"О чём будет ваша игра?" - спросили у Роджера Фаррела, главы и одного из основателей "TetraVirt", во время Е4 20ХХ года.
"О том, как замечательно самому писать историю!" - воодушевленно ответил разработчик. История умалчивает, сам ли он придумал эту фразу или её подсказал кто-то из маркетологов "Mony", которые к тому времени плотно взяли перспективную студию под своё крыло, но она очень тонко и метко описывает всё то, за что мы с вами любим "Хроники раздора"
Максим Солоряков, игровой портал gamestop.ru
Зайдя в игру на следующий день после гонки с огненным элементалем, которая закончилась попаданием в долги, Фалайз обнаружил две вещи.
Первая - он стоял аккурат посреди шумной стройки. Дело было в том, что, поговорив с Фопсом, они с сопартийцами решили разойтись и продолжить на следующий день, договорившись встретиться, по новой традиции, в шесть часов. Выходил Фалайз, так сказать, "не сходя с места преступления", что по возвращению обернулось неожиданностью.
Целая уйма ботов-рабочих под чутким присмотром игрока-прораба, зачем-то вооружённого кнутом, укладывала новую мостовую. Причём не скупясь, и местами прямо поверх остатков прежней, что наверняка порадует археологов, если таковые когда-нибудь в Амбваланге появятся.
- Чего встал?! - крикнул на Фалайза прораб, помахивая кнутом. - Стройку никогда не видел или пришёл как тот вчерашний криворучка чего-нибудь сломать?
- Я не специально, - тихо ответил новичок на упрёк в свой адрес.
Однако его уже не слушали - всё внимание прораба захватил один из ботов-рабочих, который принялся вместо камней укладывать в качестве мостовой свой инструмент.
- Ослина, ты чего творишь?! За это деньги плочены! А ты как кладёшь? Сказано же ведь: широкую на широкую! ШИРОКУЮ НА ШИРОКУЮ, СУТУЛЫЕ ВОЛКИ!
Раздался щелчок кнута, и плитка сразу начала укладываться по всем требованиям ГОСТ-а. Заодно стало понятно, зачем прорабу был нужен кнут - он улучшал лидерские навыки и придавал словам авторитета.
Переместившись в более уединённое и тихое место, Фалайз перешёл ко второй вещи, обнаруженной после входа в игру. Ею было письмо, пришедшее ему на внутриигровую почту.
"Есть работа. Найди меня в гильдии Приключенцев, Кара".
Новичок не помнил, давал ли он свои игровые данные кому-то кроме Тукана и Фионы, но решил не забивать себе голову этим. Интуиция подсказывала ему, что эта особа, захоти она его найти, отыскала бы его и в реале. Вместо этого новичок, спросив где располагается нужная гильдия у первого же попавшегося на глаза торговца, направился туда.
Однако ни среди экспонатов первого яруса, ни возле карты на втором Кары не было. Не знал где она и бот-распорядитель, а спрашивать у явно очень занятых чем-то своим игроков Фалайз постеснялся, поэтому, спустившись вниз, принялся, разглядывая трофеи гильдии, ждать.
К его удивлению, первой появилась по его душу совсем не Кара, а Тукан с Фионой, которая сегодня прямо-таки пылала жаждой действий.
- Нам надо срочно сходить за город! - решительно сказала она.
- Эм, зачем? - не понял новичок.
- По пути расскажу.
- Но меня ждёт Кара...
- Судя по сказанному вчера, она может тебя найти даже если ты аккаунт поменяешь - так что как-нибудь справится и с этим.
Вопреки своим же словам, в первую очередь Фиона направилась не на выход, а к распорядителю гильдии, к которому как назло выстроилась небольшая очередь.
- А что ты вообще задумала? - пока занимая место в самом хвосте, спросил Фалайз, однако жрица не удостоила его ответом.
Вместо неё решил выступить Тукан:
- Эм, ну как бы надо же, ну это, узнать...
- На что ты годишься, - раздраженно закатывая глаза вмешалась жрица, недовольно глядя то на новичка, то на крестоносца. - Он-то ладно! Но я же тебе это две минуты назад по пути сюда рассказывала, как ты мог забыть?
