Царь Федор
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Лебедев Ю. В.
И С Т О Р И Я
Д Р Е В Н Е Й Р У С И
1584 - 1598 годы
ДИНАСТИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ
( х р о н о л о г и я и историография периода)
Часть Х1
г. РУЗА
Предисловие к Феодору Иоанновичу 8 января 2010 года
Сказать, по правде говоря,
Не видела Святая Русь,
Такого славного царя...
Хотя, в истории его, младенцем
Вроде бы, так назвали.
Времен спокойных до него
Здесь на Руси давно не знали.
Остатки ненависти, гнева,
Времён Ивановых наследие
Он притушил и правил тихо.
Тот век Руси спокоен был,
Он веровал, молился и постился
Уз брачных он не нарушал.
На поле битвы он не трусил
Вернул, что Грозный потерял,
В войне Ливонской.
Беда вся в том,
Он трона им не уступал,
Искателем назойливым, родне,
И правил сам,
Лишь с шурином Борисом.
И вот за то, в глазах историков,
ОН потерял лицо.
Настоящая Х1 часть " Истории древней Руси" является заключительной в отношении времени правления рода князей, именуемых Рюриковичами. Впрочем, и ранее существовало большое сомнение в том, что это могло происходить на самом деле. Теперь это, как то обосновывались в данной книге (частях 1 и 2) настоящей работы, в них сделана попытка привести мнения различных ученых историков и цитируемых ими "документах" в хронологическую последовательность, это помогло разобраться с родовыми именами и на этой основе, сделан вывод по данному вопросу. Вывод получился отрицательным, не существовало этого родства. То же предположение может быть и в отношении дома династии Романовых, где никакого генетической связи, между Михаилом Романовым и царями России, уже с начала ХУ111 века, как такой не существует. Оставалось только, в обоих случаях, что у Рюриковичей, что у Романовых выдуманное родство с основателями этих династий.
Все вышедшие в свет 11 частей "истории древней России" не могут претендовать ни на что другое, как быть, по мере возможности, изложением мнений ученых историков, приводимых ими и в выдержках из документов "древних", соединенная с попыткой изложенная материала в хронологическом порядке. Работа снабжена размышлениями на возможность и вероятность действия изложенных фактов на общее развитие Руси, исходя из их последовательности и протяженности данных событий. Другого тут нет!
Читая различных авторов, приходишь к выводу, что излагаемые ими обстоятельства большинства событий, их причины и последствия, были вставлены в рамки определённых предпочтений и в течение долгого времени существовали, как исторические мумии, не подвергаясь ни сомнениям, ни, тем более, проверкам. Зачастую они противоречили примитивной логике, но оставались незыблемыми до ХХ1 века.
Короче, к поискам и новому толкованию истории древней Руси, так и не приступили.
Основоположники, заранее определяли и приоритеты, и временные рамки трудов своих: Н. М. Карамзин, писавший "ИГР" в начале века Х1Х, предпочел ограничить свой труд временами Смуты. С.М. Соловьёв ограничил, в конце того же века, событиями царствования Екатерины 11, годом 1780. Редко кто рисковал написать "Новейшую", тут вполне можешь ошибиться, пока канитель с написанием и печатанием, точка зрения власти на данные события может измениться на противоположную, а это чревато...
Даже М. В. Ломоносов, есть такие сведения, на собрании Академии, возражал против рассмотрения вопросов истории в отношении "Времени Смутного", которые хотел изучить академик Г.Ф. Миллер. Вот такое положение с составлением нашей истории.
Есть одна болезнь исторической науки, её название - "коллектив авторов". В написании истории такого быть не может, не коллектив, а лично историк. Татищев, Миллер, Карамзин, Ключевский, Соловьёв, Нечволодов и многие другие это не коллективы авторов, а лица излагающие историю и несущие ответственность за свой отбор фактов из документов, интерпретацию течения событий и сделанные выводы. С ними можно спорить, приводя другие документы и высказывая своё видение течения исторических событий и их последствия. Коллектив труд в истории безлик и безответственен, единственным исключением может быть случай, когда каждая глава имеет персонального автора. В противном случае, как у А.Райкина - "Кто кроил пиджак? Кто пришивал пуговицы?" Коллективный труд авторов может лишь создать "Историю СССР с древнейших времен до 1861 года" и продолжения этого труда. Тут звучит лишь заданная тема.... Что может быть хуже этого?
Есть еще одна область последствий описания истории предвзятым образом, считая, что вся правда только за нами, мы всегда побеждаем,... не взирая на потери и последствия мы сами делаем серьёзную ошибку. Вот тут, господа историки, осознанно или нет, вы провоцируете национализм и превосходство одного народа над другим, поскольку описанный период из далекого прошлого истолковывают потомки крайне предвзято. Ничего удивительного в этом нет, поскольку вместо анализа событий в учебниках лишь голые даты "НАШИХ" побед - "Правильной дорогой идете товарищи!", а результат будет плачевным. Граница России уже проходит у Смоленска, все страны: Украина, Литва, Латвия и государства средней Азии нас оставили, вовсе не из-за того, что мы их сильно любили...и в этом есть, к сожалению вина как историков прошлого, так и деятелей исторических теперь. Кроме того историки, "своим" правдивым истолкованием событий истории провоцируют на создание, столь же "правдивых" отражений их в различных областях национальной культуры (живописи, литературе письменной - в романах, в драматургии, в кино и ТВ) знакомство с которыми у большой массы их потомков создаёт искажённое представление о нашей древней истории. Ответственность за это, несомненно, должна лежать на науке исторической, науке крайне нужной и столь же опасной, поскольку, хотим мы того или нет, её выводы формируют в нас определённые взгляды, а также у наших потомков. Воспитание патриота не должно быт "победно" однобоким, поскольку реально жизнь Руси Московской определялась не одними победами, но и сокрушительными поражениями и тяжелыми периодами жизни народной. Только тогда потомки смогут сделать понятным для себя пути развития своего Отечества и осмыслить те задачи, которые стоят перед ним сегодня.
