Аннотация: Не всегда то, что вы видите, является тем, чем кажется
Глава 4
-----------------------------------------------
Дома Тузик яростно трет лицо, потом куртку. А решение зреет и зреет. Прижав нос к стеклу, он долго наблюдает за воробьями. И наконец чувствует, что от автобуса номер сто сорок пять ему уже никуда не деться.
Про этот волшебный автобус неоднократно талдычила Анька. И Тузик давно поверил в него как в сказку, не соотнося ее с реальностью. По словам сестры сто сорок пятый неизменно держал путь в чудесный мир с высокими блестящими дворцами, гладкими дорогами с деревьями и цветами по бокам, яркими каретами, снующими туда-сюда сплошь распрекрасными принцами и принцессами, упитанными богато одетыми королями, а также королевами в шелках и дорогих шубах.
Ему обязательно надо попасть туда, пусть на полчаса, на пять минут, но нужно. Поглазеть на дворцы и кареты, потрогать кору деревьев, услышать разговоры принцесс. И тогда неотвратимость должна отступить, притормозить, смолкнуть.
Тузик ерзает на табурете, сопит носом и неожиданно громко смеется. Спустившись на пол, он проверяет, высохла ли куртка, в порядке ли башмаки. И только Лютины штаны, подвязанные на нем самом, не вписываются в будущую сказку совершенно - они грязны. Тузик некоторое время хлопает ресницами, не зная, что предпринять. Затем с торжествующим воплем кидается в детскую. Там, аккуратно сложенные вместе с другими вещами, лежат Анькины брюки, старые, обтрепанные, с дыркой на заду, которые сестра одевает под длинный свитер - ведь прореху под ним не видно все равно.
И вот, облаченный в кофту и брюки сестры, подвернув, насколько это возможно, штанины и рукава, мальчик смотрится в потресканное зеркало. Мягкие липнущие к черепу волосики, оттопыренные большие уши, острый подбородок, круглая мордашка с пуговкой носа и точкой рта. Тузик не смеет взглянуть на себя, полностью раскрыв глаза. Но ведь сказка требует решимости? И темно-гранатовые вытянутые к вискам глаза смотрят по ту сторону стекла в упор. Тузик смаргивает, дергает бровками и позволяет себе улыбнуться. Там стоит чистенький мальчик. В клетчатых немного мешковатых брюках и застиранной цветастой кофте. Наряд, конечно же, несколько странный, и вполне может быть, что в зеркале не мальчик, а коротко стриженая девочка. Впрочем, для сказки-то какая разница?
Куртка, ботинки, шарф. Помахивая ручками, Тузик выходит из подъезда и направляется к остановке, что за два поворота отсюда. Идет, покачивая головой то вправо, то влево. Натягивает капюшон и становится совершенно похожим на куклёнка. Принимается дождь, мелкой пылью посыпая все вокруг. Мальчик ускоряет шаги и наконец достигает пластикового навеса у желтой с черными буквами и цифрами таблички на железном штыре. Не решаясь взобраться на скамейку, он ходит вдоль нее, ведя ладошкой по облупленному краю. Мимо бегут машины и грузовики, обдавая асфальт и редких прохожих грязными брызгами. Автобуса не видно. Но Тузик абсолютно спокоен, он умеет ждать. Проходит около часа.
Волшебным видением из-за угла выворачивает голубой с зелеными полосками сто сорок пятый. Мальчик сверяет цифры на лобовом стекле с теми, что неоднократно рисовала ему Анька. Сомнений нет, это он. Шагает к раскрывающейся двери, немного неуклюже старается влезть внутрь, туда, где пахнет резиной, бензином и дешевым дезодорантом. И устраивается на сидении, прижимая нос к стеклу. Мелькают дома, производственные здания, вдалеке медленно двигаются, уходя назад, трубы заводов. Автобус мягко чпокает на поворотах, слегка проседает в выбоинах асфальта. И люди за окном в серой одежде, со злыми лицами еще совсем не напоминают принцев и королей. Но...
- Мальчик, нужно купить билет, - звучит сзади сварливый голос.
- Какой биет? - недоуменно поворачивается Тузик.
