- Ты чё, охренел?! - проговорил Серега, не отрывая взгляда от мертвеца. Он повернулся ко мне и, вытаращив свои и без того круглые глаза, повторил, не скрывая радостного удивления:
- Ты чё, охренел?
Я и сам слегка ошалел от всего увиденного и потому лишь пожал плечами.
Полчаса тому назад, промаявшись от жары и ожидания, мы спустились в прохладную темноту бара "Приют усталого гармониста". Заказали пиво и остались у стойки, не в силах двинуться к столикам. В глубине зала сидела пара каких-то "эмо" - недомерков и тянула пиво через соломинки. До вечера бар пустовал.
- Вот, блядь, сука поганая!- разомлев от жары, Серега ругался вяло и без энтузиазма.
Серёга пригнал трехлетку "Audi"и нацелился уже на какого-то лоха, надеясь "нагреть" того на пару "косарей". Не то чтобы он этим зарабатывал, но по лености и отчасти из-за жаркого лета Серега-друг решил таким способом изменить свою судьбу и наконец-то стать богатым и свободным. Но "лох" оказался не таким уж "лохом" и попросту не пришел. Через два часа ожидания мы осознали своими расплавившимися мозгами, что с таким же успехом можем прождать его до Нового года. В общем - " два придурка у фонтана".
Пока мы с горящими от июльского солнца рожами спускались в подвал бара, вяло текущее мое сознание, словно поцарапанный диск в дешевом плеере, подпрыгивая, твердило где-то в пустой голове: "ёбть-ть...ёбть-ть...ёбть-ть...".
Задохнувшись от первых обжигающих глотков, мы перевели дух и проясненным взором стали заново примеряться к этому долбаному миру.
Прямо перед нами возвышался узкий круглый черный подиум. Торчащий посередине никелированный шест напоминал украденный из троллейбуса поручень и тускло блестел на фоне черного задника.
По ночам вокруг него крутится тощая девица с обвисшей задницей и выпученными, словно розовая жвачка, грудями в черном с блестками лифе. Одуревшие от пива пацаны, у которых еще простыни не просохли от поллюций, галдят вокруг нее и маются, и суют в её несвежие подштанники взятые у своих мамочек сторублевки.
В стороне от подиума под низким потолком висит плоский квадрат телевизора. Обычно на его экране размалеванные ублюдки нестрашно трясут длинными волосами и беззвучно разевают перекошенные рты среди колышущегося частокола поднятых рук.
Сейчас вместо этого был виден зал бара и его посетители.
Я тогда ещё подумал, что парню за стойкой надоело менять видеодиски, и он просто включил камеры слежения.
Камер было две: изображение, дернувшись, сменялось на другой ракурс и, спустя несколько минут, вновь возвращалось к исходному.
На экране бармен, парнишка с голой, как колено головой, светился белой рубашкой за длинной черной стойкой.
Напротив, у самого входа сидели, ссутулившись, "эмо".
Две долговязые фигуры в обвисших от пота и размалеванных, словно зассанный матрас, рубахах, - это мы с Серегой. Серый чуть пониже, и живот у него нависает над штанами. Я - выше, тощий, как жердь, и широкий в кости.
Вот к нам подходит Светка, смотрит на меня снизу вверх и что-то говорит. Светка работает здесь администратором. Иногда она приходит ко мне домой, и тогда мы трахаемся до изнеможения.
- Ты что, оглох? - дернув меня за рукав, крикнула она мне прямо в ухо. Я замотал головой, словно спящая лошадь, и она продолжила:
- Мужик какой-то заходил, тебя спрашивал, говорил, ты ему должен.
В это время на экране телевизора что-то произошло, потому что Серега оторвался от пива, и рука его со стаканом зависла в воздухе. Он словно ящерица моргнул широким веком и выпучил глаза. Я поднял голову и тоже посмотрел.
Там, в глубине телевизионного сумрака, смирнехонько сидевшие до этого "эмо" поднялись из-за стола и подошли к стойке. Они стали размахивать руками и что-то орать парнишке - бармену. Что они ему орали? Звука-то нет!
Я, так же как и Серега, перевел взгляд с телевизора на смирно сидящих в углу зала подростков с крашеными волосами. Те, заметив наши взгляды, стали испуганно озираться и тихо перешептываться.