Время крайне быстротечно и долгие, вреде четыре века с века ХУ1 по ХХ1, все укладываются лишь в четыре человеческих жизни: человек, родившийся в Москве в конце царствования царя Феодора, мог вполне наблюдать бегство Петра Алексеевича в Троицу, от сестры своей Софии Алексеевны, другой, родившийся в ту пору, мог в конце жизни наблюдать гвардейские парады, принимаемые Павлом 1, а рождённый, в конце века ХУ111, мог наблюдать за коронацией Николая 11, наконец родившийся, в тот момент, при условии, что он не погибнет в первую Мировую, войну Гражданскую, не сгинет в ГУЛАГЕ, уцелеет во время второй Мировой, вполне мог получить поздравление от Бориса Николаевича, как ветеран труда, или, просто, как долгожитель. Взглянув же на то - куда за это время "шагнул технический прогресс", как быстро изменялось обустройство жизни, насколько преобразились понятия общественные и социальные, и, подумав, вот тогда, возможно, мы поймём, что менталитет этих четверых, не мог изменяться столь быстро, как мир их окружающий. Даже поколений от того времени нас отделяет всего шестнадцать! "...Призрачно всё в этом мире бушующем, есть только миг за него, и держись, жизнь это миг между прошлым и будущем...!" Калеча наше историческое прошлое, мы создаём для потомков своих невыносимое будущее! Осторожно ИСТОРИЯ! Господа историки будьте бдительными!
Все мы рабы настоящего мгновения, но любим, рисовать перспективы на будущее, и совсем не желаем заглянуть в свое прошлое, посмотреть, что там было и как, а главное к каким последствием, необдуманные действия предков, привели, и понять, почему так случилось. Выводы не для нас!
--
июня 2010 года.
Из 143 п с а л м а.
Не уповайте на князей;
Они рождёны от людей
И всяк по естеству на свете честью равен.
Земля родит, земля пожрёт:
Рождённый всяк, рождён умрёт,
Богат и нищ, презрен и славен.
Тогда исчезнут лести те,
Которы даны суете,
И чем гордилися бесстыдно человеки,
Скончаются их кратки дни,
И вечно протекут они,
Как гордые, шумя, текущи быстро реки.
Когда из них изыдет дух,
О них пребудет только слух,
Лежащих у земли бесчувственно в утробе:
Лишатся гордостей своих,
Погибнут помышленья их,
И пышны титла все сокроются во гробе.
А. П. Сумароков (1774 ?)
Долго Русь раздирали по клочьям
И усобицы, и татарва.
Но в лесах, по речным узорочьям
Завязалась узлом Москва.
Кремль, овеянный сказочной славой,
Встал в парче облачений и риз
Белокаменный и златоглавый
Над скудою закуренных изб...
От Кремлёвских тугих благолепий
Стало трудно в Москве дышать.
Голытьбу с тесноты и неволи
Потянуло на Дикое Поле.
Под высокий степной небосклон:
С топором, да с косою с оралом
Уходили на север - к Уралам.
Убегали на Волгу, за Дон.
Их разлёт был широк и не связен,
Жгли, рубили, взымали ясак.
Правил парус на Персию Разин,
И Сибирь покорял Ермак.
"Дикое поле" М. Волошин.
ФЕОДОР ИОАННОВИЧ - Царь и Великий князь Московский
Жил 1557 - 1598 г.г. Царь Московский 1584 - 1598 г.г.
"...Родился в 1557 году Мая 21 дня. Царствовать начал по кончине родителя своего в 1584 Марта 19; короною венчался позже тогоже года Июня 30 дня. Построил в Москве каменный белый город. Ходил войной на Ливонию, и возвратил себе Иван - город, Ямбург и Копорье.- В царствование Его Грузинские Цари, Горские и другие Князья передались в покровительство Российского Скипетра; и первый поставлен в Москве Патриарх Иов. - был Государь добрый и храбрый, но вдавшись слабо в доверенность злоковарному Годунову, (который в Царствование его власть свою увеличил более, нежели вельможе иметь надлежит,) сделал России в последующие по себе годы великий вред..." ("Исторический словарь", ст. 180, М. 1793 год).
Странно, но факт, что все историки дружно обратили внимание на физические и другие данные нового царя, причём старательно характеризуют его страшно неприглядным, как в смысле его физического состояния, так и умственных способностей, словно ищут в его облике подтверждения слов Иоанна 1У о его "неспособности самому править". Вот:
- ХУ111 век. "Исторический словарь": "Государь добрый и храбрый, но вдавшийся в..."
- Х1Х век (начало) Карамзин: "...новый Венценосец, боясь уподобиться своему ненавистному предшественнику, и, желая снискать любовь общую, легко впадает в другую крайность, в послабление вредное Государству. Сего могли опасаться истинные друзья отечества, тем более что знали необыкновенную кротость, соединённую в нем с умом ребёнка, с набоженностию беспредельностью, с равнодушием к мирскому величию. На громоносном престоле свирепого мучителя Россия увидела постника и молчальника, более для келлии или пещеры, нежели для власти Державной рождённого.... Не наследовав ума царственного, Феодор не имел и сановитой наружности отца, мужественной красоты деда и прадеда: был росту малого, дрябл телом, лицом бледен; всегда улыбался, но без живности, двигался медленно, ходил неровным шагом, от слабости в ногах; одним словом, изъявлял в себе преждевременное измождение сил естественных и душевных. Угадывая, что сей двадцатисемилетний Государь, осуждённый природою на всегдашнее малолетство духа, будет зависеть от Вельмож и Монахов..."
- Х1Х век (середина) Соловьёв: "...Таким образом, и по смерти Грозного государство находилось в таком же положении, как и по смерти отца его: хотя сын Грозного, Феодор, вступил на престол и возрастным, но был младенец по способностям, следовательно, нужна была опёка, регентство и открывалось поприще для борьбы за это регентство..."
