Гайворонский Федор : другие произведения.

Терновый города венец

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья о кладбище, где лежат мои предки. (опубликована в газете "Берег" от 26.09.05 : http://web.vrn.ru/bereg/9_26_05.htm)


Терновый города венец

Федор Гайворонский

   Зачем люди ходят на старые кладбища? Один мой знакомый как-то сказал: " Потому что чувствуют себя виноватыми". Когда судьба отрывает тебя от родной земли, от могил предков, ты, приходя на старые, забытые людьми, но не Богом, кладбища, невольно думаешь: " Вот, могила заросла травою, так что даже имени не видно. А ведь это может быть, чья-то бабушка, отец, мать ..." И тогда ты вспоминаешь, что где-то далеко-далеко, в такой же могиле, спит вечным сном твоя бабушка, твой отец, твоя мать... И тебе становится стыдно, что вот уже бессчетное количество лет ты не находил времени купить билет и приехать, постоять у оградки, покрасить памятник, положить на Пасху крашеное яичко... Ты не находил времени поклониться праху того, кто любил тебя, качал на руках, пел колыбельные песни и водил в детский сад. И, срывая с безымянного холмика бурьян, поднимая упавший крест, ты втайне желаешь, чтобы кто-то сделал тоже самое на могиле, в которой спит твоя недолюбленная любовь ...
  
   Есть в Воронеже кладбище, называемое Терновое. Оно расположено практически во дворе школы N16, что на пересечении улиц Дзиньковского и Малой Терновой. Этому старинному православному погосту почти двести лет. Здесь покоятся кости тех, кто ходил с Суворовым в Итальянский поход, кто сражался с Кутузовым при Бородине, кто брал в 1813 году Париж, кто столетие спустя, в Первую мировую, остановил на западных рубежах России вторжение имперской Германии, кто своей кровью писал ту самую науку побеждать, используя которую, мы разгромили фашизм. Здесь лежат и простые наши земляки, и те, чьи имена были некогда гордостью Воронежа и произносились с должным почтением, когда гуляя вечером по Большой Дворянской, или слушая оркестр в Брикманском саду, воронежцы XIX века обменивались последними новостями.
  
