Отчет о посещении государственного музея имени Михаила Булгакова.
'Нехорошая квартира' - именно так позиционирует Михаил Афанасьевич Булгаков свое первое московское прибежище в своих произведениях, из которых наиболее известен бессмертный роман 'Мастер и Маргарита'. Именно в этой квартире 'жил' Воланд со свитой, именно там происходили странные, необъяснимые вещи. Много лет спустя в квартире ?50 был учрежден первый в России мемориальный государственный музей имени Михаила Булгакова.
Музей находится по адресу: улица Большая Садовая, дом 10, квартира 50. Он был открыт 26 августа 2007 года. Там хранятся предметы интерьера, книги, фотографии, связанные с жизнью Булгакова, его работой и произведениями. Множество экспонатов были переданы музею племянницами писателя из их личных коллекций. Благодаря работникам музея все эти вещи доступны для изучения всем почитателям творчества Булгакова.
Хочется также сказать о лестнице, ведущей на четвертый этаж к квартире номер 50. Она примечательна тем, что на стенах вдоль нее сделано множество рисунков и надписей, так или иначе относящихся к писателю и его творчеству: многочисленные примусы, изображения персонажей различных произведений, популярные меткие цитаты и портрет самого Булгакова непосредственно около самой квартиры. Все это помогает почувствовать дух творчества автора еще до непосредственного просмотра экспонатов музея.
Всего в квартире-музее девять комнат, в каждой из которых царит своя, особая атмосфера. Однако между ними есть и нечто общее. Например, освещение: неяркий свет из-под ламп с цветными абажурами, обои, зеркала в старинных рамах - все это помогает окунуться в быт той эпохи, в которой жил и творил автор. И, конечно, в каждой комнате по одной розе, из-за чего появляется чувство, что герои из 'Мастера и Маргариты', в частности Маргарита, причастны к созданию экспозиций и непременно обитают где-то в этой квартире, в своем пятом измерении.
Более всего меня впечатлила комната, в которой Булгаков первое время жил со своей женой. Именно здесь писатель создавал 'Дьяволиду', 'Записки юного врача', 'Морфии', 'Роковые яйца' и 'Белую гвардию'. Еще в этой комнате находится оригинальная экспозиция 'жизнь в ящиках письменного стола'. В каждом из выдвижных ящиков миниатюра по мотивам отрывка из какого-либо произведения Михаила Афанасьевича, сделанная из обрывков страниц печатных книг, дерева и других мелких материалов. Под каждой такой композицией - цитата из соответствующего романа или рассказа. Легко прослеживается аналогия ящика письменного стола с человеческим жилищем. Это говорит о том, что 'дом' и 'творчество' для Булгакова понятия тождественные, что истинное убежище для творческого человека - это его богатый внутренний мир. Также в этой комнате находится письменный стол, причудливая книжная полка, сохранившаяся с тех времен, диван, зеркало, множество книг. Здесь же расположена инсталляция 'трудные годы', которая рассказывает об одном из самых трудных моментов в жизни писателя - первый год жизни в Москве. Через представленные предметы - своеобразные 'осколки домашнего быта' была воссоздана атмосфера бедности и неустроенности и развита тема 'утраченного дома', которая красной нитью проходит сквозь все творчество писателя. Мне кажется, что можно часами рассматривать книги, фотографии, разные бытовые мелочи и окунуться в атмосферу того времени настолько, что может показаться, будто на дворе уже не двадцать первый век, за окном мчатся повозки, запряженные лошадьми, и кто-то гремит примусом...
Следующая комната - 'синий кабинет', в котором воссоздан образ последнего кабинета писателя, расположенного в доме 3/5 Нащокинского переулка. Сохранились предметы мебели, которые раньше располагались в кабинете Булгакова. Мне кажется, что работникам музея вполне удалось восстановить ту атмосферу, в которой создавались 'Мастер и Маргарита', 'Мольер', 'Театральный роман'. Кажется, что этот кабинет - собирательный образ всех тех комнат, в которых писателю было хорошо творить. Но в отличие от своего героя, Мастера, которому был дарован покой, Булгаков свой 'утраченный дом' так и не обрел.
Коммунальная кухня, которая во все времена была эпицентром склок и скандалов, расположена напротив комнаты Булгакова. В этой части музея собраны предметы быта характерные для того времени: металлические чайники, многочисленные примусы, деревянные скамьи, полки и шкафчики с резными дверцами, чугунные утюги, и другие вещи, зачастую не имеющие никакого отношения к кухне. Нагромождения предметов образуют странные конструкции, которые держатся, кажется, лишь на одном 'честном слове'. Такая композиция кухни навевает на мысли о том, что люди здесь складировали вещи и собирались вместе не для того, чтобы приятно провести время в уютной обстановке, а чтобы затеять ссору и позубоскалить с соседями. Именно впечатления от коммунальной кухни и ее обитателей вдохновляли Михаила Булгакова на создание образов, которые впоследствии нашли отражение в его популярных произведениях, таких как 'Собачье сердце', 'Самогонное озеро' и других.