-Х1Х век (конец) А. Рамбо: "...Феодор, сын Иоанна 1У и Анастасии Романовны, не имел качеств отца, которому наследовал: он не обладал ни склонностями его к разврату и жестокости, ни его живым умом, ни железною волею. На престоле Россия увидела постника и молчальника. Власть, разумеется, перешла в руки боярской думы...".
- Иловайский: "...Небольшого роста, неуклюжий, неповоротливый, с ястребиным носом, он не мог скрыть своей простоты, часто и некстати улыбаясь. Тихий, ласковый, он особенно отличался набожностью и проводил своё время или в образной, освещённой неугасимыми лампадами, вместе со своим духовником, или в церкви за заутреней, обедней и вечерней. В промежутках между ними он беседовал с супругой, принимал бояр, приходивших на поклон, забавлялся шутами и карлами или кулачным и медвежьим боями. Любил также по праздникам ходить на колокольню и самолично производить трезвон. Сверх того, почти еженедельно царь отправлялся на богомолье в какой-либо из отдалённых монастырей. Государственных забот и судебных разбирательств он не выносил...".
- ХХ век (начало) Нечволодов: "...Грозному Царю наследовал смиренно - блаженный Феодор Иоаннович, вступивший на родительский престол двадцати семи лет от роду, был человеком небольшого роста, приземистым и опухлым, с ястребиным носом, нетвёрдой походкой и постоянной улыбкой на устах; он был очень прост, "бе бо". По словам "временника дьяка Тимофеева", "естеством кроток и мног в милостях ко все, и непорочен.... Паче же всего любя благочестие и благолепие церковное". Но совершенно не склонен к занятию государственными делами. Очевидно, власть должна была перейти
в руки тех, кто его окружали...".
- ХХ век (конец) Н. И. Павленко: "...Единственным же наследником престола оставался слабоумный карлик с ярко выраженными чертами вырождения - будущий царь Феодор Иванович. Самодержавную власть умирающий деспот оставлял наследнику, который править просто не мог..." ("История СССР с древнейших времён до 1861 года").
- ХХ1 век (начало) Д. Калюжный: "...Д. Флетчер в Московии. Вот его мнение о царе Феодоре: "...Он тяжел и не деятелен, но всегда улыбается, так что почти смеётся ... он прост и слабоумен,... не имеет склонности к войне, малоспособен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей...".
Единство мнений и общее согласие господ историков в отношении личности и слабоумия царя Феодора просто поразительны, что в отечественной истории редкость!
А ежели всё не так? Вспомним множество русских сказок про "Иванушку - дурачка", которому всё удавалось на удивление людям, которые считали себя очень умными. Его смех вовсе не показатель слабости ума, это скорее усмешка над теми, кто недооценивал его ума и скрытой от многих глаз настойчивости, способности добиваться своего при том, что об этом никто не догадывался, поскольку решения он принимал сам и умело заставлял свое окружение их исполнять, при этом сам всегда оставался недоступен для их влияния, не в пример отцу, которым окружение ближнее всегда "вертело, как хотело".
Постараемся подкрепить выдвинутое предположение бесспорными фактами его жизни:
- Родившийся в 1557 году, у уже ослабевшей матери, Анастасии, сын Феодор не мог, отличаться очень крепким здоровьем. После смерти матери в 1560 году, он оставался на руках мамок, но это не значило, что ему стало лучше. Когда отец отнял его у мамок и пристроил рядом со старшим братом в Александровской слободе, сказать трудно, но с тех пор он постоянно сопровождал царя, что делало его свидетелем всех развлечений Грозного. Единственная возможность спрятаться от этой жизни - посвятить себя молитве. Против этого царь ничего не мог возразить. Надеть на себя маску недалёкого человека вынудила его большая ревность Иоанна к подрастающим сыновьям, старшего отец уже поколачивал, младшего от его побоев спасала маска человека слабоумного, который, как считал Иоанн "не способен править", а потому и не воспринимал его, как возможного соперника. После первой серьёзной попытки Иоанна Иоанновича перечить отцу, к тому же поддержанной некоторыми боярами, старший сын был тяжело ранен отцом, и умер.
Феодор, благодаря своему кажущемуся жалкому состоянию остался жив, повзрослев, задумался о своём будущем, надеялся сесть на престол, но не раздражал отца.
- Уже потом, практически после рождения Димитрия от Марии Нагой, Феодор понял, что отец предпочтет видеть на московском престоле Димитрия, а не его, Феодора.
- Когда в 1583 году возникла в связи с обострением болезни опасность смерти Иоанна, Феодор понял, что тот предпочтёт всё равно оставить трон младенцу Димитрию, и обойти его, вполне взрослого мужчину.
- Приняв решение отстранить Димитрия и царствовать самому, Федор выбирает себе в союзники наиболее близкого и способного быть верным ему человека, брата жены, Бориса Годунова. Какое участие и влияние на эти решения оказывалось со стороны Ирины Феодоровны Годуновой, сказать невозможно. К союзу привлекается и Богдан Бельский - Скуратов, тоже родственник и человек способный смириться до поры до времени с тем, что Димитрий не наследует трон после смерти Иоанна. Кроме того, он имел влияние на гарнизон кремля и мог приказать закрыть ворота и зарядить пушки.
- В момент смерти Иоанна Грозного заговорщики блокировали Кремль, тем отделив его от остальной Москвы, где активную "народную поддержку" избранию Димитрия организовывали бояре: Шуйские, Милославские и Захарьины - Юрьевы. Всю эту боярскую группу выпустили из Кремля, после того как были согласованы все вопросы о передаче власти Феодору, сформирован "опекунский совет" из лиц заинтересованных и принята торжественная присяга Феодору - новому царю всея Руси. Феодор выиграл.
- Апрель 1584 года. Боярская группа довела свои намерения до логического конца, и выполнила то, что собирались сделать сразу по смерти Иоанна, - подняла мятеж в Москве. Правда, цель названа другой - "отравитель Богдан Бельский"-, это было желание ослабить позиции Годунова. Богдана Феодор спас, мятеж затих, но Богдан Бельский- Скуратов, оказался "равноудалённым" и от Димитрия и от Москвы, в Н. Новгороде.
