, редактор издательства - Т.А. Лапицкая
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошел роман "Бесы".
том XIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1974, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к. Редактор - В.Г. Базанов, Т.П. Голованова, редактор издательства - Т.А. Лапицкая, Е.А. Гольдич
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли рукописные редакции романа "Бесы".
томXIIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1975, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к. Редактор - В.Г. Базанов, редактор издательства - Н.Г. Герасимова, Е.А. Гольдич
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли рукописные редакции романа "Бесы" и наброски 1874-1879 гг.
томXIII
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошел роман "Подросток".
томXIV
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошла первая половина романа "Братья Карамазовы".
томXVИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1976, тираж 200 000, цена 2 р. 30 к., редактор издательства - Н.Г. Герасимова, Е.А. Гольдич
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошло окончание романа "Братья Карамазовы", а также его рукописные редакции.
томXVIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1976, тираж 149 000, цена 2 р. 30 к., редактор издательства - К.Н. Феноменов
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли рукописные редакции романа "Подросток".
томXVIIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1976, тираж 149 000, цена 2 р. 30 к. Редактор - Ф.Я. Прийма, редактор издательства - К.Н. Феноменов
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли рукописные редакции романа "Подросток", а также наброски 1874-1879 гг.
томXVIIIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1978, тираж 50 000, цена 3 р. 40 к. Редактор - В.А. Туниманов, Г.М. Фридлендер, редактор издательства - К.Н. Феноменов
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли статьи и заметки 1845 -- 1861.
томXIXИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1979, тираж 55 000, цена 3 р. 20 к. Редактор - Г.М. Фридлендер, редактор издательства - К.Н. Феноменов
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли статьи и заметки 1861 г.
томXXИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1980, тираж 55 000, цена 3 р. 80 к., редактор издательства - К.Н. Феноменов
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошли статьи и заметки 1862 -- 1865 гг.
том XXIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1980, тираж 55 000, цена 4 р. 80 к. Редактор - Г.М. Фридлендер, редактор издательства - Т.А. Лапицкая
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошел "Дневник писателя" за 1873 г., а также статьи и заметки 1873 -- 1878 гг.
томXXIIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1981, тираж 55 000, цена 3 р. 70 к. Редактор - Е.И. Кийко, Г.М. Фридлендер, редактор издательства - Е.А. Гольдич
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошла часть "Дневника писателя" за январь-апрель 1876 г. Оформление художников С. Н. Тарасова и Л. А. Яценко.
томXXIIIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1981, тираж 55 000, цена 3 р. 80 к. Редактор - Е.И. Кийко, Г.М. Фридлендер, редактор издательства - К.Н. Феноменов, Е.А. Гольдич
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошел "Дневник писателя" за май-октябрь 1876 г.
томXXIVИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1982, тираж 55 000, цена 4 р. 20 к. Редактор - Е.И. Кийко, Г.М. Фридлендер, редактор издательства - Е.А. Гольдич, Т.А. Лапицкая
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошел "Дневник писателя" за ноябрь-декабрь 1876 г.
томXXVИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1983, тираж 55 000, цена 4 р. 10 к. Редактор - Н.Ф. Буданова, В.А. Туниманов, редактор издательства - Е.А. Гольдич
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошел "Дневник писателя" за январь-август 1877 г.
томXXVIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1984, тираж 55 000, цена 4 р. 60 к. Редактор - Н.Ф. Буданова, В.А. Туниманов; И.А. Битюгова, Г.М. Фридлендер, редактор издательства - Е.А. Гольдич
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошел "Дневник писателя" за сентябрь-декабрь 1877 г. и август 1880 г.
томXXVIIИздательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1984, тираж 55 000, цена 4 р. 20 к. Редактор - Г.М. Фридлендер, редактор издательства - Е.А. Гольдич
Описание:
В данный том полного собрания сочинений вошел "Дневник писателя" за январь 1881 г., а также автобиографические заметки.