- День такой, - огрызнулся крестоносец.
- Может, не надо? - опасливо заметил Фалайз. - Вчера...
- Поэтому мы и идём за город, - не давая ему договорить заявила Фиона. - Лист задания, пожалуйста.
Она требовательно выставила руку, и новичку ничего оставалось, кроме того, как отдать ей листок, выданный Карой ещё в первый день игры.
- Обналичьте, будьте добры, - передавая его боту-распорядителю, сказала жрица.
Получив три приятных глазу моменты, она, ничего не говоря, сгребла в свой кошелёк.
- Эй! Это мой золотой! - попробовал возмутиться Фалайз.
- У нас, товарищ, нет ничего своего, - назидательно произнёс Тукан. - Дело партии - дело всего трудового народа!
- Просто удивительно, а ведь ещё минуту назад ты не мог связать двух слов, - заметила с решимостью направляясь на выход Фиона.
- А я непредсказуемый в своей тупизне! - самодовольно похвастался крестоносец.
Покинув здание гильдии, троица не сразу направилась за город, а сначала неторопливо прошлась мимо рядов торговцев, коих перед восточными воротами было огромное множество. Что именно она ищет, жрица не стала объяснять своим сопартийцам, просто шла вдоль улицы и глядела даже не на товар, а на самих торгашей. Причины такого поведения стали ясны, когда Фиона остановилась возле знакомого лица - это был один той троицы, которая накануне объясняла жрице принципы призыва элементалей, а именно Горчер, бойко торговавший со своей передвижной лавки всякой мелочёвкой и расходниками.
- Опять вы, - опасливо косясь на Фалайза, вместо приветствия заметил он, - чего надо?
- Самые простые зелья маны. Десять штук, - доставая из кошеля одну монетку сказала Фиона.
Торговец с усмешкой посмотрел на золотой и отрицательно покачал головой.
- Оставь себе на мороженое. Добро за добро, - он выудил откуда-то из-за прилавка десять небольших синих бутылей и поставил их перед компанией.
- Спасибо, - очень удивилась такому поступку жрица и принялась распихивать зелья по немногочисленным кармашкам своей одежды, а те что не влезли всучила Тукану.
- Вы хотите посмотреть, на что способно это чучело, не так ли? - вдруг спросил Горчер.
- Как вы...
- Деточка, я не Шерлок, но тут всё ясно с полувзгляда. Иначе зачем тебе эти зелья - за городом-то ману восстановить можно только ими или едой. Лучше купи ему посох, - торговец ухмыльнулся, - продам всего за золотой.
- А он как-то поможет? - спросил Фалайз.
- Ой нубы... - вздохнул Горчер. - Конечно, поможет! Любой посох, даже такой убогий как тот, что я тебе дам, уменьшает затраты маны и позволяет тебе выбирать цель заклинания.
Торговец в ту же секунду извлёк из своих закромов небольшой посох, выглядящий так будто кто-то взял доску из старого забора и слегка её "облагородил", добавив непонятные узоры.
- Сражаться в ближнем бою этой штукой я бы не рекомендовал, - честно предупредил Горчер.
- Почему? - удивился Фалайз, уже вовсю крутивший новую игрушку в руках.
- Что, похоже на то, что он крепкий? Сломаешь, вот что.
- Сколько стоит такой, чтоб им можно было махаться? - полюбопытствовал Тукан.
- Ну, это нужен дуб в качестве основы, со всякими вставками и припайками... - прикинул Горчер. - Думаю, тысячу за самый базовый вариант отдашь точно. А дальше - до бесконечности. Какой-нибудь боевой флюгергехаймер стоит как небольшой замок.
- Мда, наверное, проще самому сделать...
- Проще? - фыркнул торговец. - Да ты за одни ингредиенты отдашь тысячу и мастеру ещё сотню как минимум.
- Это получается, что такой посох тут продают ниже себестоимости? - сообразил крестоносец.
- Добро пожаловать в Амбваланг - место, где теряешь всякую веру в человечество, - мрачно ответил Горчер и, не прощаясь, переключил всё своё внимание и обаяние на другую группу подошедших к его лавке игроков.
