Аннотация: Для художника немаловажными обстоятельствами являются и среда обитания, и творческое общение с собратьями по искусству
Сразу же после женитьбы, которая состоялась в Москве 14 февраля 1889 года, молодые отправились в Петербург на открытие Передвижной выставки. Удача сопутствовала художнику, его картина "Вести с родины", недавно приобретенная П. М. Третьяковым, была принята жюри Передвижной выставки для экспонирования.
Поездка оказалась радостной, но недолгой: Розалия Исидоровна торопилась вернуться в Одессу, где ей предстояло довести свой класс до конца учебного года и принять последние экзамены. Как я уже писала, ко времени замужества, в свои 22 года, она была сложившимся музыкантом, незаурядной пианисткой и профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества.
Вернувшись в родную Одессу, молодожены до наступления теплых дней жили на улице Мещанской, в доме 31. С наступлением лета они поселились в пансионе курортного приморского поселка Шабо. К зиме планировалось перебраться на постоянное место жительства в Москву. Недавний опыт показал, что для художника немаловажным обстоятельством являются и среда обитания, и творческое общение с собратьями по искусству.
Розалия Исидоровна с пониманием отнеслась к решению мужа и была готова следовать за ним в Москву. Ее не пугала потеря социального статуса, она всецело была поглощена своим новым положением замужней женщины. Впервые в круг ее забот и занятий вошло нечто отличное от повседневных музыкальных упражнений. Нечто требующее от нее не меньшего терпения, чему предстояло еще только учиться. Она кинулась в новую жизнь с той же самозабвенностью, с которой всю прошедшую жизнь служила музыке.
Она любила и была любима.
Сразу по возвращению в Одессу Розалия Исидоровна сыграла в концерте, посвященном памяти недавно скончавшегося талантливого педагога, создателя виолончельной школы, композитора и профессора Петербургской консерватории К. Ю. Давыдова. Именно он дирижировал оркестром во время выступления юной Розы Кауфман в Петербурге, столь восхитившего тогда Антона Рубинштейна.
Леонид Осипович много работал и мечтал в конце лета побывать на парижской Всемирной выставке художников. От прежней мечты поехать в Париж учиться художнику пришлось отказаться. Отныне он глава семьи, и на его плечах лежит забота о ее благополучии. Но желание посетить Всемирную выставку ему удалось исполнить. В середине июля, оставив жену в пансионе Шабо, Леонид Осипович отправился в Париж. Когда, спустя месяц, он вернулся в Одессу, супруги стали тотчас же собираться в Москву.
Леонид Осипович хотел поскорее вернуться к оставленным работам, к прерванному общению с коллегами. Среди них были В. Серов, М. Нестеров, И. Левитан, А. Архипов и другие художники, с которыми Пастернак сблизился в Москве.
Розалия Исидоровна не ожидала от столичной жизни никаких особых благ для себя. Было жаль расставаться с милым ее сердцу домашним уютом, но тем сильнее хотелось создать свой собственный семейный очаг.
Прощание с Одессой означало не только прощание с родным домом и с родителями. Приходилось прощаться и со своей карьерой. Свой статус преподавателя консерватории ей пришлось сменить на шаткое положение учительницы, дающей частные уроки игры на фортепиано.
А что же музыка?
С музыкой Розалия Исидоровна не разлучалась никогда. Просто с момента замужества музыка перестала замещать, как это было в детстве, саму жизнь, но осталась при этом неотъемлемой ее частью. Розалия Исидоровна продолжала совершенствовать свое мастерство. И вскоре музыкальная Москва признала в ней виртуозную исполнительницу, и на домашние концерты к Пастернакам приезжали многие прославленные музыканты. Такие композиторы как Скрябин, Рахманинов показывали ей свои новые произведения, желая услышать ее мнение и услышать написанное именно в ее исполнении. Конечно, это скромное признание ее таланта существенно отличалось от славы, краешек которой уже коснулся ее. Той славы, которая освещает путь исполнителя, ведущего активную концертную деятельность.
Когда-то слава следовала за ней по пятам. Свидетельства тому сохранились в выпущенной в Одессе брошюре с краткой биографией 18-летней пианистки. И, однако же, после замужества, она принесла свою карьеру музыканта в жертву семье, художественному таланту мужа, детям.
"Она воплощенье скромности, в ней ни следа вундеркиндства, все отдала мужу, детям, нам", - писал о матери Борис Пастернак.
Одаренная пианистка, поражавшая не столько техникой игры, которую под силу освоить многим, сколько непосредственностью и редкой чуткостью своего артистического темперамента, не рассталась с музыкой. Просто однажды, когда жизнь поставила ее перед выбором между концертной деятельностью и здоровьем детей, Розалия Исидоровна выбрала последнее.
Взамен женщина получила тоже немалое - свой дом, свой семейный уклад, любящих талантливых детей и преданного ей мужа, в которого она была влюблена всю жизнь.
Известная русская актриса Софья Гиацинтова, в родительском доме которой бывали Пастернаки, вспоминала: "Художник Леонид Осипович - высокий, красивый, с пышной шевелюрой и чудесной улыбкой (недаром Репин хотел писать с него Дон Жуана! - Л.Р.), одетый в классическую художническую черную бархатную куртку, с белым бантом на шее, говорил много, умно, темпераментно". И там же актриса писала о Розалии Исидоровне: "Врожденный артистизм придавал ей нечто привлекательно-беспокойное. Может это талант, не находя выхода, бился в ней".
Я еще не раз буду более подробно рассказывать о непростом пути к всемирному признанию художника Леонида Пастернака, удостоенного звания академика живописи. В наши дни его картины экспонируются на выставках в Москве, в Германии. Они имеются во многих музеях мира. К сожалению, в некоторых музеях они хранятся в запасниках.
Не раз в своем описании я буду касаться и скромной судьбы его жены. Рассказывать о ее дружбе с прославленными композиторами, о семейных концертах, на которых она успешно играла одна или в ансамбле с другими известными музыкантами, и даже о тех немногих публичных ее выступлениях, когда она вдруг решила попробовать вернуться на сцену.