томXXVIII книга 1 Издательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1985, тираж 55 000, цена 4 р. 40 к., редактор издательства - Е.А. Гольдич
Описание:
В данную книгу полного собрания сочинений вошли письма за 1832-1859 гг.
томXXVIII книга 2 Издательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1985, тираж 55 000, цена 5 р., редактор издательства - Е.А. Гольдич
Описание:
В данную книгу полного собрания сочинений вошли письма за 1860-1860 гг.
томXXIX книга 1 Издательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1986, тираж 55 000, цена 4 р. 70 к. Редактор - Г.Я. Галаган, Е.И. Кийко, Г.М. Фридлендер, редактор издательства - Е.А. Гольдич
Описание:
В данную книгу полного собрания сочинений вошли письма за 1869-1874 гг.
томXXIX книга 2 Издательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1986, тираж 55 000, цена 3 р. 30 к. Редактор - В.А. Туниманов, Г.М. Фридлендер, редактор издательства - Е.А. Гольдич
Описание:
В данную книгу полного собрания сочинений вошли письма за 1875-1877 гг.
томXXX книга 1 Издательство "Наука", Ленинградское отделение - Ленинград, 1988, тираж 54 500, цена 3 р. 90 к., редактор издательства - Е.А. Гольдич
Описание:
В данную книгу полного собрания сочинений вошли письма за 1878-1881 гг.
томXXX книга 2
Описание:
В данную книгу полного собрания сочинений Достоевского вошли дополнения к изданию, автографы Достоевского и пометки на полях.
4. Состав редколлегии: В.Г. Базанов (главный редактор), В.В. Виноградов, Ф.Я. Прийма, Г.М. Фридлендер (заместитель главного редактора), М.Б. Храпченко
текст подготовили и примечания составили Т.И. Орнатская, Г.М. Фридлендер
О редакторах:
1. Васи?лий Григо?рьевич База?нов (14(27) октября 1911, Вожерово Кологривского уезда Костромской губернии -- 16 февраля 1981, Комарово Ленинградской области) -- советский литературовед и фольклорист, специалист в области русской литературы XIX века, истории литературных организаций и течений. Занимался проблемами творчества писателей-декабристов и революционных народников, исследовал "новокрестьянскую" поэзию Серебряного века. Член-корреспондент АН СССР c 29 июня 1962 года по Отделению литературы и языка (литературоведение).
Окончил Галичскую школу II ступени с педагогическим уклоном (1927). Будучи школьником, сотрудничал с районной газетой "Плуг и молот". В 1928 году поступил в Ярославский педагогический институт, затем перевёлся на отделение общественно-литературных наук педагогического факультета Нижегородского университета (1931). Обучался в аспирантуре по истории русской литературы при Ленинградском государственном институте речевой культуры, затем получил направление в Петрозаводск, где работал заведующим кафедрой КГПИ (1934--1940). С 1934 года -- старший научный сотрудник, с 1944 года -- заведующий отделом фольклора Карельского научно-исследовательского института. Основатель и первый декан (1940--1948) историко-филологического факультета КФГУ. Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Сыктывкаре. С 1946 года -- член ВКП(б). Доктор филологических наук (1948), профессор. В 1948--1952 годах возглавлял отдел литературы в Институте языка, литературы и истории Карело-Финского филиала АН СССР. С 1950-х годов работал в Ленинграде, заведовал кафедрой журналистики ЛГУ. Главный редактор журнала "Русская литература" (1958--1968). В 1965--1975 годах -- директор ИРЛИ АН СССР.
Избирался членом редакции альманаха "Карелия" и членом правления Союза писателей Карельской АССР. Член главных редакций академических серий "Библиотека русского фольклора Карелии" (1947--1948) и "Памятники русского фольклора" (1960--1981), член редколлегий серий "Русский фольклор" (1956--1972), "Русская литература и фольклор" (1970--1981), "Литературное наследство" (1971--1981).
