Аннотация: вода покинула землю, в которой навеки погребены тысячи безвинных
СЕМЕЙНЫЕ СВИТКИ
(История моей семьи)
Книга жертв Кременецкого гетто
1. Иссякли воды...
Я любила слушать мамины рассказы о Кременце. О красоте и тишине этого городка, утопавшего в зелени многочисленных садов. О его холмах, о развалинах старинной крепости на горе Боне, о чистейших и многочисленных его родниках и о глубоком колодце посередине горного плато, стены которого уходили в глубину веков, но никогда не знали воды. О великих людях, родившихся в этом небольшом городке на Волыни, которых по праву чтят нынешние жители. И еще мама рассказывала об огромной еврейской общине, чьи деньги поддерживали талантливых и помогали нуждавшимся. Не удивительно, что переселившиеся в Палестину кременчане создали и на этой земле общину выходцев из Кременца, которая продолжала и здесь свою филантропическую деятельность. А когда в 1990 году монстр под названием СССР сдвинул железный засов и в приоткрытые двери устремился наружу поток советских евреев, во встречном потоке посмотреть на город своего детства отправились мамины бывшие земляки.
Мы с мамой делали первые шаги на израильской земле, когда в Кременец прибыла группа израильтян, надеющихся прочесть поминальную молитву на могилах своих близких. Время и война не тронули развалины крепости, стоявшей на вершине горы Бона, но стерли с лица земли памятник нацизма - Кременецкое гетто. Вместе с ним исчезли улицы детства и утопавшие в садах дома.
Израильтяне прочли Кадиш возле памятника жертвам нацизма, который поставили на месте гибели своих родных те немногие евреи, что вернулись после войны в Кременец. Но какое жалкое зрелище представлял собой этот облезлый, полуразрушенный обрубок на грязном заброшенном пустыре, напоминавшем свалку, а не место погребения нескольких тысяч безвинных. Похоже, что с памятью о жертвах в Кременце обращались не лучше, чем когда-то с самими жертвами.
Поэтому никого уже не удивило плачевное состояние могил на старинном еврейском кладбище: могильные плиты украдены, а те, что еще не вынесены с кладбища, - разбиты.
Если бы приехавшие израильтяне не жили когда-то в Кременце, они бы могли заподозрить, что многовековая история Кременецких евреев - всего лишь легенда их бабушек и дедушек. Но тогда легендой надо было признать и грамоту великого литовского князя Свидригайло от 6 мая 1438 года, в которой гарантировались торговые привилегии евреям Кременца. Тогда становилась легендой и перепись населения 1897 года, утверждающая, что еврейское население городка составляло 37% от населения всего города. Тогда все нужно было превратить в легенду, а историю города начинать с августа 1942 года, когда в нем были уничтожены узники кременецкого гетто.
Но по Кременцу 1991 года шли вполне реальные, не легендарные люди, у которых с каждым новым шагом по городу, возникали все новые и новые вопросы. Почему нет достойного памятника погибшим? Почему разрушают древние могилы? Почему в краеведческом музее города, где экспонируются реликвии, отражающие историю родного края, не нашлось даже маленького уголка, где бы хранилась память о многочисленном населении, внесшем немалую лепту в процветание и развитие этого самого края?
Все эти вопросы израильтяне задали принимавшему их мэру города. Среди тех, кто эти вопросы задавал, была еще ненайденная нами мамина подруга Фрида. Но зато, когда подруги встретились, Фриде было что рассказать Рут о путешествии в город их детства.
Рассказала она и о тех минутах неловкости, которые пришлось пережить мэру, обстреливаемому со всех сторон вопросами гостей города. Не устояв под натиском возмущенных израильтян мэр Кременца пообещал, что на следующий год, год 50-летней годовщины уничтожения жертв кременецкого гетто, будет и памятник, и уголок в музее, и даже гостиница, в которой смогут остановиться израильтяне.
Мэр города сдержал свое слово. В 1992 году бывшие кременчане смогли возложить цветы и прочитать поминальную молитву возле нового памятника. И уголок в краеведческом музее был. И гостиница.
Да только на этих израильтян разве угодишь. Условия в гостинице им показались ужасными. Подумаешь, не было воды. Не только гостиница весь город страдал от отсутствия воды.
- Рутка, ты только представь себе - в Кременце нет воды! Ты помнишь, сколько там было родников? В Кременце нет воды... В городе, где в любом дворе, только копни, и забьет чистейшей источник!
Не иначе, вода покинула землю, в которой навеки погребены тысячи безвинных.