Левецкая Ольга Владимировна : другие произведения.

Заключение и бонус

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Заключение
  
  Напоследок несколько слов о свободе выбора (её чаще нет, чем есть), о понимании своей природы (оно компенсирует недостаток свободы выбора и на сдачу еще можно купить карамелек) и о развитии женского начала (возвращаемся к терминологии первой части).
  Сколько бы свободы нам не давала современность, первый и главный выбор происходит (ежедневно и ежечасно) между "быть собой" и "остаться незаконченным наброском". Жалобы на среду, препятствующую моему "я" стать подлинным, жалки и нелепы - само намерение быть собой становится инструментом для достижения цели, и если кому-то не хватает возможностей, то это означает недостаток желания (недостаток ресурсов компенсируется упорством), а не проблемы с возможностями. Речь, разумеется, о современности - в истории немного было эпох, настолько удачных именно для такого выбора.
  Свобода выбора в контексте этой книги звучит так - быть или не быть женщиной? Чего это будет стоить и какие есть варианты? Если быть, то как получится или в полную силу? Если в полную силу, то как?
  Большинство делает (бессознательный) выбор между "как получится" и "как можно лучше", ориентируясь на "чего это будет стоить". "Быть женщиной или нет" как вопрос ставится редко, но у него есть целый шлейф подвопросов. Главный из них (и много ли женщин скажет, что не рассматривала эту возможность хоть однажды?) звучит так: как раздробить мир на части таким образом, чтобы в одних осколках (на выбор) я могла бы быть женщиной, а в других - чем-то другим (большим? меньшим? по-разному) и так, чтобы вместе эти части составляли целое (если удастся). Гораздо реже выбор решается в пользу целого мира, целого человека и цельной женственности, доходящей до такого абсолюта (и такой силы), что в любое время она отдает управление мужской части сознания (зная, что в любой момент получит его обратно).
  С понимания собственной природы все начинается, ею же продолжается и не заканчивается никогда. Наблюдение за собой - безоценочное! - становится привычкой, и это единственное надежное средство оставаться собой. Слишком много нитей дергает нас в разные стороны, требуя изменений, и слишком естественно женское сознание подстраивается под них (уменьшаясь, увеличиваясь, совсем уходя со сцены, занимая её целиком, закрепляясь на ней на долгое время, принимая мерцающие формы etc.). Понимание себя (в частности, в контексте гендерного проявление) целиком связано с наблюдением за этими изменениями. Только неусыпное наблюдение (и хорошая реакция на увиденное) позволяет менять свою внешнюю форму (речь, взгляд, внешность, способ жизни и потребности) соответственно изменениям (не пугаясь их естественного течения) и одновременно обуздывать изменения чрезмерные, меняющие саму нашу суть (без специальной необходимости, хотя и к таким экстремальным изменениям следует быть готовой. Женское сознание, развитое до определенной степени, само прогнозирует сильные изменения и подготавливает их, и это лучшая психотерапия из всех возможных. Подробно я планирую остановиться на связке "понимание себя" и "подготовленные измения" в следующей книге).
  Третье у нас - вопрос "как". Развитие женственности - это просто, гораздо проще, чем учить иностранные языки или водить машину. Тут вообще ничего учить не надо, надо только войти в эти воды и не останавливаться, погружаясь, уже никогда. Наша общая проблема состоит в том, что в западной культуре не существует ясного представления о женском сознании (и его возможностях). Вместо традиций, школ и передачи (как это происходит в других случаях) у нас есть индустрия, полирующая внешнюю оболочку (что само по себе не плохо, чрезмерность же внимания к внешнему неуклюже коменсирует невозможность работать с внутренним) и аморфный конгломерат полудогадок, полузнания, из которого сложно извлечь что-то стоящее (но можно, при известном везении).
  Это тем более странно, что множество женщин интуитивно находит свой идеальный путь. Это понятно, если подумать о том, насколько отсталым является западное представление об устройстве женского сознания (не то чтобы я утверждала что незападные знания намного полнее, это совсем другая история и другие потребности понимания) - и, соответственно о полном отсутствии способов его описания. Дефицит понимания ведет к двум сложным для западной женщины моментам, на которых я целиком сфокусировала вторую часть книги:
  Во-первых, развитое женское сознание слишком сильное оружие, чтобы не вызывать безотчетный страх, и слишком скрытное, чтобы видеть его возможности и воздействия, если не знаешь, на что смотреть. Учиться управлять им и культивировать его, не изучив заранее его ловушки, невозможно. Учиться применять его силу, входить в эти воды, не изучив ловушки заранее - опасно.
  Во-вторых, невозможно культивировать женское сознание (то, на что опирается подлинная женственность) без использования (инструментальной) мужской части дуальности. Порочащий все женское миф о фальшивой женственности выстроен вокруг совершенной формы, заполненной несовершенным и неуправляемым (стихийным) женским сознанием. Это плохая конструкция, не надо её брать за пример (а надо избегать изо всех сил). С развитой (совершенной) женственностью все обстоит иначе, - активная мужская часть сознания спасает женскую из её собственных ловушек (инертности, самообмана, жажды, ограниченности). Именно мужская способность ума к организации и обучению помогает ей достичь расцвета и блеска. Добродетели мужского ума необходимо ценить и развивать наряду со возможностями женского начала, если мы намерены пройти от первобытного и ограниченного состояния женственности (не формы, но стихии) до её совершенного воплощения (стихии, отлитой во множестве форм).
  