2. Георгий Михайлович Фридлендер (9 февраля 1915, Киев -- 22 декабря 1995, Санкт-Петербург) -- российский литературовед, академик РАН.
Исследователь русской литературы XIX в. (в частности творчества Ф. М. Достоевского). Занимался теоретическими проблемами литературы, эстетики и поэтики. Действительный член АН СССР (РАН) c 15 декабря 1990 по Отделению литературы и языка (литературоведение).
Закончил известную немецкую школу Петришуле и Ленинградский государственный университет (1937). Преподавал в Архангельском и Ярославском педагогических институтах. В 1946--1950 гг. -- в ЛПИИЯ. С 1955 -- сотрудник ИРЛИ АН СССР (РАН) (Пушкинского Дома).
3. Ви?ктор Влади?мирович Виногра?дов (31 декабря 1894 [12 января 1895], Зарайск -- 4 октября 1969, Москва) -- русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951). Основоположник крупнейшей научной школы в отечественном языкознании. Депутат Верховного Совета РСФСР (1951--1954). Член Болгарской Академии наук (1946), почётный доктор Пражского университета.
Из семьи священника (отец был репрессирован в 1930 и вскоре умер в ссылке в Казахстане, как и поехавшая за ним мать). В 1917 окончил Петроградский Институт истории искусств и Археологический институт. В начале своей научной деятельности (1917) -- историк церковного раскола. Продолжил научную подготовку в Петроградском университете.
Получил первую известность благодаря литературоведческим публикациям (о стиле писателей-классиков и современников: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. А. Ахматовой и др.; выступал также с чисто историко-литературными работами, публикациями неизданных произведений и т. п.). Свой метод определял как историко-литературный (с обязательным исследованием широкого исторического контекста изучаемого "шедевра", в том числе "малых имён", "низовой литературы"), однако считал необходимым особое исследование языка и стиля писателя. При этом он скептически относился к господствующему в 1920-е годы классово-социологическому подходу. Всю жизнь не терял интереса к литературоведению, особенно к изучению индивидуального стиля писателей (руководил составлением "Словаря языка Пушкина" в 1950-е; см. также библиографию) и к сравнительным историко-литературным исследованиям.
Виноградова и его жену Надежду Матвеевну связывали многолетние приятельские отношения с Ахматовой; Виноградов участвовал в обсуждении нескольких её пушкинистских работ.
Достаточно рано Виноградов активно выступает и как лингвист; он стал одним из последних учеников А. А. Шахматова (работа о фонеме ять в северных говорах). До 1929 работал в Петрограде, (Ленинграде), где учился у Л. В. Щербы, но затем переехал в Москву и создал собственную лингвистическую школу (т. н. виноградовскую школу русистики). Работал в МГПИ, МОПИ, Заочном педагогическом институте. В своих работах он продолжал традиции русского дореволюционного языкознания, скептически относясь к структурализму и другим влиятельным направлениям лингвистики XX века; для его работ характерно внимательное отношение к конкретному языковому материалу, прежде всего русского языка и в особенности русского языка классической художественной литературы (практически все его лингвистические работы посвящены именно русистике). Одна из самых интересных и оригинальных его работ -- не вышедшая отдельным изданием при жизни "История слов" (1-е изд. 1994), посвящённая истории возникновения и развития семантики русских слов, со множеством редких примеров; в этой области до сих пор сделано не очень много. Виноградов был автором широко цитируемой книги "Русский язык. Грамматическое учение о слове" (написанной в основном в 1930-х годах и в переработанном виде опубликованной в 1947), за которую ему и была присуждена Сталинская премия. Под его редакцией была подготовлена "Грамматика русского языка" (1952--1954), первая "академическая грамматика" русского языка, созданная в советский период. Ряд положений грамматической концепции Виноградова восходит к работам Ш. Балли.
