Пылающий человек спустился по ступенькам Лаборатории Хьюма, когда полицейская машина — вызванная, как он предположил, сигнализацией, которую либо Уэллс, либо Дэнс включили наверху, — появилась у ворот и свернула на подъездную дорожку. Когда он выбегал из дверей, машина с визгом подкатила к ступенькам и выгрузила людей. Он ждал в тени, слишком измученный ужасом, чтобы бежать дальше, уверенный, что они его увидят. Но они исчезли за вращающимися дверями, даже не взглянув на его мучения. Горю ли я вообще? он задавался вопросом. Было ли это ужасающее зрелище — его плоть, окутанная ярким пламенем, которое обжигало, но не уничтожало, — просто галлюцинацией для его глаз и только для него? Если так, то, возможно, все, от чего он страдал в лаборатории, тоже было бредом. Возможно, он на самом деле не совершал преступлений, от которых бежал, и жар его плоти доводил его до экстаза.
Он опустил взгляд на свое тело. По его обнаженной коже все еще ползали багровые огненные точки, но одна за другой они гасли. Он понял, что гаснет, как потухший костер.
Охватившие его ощущения — такие сильные и требовательные, что они были так же похожи на боль, как и на удовольствие, — наконец покинули его нервные окончания, оставив оцепенение, за которое он был благодарен. Его тело, теперь появляющееся из-под огненной завесы, было в плачевном состоянии. Его кожа представляла собой карту панических царапин, одежда разорвана в клочья, руки липкие от свернувшейся крови; кровь, как он знал, была не его собственной. Горькой правды не избежать. Он сделал все, что мог вообразить. Даже сейчас офицеры будут пялиться на дело его зверских рук.
Он выбрался из своей ниши у двери и двинулся по подъездной дорожке, высматривая, не вернутся ли двое полицейских. Ни один из них больше не появился. Улица за воротами была пустынна. Он бросился бежать. Он успел сделать всего несколько шагов, когда сигнал тревоги внезапно оборвался. Несколько секунд в ушах у него звенело в унисон с замолчавшим звонком. Затем, как ни странно, он начал слышать звук жара — тайное потрескивание тлеющих углей — достаточно далекий, чтобы он не запаниковал, но близкий, как биение его сердца.
Он прихрамывал, чтобы увеличить расстояние, какое только мог, между собой и своими преступлениями, прежде чем они будут раскрыты. Но как бы быстро он ни бежал, жар оставался с ним, в безопасности, в какой-то заводи его нутра, угрожая с каждым отчаянным шагом, который он предпринимал, воспламенить его заново.
Дули потребовалось несколько секунд, чтобы определить, что за какофонию он слышал с верхнего этажа теперь, когда Макбрайд отключил сигнал тревоги. Это было пронзительное щебетание обезьян, и доносилось оно из одной из многочисленных комнат дальше по коридору справа от него.
“Вирджил”, - позвал он с лестницы. “Поднимайся сюда”. Не дожидаясь, пока его партнер присоединится к нему, Дули направился к источнику шума.
На полпути по коридору запах электричества и нового коврового покрытия уступил место более резкому сочетанию: мочи, дезинфицирующего средства и гниющих фруктов. Дули замедлил шаг. Запах нравился ему не больше, чем истерика в лепете обезьяньих голосов. Но Макбрайд медлил с ответом на его звонок, и после короткого колебания любопытство Дули взяло верх над беспокойством. Положив руку на дубинку, он подошел к открытой двери и вошел. Его появление вызвало очередную волну неистовства у животных, примерно дюжины макак-резусов. Они метались по своим клеткам, кувыркаясь, визжа и ругая проволочную сетку. Их возбуждение было заразительным. Дули почувствовал, как пот начал выделяться из его пор.
“Здесь кто-нибудь есть?” он позвал.
Единственный ответ пришел от заключенных: еще больше истерии, еще больше грохота в клетке. Он уставился на них через комнату. Они смотрели в ответ, оскалив зубы от страха или приветствия; Дули не знал, от чего именно, и не хотел проверять их намерения. Он держался подальше от скамейки, на которой были выстроены клетки, когда начал поверхностный обыск лаборатории.
“Интересно, что это за чертовщина такая, - сказал Макбрайд, появляясь в дверях.
“Просто животные”, - ответил Дули.
“Они что, никогда не моются? Грязные ублюдки”.
“Что-нибудь есть внизу?”
“Не-а”, - сказал Макбрайд, подходя к клеткам. Обезьяны встретили его наступление еще большей гимнастикой. “Просто сигнализация”.
