Аннотация: СССР. Два мира. Школьник из провинции и дочь художника, члена Обкома КПСС. Первое знакомство с эротикой как искусством. Больно.
-"Дрожат одряхлелые кости
В земле перед боем святым.
Мораль и сомненья отбросьте !
На приступ !-
- И мы победим!"
Слышите, как вздрагивает земля от слаженного топота миллионов туфель, кроссовок босоножек, чувствуете, как накатывают волны пивного перегара из миллионов слаженно разевающихся юных глоток, видите, как клубятся благоухания "шанели", "габаны", ( и прочих - ужас !- по 450 руб.!!! "брендов" "элитного парфюма" ) из под поцарапанных папиной бритвой подмышек, из под сползающих ( ниже бёдер-такой прикол, воо-ще !) джинсиков, шортиков, юбочек.. - как горят их глаза, как пульсирует воздух, раскалённый их решимостью, готовностью " на всё! - даже+
узнаёте? Это будущее России идёт штурмовать ВУЗы! Это Государственные Экзамены.
А я сейчас пытался найти в Интернете одну не типичную художественную тему, сюжет+Так и не нашёл. Представьте себе композицию: фон во весь экран, будто бы проекция увеличенного в сотни раз изображения реалистичного, до анатомических подробностей, но исчезающего, туманно - иллюзорного изображения, гигантской вульвы, В расплывающихся тенях вы узнаёте обрамление пеньков отросших волос, догадываетесь о засохших выделениях на них, видите творожный комочек, из полуоткрытой уретры стекает янтарная прозрачная капелька - то ли начало, то ли завершение уринации, и сквозь этот экран просвечивает женское лицо. Сосредоточённое, до дебильности, будто медитирующее. Фоном композиции могла бы быть и проекция изображения женского междупопия, так же выпяченный, открывшийся анус во всех деталях, - начало или завершение дефекации, и такое же отрешённое, дебильное, медитирующее лицо. Не встречали? Есть люди видевшие такие полотна. Один из них - Ваш слуга, другие.. . В начале перестройки довелось мне подрабатывать в Новосибирском частном Ломбарде, определять содержание драг. металлов и подтверждать "пробу" сдаваемых в Ломбард ценностей. Ломбард был не совсем частным, находился он по ул. Мичурина в цоколе Высшей школы " Органов", охранниками, грузчиками трудились бывшие старлеи и капитаны самых разных родов войск, выдернутые из родных частей для переподготовки в "школе". С одним из этих "охранников", Андрюшей М., мы крепко сдружились. Много было выпито чаю за вечерними беседами, пока я ( придя после "основной" работы) в подвал Ломбарда, перепроверял "пробы" на куче сданных колец, брошей, монет и т.п. О чём говорили ? - О бабах, что за вопрос ! Ну, и об искусстве, Андрюша оказался неплохим портретистом ( профессия !). Заговорили как-то о советском формализме, о " бульдозерной выставке", а я возьми и брякни, вот, - есть сюжет для "шокирующего андерграунда", и в пяти словах обрисовал то полотно с медитирующим лицом на анатомическом фоне. Андрюша задумался, посуровел:
- Рассказывай, мол, где и у кого сюжетец срисовал?
- Да не у кого, честно вру я, - в сортире зеркало на двери, так вот собственная рожа на мысль и подвигла.
- Проверим, сказал Андрюша.
Где - то через неделю, мы с ним снова вместе.
- Да, говорит Андрюша, оказывается, ты тогда ещё в школе учился.
- О чём речь-то, Андре?
- Да есть у нас музей всякой конфискованной антисоветчины, так там полотно висит - мы его всем потоком раз пять смотрели, за..бись изображение! - Какой грязи только эти гады не придумают! Вообще-то, по тому делу - вещь доков художественных выше крыши,- какая там " бульдозерная выставка", атомную бомбу надо, выжечь эту заразу! Отдаются эхом от сводов подвала, гаснут в штабели шуб и мехов слова Андрюшиной праведной тирады.