- "Какой", "какой", блин. Да вот "такой"! - отвечает похожая на оранжевый шарик кондукторша.
Рыжие кудрявые волосы дыбиком стоят вокруг круглого, усыпанного веснушками лица. Оранжевый форменный жилет обтягивает круглое тело, выплевывая красно-желтые рукава и брюки. Коричневая сумка с рулоном билетов удобно покоится на животе.
Тузик восхищенно разглядывает солнцеподобную фигуру, совершенно забывая об исходящем от нее требовании. Однако шарик вновь раскрывает ярко-красный рот:
- Мальчик! Ты куда едешь? У тебя есть деньги?
Словно застигнутый на месте преступления, Тузик мучительно краснеет и принимается ощупывать куртку, совершенно точно зная, что никаких денег в карманах нет. Анька никогда не говорила ни о каких билетах, только автобус, только путь в удивительное царство и только конечная остановка.
- Ты чего молчишь, как немой? - не унимается кондукторша. - Нет денег, нет билета. Нет билета, выходишь на следующей остановке. "Зайцев" не возим!
Зайцев? Тузик поднимает бровки и исподтишка начинает ощупывать свои уши. Неужели он похож на зайца? И хвостика у него нет. Скривив от удивления рот, малыш рассматривает немногочисленных пассажиров, уже заинтересовавшихся происходящим. Среди них тоже исключительно люди. Правда, вон у того дяденьки сильно торчат зубы и кепка пучится горбом, будто прячет длинные уши. Однако дяденьку ведь никто не выгоняет.
- Все, пойдем на выход. Вот остановка, - дергает мальчика за рукав кондукторша.
Тузик вцепляется в кресло, испуганно таращась на серый промышленный пейзаж за окном. И принимается выть.
- Да что ж это за люди пошли, тудыть-растудыть! - не выдерживает бабка напротив в зеленом платке. - Ты чего, девка, мальчонку выкидываешь прям в чистом поле?
- В каком еще чистом? - гундосит оранжевая баба. - Не положено без билета! Не! Положено!
- Дык потеряется тут малец! Пропадет! Иль самосвалом задавит, прсти осподи, - мелко крестясь заявляет старуха. - Совсем ужо из ума выжили, блин! Будто своих детей нету.
- Есть или нету, не вашего ума дела, пассажирка. А только "зайцев" не возим! Вы, что ли, ему билет-то купите?
- А хоть бы и я! - с вызовом отвечает бабуся. - На, подавись моей пензией! - вынимает она из потертого портмоне нужную сумму. - Совсем озверели люди! Такого мальчонку выкидывать посередь дороги. Нахрен!
Тузик принимает из рук кондукторши билет, закусывает нижнюю губу и с благодарностью смотрит на свою спасительницу. Сказка сбывается, на пути Ванюшки встречаются не только недобрые гоблины, но и замечательные Бабы-Ёги.
- Ты куда двигаешь-то, милый? - откуда-то из кожаных складочек и морщин интересуется бабуся.
- До конесной, - смущенно отвечает Тузик. - До конса.
- До конца, говоришь? - изумляется старуха и принимается трястись.
Мальчик с тревогой наблюдает за своей добродетельницей, опасаясь, что та вот-вот взорвется.
- Хе-хе, кхе-кхе, - продолжает в том же ключе бабка.
И Тузик понимает, что она просто смеется.
- До какого конца-то, милый?
- Ну, там, где двойсы и пинсессы. И каеты. И язное-сякое, - находит нужным пояснить он.
- Ну-ну... А мамка-то с папкой есть?
- Конесно!
- Ну и слава богу... К ним, что ль, едешь? - бабка складывает узловатые пальцы на тощем животе и принимается ими крутить.
- Не-е, - с неохотой отвечает Тузик. - Двойсы посмотъеть.
- Ага, ага, - щурится на него старушенция. - А мамка у тебя где?
- Дома, - досадует на непонятливость собеседницы мальчик.
- Хе-хе, кхе-кхе... Ну, а дом-то где?
- Там, - машет он рукой назад.
- Ладно, - тянет бабка. - Мне вот выходить через две остановки. Да только оставлять тебя без присмотра негоже, - старуха в задумчивости жует губами. - Ты сбежал, что ль, от мамки? Иль беспризорник?