“Здесь тоже ничего нет”, - сказал Дули. Он собирался добавить: “Не делай этого”, чтобы помешать своему партнеру дотронуться пальцем до сетки, но прежде чем эти слова были произнесены, одно из животных схватило протянутый палец и укусило его. Макбрайд высвободил свой палец и в отместку нанес ответный удар по сетке. Визжа от гнева, обитатель раскидывал свое тощее тело в безумном фанданго, которое угрожало сбросить клетку и обезьяну на пол.
“Для этого тебе понадобится прививка от столбняка”, - прокомментировал Дули.
“Черт!” - сказал Макбрайд, - “что вообще не так с этим маленьким ублюдком?” “Может, им не нравятся незнакомцы”.
“Они не в своем уме”. Макбрайд задумчиво пососал палец, потом сплюнул.
“Я имею в виду, посмотри на них”.
Дули не ответил.
“Я сказал, смотри...” - повторил Макбрайд.
Очень тихо Дули сказал: “Сюда”.
“Что это?”
“Просто подойди сюда”.
Макбрайд перевел взгляд с ряда клеток на загроможденные рабочие поверхности туда, где Дули уставился в землю с выражением зачарованного отвращения на лице.
Макбрайд перестал сосать палец и пробрался между скамьями и табуретками туда, где стояла его партнерша.
“Там, внизу”, - пробормотал Дули.
На потертом полу у ног Дули лежала женская бежевая туфля; под скамейкой лежала хозяйка обуви. Судя по ее стесненному положению, она либо была спрятана там негодяем, либо утащилась с глаз долой и умерла, скрываясь.
“Она мертва?” Спросил Макбрайд.
“Ради Бога, посмотри на нее, - ответил Дули, - у нее разорван живот”. “Мы должны проверить жизненные показатели”, - напомнил ему Макбрайд. Дули больше не собирался подчиняться, поэтому Макбрайд присел на корточки перед жертвой и проверил пульс на ее изуродованной шее. Пульса не было. Однако ее кожа под его пальцами была все еще теплой. Аромат шалфея на ее щеках еще не высох.
Дули, докладывая о своем отчете, посмотрел вниз на покойную. Худшие из ее ран, в верхней части туловища, были замаскированы скорчившимся телом Макбрайд. Все, что он мог видеть, это водопад каштановых волос и ее ноги, одна ступня без обуви, торчащие из ее укрытия. Это были красивые ноги. Когда-то он, возможно, присвистнул бы, вспомнив такие ноги.
“Она врач или техник”, - сказал Макбрайд. “На ней лабораторный халат”. Или была им. На самом деле пальто было разорвано, как и слои одежды под ним, а затем, как бы в довершение всего, кожа и мускулы под ним. Макбрайд заглянул ей в грудь.
Грудина была сломана, а сердце вырвано со своего места, как будто убийца хотел забрать его на память, и его прервали на месте преступления. Он рассматривал ее без брезгливости; он всегда гордился своим крепким желудком.
“Ты доволен, что она мертва?”
“Никогда не видел мертвее”.
“Карнеги приходит в упадок”, - сказал Дули, подходя к одной из раковин. Не обращая внимания на отпечатки пальцев, он открыл кран и плеснул пригоршню холодной воды себе в лицо. Когда Макбрайд оторвал взгляд от своего омовения, он прервал беседу с трупом и шел через лабораторию к ряду оборудования.
“Ради Бога, что они здесь делают?” заметил он. “Посмотри на все это”. “Какой-то исследовательский центр”, - сказал Дули.
“Что они исследуют?”
“Откуда, черт возьми, я знаю?” Огрызнулся Дули. Непрерывная болтовня обезьян и близость мертвой женщины вызвали у него желание покинуть это место. “Давай оставим все как есть, а?”
Макбрайд проигнорировал просьбу Дули; оборудование заворожило его. Он зачарованно смотрел на энцефалограф и электрокардиограф; на блоки распечатки, все еще извергающие на пол ярды чистой бумаги; на видеомониторы и консоли. Эта сцена напомнила ему Марию Селесту. Это было похоже на какой—то покинутый научный корабль - он все еще напевал себе под нос какую-то невнятную песню, плывя дальше, хотя ни капитана, ни команды не осталось, чтобы присмотреть за ним.
За стеной с оборудованием было окно, не больше квадратного ярда. Макбрайд предполагал, что оно выходит на внешнюю часть здания, но теперь, присмотревшись повнимательнее, он понял, что это не так. Испытательная камера находилась за сложенными блоками.