- А у меня рефреном стучит в висках: не получилось, у неё не получилось, вот так, не получилось, стараюсь не выдать слёзы на своих глазах
Ладно, о чём это мы?
Как поступить в ВУЗ в СССР ?
Вам приходилось держать в руках однодолларовую купюру ( доллар США)? Разглядывали на купюре её символику: всю ту ахинею, что когда-то нанёс на эскиз купюры художник Николай Рерих? Разглядели изображение пирамиды, сияющая (золотая) вершина которой, как бы оторвана от основания, и недостижимо плавает над миром быдла, поддерживаемая силовым полем? А в середине этой вершины - недремлющее всевидящее око ? Это символ Высшего образования в СССР.
ВУЗЫ и Университеты, в каждом городе - миллионы ВУЗов! Что сейчас в десять раз больше? - Может быть. Но в СССР, в каждый из них - Вы могли поступить БЕСПЛАТНО ! - пройти по конкурсу и учиться, сдавая сессии, защищая дипломный проект, получая путёвку в Советскую Жизнь. Равные условия для Всех.
" Все животные равны. Но есть животные, которые равнее других", - Оруэл " Ферма животных".
МГУ,. Бауманка, МХТИ - всё для вас ! Но, вот МГИМО+
" Вы,- зачислены в МГИМО, Вы,- зачислены в МГИМО" - так повторял робот-посланник проснувшемуся в белой горячке герою песни, кажется, Б. Гребенщикова. Что бы поступить в МГИМО надо было родиться там, среди ресничек всевидящего ока в золотой верхушке долларовой пирамиды. Правило без исключений!
- А вот и нет ! Исключение было! По крайней мере - одно.
Наташа Соловьёва из моего, рудничного Салаира поступила в МГИМО! Золотая медалистка, трижды ездила в Москву, трижды сдавала ВСЕ экзамены на ПЯТЬ и трижды получала от ворот поворот "на собеседовании". В четвёртый раз - все четыре "Пять" и прошла собеседование! Правда, не на европейское отделение, и не на Ближний - Дальний Восток.. куда-то на азиатское.. НЕВАЖНО ! Важен ПРИНЦИП! Из Салаира - одна за все годы, без "мохнатой лапы", сквозь все бюрократические мурла и рыла - ПРОШЛА !
- Да, отчислена, с первого ( кажется) курса .. слухи ползли самые жуткие : арестована за квартирную кражу, задержана в чужой квартире вместе с валютчиками и фарцовщиками.. Десять лет лагерей. В прошлом году, моя одноклассница из Феодосии, оказывается давно общается с Наташей, сказала - всё были сплетни, всё нормально, Наташа в Москве, в крупном бизнесе. Из МГИМО, правда, "ушла сама". Слава Богу! Гора с плеч! Наташа Соловьёва в школе была для меня образец, модель поведения - она была меня старше года на три, но её достижения в учёбе, в языках, в самодеятельности школьной - это был магнит для меня! И она же организовывала школьные олимпиады. Где-то у мамы хранятся среди моих школьных тетрадей и сочинений грамоты и дипломы олимпиад. Как-то махом проскочил я, не напрягаясь, школьные олимпиады, городские - физика, математика, биология история (кажется)- нас свозили в Областной центр - та олимпиада - отдельная песня - я пролетел со свистом по физике, но удержался в призовых местах по математике и вышел на зональную олимпиаду.
- Почему пролетел на своей любимой физике? А, банально, - "Портвейн 777". Пил, не "пробовал глоточек", а пил (!) впервые в своей жизни. Как "оказался" Портвейн777 в общежитии, где разместили школьников - иногородних участников олимпиады? Почему подливали и подливали именно мне? Это был мой шестой (или седьмой) класс. Только сейчас догадываюсь. Для меня олимпиада была как игра. Но для "столичных" мам и пап победа их детей на олимпиаде - это была путёвка, гарантия внеконкурсного поступления детей , в ведущие ВУЗы страны! Мы приехали одни, с единственным сопровождающим нас преподавателем. Областные детки были не только с родителями, но и с репетиторами, с врачами, с психологами - всё как сейчас. Каждый - со своей командой! Тем не менее, по математике я прошёл.
