Прошло достаточно времени для проверки моего первого впечатления от фильма "Собибор". Оно не изменилось. И удержать в себе я его не могу. Но меня не особо волнуют художественные качества фильма, а - лишь его основная идея, как я ее увидел...
Фильм - об успешном восстании в 1944 г. обреченных на уничтожение евреев немецкого лагеря Собибор.
Несмотря на обилие натуралистических сцен насилия, издевательств и массовых убийств, фильм не выглядит мрачным и не вызывает желания "выйти из зала" из-за того, что мне, мол, сделали некрасиво. И хотя заранее известен финал (массовый побег), остается желание досмотреть фильм. Очевидно потому, что авторы и актеры честны со зрителем, а не играют с надрывом на его чувствах, как это часто бывает в фильмах о войне. И неудовлетворенная эмоциональность невольно замещается логическим поиском месседжа фильма, той простой мысли, ради чего он сделан.
Но авторы сохранили интригу до конца, и эта мысль становится понятна только в последних кадрах.
Итак, основная идея фильма, на мой взгляд: истинно свободным можно стать, взяв свободу своими руками.
Это демонстрирует всего один, причем не главный, второстепенный, даже случайный персонаж - парень, который убивает начальника лагеря. Делает это он без колебаний, без содрогания и прочих псевдоугрызений совести по поводу лишения жизни человекоподобного существа: просто взял винтовку, сразу прицелился и тут же выстрелил. Остальные заговорщики убивали немецких офицеров, так сказать, по-человечески, с переживаниями. Возможно, потому что лишали жизни врага лицом к лицу... Тем не менее, разница отношений к применению "смертной казни" бросается в глаза.
Этот контраст усиливается и становится кричащим в кульминации фильма - эпизоде собственно побега заключенных из лагеря. Но заметить его можно, прежде обратив внимание на то, что большинство беглецов, не будучи заговорщиками, посвященными в план побега, сбегали по принципу "все побежали, и я побежал".
На пути к открытым воротам бегущие видят полулежащего раненого начальника лагеря, и вместо того, чтобы добить садиста и убийцу, один за другим ломают перед ним шапки: на бегу снимают головные уборы и кланяются - как это обязаны были делать при виде начальства во все время пребывания в лагере.
Убежав из лагеря физически, они не стали свободными духовно. И даже лица их, освобождающихся - серые и безжизненные. В отличие от убийцы начальника, чье лицо светится счастьем свободы. Кроме того, он показан бегущим несуразными прыжками в замедленном темпе - как бы летящим над землей. Возникает ассоциация с картинами Шагала.
Повторю, что основная идея фильма: истинно свободным можно стать, взяв свободу своими руками. И ключевое слово здесь - "истинно".
Чтобы до конца понять значение этой идеи фильма "Собибор", надо иметь в виду, что фильм - о евреях. А всё, что происходит с евреями, нельзя не рассматривать в связи с еврейской религией и мировоззрением - иудаизмом. Во-первых, собственно еврейский народ и образовался только по выходе из Египта и принятии (у горы Синай) Бога-создателя в качестве единственного бога. Во-вторых, иудаизм, как единственная истинно монотеистическая религия, этим-то и отделяет евреев от всего остального откровенно языческого и эрзац-монотеистического мира, делая их враждебными ему...
В фильме показано обретение свободы евреями, причем в экстремальных условиях, когда им грозило полное уничтожение.
Потому-то этот сюжет невозможно не сравнить с библейской историей освобождения евреев от египетского рабства, так называемым исходом.
Для христианского большинства Исход - ветхозаветная мифология, метафора, а для всех евреев - реальная история, так как она не просто записана в Писании, а передается из уст в уста от отца к сыну на ежегодном праздновании этого события в Песах 1 вот уже более трех тысяч лет. Об этой передаче знания даже в самом Писании сказано, как требование, обязательное к исполнению: "И сказал Моисей народу: помните день сей, в который вышли вы из Египта, из дома рабства... И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта" (Исх. 13: 3, 8).
А началась эта история так: Моисей, увидев избиение египетским надсмотрщиком раба-еврея, убил обидчика своего соплеменника.
Будущий вождь еврейского народа, выросший как приемный сын фараоновой дочери, знал, что он - еврей, причем чудом спасшийся от египетского геноцида (в то время действовал приказ фараона убивать всех родившихся еврейских мальчиков). Потому и заступился за еврея: "И увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотревши туда и сюда, и видя, что нет никого, он убил Египтянина, и скрыл его в песке" (Исх. 2, 11 - 12).
