Аннотация: Иллюстрации картин Л. О. Пастернака для Передвижной выставки 1894 года.
Иллюстрации, часть 1-я. Работы Л. О. Пастернака на Передвижной выставке 1894 года.
Жюри Передвижной выставки 1894 года отвергло четыре акварели Пастернака, являющиеся иллюстрациями к роману Толстого "Война и мир". Похоже, что оригиналы этих иллюстраций не сохранились. Возможно, что они сгорели в том самом сундуке, о котором Борис Леонидович писал К. И. Чуковскому, переживавшему по поводу того, что фашисты разграбили Ясную Поляну и вывезли копию иллюстрации Л. О. Пастернака "Наташа Ростова на балу".
Прежде чем показать фоторепродукцию Л. О. Пастернака "Любитель искусств", мне хочется поместить здесь фоторепродукцию другой работы художника: "В уборной". И не только потому, что мне понравился изображенный на ней "бонвиван", эдакий любитель посещать артистические уборные. Но еще и потому, что он чем-то напомнил мне персонажа картины "Любитель искусства".
Л. О. Пастернак. "В уборной". 1893. Холст. Масло.
Была опубликована в журнале "Артист", 1894, ? 40-43.
Л. О. Пастернак. "Любитель искусства". 1893. Холст. Масло.
(Московский семейный архив художника.)
Картины никак между собой не связаны.
Так же, как не связан характер изображенного художником любителя искусства с характером двоюродного брата художника, послужившего моделью для последней картины. Леонид Осипович ценил деловую хватку своего старшего по возрасту и по жизненному опыту кузена и был признателен ему за бесценную помощь и поддержку. Между обеими семьями отношения были теплыми и родственными.
Давно уже нет в живых ни художника, ни его модели. А вот стул, на котором стоит рассматриваемая любителем искусства картина, сохранился и по сей день стоит в квартире у старшего правнука Леонида Осиповича, художника Петра Пастернака.
* * *
Мне известна только черно-белая репродукция второй картины "Чижик-пыжик", представленной на выставку 1894 года. Неизвестно является ли она копией окончательного варианта картины. По крайней мере, оригинал наброска к ней мне нравится больше.
Л. О. Пастернак. Набросок к картине "Чижик-пыжик". 1983. Карандаш.
(Московский семейный архив художника.)
Как я уже писала, в ребенке, сидящем за роялем вместе с художником Левитаном, легко угадываются черты Бори Пастернака. Позднее, когда набросок сменила картина, художник отказался от явного портретного сходства мальчика на картине с сыном.
Л. О. Пастернак. "Чижик-пыжик". 1893. Холст. Масло.
(Московский семейный архив художника.)
* * *
Третей картиной на выставке был двойной портрет великих старцев, Ге и Толстого. Пастернак познакомился с Ге в доме у Поленова по настоятельной просьбе Николая Николаевича. О первом визите Ге в дом Пастернаков и о произошедшем при этом курьезе, с улыбкой вспоминавшемся в семье, я напишу позднее. Сейчас отмечу только, что именно Ге, друживший с Толстым, заинтересовал писателя работами молодого художника и способствовал знакомству Толстого с Пастернаком. В результате мы имеем целую серию портретов Толстого работы Пастернака. Среди первых была его картина "За чтением рукописи".
Л. О. Пастернак. "За чтением рукописи". 1893. Хост. Масло.
В Государственном музее Л. Н. Толстого, где хранится оригинал картины, она известна под названием "Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге в зале под сводами". О дружбе этих великанов эпохи и об их отношении к творчеству друг друга говорит их обширная переписка.
"Он открыл мне все", - писал Ге о Толстом.
"По моему мнению, это был не то что выдающийся русский художник, а это один из великих художников, делающих эпоху в искусстве", - писал Толстой после смерти Ге критику В. В. Стасову.