Царю Феодору и Борису Годунову вся эта затея с мятежом скорее помогла. Богдан Бельский также мешал усилению их власти, как и Шуйские, Мстиславские, Захарьины.
- Апрель 1585 года. Скончался Никита Романович Юрьев - Захарьин. Кто тут выиграл?
- Июнь 1586 года. Тверское княжество лишается своего Великого Князя Симеона.
- Январь 1587 года. Мстиславский и Шуйский обвинены в заговоре и удалены.
- 1588 год. Указ о разрешении Борису Годунову руководить Иностранным приказом.
- 1589 год. Патриарх Константинопольский приезжает в Москву, утверждает Патриархию.
- Май день 15, 1591 год. Убит царевич Димитрий в Угличе. Обвиняют Бориса Годунова.
Впрочем, в равной степени это могло быть отнесено и к Романовым, их интерес мог тут присутствовать, есть сведения, что "чернец Гришка" рос сначала при их дворе...
И скажите после этого, что это не последовательное укрепление власти для Феодора Иоанновича, который не допустил ВНОВЬ ситуации, которая сложилась в детстве отца: боярское правление при матери с царём - младенцем на руках. Феодор посчитал, что и одного раза довольно. Ну а то, что он предпочел править исподволь, скрываясь за своей маской, так ему это, возможно, казалось удобным. Трудно было расстаться с тем, что он использовал ещё в детстве и отрочестве, опасаясь гнева отца и последующей расправы.
Вы попробовали взбираться на колокольню, там лестницы крутые и проходы узкие, там уже не помогут, а раскачивать языки больших колоколов, нет? Поверте, это тяжело и "немощному" это не по силам. Вот там, на высоте колокольни, в одиночестве, Феодор становился тем, кем был на самом деле: умным и сильным мужчиной - Царь Феодор.
В остальное время он - недалёкий слабый "карлик" - царь - не обязан быть красавцем.
Слушал, понимал, удалялся в светлицу, молился, думал перед иконами, решив для себя очередной вопрос, доводил своё решение до жены, а та уже следила за тем, чтобы оно исполнялось Борисом. Царь - невидимка в исполнении Феодора Иоанновича был на троне. Кстати, так же поступал и Иоанн 1У, слушал и отвечал через третьих лиц...
Получилось очень странное предположение, но при более подробном изложении и в хронологической последовательности попробуем найти тому подтверждения. Итак...
ФЕОДОР ИОАННОВИЧ, ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ И Т.Д. И Т. П.
- 1584 год - 18 - 19 марта. Момент смерти Иоанна 1У. Следует внимательно вглядеться и обозначить тот круг лиц, которые в тот момент могли находиться около умирающего.
- Скрынников описывает это так: сначала "в полдень больной велел принести духовную и приступил к её исправлению"; около двух часов, "трудился над завещанием"; потом
"в третьем часу велел подготовить себе баню. В приготовлении участвовал лейб - медик Эйлоф"; мылся и слушал песни " с трех часов до семи, то есть более четырех часов"; перенесли на постель "желал, потешится игрой в шахматы.... В опочивальне собралось большое общество - Бельский, Годунов, сановники и штат слуг"; при расстановке фигур "лишился сил и повалился навзничь", вызвали доктора и духовника. Заканчивая описание кончины Грозного, Скрынников пишет: " Горсей употребил фразу: " He was straingled" - новейшие исследователи переводят эти слова так: "Он был задушен"..."; "в числе первых в спальные хоромы прибежал его духовник Феодосий Вятка. Иван был мертв, но Феодосий совершил обряд пострижения над мертвым телом". И ещё одно, похоже, что Ивана Петровича Шуйского в момент смерти в Москве не было. Он выехал из Пскова, лишь получив известие о смерти Грозного.
- Карамзин: "...Для больного снова изготовили ванну: он пробыл в ней около трёх часов, лег на кровать. Встал, спросил шахматную доску, и сидя на постели, сам расставлял шашки; хотел играть с Бельским.... Вдруг упал и закрыл глаза на веки , между тем как врачи тёрли его крепительными жидкостями, а Митрополит...читал молитвы над издыхающим, названным в Монашестве Ионою..." ("ИГР", т. Х, ст.258).
- Нечволодов: "... "Пополудни Иоанн прочитал своё завещание, но ещё не думал умирать.... Около третьего часу Царь пошел в баню, мылся в своё удовольствие и, по своему обыкновению, тешился приятными песнями. Вышел оттуда около семи часов и чувствовал себя свежее; его принесли и усадили на постель. Иоанн позвал Родиона Биркина, дворянина, которого он любил, приказал ему принести шахматный столик и стал сам расставлять шахматы. Главный любимец его, Борис Феодорович Годунов, и другие стояли кругом стола. Вдруг он ослабел и упал навзничь. Поднялся крик, смятение: кто посылал за водкой, кто - в аптеку, за "розовой водой" и золотоцветом, кто - за духовником и медиками". Над умирающим Царём быстро совершили обряд пострижения в схиму и нарекли его Ионою..." ("Сказания о земле Русской", т. 4, ст.262).
Примечание: в "Сказании..." приведена автором цитата из работы Горсея, бывшего там.
- Иловайский: "...18 марта, после трехчасовой теплой ванны, он сидел на постели, спросил шахматную доску и собирался играть в шашки с Бельским. Вдруг он упал. Меж тем как врачи тщетно старались привести его в чувство, митрополит Дионисий... совершил обряд пострижения и нарёк его иноком Ионою...". ("Царская Русь", ст. 344).