А там, на экране, их двойники хватали бармена за белую рубашку. В это время Светкин двойник подскочила к ним сзади и, дав пенделя одному, второго схватила за волосы и повалил на пол.
Мы с Серегой, там, на экране ржали как угорелые, давясь пивом и сгибаясь от смеха пополам.
- Свет, это что такое? - спросил я, указывая ей за спину. Светка повернулась и застыла, глядя на экран.
- Это у вас теперь прикол такой? - спросил Серый, не отрываясь от побоища в телевизоре.
А потом произошло то, после чего Серега и спросил меня про "охренел".
Там, в телевизоре появился какой-то взрослый мужик, лица его я не успел разглядеть, потому что включилась верхняя камера, и подошел прямо ко мне...ну, к моему двойнику.
Подошел и так вежливо спросил. Что спросил? Звука-то нет! Спросил, а я в ответ махнул рукой. Тут он меня хватает за рубаху и что-то опять говорит. Тогда я, оттолкнув его, сую руку за спину, достаю ствол и... Звука- то нет! Только полыхнуло два раза из ствола прямо мужику в рожу. Он дернул головой и свалился навзничь. Камера сверху хорошо показывает, всех видать и мужика тоже, и как вокруг башки его расплывается лужа чего-то темного.
Дневниковая запись.
В этом Городе я уже седьмой десяток. Хорошо ли жил, плохо ли? Никто не знает. То, что я не стал, как мой земляк Валерий Чкалов, "соколом" Родины, ничего не значит. Да и не важно это! Другое заставляет меня делать эти записи...
Думая о прошлом, я уловил одну странность своей жизни - ощущение "подвешенности" между памятью и предчувствием. Памятью о событиях, своих поступках, чувствах. Одновременно, если задуматься, эта память подсказывала мне наперед, то есть, предчувствовала, что я сделаю, как поступлю, что скажу или подумаю.
К примеру, пойду я вдоль стены Кремля и, даже не глядя на темные кирпичи, буду видеть очертания зубцов, прорехи в кладке, нависший угол башни, потому как проходил и пробегал здесь множество раз и в детства, и потом...
Вот здесь я сворачиваю налево и иду через сквер мимо церкви, мимо опухших лицом юродивых неопределенного пола, о которых я вскользь подумаю брезгливо и равнодушно "скоты...", снова сворачиваю на заставленный машинами и старыми домами проулок и выхожу к реке. Мне даже не надо думать: куда в этом городе идти? Всё получается само, стоит мне только забыть о своей жизни. Что-то ведёт меня.
Но вот, скажем, я вспоминаю о себе и, не доходя церкви, сворачиваю на перекрестке в другую сторону, думая сосредоточенно и в волнении "успеть бы!", захожу в дом, провожу там полдня за перекладыванием бумажек и звонков по телефону, при этом верю, что время прошло не зря. Возвращаюсь через тот же перекрёсток. Вечер, лампа горит на столе, мысль "пора!", гашу свет - всё! Утром - тот же перекрёсток, вечером - та же мысль и щелчок выключателя на лампе. И снова что-то меня ведёт. Помимо меня самого. Что так, что эдак - всё одинаково.
И где-то, в какой-то неуловимый миг мало различимое "я", вдруг осознав себя, застывает в страхе что себя обнаружило и, мгновение спустя, теряется в ускользающем прошлом, сминается накатившим и грохочущим будущим.
Другими словами, вся моя жизнь - это перетекание из прошлой жизни в угадываемое будущее. Сейчас, в данную минуту я знаю, что допишу эту страницу. Потому что, просуществовав без малого семьдесят, я точно могу сказать, что прошлое мое сейчас в кончике моего указательного пальца, давящего на ручку, выводящую эти строки.
Ещё тогда, давным-давно, когда я "вынырнул" из беспамятства раннего детства, ещё не умея донести кашу до рта, я уже плыл по этому потоку - от сиюминутного опыта в предопределенность своих поступков...
