Вера, добрый день. В издательство "Октопус", наверное, обращается большое количество различных людей? В том числе и с просьбой о помощи в издании книги, да? Что обычно делает в таких ситуациях издательство?
Если честно, чаще всего я стараюсь отговаривать тех, кто к нам обращается с мыслью издать книгу за свой счет. Я, наверное, нестандартный издатель <улыбается>.
Несколько лет назад, когда я тоже была таким человеком, с двумя книгами, которые мне очень хотелось издать, я пришла посоветоваться с одноклассником моего отца, всю жизнь проработавшем в книготорговле. И он тогда мне сказал примерно так: "Деточка, если у тебя есть лишние деньги, потрать их как-нибудь по-другому! " Сколько раз с тех пор я пожалела, что его не послушала...
Серьезно? И что теперь?
Сейчас я этот совет часто повторяю сама - когда к нам приходят люди, желающие издать книгу за свой счет. Даже при том, что издав их книгу, издательство что-то на этом заработает, а отказавшись - нет. Просто люди должны понимать, на что они себя обрекают, и я не хочу никого обманывать, если считаю, что шансов продать эту книгу - нет.
Очень редко я могу согласиться с тем, что в этом действительно может быть какой-то смысл.
Общий критерий - вы должны ЛИЧНО знать хотя бы десять людей, которые пытались купить именно такую книгу в магазине, все обыскали и не нашли, и теперь готовы ЗАПЛАТИТЬ вам за файлик с этой ценной информацией. Если таких людей - 100, например это читатели вашего блога, готовые перечислить вам деньги за книгу на webmoney и получить ее, например, по почте, есть смысл издать 1000 экземпляров и продолжить расширять круг читателей.
Или, например, если вы обладаете информацией, востребованной узким кругом специалистов, готовых покупать ее за относительно большие деньги, например от 500 до 1000 рублей за небольшую черно-белую методичку.
Или, вы чувствуете моральный долг издать книгу своего умершего родственника и готовы приложить титанические усилия для того, чтобы донести ее до людей. Мне встречались такие люди, я снимаю перед ними шляпу.
Или вы хотите издать 200 экземпляров для дарения их своим друзьям и знакомым.
Или вы готовы создать свою фирму и заняться издательским делом всерьез и надолго, и у вас есть "портфель" из минимум десяти, а лучше двадцати книг - потенциальных бестселлеров, деньги на их издание и продвижение, опытные знакомые редакторы, верстальщики и книготорговцы.
То есть речь, фактически, идет о маркетинговых изысканиях и бизнес-планировании. Есть ли тогда показатели, ориентируясь на которые можно принять решение о нецелесообразности издания?
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя этого делать, если ваш роман (фэнтази, сборник стихов, и т.д. ) прочитали и отвергли в как минимум в пяти крупных издательствах. Поверьте, там работают совсем не идиоты и вероятность пятикратной ошибки крайне мала, даже если редактор не прочитал и пяти страниц вашего произведения. Обычно тренированному оценщику достаточно понять, о чем именно вы пишете, и оценить силу слова. ВСЕ. Многие думают, что при оценке имеют значение грамматические ошибки, неправильно расставленные запятые или что-то в этом роде. Это не имеет НИКАКОГО значения, поскольку если у вас есть ценные мысли или чувства и вы их выразили, от зоркого издательского ока ошибки этого не скроют, а книгу в любом случае будут редактировать. Попробуйте разместить часть текста в интернете, причем лучше не на специализированных сайтах, где все размещают и мало кто читает, а начните с того, что в своем блоге сообщите, что пишете книгу, и пошлите тем, кого это заинтересует, адресно. Разместите кусочек на общее обозрение. Организуйте подписку на книгу и посмотрите, много ли будет желающих ее купить.
Страсти какие. А если всё совсем наоборот?
Вот если вам пять издателей ПРЕДЛОЖИЛИ издать вашу книгу, тогда мысль о самостоятельном издании может иметь смысл <снова улыбается> И то, я бы посоветовала не связываться в этим, а устроить торговлю - кто из издателей больше предложит денег.
