Санкт-Петербург, 100 лет назад. Надпись об этом внизу экрана, как водится.
День. Интерьер.
Домик художницы Екатерины. Простая бедная обстановка, в комнате чисто и уютно. В большое окно видна зелень. Посреди комнаты стоит мольберт с неоконченным портретом девушки. Художница добавляет к нему детали и мечтательно улыбается. На столе в вазе стоит большой букет красных роз. Всюду разложены художественные принадлежности, лежат каминные спички, листы бумаги с карандашными набросками. В углу стоит большое зеркало. Екатерина садится перед ним и расчёсывает волосы. Съёмка изображения в зеркале. Девушка кажется очень красивой, беззащитной и трогательной. Голос за кадром.
ЕКАТЕРИНА: - Он говорит, что любит меня, и каждый день присылает цветы. Говорит, чтобы я не забыла о нём... смешно-то как - забыть! Скорее я душу свою забуду, чем его... ( Встаёт. Мы видим, что Екатерина - горбунья маленького роста. Она, сникнув, набрасывает на зеркало полотно. Вслух: ) Право, это так странно - меня и вдруг любить. До сих пор я слышала только упрёки... Нищая сирота, уродина, которую добрые люди должны кормить... Говорили, что я напрасно родилась на этот свет. (Подходит к розам) Надо было умереть, но я жила. У искусства есть душа. (Берёт из букета розу и разглядывает её). Она приходила во сне, и... танцевала... столь прекрасная и непостижимая, что все горести земной юдоли забывались. Благодаря ему сбылась моя мечта - я рисую её портрет. ( Показать портрет. Девушка смотрит на него) Я знаю смогу это сделать. У меня выросли крылья. Только страшно иногда отчего-то... так страшно бывает...
Свет меняется на тусклый. Екатерина судорожно целует розу. Стук в дверь. Девушка дёргается и ранит руку об шипы. Заходит почтальон, колоритная усатая личность. Видно, что они знакомы.
ПОЧТАЛЬОН: - Здравствуй, милая Екатерина. Всё художничаешь? (Смотрит на портрет) Ну, ну. Ловко-то как у тебя выходит.
ЕКАТЕРИНА: (испуганно) - Что, дядь Егор, что случилось?
ПОЧТАЛЬОН: - А чего сразу случилось-то? Письмо для тебя, Катенька.
ЕКАТЕРИНА: - Давайте!
ПОЧТАЛЬОН: (передаёт письмо) - Ну держи, да будь здорова. Пошёл я.
Почтальон уходит. Екатерина видит, что испачкала конверт своей кровью, и тихо вскрикивает. Открывает письмо, читает, её лицо искажается.
ЕКАТЕРИНА: (кричит) - Подлец!
Хватает вазу с розами и швыряет о стенку. Возвращается к письму.
Мы видим стол, на котором горят свечи в подсвечнике. На столе лежит лист бумаги, мужская рука пишет пером. Время от времени мы видим склонённый благородный профиль, опустим слова про породистого кобеля. Звучит мужской голос.
МУЖСКОЙ ГОЛОС: - ...должны расстаться, потому что ты не желаешь взрослеть. Да, мною двигала жалость, я изо всех сил пытался вернуть тебя на землю, но ты предпочла свои сказочки. Прощай.
Снова дом Екатерины, продолжение сцены с письмом. Екатерину бьёт дрожь. Она с ненавистью бросается к портрету.
ЕКАТЕРИНА: - Я тебе верила!
Срывает портрет с мольберта, бросает на пол. В музыке настоящая буря. Девушка комкает эскизы и бросает сверху портрета, потом поджигает бумагу и с рыданиями опускается на колени. Крупный план глаз портрета. Показав плачущую Екатерину, камера поднимается, и мы видим, что рядом неподвижно стоит Серый Хозяин.
СЕРЫЙ ХОЗЯИН: - Не надо плакать. Хочешь, я тебе помогу?
ЕКАТЕРИНА: (с мольбой протягивает руки) - Я вам душу отдам!