С откоса над слиянием двух рек, я здесь бываю часто, виден бескрайний простор между небом и землей. Далеко-далеко, и вправо, и влево, тянется великая река, раздвигая такую же великую землю. За моей спиной, обращенный лицом к городской площади, а спиной к реке, стоит Валерий Чкалов, намертво припаянный своими бронзовыми ногами к постаменту. Голубиное дерьмо сияет отметинами на его плечах, а унты потускнели под слоем пыли и дерьма пташек помельче. Я часто жалею, что не может он повернуться и не может разбежаться взглядом по этому простору, а упирается ничего не видящими глазами в стены домов.
Теплый ветер вперемежку с солнечным светом греет мое лицо. Странно думать, что так же бесхитростно дул он и десятилетия назад, а может и столетия. Странно, потому как ветер, воздух с его частицами был и есть, и будет, а меня, в конце концов, не станет.
Этот атавизм постоянно путает меня - я по-прежнему страшусь конца, завершенности существования, одновременно понимая, что будущее предопределено и в нём нет ничего привлекательного.
Может, всё дело в памяти, в прошлом опыте? И, если всё забыть, сменить, так сказать, и д е н т и ф и к а ц и ю, то и будущее станет загадкой, манящей тайной?
Интересно, думал ли Чкалов о бессмертии? Или его бронзовые ноги и есть его бессмертие?
В ожидании стельбы
Экран погас: дернулся остывающим всполохом и почернел.
Пиво согрелось, пена осела и плавала писуарной жижей на дне стакана.
- И чё это было? - глаза у Серёги вернулись к прежним размерам. В них по-прежнему прыгал восторг от увиденной чужой смерти.
Светка, не говоря ни слова, прошла за стойку и нажала на панели проигрывателя клавишу "eject". Тот, разинув пасть, высунул черный язык. Диска не было.
-Ну и ладно! - я сплюнул густую слюну в стакан, - пошли, Серега.
-Лёша, - позвала Светка и, подойдя близко ( в расстегнутом вырезе блузки была видна грудь, и можно было, запустив ладонь, ощутить мягкую её податливость), спросила, - ты что надумал?
Я остановился и глянул исподлобья.
Но Светку не пронять, она ведь не отстанет.
- Ты знаешь, кто он? Он тебе башку отстрелит, придурок!
- Ладно, разберёмся, - мне и в самом деле было это сейчас по фигу.
Город плавал в остывающем вечере. Перейдя площадь и взяв по дороге пива, мы спустились по откосу и уселись над рекой. Земля, нагретая за день, согревала наши задницы, пиво было холодным, вечер был светел, а душа пуста, как вычищенная пепельница.
На другом берегу реки затренькали колокола.
- Погоди-ка, - Серега достал из кармана штанов кусок пленки и расстелил его на земле,- не могу не аккуратно сидеть.
Он опустил свой зад на мгновенно запотевший снизу целлофан и, окончательно умастившись на нем, продолжил:
- Это все-таки стрёмно, - Серёга откинул пустую бутылку, - я бы так не смог - грохнуть мужика. Тебе-то самому, как?
- Да, ничего, - я пожал плечами.
Приятель мой молча ухмыльнулся и подмигнул.
Солнце, садясь в реку и отражаясь в ней, слепило глаза. Далеко внизу на речной глади в тени берега зажигались бакены и мигали, набирая густоту, то зеленым, то красным, то снова зелёным. Жара устремлялась куда-то вверх, к бежевому небу, к далёкому "своду небес". Город остывал и подбирал слюни пустеющих улиц. Снизу, от реки тянуло соляркой и горелым мясом.
- Никогда не видел, как убивают, - Серёга срыгнул пивным духом, - но это ж... - он снова срыгнул, - не взаправду. Мало ли что там показывают!
- А я вот, поверил.
И снова пустотой откликнулось сердце, и пальцы снова ощутили холод металла, мягкую упругость спускового крючка, и отдача от выстрела снова ударила в плечо металлической сваей.
- И чё? - друган мой отлепил свои толстые губы от горлышка бутылки и поглядел мечтательно куда-то вдаль, - хреново тебе?
Я кивнул. Мы замолчали, и молчали до того момента, пока Серёга не задал, наконец, вопрос:
- Слышь, Лёха... а ты знаешь, кого завалил-то?
Я поглядел пустыми глазами на своего друга-товарища. Тот, словно завороженный, с ужасом смотрел на меня. Потом, воровато оглянувшись, осипшим голосом сказал:
-Это ж Алевтинин, Лёха...
