Аннотация: Об опасности стороннего вмешательства в чужие судьбы
Младший брат с готовностью принимал главенство старшего. И не только из-за его старшинства. Борис был мастер на всевозможные выдумки. Да и развит он был не по годам. Кроме того братья разнились темпераментами. Рядом с решительным, настойчивым и бесстрашно любознательным старшим братом Шура казался трусоватым увальнем. Некоторое время Боря был уверен, что его долг - помочь брату преодолеть страх.
Поводов для "перевоспитания" Шура давал предостаточно. Однажды Борис увлек младшего в их комнату. Темнело. Чтобы добавить ужаса сгущающимся сумеркам, Борис напомнил братишке леденящую душу историю про Синюю Бороду, услышанную недавно от учительницы французского языка. Как видно, от Бори не ускользнуло, с каким страхом слушал сказку о Синей Бороде присутствующий на уроке младший брат. Да он и сам находился под впечатлением истории о кровожадном синебородом чудовище, беспощадно расправляющемся со своими жертвами. Не исключено, что именно так, - умышленно пугая себя и преодолевая детский страх, - Борис избавлялся от него. Но его опыт оказался неподходящим для младшего брата. Как только Шура услышал о вероятности появления в темной комнате ужасного бородача, он впал в истерику и зашелся в крике. Не ожидавший такого поворота дела Боря выбежал из комнаты. То ли он надеялся, что брат последует за ним, то ли предполагал, что, оставшись один, Шура успокоится.
Но произошло непредвиденное. Потерявший от страха ориентировку и понимание происходящего Шура ошибся дверью и вместо того, чтобы последовать вслед за старшим братом, начал биться в другую дверь, запертую на ключ. От ужаса, что его закрыли в темной комнате наедине с чудовищем, мальчик потерял сознание.
Не сговариваясь, в доме не упоминали о случившимся. Казалось, этот случай совершенно забыт и обоими братьями. Но страх темноты долгие годы преследовал младшего брата. В то время как старшего преследовало чувство вины.
"И образ Синей Бороды
Сильнее, чем мои труды..." -
Признает впоследствии Борис Пастернак совсем по другому поводу.
Повод другой, но в основе него лежало сходное желание убедить оставляемую женщину в ложности ее страхов, в мнимости ужаса создавшегося положения, в призрачности образа Синей Бороды.
В результате, урок, предназначенный младшему брату, стал уроком для старшего. Не исключено, что свойственные поэту неприязнь к непрошенному вмешательству в чужие судьбы и стойкое нежелание тем или иным способом оказывать на кого-то давление, воспитывать или навязывать свое мнение сформировались как раз под впечатлением опасности такого стороннего вмешательства.
В полной мере эти взгляды Пастернак выразил в романе "Доктор Живаго" и неоконченной пьесе "Слепая красавица".
"Свободолюбие мое совсем другого рода, - говорит персонаж его пьесы, действие которой происходит в период, когда Россию лихорадит в преддверии отмены крепостного права. - Я не люблю законодателей, ни нынешних, ни тех, которых вы готовите, если по всеобщему и вашему собственному несчастью вы когда-нибудь к чему-нибудь придете".
"Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидать, как трава растет, - рассуждал герой его романа в период крушения всех жизненных устоев. - Войны, революции, цари, Робеспьеры - это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне".
В творчестве Бориса Леонидовича звучит безусловное доверие жизни, Божественному промыслу, законам природы.