Аннотация: Фильм "Мастер и Маргарита" начисто провалился... Вина режиссер в том...
"МАСТЕР" И БОРТКО
Или то, о чем стесняются написать критики.
Владимир Бортко - хороший, опытный режиссер. Этого хватает, чтобы поставить среднего уровня телесериал "Идиот", этого может хватить, чтобы, соорудить еще пару снисходительно принимаемых зрителями произведений, этого хватит, чтобы надежно держаться в середине режиссерской братии, но чтобы соорудить безумно-мистического, невероятно остроумного Булгакова - надо быть и немного безумным и безумно талантливым. Широкий, взахлеб, теле-анонс "Мастера и Маргариты" сыграл (в который уж раз!) злую шутку с телесериалом и зрителями. Чуда не состоялось, и само ожидание его было намного трепетнее, чем просмотр сериала миллионами зрителями у телеэкранов. И чудо не состоялось по нескольким основным причинам, о которых как-то стыдливо замалчивают.
Каждый из нас, любящих Булгакова, конечно же, видит своего Воланда, своего Понтия Пилата, своего Иешуа! Ведь гений Булгакова еще и в том, что своих героев он описывает в разных ситуациях по разному, давая нам, читателям, возможность развернуться фантазии, вспыхнуть творчеству. И первое, где явно просчитался режиссер - выбор на ключевые роли известных артистов. Для меня попадание в "десятку" было только в одном случае - исполнение Галкиным роли поэта Бездомного! Здесь сам Булгаков , наверное, был бы счастлив, видя, как из пролетарского, безбашенного советского поэта вырастает фигура философа и историка. Близки были, пожалуй, к своим образам, Мастер и Маргарита, хотя не стоило Ковальчук так искусственно хохотать, изображая ликующую ведьму, иногда подымался до образа Воланда и Басилашвили. Иногда! Совершенно не был болтливым и потешающимся сам надо собой Коровиным Абдулов, в трагический образ Римского никак не вписался "городошный" Олейников, Безуглов в роли Иешуа был бы хорош, но словно проявлялись сквозь его трагический облик бандит Саша, вертлявый Есенин. Прокуратор Лавров, другие персонажи, словно по заданному курсу появлялись и пропадали со сцены, не волнуя и не заставляя нас плакать или смеяться - это было просто ремесло. Было полно досадных мелочей. Кот не превращается в толстяка, "упитанное лицо в роговых очках" вдруг становится измученным лицом худого интеллигента, Тот же Абдулов, другие его коллеги по сериалу, не были "темной силой", а играли эту силу. Лишь Басилашвили как-то дотягивал до воплощения в образ Сатаны, иногда был даже страшен. И все... Конечно, есть определенный риск пригласить на основные роли неизвестных актеров, но здесь мог бы проявиться не Бортко-середнячок, а ищущий, рискующий, немного безумствующий режиссер.
Роман "Мастер и Маргарита" не идет, а летит в души читателей. Прекрасный темп, чудесная смена событий, куда вплетаются и глубокие размышления, и трагические события. Но все - на одном дыхании! Сериал же монотонен и затянут, темпо-ритм вял и глух. При этом совершено неудачными выглядят сцены казни, бала. Снова не хватает им безумства, парадоксальности, иронии, в конце концов. Кстати, насчет иронии. Великий Бегемот был просто уничтожен и бездарно сделанной куклой и самим исполнением роли. Издевательская ирония сил тьмы, их игра с людьми в кошки-мышки, их зло, невольно превращаемое в добро, ведь мир спасается только тем, что здесь вечное равновесие, все было в делах и словах шута князя Тьмы - литературного кота Бегемота. И без него не было бы романа такой яркости и силы! В сериале же не было ничего от литературного героя, мало того - киношный кот играл против фильма, делал все сцены с ним неубедительными и вызывающими сожаление.
Можно еще много рассуждать о телесериале "Мастер и Маргарита", я вовсе не претендую на абсолютную истину, ведь есть даже недавно слетевшие с горшка критики, пытающиеся принизить, как-то размазать по темным стенам все творчество М. Булгакова, им тоже дали слово, но одна истина есть. Телесериал "Мастер и Маргарита" не стал явлением или даже заметным событием в нашей жизни. Средний фильм для уютного просмотра за вечерним чаем. И всё!
Дмитрий Ледовской, член Союза журналистов России,"