***
- Прежде чем тебя найти, мы, - Тукан переглянулся с Фионой, - пришли к мнению, что все наши беды от того что у тебя нет достаточной мотивации, - крестоносец указал на "монстра" впереди. - Вот он, твой враг! Представь, что это мерзкое создание убило всю твою семью, надругалось над могилой брата, а затем съело твоего кота! Отомсти ему!
- Ты уверен? - спросил Фалайз, разглядывая довольно миленькую овечку впереди. - И у меня нет кошки. Да и брата тоже.
- Никаких сомнений, это создание - корень мирового зла. Оно повинно в голоде, холоде, жаре, в неработающем кондиционере и в том, что у тебя до сих пор нет девушки. Этакий Антихрист многостаночник. Но мы в тебя верим: ты сумеешь спасти нас от него!
- Ты со всем справишься, - поддержала Тукана Фиона.
- Должна же быть от тебя какая-то польза, - полушёпотом следом заметил крестоносец.
- Мне начинать? - взмахивая посохом, поинтересовался Фалайз.
- Нет! - хором рявкнули его сопартийцы.
- Бога ради! Мы же ещё не спрятались!
- Ладно-ладно.
Дело происходило к востоку от Амбваланга, на прекрасных, покрытых зеленью и полевыми цветами холмах. Которые какой-то шутник обозвал Оконными. Из сплошного сиренево-зелёного ковра, который мерно колыхался на ветру, то и дело выступали внушительные, похожие на зубы скалы. Здесь не было никаких опасных монстров, источников ресурсов или чего-то ценного, только безобидные овцы. Вроде как чьи-то, но так как владельца на горизонте видно не было, делать с ними можно было что душе угодно.
Идеальное место для проверки разрушительных и не очень способностей. Нашёл его Тукан, когда от скуки лазил по интернету, а придумала как применять им на пользу - Фиона.
Укрывшись за солидной скалой, Тукан крикнул оттуда:
- Махмуд, поджигай!
- Я не Махмуд, а Максим, - обиженно проворчал Фалайз сам себе и, нацелившись на ближайшую овечку, приступил.
Вначале у него получилась только пара практически безобидных искорок, но вот затем...
- Матерь всея кибернетика, - перекрестившись левой рукой и в обратном порядке сказал Тукан, выглядывая из-за скалы.
- И что мне теперь с ней делать? - глядя на овцу, которая стремительно прибавляла в размерах, спросил Фалайз.
Некогда милое создание выросло до размеров небольшого коттеджа, на чём, к счастью для вселенной, и остановилось. По холмам разнёсся рёв, который вполне можно было принять за звук трубы легионов, если не самого Сатаны, то кого-то из его ближайших помощников.
- Э-э-э, действуй по плану! - зачарованно глядя на овцу, ответил крестоносец. - И выпей зелье!
- По какому ещё, б-баклан, плану? - выругавшись в матфильтр, спросил новичок.
- По самому благоразумному, и аккуратнее с... упс.
Впрочем, кроме как размерами овца ничем не изменилась. Пытаясь жевать, ставшую слишком маленькой траву, она, сотрясая землю, побрела дальше. Всё бы ничего, если бы на её пути не стоял Фалайз. Послышался хруст - новичок, разумеется, не успел увернутся. На его счастье, усиление, которым он удостоил животное, кратно увеличило все основные показатели цели. Овца стала вдесятеро крупнее, тяжелее, здоровее, выносливее и стала наносить не скромную единичку урона, а все десять.
- Нет, ну что-то в этом есть такое от буддизма, - принялся рассуждать Тукан. - Сказано было: "убей своего врага" - а кто, как не он сам, после всех этих происшествий в городе его враг?
- Фалайз, ты как там, в порядке? - пытаясь перекричать громоподобное блеянье, спросила Фиона.
- Нормас... сейчас отдышусь и ка-а-ак... - послышался сдавленный ответ из отпечатка копыта.
- Ну ты давай, это, атакуй, что ли, - подбодрила его жрица, а Тукану в это же время шепнула, - если так продолжится, то мы никогда не отработаем долг.