- А при чём тут "СЕКС в СССР"?
А Вы видели когда- либо человека с раздвоением личности? Нет? Заблуждаетесь - они вокруг Вас! Каждый подросток переходного возраста живёт в двух мирах:
реальный мир школы, домашних заданий, улицы и т.п. и мир его фантазий, ожиданий, томлений - догадайтесь, на какую тему? И догадайтесь, когда эти миры сливаются, начинают воплощаться? - Правильно, вдали от папы с мамой, от учителей, например - на Олимпиаде в далёком городе !!!
Как я был рад, узнав, что меня везут в Новосибирск! А как был рад, когда узнал, что везёт меня - Наташа Соловьёва! Она едет к родственникам, заодно она - мой "куратор"! О, нет, никаких надежд - даже помыслов, но само ощущение, что мы будем вдвоём с Наташей, в поезде, потом у её родственников+ Из всей поездки помню только мороз, морозный туман, летящие сквозь туман огни машин - я впервые в большом городе. Идём сквозь туман по этому городу, впереди Наташа, сзади я - каждую секунду умирая от счастья. Площадь Калинина. Подъезд. Старинный лифт за металлической сеткой. В первый раз в жизни вижу лифт, еду. Так в памяти и осталось лязганье дверей, грохот торможения лифта. Наташа скрылась за дверью. Я оставлен у лифта. Жду. Возвращение Наташи, - холодный, ледяной душ:
- Я останусь здесь, а тебе сюда нельзя, я сейчас тебя отвезу к нашим друзьям, там побудешь до утра.
Знаете, что такое отчаяние?
Лифт. Такси ! - Кажется, первое такси в моей жизни, не запомнил, был убит, раздавлен. Подъезд, шикарная лестница, как в кино про Зимний дворец. Дверь из двух створок.. Раскрылась при нашем появлении. Как же догадались, что мы придём??? ( В Салаире, в то время, у нас не было квартирных телефонов) И первое, что помню - запах краски, запах картин, сохнущих на мольбертах.. - с того момента запах краски только что написанной картины для меня ассоциируется с запахом Счастья. Меня раздели, обули в тапочки, на кухне накормили, напоили чаем, провели по длинным, загибающимся коридорам, в большую залу, заставленную книжными шкафами и стеллажами, на широченном диване белоснежные, с хрустом простыни, подушки, одеяла, оставили до утра.
- Ты спишь ? Пойдём ко мне, отсюда через гостиную свет увидят.
Высокое, выше меня и крупнее, создание, в прозрачной "тоге" ( потом узнал, производство ГДР, называется "комбинация", синтетика !!!), за руку вывело меня с дивана, в дверь, тамбур, дверь - в залу поменьше, ну, как две наших салаирских квартиры.
- А ты правда математический самородок, гений?
- Ну, не знаю, навряд ли.
- Ага, и папа так же сказал : "Наверное сказать нельзя, но по-видимому, навряд ли".
Пока я перевариваю эту тарабарскую скороговорку. Создание уселось на высокий стул, одна босая нога под себя, другую на стул, подбородок на колено, и начало меня рассматривать. В упор. А я замер в ступоре. Под этой тогой у создания.. ничего нет! - Точнее, вверху - ничего, внизу - не вижу, мешает купон на тоге. Но и этого, сверху, достаточно - теперь мое сердце здесь и навсегда!
- Пьём чай? Смотрим альбомы?
- Ну. альбомы, наверное.. (Опережающее представление уже вывалило передо мною горы фотографий младенцев, свадьбы, похороны, знамёна демонстраций, родственники за заставленными бутылками столами - что же ещё может быть в альбомах?).
Бум, бум, бум ! Стол прогнулся под стопкой здоровенных (метр на метр!) книжищ. Откуда-то сверху мелькнули голые ноги, создание спрыгнуло, показав прозрачные, какие-то ошеломительно красивые, маленькие трусы ( потом узнал - производство ГДР, - называются плавки, синтетика !!!)
