Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Как надо родину любить

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


КАК НАДО РОДИНУ ЛЮБИТЬ

  
   "Люблю отчизну я, но странною любовью!
   Не победит ее рассудок мой.
   Ни слава, купленная кровью,
   Ни полный гордого доверия покой,
   Ни темной старины заветные преданья
   Не шевелят во мне отрадного мечтанья,
   Но я люблю -- за что, не знаю сам --
   Ее степей холодное молчанье,
   Ее лесов безбрежных колыханье,
   Разливы рек ее, подобные морям;
   Проселочным путем люблю скакать в телеге
   И, взором медленным пронзая ночи тень,
   Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
   Дрожащие огни печальных деревень.
   Люблю дымок спаленной жнивы,
   В степи ночующий обоз
   И на холме средь желтой нивы
   Чету белеющих берез.
   С отрадой, многим незнакомой,
   Я вижу полное гумно,
   Избу, покрытую соломой,
   С резными ставнями окно;
   И в праздник, вечером росистым,
   Смотреть до полночи готов
   На пляску с топаньем и свистом
   Под говор пьяных мужичков".
   Это хрестоматийное стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина", написанное автором в 1841 г. под названием "Отчизна" - признанный образец для обучения со школьных лет любви к России.
   И хотя автор этого стихотворения признается, что любит русскую отчизну "за что, не знаю сам", тем не менее, написал о том, чего якобы не знает, двадцать шесть строк. Из них-то и можно увидеть, за что стоит отчизну любить.
   Первое, на что невозможно не обратить внимание, что просто вопиет - поэт любит отчизну вопреки своему разуму: "не победит ее (любовь к отчизне) рассудок мой".
   От чего у М.Ю. Лермонтова возник такой странный вопрос, да еще поставленный на первое место? Задумавшись о своей любви к отчизне, очевидно, М.Ю. Лермонтов, сразу разумом понимает, что любовь эта - весьма странная штука! Он отчетливо понимает, что его отчизна просто-таки недостойна любви, любить ее не за что, хотя он ее и любит.
   "За что, не знаю сам" - это оценка причинно-следственная. Следствие есть - это любовь, ее поэт, точно, ощущает, а вот ее причины не находит. Не находит разумом. Потому, очевидно, что разумом, который, безусловно, у него есть, М.Ю. Лермонтов находит в своей отчизне только то, что никак не может вызвать любви. Но эмоция все же берет верх над разумом, и тогда М.Ю. Лермонтов обращает свой взор на очевидное, то есть видное очами: природу и погоду, то есть то, чего не касаются руки его соотечественников.
   Здесь придется остановиться, и сделать разъяснение, почему М.Ю. Лермонтов назвал свое стихотворение "Отчизна", а с первого издания и до сих пор оно публикуется под названием "Родина".
   Разницы между отчизной и родиной, на первый взгляд, нет. Но отчизна включает в себя не только родину, но и государство на территории родины, а родина - лишь буквальное место рождения, безотносительно его политического, экономического и культурного благоустройства.
   Родина и родился - однокоренные слова. Родина - личное место рождения и место проживания, по крайней мере, первых лет жизни, когда не воспринимаются разумом ни политика, ни экономика, ни культура этого места. И потому родина - более близкое сердцу понятие, чем отчизна.
   Отчизна, отечество - это земля отцов, место проживания предков, то есть это понятие несет в себе наследие предков (их историю, культуру), и, следовательно, накладывает некие обязательства перед предками за полученное наследство. Естественно, всё это (история, культура) требует участия разума, а не сердца.
   "Странной любви" к родине не может быть в принципе, она безотчетна, искренна и не подлежит анализу разумом, а к отчизне (государству) логический анализ, к которому и прибег поэт, задавшись вопросом "за что", вполне приемлем - ведь полученное наследство вполне может не нравится, оно вообще может представлять собой, например, неоплаченный долг в прямом смысле.
   Очевидно, с позиции патриотически ("патриотизм" - от греческого слова "отечество") настроенных издателей со времени она и до сих дней, совершенно невозможно, крамольно подвергать сомнению ("странно любить") отчизну, государство, а вот родину, место рождения - куда ни шло. Недаром, стихотворение признанного поэта "Отчизна" долго не печаталось, и появилось в свет только под названием "Родина".
   Итак, что же в отчизне "не шевелят отрадного мечтанья", то есть не вызывает чувства любви у поэта? Поэт кратко перечисляет: это - "слава, купленная кровью" (тот самый долг в виде погибших в войнах, истекших кровью предков), "полный гордого доверия покой" и "темной старины заветные преданья". Да, славой и преданиями отчизны можно, например, гордиться перед собой (и потому успокоиться и ничего не делать), или хвалиться перед другими... Но все это не может вызвать в душе "отрадное мечтанье", то есть любовь. Ведь любят не за то, что тебе что-то дали, чувство любви проявляется, наоборот, в отдавании, в непреодолимом желании отдать последнее ("Нет большей любви, чем отдать душу свою за друзей своих").
   И тут же, и до самой последней строки поэт скрупулезно перечисляет все, что он любит в отчизне: "не шевелят во мне отрадного мечтанья, но я люблю..." Излагать любимое поэтом нет смысла, так как лучше классика этого не сделать, но и троеточием не ограничимся, а вкратце проанализируем, так сказать, способ его любви.
   Поэт любит со стороны смотреть на красоты родной природы, а также на бытовые картины деревенской жизни, которые столь же естественны, как и сама природа. Стоит подчеркнуть, что поэт является именно сторонним наблюдателем всего того, что любит. Одно исключение - "люблю скакать в телеге", но опять-таки, лишь для того, чтобы "взором медленным" со стороны любоваться красотой.
   Назвав стихотворение "Отчизна", М.Ю. Лермонтов явно противопоставляет природу и естественную жизнь народа, "мужичков" - государству с его жуткой славой, гордыней, ничегонеделаньем и темными преданьями старины. В том же самом стихотворении, но с названием "Родина" это уже не так заметно. Как корабль назовешь...
   Со сменой названия политический манифест превратился в благостный школьный стишок о любви к березкам... В этом нет ничего плохого, но и ничего хорошего. Чему может научить констатация факта, что красота красива?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"