- Какой такой незойник? - удивленно таращит Тузик глаза.
- Ты вот лучше скажи мне, с кем ты живешь?
- Ну... Ма, па, Ютя и Анька.
- Большая по нонешним временам семья, - подмигивает ему бабуся. - А чего уехал-то от них? Жилось несладко?
Тузик принимается сопеть, не зная, как прервать становящийся неприятным разговор: бабка-то как в воду глядит.
- Двойсы посмотъеть! - уже с вызовом заявляет он. - Пинсесс, каеты.
- Так. А когда возвращаться собираешься? - не отстает бабка.
- Посмотъю и объятно, - мальчик опускает голову и начинает двигать точку рта из стороны в сторону.
- Сурьезный какой мушшына, кхе-кхе.
- "Площадь Недотягина". Следующая - "Водопроводчикова", - объявляют по радио.
- Вот, следующая моя, милый, - бабка делает паузу. - Что ж мне с тобой делать-то, а? Просто так оставить, дык случится еще что-нибудь. Такой малец - и один в центре. Цыгани уведут или хачи, прсти осподи, - она мелко крестится. - А то и просто нехорошие люди, - старуха снова жует губами. - Придется, видать, с тобой ехать.
Тузик от неожиданности вжимается в кресло, поднимает запятые бровей.
- Ну, а ты как думал? Погуляю с тобой, дворцы посмотрю, кхе-кхе... Опять же этих... Принцесс, - бабка заходится в кашле. - Ну, а потом, - произносит она, немного отдышавшись. - Доставлю до дома. Сдам, так сказать, с рук на руки.
Тузик мнется, не зная, что сказать. Перспектива прогулки по сказке с такой попутчицей его вовсе не радует. Какое волшебство может быть с Бабой-Ягой, пусть и почему-то доброй? Только черное, не иначе.
- Мне нейзя с сюзыми, - наконец выдавливает он.
- Дык какие мы с тобой чужие-то? Помилуй, уж минут сорок вместе едем, кхе-кхе. Тебя как звать-то?
Мальчик ерзает, прижимает кулачки к щекам, дергает себя за ухо.
- Меня вот зовут Настурция Петровна, - снова кашляет бабка. - Для тебя, так уж и быть, просто баба Настя. А тебя?
Сраженный откровенностью старухи, Тузик отвечает:
- Тузик.
- Как, как? - вытаращивает глаза бабка.
- Ну, - мнется он. - Тузик.
- Тузик?? Это что ж за имечко такое выдумали, прсти осподи! А полное имя какое?
- Незаню, - бурчит мальчик.
- Ну и дела, - морщится его собеседница. - Назвали пацана собачьим именем, совсем озверели! А кто назвал-то, папка или мамка?
- Незаню! - уже громко заявляет Тузик, стремясь отделаться от навязчивой бабуси.
Следующие минут двадцать они едут молча. Тузик демонстративно пялится в окно, Настурция Петровна - на него самого, покачивая головою и что-то шепча.
Народу в автобусе тем временем прибавилось - студенты, служащие, просто праздношатающиеся. И Тузик прикидывает, насколько легко ему удастся затеряться среди них на остановке.
- Слышь, милый, - вновь обращается к нему старуха. - Следующая - наша. Ты само главное - не егози, а то потерямся. Слышь, нет?
Мальчик кивает, трет ладошкой макушку, а его полуприкрытые веками глаза так и зыркают по сторонам. Снаружи проплывают большие дома, торопятся люди, бибикают машины. И оп! Жесткие пальцы старухи крепко сжимают руку Тузика. Он пробует вырваться, но не тут-то было.
Автобус тормозит, открываются двери, пассажиры толпятся у выхода. Бабка тянет мальчика на улицу. Их толкают, обругивают, но разделить не могут.
- Погулям с полчасика, и домой, - бормочет словно про себя бабка.
А мальчик, двигая сжатый в точку рот, исподлобья оглядывается. Его волокут, не давая времени опомниться, и в голове поневоле всплывает история про Красную Шапочку. Ту самую, о которой рассказывала все та же Анька, успевшая, в отличие от Тузика, походить в детский сад.