Виноградов -- автор ряда заметных работ по истории русского языкознания. Свой анализ русской синтаксической традиции В. В. Виноградов изложил в книге "Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова)" (1958) и в статьях, посвященных грамматическим взглядам М. В. Ломоносова, А. Х. Востокова, А. А. Потебни, А. В. Добиаша, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, Л. В. Щербы, И. И. Мещанинова, М. Н. Петерсона и других ученых (Эти статьи переизданы в кн.: Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975). В. В. Виноградов напечатал широкий обзор работ по русскому литературному языку -- "Русская наука о русском литературном языке" (1946). Посмертно вышел также сборник избранных работ В. В. Виноградова по истории русских лингвистических учений, рекомендуемый в качестве учебного пособия по одноимённому курсу и выдержавший уже 2 издания: Виноградов В. В. История русских лингвистических учений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005.- 559 стр.
В 1934 арестован по "делу славистов". 17 апреля 1934 сослан в Вятку, где отбывал ссылку до 1 мая 1936. Освобождён досрочно по ходатайству пушкинистов для подготовки к юбилею 1937 года. С мая 1936 Виноградов жил под "минусом" в Можайске, получив даже возможность преподавать в Москве (в конце 1938 преподавание было воспрещено). Прописку в Москве получил в марте 1939 (ранее жил в Москве у жены нелегально), на другой же день после письменного обращения к Сталину (лично Виноградов и Сталин никогда не общались). Но после начала войны "как социально опасный элемент" выслан в Тобольск (7 августа 1941); находился в ссылке до 2 июня 1943. В 1943 с него сняли судимость. В эти годы В. В. Виноградов преподавал в Тобольском учительском институте. В Тобольске В. В. Виноградов продолжал научные исследования в области стилистики, фразеологии и типологии произведений отечественной литературы.Сохранилось много записей по истории отдельных слов на мелких листках: эти записи делались Виноградовым в ссылке.
После возвращения из тобольской ссылки в 1944 становится деканом филологического факультета МГУ, в (1945) заведующим кафедрой русского языка МГУ. И уже в следующем году избран академиком АН СССР, не будучи даже членом-корреспондентом АН СССР. Однако для партаппарата В. В. Виноградов сохранял клеймо неблагонадёжности и поэтому подвергся проработке марристов в 1949 -- начале 1950 (и как результат -- лишился поста декана филфака). Тем не менее по личному распоряжению Сталина, развенчавшего марризм, Виноградов был поставлен в 1950 фактически во главе советского языкознания: директор института языкознания АН СССР (1950--1954), кадемик-секретарь Отделения литературы и языка АН СССР (1950--1963), редактор журнала "Вопросы языкознания" (с 1952), заведующий кафедрой русского языка МГУ (до конца жизни). С 1958 Виноградов возглавлял Институт русского языка АН СССР, который теперь носит его имя; покинул пост директора за год до смерти.
Виноградов занимал также ряд государственных и общественных постов: был депутатом Верховного Совета РСФСР, депутат Московского городского Совета депутатов трудящихся, членом Советского комитета защиты мира. В последние годы жизни Виноградова его идеи получали признание широкого круга лингвистов, и его школа сформировалась как крупнейшая (численно) в русистике. В то же время у некоторых филологов, как сторонников структурного метода, так и представителей традиционного языкознания (Р. И. Аванесов, С. Б. Бернштейн) сложилось негативное отношение к Виноградову как к "советскому начальнику", препятствующему свежей инициативе в науке и неспособному эффективно ею руководить. Мемуаристами и историками науки (в том числе нейтрально или положительно относящимися к Виноградову) отмечалась слабость академика к различного рода званиям и почестям. Известно, впрочем, что Виноградов не злоупотреблял своими административными полномочиями, нередко помогая находившимся у властей на недобром счету старым коллегам (например, М. М. Бахтину, с которым они никогда не были особенно близки, напротив, скорее являлись многолетними оппонентами). Следует учитывать и нежелание бывшего ссыльного идти на конфронтацию с властью, которой он был благодарен за освобождение и неожиданное возвышение. Этим некоторые объясняют согласие 70-летнего Виноградова участвовать в качестве эксперта со стороны обвинения в процессе Синявского и Даниэля и "научно" подтвердить "антисоветский" характер их произведений.