Я криво улыбнулся:
- Теперь, Серый, я могу кого хочешь кончить: хоть тебя, хоть себя, - мне всё - по хер!
Серёгины глаза метнулись в панике куда-то в сторону и вернулись не сразу. Он примолк. Потом подобрался и, глядя на меня с опаской, предложил:
- Слышь...пойдём, того ...водки выпьем?
У подъезда нас поджидал обшарпанный мышиного цвета "уазик". Рядом на придавленной
к земле лавочке сидели два мента, размякшие от жары и потные под бронежилетами.
Майор Сиверцев, завидев меня, подтянул поясной ремень, пытаясь придать своему
вываливающемуся животу молодцеватость, и, отдуваясь, позвал:
- Ну, Алексей, поехали!
Серёга сочувственно похлопал меня по спине, отобрал теплую бутылку водки и подсадил в "уазик".
Потные менты, соорудив скорбные лица, забрались в машину, едва уместившись в ней, и
мы поехали.
До отделения было недалеко, можно было и пешедралом добраться, но я даже
порадовался неспешному проезду в казенный дом - в детстве мне хотелось стать
милиционером или пожарником и вот так вот кататься по дворам, покачиваясь на продавленных кожаных сидениях, в пропахшей пылью и бензином машине.
Кабинет майора был ненамного уютнее могилы. Длинный и прихлопнутый закопченным
потолком он был тёмен и сыр.
- Садись, Алексей, - майор с грохотом пододвинул стул.
Про Сиверцева говорили разное. Говорили, что был он раньше кучеряв и строен, что не всегда он был ментом и майором, что в отличие от многих других был он упрям и умом каверзен. Говорили, что на участке своем не допускал он ни уголовщины, ни бл...ва какого, ни бессмысленной бытовухи. И, коли случалось чего, всегда находил он виновного, будь то пьянь незатейливая, или многоопытные граждане из досрочно освобожденных. Вот и сейчас, никто не сомневался, что разъяснит он, непременно разъяснит тот случай. Тот, что случился на заднем дворе школы.
Недели за две до сегодня во дворе за школой нашли молодую женщину. Крови из нёё натекло - лужа густого глянца. Не довезли её до больницы - "отошла" там же на самокатных железных носилках. Потом рассказывали, кровотечение было "женское", безвозвратное. Была она, считай, - подросток. Худая, бледная, с шапкой рыжих густых волос, глаза высохшие и голубые.
Майор с грохотом пододвинул стул, а сам прошел к видавшей виды телевизионной
"двойке" и нажал клавишу.
Экран покрылся черно-белой рябью, потом, будто сглотнув в черноту первое неведомое
изображение, завис на мгновение, и...
Нужно ли говорить, что я увидел давешний бар, нас с Серегой, Светку, и как я пальнул мужику в рожу два раза?
Когда этот телевизионный шедевр закончился, майор оторвавшись от экрана, повернулся
ко мне и спросил:
- Алексей, ты чё, совсем охренел?
Дневниковые записи.
В один из дней, долгий и бессмысленный, выйдя из вагона метро, я поднимался по эскалатору. Ступеньки тащили меня наверх медленно, словно мы всплывали из тёмных морских глубин. Нечеловеческих глубин, со своею непонятной жизнью: с протяжными звуками, чернотой туннелей, проносящихся мимо и на мгновение ослепляющих светом, серых цилиндров- кабин.
Я плыл наверх, и мне навстречу в ритуальном оцепенении возникали незнакомые лица. Застывшие, словно слепки, словно остановившиеся, замершие специально для меня, чужие судьбы, как несостоявшиеся ответвления моей жизни. Выплывали из небытия будущего, высвечивались на мгновение, и пропадали внизу, в уплывающем за мою спину мраке ушедшего.
Увидав её лицо - живое, улыбающееся, светящееся, - я совершенно растерялся,
Даша говорила потом, что первой увидела меня.
-Да, - соглашался я и был счастлив.
- Ты был очень смешным! - говорила она, смеясь, - ты даже стал оглядываться, не поверив, что я смотрю только на тебя!
- Да, - соглашался я и снова был счастлив.