Бум-бум - ещё книжищи!
- Тебе танцы нравятся?
- Не очень. (спортзал, школьные "вечера", моё робкое стояние у стены)
- А я - о б о ж а ю ! Мой кумир Айседора Дункан ! Босоножка ! Видишь, и я всегда хожу босиком и без всего , это - поднимается край тоги, .показывает плавки - специально для тебя одела. Ненавижу! Хочешь -сниму?
Заглатываю воздух, задыхаюсь.
Создание кружится по комнате, руки взлетают над головой, ноги на вытянутых носочках летят над полом, что-то немыслимо прекрасное. Мерцание, просвечивающее всеми окружностями выпуклостями впадинками + Как только я не потерял сознание! Плавочки летят мне на колени, боюсь прикоснуться ним, уронить на пол.. А передо мной распахивается альбом.
- Похоже?
Рисунки, фото, ч/б, в цвете, танцующие женщины, босые, в белых невесомых прозрачностях, скорее подчёркивающих, чем скрывающих их наготу.
- Это её Парижская студия, это Нью-Йорк, вот она в Москве.
Вот это - Есенин !
Я в ужасе оглядываюсь. Есенин! Самый запрещённый поэт, за его переписанные стихи - исключение из пионеров и из школы!
( В 1956 г., впервые после Войны, издан двухтомник С. Есенина, за этими двумя тоненькими зелёными книжками мои папа и мама уезжали в областной центр, Кемерово, двое суток (!) сменяя друг друга в очереди, стояли у книжного магазина, а потом папа переплетал эти томики в другие переплёты других авторов, что бы не изъяли вдруг, при обыске.(Ходили слухи, что сразу, после издания зелёного двухтомника, во многих городах он был конфискован и передан в библиотеки, на спец. хранение).
- Чай-чай-чай! Танцующая, кружащаяся, летящая ставит на стол пиалу с чаем, откуда-то, из поднебесья, её невесомые пальчики сыплют в пиалу беленькие листочки
- Жасмин, пожалуйста.
С каждым глотком ко мне возвращается сознание, жизнь, пытаюсь улыбнуться.
- А это - мои любимые примитивисты. Руссо ! Тигр - смотри!
А это Брейгель младший, это шедевр. Лучше написать невозможно. " Возвращение охотников", Почему-то ни кто, веришь - ни кто ! не замечает, что это Голландия, а каналы замёрзшие, и море - смотри - море подо льдом!
Но главное - это я поняла, я! - Видишь костёр, что они жгут ? Гроб! Жгут домовину! Это земля так промёрзла, что они не могут могилу выкопать и покойника сжигают! Знаешь как это называется ? - Малый ледниковый период ! Десять лет! За эти десять лет Гренланлия - слышишь Зелёная страна! - замёрзла и покрылась льдом, и сегодня там один лёд ! Вот, что такое Брейгель!
А это нельзя даже смотреть, видишь в папку вложен, это альбом Марка Шагала, только за хранение - лагеря! - А папе в Обкоме подарили, без права показа - этот альбом знаешь сколько стоит? - Даже в Берлине, как хорошая пяти-комнатная квартира! - Смотри, это Витебск, видишь, что на заборе написано? ( Смеёмся вместе).
Мне почему- то невероятно легко и свободно, абсолютная раскованность, неожиданно для себя, поднимаю плавочки, то ли целую, то ли нюхаю - создание заливается смехом
- А это Энгр! Обожаю Энгра!
На каждой странице нагие женщины, не как на трофейных картах, на картах, женщины красивее, но у них ничего не видно .
- Смотри ни тени стыда, вообще, и при этом - ни капли бесстыдства! Только восхищение женским телом, любование женской наготой!
А это - Дали! Дали и его русская принцесса! Представляешь, он всю жизнь рисовал только одну эту Галину, а она до него жила с Аполлинером, с десятком парижских художников и поэтов - и ни один её не ревновал, ни проклинал - все её обожали и преклонялись перед ней ! Совсем, как де Сталь, или Елена Багрицкая-Бонер+ ой ! Забудь!