4. Фёдор Яковлевич Прийма (26 января (8 февраля) 1909, станица Ахтанизовская, ныне Краснодарского края -- 19 апреля 1993, Санкт-Петербург) -- советский и российский литературовед.
В 1932 окончил Краснодарский педагогический институт. В 1936 поступил в аспирантуру Ленинградского педагогического института. В 1938--1939 был арестован и находился под следствием. После прекращения дела был восстановлен в аспирантуре, в 1941 защитил кандидатскую диссертацию "Лев Толстой во французской литературе XIX века". Участник Великой Отечественной войны.
С 1945 по 1990 -- сотрудник Института русской литературы (ИРЛИ) (с перерывом в 1946--1951, когда работал в Государственной Публичной библиотеке). Работал в Отделе новой русской литературы, в 1978--1986 заведующий отделом. С 1965 по 1978 был заместителем директора ИРЛИ, а в 1975--1977 исполняющим обязанности директора. В 1961 защитил докторскую диссертацию "Шевченко и русская литература XIX в.".
Основные направления научной деятельности: древнерусская литература, русская литература XIX в., взаимосвязи русской и зарубежных литератур. Лауреат Ленинской премии (1964) -- за монографию "Шевченко и русская литература XIX века". Заслуженный деятель науки РСФСР. Награждён орденами Красной Звезды, "Знак Почёта", Отечественной войны II степени.
5. Концепция издания: В состав полного собрания сочинений Достоевского входит всё разысканное в настоящее время наследие писателя: художественные произведения, статьи и фельетоны, "Дневник писателя", рецензии, речи, шуточные стихи, письма, деловые бумаги, показания на следствии по делу петрашевцев и др. Наряду с опубликованными и законченными произведениями в издание входят планы, наброски и другие материалы к неосуществленным произведениям, записи из рабочих тетрадей и книг (литературного, публицистического и автобиографического характера). Художественные переводы иноязычных текстов (в том числе перевод "Евгения Гранде" Бальзака) в собрание сочинений не включаются.
Идание состоит из 30 томов, из которых тт. I-XVII отводятся под художественные произведения , тт. XVIII-XXIV - под публицистику и автобиографические материаллы и тт. XXV-XXX - под письма Достоевского. Распределение материалла внутри каждой из этих трех серий - хронологическое, с отступлением от него в отдельных необходимых случаях, там, где речь идет о крупных произведениях (романах) или циклах ("Дневник писателя"), не поддающихся дроблению.
6. Структура тома: каждый том строится по одному общему принципу и включает в себя четыре раздела: 1) основные тексты произведений; 2) другие редакции (все материалы по истории текста, в том числе особенно важные для Достоевского творческие разработки, наброски и планы, предшествующие определению окончательной формы произведения); 3) варианты; 4) примечания. Первый из названных разделов в свою очередт делится на два подраздела: а) произведения данного времени, завершенные и опубликованные Достоевским при жизни; б) планы и наброски не осуществленных и не законченных писателем произведений того же периода.
Произведения, в отношении которых авторство Достоевского хотя и вероятно, но его нельзя считать вполне установленным ("Dubia"), помещаются в томе, предшествующем томам писем (XXIV).
7. Цены и тиражи: см. п. 3.