Она была угловата. Наверное чуть широкие острые плечи и высокий рост делали её движения неожиданными и стремительными. Когда она шла, а шла она быстро, отмахивая правой рукой каждый шаг, её подбородок был вздёрнут вверх навстречу неведомым радостям и несчастиям. Даша определённо не знала этого мира, но бесшабашно радовалась ему и предлагала всю себя без остатка.
- Ты такой важный и солидный, - веселилась она, - я рядом с тобой совсем подросток. И правильно! Живи вечно, и рядом с тобой я всегда буду девчонкой!
- Да, - кивал я и был счастлив.
В другой раз она спросила меня:
- Ты боишься умереть?
Мы сидели на пустыре за школой, у реки, и небо царило над нами. Тогда мне казалось, что пустота, пронизанная солнцем и густившаяся от наших взглядов, это тоже моя жизнь, и потерять её, значит умереть.
- Боюсь... конечно, боюсь.
- Мне тоже страшно, - сказала она, пододвигаясь ко мне, - но ты не бойся, - она вздохнула, прижимаясь и обхватывая мою руку.
- Мы умираем не взаправду. Понимаешь? Вот смотри, - она отстранилась и как глухонемому , помогая себе широкими жестами, стала объяснять, - вот - я разговариваю, дышу, а потом - раз, - она прикрыла глаза, растопырив руки в стороны, - холодею, синею и всё - умерла.
Тут она снова пододвинулась ко мне и прижалась, обхватив мою руку. Потом стала объяснять:
- Но я - больше, чем я, которая сейчас чувствует и думает. Есть я и ещё что-то. Это что-то и остаётся после того, как я умираю. Умирает наша память. Память о себе, о том, что понаделал, понатворил. Вот это - смерть! Понимаешь? - наклонившись, она заглянула мне в глаза и повторила, - понимаешь? После смерти остаётся что-то главное, только самое лучшее.
Потом она ткнула меня в бок кулаком:
- Ну, что ты киваешь с умным видом? Вот, что в тебе самое лучшее?
- Ты.
Она засмеялась, обхватывая меня двумя руками и шепча в ухо:
- Дурак!
В ожидании погони
Мы разговаривали с майором вторую половину часа.
Сиверцев наседал на меня с вопросами типа "куда труп подевал?" или "ты пистолет в реку бросил, да?". В ответ я тупо смотрел в пол, повторяя:
- Вы мне постановление, Родион Родионович, покажите, а так - кино всё это, "минута славы"...вы бы постановление, а то я домой пойду...
Майор, наконец, примолк. Полные его щёки задумчиво обвисли, белёсые брови сгрудились к переносице.
- Ты, Алексей, соберись. Это же не просто так, хоть и в телевизоре. Согласись, ты ведь стрельнул в человека? Хоть и в телевизоре, но - стрельнул? Просто так ничего не бывает. Понимаешь?
Я промолчал. Он продолжил:
- Ты у нас кто? Студент?
Я насторожился и молча кивнул.
- А коли ты студент, Лёха, скажи-ка, читал ли ты Достоевского?
Я оторопел:
- Ну... читал...
Майор с гневом прихлопнул ладонью по крышке телевизора:
- Врёшь, врёшь! Ведь, врёшь! Смотри в глаза! Читал?
Я растерялся простодушно и промолчал.
Майор с не меньшим гневом продолжал:
- Какой же ты русский студент, если этого не читал?
Тут он сменил гнев на милость:
- Ну, это так, к слову... Важно, что у каждого своя судьба. Запомни - судьба! И Фёдор Михайлович как раз и писал, что общество здесь не при чём! Никакое общество не заставит человека ссучиться или стать святым!
Он, словно кого-то передразнивая, повторил:
- Общество! - сплюнул, - скопление людей и только. Не жили б в этой сутолоке и тесноте, не липли бы к городу, может и страдали б меньше! Всяк человек рождается с чистой душой, а дальше...судьба одна! - он поднял палец и повторил, - судьба!
Он встал, задумался и на учительский манер зашагал по диагонали кабинета:
- Тут какая хитрость - человек заранее не может знать своей судьбы.
Он вскинулся и заглянул мне в глаза, словно искал поддержки.
- Бывает, живёт человек, и сам себе думает, что судьбой своей управляет. Вот как я, к примеру.