СЕРЫЙ ХОЗЯИН: (с тяжёлой насмешкой) - Умная девочка.
Серый накрывает вставшую Екатерину полой плаща, улыбка мгновенно тает. Он пожимает плечами. - Только зачем ты оскорбила Поэзию?
Взмахивает другой полой плаща, огонь взмётывается до потолка. За огнём ничего не видно. Слышен отчаянный женский крик.
Сцена 2
День. Экстерьер. Санкт-Петербург, наши дни. Андрей радостно спешит по улице на свидание. На скамейке сидит Татьяна с книгой. Когда Андрей приближается, она поднимает голову и улыбается.
ТАТЬЯНА: - Привет...
Андрей подходит и целует её (не слишком откровенно). Крупный план. Андрей отстраняется.
АНДРЕЙ: - Привет.
Сияющее лицо Татьяны.
АНДРЕЙ: - Скажи, маленькая оборванка, ты скучала?
Татьяна прячет книгу в рюкзачок и решительно встаёт.
ТАТЬЯНА: - Невыносимо! Он сомневается!
Парень и девушка берутся за руки и кружатся. Таня звонко смеётся. Они останавливаются и стоят, обнявшись, едва переводят дух.
ТАТЬЯНА: - Пойдём, Андрюша. Я покажу тебе Питер.
У Андрея озадаченный вид.
АНДРЕЙ:- Ты чё, Тань, я же родился в Питере! Обыкновенный город... Не, вообще-то я вырос на окраине, в маленькой сырой халупе. Помню, каждую весну вода заливала прихожую, и ночь напролёт орали жабы.
Таня улыбается и прикладывает палец к его губам. Отрицательно качает головой.
ТАТЬЯНА: - Я покажу тебе город, которого ты не знаешь.
Набережная Невы. Лицо Татьяны крупным планом.
ТАТЬЯНА: - Сфинксы - исполняют желания. Надо только потереть его, и загаданное желание сбудется.
Мы видим, что Татьяна стоит рядом с медным сфинксом над водой, чуть поодаль Андрей.
ТАТЬЯНА: (чешет сфинкса за ухом) - Здравствуй, кисонька.
Андрей деловито полирует сфинкса.
Андрей и Татьяна спускаются по ступеням к воде недалеко от сфинксов. Видна Нева и противоположный берег.
ТАТЬЯНА: (заговорщически) - Говорят, что когда строили метро, случилась страшная трагедия. Рабочих-заключённых не кормили, и они отказались работать. Несчастных заживо замуровали в стены и забыли о них... (Андрея перекашивает)
АНДРЕЙ: - И что дальше?
ТАТЬЯНА: - По ночам их привидения выходят на платформу и убивают людей. Немногие знают, что им нужно подать милостыню - хлеб, тогда они освободятся и уйдут.
АНДРЕЙ: - Вижу, ты решила меня напугать, Танюша? Не выйдет, я тоже знаю питерскую байку. По дорогам бродит Чёрный Автостопщик...
ТАТЬЯНА: (заинтриговано) - Какой он?
АНДРЕЙ: - Молчаливый человек в чёрном, он голосует на обочине. Не дай Бог тебе остановить машину. Несколько лет она будет мотаться по трассам Петербурга, а когда остановится - в ней окажется...
ТАТЬЯНА: - Скелет?!
АНДРЕЙ: - Пусто!
ТАТЬЯНА: - Андрейка, я боюсь.
АНДРЕЙ: (обнимает её) - Слушай, я никому тебя не отдам. (пауза) Какая же ты глупая, Таня! Всё это - страшилки для детей.
Татьяна вскидывается.
ТАТЬЯНА: - Ты правда так думаешь? Мне казалось, что ты другой.
АНДРЕЙ: (раздражённо) Какой? Какой тебе нужен?
ТАТЬЯНА: - Ладно, извини. Пойдём дальше.
АНДРЕЙ: (криво усмехается) - Ещё сказочки?
Камера следует вбок и вниз. На причале у старого корабля стоит пожилой мужчина-дух в поношенной морской форме, задумчиво качает головой и гладит бок корабля. Там, где прикасается его рука, с тихим звоном мерцают едва заметные звёздочки, обычная примета волшебства.