Ты понимаешь, чего добивается Дали? - Видишь, вот, вот, видишь - он пытается выйти в четвёртое измерение, изобразить на плоскости в двух измерениях - четвёртое! Ты слышал, как он голый, на коне и с саблей Хачатуряна встретил? - Ага, танец отгремел, Дали ускакал, ворота захлопнулись, а мажордом объявляет: "Аудиенция окончена."! Вот смотри - переводи название, подумаешь, на итальянском: "Мастурбация юной девственницы на рогах персональной невинности" - в ЛИТО ни один перевод не утвердили и этой репродукции нет даже в Ленинке. Это для меня, это я с пяти лет мастурбирую и до сих пор невинна, сама себе не верю.
А это Климт. Папа не любит Климта, говорит, что Климт унижает женщину. А по мне, так после того, как Тулуз Лотрек унизил женщин, да с Лотреком всё ясно, там одни комплексы. Все ущемлённые мужчины само утверждаются унижением женщин. А Климт - это не унижает, Климт показывает покорение женщин, меня бы кто так покорил! Я себя пишу только в стиле Климта. Вот так. Видишь ? Вот Энгр - вот Климт одна натура, одна поза, - видишь в чём разница? Да в перспективе же ! - Смотри, прямая перспектива, здесь обратная. Обратная перспектива скрывает объекты эксплуатации женщины, прямая - выделяет. Смотри, прямая перспектива 3/4 , от женщины остались только её, инструменты, демонстративно, даже да-да-исты не додумались.. это Климт!
Я ошалело смотрю на изображение лежащей на грязном полу женщины, на боку с безобразно подогнутой ногой, так что космато заросшая промежность распахнута зияющей бардово-чёрной щелью с торчащими кусками плоти, с подробностями никогда и ни где мною невиданными, и от всей женщины, лежащей в беспамятстве, на картине - только эта промежность, в волосах и пене, как бы отдыхающая после немыслимой работы..
-- У папы есть зеркало для бритья. С подсветкой, с сильным увеличением. Я беру это зеркало и рассматриваю себя - там. У меня идеальная зрительная память, я сделала массу эскизов себя. И вот, главное, только ты должен молчать? - Я молча киваю.. - я давно уже пишу моменты своих физиологических отправлений.
Нет-нет, просто дефекация - это банально, есть у Да Винчи.
Я сделала открытие, вот этого нет ни где и ни у кого. Только у меня! Представляешь! Вот смотри: большая папка полная листов ватмана, на ватманах лица - детские, девчоночьи, взрослые, одни женщины - все уставившиеся в какую-то точку, одутловатые, бессмысленные.
- Ну?
Я в растерянности поднимаю глаза. Босоножка вскинув руки летит на семенящих вытянутых носочках -
- Вот! Вот! Ни кто, ни кто не за-ме-тил !
- Это из психушки?
- Нет! Это из ту-а-ле-та! У меня есть свёрлышко, карманное крупповское, раскладное, на ручке. Я захожу в кабинку в туалете и сверлю глазок в соседнюю кабинку. И запоминаю лица в момент дефекации. У меня идеальная зрительная память. И везде, в Союзе, в Париже, в Риме - везде одни и те же лица, одно и то же выражение - если не замечают наблюдения! Ты понимаешь, что это - медитирующие лица? Это же типичная ме-ди-та-ци-я !
А что такое медитация? Это обращение к общему агрегору!
Это ли-тур-гия, это общая молитва! Одна, во все времена, по всей земле! И не только у людей. Ты слышал, что бы собака заела кошку, когда кошка справляет свои дела? А ведь в это время кошка беззащитна и выдаёт себя запахом - Нет! А лиса зайца? - Нет!
Потому что это - ТАБУ ! Ты наблюдал кошку во время её дефекации, так, что бы она тебя не видела ? У кошки то же самое выражение на мордочке ! Ме-ди-та-ци-я ! Мы все едины в ЭТОМ и это наша самая древняя ре-ли-ги-я от слова связь - всех друг с другом - всегда.
