Леви Владимир Семёнович : другие произведения.

В огороде - бузина. А в Киеве?...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  В ОГОРОДЕ - БУЗИНА, А В КИЕВЕ - ДЯДЬКА
  
   "НЕ ВАРИ КОЗЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО"! Как красиво и заманчиво звучит этот стих, трижды повторяемый в Торе!
   Сотни, а, может быть, и тысячи лет еврейские мудрецы различных школ толковали его значение, спорили, обижались и снова возвращались, общались и, наконец, ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ - в Талмуде однозначно объявлено: мясо и молоко - несовместимы как пища, и, съев одно, дождись его полного переваривания, а затем употребляй другое.
   В духовном плане молоко символизирует жизнь, мясо - смерть.
   Уважая и преклоняясь пред мудростью наших предков, проанализируем их выводы.
   1.Тора глаголет об Аврааме: "И взял масла и молока, и телёнка приготовленного, и поставил перед ними. И они ели" [1]. Итак, наш праотец, принимая трёх мужей, кормил их запрещёнными для совместного пользования продуктами питания! Что-то здесь не так.
   Аргумент Свидетелей Иеговы - книги Исход и Второзаконие были написаны после книги Бытие, поэтому Авраам ещё не мог знать сего запрета.
   Да, но и 10 заповедей тоже даны во 2 книге Моисеевой, а Авраам, как утверждали мудрецы, "чувствовал" всю Святую Тору и исполнял все её заповеди [2]. Ведь праведникам это дано. Недаром уже Ной, живший задолго до Авраама, знал, что такое чистые и нечистые животные [3].
   Но очень интересно - три путника, как утверждают мудрецы, были Ангелы Божьи в обличье человеческом. Они то знали, что ни в коем случае не может быть на столе одновременно масла (молочный продукт), молока и мяса! (См. статью "Раши о мясе с молоком").
   А если взять утверждение христиан: протестантов [4] или православных [5], что вышеуказанная троица - это Сам Иегова и с Ним - два Ангела, то получается, что Всесильный Сам нарушил Свой запрет. Но "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться" [6]...
   2.Творец вселенной чётко разделил зверей. Например, на кошерных и некошерных. Особенно ярко показано, что хищные птицы неприемлемы в пищу, ибо, наверное, их агрессивность передаётся человеку. Но и кошерные животные отличаются друг от друга по своим качествам. Разве можно сравнивать по усваиваемости мясо курицы и барана? Однако наши мудрецы, которым впоследствии подражал сам Шерлок Холмс, использовали метод математической индукции - от частного к общему.
   И получилось - всё кошерное одинаково - что тупой медлительный баран, что шустрый сообразительный козёл.
   Мне кажется, что если Тора трижды акцентирует внимание на козлёнке, и только на нём, то этот факт и касается только козлёнка, а отнюдь не телёнка или другого крупного или мелкого рогатого или лобатого скота!
   3. Не вари козлёнка В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО. Итак, нельзя смешивать в желудке мясо козлёнка с молоком своей, и только своей, матери.
   3.1.А, ежели, коза не самая близкая родственница козлёнку, а чужая? Судя по прямому тексту Торы, - пригодно к употреблению.
   3.2.А, ежели, молоко было не козлиным, а коровьим? Тоже можно. Но нельзя, ежели чтишь мудрецов больше Торы...
   4.На иврите молоко - халяв, жир - хелев. Так как в текстах обычно стоят только согласные буквы, без так называемых огласовок, характеризующих гласные, эти два слова пишутся одинаково.
   Мясо козлёнка вкуснее мяса взрослого животного, но жирным не бывает. А использование внутреннего жира (тука) вообще запрещено Торой [7].
   Таким образом, анализируемую фразу Торы можно понять, как запрет использовать жир матери при приготовлении блюд из козы и козлёнка (желательно с интервалом в один день с учётом указания [8]), когда в многодневном празднике в трапезе участвует много людей и забивают несколько животных. Относительно интервала - отдельная тема для разговора.
   5.У Д.Д.Фрэзера [9] просматриваются две мысли.
   5.1.Между матерью и её производными - молоком и козлёнком, по мнению язычников, существует так называемая "симпатическая" связь. Ежели молоко кипятить, то это духовно передаётся козе и она может заболеть или у неё пропадёт молоко. Дабы этого не произошло, молоко вообще не рекомендуется кипятить.