ДУХ КОРАБЛЯ: - А вот мы с тобой, дорогая, сорок лет душа в душу... Молодёжь пошла!
Сразу же следом за словами духа корабля звучит визгливый старческий крик.
ПЕНСИОНЕР: - Молодёжь пошла!!!
Разрушенная окраина города. Забор или низкая крыша. С земли поднимается Пенсионер, рядом стоит смущённая Таня. Пенсионер заботливо прижимает к себе толстого кота, отряхивает с него пыль, уговаривает почти без слов, кот ластится. С забора (крыши) спрыгивает Андрей. Татьяна знаками показывает, что случайно толкнула Пенсионера.
Пенсионер свирепо вперяется в молодых людей.
ПЕНСИОНЕР: - Так их тут... БАНДА!!! Ща милицию вызову! Думаешь, тебе можно пихать уважаемого, трудового человека?! Никакого порядку-то, совсем распустились! В мои-то годы за такое сажали!
Андрей и Татьяна, которые до этого безуспешно пытались вставить хоть слово, убегают.
ПЕНСИОНЕР: (потрясая тросточкой) - А ну вернитесь, тунеядцы! Мы будем жаловаться!
Зыркает на своего кота, держа его на руках. Крупный план блаженной морды кота. Он громко мурлычет.
Таня и Андрей бегут над Чёрной Речкой, потом переходят на шаг.
АНДРЕЙ: - Фуу, вроде бы оторвались.
ТАТЬЯНА: (тянет его за руку) - Давай сюда!
Татьяна бежит к дереву, нависшему над водой, и ловко взбирается на ветку. Андрей слегка неуклюже следует за ней. Они сидят на ветках, вид с берега сквозь дерево, на противоположный берег, там полуразрушенная бурая стена и заводские трубы.
ТАТЬЯНА: - В этом городе живёт Поэзия... (Прижимается щекой и ладонью к стволу дерева) - Послушай! Она там.
Андрей "слушает" ветку, на которой сидит, и пожимает плечами. Таня не замечает этого, она охвачена вдохновением.
ТАТЬЯНА: - Она под корой, словно тысячи хрустальных молоточков. (лицо девушки освещается золотым светом. Андрей зачарованно смотрит на неё. Звучат отголоски танца Поэзии) - Она журчит на прозрачных струнах морской воды, паруса и ветер - невесомая ткань её платья... Поэзия везде, она в каждом из нас. Я узнала её, когда была совсем девочкой...
АНДРЕЙ: (настойчиво) - Ты выросла. Таня, ты взрослая красивая женщина, я хочу быть с тобой... (тянется, чтобы поцеловать её)
Таня немного отстраняется.
ТАТЬЯНА: (растерянно) - Но Поэзия есть... я знаю...
АНДРЕЙ: (жёстким приказным тоном, ну гормоны) - Забудь об этом!
ТАТЬЯНА: - Нет!
Она отталкивает парня, Андрей с воплем обрушивается в грязную воду.
Встаёт с перекошенным лицом, стоит в воде и смотрит на Таню.
АНДРЕЙ: - Всё, с меня хватит! Мы говорим на разных языках! Можешь и дальше витать в облаках, только без меня! (Выбирается на берег, стоит рядом с деревом) Ты хоть знаешь, сколько баксов стоила эта куртка?
ТАТЬЯНА: - Я не знаю...
АНДРЕЙ: - Так спроси у своей Поэзии, будь она трижды проклята!
Андрей уходит быстрым шагом. Приближение и крупный план лица Тани. Она потрясена, по щекам текут слёзы.
Сцена 3
Интерьер. День. Мрачная покинутая многоэтажная стройка. Комната. Полутьма, неестественный холодный свет. В кресле кто-то сидит. Пока он говорит, камера плавно приближается к нему, обходя сбоку.
СЕРЫЙ ХОЗЯИН: (глухо посмеивается) А знаешь, я тоже родился в этом городе. И нас тоже было двое, с самого начала. Но ты никогда не будешь ненавидеть свою девчонку так, как я ненавижу Поэзию.