8. В последнем томе дается стравочный аппарат ко всему изданию(XXX). Справочный аппарат каждого тома состоит из вводных заметок (преамбул) и примечаний к текстам сочинений и писем Достоевского. В примечаниях к каждому произведению даются сведения обо всех рукописных и печатных источниках текста, мотивируются выбор основного текста и внесенные в него исправления, освещаются история создания и печатания данного произведения, его место в творчестве писателя, отзывы о нем современной Достоевскому критики. Построчный историко-литературный и реальный комментарий должен сделать текст, там где он этого требует, понятным современному читателю.
9. Электронное издание и издания-спутники.нет (не найдено)
10. Сопоставительный анализ: "Преступление и Наказание" (том 6-7)
"ПиН" создано в 1865-66 гг. Это итог многих более ранних размышлений Достоевского.
В хронологически первой рабочей тетради писателя ведется работа над повестью "Пьяненькие", которая в последствии и была переработана в роман "ПиН". Сохранившийся черновик повести начинается на странице 43 стиранице тетради окончанием фразы "по улицам". Если сопоставлять этот черновик с романом, то сюжетно он соответствует заключительным строкам первой части, главам 1-4 и 5 второй части. Характер повествования здесь иной: через несколько дней после убийства герой вспоминает и записывает, как оно произошло. Рассказ ведется в первом лице, как дневник убийцы (проставлены даты событий).
С 84 страницы тетради начинается 4-я глава повести, которая сюжетно соответствует началу романа, т.е. то, что случилось, когда герой очнулся. Идут диалоги с Настасьей, Разумихиным и т.д. Из всей повести эта глава более всего соответствует тексту будущего романа. Один из фрагментов в тетради переправлен автором, но значительно позднее: повествование ведется от третьего лица (от автора). Это понадобилось из-за расширения материала, недоступного наблюдению и памяти героя, а также для того, чтобы глубже раскрыть его психологию.
В черновой рукописи правка шла по разным направленим: расширение сюжета, уточнение характеристик, психологическре углубление, обогащение речи персонажей. В ходе работы над первой редакцией менялся и состав персонажей, их имена. Главный герой не назван по фамилии, Разумихин обращается к нему: Василий, Васюк, Вася. Сам Разумихин был назван сразу (он, как и в окончательном тексте, поясняет, что на самом деле он Вразумихин). Не менялось имя хозяйкиной прислуги Настасьи, часто появляющейся в сюжете. Сама хозяйка называется Софьей Тимолфеевной, Сонечкой. Исправлено на Катерина Прохоровна. Позднее, когда писался роман имя было изменено на Прасковью, затем на Юлию Прохоровну Зарницыну. Имя Катерина отдается жене Мармеладова. Имя пристава будущего в романе Порфирием Петровичем тоже меняется (Порфирий Степаныч, Порфирий Иваныч, Порфирий Филипьич).
Не дописав повести, Д. в первой рабочей тетради намечал планы ее окончания. Они находятся в начале, середине и конце тетради. В рабочей тетради фигурирует некая героиня Сяся - молодая девушка, дочь Лизаветы, с которой у героя дружба и даже возможно связь. С появлением Сони, Сяся сначала делается ее знакомой, а потом из романа исчезает. В отрывке (проспект 2), где герой встречается с Заметовым в трактире, впервые появляются мотивы, которые призваны расширить сюжет повести до романа. Это история сестры и встреча с пьяным Мармеладовым. Намечаются разные варианты окончания повести, но все они связаны с дочерью Мармеладова (ее имя еще не закреплено). Ее образ еще прпотиворечив, есть пометки о том, что она "простое и забитое существо", но тут же "лучше грязную и пьяную с рыбой".
В набросках намечена нравственная и философская проблематика, которая в последствии разовьется в романе: разговор с Разумихиным о вере в бога, с пьяным чиновником - о Христе. Философско-нравственная линия вводится упоминанием о Наполеоне и "демонской силе" характера героя с одной стороны, и его протестом против насилия - с другой.