“Дули?..” - спросил он, оглядываясь по сторонам. Однако мужчина отправился вниз, предположительно, на встречу с Карнеги. Довольный тем, что его оставили наедине с исследованиями, Макбрайд вернул свое внимание к окну. Внутри не горел свет. Любопытствуя, он обошел вокруг сложенного оборудования, пока не нашел дверь камеры. Она была приоткрыта. Не колеблясь, он шагнул внутрь.
Большая часть света, проникающего через окно, была заблокирована приборами с другой стороны; внутри было темно. Взгляду Макбрайда потребовалось несколько секунд, чтобы составить истинное представление о хаосе, царившем в камере: перевернутый стол; стул, из которого кто-то сделал спичечные дрова; путаница кабелей и сломанное оборудование — возможно, камеры для наблюдения за происходящим в камере? — группы светильников, которые были точно так же разбиты. Ни один профессиональный вандал не смог бы проделать более тщательную работу по разрушению помещения, чем это было сделано.
В воздухе витал запах, который Макбрайд узнал, но, к своему раздражению, не смог определить.
Он замер, мучимый ароматом. Из коридора снаружи донесся вой сирен; Карнеги будет здесь через несколько минут. Внезапно у него возникла ассоциация с запахом. Это был тот же запах, который щекотал его ноздри, когда, занявшись любовью с Джессикой и — как это было его ритуалом — умывшись, он возвращался из ванной в спальню. Это был запах секса. Он улыбнулся.
На его лице все еще отражалось удовольствие, когда тяжелый предмет рассек воздух и встретился с его носом. Он почувствовал, как хрустнул хрящ и хлынула кровь. Он сделал два или три головокружительных шага назад, тем самым избежав следующего удара, но в суматохе потерял равновесие. Он неловко упал на кучу стеклянных осколков и, подняв голову, увидел, что нападавший с металлическим прутом движется к нему. Лицо мужчины напоминало обезьянье: те же пожелтевшие зубы, те же бешеные глаза. “Нет!” - закричал мужчина, обрушивая свою импровизированную дубинку на Макбрайда, который сумел отразить удар рукой, схватившись при этом за оружие.
Нападение застало его врасплох, но теперь, когда боль в разбитом носу добавила ярости к его ответу, он был более чем равен агрессору. Он выхватил дубинку у мужчины, сладости у младенца и с ревом вскочил на ноги. Все наставления, которым его когда-то учили о методах задержания, вылетели у него из головы. Он обрушил град ударов на голову и плечи мужчины, заставляя его отступить через всю комнату. Мужчина съежился под натиском и в конце концов со стоном привалился к стене. Только теперь, когда его антагонист был оскорблен до потери сознания, ярость Макбрайда поутихла. Он стоял посреди комнаты, задыхаясь, и наблюдал, как избитый мужчина сползает по стене. Он совершил серьезную ошибку. Нападавший, как он теперь понял, был одет в белый лабораторный халат. Он был, как раздражающе любил говорить Дули, на стороне ангелов.
“Черт возьми”, - сказал Макбрайд, “дерьмо, ад и проклятие”. Глаза мужчины открылись, и он пристально посмотрел на Макбрайда. Его хватка за сознание, очевидно, была слабой, но на его широкоскулом, мрачном лице промелькнуло узнавание. Или, скорее, отсутствие узнавания.
“Ты не он”, - пробормотал он.
“Кто?” - спросил Макбрайд, понимая, что он еще может спасти свою репутацию от этого фиаско, если сможет выжать ключ к разгадке из свидетеля. “За кого вы меня принимали?” Мужчина открыл рот, но не произнес ни слова. Желая услышать показания, Макбрайд присел рядом с ним на корточки и спросил: “Как вы думали, на кого вы напали?” Рот снова открылся; снова не было слышно ни слова. Макбрайд отутюжил костюм.
“Это важно”, - сказал он, - “просто скажи мне, кто был здесь”. Мужчина попытался озвучить свой ответ. Макбрайд прижался ухом к дрожащим губам.
“В поросячьем глазу”, - сказал мужчина и отключился, оставив Макбрайда проклинать своего отца, который унаследовал от него характер, о котором, как он боялся, ему, вероятно, придется пожалеть до конца жизни. Но тогда для чего было жить?
Инспектор Карнеги привык к скуке. Ради каждого редкого момента подлинного открытия, которое преподносила ему профессиональная жизнь, он терпел час за часом ожидания фотографирования и осмотра тел, заключения сделок с адвокатами и запугивания подозреваемых. Он давно оставил попытки бороться с этим приливом скуки и, в своей манере, научился искусству плыть по течению. Процессы расследования нельзя было ускорять. Мудрый человек, он пришел к пониманию того, что позволил патологоанатомам, юристам и всем их племенам идти своим запоздалым путем. Все, что имело значение в то время, - это то, что на тебя указали пальцем и что виновные содрогнулись.