Оказывается, много лет назад, когда сама Анька была еще маленькой, и папка с мамкой пили меньше, в доме водились деньги, было чище и как-то ласковее. Мать успевала иногда что-то готовить, отправлять дочь в детский сад и даже между делом работать. Пусть в разных местах и недолго, но это ведь не важно. Да и Лютя тогда был младше теперешней Аньки, а главное - добрее.
Вот в это Тузику верилось меньше всего, поэтому такие россказни он, как правило, пропускал мимо ушей. То ли дело - сказки. Про королей, принцесс, башмачки и волшебников. Тузик не мог не признавать, что Аньке в свое время с садиком повезло. Там и поиграть можно было, и поесть, и сказки послушать. А он сам, в отличие от брата и сестры, никогда не посещал детский сад - матери уже было совсем не до него. Более того, он всем мешал. И если бы не Анька и ее подружка Светка, скорее всего бы умер. Они меняли ему пеленки, кормили детской смесью и вообще таскались с ним, как с живой куклой. Но когда он подрос, им стало неинтересно, и вот тогда Тузику пришлось худо. Вечно хотелось есть, болел живот, на лице и руках саднили незаживающие болячки. А еще - было холодно. Тузик скулил, ползал под столом и стульями среди пустых бутылок, смятых окурков и ног родительских гостей, стараясь найти и ухватить упавший кусок еды. И в конце концов он так надоедал пьяным, что однажды по приколу, а затем и со злости, отец начал сажать его на собачий поводок. На третий раз Тузик смекнул, что как только появляются посетители, ему нужно прятаться. Но не тут-то было. Разгоряченный и раздосадованный батя искал его повсюду и находил неизменно - для него это, видимо, стало делом чести. Грязными потными пальцами нащупывал, издавал победный рык и выволакивал на свет божий, чтобы потрясти перед гогочущими гостями и защелкнуть на его шее замок. Именно в то время мальчик впервые почувствовал, что помимо голода, боли и холода существуют и другие ощущения. Он не мог назвать их, но четко знал, что плохо бывает не только телу. Он плакал, сжавшись в вонючий грязный комок, а его пихали и заставляли тявкать. И это еще больше веселило компанию, каждый раз менявшую свой состав. Тогда-то Тузик узнал и запомнил свое имя. А за еду готов был и лаять и подпрыгивать, стараясь ухватить то, чем его дразнили.
То были плохие времена, и Тузик предпочитал не вспоминать о них, загоняя всплывающие картинки поглубже в пустоту. Дальше, как ни странно, стало лучше. Подросла Анька и вновь принялась возиться с ним, пусть и без прежнего рвения. Сестра жалела его и, наверное, единственная из всех - любила. А затем и отцу надоели прежние развлечения. Жизнь вошла в нормальное русло. У Тузика была кровать напополам с сестрой, иногда ему покупали одежду, мыли, появились друзья во дворе, Анька, которая всегда находила где-то десятку-другую, подкармливала. Что может быть лучше?
Конечно, у Дюхи и Сашона в квартирах почище, да и еда все время водится. Зато ни у одного из них нет отца, а Тузик несмотря на свое малолетство уже уяснил, что баба всегда должна быть при мужике, а без него - обязательно пропадет. И это верно. Например, у Сашона мать постоянно болеет, а у Дюхи - ширяется. Чего никогда бы не случилось, будь они за спиной такого настоящего мужчины, как его батя. И пусть Лютя ни в грош не ставит отца, семья бати, по представлениям Тузика, живет обычной нормальной жизнью, какой живут все вокруг. Так же собачатся, так же пьют. Однако после смены отец неизменно возвращается домой, где его ждет, часто в полубессознательном состоянии, жена. Их дети ходят в школу. А Тузику, помимо еды, изредка перепадает скупая ласка.
И вот сейчас, когда его тащит куда-то незнакомая бабка, Тузик чувствует, что стрелка судьбы сдвигается в плохую сторону. Он дергается, принимается хныкать, но вырваться не получается.
- Извините, вы не подскажете, где бизнес-цент "Молот"?
- Чего? - раздосадовано уточняет старуха.