Он виновато улыбнулся, раздвинув толстые губы:
- Дед мой, осУжденный на многие годы уголовник, кайлом махал в Кировских лагерях, лес попиливал. Ну там, построение, поверка, двести процентов на благо родины! И били его конвойные до кровохарканья, и он бивал сук всяких...А как вышел, там же рядом с лагерной зоны и поселился. Дом, семья, и все такое...Следи дальше, студент! Мой отец в этих лагерях уже вертухаем служил, на вышке стоял. Потом на сверхсрочной до комвзвода дослужился и, кабы не грыжа, в заместители начальника колонии вышел бы!
Сиверцев коротко хохотнул и весело поглядел на мою понуро склоненную голову:
- Слушай дальше, Алексей! И тут мне, следующему отпрыску славного лагерного рода приходит фантазия, что я, понимаешь, я! судьбу свою изменить могу. Сам! Представляешь?! Эх, как у меня в голове тогда зазвенело, как завихрилось в душе-то!...Бросил я после школы наш военный поселок, кинулся в город, в институт. Гуманитарием заделался, в галстуке ходил, книги таскал под мышкой. Читал, читал, до одури, до беспамятства читал, засыпал под утро!...Ах, какая песня была! Рядом очкарики, девчушки чахоточные, с самомнением, с верностью партии и лично...Служил то ли в школе, то ли в техникуме, не помню сейчас...
Он замолчал и снова улыбнулся:
- Только, где я теперь? Видишь, а? Судьба! И ты, пожалуй, не удивляйся, если через пару-тройку лет стану я начальником колонии!
- И что? - я угрюмо поглядел на него снизу вверх.
Майор не ответил. Только поглядел он в мою сторону и рассмеялся:
- Ты счастья своего не знаешь, - он постучал ногтем по пустому экрану, - вот, Лёха, твоя судьба! Гляди, радуйся, что можешь лицезреть!
Он опять помолчал, разглядывая меня с интересом, словно заново увидел:
- Мне и постановление суда никого не надо! Сам придешь, сам всё сделаешь. Только я тебя уже ждать буду.
Он снова включил запись, поглядел в телевизор и, обернувшись ко мне, ласково сообщил:
- А ведь ты Алевтинина убил.
Дневниковые записи.
Воспоминания приходят сами. Иногда, как избавление от одиночества; часто, как наваждение, - помимо воли, заставляя всё, что во мне осталось, тревожно озираться, искать и не находить опоры своего существования.
Ты мне говорила...Даша мне говорила, одиночество - это замена любви. "Для тех, кому не повезло". Она, сделав серьёзное лицо, говорила, - "нам повезло".
Пальцем с коротко остриженным ногтем она прижимала мои губы и тихо, медленным шёпотом, как будто увещевала буйно-помешанного, говорила:
-Ш-ш-ш...я всё знаю, ты - моё одиночество...
- Моя прабабушка, - рассказывала она мне с расширенными от ужаса глазами, - покончила с собой от несчастной любви. Представляешь? - она приглашала меня ужаснуться и тут же рассудительно добавляла, - но, если ты меня разлюбишь, я не покончу с собой. Я стану одинокой, буду страдать, но буду жить.
Помолчав, что-то обдумывая, она продолжила, как будто нашла извинение:
- Самоубийство - грех. Я не знаю, почему грех, но...
Даша уселась напротив меня, ухватила мою голову ладонями, так чтобы я не мог отвести глаз, и серьёзно спросила:
- Вот, ответь, чего ради я родилась на свет? Ну, там, чтобы встретить тебя, нарожать детей, и всякое такое, а потом? Не может такого быть, чтобы все было так скоро! Раз - и всё, тебя нет. Мне один человек сказал, все хотят бессмертия! Кто-то верит в него, кто-то - нет, но все хотят! И я хочу! Это ведь так здорово! Посмотри, - она повернула мою голову в сторону реки.
Я увидел расстилающийся внизу простор. Пронизанный закатным солнцем простор, застывшие в невероятной вышине свинцовые облака с бежевыми подпалинами от солнца.
- Ты бы хотел стать частью этого?
Шея у меня затекла, и я осторожно, но решительно высвободил голову.
-Нет, - ответил я.
Зачем быть безликой частью чего-то? Жизнь и так делает тебя безликим. Зачем тащить это за собой и дальше?