Что можно бы было принять, как ближе всего к вероятному положению? Это вероятно:
- Иоанн не докончил свою Духовную, документ огромный и требовал на составление много времени. Это была не первая его духовная, последняя в 1572 году делила царство между Иоанном и Феодором, и хотя имя наследника трона упоминалась в первых строках, вероятнее всего, в этот раз оно не было внесено в документ: большой риск для самого Иоанна. Сторонники оглашенного наследника могли начать действовать во вред. Итак, варианта может быть два: а/ Наследник вообще не был ещё объявлен; б/ наследником объявлен Димитрий. Иоанн и раньше не видел возможности объявить наследником трона Феодора, которого не считал способным к правлению.
- При конце Иоанна точно присутствовали: Богдан Бельский - Скуратов, Борис Годунов, Родион Биркин и другие, неназванные лица. Близко находился духовник Иоанна Феодосий Вятка, который и совершил обряд пострижения Иоанна в Иноки. Это не прощание Василия 111 с женой, сыном и Двором, момента передачи власти не было.
- Пострижение в иноки лишает данное лицо оставаться Царём. В Византии этот обычай применялся к пленённым императорам и претендентам на власть. После пострижения Иоанн уже не царь, таким образом, с исполнением пострижения трон освободился.
- Остальные, потом вошедшие в совет и просто лица заинтересованные: сам Феодор, Никита Романов, Иван Шуйский, Митрополит Дионисий, Иван Мстиславский, Афанасий Нагой, вероятнее всего, не присутствовали при этой "царской забаве", тут были только "свои", Смерти не ждали, а может и, наоборот, для тех, кто был посвящён и заинтересован. А лицам заинтересованным посторонние точно не нужны. Старались даже скрыть это!
Иоанн, если бы даже очнулся и воспрянул духом, то узнал бы новость, "приятную для себя" - он инок, а не царь! Зачем, в таком случае душить, брать грех на душу свою?
В предыдущей книге было высказано предположение, что в момент смерти Иоанна Мстиславский, Шуйский, Захарьин - Романов, находились рядом с умирающим, но вероятнее всего, это было не так, - Иван Шуйский, наверняка, был во Пскове, где были другие, сказать затруднительно, возможно, в городе. Возможность того, что младенец Димитрий с матерью, её отцом и родственниками проживал в Кремле, несомненна.
При наличии таких условий государственный переворот, устроенный Богданом Бельским - Скуратовым, Борисом Годуновым, Феодором Трубецким и их сторонниками, которые находились в Кремле, вполне мог развиваться таким образом:
а/ Ещё до пострижения, возможно, ещё днем кремлёвская стража заняла свои посты около ворот и на орудийных площадках, на стенах. По команде ворота были закрыты. б/ Немедленно после пострижения Иоанна 1У Грозного, Бельский и остальные пленяют Афанасия Нагого, а их всех родственников, находившихся в Кремле берут под стражу.
в/ Привозится, уже после обряда пострижения, в Кремль митрополит Дионисий, который, в тот момент принял решение, что возведение на престол Москвы "слабого Феодора", позволит ему играть при таком государе первую роль и иметь над ним ту же власть, которую имел митрополит Макарий над Грозным до своей кончины.
г/ В присутствии митрополита приводят к присяге новому царю Феодору "знатных вельмож" - практически одних сторонников Годунова, Бельского и Трубецкого.
д/ "...Прослышав о затее Бельского регенты (авт.?) Милославский и Романов поспешили в Кремль, взяв с собой вооруженную свиту. После переговоров Бельский согласился пропустить двух бояр внутрь замка, но калитка захлопнулась перед их вооружёнными холопами..." (Р.Г. Скрынников). Эти двое остались одни без людей.
е/ Им объяснили ситуацию: так, мол, и так - умирающий, по его желанию был пострижен в иноки и передал власть Феодору; все присутствующие уже приведены к присяге ему митрополитом Дионисием. Спросили о желании присягнуть и обещали достойные места им в регентском совете при царе Феодоре, или же желание остаться с Нагими под...
Вывод, который напрашивается в данном случае, однозначен. Они присягнули Феодору.
Теперь два вопроса: главный из них - могло ли это произойти без добровольного согласия самого Феодора на данные действия: пострижение отца и присяга ему, уже царю? Безусловно, нет! Феодор был со всем согласен, если не являлся руководителем этого государственного переворота. Не убил - постриг в иноки, не взял греха на душу!
Если бы это было не так, царевич мог удалиться в свои покои и молиться, а не давать митрополиту согласия приводить к присяге ему, как царю, "знатных вельмож".
Вопрос второй, не менее важный - похоже, что Кремль с новым царём Феодором оказался в окружении людей, поднятыми на бунт не согласной с его избранием знатью Москвы? Похоже, именно так и оказалось. "Прискакавший" из Пскова, к этому моменту Иван Петрович Шуйский, застал именно такую картину. Кремль в осаде, его "единомышленники" - Иван Милославский и Никита Захарьин - Романов, - то ли заложники осажденных, то ли "верные, приведённые к присяге Феодору", слуги нового Царя. Что делать? Решали...
Такое состояние с 19 марта продлилось до апреля. Когда именно это произошло и начался бунт в Москве, историки не знают. Но на организацию любого бунта нужно время: провести ориентацию масс, избрать тактику и приготовить средства исполнения.
Так или иначе, можно лишь констатировать, что Кремль вместе с новым царём был прочно осажден сторонниками Мстиславских, Шуйских и Захарьиных - Романовых.
Теперь посмотрим на расстановку сил и позиций противоборствующих сторон детально:
- "...Соловьёв (У11, 250, прим. 73) указывает на одну Рукопись Спб. Публ. Библ., где прямо говорится о двух партиях: с одной стороны Мстиславский, Романов, Шуйский, Головин; с другой - Годуновы, Трубецкой, Бельский (только дьяк Щелкалов причислен сюда слишком рано: он пристал к Годунову позже). Приблизительно тоже говорит Летопись о мятежах (6)..." (Иловайский, "Царская Русь", примеч. N 55, ст. 673).