В конце первой тетради появляются три новых персонажа: Артистов (Свидригайлов), Лыжин (Лужин) и Лебезятников. В первоначальных записях Артистов противопоставляется Раскольникову. Так же в конце тетради герой впервые назван по фамилии, а героиня по имени - Соня. Записана деталь, которая так и не реализуется - писательсктие способности у Раскольникова (в тексте романа он пишет статью).
Во второй тетради первые конспективные заметки подлежат разбору эпизодов. Намечаются эпизоды, которые будут в окончательном тексте - столкновение с Лужиным, приход Сони. После ссоры с Лужиным намечалось одновременное развитие действия в разных направления - герой и Соня, мать и Соня, Разумихин с дочерью и т.д. Это линии романного сюжета. Исповедь героя пишется, как и в повести, но обстоятельства другте - он под судом. Действие начинается за несколько дней до убийства - как в окончательном тексте, но не заклодом у старухи, а встречей с Мармеладовым. Д. обращается к истории Мармеладова, так как считает ее существенной для романа. Еще существует разнобой в именах героев - дочь Мармеладова называется Софьей Никитичной, а он сам Иваном Семенычем, Захаром Семенычем. Текст еще от первого лица. К концу тетради появляется пвествование автора, которой остается окончательным.
Третья тетрадь - самая близкая к окончательному тексту романа. В окончательном тексте все конфликты остаются, но уходят в область душевных переживаний. Изменился образ Лужина, в окончательной редакции его роль умаляется. Увеличилась роль Свидригайлова - он и Соня как бы две стороны души героя. Есть эпизод пожара - где Раскольников спасает детей. В окончательном тексте он перемещается в эпилог, как упоминаие вскользь. Автор мыслит о самоубийстве героя (застрелился).
Как видно по письмам и по сохранившимся рукописям, работа над "ПиН" шла с огромным волнением, "жаром" и "любовью". Особенно увлеченно писалась последняя редакция романа.
11. Биографическая справка:
1821, 30 октября (11 ноября) - Ф. М. Достоевский родился в семье врача московской Мариинской больницы для бедных.
1838-1843 - учился в Петербургском военно-инженерном училище, окончив которое, поступил в чертежную инженерного департамента.
1844 - вышел в отставку и занялся литературной деятельностью.
1846 - первая повесть - "Бедные люди". В других произведениях 40-х гг. - "Двойник" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1849) - возникает тема психологической двойственности человека, характерная и для позднего периода творчества.
1847 - становится участником революционного кружка М. В. Петрашевского, увлекается идеями утопического социализма.
1849 - вместе с другими петрашевцами арестован и приговорен к смертной казни, замененной затем 4-летней каторгой.
1850-54 - отбыв заключение в Омской каторжной тюрьме, зачислен рядовым в сибирский линейный батальон в Семипалатинске.
1859 - возвращен в Петербург и возобновил литературную деятельность. Опубликовал повести - "Дядюшкин сон" (1859), "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), романы "Униженные и оскорбленные" (1861) и "Записки из мертвого дома" (1861-62). В журналах "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65), издававшихся Достоевским вместе с братом, пропагандировал идеологию почвенничества, близкую славянофильству. В них были опубликованы очерки "Зимние заметки о летних впечатлениях" (1863) и повесть "Записки из подполья"(1864).
1860-1870 - созданы крупнейшие романы - "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), в котором Достоевский стремился создать характер идеально прекрасного человека в лице князя Мышкина. В образе Настасьи Филипповны изображена трагедия женщины, вынужденной продавать свою красоту и не желающей мириться с унижением ее человеческого, женского достоинства, роман "Бесы" (1871-72)-памфлет на русское революционное движение 60-х - начала 70-х гг. В публицистической форме Достоевский пропагандировал свои политические и философские взгляды в ежемесячном издании "Дневник писателя" (1873, 1876-1877,1880-1881).
1875 - роман "Подросток".
1879-1880 - роман "Братья Карамазовы".
1881, 28 января (9 февраля) - Ф. М. Достоевский умер в Петербурге.