Почему не стоит издавать за свой счет то, от чего отказались издатели.
Дело в том, что если вы издаете книгу за свой счет, то вы и, что называется, "заказываете музыку". То есть определяете, как она должна выглядеть. Задача издательства в этом случае - удовлетворить ваши требования. Сами они, если бы издавали ее за свой счет и собирались продавать, наверняка бы это делали по-другому. Совершенно не факт, что вам бы понравилось, кстати. Просто они бы ориентировались на покупателей, а не на вас. Но в данном случае у них нет такой задачи - продать, а есть задача - удовлетворить заказчика. А как он потом будет это продавать, издателя, в данном случае, мало интересует. Они могут осторожно посоветовать, но сильно настаивать не будут и сделают, как вы скажете, лишь бы вы были довольны. Даже если вы заранее договоритесь с этим же издательством, что они будут потом реализовывать вашу книгу. Все равно - рискуете в данном случае вы, а не они. А они еще раньше, когда оценивали шансы вашей книги стать бестселлером, вынесли ей неутешительный приговор.
Ну, издать книгу это лишь часть дела, видимо. Что потом?
Дело в том, что книгу не настолько трудно издать, насколько ее трудно реализовать. Сделать это самому - практически невозможно. Или, скажем так, невозможно это сделать "стандартным" путем - через книжные магазины и крупные книготорговые сайты. Магазины не заключат с вами договор, если в вашем прайс-листе меньше 20 "продаваемых" позиций, изданных в течение двух, максимум - трех лет. С одной-двумя книгами можете даже не тратить время на магазины, а идти сразу к оптовикам. При этом надо иметь в виду, что стоимость книги вырастет суммарно более чем в два раза - оптовик, основательно с вами поторговавшись, и сбив цену практически до вашей себестоимости, наценит около 30%, а потом еще и магазин - от 70 до 100%. Тут надо заметить, что это издательства тоже работают с оптовиками, причем практически по той же самой схеме. Но у них и тиражи побольше, чем у вас, и на бумаге они сэкономят, и с типографией как следует поторгуются. А ваша книга - небольшим тиражом издается, и поэтому уже дорогая, и, кроме того, вся издательская прибыль уже сидит в вашей цене. Поэтому, когда оптовик вам покажет, и совершенно правдиво, почем стоят аналогичные издания, и сколько ваша книга будет стоить, стоя на полке магазина рядом с ними, вы с ним вполне согласитесь, что за такие деньги ее мало кто захочет купить.
Предположим, оптовики все же взяли вашу книгу и развезли по магазинам. Вряд ли ее выложат прямо около входа большой стопкой. Там обычно лежат бестселлеры и новинки известных авторов. Организация такой выкладки - непростое дело, и случайно туда книги не попадают. Как правило, магазин не берет денег за выкладку. Им нужен медийный план, где перечислено, где, как и когда выйдет информация о книге - по радио, телевидению, в глянце, интернете и так далее. Если вы сможете все это организовать, то сама выкладка - бесплатно. Магазин просто заработает свою торговую наценку. А если плана нет, то вряд ли они ее выложат.
То же самое - плакаты и прочая рекламная продукция. Магазины не продают рекламное место у себя на стене, но если вы им даете плакаты и книга не вызывает у них отторжения, а еще лучше, если планируется встреча с автором в этом магазине, то они их повесят бесплатно. Так что затраты в основном - собственно изготовление плакатов и проч.
Встречи с авторами - это магазины любят и проводят тоже бесплатно. Причем, даже большие магазины. Правда, это мероприятие лучше отдельно как-то пропиарить, хотя бы среди друзей, знакомых и читателей интернет-блога, чтобы хоть какая-то массовка состоялась. Тогда из любопытства могут подтянуться и просто покупатели.