Камера подошла вплотную, Серый Хозяин резко оборачивается, мы видим его пугающее лицо прямо перед собой.
СЕРЫЙ ХОЗЯИН: - Подойди, Катерина.
Подходит Екатерина. Она вертит в руках засохшую розу и пытается расчесать волосы пятернёй, не глядя на Серого. Садится у его ног.
СЕРЫЙ: - Я помню, как люди строили этот город, как проклинали каждый камень, изнемогая от усталости, воя от тоски. А потом приходила она, дарила им вдохновение, и те ничтожества забывали Серого Хозяина.
ЕКАТЕРИНА: - Лживая тварь! Она должна умереть, хозяин.
Серый встаёт и кружит по комнате.
СЕРЫЙ: - В Петербурге есть закон превыше духов. Никто, даже я не смею преступить его.
ЕКАТЕРИНА: - Его можно обмануть...
СЕРЫЙ: - Да! В День Прощения, когда смыкаются мосты города и небес, наступает равновесие, и всякий дух, чья жизнь бессмысленна, исчезает.
ЕКАТЕРИНА: - Он оскорбил саму Поэзию, он проклят по закону!
СЕРЫЙ: (насмешливо)- Закон... если ко Дню Прощения Танцующая Королева не простит Андрея, закон сотрёт её с лица земли.
Пауза. Екатерина обрывает лепестки розы.
СЕРЫЙ: - Позаботься, чтобы она опоздала.
Пещера. Ночь. В пещеру спускается Екатерина. Двое людей в чёрном разводят костёр, ставят на него котёл с водой. Екатерина варит зелье. Шаманское песнопение. Вскоре её голос становится низким, нечеловеческим. К концу обряда в него вплетаются пугающие низкие голоса. Сварив зелье, Екатерина смотрит в него - там кружится фигурка танцовщицы в белом. Екатерина выходит наверх, где видно небо. Рядом стоит Серый Хозяин.
ЕКАТЕРИНА: - Поэт может мне помешать.
СЕРЫЙ: - Убей его. И Музыканта.
ЕКАТЕРИНА: - А Художник?
СЕРЫЙ: (мрачнея) Говорят, он мёртв... очень жаль. Это мог быть достойный противник.
Сцена 4
Интерьер. День. Комната Татьяны.
Татьяна вертится на кровати, садится, берёт тетрадь, где нарисовано дерево над речкой - и дорисовывает женскую фигуру в длинном платье. Таня довольна, добавляет надпись "я верю". Помрачнев, смотрит на фото Андрея. Звонит телефон. Она хватает его.
ТАТЬЯНА: - Да? (разочарованно) Аркадий! (снова радостно) Куда ты запропал, волшебник? Сколько лет... Ага, давай встретимся. Мне очень нужен твой совет.
Сцена 5
Интерьер. День.
Школа, Надпись на дверях класса "Кабинет русской литературы".
Урок младшего класса. Мальчик стоит за партой и смущённо молчит, ковыряя парту.
Мальчик идёт к учителю, остальные дети прыскают. Учитель встаёт, кладёт мальчику руки на плечи и заглядывает ему в глаза.
ПОЭТ: - Расскажи мне про осень своими словами.
МАЛЬЧИК: (сгорает от стыда) - Павел Николаевич, я не умею.
Дети громко смеются, рыжая девочка грустна.
МАЛЬЧИК: (с отчаянной решимостью) - Осень - рыжая, как Маша!
ПОЭТ: - Так я и думал. Багрец устарел. Ну, а что ещё?
МАЛЬЧИК: - Осень рисует. Ей рисунки не нравятся, она их выбрасывает в окно.
ПОЭТ: (рассеянно уточняет)- Акварель?
МАЛЬЧИК: (увлечённо) - Да. Такие разноцветные листы, их ветер, ну...
ПОЭТ: - Рвёт...
МАЛЬЧИК: - Да, и несёт по тратвару.