Теперь, когда часы на стене лаборатории показывали двенадцать пятьдесят три ночи, и даже обезьяны притихли в своих клетках, он сел на одну из скамеек и стал ждать, когда Хендрикс закончит свои расчеты. Хирург посмотрел на свой термометр, затем снял перчатки, как вторую кожу, и бросил их на простыню, на которой лежал покойный. “Всегда трудно, “ сказал врач, - установить время смерти. Она похудела менее чем на три градуса. Я бы сказал, что она мертва меньше двух часов.”
“Полицейские прибыли без четверти двенадцать, ” сказал Карнеги, - значит, она умерла, может быть, за полчаса до этого?”
“Что-то в этом роде”.
“Ее положили туда?” спросил он, указывая на место под скамейкой.
“О, конечно. Она никак не могла спрятаться. Не с такими травмами. Это нечто особенное, не так ли?”
Карнеги уставился на Хендрикса. Этот человек, по-видимому, видел сотни трупов во всех мыслимых состояниях, но энтузиазм на его изможденном лице был неподдельным. Карнеги находил эту тайну по-своему более увлекательной, чем тайна мертвой женщины и ее убийцы. Как кому-то могло нравиться измерять ректальную температуру трупа? Это приводило его в замешательство. Но удовольствие было там, оно светилось в глазах мужчины.
“Мотив?” Спросил Карнеги.
“Довольно откровенно, не так ли? Изнасилование. Имело место очень тщательное растление; ушибы вокруг влагалища; обильные отложения спермы. Есть с чем поработать ”. “А раны на ее торсе?”
“Оборванный. Разрывов больше, чем порезов”.
“Оружие?”
“Не знаю”. Хендрикс скривил рот в форме буквы U. “Я имею в виду, что плоть была растерзана. Если бы не доказательства изнасилования, я бы поддался искушению предложить животное. “ Ты имеешь в виду собаку.
“Я больше думал о тигре”, - сказал Хендрикс.
Карнеги нахмурился. “ Тигр?
“Шутка, ” ответил Хендрикс, “ я пошутил, Карнеги. Боже мой, у тебя есть хоть какое-то чувство иронии?”
“Это не смешно”, - сказал Карнеги.
“Я не смеюсь”, - ответил Хендрикс с кислым видом.
“Мужчина, которого Макбрайд нашел в испытательной камере?” “Что о нем?”
“Подозреваемый?”
“Ни за что на свете. Мы ищем маньяка, Карнеги. Большого, сильного. Дикого”. “А ранение? До или после?”
Хендрикс нахмурился. “Я не знаю. Вскрытие даст нам больше. Но как бы то ни было, я думаю, что наш человек был в бешенстве. Я бы сказал, что ранение и изнасилование, вероятно, произошли одновременно.”
Обычно флегматичные черты лица Карнеги выдавали нечто близкое к шоку.
“Одновременно?”
Хендрикс пожал плечами. “Похоть - забавная штука”, - сказал он.
“Уморительно”, - последовал потрясенный ответ.
По своему обыкновению, Карнеги попросил водителя высадить его за полмили от порога дома, чтобы тот мог прогуляться с проясняющейся головой перед домом, выпить горячего шоколада и вздремнуть. Ритуал соблюдался неукоснительно, даже когда Инспектор устал как собака. Он воспользовался прогулкой, чтобы успокоиться, прежде чем переступить порог. Многолетний опыт научил его тому, что вынесение своих профессиональных забот в дом не способствовало ни расследованию, ни его семейной жизни. Он усвоил этот урок слишком поздно, чтобы удержать жену от ухода от него, а детей от отчуждения, но он все равно применял этот принцип.
Сегодня вечером он шел медленно, чтобы немного ослабить тягостные сцены, которые принес вечер. Маршрут пролегал мимо небольшого кинотеатра, который, как он прочитал в местной прессе, вскоре должны были снести. Он не был удивлен. Хотя он и не был кинолюбителем, еда, которую предлагала "Блошиная яма", за последние годы снизилась. Показательный пример - предложение недели: двойной счет за фильмы ужасов. Мрачные и деривативные вещи, судя по постеру, с их грубой графикой и бесстыдной гиперболой. “Возможно, ты больше никогда не уснешь!” - гласила одна из заметок; а под ней женщина — очень проснувшийся — съежившийся в тени двухголового человека. Какие тривиальные образы придумали популисты, чтобы вызвать некоторый страх у своей аудитории. Ходячие мертвецы; природа, ставшая огромной и необузданной в миниатюрном мире; пьющие кровь, предзнаменования, ходящие по огню, грозы и все прочие глупости, перед которыми пресмыкается публика. Все это было так смехотворно банально. Среди этого каталога ужасов за копейки не было ни одного, которое могло бы сравниться с банальностью человеческого аппетита, ужас которого (или его последствия) он видел каждую неделю своей трудовой жизни. Думая об этом, его разум прокрутил дюжину снимков: мертвые при свете факелов, лицом вниз, забитые до беспамятства; и живые тоже, перед его мысленным взором предстает их жажда — секса, наркотиков, чужой боли. Почему они не поместили это на плакаты?