В 1904 году в доме ?10 располагалось общежитие для курсисток. В частности, комната по соседству с комнатой Булгакова, по предположениям исследователей, в это время использовалась как помещение для занятий и отдыха. Это большая, просторная комната с широким окном. Теперь в ней иногда ставят спектакли и дают концерты. В комнате множество старинной мебели, гравюр, фотографии. Также присутствует фортепьяно конца 19 века, швейная машинка и зеркала. Здесь остро ощущается дух дореволюционного времени.
Справа, недалеко от входа в квартиру расположена комната, в которой собраны материалы, относящиеся к экспозиции 'история дома Пигит'. Как известно, этот дом по улице Большая Садовая принадлежал известному московскому купцу Илье Давыдовичу Пигиту и был построен в начале прошлого века. Изначально на чертежах 1902 года представлен многосекционный дом, состоящий из четырех частей с палисадником и проездом. В ходе строительных работ проект претерпевает ряд изменений: в новом плане дом имеет вид трапеции, состоит из пятиэтажного строения с двумя четырехэтажными корпусами, соединенными арками, и четырехэтажной секции художественных мастерских. Дом построен в стиле модерн, в котором в Москве в 1902-1905 года строились многие многоквартирные доходные дома. Внутренняя отделка дома Пигит включала в себя лепной декор, витражи, округлой формы окна-фонари, парадные лестницы с коваными решетками. Внутренний двор украшал фонтан. В оценочной описи 1914 года отделка всех квартир, исключая полуподвал, отмечена как ценная. В июне 1917 года Пигит продает свой дом, а в годы советской власти этот дом стал одним из первых домов-коммун. Во время расширения Большой садовой ограда дома и его палисадник были уничтожены. Теперь исследователи стилей считают эту постройку незаурядной.
С самой дальней комнате квартиры теперь расположена экспозиция, посвященная газете 'Накануне'. Это редакция: здесь находятся несколько старых печатных машинок, телефон, письменный стол, патефон, множество вырезок из газет фотографий писателей, создававших статьи для газеты, и зданий, в которых располагалась редакция в разных странах. Газета просуществовала чуть более двух лет, до июня 1924 года. Первый номер 'Накануне' вышел 26 марта 1922 года. Всего вышел 651 номер газеты, а в штате работало около 400 корреспондентов. Финансовый успех газете обеспечивали два фактора: спрос среди большого количества эмигрантов, прибывших в Берлин во время Гражданской войны, и падение курса немецкой марки. Газета являлась пропагандой идей о возвращении в Советскую Россию, и поэтому всячески поощрялась в официальных кругах. С 30 апреля 1922 года в газету добавился литературный раздел 'Литературное приложение' под руководством А. Н. Толстого. Среди авторов, публиковавшихся в этом разделе, были такие известные писатели М. А. Булгаков, В. Катаев, М. Волошин. Очерки Михаила Булгакова стали появляться на страницах 'Накануне' с самого начала выхода 'Литературного приложения'. Здесь ему удалось опубликовать такие свои произведения, которые до этого нигде не печатали, например, 'Записки на манжетах'. Однако Булгаков неоднозначно относился к газете: хоть он и оценил открывшиеся ему перспективы, он прекрасно понимал политический смысл газеты. Московское отделение редакции 'Накануне' располагалась на 1-ом этаже дома Нирнзее в Гнездниковском переулке.
Коридор - это то место, в котором оказываешься, перемещаясь между комнатами, своего рода портал сначала между миром 21 века и эпохой М. Булгакова, а затем между различными важными частями этой эпохи, которые в совокупности становятся целой жизнью известного писателя. В данный момент в коридоре квартиры ? 50 находится экспозиция 'тени'. Идешь по нему, а вокруг силуэты Иешуа, Понтия Пилата, Геллы, Фагота, Мастера и Маргариты, замершие в характерных позах, большие черные люстры без свеч и ниспадающий с них черный шелк. Все это создает атмосферу волшебства, заставляет проникнуться образами героев известного романа.
Посещение музея М. Булгакова произвело на меня неизгладимое впечатление. Я узнала много интересных фактов, относящихся к творчеству и общественной жизни писателя. Мне захотелось прочитать произведения, которые были ранее мне незнакомы, и перечитать давно известные романы. Я очень рада, что мне удалось побывать в этом музее.