- Это ведь улица Подкузнечная, верно? - мелодично выпевает высокая девушка, и Тузик с изумлением понимает, что перед ним принцесса. - Мне нужен дом восемьдесят восемь, бизнес-центр "Молот". Что-то я совсем запуталась.
Принцесса нетерпеливо постукивает носком бордового облегающего ногу сапога, покачивается на высоких каблуках словно вот-вот упадет, потряхивает замечательной гривой волос, и вся она такая разноцветная и блестящая, что у мальчика буквально захватывает дух.
- Ну да, - принцесса морщит носик. - Или вы не здешняя?
- Еще чего! - бабка начинает оглядываться, одергивать юбку.
И несмотря на ошеломленность видом принцессы Тузик почти инстинктивно понимает - пора бежать. Он резким движением выдергивает руку, слегка приседает и юрким хорьком ускользает от цепких пальцев мгновенно опомнившейся старухи.
Но среди множества ног мальчик чувствует себя как рыба в воде, юрк-юрк, шмыг-шмыг. И вот он уже не здесь. Подальше, поглубже, и в другом месте. Ведь сказка тут везде сказка.
Широкая улица, вымощенная плиткой. С одной стороны симметрично рассаженные деревья в чугунных резных загородках, с другой - уходящие ввысь стеклянные дворцы, мигающие яркими надписями. По гладкому черному асфальту нескончаемым потоком мчатся машины, огромные, лакированные и внушающие трепет. И идут, идут принцессы, королевы. А короли только помогают им то войти, то выйти из тех машин, что иногда все-таки притормаживают у обочины. Короли высовываются из своих карет, то лысые, то коротко стриженные, а то и с гривой до плеч, и четко заученным галантным движением втягивают или извлекают принцесс и королев, показывая холеные руки с перстнями.
Тузик замирает, открывая рот. Все так красивы и роскошны, что остается только недоумевать, куда же запропастились принцы? Ведь должны же и они быть здесь. Присев на одну из оградок мальчик вглядывается в проходящих и с недоумением осознает, что некоторые из принцесс оказываются настоящими принцами, ухоженными, блестящими и знающими себе цену. А те, что поплоше - тоже ничего, с длинными волосами, задумчивыми взорами, бледными презрительными улыбками. Однако их, в отличие от тех, настоящих, короли вовсе не торопятся усаживать в кареты.
Странно, что Анька не говорила про королей. Вернее, про то, что они совсем не умеют ходить. Тузик, округлив глаза, смотрит на дворцы. В голову ему приходит мысль, что короли должны жить в еще больших, уже совсем не поддающихся осмыслению палатах. Ну, чтобы ездить там на своих машинах из комнаты в комнату, ведь пешком-то они не умеют.
Отдохнув, малыш поднимается, засовывает большой палец в рот, морщит смешные бровки. Все так странно, удивительно в сказке. Непохоже на обычную жизнь. Но так ведь и должно быть? Тузик ковыляет вдоль сверкающих дворцов, таращит черные вытянутые к вискам глаза. Ноги, ноги. Обтянутые чулками, брюками, тонкой кожи сапогами на высоких каблуках. Развевающиеся фалды замечательных по красоте пальто и плащей. Разноцветных, расшитых, непонятно как держащихся на плечах владельцев. Тузик не может удержаться и хватает пальчиками одно из пролетающих мимо пальто. Ткань настолько шелковиста и необычайно приятна на ощупь, что мальчик с трудом выпускает ее, волочась за владелицей, на несколько секунд дарящей его изумленным и несколько раздраженным взором из-под длинных загибающихся кверху ресниц. Тузик ждет грома и молний - ведь он грубым образом вторгся в сказку, словно нарушил негласный запрет и влез, вытащил из Анькиного рассказа бьющуюся жар-птицу. Однако принцесса просто щелкает языком, изгибает в неудовольствии бровь и скрывается среди такой же блестящей толпы. Мальчик трогает языком верхнюю губу, потирает ручки одну о другую, вздыхает, сжимает рот в точку. Теперь ему не забыть никогда этого чарующего ощущения. До самого небытия будет он помнить прикосновение к сказке - это он понимает точно.
