Памятник правителю русских поселений на Аляске Александру Баранову в городе Ситка (бывший Ново-Архангельск) никак не связан с рабовладельческим строем, с гражданской войной, с какой-либо политической партией. Сидит себе на простом камне человек спортивного телосложения с рулончиком бумаги в правой руке и смотрит на бывшие русские поселения. Оружия нет, взгляд не агрессивный, костюм партикулярный, американский, бриджи, сапоги немного русские, немного ковбойские. Этот памятник, установленный 25 октября 1989 года, всего лишь дань истории Аляски, самого крупного по территории штата США, ставшего принадлежность Америки в 1867 году. Установили памятник русскому чиновнику сами американцы, и никому он не мешал до сих дней.
А в эти дни, как известно всему миру, в Америке буйствуют толпы темнокожих граждан, протестующие против жестких действий полиции, угробившей уже двух афроамериканцев. Протесты реальные, понятные всему миру, но как всегда при всех массовых бунтах, в ряды протестующих втесались погромщики, революционеры-коммунисты, анархисты, безграмотная молодежь. Общий смысл конгломерата лозунгов определить почти невозможно, но, поразительно, снова, как и на украинском майдане 2014 года, завязалась война с прошлым, с историей страны и с её памятниками, то есть с памятью.
Война не шуточная. Осквернены памятники флотоводцам и первооткрывателям, военным и политикам, даже президентам. И представить было невозможно, что волны памятникоборчества дохлестнут и до Аляски, где группа жителей Ситки потребует снести памятник нашему Александру Баранову , потому что не видят в нём смысла. Узнать, кто входит в эту "смысловую" группу мне не удалось, мои знакомые из Анкориджа, Нома и Бетела, с кем я созвонился, много не ведали, но об инциденте знали и искренне выразили своё возмущение. Мало того, они уже планируют организовать свою группу поддержки для сохранения памятника Баранову и выехать в Ситку.
Казалось, всё нормально - на группу идиотов ниспровергателей тут же нашлась группа разумных защитников истории, в Америке таких противоборств хоть пруд пруди. В этом случае даже сам мэр Ситки Гэри Пэкстон высказался в защиту памятника Александру Баранову, но предложил найти достойного представителя из коренного населения тлинкитов и тоже соорудить ему памятник. Как бы в противовес россиянину. К сведению читателей сообщу, что на Чукотке, ближайшем соседе Аляски, установлен ряд памятников геологам, ученым, а на первом месте памятник выдающемуся чукотскому писателю Юрию Рытхеу.
Желание мэра Аляски понятно, но меня насторожила ясно ощущаемая неуверенность в словах аляскинских знакомцев, которую наиболее точно выразил пожилой каюр Тим Кл-н, сказавший на ломаном русском языке , что "пришло время платить за старые грехи".
Вот тебе на! На протяжении многих лет я общался с аляскинскими каюрами и охотниками, рыбаками и моряками, летчиками, студентами и педагогами, врачами и чиновниками, журналистами. Ни разу в этих абсолютно дружественных и открытых беседах, проходящий на Аляске, Чукотке, Колыме, не возникали темы каких-то обид или претензий. Американцы всегда уступали нам в знаниях мировой истории, а о СССР и России имели самые смутные и порой дикие представления. Но все они знали, что колонизация Аляски русскими на рубеже 18-19 веков проходила без насилия над её коренными народами, признавали, что резервации - плод деятельности американских властей. Продажу Аляски США они определяли только как исторический факт, заверяли, что ничего, кроме дружеских чувств, они к русским не испытывают.
О каких же неоплаченных грехах ляпнул старожил Тим, потомок русских переселенцев и эскимосских вождей? Кто-то же нашептал ему в старые уши эти грехи. Может о тех мизерных средствах, коими американцы рассчитались за покупку полуострова, ведь только добыча золота на Аляске превзошла их в тысячи раз, обогатив безмерно и казну и самих золотодобытчиков? Прибавим к этому добычу нефти, рыбный промысел, деньги от туризма, так может, уже пора и нам вспомнить о плате за старые грехи и потребовать от Америки, ну, хотя бы сотню миллиардов долларов за отданный ей почти даром клад под названием Аляска.
То, что нынешняя Америка "больна на голову", становится всё яснее. Собственный, гротескно срисованный с украинского, разноцветный американский майдан уже вовсю полыхает в разных городах США. А помните, уважаемые читатели, как американские эмиссары в 2014 году кормили пирожками украинских националистов на улицах Киева, ссужали их деньгами, амуницией, подсказывали, учили, сами набирались опыта уличных боёв и провокаций? Великая библейская мудрость, что "всё вернется на круги своя" явственно звучит в грохоте погромов и выстрелов, освещается заревом пожаров и костров по всей Америке. Похоже, наступает очередь и Аляски.
Дремлющая под холодным северным небом Аляска заселена хотя и не густо, но разнообразно. Среди 750 тысяч её жителей представители индейских племен, эскимосы, чукчи, алеуты. Полно европейцев. Есть поселения потомков русских переселенцев, негров практически нет. Всё достаточно мирно и благолепно. Но опыт мировых событий неумолим - наиболее взрывоопасны те регионы планеты, где соседствуют разные национальности, различные религиозные концессии, где неизбежны, реальные и надуманные, зависть и обиды.
Первый звонок будущих потрясений уже прозвучал - группа недоумков потребовала снести безобидный памятник русскому лидеру Александру Баранову. Какие мерзавцы и провокаторы подхватят и раздуют эту идею можно только представить. А как она коснется России, расположенной всего в 50 милях от США, можно только предполагать. Но коснётся обязательно, на Чукотке и Аляске полно родственных связей среди коренного, особенно прибрежного, населения. Есть и коренные, генетические обиды, взаимные нападения. Последнее вооруженное столкновение между чукчами и эскимосами произошло не так уж давно, в 1947 году, и помнят о нём по обе стороны Берингова пролива.
И всё же остановлюсь на оптимистичных нотах. Когда-то Чукотка и Аляска были связаны пешим перешейком, по которому кочевали смелые, мужественные племена индейцев, чукчей и эскимосов и, поверьте, общего у них сохранилось намного больше чем разъединяющего. Как коренной северянин, родившийся в селении Урелики на берегу бухты Провидения, я верю в разум своих северных собратьев и нынешний прохладный привет с берегов Аляски воспринимаю как одиночный порыв ветра. И нет с нашей стороны тех грехов, за которые надо, хотя бы и символически, платить. А посему, упаси Боже народы Аляски от тех потрясений, что бушуют совсем рядом в их же стране.