Естественно, десятка рассказов не претендует на полноту картины. Интересных авторов много. И талантливых предостаточно. А талантливые и популярные - не всегда близкие понятия. Я не стремилась показать творчество самых популярных сетераторов. Среди "десятки" есть и тихони, чьи творения незаслуженно обойдены вниманием читателей. Ведь в сети, как и везде, нужен активный пиар, чтобы о тебе услышали. Критериев выбора у меня нет, кроме шкурного субъективизма. Особых жанровых предпочтений тоже нет. В этой десятке вы найдете и ироничную, и женскую прозу, и откровенную чернуху, и тонкий психологизм. Стили подачи тоже разные. Где-то на первом месте форма, где-то содержание. Где-то надо следить за сюжетом и сопереживать лиргерою, где-то просто любоваться словесной архитектурой или бледнеть от рвотного рефлекса. Объединяет подборку лишь то, что каждый из этих рассказов в разное время чем-то зацепил. В конечном итоге, это и есть единственный критерий для чего угодно: "цепляет - не цепляет". Остальное неважно.
Олег Лукошин. "Безобразные девочки снова в моде"
http://proza.ru/texts/2005/07/31-05.html
Постмодерн мертв! Кто первый сказал эту фразу - никто не вспомнит. Но Лукошин под нею радостно подписывается. Манера изложения - соцреализм. Все максимально просто, выдержано, утоптано. Это что касается формы. Но когда начинаешь читать, забываешь все эти снобистские рассусоливания. Какие там формы, если плакать хочется? Олег Лукошин в жизни, видимо, интеллигентнейший человек. Писатель, переводчик, сотрудничает с какими-то культурными журналами, выигрывает какие-то конкурсы. Кто знает, что у него там в жизни. Да и кому это интересно? Как автор это дикий, грубый, нахрапистый, необузданный мужик. Запреты на творчество которого накладывают лишь его собственный ум и его собственная... доброта. Ибо его произведения - жесткие, черные, матерные, несут в себе обреченное человеколюбие. Олег - плодовитый автор. Он написал великое множество рассказов (среди которых далеко не все удачные), повестей и даже крупный роман. Ничтоже сумняшеся, он заявляет, что рано или поздно Нобелевская премия по литературе упадет к его ногам. Возможно. Привожу здесь ссылку на его "Девочек", от которых у вашей покорной слуги, дамы весьма циничной и толстокожей, реально защипало в носу.
Сергей Неупокоев. "Калька"
http://neo-lit.ru/index.php?r1=0&r2=0&td=12086
А вот от этого автора доброты не дождетесь. Ни проблеска человеколюбия, ни проблеска оптимизма, ни веры-надежды-любви, ни-че-го святого. Людям впечатлительным, осьмнадцатилетним девушкам и беременным женщинам сразу советую не читать. Автор выискал в себе эдипов комплекс, вытащил его на поверхность и рассматривает под микроскопом. Без любви, без маниакального сладострастия, но очень подробно и скрупулезно, с отстраненным любопытством ботаника. И культивирует его в своих произведениях так же обстоятельно, как продвинутый фермер ухаживает за свиньей элитной породы. Которой, несмотря на всю элитность, предстоит быть съеденной, но перед тем надо извлечь из нее как можно больше выгоды: повязать с кем надо, продать приплод... На эдиповом комплексе, как бусы на нитке, держатся все его произведения. В некоторых рассказах это более чем очевидно, в некоторых почти незаметно. "Калька" - это целый хор прирученных, послушных и даже милых сердцу автора комплексов, в котором эдипов солирует. Вы спросите, зачем же я рекомендую эту дрянь? Да потому что написана эта дрянь так, что от нее невозможно оторваться. Она безупречна. В ней нет ни единого лишнего слова и, несмотря на явный гротеск (тоже выверенный до молекулы), ни единой фальшивой интонации. С первых строк читатель морально убит. На последних - воскресает. Нет, не морально. Все рассказы Неупокоева абсолютно аморальны. Но вы вдруг со стыдом обнаруживаете, что с этим тоже можно жить. К слову, автор безжалостен к себе так же, как и к читателю. На его страничке меньше десяти рассказов. А вообще-то их под сотню. Просто проходит время, Сергей решает, что какое-то произведение не отвечает сегодняшнему уровню самосознания, и без тени сомнения "убивает" его. Не давая ни малейшего шанса дрожащим от непонятной смеси похоти и гадливости читателям "проглотить" все, что написал этот сумасшедший.