После убийства Моисей сбежал из Египта, но через некоторое время уже не по своей воле, а уже по воле Бога 2 , вернулся в Египет и вывел оттуда еврейский народ. Потом, опять-таки по воле Бога, Моисей дал народу заповеди, то есть мировоззрение, чем, собственно, и создал еврейский народ из толпы рабов.
Но вот, что интересно, народ этот не очень-то хотел быть народом. Сбежав из египетского "лагеря", евреи желали лишь материального благополучия для себя - обещанную Моисеем (от имени Бога, естественно) землю, где "течет молоко и мед", и всякий раз, столкнувшись с трудностями пути, не получив обещанного "молока и меда", пытались вернуться в Египет - на основании того, что "а в тюрьме сейчас макароны дают" 3 .
Параллели бегства из Собибора с бегством из Египта очевидны. Отметим еще один нюанс этой аналогии.
Из Библии известно, что лицо Моисея светилось, когда он сошел с горы Синай с заповедями, давшими свободу 4 еврейскому народу.
Лицо беглеца, стрелявшего в начальника-садиста, также светилось счастьем свободы. Пуля, посланная им в смертельного врага, державшего в рабстве, освободила его от источника рабства, а значит и от самого рабства.
У остальных беглецов лица были, повторим, серыми, безжизненными - они не осознали своего освобождения, и убегали механически, можно сказать, за компанию. И в Библии народ, который вел Моисей, часто называют стадом овец: "и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею" (Пс. 77, 52).
Заявленная идея фильма "свобода своими руками" может кому-то показаться противоречащей отсылкам к сюжетам из Библии, так как обыденный взгляд на Библию предполагает, что все библейское связано с божественным промыслом, и во всем следует полагаться на волю божью (а не на свою). Такой взгляд ошибочен по двум причинам.
Во-первых, Библия - не просто религиозная литература, а учебник жизни, о чем христианский апостол, еврей Павел 5 сказал, что "все Писание 6 богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3, 16). А "научение, обличение, исправление и наставление" годится каждому, а не только верующему в божественный промысел. Можно не верить в Бога, но библейские истории очень поучительны для жизни.
Во-вторых, сюжеты Библии как раз показывают, что человек чаще всего сам выбирает свой путь. Бог выступает лишь в качестве контролера, дающего оценки (так называемый Божий суд), предоставляя человеку право выбора своего пути, свободу воли. Так, сам автор первых книг Библии, Моисей, без всякого бога пошел на первое убийство, положившее начало освобождению его самого и его народа.
И фильм "Собибор" как раз о том, что полагаться надо только на свою собственную волю.
И на эту альтернативу - полагаться ли на Бога, или на свои силы - в фильме дан резкий, грубый, но прямолинейный ответ.
Один из заговорщиков, не еврей, увидев, как евреи молятся во главе с раввином, зло бросил: "Молятся, пархатые" - мол, не на бога надо полагаться, а на себя.
Но как возможно полагаться на себя, когда обстоятельства несравненно сильнее?
Тем не менее, евреи (в основном евреи принимали участие в восстании), проявив волю, оказались сильнее.
Большинству зрителей, особенно евреям, интересен, пожалуй, именно этот вопрос: было или не было сопротивление евреев уничтожению. И фильм как будто бы именно об этом - хоть где-то евреи, оказывается, сопротивлялись.
Но фильм "Собибор" - не документальный, и сюжет, повествующий о восстании - лишь повод призвать людей, и не только евреев, к активным действиям своими собственными руками. А отсылка к Библии должна, по-видимому, придать авторитет этой простой, очевидной мысли.
2. Правда, это известно только со слов самого же Моисея. [ назад ]
3. Эта цитата из фильма "Джентльмены удачи" - калька с библейского "мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок" (Числ. 11, 5). Кстати, ранее упомянутая цитата "все побежали, и я побежал" - из этого же фильма. А фильм этот, между прочим, о коллективном побеге из тюрьмы... Для полноты картины, придется указать библейский источник и этой цитаты: "И отправились сыны Израилевы... и множество разноплеменных людей вышли с ними" (Исх. 12, 37 - 38). [ назад ]
4. Свобода - это, прежде всего, ответственность за свои действия, за выбор действий, и потому без ограничений и предписаний (по-библейски это - заповеди) невозможна: "свобода - это осознанная необходимость". [ назад ]
5. По его собственным словам, Павел был "Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге" (Деян. 22, 3), "фарисей, сын фарисея" (Деян. 23, 6), "обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей" (Флп. 3, 5). [ назад ]
6. Речь у Павла идет не о Новом Завете, или всей Библии, а только о Ветхом Завете, так как, обращаясь к Тимофею ("Второе послание к Тимофею"), Павел напоминает ему, что тот знает Писание с детства. А в детстве Тимофея еще не было Нового Завета. [ назад ]