Толпы, толпы, цветные огни, мигание и фырчание проносящихся в неудержимом потоке карет. Обилие впечатлений подавляет, оглушает. И через некоторое время Тузик просто опускается на поребрик мощеного тротуара, не осмеливаясь влезать на резную скамейку, что горделиво выгибает спинку в шаге от него. Он лишний здесь. Совсем чужой. Смешной гном в натянутом на круглую голову бордовом капюшоне с замызганной кисточкой. Грязный рваный завязанный кое-как шарф, куртка в потеках, подвернутые слишком широкие штаны, разодранные башмаки, сухие ладошки в морщинах многочисленных линий. Наверное, было бы замечательно остаться в сказке навсегда или хотя бы на сколько-то. Обжиться, пропитаться ее красками, приятными и будоражащими запахами. Пощупать и попробовать. Чтобы унести туда, обратно пусть крохотную, но часть этого мира. И затем, когда вдруг станет совсем плохо, по крупиночке откусывать, катать на языке. Как противоядие, нейтрализатор, клейкий листик дерева, уцелевшего в соседнем дворе.
Но тяжелое чувство полной своей отчужденности, ненужности здесь вдруг потрясает мальчика до глубины души. Его лицо искажается, сжимаясь в маску, нос начинает шмыгать. И, прижав кулачки к глазам, он принимается рыдать, неудержимо и горько. А люди по-прежнему плывут мимо, абсолютно равнодушные к скрючившемуся на обочине тротуара плачущему малышу. Несутся, рыча моторами, машины. Переливаются огнями огромные здания. Плюются обрывками музыки крутящиеся двери, сквозь которые цветная толпа потоками проникает внутрь и исторгается наружу торговыми и бизнес центрами. Неумолчный гул стоит над сказочным миром. Гул, который растворяет эмоции, порывы, чувства. Превращает живые существа в рожденные чьей-то фантазией персонажи.
Тузик вздыхает, растирает мокрые дорожки по щекам, стискивает рот в точку. И неожиданно замечает королеву, резко выделяющуюся на фоне остальных. На миниатюрном серебряном поводке со сверкающими камушками она ведет маленькую белую лохматую собачку, совсем щенка, уморительно поводящего носом и то и дело разевающего розовую, будто ненастоящую, пасть. Щенок аккуратно переступает лапками, трясет ушками, пробует вилять крошечным, словно привязанным, хвостиком. В то время как его круглые глазки удивленно взирают на окружающий мир.
Тузик замирает. А когда щенок внезапно и тонко тявкает, принимается звонко смеяться - до того тот забавен и мил. Толпа плывет и плывет мимо, не обращая внимания на заливающегося смехом мальчика в той же степени, в какой она не замечала его горе.
Дама в цветных перьях и побрякушках, вшитых в ее наряд повсюду, будто в нерешительности останавливается. Оглядывается, чуть поддергивает к себе щенка. Морщит лоб, вглядываясь в источник диссонирующего звука. А Тузик, счастливый как никогда прежде, широко раскрывает руки, делает несколько шагов вперед.
- Дузок! Дузок! - выкрикивает он, продвигаясь все ближе.
Щенок недоуменно поворачивает головку, вопросительно смотрит на хозяйку и с веселым тявканьем вдруг кидается навстречу ковыляющей фигурке. Припадает на передние лапки, вертит хвостом, приглашая поиграть. И замолкает, разом притянутый хозяйской рукой.
Тузик, точно натолкнувшись на стену, застывает, часто моргая и коротко дыша. Королева в перьях осматривает его с головы до ног, чуть усмехается, дотрагиваясь кончиком указательного пальца до своего гладкого подбородка.
- Да ты, похоже, не местный, верно? С окраины или из пригорода, ни дать ни взять, - она медлит, раздумывая. - Но, все же, ты определенно потерялся. Было бы странно предположить, что твоя мать зашла в один из бутиков, - женщина вновь вглядывается в Тузика и переливчато, но необидно, смеется. - Скажем так, ее бы туда просто не пустили... Ну-у, да и ей самой там ловить было бы нечего. Разве нет, мальчик?