  
  Наконец, бонусом идет иллюстрация к практической части.
  Работать с сознанием означает ставить отпечатки на психике и перестраивать её структуру, меняя внутреннюю жизнь в желаемую сторону. Для этого используются три метода - через среду, организуя преобразующие ситуации вокруг себя; через людей, открываясь преображающему влиянию одних и закрываясь от других; используя силу воображения, что позволяет обращаться напрямую к таким неявным феноменам, как психика, сознание и/или душа. О каждом из этих методов следует говорить подробно - кроме самих способов, надо знать условия, в которых их можно применять, время, потребное психике для изменений, а также, и это важнее всего прочего, правила безопасности.
  Рассмотрим пример третьего метода, а именно преобразование своего психического образа силой воображения. Лучшее его описание я встречала в известнейшей "Книге Пяти Колец" Миямото Мусаси, японского фехтовальщика 17 века. Равновесие и взаимообмен поставлены в центр техник, с той разницей, что в восточном методе сила концентрируется для действия, в нашем же случае мы направляем силу на внутреннее изменение.
  Из всех способов его приложения выделим область женского сознания, а из всего многообразия его состояний - чистую проявленную женственность. Наш пример направлен на формировании ясного образа, позволяющего воображению создать слепок и зафиксировать его в психике как некую точку покоя и равновесия женского начала.
  