Как вы думаете, сколько штук одной среднестатистической книги продает один из пяти больших московских магазинов в месяц? В лучшем случае, если ее поставят не на самую дальнюю полку, а где-то посередине, то штук 5. Еще десяток-полтора - магазинов помельче, в которых будет продаваться по 1-2 книги в месяц. Оптовики ее предложат и библиотекам, и на книготорговых сайтах она появится, и по другим городам развезут. Но все же, темпы продаж вас вряд ли порадуют... А если книга несколько месяцев в магазине не продается, они ее вернут. И второй раз уже не закажут. И вообще, в магазинах продаются только книги двух, ну максимум трех последних лет издания, и если она, что называется, "залежалась" дольше, то ее не продаст уже никто и никогда.
Так что, чтобы не попасть в число возвращенных и все же реализовать свой тираж за год-другой, без раскрутки не обойтись. И заниматься ей вам придется в основном самостоятельно.
Нужно понимать, о каком бюджете идет речь. Книга, к сожалению, не автомобиль. При тираже 3-5 тысяч экземпляров, вы можете заложить в стоимость рублей примерно 5-10 на экземпляр на раскрутку. Это вам даст не огромную сумму от 15000 до 50000 рублей. При тиражах меньше - циферка получится еще меньше. А теперь зайдите на раскрученные сайты в интернете, на некоторых их них приводятся расценки на рекламные баннеры. За 50 000 рублей баннер размером со спичечный коробок повисит на Афише неделю. И нет вашего бюджета.
Поэтому для книг, если это не биография Майкла Джексона, обычные рекламные ходы не годятся. Но существует масса других, менее затратных способов, которыми издатели как раз и продвигают "среднетиражные" книги. Это - раздача книг пишущим книжные обзоры журналистам, встречи с читателями в книжных магазинах и на выставках, ведение блогов, собственный сайт автора и так далее. Я бы на месте автора, издавшего книгу за свой счет, плотно засела в интернете.... Никакое издательство вам в этом не поможет, у них нет на это лишних рук. В лучшем случае они разместят информацию о вашей книге на своем сайте и раздадут знакомым журналистам.
На те же деньги, примерно 50 000 рублей, можно попробовать провести пресс-конференцию или презентацию, на которой всем журналистам раздать по книге. Желательно как-то нестандартно обыграть тему презентации, чем-то удивить. Заинтриговать всех лучше заранее, чтобы люди все же пришли, поэтому приглашения лучше придумывать особо тщательно. И не разочаровать потом - чтобы журналистам было, о чем написать! Самостоятельно вы это вряд ли организуете, а уговорить издательство пиарить таким образом ваш проект, даже за ваши деньги, будет непросто. По той же причине - если бы они издавали сами и считали проект интересным, они бы провели. А если не считают интересным, то им не захочется с ним публично ассоциироваться и рисковать репутацией. Но попытаться можно, вдруг все же получится.
Хорошо. Раз уж были упомянуты блогосфера и социальные сети (интернет, если обобщать), то, наверное, стоит упомянуть и про модель "печать по требованию". Сервисов "print on demand" сейчас относительно много. Что-то, как издатель, можете рассказать и об этом варианте?
Печать по требованию - хорошая вещь, за ней будущее при повсеместном распространении электронных книг. Она дает покупателям возможность купить книгу, которой ну нигде нет, а текст в электронном виде есть, продается, например, в интернет-магазине. А вам зачем-то ну очень хочется ее иметь в бумажном виде. Пусть дорого, но если очень надо, то это вполне хороший выход. И не только для читателя, а и для автора - он что-то все же получит при продаже электронной версии. Если это, конечно, лицензионная продажа.
Некоторые издатели заключают с авторами договора на печать книг по требованию. Издатель не инвестирует в тираж и его риски сводятся к допечатной подготовке. Автор все же видит свою книгу изданной, получает понемножку гонорар с проданных изданий. Да, он тоже небольшой, но за каждую книгу, учитывая ее дороговизну, при таком способе издания, получается гораздо больше, чем при большом тираже и больше, чем при продаже электронной версии.
Спасибо большое!