Теперь обозначим условно наименование этих "партий": первую назовём - "боярская",
вторую назовём - "партия Двора". Посмотрим, какие цели преследовали каждая из них:
- "Боярская" - вероятнее всего, желала, чтобы наследником стал царевич Димитрий, так как надеялись, что при нём им удастся, "уговорив Афанасия Нагого", организовать чисто боярское правление царством, как в малых летах Иоанна Грозного. Избрание Феодора им не оставляло надежд, они, вероятно, считали, что именем царя будет править Борис Федорович, доверенное лицо Феодора. Нет никаких сведений о том, что "партия бояр" представляла себе истинный характер своего нового царя, считали, как и Иоанн, что он быстрее годен в звонари, чем в наследники престола. Крепко ошибались "ребята".
- "Партия Двора" - четко представляла, что будет с ними, и, вероятно, с Феодором, если наследует трон младенец Димитрий с матерью и роднёй, оберегаемые "боярами". Им неминуема плаха или пострижение - в лучшем случае. Чтобы избежать этого, они были должны предпринять попытку посадить на трон Руси Московской Феодора, мог он не согласиться? Это трудно предположить. Сам Феодор Иоаннович прекрасно представлял, какая судьба ему светит: в начале века ХУ1, венчанный на великое княжение Московское самим Иоанном 111 его внук, Димитрий, вместе с матерью, оказался в темнице. Уже больной, великий князь Иоанн 111 не смог препятствовать этому, а после его смерти удавлен по приказу своего сводного дяди Василия 111. Поэтому понятно его желание избежать такой участи и добиться престола в обход младенца - царевича Димитрия. Тому почетная ссылка - Углич. Пришло время обратить внимание на личности тех, кто вошел позже в опекуны Царя:
- И. Ф. Мстиславский - потомок князей Заславских. Его дед, Михаил, получил от короля Литвы титул князя Мстиславского при его женитьбе на Юлиане, княжне Мстиславской, но в 1527 году Михаил почему-то "завещал Мстиславль и Радомль королю, после чего удельное княжество Мстиславское перестало существовать" (Генеалогическая база Российского дворянства). Отец Ивана, Федор Михайлович, остался без наследства и перешел на службу Москве. Здесь Феодор получает руку Анастасии, дочери Евдокии, сестры Василия 111. А сам Иван был "...сын дочери двоюродной сестры Грозного, очень родовитый, но незначительный сам по себе человек..." (Нечволодов). Отцом Анастасии был Петр Абрамович царь Казанский (Худай - Кула, до крещения) потомок Тохтамыша. Вот и пойми нашу историю, не изучив брачные связи родов!
- И. П. Шуйский - далекий предок Рюрика (если это считать возможным). Шуйские были потомками князей суздальских, вытесненных ещё при Донском из своих владений; долго враждовали с Москвой, служили и Золотой Орде, потом перешли на службу Москве.
Его дед, Иван Васильевич Шуйский, боролся против Глинских и был соправителем в годы семибоярщины (1538 - 1542) после смерти Елены Глинской, матери Иоанна. "Иван Петрович пользовался особым расположением горожан московских, купцов и черных людей". (С. М. Соловьёв). Он же приводит интересную характеристику "вельмож Двора", которые, пользуясь громкими титулами "князь", были лишь "детьми разных народов": "...но князья эти в борьбе с младшей линиею Невского, с князьями московскими, потеряли своё значение: отношения родственные, происхождение от одного родоначальника, были забыты, когда эти князья назвались холопами государей московских; сами князья хорошо помнили своё прежнее значение, но народ забыл о нем... притом и название князь не напоминало более народу о происхождений от древних властителей России, ибо подле Рюриковичей с тем же титулом явились и Гедиминовичи литовские и выходцы из Орды и с Кавказа..." (С.М. Соловьёв, "История России с древнейших времён", гл. 41).
Замечание: Как мы копируем труды исторические в наше благословенное время? Плохо, поскольку считаем возможным исправлять их по своему усмотрению. Приведенный выше отрывок исключён, без всякого на то основания, их труда С.М. Соловьёва, тексту дана совершенно другая интерпретация, из текста выброшен целый раздел главы 41- "Будущие династии". Это произошло в книге, выпущенной издательством "ЭКСМО" в 2009 году под названием С. М. Соловьёв "История России...". Опасайтесь!
- Никита Романович Захарьин - Юрьев, предок Романовых. О нем много уже писалось в предыдущих книгах, можно лишь добавить мнение историка об этой фамилии: "...Конечно, ни потомки удельных, представители отжившей старины, ни литовские выходцы не имели такого исторического права наследовать собирателям земли, государям московским как представители древнего истового московского боярства, которое так усердно послужило собирателям земли при их деле. Ни одна из этих старых, истых боярских фамилий так устойчиво не удерживала за собою видного места, так неуклонно не присутствовала при деле государственного создания, совершенного Москвой, как фамилия Романовых - Юрьевых..." (С.М. Соловьёв). Эта часть текста в изданиях "ЭКСМО" сохранена дословно. Сергея Михайловича можно понять, он жил в те суровые царские времена Романовых, вынужден был демонстрировать...! А ныне зачем?
"...отличался, по общему отзыву современников, такими - же светлыми душевными качествами, как и покойная сестра, его Анастасия Романова..." (Нечволодов). Пропел ему дифирамбы другой историк, что с них возьмешь: люди забитые, подневольные? Правда, сестра, Анастасия, была ему сводной, тринадцатилетней девицей к моменту венчания, а позже чаще в "интересном положении". Вот тут и пойми, какой у неё характер? У этого "истового боярского рода" предки носили не фамилии, а прозвища: Кобыла, Жеребец, Кошка, Елка, а позже стали ставить, как фамилию отчество отца (татарский обычай) и докатились до Романовых, выехали вроде бы из Литвы - "рыцарь Гландал". В "ИГР", книга 1У, раздел "имена личные", среди всей большой родни этого боярства воевода, единственный Никита Романович, а остальные всё на службах дворцовых и "куда пошлют" по нужде государственной. Вот и все дела в... "государственном создании"...