Тузик опускает голову, сопит, двигает точку рта, не понимая сказанного. Крутит ладошки в карманах штанов на манер Люти.
- Какой, право слово, молчаливый ребенок, - продолжает дама. - Или разговаривать не умеет. Что тоже не лишено правдоподобия. М-да... Что ж, - заключает она, открывая на тонком запястье циферблат затейливых часов. - Мне пора. Удачи, "маугли".
Королева трогается с места, таща за собой упирающегося щенка. А Тузик, не в силах оторваться от встреченного чуда, робко пристраивается сзади. Щенок рвется и приплясывет, стремясь лизнуть протянутые пальцы, и никак не желает идти рядом. Дама хмурится, жмурится, цокает языком. Наконец останавливается, хватает щенка на руки и оборачивается к понурому преследователю.
- И что ты все идешь за мной, а? - разгневанно вопрошает она. - Надеешься на подачку? Так нет же! Ее не будет, слышишь?
Щенок елозит, тявкает, смешно дергает носом.
- Дузок..., - еле слышно говорит Тузик.
- Что?? Не слышу! - продолжает сердиться дама.
- Дузок! - выкрикивает мальчик.
- Точно, - уже более миролюбиво соглашается его собеседница. - "Возок", "дузок" и прочая ерунда. Тебя как зовут-то, приставучка?
- Почему не отвечаешь? - притопывает каблучком дама. - Задержка в реакциях? Вот незадача-то! Как зовут тебя, спрашиваю!
- Незаню, - бурчит Тузик.
- Не знаешь??- удивляется женщина. - Ну и дела! Вот довелось встретиться, не думала, не гадала. С Незнайкой. Ха-ха. Как твое имя-то, милый?
- Тузик, - после паузы сообщает тот.
- Как??
- Ну, Тузик! - с вызовом сообщает малыш.
- Да уж, развлечение мне досталось, будет что рассказать друзьям, - она медлит, посмеиваясь. - Ну а от меня-то тебе что нужно, Тузик? Денег, хлеба, зрелищ?
- Дузок, - снова шепчет мальчик.
- Что еще за "дузок"-то такой, господи боже мой! Подвезти его, разве, до автобусной остановки? - женщина опять оглядывает Тузика. - Да грязен, неумыт - запачкает обивку. Или сдать охраннику? И пусть поступает, как знает. Верно? Ведь звереныш явно заплутал, - она цокает языком. - Да, наверное, правильно... Пойдем-ка со мной, - наконец решается она.
Тут щенок делает резкий рывок и с веселым ворчанием устремляется к Тузику. Тот от неожиданности подается назад, чуть не падая. Но тут же с визгом сам тянется к собачонку, обхватывает его шею, тыкается носом в нос.
Дама поначалу застывает, пытается поймать поводок. Однако это оказывается совсем непросто - щенок носится вокруг мальчика как бешеный. Тогда, улучив момент, она вцепляется в руку Тузика и с сомнением осматривается. Но людское море по-прежнему равнодушно обтекает их, не останавливая и не убыстряя неспешное движение. Женщина склоняет голову набок, отчего становится похожей на встрепанную птицу, и продолжает шарить глазами по сторонам, словно пробуя отыскать выход где-то в толпе. Малыш не сопротивляется, только все старается свободной рукой погладить неугомонного собачонка.
- Герберт! - строго произносит дама. - Герберт, ко мне!
Щенок тормозит всеми четырьмя лапами, шлепается на хвост, поднимает мордочку, тараща черные глазки.
И направляется вперед, волоча одной рукой вяло упирающегося Тузика, другой - весело скачущего щенка.
- Так-так, - бормочет она. - Нашла развлечение на свою голову, без сомнений. До того было скучно и обыденно, ну до того... Теперь вот наслаждайся, расхлебывай... Выше крыши...
Тузик с удивлением косится на нее, сжимает рот, но тут же принимается смеяться, показывая мелкие белые зубы, когда собачонок с разбегу пихает его головой, тявкает и тут же уносится, выписывая вокруг дамы с мальчиком замысловатые петли.
