Лихт Рахэль : другие произведения.

7. Испытания первого года

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первый год совместной жизни молодой семьи: художника Л. Пастернака и пианистки Р. Пастернак.

  Первый год совместной жизни начался весьма удачно. Первая большая работа, которой художник заявил о себе на выставке Товарищества передвижников в феврале 1889 года, заслужила весьма лестные отзывы критиков. Третьяков приобрел "Вести с родины" еще в незавершенном виде. Профессиональное чутье не подвело опытного ценителя и коллекционера. Вскоре он купил несколько мюнхенских рисунков Леонида Осиповича. Его, так же как и другого известного коллекционера, Щукина, привлекла необычная для того времени техника рисунков, выполненных углем.
  
  Еще до женитьбы Леонид Осипович сблизился с кружком художника Владимира Дмитриевича Поленова, инициатора рисовальных вечеров, объединявших как маститых, так и начинающих художников. Собиравшиеся дважды в месяц на квартире Поленова художники (А. Я. Головин, С. В. Иванов, В. А. Серов, И. И. Левитан, А. Е. Архипов и другие) были примерно одного возраста. На рисовальных вечерах у Поленова царила творческая атмосфера. Художники поочередно позировали друг другу, сравнивали получившиеся рисунки, обменивались мнениями. Для молодого Леонида Пастернака кружок Поленова был благодатной средой, в которой стало быстро совершенствоваться его мастерство. Средой, способствовавшей укоренению в мире искусств его имени.
  
  
  После того как осенью 1889 года Леонид Осипович окончательно поселился с женой в Москве, возобновились его посещения гостеприимного дома Поленовых в ампирном особняке купчихи Фроловой в Кривоколенном переулке. В декабре 1889 года этот дом посетил известный художник Николай Николаевич Ге. Жена художника Поленова, Наталья Васильевна, запиской вызвала Леонида Осиповича на неурочную встречу. Едва познакомившись, Ге смутил Леонида Осиповича неожиданным заявлением, будто видит в нем своего последователя. Так начались трогательные дружеские отношения между стареющим известным мастером и начинающим художником.
  
  Н. Н. Ге постоянно жил в собственном доме на хуторе в Черниговской губернии и в Москве бывал наездами. Попав под влияние религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого, Ге стал его ярым последователем. В описываемый период в Москве он делал рисунки к повести Л. Н. Толстого "Чем люди живы" и лепил бюст ее автора. В те же годы (1889-1890) появились его первые картины на религиозные сюжеты: "Выход с Тайной вечери" (1889), "Что есть истина?" (1890).
  Как видно, сюжеты Евангелия наиболее полно выражали волнующие его в то время морально-философские и психологические проблемы.
  
  Более близкое знакомство Леонида Пастернака с Н. Н. Ге состоялось несколько позже.
  Оно связано с трогательным моментом в жизни главного героя моего повествования, который вот-вот должен появиться на свет Божий...
  Но не буду забегать вперед, где вас также ожидают и знакомство Л. О. Пастернака с Л. Н. Толстым, и незабываемые иллюстрации художника к "Воскресению", и замечательные портреты Толстого работы Леонида Осиповича Пастернака.
  
  Пока что Пастернак поглощен новой работой. К очередной зимней выставке Передвижников он пишет картину "Молитва слепых детей".
  Тема вполне в духе передвижничества. Но художник увлечен не темой, а художественной задачей передать контраст света и темноты, контраст выражения лиц слепых детей и их зрячих воспитательниц.
  
  Лица детей с характерной для слепых самопогруженностью художник рисовал с натуры. Недалеко от дома, где поселилась молодая семья, на Второй Мещанской, находился приют для слепых детей и подростков. Там вел ежевечерний деловой прием Карл Евгеньевич Пастернак, двоюродный брат Леонида Осиповича. Он ведал Обществом призрения, воспитания и обучения слепых детей и Обществом помощи бедным учащимся средних учебных заведений. Он был двенадцатью годами старше Леонида Осиповича и успел пройти непростой путь от подмастерья часовщика до состоятельного человека. Многие годы он был деловой и родственной опорой молодому семейству Пастернаков.
  
  В первых числах января 1890 года приехавший в Москву известный пианист и композитор Антон Григорьевич Рубинштейн дал подряд два концерта, которыми навсегда завершил свою артистическую деятельность.
  "Я рад, что осуществил свое намерение и дал свой последний концерт именно в Москве, где я давал свой первый концерт", - писал он.
  
  Неизвестно, смогла ли Розалия Исидоровна, находившаяся на последних неделях беременности, посетить прощальные концерты музыканта, который когда-то открыл ей дорогу к музыкальному образованию. Сохранилось несколько набросков Л. О. Пастернака, из которых понятно, что Антон Рубинштейн заходил к Пастернакам и слушал игру Розалии Исидоровны.
  
  
  Рубинштейн запечатлен художником в кресле. Он укрыт пледом и погружен в мир музыки. Ему оставалось еще 4 года жизни.
  
  Существует мнение, что младенцы слышат звуки внешнего мира задолго до своего рождения. В таком случае для младенца, появившегося на свет в 12 часов ночи 29 января 1890 года (10 февраля по новому стилю), звуки музыки были обычным явлением. Ее язык был первым доступным языком ребенка. Ее ритмы - первым ритмическим рисунком окружающей действительности.
  Ребенку дали имя Борис.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"