ПОЭТ: - Тротуару, Серёжа. (пауза) Пять.
Звонит звонок. Дети вскакивают. Поэт усмехается.
Экстерьер, день.
Поэт идёт по Невскому проспекту. В толкотне Екатерина проходит рядом и до крови вдавливает ему в ладонь сухую розу. Поэт оглядывается, Екатерина, мелькнув, скрывается в толпе. Поэту становится плохо, в глазах плывёт, звуки искажаются. Он быстро покидает толпу и падает на пустой улице лицом вверх. Призрак быстро скользит к нему (такое впечатление от походки) и проводит ладонью над лицом, не касаясь. Таким жестом закрывают глаза покойникам. Глаза Поэта становятся пустыми и чёрными, без зрачков, хотя человек жив, он тяжело дышит.
ЕКАТЕРИНА: - Поэт умер. Ты больше не Поэт.
Сцена 6
Экстерьер. День.
В сквере на скамейке сидят Аркадий и Татьяна. Аркадий гадает на картах таро, раскладывая их театральными жестами. Бормочет названия карт.
ПЕНСИОНЕР: - Сектанты поганые, тьфу!
Аркадий опускает веер карт и видит, что на дорожке остановился Пенсионер с котом на поводке. Таня начинает срочно рыться в сумочке, пряча лицо.
ПЕНСИОНЕР: (грозит кулачком) - Ух, наркоманы!
Уходит. Аркадий быстро заканчивает гадание.
ТАТЬЯНА: - Ну что, Аркадий?
АРКАДИЙ: - Любопытный расклад. Поругались вы не просто так. Твоему Андрею угрожает... злой дух! Забавно!
АРКАДИЙ: - Коллега, я в затруднении. Рассчитываю на ваше компетентное мнение.
Чародей важно раскладывает карты, иные вверх ногами. Аркадий внимательно смотрит на его манипуляции.
ЧАРОДЕЙ: - Да, вне сомнения, это злой дух. Призрак...
АРКАДИЙ: - Откуда вы знаете, Феофил?
ЧАРОДЕЙ: (пафосно) - Я чувствую!
АРКАДИЙ: - О-оо! (Тане) У господина сильнейшая аура!
Что посоветуете, Феофил?
ЧАРОДЕЙ: (строго) - Экзорцировать!
Аркадий восхищён. Глаза горят. Он потирает руки.
ЧАРОДЕЙ: - Она живёт на пожарище.
Сцена 7
Экстерьер, день.
День Города. Молодой дух спрыгивает с барьера, где сидел, и вприпрыжку следует городом. Мы видим центр празднующего Петербурга. Дух встречает друга, они весело обнимаются.
1-й ДУХ: - С Днём Города!
2-й ДУХ: - С Днём Города!
Бегут дальше, взявшись за руки, на ходу приплясывают. Наблюдают за пуском фонтанов в Петергофе, разинув рты. Потом выскальзывают из толпы. Идут по менее людному месту.
1-й ДУХ: - Ты её раньше-то видел?
2-й ДУХ: - Не-а. (вместе) Поглядим!
Переходят на бег, исчезают за углом.
Место собрания духов. Лужайка, тёмно-зелёные кусты и белое строение. Предположительно Потёмкинский парк.
Играют музыканты. Духи стоят группами по двое-трое. Новые подходят со всех сторон. Двое знакомых нам духов появляются, запыхавшись, и с восторгом рассматривают сборище.
1-й ДУХ: - О-оо, посмотри, это же старина Мостарь!
2-й ДУХ: - Слышь, приятель... а за что его зовут Разводным Ключом?
1-й ДУХ: (понизив голос) - Он же мосты разводит. Ну ключик есть у него! Так значит один раз... здравствуйте, Лебедь Ниловна! Эк придумали: Нил - это у них, у нас-то Нева!
2-й ДУХ: Так что Разводной Ключ?
1-й ДУХ: - А посеял. Суда стояли два дня. Судили!
Духи ныряют в толпу.