Когда он добрался до своего дома, в тени рядом с гаражом завизжал ребенок; крик заставил его застыть на месте. Он раздался снова, и на этот раз он узнал, что это было. Никакого ребенка вообще, только кошка или кошки, обменивающиеся любовными криками в темном коридоре. Он пошел туда, чтобы прогнать их. От их венерических выделений в коридоре воняло. Ему не нужно было кричать; его шагов было достаточно, чтобы отпугнуть их. Они бросились врассыпную, не двое, а с полдюжины. По-видимому, здесь происходила настоящая оргия. Однако он прибыл на место слишком поздно. Зловоние их обольщений было невыносимым.
Карнеги безучастно смотрел на сложную установку мониторов и видеомагнитофонов, которые доминировали в его кабинете.
“При чем здесь имя Христа?” он хотел знать.
“ Видеокассеты, ” сказал Бойл, его номер два, “ из лаборатории. Я думаю, вам следует взглянуть на них, сэр.
Хотя они проработали в тандеме семь месяцев, Бойл не был одним из любимых сотрудников Карнеги; от его гладкой шкуры практически исходил запах амбиций. У человека вдвое моложе себя такая жадность была бы неприемлемой. У тридцатилетнего мужчины это граничило с предосудительностью. Нынешняя демонстрация — сбор оборудования, готового противостоять Карнеги, когда он войдет в восемь утра, — была в стиле Бойла: броская и избыточная.
“Зачем так много экранов?” Язвительно спросил Карнеги. “Я получу это и в стерео?” “У них были три камеры, работающие одновременно, сэр. Они освещали эксперимент с нескольких ракурсов”.
“Какой эксперимент?”
Бойл жестом пригласил своего начальника сесть. Раболепен до безобразия, не так ли? подумал Карнеги; много пользы это тебе принесет.
“Так, ” проинструктировал Бойл техника у магнитофонов, “ прокручивайте пленки”. Карнеги отхлебнул из чашки горячего шоколада, которую принес с собой. Напиток был его слабостью, граничащей с добавлением. В те дни, когда автомат по его производству ломался, он был действительно несчастным человеком. Он посмотрел на три экрана. Внезапно появилось название.
“Проект ”Слепой мальчик", - гласила надпись. “Ограничено”. “Слепой мальчик”? - переспросил Карнеги. “Что или кто это?” “Очевидно, это какое-то кодовое слово”, - сказал Бойл.
“Слепой мальчик, слепой мальчик”. Карнеги повторил фразу, словно пытаясь заставить ее подчиниться, но прежде чем он успел решить проблему, изображения на трех мониторах разошлись. На них изображен один и тот же объект — мужчина в очках лет двадцати пяти, сидящий в кресле, — но каждый показал сцену под другим углом. На одном снимался объект в полный рост и в профиль; на втором - снимок в три четверти среднего размера, под углом сверху; на третьем - прямой крупный план головы и плеч объекта, снятый через стекло испытательной камеры спереди. Три изображения были черно-белыми, и ни одно из них не было полностью центрировано. Действительно, когда пленки начали прокручиваться, кто-то все еще корректировал эти технические детали. Между объектом и женщиной, в которой даже при беглом взгляде можно было узнать покойную, пробежала волна неформальной болтовни, которая прикладывала электроды к его лбу. Большую часть разговора между ними было трудно разобрать; акустика в зале раздражала как микрофон, так и слушателя.
“Танец женского доктора”, - предложил Бойл. “Жертва”. “Да, - сказал Карнеги, пристально наблюдая за экранами, “ я узнаю ее. Как долго длится эта подготовка?”
“Довольно давно. По большей части это не поучительно”. “Что ж, тогда переходи к назидательным вещам”.