Упырь Лихой. "Младшенький"
http://neo-lit.ru/index.php?r1=0&r2=0&td=12063
Есть мнение, что ни один, даже самый извращенный матросский ум не в состоянии родить таких матерных ругательств, какие рождаются в устах филологов. Упырь Лихой (по непроверенным данным, кандидат филологических наук) живое тому подтверждение. Звезда Упыря взошла на эпохальном Удафф.коме, но тамошняя "падонкаффская" культура показалась скромному питерскому интеллигенту слишком пресной. И он с группой единомышленников создает "Неоновую литературу", став идеологом нового поколения подонков-интеллектуалов, которые издеваются даже над коллегами удафкомовского образца (кстати, стараниями энергичного Упыря уже вышел первый бумажный сборник "неолитовских" авторов, готовится к выходу второй). Он же обозначил и темы, которые культивирует это новое поколение: вся грязь мира, замешанная на перверсиях. Там, где что-то начинает культивироваться, уже становится скучно. И, хотя практически любой рассказ Упыря слеплен весьма добротно, впечатление от них портится именно повторяющейся темой. В данном случае, наркоманы нетрадиционной ориентации. Но мимо таланта пройти спокойно я не могла, а потому даю ссылку на нетипичный рассказ. Там, где автор не загоняет себя в собою же заданные рамки, его возможности раскрываются полнее. Драму старухи, умирающей среди книг и таблеток в конвульсиях и гримасах материнской любви, я не побоюсь назвать шедевром.
Эмилия Галаган. "Человечики"
http://www.proza.ru/texts/2006/02/01-135.html
Женская проза - это, как правило, ругательное понятие. Особенно в сети, среди постмодернистского беспредела. Женская проза ассоциируется с "соплями кружевными", избитыми темами и затертыми клише. Несправедливо, по-моему. Во-первых, иногда женщины пишут совершенно неженские вещи. И даже скрываются под мужскими именами, чтобы их творчество не рассматривалось с гендерных позиций. Есть мнение, что женской и мужской прозы вообще не существует, есть только качественная и некачественная. Не согласна. Существует, но это еще не повод для плевка. Женская проза в хорошем смысле - это тонкий психологизм, проработка деталей, мелодичность, если угодно. Рассказы Эмилии - очень женские, очень добрые и искренние. И совершенно не сопливые. Ранние я бы даже назвала "девичьей" прозой - они сентиментальны, порой наивны, но не глупы. Более поздние работы, среди которых и "Человечики", гармоничны и удивительно, для такого молодого автора, зрелы. Бытовая грубоватость органично сочетается с яркими и неожиданными метафорами, при этом не скатываясь ни в сторону вульгарности, ни в сторону "красивостей". Жизненные сюжеты, узнаваемые герои и светлая грустинка. Бывают тексты, прочитав которые чувствуешь, что запачкался. Здесь с точностью наоборот - ощущение, как после теплого душа.
Лара Галь. "Любовь, как перформанс"
http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=131749&pid=0
В продолжение темы. Женская проза способна эволюционировать, иногда принимая такие причудливые формы, что трудно сказать, что в ней осталось от женского. И даже, что в ней осталось собственно от прозы. Творчество Лары мутировало (в лучшем смысле этого слова) от красивых, образных повествований с небанальной подачей, переполненных меткими наблюдениями и сокровенными переживаниями, до фантастических словесных построений, иногда трудных для восприятия, не имеющих аналогов ни в сети, ни на бумаге. Но, несмотря на фантасмагоричность образов, они продолжают оставаться живыми. Хочется, как Станиславский в свои лучшие моменты, крикнуть: "Верю!". Ее рассказы и миниатюры имеют сложную структуру, выверены до малейшей интонации и пропитаны тончайшими аллюзиями. К сожалению, лучший пласт ее творчества теперь недоступен для чтения в сети, войдя в книгу, изданную "Центрполиграфом" и называемую "Буквенный угар". Теперь он доступен только на бумаге. А где эту "бумагу" найти? Если только заказать, опять же в интернете. Но и на сайтах осталось немало рассказов, среди которых есть и те, читать которые - это определенная умственная работа. А есть и чудные маленькие эскизы окружающей жизни, легкие, словно написанные акварелью, милые и добрые. "Любовь" - скорее нелегкое чтение. Эстеты да оценят.
Геннадий Нейман. "Рыжий ребе Мотл"
http://www.proza.ru/texts/2003/08/19-76.html
Один из самых известных сетераторов, уже много лет живущий в Израиле, но продолжающий терзать рунет. К слову, на литературных сайтах добрая половина авторов - жители США, Канады, Австралии, Израиля, Германии и т.д. Что интересно, подавляющее большинство из них в российскую свою бытность писать что-либо даже и не пробовали. Тоска по родному языку - страшная вещь. Она оскверняет Землю тысячами графоманов... Но Геннадия Неймана графоманом назвать язык не поворачивается. Это на самом деле очень яркий писатель, хотя шлейф славы за ним вьется весьма скандальный. Дело в том, что Нейман не просто гей, но гей воинствующий. Знакомство со всеми сетевыми сообществами, где он появлялся, он начинал с громких фанфар на эту тему. Итог: Неймана с одной стороны ненавидят, обвиняют во всех грехах - начиная от педофилии, заканчивая шпионажем и подрывной деятельностью, раз двадцать грозились "вычислить" и покалечить/убить. С другой стороны его обожают, преклоняются и грозятся "вычислить", чтобы заключить в пылкие объятия. В общем, нет спокойной жизни Геннадию. А всего лишь потому, что пишет он о своих гейских переживаниях очень откровенно и невероятно талантливо. Талантище этот признают даже его самые кровные недруги. Однако тут же добавляют: "Тем и хуже. Если ты просто пишешь о совращении подростка, это плохо. Если ты пишешь об этом талантливо, это уже преступно". На что Геннадий пытается возразить, что, мол, пытается показать, как это плохо. Но показывает как-то неубедительно. Меня лично не убедило. Поэтому все переживания "дитя порока" я оставлю за скобками, а приведу ссылку опять-таки на нетипичное произведение, где нет ни старых Мефистофелей-совратителей, ни юных, прекрасных и трагичных Фебов-совращенных, ни печального анти-морализаторства. "Рыжий ребе" - динамичная и очень... выпуклая миниатюра. Она навевает целый ряд почти физических ощущений: полуденная жара, гомон толпы, запах пота. Очень грамотно нагнетается атмосфера, что при таком малом объеме требует недюжинного мастерства. Вообще, что бы он ни писал - будь то антивоенное эссе, красивое фэнтези, бытовая зарисовка или гей-эротика, делает он это вирутозно. Мастер. Хотя и противный.