  Как обучение в буддистских школах начинают с работы с дыханием, так мы предлагаем работу с женственностью начинать с воображаемой трансформации в озеро. Технику перевоплощения (разумеется, мы говорим о трансформации самосознания, а не о телесном преображении) используют в восточных искусствах, из западных им соответствует театр, в котором нет режиссера, но есть талантливые актеры - такой нам представляется античная сцена. Чем сильнее становится женское сознание, тем проще ему не воображать себя, но быть - в нашем примере озером. В реальности женское сознание меняется так, что образ озера оказывается то слишком мал, то слишком велик. В то же время мы и сами можем менять окружающий озеро пейзаж усилием преображающей мысли. Хоть образы и появляются в воображении сами по себе, как отражение нашего психического, у нас всегда остается возможность трансформировать их с тем, чтобы через изменение отражения менялась психическая жизнь в ту сторону, что кажется нам желанной. Во всех случаях, именно отдельный водоем, окруженный деревьями и травой, соответствует некоей точке отсчета женского начала, воплощая покой и безмятежность.
   Глубина перехода в воображаемую реальность целиком зависит от опыта воображения. Хоть первые перевоплощения могут быть сложны или неполны, с опытом переход в нужную психическую форму становится моментальным. Сознание автоматически ищет тот образ, что правильно отражает текущее его состояние.
  Не надо представлять свое тело водой, эта практика предназначена для того, чтобы менять внутреннее состояние, давая силу и форму женственности. На тело оно будет влиять постепенно, сплетаясь с другими образами внутренней жизни, инстинктивными или сознательно выдвинутыми на первый план, наращивая их силу и выразительность, пока сознание и тело не станут единым.
  Надо сказать, что это упражнение было бы лишним для тех, у кого женское начало уже хорошо развито и оформлено, если не учитывать, что мы все склонны к самообману и заблуждению на собственный счет. Проверка состояния своей женской природы нужна в начале любой работы с ней, а способность к наблюдению за собственной психикой нуждается в навыке переключения внимания с эмоциональных раздражителей на чистое бытие. Нам подошел бы переход в любую водную форму, в любой водоем, в море или мировой океан, в текущую воду, реку, водопад, ручей - в моменты силы, увлеченности, радости и смятения сознание находит подходящую форму в разных явлениях. Вода смешивается с огнем воли и желания, с воздушной природой слов и мыслей, со скоростью и движением, с электричеством, светом и бесконечностью, и у нас всегда есть выбор - взять то, что психика готова брать у формы, соответствующей моменту, или отвести поток в сторону основы, вести трансформацию туда, где утихают болезнетворные страсти. Каждый знает сам, что для него лучше здесь и сегодня, - вернуться в точку покоя или прожить момент до конца. Также каждый волен выбрать для себя свою основную форму, мы же предлагаем брать за основу озеро, где идеальное взаимодействие воды и земли лучше всего соответствует проявленной бестревожной женственности. Заимствуя слепок формы у выбранной основы, мы переносим его на женское проявление нашего психического, оформляя сырую первоматерию в цветущий мир, как Бог Ветхого Завета в первые дни творения.
  
  Итак, стань водой, стань озером. Следи, как чистые ключи питают его со дна, в глубине; как реки и ручьи выходят из него и разливаются по окрестным землям; как волна набегает на берег и втягивается обратно. Дыши вместе с приливом и отливом, следи, как пришла волна и как ушла, унося за собой с берега камушки, скорлупки, птичьи перья, исписанные и ненужные уже бумажки. Следи за колыханием воды на поверхности, бликами света, подводной жизнью, перемешиванием теплых и холодных слоев на глубине, медленным движении вод внутри него. Как меняются времена года, как встающая над ним Луна растет и убывает, как солнечные дни сменяются облачными и дождливыми, как приходит и уходит ветер, как устанавливается долгое сладостное лето - следи за изменениями, что становятся зримыми, когда обращаешь взгляд к своему прошлому. Ищи, в какой форме, в каком виде и состоянии озеро воплощает твою женственность и меняй её, от правдоподобия к идеалу, пока идеальный образ не сольется с тобой. Разреши инстинкту гнуть и лепить психический образ, запечатлевая все, чем тебе нравится быть - теплом и красотой, нежностью и свежестью, покоем и силой, глубиной и изобилием. Возвращаться сюда и созерцать себя-озеро пока отпечаток не станет настолько неизгладимым, что приобретет собственную жизнь, став частью твоей внутренней реальности, а она, в свою очередь, не отразится во внешнем мире покоем, силой и красотой.
  Конечно, это напоминает мистический опыт и медитацию, а также множество различных психотехник. Отличие от медитации состоит в легкости переходов оттуда и туда для развитого женского сознания, от психотехник в том, что смена хаоса и аморфности психического субстрата покоем и силой является не результатом, но только началом для направленного развития, а потом и эволюции женской части сознания.
  Перефразируя древнегреческого философа, скажу: пусть конец этой книги послужит такой смене и такому началу.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"