- Б. Ф. Годунов - о нём также много написано ранее, но представим: опричник, позже зять Малюты Скуратова - Бельского, женат на дочери его Марии, так и поднимался до приближения к Иоанну Грозному. Род происходит от крещеного выходца из орды Чета. Усилил своё положение после того, как его сестра, Ирина, стала женой царевича Феодора, тогда в 1580 году получил чин боярина. Имел широкую поддержку среди служилых царевичей, что явилось предпосылкой и опорой при претензии на власть.
- Б. Я. Бельский - Скуратов, племянник Малюты Скуратова, принял "пост" при особе царской, после смерти дяди. По должности оружничей, по призванию слуга - "доверенное
лицо" царя Иоанна 1У. Воспитатель, опекун царевича Димитрия и матери, кроме того в его ведении: кремлевские стрельцы, Аптекарский приказ, колдуны, ведьмы, астрологи, одним словом - настоящее и будущее царя - батюшки опиралось на Богдана Яковлевича. Был один недостаток, - отсутствие родственных сильных фамилий. Но претензии на власть, в наличии даже с избытком. Служил Грозному, будет служить Лжедмитрию, поскольку у самого захватить власть с младенцем царевичем на руках не вышло. Много желающих! Как видим, двое против троих, в "Верховном Совете"...
Двое - опирались на кремлевских стрельцов, на закрытые ворота Кремля, на ищущего свои выгоды Митрополита Дионисия, и на то, что Милославский и Романов, уже присягнули Феодору, в силу сложившихся обстоятельств. Бунт населения Москвы, с прибытием туда Шуйского, стал неизбежным. Началась подготовка к осуществлению.
Когда происходил бунт, никто из историков не пишет, ориентировочно, - это апрель 1584 года. Самое странное, что из-за отсутствия, каких - либо датированных свидетельств очевидцев приводит к странным метаморфозам, если в веке ХУ1 и Х1Х историки пишут о том, что бунт затеян Шуйскими, то в ХХ1 предпочитают видеть виновником Богдана.
"...См. Никон. Летоп. и другие. В Латухин, Степен. Кн.: "Дьявол вложи мнения в народе, яка Бельский со своими советниками извёл Царя И. В.... а Царство Московское прочит советнику своему, Борису Годунову: начальницы же, глаголют, тому по заводу Шуйских Бояр были Рязанцы Ляпуновы и Кикины.". Сей мятеж был ещё до Феодоровой, при Англ. После Баусе (см. Гаклуйт. Navig. 521) около 10 Мая..."
(Карамзин, "ИГР", т. Х, прим. N 10).
Примечание: в данном случае дата приведена по Григорианскому летоисчислению, или, около 30 апреля, по "нашему" Юлианскому счету. На подготовку ушло много времени:
- Карамзин: "...Между тем как Россия славила благие намерения нового Правительства, в Москве коварствовала зависть и беззаконное властолюбие: сперва носились тёмные слухи о великой опасности, угрожающей юному Монарху, а скоро и наименовали человека, готового злодейством изумить Россию: сказали, что это Бельский, будто бы отравив Иоанна, мыслит погубить и Феодора, умертвить всех Бояр, возвести на престол своего друга и советника - Годунова. Тайными виновниками сей клеветы считали Князей Шуйских, а Ляпуновых и Кикиных, Дворян Рязанских, их орудиями, возмутителями народа легковерного..." ("ИГР", т. Х, ст. 8).
Остальные историки пишут в том же духе: Иловайский - " между московской чернью была пущена молва. Будто Бельский извел царя Ивана, хочет извести и Феодора с старыми боярами. Как ни была нелепа подобная молва, но, благодаря многочисленным клиентам и дворовым людям этих бояр, чернь заволновалась"; Нечволодов - " Богдан Бельский, воспитатель Димитрия, остался после его удаления в Углич - некоторое время в Москве, но скоро в народе разнёсся слух, что он хочет извести царя Феодора. Чернь заволновалась"; А. Рамбо - "У Феодора был брат Димитрий, сын седьмой жены Иоанна Грозного. Боярская дума опасалась интриг, центром которых мог сделаться этот ребёнок; по совету Годунова, отправили Димитрия с матерью и родственниками, Нагими, в его удельный город Углич. Один из членов думы, хитрый и честолюбивый Бельский, заслужил нерасположение народа, который окружил Кремль и требовал его головы; Борис воспользовался этим случаем, чтобы сослать своего соперника в Нижний Новгород". Таково было мнение историков об этом "бунте", даже в начале века ХХ, но в веке ХХ1 мнение, по каким- то причинам, круто изменилось, дело стали излагать так:
- Скрынников: "Во время "склоки" в думе, земские дворяне набросились на Бельского с таким остервенением, что тот, спасая жизнь, "утек к царе назад" и укрылся в царских хоромах. Великие бояре разъехались по своим дворам на обед. Бельский тем временем велел затворить все ворота и попытался уговорить Феодора держать "двор" и опричнину так, как держал его отец. Над Кремлём повеяло новой опричниной, но в дело вмешался народ".... Как это можно представить - испуганный Богдан - "пытается уговорить Царя". Опричнина не могла быть возрождена не укрепившимся ещё на троне царём Феодором. Это, в своё время, создавалось вовсе не по мимолетному решению Иоанна, а окружением.
- Калюжный: "В апреле того же года Богдан Бельский делает неудачную попытку переворота, после чего его изгоняют (воеводой в Нижний Новгород). Так его изгнали, или его назначили? Странно читать про такое изгнание, когда изгнанный - в Нижнем воевода. "...Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет...", так и в этом случае - "нет момента истины", есть лишь общие представления и домыслы. Что делать? Пожалуй, следует, опираясь на положение сторон и установленные факты, дать вывод:
- 19 марта 1584 года: а/ состоялось приведение к присяге Феодору, какой - то части двора. При этом часть представителей партии "Боярской" (Н. Р. Захарьин - Юрьев и И. Ф. Мстиславский) возможно, были вынуждены это сделать. И.П. Шуйского нет в Москве.