Ро. "Krankenzimmer N"
http://ingenia.ru/prose_b.php?id=811
Любопытную реакцию вызвал этот рассказ. Я смеялась до слез и, почему-то, постоянно оглядывалась. Наверное, правду говорят, что безумие заразно. Сказать что-то об авторе трудно. Хотя бы потому, что трудно идентифицировать его половую принадлежность. Ро сознательно выбрал себе статус "оно". В конечном итоге, это мудро. Часто "он/она" мешают четкому объективному восприятию продукта. И еще трудно, потому что в сети его больше нигде нет. Я наткнулась на него совершенно случайно. Вот так случайно бродишь по сети и обнаруживаешь нечто. Можно считать, повезло. Ро обитает лишь на одном литературном ресурсе, всего с тремя рассказами. Причем, рассказы эти очень непохожие, будто написаны разными людьми. На мой скромный взгляд, этот - лучший.
Александр Рогулин. "Тошнота"
http://ingenia.ru/prose_b.php?id=368
Еще один "тихоня", который пишет мало и явно для собственного удовольствия, не пытаясь стать великим СетеАвтором с помощью белого, черного или голубого пиара. Странные эти рассказы - прохладные, отстраненные, которые не читаешь, а смотришь. Никаких цветистых оборотов, никаких метафор и аллегорий - сплошная визуализация. Автор описывает не чувства и переживания, а действия. Читатель вбирает в себя все эти задокументированные жесты, повороты головы, и в какой-то момент ловит себя на мысли, что невольно пытается повторить некое движение, как под гипнозом. Я употребила слово "прохладные". Да, автор не обрушивает на читателя шквал эмоций, но каким-то образом умудряется этот шквал вызвать. И это неудивительно, если разобраться. Ведь вызывает же у нас эмоции хорошее кино.
Элла Дерзай. "Шахерезада"
http://www.proza.ru/texts/2004/01/26-01.html
А это уже мега-звезда сетературы. Которая для популяризации себя в литературным рунете какими только способами не действовала - впору методические рекомендации писать. Конечно, звезда не могла остаться незамеченной издателями, и свет увидели две ее книги - "Очень любовный роман" и "Придуманная женщина". Было бы несправедливо утверждать, что популярность к ней пришла только благодаря самопиару. Проза Эллы острая, ироничная, но интеллигентная. Глубоко женская, конечно. Она "умеет красиво складывать буковки в слова". На мой взгляд, в ее рассказах слишком много самолюбования автора. Но не во всех. Есть вещи, берущие за душу, есть искренне веселящие. "Шахерезада" как раз из числа последних. Очень простая, изящная и необременительная штучка.
Рома Кактус. "Теорема колбас"
http://neo-lit.ru/index.php?r1=0&r2=0&td=10533
Постмодерн таки жив? Нет, не все так просто. Кактус просто издевается над ним, как и над всем остальным. Его тексты можно назвать надругательством над разлагающимся телом постмодерна. Есть мнение, что авангард в искусстве пропагандируют бездари. Действительно, что может быть легче рисовать кубизм, если рисовать не умеешь? Или изливать на бумагу (пардон, на экран) бессмысленный набор слов, выдавая это за невесть какую концептуальную находку? Но это мнение поверхностно. Пикассо, например, "дошел до жизни такой", пройдя через вполне удобоваримые среднестатистической публикой этапы творчества. Он точно умел рисовать. Рома Кактус умеет писать. Я сделала такой вывод, прочитав на одном духу фантастическую бессмыслицу, объединенную названием "Теорема колбас". Прочитала и подумала: "А как я вообще смогла это прочитать? И зачем я это читала?" Но в процессе чтения подобных мыслей не возникало. Процесс чтения был запойным. Это совершенно необъяснимо. Может, каждый сформулирует это для себя. Если осилит.