Леонтьева Лиза : другие произведения.

Кукольный театр Петра Фоменко

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на спектакль "Три сестры" в театре Петра Фоменко

  "Три сестры, три сестры черно-бело-рыжей масти..." (Б.Гребенщиков)Много лет назад, когда я впервые прочла "Три сестры" Чехова, я мысленно точно так же распределила между ними эти три цвета. Черная - Ольга, потому что старшая, строгая и серьезная. Рыжая - Маша, потому что необычная, резковатая и порывистая. Белая - Ирина, потому что чистая, наивная и мечтательная...
  "В том далеком краю, где не ходят поезда..." (Б.Г.)
  Три генеральских дочки, совершенно разных и совершенно одинаковых живут в одиночестве в провинциальном городке и мечтают уехать в Москву своего детства. Не такой уже далекий этот провинциальный городок, однако уехать из него трудно - ближайшая станция железной дороги находится в двадцати верстах, и поезд до Москвы кажется столь же мифическим, сколь и сама Москва, которая за одиннадцать лет изменилась и постарела.
  "Три сестры, три сестры разорвут тебя на части,
  Сердце вверх, ноги вниз, остальное что куда..." (Б.Г.)
  Над этой пьесой Чехов трудился два года. Сначала он долго не мог подступиться к ней, оттягивая момент ее написания, а потом начались конфликты с главными героями. Больше всего хлопот доставила драматургу средняя сестра - Маша. В какой-то момент Чехов даже заставил проблемную героиню покончить жизнь самоубийством, но потом все же передумал.
  Так много сил было потрачено писателем, так много черновиков исписано, что в результате все три сестры получились ненастоящими - кукольными. Каждая из них похожа, скорее, не на живого человека, а на некий собирательный образ генеральской дочки.
  Говорят, классические спектакли лучше ставить в классическом же варианте. Этого правила придерживались в своих постановках и Малый Театр, и Современник, и даже Театр на Таганке. Не стал уходить от традиционной постановки и Петр Наумович Фоменко. Однако, для того, чтобы поставить гениальный спектакль, не обязательно отходить от правил - менять текст, изощряться с костюмами и спецэффектами. Достаточно добавить одну маленькую деталь, чтобы зажечь искру нового понимания в традиционном сюжете.
  С самого дня премьеры (1 сентября 2004 года) спектакль получил мгновенное признание, которое в 2006 году достигло своего апогея: "Золотая маска" за "Лучший спектакль театра драмы большой формы" и Золотая маска за "Лучшую режиссуру театру драмы" Петру Фоменко. Что же в нем такого, в этом спектакле? И чем же эта постановка пьесы так уж сильно превосходит другие? Действие на сцене протекает строго, без надрыва и слез, но на грани надрыва и слез. Кажется, еще секунду и лопнут протершиеся нитки актерских нервов, прорвется голос. Но крика нет, а есть лишь глубокие темные паузы в местах, где в авторских ремарках курсивом написано "плакать". Петр Наумович Фоменко - вероятно, первый режиссер, который не захотел "оживлять" застывшие чеховские образы сестер, а наоборот, сделал акцент на их символичности.
  Помимо установленных Чеховым действующих лиц, в спектакле участвует еще три героя: у каждой из сестер есть свой прообраз - небольшая очень на нее похожая тряпичная кукла, которая существует нераздельно со своей обладательницей и лишний раз указывает непохожесть героинь между собой и их подчеркнутую кукольность.
  Интересно, что Ирину и Машу играют сестры-близнецы Полина и Ксения Кутеповы, но их внешнее сходство не мешает им перевоплотиться в двух совершенно разных сестер - белую и рыжую. Старшую сестру, Ольгу, играет Галина Тюнина, идеально вписывающаяся в компанию сестер Кутеповых.
  Символизм в "Трех сестрах" настолько осязаем, что сюжет пьесы поворачивается к зрителю совсем другой стороной: теперь три сестры - это три кукольных символических персонажа, вокруг которых развивается жизнь живых людей. Они, живущие одними надеждами и воспоминаниями о несуществующей Москве - Москве своего детства, уже стали тенью самих себя среди теней своих умерших родственников и любимых. Одного - погибшего, другого - ушедшего навсегда и третьего - никогда не существовавшего.
  Несмотря на то, что в основном актерском составе на 18 мужчин приходится всего 9 женщин, Мастерскую Петра Фоменко небезосновательно называют женским театром. Дело в том, что практически во всех спектаклях Фоменко действие раскручивается вокруг женщин. Режиссер не пытается сделать неактуальное актуальным, он никогда не ставит себе задачей вписать спектакль в рамки современной общественно-политической ситуации или сделать его злободневным. Он просто берет сюжет, ставит в центр этого сюжета талантливую женщину (или женщин) и расстилает у ее ног не менее талантливых мужчин с их жизнью, чувствами, проблемами и устремлениями. Женщины на сцене Мастерской Петра Фоменко выглядят незабываемо ярко в своих скромных костюмах, простых прическах, среди скудных декораций. Их простая бытовая красота расставляет неожиданные акценты в известных произведениях, и горе тому, кто полюбит их - он сразу перестает быть собой и становится лишь тенью женщины. Точнее, тенью куклы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"