“Перенесемся вперед”, - сказал Бойл. Техник подчинился, и актеры на трех экранах превратились в визжащих комиков. “Подождите!” - сказал Бойл. “Отойдите немного назад”. И снова техник выполнил инструкции. “Вот так!” - сказал Бойл. “Остановись на этом. Теперь беги дальше с нормальной скоростью”. Действие вернулось к своему естественному темпу. “Вот тут-то все и начинается по-настоящему, сэр”. Карнеги допил свой горячий шоколад. Он погрузил палец в мягкую жижу на дне чашки, и приторно-сладкая жижа попала ему на язык. На экранах доктор Дэнс приблизился к пациенту со шприцем, теперь брал мазок с сгиба его локтя и делал ему инъекцию. Не в первый раз после своего визита в Hume Laboratories Карнеги задался вопросом, чем именно они занимаются в учреждении. Была ли такая процедура обязательной в фармацевтических исследованиях? Подразумеваемая секретность эксперимента — поздно ночью в безлюдном здании — предполагала, что нет. И на титульной карточке было написано обязательное условие — “Запрещено”. То, что они смотрели, явно никогда не предназначалось для всеобщего обозрения.
“Вам удобно?” - спросил мужчина за кадром. Объект кивнул. Его очки были сняты, и без них он выглядел слегка смущенным. Ничем не примечательное лицо, подумал Карнеги; объект, имя которого пока не названо, не был ни Адонисом, ни Квазимодо. Он слегка отстранился, и его тонкие грязно-светлые волосы касались плеч.
“Я в порядке, доктор Уэллс”, - ответил он человеку, задавшему вопрос за кадром.
“Тебе совсем не жарко? Вспотел?”
“Не совсем”, - слегка извиняющимся тоном ответила морская свинка. “Я чувствую себя обычной”. "Ты такая и есть", - подумал Карнеги; затем обратился к Бойлу: “Ты просмотрел записи до конца?”
“Нет, сэр”, - ответил Бойл. “Я подумал, что вы захотите сначала их увидеть. Я проверил их только до инъекции”.
“Есть какие-нибудь новости из больницы о докторе Уэллсе?” “На последнем вызове он все еще был в коме”. Карнеги хмыкнул и вернул свое внимание к экранам. После всплеска активности с инъекцией пленки теперь перестали работать: три камеры уставились на близорукого объекта пристальными взглядами-бусинками, оцепенение время от времени прерывалось вопросом Уэллса о состоянии объекта. Все осталось по-прежнему. После трех или четырех минут этого безрезультатного изучения даже его случайные моргания начали приобретать большое драматическое значение.
“Не придавайте большого значения сюжету”, - прокомментировал техник. Карнеги рассмеялся; Бойл выглядел смущенным. В том же духе прошли еще две или три минуты.
“Это выглядит не слишком обнадеживающе”, - сказал Карнеги. “Пробежись по этому вопросу как можно быстрее, ладно?” Техник уже собирался подчиниться, когда Бойл сказал: “Подождите”. Карнеги взглянул на мужчину, раздраженный его вмешательством, а затем снова на экраны. Что-то происходило. В безвкусных чертах субъекта произошла неуловимая трансформация. Он начал улыбаться про себя и опускался в кресло, как будто погружал свое долговязое тело в теплую ванну. Его глаза, которые до сих пор не выражали ничего, кроме приветливого безразличия, теперь начали закрываться, а затем, однажды закрывшись, открылись снова. Когда они это сделали, в них появилось качество, которого раньше не было видно, голод, который, казалось, проникал с экрана в спокойствие кабинета инспектора.
Карнеги поставил свою чашку с шоколадом и подошел к экранам. Когда он это делал, объект съемки также встал со стула и подошел к стеклу камеры, выйдя за пределы двух радиусов действия камеры. Однако третья все еще запечатлевала его, когда он прижался лицом к окну, и на мгновение двое мужчин посмотрели друг на друга сквозь слои стекла и времени, казалось, встретившись взглядами.
Выражение лица мужчины стало критическим, голод быстро перерастал разумный контроль. С горящими глазами он прижался губами к окну комнаты и поцеловал его, его язык пробежался по стеклу.
“Что, во имя Христа, происходит?” Сказал Карнеги.
Под фонограмму зазвучал гул голосов. Доктор Уэллс тщетно просил испытуемого выразить свои чувства, в то время как Дэнс вызывал цифры из различных контрольных приборов. Было трудно расслышать что—либо отчетливо - к шуму добавилась болтовня обезьян в клетках, — но было очевидно, что показания, поступающие из тела мужчины, усиливались. Его лицо раскраснелось, кожа блестела от внезапно выступившего пота. Он напоминал мученика со свежесожженным трутом у ног, обезумевшего от фатального экстаза. Он перестал целовать по-французски окно, срывая электроды с висков и датчики с рук и груди. Дэнс, в голосе которой теперь слышалась тревога, крикнула ему, чтобы он остановился.