Три девушки спускаются к морю. По линии прибоя скачет лошадь, мы видим копыта и профиль всадницы, залитый солнцем. Это Поэзия, одетая в простую тонкую белую рубашку до пят. Девушки почтительно склоняются, Поэзия (все её движения очень плавные) спускается с лошади. Девушки поливают Поэзию водой из двух изящных кувшинов, рубашка промокает полосами. Картина исполнена эстетики.
Видим опять место празднества, двое Духов стоят с Чародеем. Духи, танцующие группами, собираются в хоровод. пляшут и веселятся. В стороне, закрываясь рукавом, стоит Екатерина в чёрном.
ДУХ-ДЕВУШКА: - Идём танцевать, сестра!
Екатерина отрицательно качает головой. Потом осторожно, в обход, направляется к алтарю, где стоит чаша.
Чародей торжественно звонит в колокольчик. Духи склоняются.
1-й ДУХ: (обалдело) - Танцующая...
2-й ДУХ: - Королева...
Спешно склоняются. Появляется Поэзия в летящем белом наряде. Танец Королевы под глухие ударные. Замедленная съёмка чередуется с обычной. Все в восхищении. Поэзия останавливается, быстро дыша. Екатерина подносит чашу. Поэзия неотрывно смотрит на неё. Екатерина в смятении опускает глаза. Остальные в восторге, звучит музыка.
ПОЭЗИЯ: (отрывистым полушёпотом) - С днём рождения, Петербург!
Поэзия выпивает зелье (Екатерина берёт кубок и ставит обратно), замирает и пошатывается. Подлетает чёрный жеребец с дикими огненными глазами. Королева отрешённо всходит на него, и жеребец уносится. Духи расступаются в смятении.
1-й ДУХ: - Чудно... мы остались без Королевы!
2-й ДУХ: - Ну и праздничек...
ЕКАТЕРИНА: (злорадно и горько) - Объявите Королевой меня. Разве я не красива?
Духи корчатся и падают один за другим. Екатерина хохочет, стоя у алтаря. Чародей бежит на неё с занесенным жезлом. Она выставляет вперёд пустую ладонь. Чародей словно натыкается на стенку и падает. Екатерина сбрасывает чашу с алтаря, и кладёт на него сухую розу.
Над ночным Петербургом фейерверк. Огни отражаются в воде, люди радуются.
Ночь над местом сборища духов. Они мертвы. Между телами прохаживается Серый Хозяин.
СЕРЫЙ ХОЗЯИН: - А знаете... я бы стал вашим королём. Только зачем мне подданные?
Сбоку "натюрморта", спиной к нему, неподвижно стоит Екатерина, глядя в пространство.
Сцена8
Интерьер, ночь.
Бильярдный клуб. Андрей играет с двумя знакомыми.
БОРИС: - Андрей, это в порядке вещей. Женщины приходят и уходят, бизнес остаётся!
АНДРЕЙ: - Танька была особенной.
МИХАИЛ: - Да видел я её, Андрей! Малолетка с идеями. Может, она тебя приворожила?
АНДРЕЙ: - Приворожила - это точно! (хватает кий) Защищайся!
Андрей фехтует с Михаилом, загоняет в угол, тот падает. Андрей заносит кий.
ТАТЬЯНА: (от дверей) - Андрей! Что ты делаешь?!
Андрей отходит.
ТАТЬЯНА: - Я всюду тебя ищу. Нет, это ничего не меняет, просто тебе грозит опасность.
АНДРЕЙ: - Какая опасность?
ТАТЬЯНА: (выпаливает) - Тебя преследует злой дух!
АНДРЕЙ: Что?..
БОРИС: (медовым голосом) - Меня тоже преследует, девушка. Дух налоговой милиции. Ужасно!
Борис и Михаил громко смеются. Андрей зол.
ТАТЬЯНА: - Но это правда! Мне сказал... чародей.
Борис значительно крутит пальцем у виска. Он и Михаил заливаются ещё громче. Андрей - темнее тучи. Таня выбегает из клуба в слезах. К клубу на шикарной иномарке подъезжает Игорь. ИГОРЬ: - Вас кто-то обидел? Погодите!