И я придумала сюжет: моя попка в момент дефекации - в ней я останусь на все времена. Потом будут подражатели, но моя - останется пе-р-вой ! Изображение доминирующее, от края и до края - фактически один открытый, вывернутый сфинктер с вываливающейся фекальной массой, или так же моя уринирующая вагина - изображение точное до анатомичности, но истончённое до прозрачности. И это всё - фон, в обратной перспективе. А на этом фоне - галерея лиц - вот этих- все возрасты, расы, одинаково бессмысленные, отрешённые в самой древней на земле медитации. Это ведь можно назвать - Древнейшая Церковь?
У меня всё готово, все эскизы, пространство. Остался только формат и монтаж. Здесь нельзя. Нельзя, что бы кто - нибудь узнал, тогда - всё.
Ты первый, кто это услышал и увидел, ты уедешь и забудешь, хорошо?
- - Кивок
- А меня папа берёт с собой на выставку. Там его презентация. В Берлине. Западном. Там будет - МОЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ни кто не знает - неожиданно. Это будет ШОК, СКАНДАЛ - это сразу сделает ИМЯ.
Ой, как я рискую, но этой темы нет и не было ни у кого!
Знаешь, всё ведь могут отобрать, подумаешь - Папа, могут и у него просмотреть все папки, и мои то же.
Вот, возьми. Сохрани у себя - это наиболее проработанная, здесь всё, вся идея, вся тема, и вот моя подпись. Сохрани, спрячь на годы, на двадцать лет, не менее. Ты защитишься, станешь выездным, вывезешь среди материалов твоего доклада, "там" и только тогда опубликуй. Вот моя подпись, вот моё поручение - заскакивает на коленки на высокий табурет, склоняется над столом и долго пишет что-то на обратной стороне ватмана. Пишет, не обращая внимания на позу, на обращённые к моему лицу, ничем не прикрытые "объекты эксплуатации". Я не запомнил ни вида их, ни деталей, в глазах расплывалось, терялась резкость.. Запомнил только запах, неожиданный, необычный - может быть от её волнения?
Ватман чем-то обрызгивается, обсушивается помахиванием, складывается до размеров "общей" тетради. - здесь не разворачивай. Там, у себя, разверни и посмотри, но только один раз, письмо на ватмане не выдержит частого разворачивания.
Потерпи, ради меня + здесь вся моя жизнь.
В глубине квартиры запел будильник. Меня мгновенно вернули на диван, поцеловали, прижались ко мне -
- Я на занятия. Тебя будут кормить. Потом мыть, постригать, стирать, отглаживать, что бы выставить на состязание, ту ночь ты будешь спать с вечера до утра, я к тебе даже не подойду - создам тебе стимул - вернёшься со щитом - у нас будет еще две-три ночи+, на щите - посадят на поезд и на всегда.. Сохранишь? Сейчас Маша подойдёт, она раньше всех встаёт, домработница наша.
Исчезла за дверью, щелк задвижка, щёлк - на второй двери.
И почти сразу в зал вошла домработница. В фартуке. Такая же, как Большая Мама в негритянских фильмах.
Весь день Большая Мама занималась мною, почти не разговаривала. Но вот, накормив меня невероятно вкусными котлетами с косточкой (!), Господи, да кто же меня мог научить эстетики приятия пищи - уличный котёнок пищащий у чашки с "Вискас". Умилившаяся Б. Мама снизошла до разговоров.
- Познакомился с нашей Белоснежкой? Да знаю-знаю, разве она пропустит! Танцевала, в белье хоть? - ну ладно. Не то взяли моду со своей мамашей голышом скакать. Раньше они в Сто квартирном доме жили - там привидения - сюда вот и приехали, на ул. Чехова. А я с юности, совсем малой еще, в Сто квартирный пришла - у кого только не служила, такого насмотрелась, жизнь поняла.