Неожиданно рядом со скалой, за которой они вдвоём прятались, возник чёрный шар размерами с теннисный мяч. Провисев так пару секунд, он закружился, увеличиваясь в размерах, а затем лопнул, являя на свет Кару.
- Сказано же было: ждите в... - сразу же недовольно проворчала она, но увидев, что тут происходит, запнулась, - ух, весело тут у вас.
- Э-э-э-эксперименты, - очень характерным голосом произнёс Тукан, приветствуя нежить. - Пытаемся понять, что нам делать с этим всем счастьем. Пока единственный вариант: сдать в реале на органы, купить у перекупов золото и играть вдвоём.
- ЭЙ! Я вообще-то всё слышу, - раздался голос Фалайза. - Привет, Кара!
- Привет-привет.
- Это хорошо, значит, теперь ты в курсе, какой у нас план "Б", - спокойно ответил сопартийцу Тукан.
- Посох ему купили - неплохо, - оценила Кара. - Ещё бы что-нибудь на удачу и саму удачу в качестве навыка: снизите риск выпадения всякой дичи.
- Как это вообще работает? - раздражённо глядя на то, как Фалайза, словно опытный фокусник достал из воздуха связку с бананами, снова втоптали в землю, спросила Фиона. - В смысле, на кой чёрт этот навык вообще нужен?
- Да кто ж знает этих разработчиков. Он вроде как с релиза присутствует, и с тех пор я видела только одного игрока, решившего прокачать дикую магию. С таким же лицом, как сейчас у Фалайза, он бегал и орал что больше не будет играть. Что-то, кстати, давненько его не было видно...
- Удачу? - переспросил Тукан, - Нам ему что, четырехлистный клевер найти или подкову?
- Ну-у-у... - кажется, Кара собиралась что-то объяснить, но тут на фоне громыхнул взрыв, прекративший блеяние.
Во все стороны полетели кровавые ошмётки. Тукан и Фиона, всё ещё прятавшиеся за скалой, отделались лёгким испугом, а вот нежить оказалась покрыта ровным слоем того, что ещё недавно называлось овечкой.
- Обожаю детализацию некоторых вещей в этой игре, - упавшим голосом сообщила она. - Пахнет так же плохо, как и выглядит, кстати.
Крестоносец, натянуто улыбнувшись, предложил ей платок, спёртый им в гильдии Приключенцев, но после крайне недружелюбного взгляда, гласившего что издевки закончатся предельно плохо, предпочёл воспользоваться им сам.
Стараясь не обращать внимания на то, что она теперь похоже скорее на сырую, несвежую тефтелину, Кара продолжила:
- Есть много амулетов и, тьфу...
Фиона насторожилась, правда не самой фразой, а реакцией нежить на что-то попавшее в рот. С плохо скрываемым восхищением она спросила:
- У тебя что, не только нюхач, но и вкусовой эмулятор есть? Их же фиг достанешь! Нифига у тебя комплект снаряги!
Стандартное оборудование необходимо для вирт игры, включало в себя специальное кресло с системой нейроинтерфейса. Такой был способен транслировать игроку прямиком в мозг базовую информацию о происходящем в игре, иначе говоря: создавая иллюзию, что это он взаправду бегает по игровому миру.
Спектр передаваемых ощущений у таких устройств как правило был довольно скуден. Только самое необходимое - зрение, слух, осязание. Кроме того, даже это преподносилось зачастую в урезанном виде, без различных излишеств, но тут уже больше зависело от оборудования и конкретной игры.
Самые продвинутые системы вкупе с каким-нибудь замороченным симулятором вполне были способны создать перед игроком картинку вообще ничем не отличимую от реальности в плане спектра передаваемых ощущений. Однако и стоило такое "удовольствие" очень много. Кроме того оно было откровенно небезопасно для здоровья пользователя. Что же касается реализма, то его сводили на нет различные ограничения, например на боль или перегрузки.