Затем она пересекла поле зрения камеры и снова вышла, направляясь, как предположил Карнеги, к двери камеры.
“Лучше не надо”, - сказал он, как будто эта драма разыгрывалась по его указке, и по прихоти он мог предотвратить трагедию. Но женщина не обратила внимания. Мгновение спустя она появилась в отдаленном кадре, когда вошла в комнату. Мужчина двинулся ей навстречу, бросая при этом снаряжение. Она окликнула его — возможно, по имени. Если и так, то это было неслышно из-за обезьяньего гвалта. “Черт”, - сказал Карнеги, когда размахивающие руки испытуемого поймали сначала камеру в профиль, а затем средний снимок в три четверти. Два из трех мониторов погасли. Только голова на снимке, камера в безопасности вне камеры, по-прежнему фиксировала события, но плотность кадра исключала более чем случайный проблеск движущегося тела. Вместо этого трезвый взгляд камеры почти иронично уставился на измазанное шалфеем стекло окна камеры, не замечая зверств, совершаемых в нескольких футах от нее.
“Что, во имя Христа, они ему дали?” - Спросил Карнеги, когда где-то за кадром крики женщины перекрыли визг обезьян.
Джером проснулся рано после полудня, чувствуя голод и боль. Когда он сбросил с себя простыню, то был потрясен своим состоянием. Его торс был покрыт царапинами, а область паха покраснела. Поморщившись, он пересел на край кровати и некоторое время сидел там, пытаясь собрать воедино события предыдущего вечера. Он помнил, как ходил в лабораторию, но очень мало после этого. В течение нескольких месяцев он был платным подопытным кроликом, отдавая свою кровь, комфорт и терпение, чтобы дополнить свой скудный заработок переводчика. Договоренность была достигнута благодаря другу, который выполнял аналогичную работу, но в то время как Фигли был частью лаборатории ’
основная программа, после недели пребывания в the place к Джерому обратились доктора Уэллс и Дэнс, которые пригласили его — при условии прохождения серии психологических тестов — работать исключительно на них. С самого начала было ясно, что их проект (ему даже не сказали о его цели) носит секретный характер и что они потребуют от него полной самоотдачи и осмотрительности. Ему нужны были средства, а вознаграждение, которое они предложили, было ненамного лучше, чем то, что платили лаборатории, поэтому он согласился, хотя часы, которые они потребовали от него, были необщительными. Вот уже несколько недель ему приходилось посещать исследовательский центр поздно ночью и часто работать до рассвета, терпя бесконечные вопросы Уэллса о его личной жизни и остекленевший взгляд Дэнс.
Думая о ее холодном взгляде, он почувствовал дрожь в себе. Было ли это потому, что однажды он обманул себя, что она смотрела на него с большей нежностью, чем нужно врачу? Такой самообман, упрекнул он себя, был жалким. Он не был тем, о чем мечтали женщины, и каждый день, проведенный им на улицах, укреплял это убеждение. Он не мог вспомнить ни одного случая в своей взрослой жизни, когда женщина смотрела в его сторону и продолжала смотреть; время, когда она отвечала ему благодарным взглядом. Почему это должно его беспокоить, он не был уверен. Он знал, что его состояние без любви было обычным явлением. И природа была добра. Казалось, зная, что дар обольщения прошел мимо него, она сочла нужным свести к минимуму его либидо. Проходили недели, а он и не думал оплакивать свое вынужденное целомудрие.
Время от времени, когда он слышал рев труб, он мог задуматься, как выглядит миссис Морриси, его квартирная хозяйка, в ванне; мог представить упругость ее намыленных грудей или темную ложбинку между ягодиц, когда она наклонялась, чтобы посыпать пальцы ног тальком. Но такие муки были, к счастью, нечастыми. И когда его чашка наполнялась до краев, он клал в карман деньги, сэкономленные на сеансах в лабораториях, и покупал часовую компанию у женщины по имени Анджела (он так и не узнал ее второго имени) на Грик-стрит.
Пройдет несколько недель, прежде чем он сделает это снова, подумал он. Что бы он ни сделал прошлой ночью, или, точнее, то, что сделали с ним, одни только синяки едва не сделали его калекой. Единственным правдоподобным объяснением — хотя он и не мог вспомнить никаких подробностей — было то, что его избили на обратном пути из лабораторий. Либо это, либо он зашел в бар, и кто-то затеял с ним драку. Такое случалось и раньше, иногда. У него было одно из тех лиц, которые пробуждают в пьяницах задиру.