Я молча киваю, почему бы в квартире, где валяются книги метр на метр, стоимостью в пяти-комнатную квартиру в Берлине, не водиться и привидениям? (Много позже узнал я о страшной судьбе жителей Сто квартирного дома в Новосибирске - аналога Трифоновского Дома на Набережной).
- У папаши - они сейчас в Крым убыли, на свою дачу персональную - тебе в их кабинете постелено, - скоро выставка в Берлине, по ту сторону. Презентация картин о партизанах. " Ни кто не забыт, ни что не забыто" - называется. Папаша всегда дочку с собой берёт, она одна у них - на старости лет сподобились. Белоснежку нашу в Академию Художеств готовят. Папаша её и в Италию возил, целый год прожили, и в Германию, а в Париж - как к себе на дачу ездят. На выставки всё. Только чует моё сердце - не ладно будет. Сейчас за абстракции то садят. А она всё: "Полак! Полак!". Ой, начудит она со своими абстракциями. Да и папаша то же : "Полак".. а ведь ничего своего, всё казённое - враз всё сгрузят и увезут и печать на дверях.
Загибается край скатерти - инвентарный номер - всё казённое, ничего своего, Партийный Минимум ! Ты это - ничего от неё не бери. Не давала? Ой-ли? С них-то, с гуся вода, а с тебя за ихнии абстракции спросят, так спросят, и с тебя, и папы-мамы твоих! . Да чего я тебе объясняю-то, тебя ведь Наташка привезла? Ты ведь земляк её? - Ну тогда сам всё лучше меня понимаешь, за что люди на каторгах-то маются.
Пролетел я на Олимпиаде. Со свистом. Иного и быть не могло. До Областного уровня олимпиада - билет в ВУЗ. Республиканский уровень и выше - поиск будущих генераторов математических идей. На Республиканском уровне - уже не задачи потолка школьной программы, и не задачи ВУЗовских программ. Республиканские олимпиады - задачи на нестандартное мышление ребёнка с математическим складом ума, мыслящего математическими пространствами - такими только родятся и очень редко.
Вот поезд. Плацкарта. Мне не обидно. Единственное - представляю праведный гнев мамы ( моей), перед поездкой я вымогал с неё белую рубашку - победителей будут по телевизору показывать! А единственная моя белая школьная рубашка зажелтела от стирок, и рукава мне по локоть, и на груди не застёгивается - вырос.. (Да, я угадал. Мама гонялась за мной со скалкой в руках: " Рубаху ему! Белую! По телевизору покажут!" - Сестрёнка Надя, раскинув руки, вклинивалась между мной и мамой, спасая мою голову. Потом было примирение, были голубцы маминого приготовления. НИ КОМУ Я НЕ СКАЗАЛ НИ СЛОВА О КВАРТИРЕ НА ул.ЧЕХОВА,- жил - у родни Наташи, всё как у нас, даже хуже, людей в квартире больше, кормили котлетами и борщом - у нас вкуснее, спал на диване. Простой диван, продавленный, пружина торчит. Правда, рассказал про ЛИФТ!
- А ватман ? За столиком в плацкарте, ужиная запеченной курицей (Большая Мама положила на дорогу, с пирожками, с бутылкой компота. Я даже заплакал, обнаружив в сумке этот подклад). От запаха курицы наверное пол вагона мрачно напряглись и озверели.. проводница - точно фыркнула. И тут слова Большой Мамы прозвучали у меня под черепом: " Так спросят! И с мамы-папы твоих..". И завертелись под моим черепом пять немецких трофейных карт с голыми девушками. Эти карты Серёга Проханов показывал во дворе. За них его и забрали в колонию, дали пять лет - по году за карту. Тогда я выгреб со дна сумки сложенный ватман, сунул под куртку. Потопал к купе проводников, к титану, под которым слепила раскалёнными углями печка - свёрнутый ватман просунулся в печку поверх углей и печка мгновенно загудела. Сброшенный как пружиной, с нижней боковой полки, подскочил мужик, распахнул дверку:
- - Что?
- - Математические задачи: я олимпиаду по математике просрал.