Они идут, влившись в основной поток. И Тузик постепенно перестает ощущать себя абсолютно чужим. Теплая сухая ладонь королевы, смешной лохматый дружок, не устающий радоваться ему, Тузику. Привычная уже линия блестящих дворцов и фырчащих машин. Принцессы, принцессы... Короли, иногда выглядывающие из своих карет.
- Ну, вот мы и пришли, - дама останавливается у переливающегося дворца со стеклянными стенами и дверями. - Надеюсь, ты не откажешься от пирожного?
Тузик в сомнении двигает ртом, не зная, как реагировать на незнакомые слова.
- Впрочем, это неважно, - констатирует женщина. - Главное, что подустала я сама.
Покрепче сжав кисть мальчика, она подхватывает на руки Герберта и с достоинством вплывает в раскрывающиеся перед ней ворота.
- Лилиана Владиславовна... Как приятно... - склоняется в полупоклоне то ли принц, то ли валет. - Вам как обычно? - он ощупывает быстрыми глазками замурзанное лицо Тузика, его неприглядную одежду.
- Нет, нет, Сержик, - усмехается она. - Молодому человеку необходимы.., - королева вновь оглядывает мальчика с головы до ног. - Да, чашка какао с горячим молоком и шоколадный эклер. А мне, пожалуйста, кофе по занзибарски.
- Разрешите помочь? - услужливо принимает он сброшенное пальто в перьях. - М-м...
- Что, Сержик? - лукаво щурится женщина.
- А как же "Турле-муа", Лилиана Владиславовна? Неужели только кофе?
- Ах, искуситель! - ласково треплет она валета по щеке. - Глеб Емельянович сегодня?
- Точно. Вы же знаете, он их божественно делает. Божественно!
- Ну, хорошо. Кофе по занзибарски и "Турле-муа".
Щенок по-хозяйски пристраивается на бархатном диване, высовывает розовый дрожащий язык.
- Ну, что, Тузик? Зипун твой надо снять. Здесь в верхней одежде нельзя, да и жарко тебе станет... Боже, уже сегодня об этом начнут болтать. Ну и оригиналкой же я прослыву! У тебя ведь там не лохмотья?
- Ой, как интересно, - тянет Лилиана Владиславовна. - А ты случайно не девочка? Ха-ха! Не могу, ха-ха, ха-ха.
- Это Аньки, сестъы! - объясняет он, влезая на диван рядом со щенком. - Моя одезда гъязная.
- Замечательно! - объявляет дама. - Мальчик по имени Тузик в одежде сестры. Ха-ха. Будет, что вспомнить в конце недели... Дай-ка я тебя засниму.
Она вытаскивает из сумочки глянцевую дощечку, вроде лопатки, тыкает пальчиком и наводит вспыхнувшую ярким светом вещицу на Тузика. Тот жмется, морщит в испуге лоб, таращит глаза, двигает ртом, однако уклониться не может. Щелчок, еще щелчок. Удовлетворенное цоканье языком.
- Вот посмотри, дружок, - протягивает она дощечку. - Ну разве ты не чудо? Ха-ха.
Малыш вглядывается, не решаясь дотронуться. Там, в сверкающем обрамлении, без сомнения он сам, немного нахмуренный и недовольный, с раскосыми глазами и пуговкой носа. В цветастой Анькиной кофте и клетчатых подвернутых штанах.
- Извольте, Лилиана Владиславовна, - как из-под земли возникает Сержик с подносом. - Кофе по занзибарски, "Турле-муа". Пожалуйста, - он слегка пришаркивает. - Какао с горячим молоком и шоколадный эклер для молодого человека, - он опять шарит взглядом, стараясь найти объяснение, - Гусиный паштет для Герберта. Мое почтение, Лилиана Владиславовна.
И так ничего и не найдя, бесшумно удаляется изящно поводя задом.
Тузик втягивает воздух, чувствуя, как рот наполняется слюной, а в животе начинает явственно бурчать. Королева ставит блюдце с вкусно пахнущим паштетом перед щенком, затем поворачивается к мальчику.
- Ну, чего же ты не ешь? Такого в ваших Задрюпинсках нет точно, - она посмеивается, касаясь указательным пальцем подбородка. - Да и удастся ли тебе когда-нибудь попробовать подобное еще раз? Не стесняйся, чего уж.