Он встал и заковылял в маленькую ванную, примыкающую к его комнате. Его очков не было на их обычном месте рядом с зеркалом для бритья, и его отражение было ужасно размытым, но было очевидно, что его лицо было так же сильно поцарапано, как и все остальное тело. И не только: над его левым ухом был вырван клок волос; по шее стекала запекшаяся кровь. Превозмогая боль, он наклонился над задачей промыть свои раны, а затем промыть их жгучим раствором антисептика. Покончив с этим, он вернулся в свою комнату, чтобы найти свои очки. Но как он ни искал, он не мог их найти. Проклиная свой идиотизм, он порылся в своих вещах в поисках старой пары и нашел их. Их рецепт устарел — его зрение значительно ухудшилось с тех пор, как он их носил, — но они, по крайней мере, придавали окружающему вид мечтательного фокуса.
Его охватила непреодолимая меланхолия, усугубленная болью и неприятными мыслями о миссис Морриси. Чтобы не допустить этой интимности, он включил радио. Раздался вкрадчивый голос, предлагающий обычные паллиативы. Джером всегда презирал популярную музыку и ее апологетов, но теперь, когда он слонялся по маленькой комнате, не желая надевать натирающие ткани, когда его царапины все еще болели, песни начали вызывать в нем нечто иное, чем презрение. Это было так, как будто он впервые услышал слова и музыку, поскольку думал, что всю свою жизнь был глух к их чувствам. Очарованный, он забыл о своей боли и слушал. Песни рассказывали одну цельную и навязчивую историю: о любви, потерянной и обретенной только для того, чтобы быть потерянной снова. Авторы текстов наполнили эфир метафорами — по большей части нелепыми, но от этого не менее действенными. О рае, о сердцах в огне; о птицах, колокольчиках, путешествиях, закатах; о страсти как безумии, как полете, как невообразимом сокровище. Песни не успокаивали его своими бессмысленными чувствами. Они содрали с него кожу, вызвав, несмотря на слабую рифму и банальную мелодию, мир, околдованный желанием. Он начал дрожать. Его глаза, напряженные (по крайней мере, так он рассуждал) непривычными очками, начали обманывать его. Казалось, что он видит следы света на своей коже, искры, слетающие с кончиков его пальцев.
Он уставился на свои руки. Иллюзия, далекая от того, чтобы рассеяться перед лицом этого пристального внимания, усилилась. Яркие бусинки, похожие на следы огня в золе, начали подниматься по его венам, умножаясь прямо на глазах. Как ни странно, он не чувствовал огорчения. Этот разгорающийся огонь просто отражал страсть в истории, которую рассказывали ему песни. Любовь, по их словам, витала в воздухе, за каждым углом, ожидая, когда ее найдут. Он снова подумал о вдове Морриси в квартире под ним, занимающейся своими делами, вздыхающей, без сомнения, так же, как и он, в ожидании своего героя.
Чем больше он думал о ней, тем сильнее распалялся. Она не отвергнет его, в этом убедили его песни. Или, если она это сделает, он должен настаивать на своем, пока (опять же, как обещали песни) она не сдастся ему. Внезапно, при мысли о ее капитуляции, его охватил огонь.
Смеясь, он оставил пение радио у себя за спиной и спустился вниз.
Большая часть утра ушла на составление списка испытуемых, занятых в лабораториях. Карнеги почувствовал нежелание истеблишмента раскрывать свои файлы для расследования, несмотря на тот ужас, который был совершен в его помещениях. Наконец, сразу после полудня, они представили ему наспех составленный список испытуемых "кто есть кто", всего четыре с половиной дюжины, и их адреса. Ни один из них, как утверждали офисы, не соответствовал описанию испытуемого Уэллса. Врачи, как было объяснено, явно использовали лабораторное оборудование для работы над частными проектами. Хотя это и не поощрялось, оба были старшими научными сотрудниками и допускали свободу действий в этом вопросе. Следовательно, вполне вероятно, что человек, которого искал Карнеги, никогда даже не числился в штате лаборатории. Неустрашимый Карнеги заказал подборку фотографий, снятых с видеозаписи, и распространил их — вместе со списком имен и адресов — среди своих сотрудников. С этого момента все зависело от работы ног и терпения.
Лео Бойл провел пальцем по списку имен, который ему дали. “Еще четырнадцать”, - сказал он. Его водитель хмыкнул, и Бойл взглянул на него. “Вы были партнером Макбрайда, не так ли?” - спросил он.