Большинство игроков пользовались либо вручную собираемыми сборками, либо же покупали готовые от компаний вроде "Mony" или "Gigasoft". Вкус и обоняние устанавливались на такие отдельные модули ввиду не слишком большой популярности. С этим была двоякая ситуация: с одной стороны, передаваемые запахи и вкусы не могли похвастаться какой-то особой оригинальностью. Разработчики игр использовали примерно один набор ассетов на всех, из-за чего даже самые изысканные ароматы везде ощущались одинаково. С другой же, побольше игроку предстояло очутиться совсем не в булочных или парфюмерных магазинах. Бегать же по виртуальной канализации, вкушая весь спектр запахов и даже вкусов, не хотелось даже самым заядлым любителям реализма.
Разработчики конечно старались сглаживать углы, но помогало это слабо. Дело было даже не в программных ограничениях, а в психологических. Человеческий мозг, хитрец такой, прекрасно понимал, что розами в канализации пахнуть не может и что мутная вода в ней же имеет совсем не вкус сиропа. Поэтому нюхачи и эмуляторы вкуса были у совсем небольшого числа игроков.
- Хочешь в этой игре варить нормальные яды, а не "колу с ментосом" - раздобудешь, - огрызнулась Кара, но было видно, что реакция жрицы ей скорее понравилась. - Так, я всё про удачу пытаюсь сказать. Она не менее важна, чем остальное. Есть специальные предметы, поспрашивайте - в любой лавке этого добра должно быть навалом, и стоит копейки. Плюс навык - он же ещё не забил слоты, надеюсь?
- Не, вроде не успел, - неуверенно ответила Фиона.
- Хорошо, если так. Только в холодильник суеверной старушки своего друга не превратите ненароком. Учтите: бонус удачи в игре уменьшается в зависимости от количества предметов на неё, надетых на персонажа. По-моему, больше трёх смысла надевать нет вообще.
- Спасибо за совет, - искренне поблагодарил крестоносец. - Что-то я уже минуты три не слышу Фалайза, он там взрыв вообще пережил?
Компания выглянула из-за скалы. Вид открывался, конечно, что надо: живописные зелёные холмы с алой кляксой богатого внутреннего мира овцы.
- Похоже на картину... ну, этого... у меня над толчком висит... - отчаянно пытался показать свою эрудицию крестоносец, но, сдавшись, махнул рукой. - Где Фалайз-то?
Фиона, осторожно ступая между кучек всякой гадости, подошла ближе к эпицентру взрыва. Новичок нашёлся лежащим в огромном отпечатке копыта, целиком покрытый кровью и отрешенно глядящий в небо.
- Почему всё, что я делаю в этой игре, заканчивается тем, что меня засыпает какой-то мерзкой гадостью? - спросил Фалайз, заметив тень над собой. - Может, меня прокляли? Знаете, однажды я не уступил место в гравибусе одной мерзкой старушке неприятной наружности...
- Тебе помочь? - спросила жрица.
- Да нет, спасибо, - туманно ответил новичок. - Я пока полежу, тут мягонько, тепленько.
- Он в порядке, - сделав скриншот на память, сообщила остальным Фиона, возвращаясь. - Сейчас порефлексирует, порефлексирует, перерефлексирует и вылезет.
- Рефлексатор хренов, надеюсь, это всё исчезнет, иначе нам это точно припомнят... - заметил Тукан.
- Я чего пришла-то, - напомнила о себе Кара, за время заминки успевшая раздобыть откуда-то салфетки и практически полностью очистить лицо. - Работа для вас есть. Вы как, все слоты под навыки уже раскидали или осталось чего?
- У меня два, - сообщила Фиона, - Ты пятно пропустила, над глазом. Другим.
- У меня один, - рассказал Тукан, - сорян, но мне и тяжёлые доспехи качать надо, двуручки и стойкость. У этого... вроде пусто.
- Это вы зря, пускай возьмёт удачу и какую-нибудь магию огня. Эффективнее будет.
- Куда уж... - глядя на то, во что превратилась окружающая местность, хотел сказать крестоносец, но затем обречённо махнул рукой и сменил тему. - Так что за работа?
- Ресурсы собирать и продавать одному хорошему человеку, - туманно ответила Кара. - Для этого вам потребуются собирательные навыки, неожиданно, да?