б/ Общей "платформой" для обеих группировок, после присяги Феодору, стала изоляция Афанасия Нагого, его дочери с ребёнком и родственниками. Для этого их сначала берут под стражу, потом - "...послали вдовствующую Царицу с юным сыном, отца её братьев, всех Нагих, в город Угличь, дав им Царскую услугу, Стольников, Стряпчих, Детей боярских и Стрельцов для оберегания. Добрый Феодор, нежно прощаясь с младенцем Димитрием, обливался горькими слезами, как бы невольно исполняя долг болезненный для своего сердца. Сие удаление Царевича, единственного наследника Державы, могло казаться блестящею ссылкою, и пестун Димитриев, Бельский, не желал в ней участвовать, остался в Москве: он надеялся законодательствовать в Думе, но увидел грозу над собой..." (Карамзин, "ИГР", т. Х, ст. 7).
Когда это произошло, неизвестно, царские сборы долгие, и, вероятно, это конец марта или начало апреля. Очень похоже, что инициаторами этой "почётной" ссылки младенца- наследника с семейством в далекий Углич, была партия "Боярская". Этим отъездом из Кремля они решали два вопроса: 1/ Вывели, на всякий случай, младенца - наследника из-под влияния царя Феодора и Годунова, поселив его на безопасном расстоянии от Кремля и обеспечив его и родню всем царским величием и охраной. 2/ Отделяли нового царя, Феодора, которому вроде бы присягнули, и Годунова с Бельским, блокировав их вместе со сторонниками в Кремле. Вот тут и появились признаки начала заговора, тогда и возникли слухи об опасности для здоровья Феодора. И. П. Шуйский действует в Москве. 3/ В этих условиях "люди в Кремле" поняли неустойчивость своего положения и начали срочно готовить созыв Собора, который должен был "утвердить право на царство за Феодором". Такой Собор, как пишет Горсей, собран лишь к (4 мая), в Кремле.
- 26 апреля. Кремль, собраны знатные люди разных сословий во главе с Митрополитом: "... В Никон. Лет. У111. 5: " придоша к Москве изо всех городов и молили со слезами царевича Фед. Иа., чтобы не мешкал, сел на Государство и венчался Царским венцом."
(Там же, прим. N 8).
"...Иностранцы Петрей и Горсей также указывают на собрание земской думы, предшествующей коронованию Феодора и утвердившее его на царстве..."
(Иловайский, "Царская Русь", прим. N 55). Разногласия между соперниками были настолько велики, что Феодор вынужден был искать поддержки у Земского Собора. Но, даже получив её, он остался для партии "Бояр" целью, вот тут всплыло имя того, кто желает отравить Феодора - Богдан Бельский, а люд московский, уже подготовленный бунтовать, пришёл в движение.
- 0коло 30 апреля Московский кремль был осаждён. Хотя осаждающие и требовали, чтобы им выдали "злодея Богдана Бельского - Скуратова", но цели у тех, кто их организовал, были совсем другие: если бы в Кремль через Спасские ворота ворвались люди, то вполне могли бы "случайно убить и Бельского, и Годунова, а может, и Феодора"; что можно ожидать от бунтующей черни? Бунт мог решить все вопросы скрытого двоевластия разом. И вот: "...огромная толпа подступила к Спасским воротам в Кремле, навели на них пушку и требовали выдачи Бельского. Тогда Царь велел объявить, что последний сослан им в Нижний Новгород, и народ успокоился..."
(Нечволодов, "Сказания...", т. 4, ст. 290).
"...Бояре Мстиславский и Юрьев с дьяком Щелкаловым от имени царя вступили в переговоры с мятежниками и успокоили их обещанием отправить Бельского в ссылку. Мятежники разошлись, а Бельский был назначен воеводой в Нижний Новгород..."
(Иловайский, "Царская Русь", ст. 347).
"... Тогда царь Феодор выслал к народу бояр, князя Ивана Феодоровича Мстиславского, Никиту Романовича Юрьева и двоих дьяков, братьев Щелкаловых. Велел уговаривать народ милостиво, что возмутил его кто-нибудь не по делу, хотят пролития крови Христианской, и расспросить, что их приход в город и на кого? На этот вопрос в народе раздался крик: " Выдай нам Богдана Бельского: он хочет извести царский корень и боярские роды". Тогда царь объявил народу, что Богдана Бельского он велел сослать в Нижний Новгород; и народ, слыша слова государевы и видя всех бояр, разошелся по домам..." (Соловьёв, "История России с...", гл 42).
Можно ли поверить, что бунтующих можно было "успокоить" таким сообщением? Это возможно только в том случае, когда перед ними оказались "вожди этого бунта", которые под напором штурмующей толпы хотели решить все свои вопросы. В этот момент и оказался созданным этот "Опекунский совет при царе Феодоре" - Шуйский, Захарьин - Юрьев, Мстиславский, Годунов. Богдана Борис сохранил, до нужного времени, пусть и не в Москве, но в достаточно важном месте, в Нижнем, где пути торговые...
Вот Соловьёв отмечает как слух, а следом Скрынников пишет уже, что: " стрельцы пытались залпами рассеять толпу. В результате побоища на площади осталось лежать до 20 убитых. Примерно 100 человек было ранено.... Временщик был лишён всех титулов и отправлен в ссылку в деревню". Вряд ли так было, ничто так не может разъярить толпу, как вид убитых и раненых, тут никакие уговоры разойтись, даже от имени Царского, не помогут. Не было этого, партия бояр добилась всех возможных уступок, "Первое время, по воцарению Феодора, наибольшее влияние на дела имел дядя его - боярин Никита Романович" (Нечволодов). Захарьины вышли на первый план в думе, а это как раз то, ради чего был затеян у Кремля не то бунт, не то митинг с вопросами, ответами, уговорами и демонстрацией "видимого единства" вокруг Юрьева!
"...В Ядре. Росс. Истории - Замедление коронации приписано мятежу народа Москвы..."
(Карамзин, "ИГР", т. Х, прим. N 14).