   Т.е. получается парадоксальный результат запрета, ибо в нём забота не о здоровье человека, а о здоровье козы!
   5.2.У многих языческих народов изготовленное в молоке матери мясо козлёнка считалась вкуснятиной.
   И в этом, очевидно, главная идея указания этого запрета Торы - ИУДЕЯМ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНИМАТЬ ВРЕДНЫХ ОБЫЧАЕВ И ПРИВЫЧЕК ЯЗЫЧНИКОВ...
   В то же время нельзя не учитывать и того фактора, что Господь заботится о здоровье человека, ведь при одновременном употреблении мясного и молочного может быть примитивное расстройство желудка...
   6.И ещё один, совершенно непонятный фактор.
   Основные законы кашрута определены в третьей книге Моисеевой, Левит.
   В Бейт-Мидраш центра "Маген" где я изучаю Тору, руководитель Рав Эли Бар-Яалом [10] акцентировал наше внимание на то, что анализируемая фраза упоминается:
   - в гордом одиночестве и без всяких объяснений!
   - между совершенно не связанными и между собой, и между нею, темами!
   Посмотрим детальней.
   [11]:
   -Первинки урожая земли твоей приноси в Храм Бога, Всесильного твоего.
   -Не вари козлёнка в молоке матери его.
   -Вот - я посылаю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя в пути...
   [12]:
   -Первинки урожая земли твоей приноси в Храм Бога, Всесильного твоего.
   -Не вари козлёнка в молоке матери его.
   -И сказал Бог, обращаясь к Моше: "Запиши себе это, ибо это - основа союза Моего с тобою и Израилем. И провёл там, на горе, Моше 40 дней и 40 ночей.
   [13]:
   -Не ешьте никакой мертвечины.
   -Не вари козлёнка в молоке матери его.
   -Отделяй десятину от всех плодов посева твоего.
   Т.е. создаётся такое впечатление, что анализируемая фраза обозначает что-либо другое, общеизвестное для евреев тех времён, совершенно не относящееся ни к молоку, ни к мясу.
   Ну, типа сегодня:
   -Вот, тебе, бабушка, и Юрьев день;
   -Хотели - как лучше, а получилось - как всегда;
   А если это выражение вещает о том, что как мясо и молоко - просто разные понятия, так и в предыдущих параграфах, и даже главах, заложен различный смысл? Ну, например, типа "в огороде - бузина, а в Киеве - дядька".
   Тогда на неё можно не обращать пристального внимания.
   Но в Торе ничего нет лишнего!
   Согласен. Но в ней, для усиления, могут быть повторения, например, о вышеуказанных первинках урожая, или неоднократный запрет чего-то прибавлять в Тору или убавлять [14].
   ...В процессе существования человечества Господь подсказывает нам, как решать новые проблемы и непонятные старые.
   Всему - своё время. В том числе и для раскрытия этого важного вопроса.
   Хотя пока он "раскрывается" в другую сторону:
   Наши мудрецы рассуждали примерно так: "А что, ежели еврей сварит курочку в молоке, это нормально?"
   - Естественно. Ведь и курица, и птица не попадают в анализируемую мясную градацию.
   -А ежели человек ошибётся, и возьмёт мясо барана, думая, что это мясо курицы (ну, до такого могут "додуматься" только наши соплеменники, и именно те, которые считают, что мы, евреи, самые умные! - или - и сколько ж это надо выпить, чтобы такое сотворить?), и сварит в молоке, и съест?!
   -Естественно, нарушит соответствующие инструкции предыдущих мудрецов.
   Думали, думали, и решили перестраховаться, т.е. в категорию "козлёнок" добавили и курятину, и другую крылатую вкуснятину.
   Браво!..
  
   Литература.
   [1] Бытие 18:8
   [2] Талмуд, Кидушин, 4:14
   [3] Бытие 7:2,8
   [4] Толкование ветхозаветных книг. Бытие. Библейская кафедра. Ред. П.Харчлаа, стр. 57.
   [5] Лопухин А.П. "Толковая Библия", том 1 стр. 114.
   [6] Числа 23:19
   [7] Левит 7:23
   [8] Левит 22:28
   [9] Фрэзер Д.Д. "Фольклор в Ветхом Завете", стр.424-441.
   [10] Эли Бар-Яалом "Недельная глава МИШПАТИМ" http://magen.khatul.ru/midrash.html
   [11] Исход 23:19-20
   [12] Исход 34:26-27
   [13] Второзаконие 14:21-22
   [14] Второзаконие 4:2; 12:32; 13:1; 13:11
   Владимир Леви
  
   lvs@bezeqint.net
   levi-vs.narod.ru
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"