   Сегодня от кладбища осталось около тридцати надгробий. Больше половины еще недавно лежало в земле, засыпанные тленом и прошлогодней листвою. Недавно их заботливо подняли ученики школы N16. Эти ребята, замечу, преимущественно девушки, пришли на кладбище по одной-единственной причине - сберечь Память о Прошлом. Именно так, и только с большой буквы. Потому что это великая Память о великом Прошлом. Мы должны наконец понять, что Россия не закончилась в 1917 году, что она продолжает жить в нас, в тебе, во мне, в русском офицере, что стоит рядом с тобой на автобусной остановке, в одноногом нищем, что сидит на углу возле ЦУМа, чей прадед, быть может, в двух шагах отсюда, в здании Дворянского собрания, впервые пригласил на венский вальс смущенную, совсем юную пробабушку...
   ...О забытые надгробия сегодня разбивают пивные бутылки. В густых кладбищенских зарослях валяются обертки, окурки, презервативы... Между могилами бегают на уроках физкультуры школьники. Дошло до того, что стали воровать памятники! Ведь они сделаны из прекрасного камня, а надписи всегда можно перебить. Весенние дренажные работы оставляют на поверхности человеческие кости... Это происходит в русском городе, на православном кладбище. Простите нас, пращуры, прости Господи, прости родня земля...
   Конечно, скажет обыватель, надо что-то делать. Так продолжаться дальше не может. Но сделано будет только то, что ты сделаешь сам. Ты сам должен придти, сам принести лопату и сам очистить от земли надгробие, быть может, твоего предка. Или купить за сто рублей (пять бутылок пива) два бруса, сбить из них крест, и написав на нем забытое, но некогда живое, имя, поставить над едва заметным холмиком. "Да кому это надо?" - спросишь ты. "Тебе" - отвечу я, вернее, твоим детям. Пусть у них будет прошлое. Не то неудобное прошлое, знакомое из советских времен, что кончалось в лучшем случае на прадеде, а настоящее русское прошлое, которому многие сотни лет. Прошлое, согласно традициям которого, наши дети будут счастливо жить и совершать великие дела подобно своим великим пращурам...
   Существует масштабный план восстановления. Хотя о полном восстановлении речи уже не идет - большая часть надгробий утрачена, местоположение большинства могил трудно определить. План включает в себя несколько этапов: решение вопроса о землеотводе, то есть, определение границ территории кладбища, для последующей передачи земли Воронежско-Борисоглебской православной епархии, возведение ограды, постройка часовни, создание мемориального комплекса, где бы хранились последние уцелевшие надгробия с уничтоженных городских кладбищ. Любой воронежец мог бы прийти сюда и воздать должное всем своим предкам, похороненным в воронежской земле, отстоять заупокойную службу. Решение вопроса о землеотводе необходимо, так как, хотя кладбище вот уже одиннадцать лет носит статус памятника истории и культуры, не исключен факт передачи большей части его территории под застройку - место престижное, тихое, шикарный вид на левый берег. А то обстоятельство, на чём будет стоять чей-то дом, вряд ли будет волновать тех, кто купит здесь участок. Как, собственно и тех, кто его продаст.
   Часовню строить тоже необходимо. Во-первых, здесь раньше уже была церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов, стало быть, ангелы Божии, согласно Священному преданию, продолжают служить на этом месте свои литургии. А во-вторых, на стенах часовни (согласно проекту) будут написаны имена тех, от чьих могил сегодня не осталось и следа. Есть списки, заботливо хранимые краеведами.
   Я знаю, кое-кто обязательно скажет: "Еще одну часовню строят! Лучше бы больницы в порядок привели". Да, отвечу я, еще одну. И чем больше церквей будут строить на Руси, тем скорее наша жизнь станет лучше и добрее, тем больше больниц будет приведено в порядок. Тысячу лет удивительно веротерпимое Православие было духовным стержнем, который сплачивал многонациональное государство в единый монолит. Да, церковь может отремонтировать больницы, и поликлиники, ветхие дома, и разбитые улицы. Средств, поверьте, хватит, и храмы, возводимые сегодня по всей стране, подтверждение тому. Церковь поможет накормить бездомных и найти работу тем, кто не в состоянии ее найти. Сможет. Но если такое произойдет, будет нарушен главнейший постулат, благодаря которому Россия в свое время избежала костров инквизиции, христианских (!) религиозных войн - постулат невмешательства церкви в дела государства. Русские не могут "похвастаться" Варфоломеевской ночью, или "охотой на ведьм". Знаете почему? Потому что мы - Православные. Пусть не все из нас соблюдают посты, пусть не всегда нам хватает времени отстоять службу до конца, или даже придти в храм, но в душе все мы верим.
   Верим, что смерть Иисуса была не напрасной, верим, что жизнь может стать лучше, верим, что мы сами не такие плохие, как нас подчас пытаются изобразить в печати и кино.
   Большинство-то, как сказал Александр Башлачев, честные, хорошие...
   И это действительно так. Имеется прошение в областную администрацию всвязи с проблемой Тернового кладбища, подписанное воронежскими деятелями науки и искусства, бизнесменами, политиками, священнослужителями, журналистами и просто порядочными неравнодушными людьми, настоящими патриотами. Воронежский отдел Российского Имперского Союза-Ордена и Губернское Дворянское собрание, организации, вплотную занимающиеся проблемой кладбища, пытаются решить вопрос о землеотводе. При их непосредственном содействии на могилах воинов Первой Мировой были установлены православные кресты, расчищены заросли чертополоха и крапивы. В местной печати вышел ряд тематических статей. Не за горами столетие начала Первой Мировой, которое будет отмечать весь мир, а в Воронеже могилы павших в этой войне воинов, находятся только на Терновом... Мэр города Скрынников, еще до начала предвыборной кампании, лично побывал на кладбище и пообещал сделать все возможное для его восстановления. Воронежско-Борисоглебская епархия, при решении вопроса о землеотводе, готова взять на себя покровительство над ходом восстановительных работ. В ответе от 23.04.04 на докладную записку о состоянии дел по Терновому кладбищу, митрополит Воронежский и Борисоглебский сказал, что "ликвидация кладбища дело кощунственное и недопустимое".
   Дело за землей. Городские власти должны оторвать от себя солидный ее кусок. А она сейчас дьявольски дорогая....
  
   Ничто в мире не происходит случайно. Единственное уцелевшее в Воронеже дореволюционное кладбище называется Терновым. Это - знак Божий. Это - наш с вами венец, наша терновая боль и только нам решать, что с ним делать дальше - честно нести на себе, несмотря на все трудности современной жизни, или бросить в придорожную канаву, как никому ненужный хлам ...
Сайт о терновом кладбище: http://ternoshka16.narod.ru/grave.htm
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"